бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Археология Восточных славян в 6 в.

«находящихся у них в плену они не держат в рабстве, как прочие племена, в

течение неограниченного времени – пишет Маврикий, - но ограничивая (срок

рабства( определенным временем, предлагают им на выбор: желают ли они за

известный выкуп возвратиться восвояси или остаться там ( где они находятся)

на подложении свободных и друзей».

Сведения о применении рабов немногочисленны. Очевидно, в

земледельческом труде у восточных славян рабы не использовались. В

основном, это были слуги, иногда рабыни-наложницы. Таким образом,

рабовладельческой формации у восточных славян не было. В эпоху разложения

первобытнообщинного строя существовал лишь рабовладельческий уклад, не

ставший основой экономической жизни общества, но способствовавший

выделению и усилению знати. О том, что какая-то часть славянского населения

выделилась в экономическом отношении из остальной массы, ярко

свидетельствуют клады, сосредоточенные преимущественно в южных районах

восточнославянского ареала. Эти клады принадлежат не рядовым членам

общества, они принадлежат знати.

Возникновению экономического неравенства в славянском обществе

способствовали и развитие межплеменного обмена, и торговые связи с кочевыми

соседями, Византией и Хазарией, и военные столкновения.

Славянам V1 в. была известна социальная категория племенной знати.

Византийские источники V1-V11 в.в. неоднократно называют славянских

племенных вождей-предводителей. Из описаний походов славян на Византию

известны и некоторые имена таких вождей – Ардагаст, Мусокий, Пирагаст.

Маврикий сообщает, что обычно у славян было по нескольку таких

предводителей таких предводителей и между ними иногда не было согласия.

Основным элементом военной организации славян в этот период было

ополчение. В случае нападения неприятеля всякий мужчина, способный носить

оружие, становился воином и участвовал в сражениях. Очевидно, с таким

всеобщим ополчением столкнулись солдаты византийского императора

Маврикия, воевавшие со славянами за Дунаем. Маврикий сетовал на

«непобедимое мужество» и «несметное множество» славян.[13] Характеризуя

славянское войско, Маврикий пишет: «каждый вооружен двумя небольшими

копьями, некоторые имеют также щиты, прочные, но трудно переносимые. Они

пользуются деревянными луками и небольшими стрелами, намоченными особым для

стрел ядом, сильно действующим». Вряд ли в V1 в. были славянские дружины,

находившиеся постоянно под кровлей своего военачальника и получавшие от

него полное содержание. Очевидно, в племенную эпоху дружины набирались для

одного военного похода или набега и расформировывались по завершении

задуманных действий. Только сравнительно небольшое число дружинников

находилось при племенном князе постоянно.

Верховная власть у славян принадлежала племенным собраниям.

Прокопий Кесарийский сообщает: «Эти племена, славяне и анты, не

управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве

(демократии), и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом

общим». Значительной властью в собрании обладала, конечно, племенная

знать, причем роль её постепенно увеличивалась.

Одежда славян Восточной Европы

V1 век

Основным источником для изучения рассматриваемой темы должны служить

материалы археологии. Однако у славян в этот период безраздельно

господствовал обряд трупосожжения и умершие в одеждах сгорали на

погребальных кострах. На восточнославянской территории сейчас раскопано

более тысячи захоронений и ни в одном из них не обнаружены остатки одежды

в виде кусков ткани, кожи или меха. Для истории одежды славян более чем

скромные данные получены и при раскопках поселений. Органические

материалы в культурных слоях поселений, как правило, не сохраняются.

Исключением являются напластования Старой Ладоги, при раскопках которых

обнаружены куски тканей и кожи. Исследование остатков кожи предоставило

возможность для изучения обуви. При раскопках славянских поселений

встречены в небольшом количестве предметы металлического гарнитура одежды

– пряжки, поясные бляжки и кольца, а также единичные украшения.

Письменных свидетельств об одежде славян Восточной Европы почти

нет. Имеется лишь сообщение Прокопия Кесарийского (V1 в.) о балканских

славянах: некоторые из них идут в бой против своих врагов в одних коротких

штанах, не надевая ни хитона, ни плащей. Нет никаких известий о славянской

одежде и в восточных источниках. Арабские авторы начинают уделять внимание

одежде восточных славян лишь в Х-Х1 в.в.

