бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


История коми

История коми

История коми Коми (в соответствии с их самоназванием, прежнее их название -

зыряне) проживают на северо- восточных рубежах Европейской части России,

главным образом в Республике Коми, а их южная группа, коми-пермяки, живут в

Коми-Пермяцком автономном округе. Ещё одна группа коми живёт по притокам

реки Язьвы, берущей начало в горах Урала, это так называемые коми-язьвинцы.

Небольшими группами коми проживают также и в других регионах Российской

Федерации, например, в Западной Сибири и на Кольском полуострове. Коми

примерно полмиллиона, более 80 процентов из них хранят верность родному

языку. Почти четверть населения Республики Коми составляют коми. Среди

восточных финно-угорских народов история коми, вероятно, является наиболее

своеобразной. Их часто упоминают как "самый европейский" из восточных финно-

угорских народов. В истории коми, в их общественном развитии интересно то,

что, с одной стороны, они в наибольшей степени усвоили "европейскую"

(русскую) культуру, что произошло уже достаточно рано, а с другой стороны,

им удалось сберечь древние традиции, имеющие финно-угорские корни, и

сохранить свой язык. В последнее время народ коми продемонстрировал, что

способен воспользоваться новыми возможностями. Таким образом, вовсе не

случайно, что очередной Международный конгресс финно-угроведов, прошёл в

Сыктывкаре, столице Республики Коми, ещё в 1985 году, при "старой системе".

Это был первый случай, когда у целой большой международной группы появилась

возможность изучить поближе мир восточных финно-угров - пусть даже

поверхностно. Подобным же образом первый Всемирный конгресс финно-угорских

народов в 1992 году тоже был организован в Сыктывкаре, уже после распада

Советского Союза. Благодаря наступлению новых времён стало возможным в

открытую говорить с точки зрения финно-угров о межнациональных конфликтах

внутри Российской Федерации. Самостоятельная история народа коми, согласно

лингвистическим данным, началась в VII веке н. э. Их предки на рубеже III-

II тыс. до н. э., являясь ещё частью единой финно-угорской общности, жили

среди предков прибалтийско-финских, финно-волжских и угорских народов.

После распада этой общности, приблизительно в середине II тыс. до н. э.,

формируются археологические культуры, в которых можно увидеть черты предков

финно-пермских народов (коми и удмуртов). Население казанской

археологической культуры (XIV-1X века до и. э.) со всей очевидностью

составляли прапермяне. Эта культура может быть отнесена к Волго-Камскому

бассейну, к восточной части более ранней волосовской культуры. К IX веку до

н. э. были заселены также земли в бассейне р. Белой. В Волго-Камском

бассейне в VIII-III веках до н. э. существовала ананьинская археологическая

культура, которая представляет собой следующую стадию этногенеза пермских

финно-угров. Население ананьинской культуры между V и III веками до н. э.

покинуло пойму р. Вятки и обосновалось на левом берегу Волги. Большая часть

населения сосредоточилась в районе слияния Белой и Камы. Вследствие почти

двухтысячелетнего совместного проживания финно- пермских народов

близкородственность современных коми и удмуртского языков заметна даже не

языковеду. Соседями прапермян в этот период являлись народы иранского

происхождения; иранское влияние проявляется в пермских языках и в настоящее

время (к примеру, из иранских диалектов вошло в коми язык слово, которое и

в венгерском языке является иранским заимствованием и сейчас звучит почти

так же коми ezis (эзысь). венг. ez(st ("серебро"). Во второй половине I

тыс. н. э. коми вступили в контакт с волжскими булгарами. Поскольку

удмуртский язык сохранил намного больше булгарско-тюркских заимствований,

чем коми-зырянский, можно предполагать, что предки зырян жили несколько

севернее протоудмуртов. Соседями пермян были также древние венгры из

поволжской Великой Венгрии, что подтверждается общими лексическими и

грамматическими элементами в пермских языках и в венгерском, которые в

прочих финно-угорских языках отсутствуют. Например, общими являются: слово

kenyer "хлеб", формообразующий суффикс инфинитива - ni? суффиксы

числительных -пс и -ven/v(n: kilenc, harmins, negyven (означают

соответственно "девять", "тридцать", "сорок"). Связи венгров с пермянами,

согласно единодушным мнениям многих учёных, не могли быть интенсивными и

длительными. В период существования волжско-булгарских и пермских связей

произошло окончательное разделение прапермского народа на две группы в VIII-

IX веках К этому времени археологи уже предполагают различие между

культурами Поволжья и Прикамья. В ту эпоху ещё ни один источник не

упоминает о зырянах, первое известие о них предположительно содержится в

Киевской летописи в названиях "Пермь" и "Печера". Переселение зырян на

северные территории в период после IX столетия продолжалось далее. В Х веке

их поселения располагались вдоль рек Вычегды, Сысолы и Выми. На северо-

востоке они вступили в контакт с карелами и другими более малочисленными

прибалтийско-финскими народами (имеются лингвистические следы этих

контактов). С XI-XII веков начинаются связи коми-зырян с Новгородом.

