|
Археология Восточных славян в 6 в.«находящихся у них в плену они не держат в рабстве, как прочие племена, в течение неограниченного времени – пишет Маврикий, - но ограничивая (срок рабства( определенным временем, предлагают им на выбор: желают ли они за известный выкуп возвратиться восвояси или остаться там ( где они находятся) на подложении свободных и друзей». Сведения о применении рабов немногочисленны. Очевидно, в земледельческом труде у восточных славян рабы не использовались. В основном, это были слуги, иногда рабыни-наложницы. Таким образом, рабовладельческой формации у восточных славян не было. В эпоху разложения первобытнообщинного строя существовал лишь рабовладельческий уклад, не ставший основой экономической жизни общества, но способствовавший выделению и усилению знати. О том, что какая-то часть славянского населения выделилась в экономическом отношении из остальной массы, ярко свидетельствуют клады, сосредоточенные преимущественно в южных районах восточнославянского ареала. Эти клады принадлежат не рядовым членам общества, они принадлежат знати. Возникновению экономического неравенства в славянском обществе способствовали и развитие межплеменного обмена, и торговые связи с кочевыми соседями, Византией и Хазарией, и военные столкновения. Славянам V1 в. была известна социальная категория племенной знати. Византийские источники V1-V11 в.в. неоднократно называют славянских племенных вождей-предводителей. Из описаний походов славян на Византию известны и некоторые имена таких вождей – Ардагаст, Мусокий, Пирагаст. Маврикий сообщает, что обычно у славян было по нескольку таких предводителей таких предводителей и между ними иногда не было согласия. Основным элементом военной организации славян в этот период было ополчение. В случае нападения неприятеля всякий мужчина, способный носить оружие, становился воином и участвовал в сражениях. Очевидно, с таким всеобщим ополчением столкнулись солдаты византийского императора Маврикия, воевавшие со славянами за Дунаем. Маврикий сетовал на «непобедимое мужество» и «несметное множество» славян.[13] Характеризуя славянское войско, Маврикий пишет: «каждый вооружен двумя небольшими копьями, некоторые имеют также щиты, прочные, но трудно переносимые. Они пользуются деревянными луками и небольшими стрелами, намоченными особым для стрел ядом, сильно действующим». Вряд ли в V1 в. были славянские дружины, находившиеся постоянно под кровлей своего военачальника и получавшие от него полное содержание. Очевидно, в племенную эпоху дружины набирались для одного военного похода или набега и расформировывались по завершении задуманных действий. Только сравнительно небольшое число дружинников находилось при племенном князе постоянно. Верховная власть у славян принадлежала племенным собраниям. Прокопий Кесарийский сообщает: «Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве (демократии), и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим». Значительной властью в собрании обладала, конечно, племенная знать, причем роль её постепенно увеличивалась. Одежда славян Восточной Европы V1 век Основным источником для изучения рассматриваемой темы должны служить материалы археологии. Однако у славян в этот период безраздельно господствовал обряд трупосожжения и умершие в одеждах сгорали на погребальных кострах. На восточнославянской территории сейчас раскопано более тысячи захоронений и ни в одном из них не обнаружены остатки одежды в виде кусков ткани, кожи или меха. Для истории одежды славян более чем скромные данные получены и при раскопках поселений. Органические материалы в культурных слоях поселений, как правило, не сохраняются. Исключением являются напластования Старой Ладоги, при раскопках которых обнаружены куски тканей и кожи. Исследование остатков кожи предоставило возможность для изучения обуви. При раскопках славянских поселений встречены в небольшом количестве предметы металлического гарнитура одежды – пряжки, поясные бляжки и кольца, а также единичные украшения. Письменных свидетельств об одежде славян Восточной Европы почти нет. Имеется лишь сообщение Прокопия Кесарийского (V1 в.) о балканских славянах: некоторые из них идут в бой против своих врагов в одних коротких штанах, не надевая ни хитона, ни плащей. Нет никаких известий о славянской одежде и в восточных источниках. Арабские авторы начинают уделять внимание одежде восточных славян лишь в Х-Х1 в.