Таким образом, более или менее обстоятельного и полного очерка

славянского одеяния

сделать пока невозможно.

Как свидетельствуют лингвистические материалы, славяне с древнейших

времен одевались в платья из льняного и конопляного полотна и шерсти.

Использование льна и конопли как важнейших материалов для изготовления

одежды предполагает, что основным цветом её был белый или серый (при

недостаточной отбелке). Было ли и в какой степени распространено крашение

тканей, сказать невозможно. С древних времен использовали славяне для

одежды и шерстяные ткани. Прядение и ткачество, как упоминалось ранее, были

в числе наиболее распространенных домашних занятий славян. В У1 в. шелк,

как и другие виды византийских и восточных тканей, могли покупать или

выменивать только славянские князья и племенная богатая знать.

Большая часть славян расселилась в лесной полосе с суровым

климатом. Жизненные условия требовали теплой одежды, которая служила бы

защитой от холода. Употреблялись прежде всего шкуры баранов, а из диких

животных - волков и медведей. Уже в древности использовались для одежды и

меха куницы, соболя, лисицы, белки, горностая, выдры и бобра. Меха

выделывались не только для собственных нужд, но и для торгового обмена с

другими странами. Шкуры животных использовались и для изготовления кож, из

которых потом делалась обувь, поясные ремни и рукавицы..

Мужская одежда славян, как можно судить по всем имеющимся прямым и

косвенным данным, с давних времен состояла из рубашки, штанов и надеваемого

при необходимости поверх плаща или кафтана. Характер рубашки , по-

видимому, передают рельефные изображения на литых фигурках человечков из

Мартыновского клада. Рубашка представляла собой прямую одежду

туникообразного покроя с длинными прямыми рукавами. Рукав у запястья

стягивался , вероятно, широкой тесьмой. Посредине груди рубаха имела

широкую вышитую вставку. Ворот неясен. Рубаха подпоясана – пояс обозначен

двумя линиями. Длинные узкие штаны мартыновских человечков доходят до

щиколоток. У славян они назывались ногавицами. По-видимому, штаны на бедрах

поддерживались бечевкой. Поверх этих легких одеяний надевались более

тяжелые верхние одежды. Известно несколько терминов, обозначавших такие

одежды ещё в праславянский период – жупан, корзно, сукня и кожух. Вероятно

именно в жупане изображен мужчина на фигурке, найденной на славянском

поселении У1-У11 в.в. в Требужанах в Молдавии.[14] Длинный опоясанный

кафтан показан на мужских фигурах Збруческого идола. Другие виды верхней

мужской одежды славян неизвестны по изображениям У1-Х в.в.

Мартыновские и требужанская фигурки изображают мужчин без головных

уборов. Вероятно, в южных районах славянской территории мужское население в

рассматриваемый период ходило без головных уборов.

Головной убор славян – шапка языческого времени – известен только по

скульптурным изображениям на идолах. Так четырехликая голова Збручского

идола увенчана сферической шапкой с околышком. Подобная шапка изображена

на голове новгородского каменного идола, найденного в Пошехонье.

Мужские одежды обычно стягивались поясами. Иногда пояса делались из

тканей и в таких случаях просто завязывались. Пояса из кожи имели

металлические пряжки, наборные бляшки и наконечники. Наиболее полная серия

металлических частей поясов, происходит из раскопок городища Зимно. Здесь

найдены бронзовые, серебрянные и железные пряжки с круглыми, полукруглыми,

овальными, восьмеркообразными и фигурными рамками и основой разнообразных

форм, а также прямоугольные «гитаровидные» пряжки. Необходимо подчеркнуть,

что поясные пряжки, бляшки и наконечники, найденные на славянских

памятниках не принадлежат к специфически славянскому убранству одежды.

На южной окраине восточнославянской территории в условиях

соприкосновения с иноплеменным населением распространился обычай

застегивать наплечную одежду при помощи фибул. Фибулы славян встречены как

на поселениях, так и в составе кладов.