Новгородские купцы были посредниками в установлении отношений, главным

образом, торговых с народами, жившими дальше к востоку. Эта же роль

посредников впоследствии приобретает важное значение и для зырян (например,

при покорении Сибири). Спасаясь от возраставших поборов и насильственной

христианизации значительные по численности группы зырян оставляли отчие

земли и переселялись на Каму. Так образовались два центра

позднесредневековой Бьярмии: Старая Пермь и Великая Пермь. Многочисленные

топонимы (в том числе и само слово Пермь можно обнаружить в обоих этих

местах. Следует упомянуть ещё об одном соседнем народе - о манси (вогулах).

При своём расселении коми вытесняли с родных мест, прежде всего манси,

которые переселялись за Урал. Об этих битвах упоминают древние летописи. О

манси впервые говорится в житии святого Стефана Пермского (Beликопермского)

(1396 год). С XIV века коми-зыряне стали относиться к Московскому великому

княжеству и начиная с этого периода, в их культурной и экономической жизни

идёт бурное развитие, в первую очередь, под воздействием обращения в

православие. В то время в крупном торговом городе Великий Устюг появился

родившийся в 1330-е годы Стефан епископ Пермский или Великопермский (в миру

звавшийся Степан Храп), позже причисленный к лику святых. В городе тогда

жили зыряне, и недалеко от него начиналась пермская языковая территория.

Степан Храп с детских лет знал зырянский язык наряду с русским, однако его

зырянское происхождение спорно. Он обучался в обители Ростова Великого,

изучал, среди прочих греческий язык. Готовясь к духовно-просветительской и

миссионерской работе на землях зырян, он ещё в 1372 году составил в Ростове

зырянскую азбуку - Анбур. В азбуке Анбур он использовал кириллические и

греческие буквы, а некоторые графические знаки создал сам на основе древних

зырянских тавровых меток или родовых символов (пасов). Древние зырянские

руны пробовали также связать с грузинским и армянским письмом.

Типологически это сходство вполне оправданно, однако разница, очевидно,

заключается в том, что на зырянских землях не удалось создать и сохранить в

первозданной целостности национальную культуру, подобную культурам народов

Кавказа. Святой Стефан Пермский самолично перевёл на зырянский язык

несколько молитв и литургических песнопений, из этих религиозных текстов до

наших дней дошли один-два. Зырянская письменность по своей древности среди

прочих финно-угорских народов, опережая финнов и эстонцев, следует за

венгерской. В 1379 году Степан Храп отправился к зырянам. Он боролся с

язычниками, многие из зырян присоединились к новой вере. В 1383 году он

поехал в Москву просить разрешения создать зырянское епископство. Великий

князь московский Димитрий Донской назначил самого Степана Храпа епископом

Пермским. Возвратившись на зырянские земли, св. Стефан повелел основывать

новые храмы. Одновременно он совершал поездки в Новгород Великий и в

Москву. Во время последней поездки в Москву в 1396 году он скончался. Не

исключено, что его убили. Высказывается и такое предположение, что

официальная русская церковь намеренно хотела уничтожить дело жизни св.

Стефана Пермского. Факт, что многие из преемников первого зырянского

епископа не знали зырянского языка, не уделяли внимания церковным службам

на зырянском языке, так что зырянская письменность постепенно была предана

забвению. К тому же местное духовенство почти целиком состояло из русских.