в. Таким образом, более или менее обстоятельного и полного очерка славянского одеяния сделать пока невозможно. Как свидетельствуют лингвистические материалы, славяне с древнейших времен одевались в платья из льняного и конопляного полотна и шерсти. Использование льна и конопли как важнейших материалов для изготовления одежды предполагает, что основным цветом её был белый или серый (при недостаточной отбелке). Было ли и в какой степени распространено крашение тканей, сказать невозможно. С древних времен использовали славяне для одежды и шерстяные ткани. Прядение и ткачество, как упоминалось ранее, были в числе наиболее распространенных домашних занятий славян. В У1 в. шелк, как и другие виды византийских и восточных тканей, могли покупать или выменивать только славянские князья и племенная богатая знать. Большая часть славян расселилась в лесной полосе с суровым климатом. Жизненные условия требовали теплой одежды, которая служила бы защитой от холода. Употреблялись прежде всего шкуры баранов, а из диких животных - волков и медведей. Уже в древности использовались для одежды и меха куницы, соболя, лисицы, белки, горностая, выдры и бобра. Меха выделывались не только для собственных нужд, но и для торгового обмена с другими странами. Шкуры животных использовались и для изготовления кож, из которых потом делалась обувь, поясные ремни и рукавицы.. Мужская одежда славян, как можно судить по всем имеющимся прямым и косвенным данным, с давних времен состояла из рубашки, штанов и надеваемого при необходимости поверх плаща или кафтана. Характер рубашки , по- видимому, передают рельефные изображения на литых фигурках человечков из Мартыновского клада. Рубашка представляла собой прямую одежду туникообразного покроя с длинными прямыми рукавами. Рукав у запястья стягивался , вероятно, широкой тесьмой. Посредине груди рубаха имела широкую вышитую вставку. Ворот неясен. Рубаха подпоясана – пояс обозначен двумя линиями. Длинные узкие штаны мартыновских человечков доходят до щиколоток. У славян они назывались ногавицами. По-видимому, штаны на бедрах поддерживались бечевкой. Поверх этих легких одеяний надевались более тяжелые верхние одежды. Известно несколько терминов, обозначавших такие одежды ещё в праславянский период – жупан, корзно, сукня и кожух. Вероятно именно в жупане изображен мужчина на фигурке, найденной на славянском поселении У1-У11 в.в. в Требужанах в Молдавии.[14] Длинный опоясанный кафтан показан на мужских фигурах Збруческого идола. Другие виды верхней мужской одежды славян неизвестны по изображениям У1-Х в.в. Мартыновские и требужанская фигурки изображают мужчин без головных уборов. Вероятно, в южных районах славянской территории мужское население в рассматриваемый период ходило без головных уборов. Головной убор славян – шапка языческого времени – известен только по скульптурным изображениям на идолах. Так четырехликая голова Збручского идола увенчана сферической шапкой с околышком. Подобная шапка изображена на голове новгородского каменного идола, найденного в Пошехонье. Мужские одежды обычно стягивались поясами. Иногда пояса делались из тканей и в таких случаях просто завязывались. Пояса из кожи имели металлические пряжки, наборные бляшки и наконечники. Наиболее полная серия металлических частей поясов, происходит из раскопок городища Зимно. Здесь найдены бронзовые, серебрянные и железные пряжки с круглыми, полукруглыми, овальными, восьмеркообразными и фигурными рамками и основой разнообразных форм, а также прямоугольные «гитаровидные» пряжки. Необходимо подчеркнуть, что поясные пряжки, бляшки и наконечники, найденные на славянских памятниках не принадлежат к специфически славянскому убранству одежды. На южной окраине восточнославянской территории в условиях соприкосновения с иноплеменным населением распространился обычай застегивать наплечную одежду при помощи фибул. Фибулы славян встречены как на поселениях, так и в составе кладов. Весьма широко распространились в антской среде У1-У11 в.