Весьма широко распространились в антской среде У1-У11 в.в. пальчатые

фибулы, которые можно считать этноопределяющими для этой славянской

группировки. Однако они были принадлежностью женского туалета.

Основным видом обуви славян были башмаки из кожи. В общеславянский

период они назывались черевиками. Они изготавливались либо из целого куска

кожи, либо из двух основных частей –цельнокроенного верха и подошвы.

Покрой башмаков многообразен, но все виды принадлежат к одной форме – это

узконосые башмаки с невысоким подъёмом, они довольно плотно облегали ногу

и закреплялись с помощью ремешка, который несколько раз обвивался вокруг

щиколотки и завязывался. Некоторые виды башмаков шнуровались. Детский

башмак не был узконосым и повторял припухлость ноги. Нужно полагать, что

славяне носили и лапти, изготовленные из лыка. Однако, археологически это

пока засвидетельствовано лишь находками костяных кочедыков для плетения

обуви такого типа.

Женская одежда славян рассматриваемого периода менее документирована

археологическими материалами и совсем не получила отражения в синхронных

письменных источниках. Судя по более поздним данным, одежда женщин

состояла прежде всего из рубашки, которая отличалась от мужской большей

длиной и , очевидно, более нарядными украшениями – вышивкой или узорным

тканьем. Фасоны мужской и женской верхней одежды в быту русских крестьян

Х1Х в. мало чем отличались друг от друга. Надо полагать, что и в У1в. было

так же. Одежды женских фигур, изображенных на Збручском идоле, не отличимы

от мужского одеяния. Конечно, женщины ногавиц не носили, но жупаны, корзно,

сукни и кожухи были почти идентичными. Женский костюм отличался от мужского

головным убранством и украшениями.

Женский головной убор реконструируется по находкам в кладах

мартыновского типа. Составными частями уборов были серебряные пластины с

завитком на конце – налобные венчики – орнаментированные пластины,

воспроизводящие форму уха, - наушники.[15] Характерным славянским

украшением были височные кольца. Такие украшения были найдены в

мартыновском, малоржавском и новосуджанском кладах. Для закрепления

верхней женской одежды у антов употреблялись пальцевые фибулы. Шейные

ожерелья, состоящие из бус, судя по материалам длинных курганов кривичей и

Староладожского городища, были в некоторых славянских регионах излюбленным

женским украшением. Славянский женский костюм иногда дополнялся различными

металлическими украшениями – шейными гривными, перстнями и браслетами.

Собственно славянских типов этих украшений в то время ещё не было, и

славяне пользовались самыми разнохарактерными украшениями, изготовленными

своими мастерами-ремесленниками или приобретенными у соседних племен.

Язычество

Результаты археологических раскопок позволяют восстановить облик

целого ряда языческих святилищ в различных районах восточнославянского

расселения. Одним из интереснейших языческих сооружений восточных славян

является святилище Перуна, исследованное близ Новгорода Великого в урочище

Перынь, которое расположено там, где Волхов вытекает из оз.Ильмень.[16]

Перынский холм, окольцованный по склонам сосновой рощей, величественно и

живописно господствует над северными низменными и безлесными берегами

Ильменя. Очевидно, здесь находилось не рядовое, а центральное святилище

словен новгородских. Во время языческих празднеств на холме могло

собираться большое количество людей.

Центральную часть святилища составляла приподнятая над окружающей

поверхностью горизонтальная площадка в виде правильного круга диаметром 21

м, окруженная кольцевым рвом шириной до 7 м и глубиной более 1м. Точно в

центре круга раскопками выявлена яма от столба диаметром 0,6 м. Здесь

стояла деревянная статуя Перуна, которая, как сообщает летопись , в 988г.

была срублена и сброшена в Волхов. Перед идолом находился жертвенник –

круг, сложенный из булыжников. Ров, окружавший культовую площадку,

представлял в плане не простое кольцо, а ободок в виде огромного цветка с

восемью лепестками. Такую форму придавали ему восемь дугообразных выступов,

расположенных правильно и симметрично. В каждом таком выступе на дне рва во

время языческих празднеств разжигали ритуальный костер, а водном из них,

восточном, обращенным к Волхову, судя по количеству углей и прокаленности

материка, горел «неугасимый» огонь. В планировке святилища можно видеть

геометризированное изображение одного из цветков, посвященных Перуну.