На основании некоторых исторических сведений нам известно, что вопреки

этому в зырянских храмах зырянский язык в православных литургиях

существовал вплоть до середины XVIII столетия. Поскольку в течение

длительного времени в Советском Союзе не занимались с должным вниманием

теологическими проблемами, более того, на темы религии долго было наложено

табу, миссия св. Стефана Пермского и её значение станут темой научных

трудов нового поколения исследователей. Местные учёные- историки уже делают

попытки дать научную оценку деятельности Стефана Пермского, направленной на

то, чтобы включить зырянские земли в сферу русской культуры. Явилось ли это

спасением Перми или же было всего лишь интермедией в истории

распространения власти Российский империи? Эта дискуссия, очевидно, не

случайно напоминает по своей тематике подобную дискуссию о значении миссии

венгерского Иштвана Святого (ср. противопоставление жизни древних языческих

племён и новой христианской феодальной системы). И точно так же, как в

Венгрии в нынешние времена, коми с возрастающим интересом обращаются к

"национальным вопросам". Написана первая пьеса о св. Стефане Пермском для

республиканского театра Фольклора. Это интересное произведение, которое

можно соотнести с венгерской национальной рок-оперой "Король Иштван", было

покачано президенту Венгрии Л. Гёнцу и венгерским гостям во время их

посещения Республики Коми. В заключение можно упомянуть также, что в 1992

году главная площадь Сыктывкара получила новое название - площадь

Стефановской (гибрид коми и русского языков),т. е. площадь Стефана. На

главной площади до 30-х годы стоял храм святого Стефана, который был

разрушен во времена атеистической антирелигиозной кампании. На одном из

угловых зданий площади Стефана в настоящее время установлена мемориальная

доска, которая хранит память о нём. Хроника событий VI-VII века - Пермские

народы (коми и удмурты) ещё живут вместе на своей, общей прародине, в

бассейне рек Волги и Камы; иранское воздействие, позднее волжско-булгарское

воздействие VIII-IX века - Коми постепенно уходят с пермской прародины,

направляются на север, их связи с удмуртами ослабевают; XI-XIII века -

Племена коми становятся соседями карел, вепсов и новгородских русских;

русское влияние (например, христианизация); на территориях коми образуются

два центра: на севере Старая Пермь, в районе современного села Усть- Вымь

(на языке коми Емва); на юге Пермь Великая, вблизи городов Пермь и Чердынь,

на территории современного Коми-Пермяцкого автономного округа; конец XIV

века - Деятельность святого Стефана Пермского: он занимается

миссионерством, становится первым епископом созданного в 1383 году

Пермского епископства, разрабатывает азбуку коми языка; первые письменные

памятники на коми языке (литургические тексты); XV век - К новому

централизованному русскому государству, Московскому великому княжеству,

присоединяются территории коми; Новгород утрачивает своё былое значение;

XVI век - Семья Строгановых получает от Ивана Грозного во владение земли

южных коми (пермяков); XVII-XVIII века - Спасаясь от поборов и дани, на

северных землях некоторые группы коми перебираются ещё дальше к северу; от

самодийцев (ненцев) коми перенимают домашнее оленеводство; небольшие группы

коми переваливают через Уральский хребет, в Сибири создаются деревни коми;

1780год - Небольшое поселение коми Усть-Сысольск (в настоящее время столица

республики, с 1930 года носит название на языке коми: Сыктывкар) получает

статус города; XIX век - Происходит социальная дифференциация коми: наряду

с традиционными занятиями (рыболовство, охота, разведение домашних оленей,

на юге - сельское хозяйство) появляются купцы, первые представители

интеллигенции, заводские рабочие (лесопилки, сталелитейные мастерские);

1911, 1913 годы - Венгерский учёный-лингвист Д. Фокош-Фукс проводит

исследования на земле коми; 1914-1920 годы - Первая мировая война,

революция, гражданская война; 1917 год - Семья Строгановых лишается своих

частных владений; 1921 год - Образуется Коми автономный округ (столица Усть-

Сысольск, позднее Сыктывкар); 1928 год - Образуется Коми-Пермяцкий

автономный округ (столица Кудымкар, с 1938 года имеет статус города); после

революции быстрыми темпами развивается система школьного обучения на коми

языке, издание книг; создаётся и реформируется новый литературный язык;

оказывается поддержка национальным кадрам коми ("зырянизация") на всех

уровнях государственного аппарата; 1936 год Переименование: образуется Коми

АССР; широкомасштабная русификация: появление многочисленных русскоязычных

переселенцев, миграция на территорию коми, главным образом, в города;

бесчисленные лагпункты ГУЛАГа ("зоны") на территории коми, погибают сотни

тысяч заключённых от холода, голода, непосильного труда, расстрелов;