в. пальчатые фибулы, которые можно считать этноопределяющими для этой славянской группировки. Однако они были принадлежностью женского туалета. Основным видом обуви славян были башмаки из кожи. В общеславянский период они назывались черевиками. Они изготавливались либо из целого куска кожи, либо из двух основных частей –цельнокроенного верха и подошвы. Покрой башмаков многообразен, но все виды принадлежат к одной форме – это узконосые башмаки с невысоким подъёмом, они довольно плотно облегали ногу и закреплялись с помощью ремешка, который несколько раз обвивался вокруг щиколотки и завязывался. Некоторые виды башмаков шнуровались. Детский башмак не был узконосым и повторял припухлость ноги. Нужно полагать, что славяне носили и лапти, изготовленные из лыка. Однако, археологически это пока засвидетельствовано лишь находками костяных кочедыков для плетения обуви такого типа. Женская одежда славян рассматриваемого периода менее документирована археологическими материалами и совсем не получила отражения в синхронных письменных источниках. Судя по более поздним данным, одежда женщин состояла прежде всего из рубашки, которая отличалась от мужской большей длиной и , очевидно, более нарядными украшениями – вышивкой или узорным тканьем. Фасоны мужской и женской верхней одежды в быту русских крестьян Х1Х в. мало чем отличались друг от друга. Надо полагать, что и в У1в. было так же. Одежды женских фигур, изображенных на Збручском идоле, не отличимы от мужского одеяния. Конечно, женщины ногавиц не носили, но жупаны, корзно, сукни и кожухи были почти идентичными. Женский костюм отличался от мужского головным убранством и украшениями. Женский головной убор реконструируется по находкам в кладах мартыновского типа. Составными частями уборов были серебряные пластины с завитком на конце – налобные венчики – орнаментированные пластины, воспроизводящие форму уха, - наушники.[15] Характерным славянским украшением были височные кольца. Такие украшения были найдены в мартыновском, малоржавском и новосуджанском кладах. Для закрепления верхней женской одежды у антов употреблялись пальцевые фибулы. Шейные ожерелья, состоящие из бус, судя по материалам длинных курганов кривичей и Староладожского городища, были в некоторых славянских регионах излюбленным женским украшением. Славянский женский костюм иногда дополнялся различными металлическими украшениями – шейными гривными, перстнями и браслетами. Собственно славянских типов этих украшений в то время ещё не было, и славяне пользовались самыми разнохарактерными украшениями, изготовленными своими мастерами-ремесленниками или приобретенными у соседних племен. Язычество Результаты археологических раскопок позволяют восстановить облик целого ряда языческих святилищ в различных районах восточнославянского расселения. Одним из интереснейших языческих сооружений восточных славян является святилище Перуна, исследованное близ Новгорода Великого в урочище Перынь, которое расположено там, где Волхов вытекает из оз.Ильмень.[16] Перынский холм, окольцованный по склонам сосновой рощей, величественно и живописно господствует над северными низменными и безлесными берегами Ильменя. Очевидно, здесь находилось не рядовое, а центральное святилище словен новгородских. Во время языческих празднеств на холме могло собираться большое количество людей. Центральную часть святилища составляла приподнятая над окружающей поверхностью горизонтальная площадка в виде правильного круга диаметром 21 м, окруженная кольцевым рвом шириной до 7 м и глубиной более 1м. Точно в центре круга раскопками выявлена яма от столба диаметром 0,6 м. Здесь стояла деревянная статуя Перуна, которая, как сообщает летопись , в 988г. была срублена и сброшена в Волхов. Перед идолом находился жертвенник – круг, сложенный из булыжников. Ров, окружавший культовую площадку, представлял в плане не простое кольцо, а ободок в виде огромного цветка с восемью лепестками. Такую форму придавали ему восемь дугообразных выступов, расположенных правильно и симметрично. В каждом таком выступе на дне рва во время языческих празднеств разжигали ритуальный костер, а водном из