Более скромные святилища обнаружены среди лесов и болот и внешне

похожи на городища. Эти культовые сооружения называют болотными городищами.

Все святилища обслуживали более или менее крупные регионы, включавшие

по нескольку, а иногда и по нескольку десятков поселений. По-видимому, это

были племенные культовые места. Важнейшим признаком таких племенных

святилищ является их изолированное от поселений положение. Жители

окрестных поселений собирались на этих святилищах в основном во время

крупных языческих празднеств и молений или же в связи с событиями важными

для племени. По строению эти святилища отличались одно от другого

частностями. Общими элементами, обусловленными единством языческого

мировоззрения восточных славян, были их круглая форма с идолом или столбом

в центре и ритуальные костры.

Помимо племенных святилищ, у восточных славян были и небольшие,

устраиваемые непосредственно на поселениях и предназначенные для более

узкого круга лиц. Они, по-видимому, служили для повседневных молений.

На поселении У1-У11 в.в. в урочище Гнилой Кут на окраине г.Городок на

Подолии исследовано святилище, состоявшее из прямоугольной площадки (2,3 х

1,5 м), выложенной небольшими плоскими камнями и круглого кострища,

устроенного в углублении около восточного края площадки. Среди остатков

костра обнаружены обоженные кости животных и фрагменты глиняной посуды.[17]

Священным деревом славян – язычников был дуб. Культ этого дерева

связан с культом Перуна. Дважды - со дна Днепра, а также в нижнем

течении Десны - были подняты стволы дубов, стоявших не берегах этих рек и

подмытых ещё в древности. Эти деревья были объектами культового

почитания. В стволах дубов оказались вбиты соответственно девять и четыре

кабаньих клыка (остриями наружу).

В северо-западной части восточнославянской территории в раннем

средневековье было распространено культовое поклонение камням. Культ камня

относится к давней эпохе и по своему происхождению не связан со славянским

этносом. Славяне, по-видимому, унаследовали культ поклонения камням от

аборигенного населения. Памятниками этого культа являются крупные камни с

ямками, с выемками – отпечатки ног человека или животного ( камни-

следовики), известные в Новгородско-Псковской земле и на территории

Белоруссии. В отдельных местностях этнографами зафиксировано реликтовое

сохранение культового поклонения этим камням: дождевая вода из ямок и

углублений на камнях представлялась «святой».

Идолы-кумиры были важнейшими атрибутами как племенных, так и

поселенческих святилищ восточного славянста. Наиболее распространены

деревянные статуи, о чем свидетельствуют материалы археологии и

письменные источники. Деревянные идолы восточных славян – деревянные

столбы, наверху которых изображалась человеческая голова. До нашего

времени они не дошли, поэтому их облик в полной мере нельзя воссоздать,

Некоторое представление о них дают деревянные скульптурные находки из

новгородских раскопок.[18] Прежде всего - это палочки с навершиями,

вырезанными в виде головы мужчины. Очевидно, они связаны с языческими

верованиями и являлась покровителями семьи или защитниками от злых духов.

В разных местах восточнославянской территории найдены каменные

идолы, свидетельствующие о том, что в среде славян-язычников широкое

распространение получили и изображения божеств, выполненные из камня. Так

называемый новгородский идол, обнаруженный в 1893г при расчистке русла

Шексны и Белоозерского канала, высечен из гранита. Высота его 0,75 м.

Примитивным рельефом выполнены глахза, рот и подбородок. Голова увенчана

шляпой.

Себежский идол найден в болоте. Это гранитная голова мужчины в шляпе

с округлой тульей и прямыми полями. Лицо идола выделено из остальной массы

камня – два глаза выбиты в виде щелок, двумя продольными линиями передан

немного выступающий нос, рот высечен в виде горизонтальной черты. Высота

идола 0,67м .