заключенные строят железную дорогу на север до Воркуты 1937 год -

Промышленность (лесная, нефтяная, газовая, добывающая) дает 75%

производства; 1985 год - VI Международный конгресс финно-угроведов в

Сыктывкаре 1989 год - В Сыктывкаре образована I национальная общественная

организация "Коми котыр", которую возглавил писатель Геннадий Юшков; 1990

год Переименование: Социалистическая Республика Коми (Коми ССР) 1991 год -

I съезд Коми народа. Создан Комитет возрождения коми народа под

председательством В. П. Маркова. 1992 год Принят закон "О Государственных

языках Республики Коми". Коми и русский языки признаны Государственными и

наделены равными правами. 1992 год Переименование: Республика Коми:

республика отмечает юбилей: 620 лет коми письменности; I Всемирный конгресс

финно-угорских народов в Сыктывкаре; Дни коми-пермяцкой культуры и

искусства в Сыктывкаре; 1993 год - Президент Венгерской Республики Арпад

Гёнц становится первым главой иностранного государства, нанёсшим визит в

Республику Коми; образуется национальная партия коми "Доръям асьнымцс"

("Защитим себя сами"); 1994 год - Выборы I Главы республики. Ю. А.

Спиридонов избирается Главой Республики Коми на четыре года; 1998 год - В

Сыктывкаре прошла V международная конференция финно-угорских писателей;

2000 год - I международный финно-угорский театральный фестиваль для детей и

юношества "Ен дзирд"; 2000 год - Дни Финляндии в Республике Коми.

Международный Экономический форум "Северное измерение". Торгово-

экономическая выставка "Финляндия в Коми." Традиционная культура коми.

Природопользование. /© Н.Д.Конаков,опубл. в [1] с.250 / Природно-

географические условия территории Коми края в целом достаточно пригодны для

проживания человека, об этом свидетельствует его появление здесь еще в

палеолите. В то же время данная территория обладала неблагоприятными

условиями для развития производящего хозяйства (земледелия и скотоводства),

поскольку для этого требуется достаточно высокий уровень развития

производительных сил. Однако темпы их развития на базе первоначально

сложившейся здесь системы природопользования были крайне низкими. Вплоть до

второй половины первого тысячелетия нашей эры население Коми края

занималось охотой, рыболовством и собирательством, используя лишь природные

биологические ресурсы. Смена типа традиционного природопользования

произошла у населения Коми края где-то на рубеже 1 и 2 тысячелетий нашей

эры. Летописная Пермь Вычегодская имела уже комплексный тип присваивающе-

производящего хозяйства. Исходя из археологических, этнографических и

лингвистических данных есть основания полагать, что появление новой модели

природопользования было связано с проникновением на данную территорию новых

этнических групп из Прикамья - носителей древне коми языка. Пришлые

пермские группы проникали в долину Вычегды, оседали и воссоздавали

привычный для них комплекс хозяйства, включавший в себя занятия

земледелием, скотоводством, охотой, рыболовством и домашними ремеслами.

Более полно использующая природные ресурсы система природопользования и

выработанный на ее основе тип традиционного хозяйства древних коми

позволили в короткий срок одержать "бескровную" победу над местным

населением. Местное полуоседлое население, заимствуя у пришельцев их

хозяйственные навыки, переходило к оседлости, перенимало как более

приспособленный для данной системы природопользования весь хозяйственно-

культурный комплекс и, как следствие, растворялось в коми среде. Расселение

коми на север шло по пути освоения земель все менее пригодных для

земледелия, но еще достаточно богатых зверем и рыбой. Традиционная система

природопользования коми обладала достаточной гибкостью для того, чтобы,

изменяя место в общем хозяйственном комплексе отдельных отраслей, сохранять

свою структуру. По указанной причине, вплоть до завершения процесса

освоения севера Коми края к началу XX века, традиционное комплексное

присваивающе-производящее хозяйство продолжало еще успешно функционировать

на значительной территории. Сохранялся и базирующийся на нем традиционный

культурно-хозяйственный комплекс в целом. Пашенное земледелие у коми

развилось на основе древнего лесного подсечного земледелия. Подсеки (тыла)