них, восточном, обращенным к Волхову, судя по количеству углей и прокаленности материка, горел «неугасимый» огонь. В планировке святилища можно видеть геометризированное изображение одного из цветков, посвященных Перуну. Более скромные святилища обнаружены среди лесов и болот и внешне похожи на городища. Эти культовые сооружения называют болотными городищами. Все святилища обслуживали более или менее крупные регионы, включавшие по нескольку, а иногда и по нескольку десятков поселений. По-видимому, это были племенные культовые места. Важнейшим признаком таких племенных святилищ является их изолированное от поселений положение. Жители окрестных поселений собирались на этих святилищах в основном во время крупных языческих празднеств и молений или же в связи с событиями важными для племени. По строению эти святилища отличались одно от другого частностями. Общими элементами, обусловленными единством языческого мировоззрения восточных славян, были их круглая форма с идолом или столбом в центре и ритуальные костры. Помимо племенных святилищ, у восточных славян были и небольшие, устраиваемые непосредственно на поселениях и предназначенные для более узкого круга лиц. Они, по-видимому, служили для повседневных молений. На поселении У1-У11 в.в. в урочище Гнилой Кут на окраине г.Городок на Подолии исследовано святилище, состоявшее из прямоугольной площадки (2,3 х 1,5 м), выложенной небольшими плоскими камнями и круглого кострища, устроенного в углублении около восточного края площадки. Среди остатков костра обнаружены обоженные кости животных и фрагменты глиняной посуды.[17] Священным деревом славян – язычников был дуб. Культ этого дерева связан с культом Перуна. Дважды - со дна Днепра, а также в нижнем течении Десны - были подняты стволы дубов, стоявших не берегах этих рек и подмытых ещё в древности. Эти деревья были объектами культового почитания. В стволах дубов оказались вбиты соответственно девять и четыре кабаньих клыка (остриями наружу). В северо-западной части восточнославянской территории в раннем средневековье было распространено культовое поклонение камням. Культ камня относится к давней эпохе и по своему происхождению не связан со славянским этносом. Славяне, по-видимому, унаследовали культ поклонения камням от аборигенного населения. Памятниками этого культа являются крупные камни с ямками, с выемками – отпечатки ног человека или животного ( камни- следовики), известные в Новгородско-Псковской земле и на территории Белоруссии. В отдельных местностях этнографами зафиксировано реликтовое сохранение культового поклонения этим камням: дождевая вода из ямок и углублений на камнях представлялась «святой». Идолы-кумиры были важнейшими атрибутами как племенных, так и поселенческих святилищ восточного славянста. Наиболее распространены деревянные статуи, о чем свидетельствуют материалы археологии и письменные источники. Деревянные идолы восточных славян – деревянные столбы, наверху которых изображалась человеческая голова. До нашего времени они не дошли, поэтому их облик в полной мере нельзя воссоздать, Некоторое представление о них дают деревянные скульптурные находки из новгородских раскопок.[18] Прежде всего - это палочки с навершиями, вырезанными в виде головы мужчины. Очевидно, они связаны с языческими верованиями и являлась покровителями семьи или защитниками от злых духов. В разных местах восточнославянской территории найдены каменные идолы, свидетельствующие о том, что в среде славян-язычников широкое распространение получили и изображения божеств, выполненные из камня. Так называемый новгородский идол, обнаруженный в 1893г при расчистке русла Шексны и Белоозерского канала, высечен из гранита. Высота его 0,75 м. Примитивным рельефом выполнены глахза, рот и подбородок. Голова увенчана шляпой. Себежский идол найден в болоте. Это гранитная голова мужчины в шляпе с округлой тульей и прямыми полями. Лицо идола выделено из остальной массы камня – два глаза выбиты в виде щелок, двумя продольными линиями передан немного выступающий нос, рот высечен в виде горизонтальной черты. Высота идола 0,67м . В южнорусских землях, где славянская культура испытывала воздействие давних цивилизаций, известны более сложные языческие идолы. Так, у с.