В южнорусских землях, где славянская культура испытывала воздействие

давних цивилизаций, известны более сложные языческие идолы. Так, у с.Яровка

Черновицкой обл. на древнерусском поселении обнаружен двуликий каменный

идол. Это столб высотой 1,7 м. Посредством грубой обивки на нем схематично

изображены два плоских лица, повернутых в противоположные стороны. Контуры

лиц, глаз, нос и рот обозначены ямками. Одна, по видимому мужская, голова

изображена в остроконечном головном уборе, лицо другой, очевидно,

принадлежит женщине, на голове которой шапки нет ( Тимощук Б.О., 1976г.).

Наиболее примечательным памятником славянского язычества является

Збручский идол, найденный у подножия холма в Збруче, притоке Днестра, близ

Гусятина, и ныне находящийся в Краковском археологическом музее. Условно

этот идол называется Святовитом, и ему посвящены десятки научных

исследований. Изваяние представляет собой высокий (2,7 м) четырехгранный

столб, на каждой из четырех сторон которого имеются серии изображений.

Манера изображения плоскостная и схематичная. Переданы лишь основные

контуры. Детали, может быть, выполнялись раскраской. Следы краски выявлены

во впадинах известнякового столба. Общий космогонический смысл Збручского

идола и изображений на каждой из 4-х граней его расшифрован и

интерпретирован Б.А.Рыбаковым.

Три горизонтальных яруса изображений этого изваяния символизируют

распространенное деление вселенной на небо – мир богов, землю, обжитую

людьми, и преисподнюю (подземный мир), таинственные обитатели которого

держат на себе землю.

Наверху, на каждой стороне столба изображены в рост фигуры четырех

божеств, увенчанных одной общей шапкой.

На главной лицевой стороне помещено женское божество с турьим рогом-

ритоном в правой руке. Это- богиня плодородия с рогом изобилия. По левую

сторону от нее- мужская фигура бога-воина с саблей у пояса и конем внизу.

Скорее всего - это Перун. По правую сторону отглавной богини помещено

другое женское божество с каким-то кольцом в правой руке. На тыльной грани

– изображение мужского божества без атрибутов. Эти фигуры имеют строгие

позы, как бы говорящие об их неземном происхождении.

В среднем поясе помещены чередующиеся фигуры мужчин и женщин. Это –

земля с хороводом взявшихся за руки людей.

Нижний ярус – три фигуры усатых мужчин, Это – подземные боги,

поддерживающие находящийся над ними земной шар.

Збручский идол позволяет понять языческие представления славян о

трехярусном строении мира. Такое представление сложилось в далекой

древности и было распространено у разных народов. Единая шапка четырех

небесных божеств , может быть, отражает идею единого высшего бога.

Среди курганных материалов многочисленны украшения, обусловленные

языческими символикой и мифологией. Особый интерес представляют привески

– амулеты. Они связаны с заклинательной магией. В отдельных погребениях

встречены целые наборы амулетов, подвешенных на цепочках к общей основе.

Значительно чаще привески-обереги встречаются в курганных

захоронениях не в наборах, а индивидуально. Это те же ложечки, ключи,

бубенчики, гребни, клыки или челюсти животных, топорики и разнообразные

зооморфные подвески.

Ложка- символ сытости, благосостояния и довольства. Привеска- ключ –

символ богатства и сохранности. Обереги-клыки и когти хищников – служили

для «отпугивания зла». Бубенчики в составе наборов привесок-амулетов при

малейшем движении начинали колебаться и издавали звон, что, очевидно, имело

какое-то магическое значение. Топор в славянском язычестве был символом

Перуна. Амулеты – гребни служили оберегами от болезней. Гребням,

уничтожающим паразитов – распространителей болезней, славяне-язычники

придавали значение оберегов, их украшали звериными головами. Привески-

лунницы связаны с культом луны и были принадлежность девичьего убора (

Селена-богиня Луны считалась покровительницей девушек).

С глубокой древности образ женщины, ожидающей рождения ребенка, в

языческом мировоззрении был связан с образом прорастающего в земле зерна.

Привески в виде молодого ростка-крина символизировали, рождающую жизненную

силу женщин

Довольно многочисленную группу амулетов восточных славян образуют

зооморфные привески. Это плоские изображения птиц и животных, очевидно,

Страницы: 1, 2, 3


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.