встречались еще в начале XX века, но основой земледелия у коми в это время

было уже трехполье. Несмотря на кажущийся избыток земельных ресурсов в

крае, земли, пригодной для пашенного земледелия, не хватало. Более

плодородные земли в речных долинах рек были уже освоены. Малоплодородные

лесные почвы давали урожай только при большом количестве вносимого

удобрения (навоза), а недостаток в крае сенокосных угодий препятствовал

увеличению поголовья домашнего скота. Животноводство имело подсобное

значение, более развито оно было на севере Коми края, но там возможности

земледелия были минимальными из-за сурового климата. Крупнотабунное

товарное оленеводство у ижемских коми к началу XX века уже тоже исчерпало

возможности для количественного роста. Крупнотабунный выпас оленей имеет

существенный недостаток: при перегоне стад вытаптываются ягельники, а

олений мох - ягель растет очень медленно. В начале века ягельников в

Большеземельской тундре уже не хватало для выпаса оленьего поголовья,

имеющегося у ненецких и ижемских оленеводов. Коми оленеводы стали уходить

со стадами за Урал, часть из них переселилась в бассейн Оби и даже на

Кольский полуостров. В целом продуктивность сельского хозяйства по

указанным причинам была низкой, и оно не могло обеспечить полностью

потребность в продуктах питания. Товарной продукции земледелие и

скотоводство почти не давало. Использование земельных ресурсов ввиду

полуэкстенсивной системы землепользования еще имело возможности для

качественного роста, но они были весьма ограниченными. Добывающие промыслы,

особенно пушная охота, на протяжении ряда столетий позволяли сбалансировать

крестьянский бюджет. Но в наиболее густозаселенных, издавна земледельческих

районах Коми края, уже к началу XIX века экономическая значимость

промысловой охоты резко упала. Существенное значение для

внутрихозяйственного потребления повсеместно сохраняла добыча боровой дичи

в семейных ближних угодьях и сбор яиц водоплавающей дичи. Как и охотничий

промысел, рыболовство имело у коми давние традиции и занимало важнейшее

место среди внеземледельческих занятий. В той или иной мере рыболовный

промысел был распространен по всей территории расселения коми. Но

существенное товарное значение рыболовство имело только у северных коми

(печорцев и ижемцев), давая им ощутимый добавок к крестьянскому бюджету и

позволяя восполнять покупкой нехватку сельскохозяйственных продуктов.

Эффективность использования ресурсов животного мира достигала высшего

допустимого предела и даже превышала его. Об этом свидетельствует

исчезновение во второй половине XIX века на территории Коми края соболя и

бобра, резкое сокращение численности куниц, лосей и оленей, остановившийся

прирост вылова рыбы ценных пород, несмотря на попытки активизации лова. В

то же время огромные резервы минерально-сырьевых и лесных природных

ресурсов использовались в рамках традиционного коми хозяйства незначительно

и практически не выходили из сферы внутреннего потребления. Грибы, ягоды и

кедровые орехи входили в той или иной мере в рацион питания, но товарного

значения почти не имели. Древесина издавна и широко использовалась коми

крестьянством для собственных нужд. Даже простое перечисление предметов

бытовой сферы и орудий труда (или их деталей), изготовленных из дерева,

займет немало места. Кроме того, для внутреннего потребления из древесного

сырья получали деготь и смолу, из бересты делали многие предметы утвари. Но

большая часть лесных ресурсов края в рамках традиционного

природопользования коми не использовалась. Еще менее эффективно

разрабатывались минеральные сырьевые ресурсы. Наиболее широко и издавна у

коми использовалась глина. Но гончарное производство и в начале XX века

сохраняло характер домашнего ремесла с примитивной техникой жгутового

налепа и обжигом в обычной русской печи. Кирпичи для печного дела также

обычно изготавливали каждый для себя, без обжига. В домостроении кирпич как

материал у коми не использовался. Непрерывающиеся традиции имела добыча

брусяного камня для изготовления точил и оселков. Брусяной камень

разрабатывался открытым способом в верхнем течении р. Выми и в бассейне

верхней Вычегды. Богатые месторождения качественного брусяного камня на р.

Печоре с начала XIX века крестьяне стали сдавать в аренду. Арендаторы

платили договоренную сумму прямо в казначейство в счет государственных

податей крестьян, а те обязывались выработать определенное количество

брусяных изделий для себя. При таких условиях аренды печорские

месторождения брусяного камня были включены в традиционное

природопользование коми лишь номинально. На р. Ухте и р. Малица- ель

(притоке верхней Вычегды) местное население с давних пор организовало

добычу и обработку доманика (пропитанного нефтью глинистого сланца). После

обработки доманик шел на изготовление покрытия полов в церквях, крышек

столов, подоконников и различных мелких поделок. Другие минерально-

сырьевые природные ресурсы в рамках традиционного природопользования

использовались незначительно. Верхнепечорские охотники добывали свинцовую

руду из месторождения на р. Илыч для получения свинца на ружейные пули. На

Страницы: 1, 2, 3, 4


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.