Яровка Черновицкой обл. на древнерусском поселении обнаружен двуликий каменный идол. Это столб высотой 1,7 м. Посредством грубой обивки на нем схематично изображены два плоских лица, повернутых в противоположные стороны. Контуры лиц, глаз, нос и рот обозначены ямками. Одна, по видимому мужская, голова изображена в остроконечном головном уборе, лицо другой, очевидно, принадлежит женщине, на голове которой шапки нет ( Тимощук Б.О., 1976г.). Наиболее примечательным памятником славянского язычества является Збручский идол, найденный у подножия холма в Збруче, притоке Днестра, близ Гусятина, и ныне находящийся в Краковском археологическом музее. Условно этот идол называется Святовитом, и ему посвящены десятки научных исследований. Изваяние представляет собой высокий (2,7 м) четырехгранный столб, на каждой из четырех сторон которого имеются серии изображений. Манера изображения плоскостная и схематичная. Переданы лишь основные контуры. Детали, может быть, выполнялись раскраской. Следы краски выявлены во впадинах известнякового столба. Общий космогонический смысл Збручского идола и изображений на каждой из 4-х граней его расшифрован и интерпретирован Б.А.Рыбаковым. Три горизонтальных яруса изображений этого изваяния символизируют распространенное деление вселенной на небо – мир богов, землю, обжитую людьми, и преисподнюю (подземный мир), таинственные обитатели которого держат на себе землю. Наверху, на каждой стороне столба изображены в рост фигуры четырех божеств, увенчанных одной общей шапкой. На главной лицевой стороне помещено женское божество с турьим рогом- ритоном в правой руке. Это- богиня плодородия с рогом изобилия. По левую сторону от нее- мужская фигура бога-воина с саблей у пояса и конем внизу. Скорее всего - это Перун. По правую сторону отглавной богини помещено другое женское божество с каким-то кольцом в правой руке. На тыльной грани – изображение мужского божества без атрибутов. Эти фигуры имеют строгие позы, как бы говорящие об их неземном происхождении. В среднем поясе помещены чередующиеся фигуры мужчин и женщин. Это – земля с хороводом взявшихся за руки людей. Нижний ярус – три фигуры усатых мужчин, Это – подземные боги, поддерживающие находящийся над ними земной шар. Збручский идол позволяет понять языческие представления славян о трехярусном строении мира. Такое представление сложилось в далекой древности и было распространено у разных народов. Единая шапка четырех небесных божеств , может быть, отражает идею единого высшего бога. Среди курганных материалов многочисленны украшения, обусловленные языческими символикой и мифологией. Особый интерес представляют привески – амулеты. Они связаны с заклинательной магией. В отдельных погребениях встречены целые наборы амулетов, подвешенных на цепочках к общей основе. Значительно чаще привески-обереги встречаются в курганных захоронениях не в наборах, а индивидуально. Это те же ложечки, ключи, бубенчики, гребни, клыки или челюсти животных, топорики и разнообразные зооморфные подвески. Ложка- символ сытости, благосостояния и довольства. Привеска- ключ – символ богатства и сохранности. Обереги-клыки и когти хищников – служили для «отпугивания зла». Бубенчики в составе наборов привесок-амулетов при малейшем движении начинали колебаться и издавали звон, что, очевидно, имело какое-то магическое значение. Топор в славянском язычестве был символом Перуна. Амулеты – гребни служили оберегами от болезней. Гребням, уничтожающим паразитов – распространителей болезней, славяне-язычники придавали значение оберегов, их украшали звериными головами. Привески- лунницы связаны с культом луны и были принадлежность девичьего убора ( Селена-богиня Луны считалась покровительницей девушек). С глубокой древности образ женщины, ожидающей рождения ребенка, в языческом мировоззрении был связан с образом прорастающего в земле зерна. Привески в виде молодого ростка-крина символизировали, рождающую жизненную силу женщин Довольно многочисленную группу амулетов восточных славян образуют зооморфные привески. Это плоские изображения птиц и животных, очевидно, |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |