бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Археология Восточных славян в 6 в.

Археология Восточных славян в 6 в.

Введение

Восточные славяне ныне – население, говорящее на русском, украинском и

белорусском языках. Этому населению свойственны специфические языковые и

этнографические особенности, выделяющие его из остального славянского мира.

В раннем средневековье восточные славяне составляли единую

древнерусскую (или восточнославянскую) народность, для которой были

характерны общий язык и однородная материальная и духовная культура. Таким

образом, восточные славяне – понятие не географическое, а этноисторическое.

История восточного славянства начинается с того периода, когда из

общеславянского (праславянского) языка стал выделяться самостоятельный

восточнославянский язык. Как свидетельствуют многие лингвистические

данные, это произошло в середине первого тысячелетия н.э. В первый период

истории восточных славян (VI-VII в.в.) происходили процессы,

подготавливающие распад общеславянского языка и закладывались основы для

формирования древнерусской народности.[1]

К VIII-IХ в.в. славянские племена занимали значительные пространства

Восточной Европы – от Чудского и Ладожского озер на севере до Черного моря

на юге. Эта территория принадлежит к Восточно-Европейской, или Русской

равнине (средняя высота над уровнем моря 170м). Характер местности, в

основном, равнинный, лишь местами имеются небольшие повышения поверхность

(Среднерусская, Валдайская, Смоленская и Подольская возвышенности). В

формировании современного рельефа заметную роль сыграло древнее

оледенение. В северной части сохранился моренный покров со слегка

холмистым рельефом. В средней части ледниковая морена подверглась размыву

талыми водами, что привело к значительному сглаживанию холмов. В южной

части, на территории которая не покрывалась ледником, поверхность

рассечена долинами крупных рек и имеет развитую балочно-овражную сеть.

Русская равнина обладает развитой речной системой. Из рек южного

стока наибольшую площадь занимает Днепр с его крупными притоками Припятью,

Десной и Сожем. К старой восточнославянской территории принадлежит ещё

бассейн Днестра и Южного Буга, а также верхнее течение Волги с бассейном

Оки. Из бассейнов северной части следует отметить Ильменский, включающий

Ловать, Мсту, Шелонь и Волхов; Псковский- с рекой Великой; Западнодвинский

и Неманский.

Значительная часть Восточно-Европейской равнины покрыта лесами.

Преобладают смешанные и широколиственные леса. Лишь южные окраины этой

территории принадлежат к лесостепи, где лес с лиственными породами

деревьев чередуется с разнотравными степями.

Равнинный характер, благоприятные климатические условия, обилие рек и

лесов способствовали освоению человеком Русской равнины в глубокой

древности. В первой половине 1-го тысячелетия н.э. Восточно-Европейская

равнина была заселена племенами, относящимися к нескольким языковым

группам. Северные территории ( от Финляндии и Эстонии на западе до Урала на

востоке) были заняты финно-угорским населением. Средняя часть, выходящая к

побережью Балтийского моря (от устья Вислы до устья Западной Двины)

принадлежала балтам. Более южные районы Поднепровья с примыкающими к нему

верховьями Буга и Днестра заселяли славяне, вплотную соприкасавшиеся на

юге с ираноязычными сарматскими племенами.

Впервые на вопрос о происхождении древнерусского народа попытался

ответить в Х11в. летописец Нестор, автор Повести временных лет.[2] По его

представлениям славяне в древности жили на Дунае. Затем на них напали

волохи и притесняемые славяне начали широкое расселение по Средней и

Восточной Европе. Летописец называет славянские племена и указывает их

географическое положение. Особенно подробно он описывает восточнославянские

(или, как они именуются в летописях, русские) племена, составившие основу

древнерусской народности. Летописцу было известно 13 славянских племен,

населявших Восточную Европу. В Среднем Поднепровье жили поляне, на земле

которых возник Киев. На западе они соседствовали с древлянами. Из их

городов упоминаются Овруч и Искоростень. Ещё западнее, на Волыне,

расселились бужане (волыняне). Между Припятью и Двиной обитали дреговичи.

На днепровском левобережье по Десне, Сейму и Суле расположились севера

(северяне). На левом притоке Днепра – Соже локализуются радимичи.

Верховья Оки занимали вятичи. Одним из крупнейших русских племен были

кривичи, заселявшие верхние течения Днепра, Волги и Западной Двины и

будущую Псковскую землю. Летописец ещё называет полочан, поселившихся на

речке Полоте, притоке Западной Двины. Самым северным русским племенем были

словене, живишие в обширном бассейне оз.Ильмень. Южную окраину по Днепру,

Южному Бугу и Днестру занимали уличи и тиверцы, а где-то на юго-западе ( в

Прикарпатье) обитали хорваты.

Летописное описание племен долгое время оставалось единственным

источником по ранней этнической истории восточного славянства. В Х1Х в.,

особенно во второй его половине, почти на всей восточнославянской

территории активно велись раскопки курганов – погребальных памятников

восточных славян 1Х-Х1У в.в. Археологические сведения несравнимо богаче

летописных и дают возможность уточнить указания письменных источников и

детализировать картину расселения славянских племен в Восточной Европе.

К началу 30-х годов ХХв. относятся первые археологические монографии,

посвященные отдельным восточнославянским племенам. А.В.Арциховский

систематизировал курганный материал вятичей Х1-Х1У в.в.[3], Б.А.Рыбаков

исследовал радимические курганные древности.

Большую роль в изучении восточнославянских племен сыграл

П.Н.Третьяков, предложивший привлечь к изучению славянских племен

археологические данные второй половины 1 тысячелетия н.э., на которые до

этого не обращали внимания. Итогом большой работы Н.П.Третьякова над

древностями второй половины 1 тысячелетия н.э. явилось его исследование о

северных восточнославянских племенах – кривичах, словенах новгородских и

вятичах.[4]

В результате плодотворных экспедиционных изысканий советских

археологов в послевоенный период ХХв. в общих чертах была создана

этническая карта Восточной Европы накануне широкого славянского

расселения. К настоящему времени в распоряжении археологов имеется огромное

количество славянских погребальных комплексов, которые являются неоценимым

источником по восточнославянской истории.

Хозяйство и общественный строй

славян в Y1 веке

Основным занятием славян второй половины 1-го тысячелетия н.э. было

сельское хозяйство, причем ведущей отраслью его являлось земледелие. Как

показывают данные языкознания, археологии и этнографии, начало земледелия у

славян восходит к глубокой древности. Южные территории

восточнославянского мира несколько обгоняли северные в сельскохозяйственной

деятельности. Этому способствовали не только природные условия, но и

древние традиции, восходящие к плужному, пашенному возделыванию земли того

периода, когда среднеприднепровские области находились в орбите

провинциальноримской культуры.

Славянские поселения этого периода отражают оседлый образ жизни, они

устраивались по берегам рек и озер в таких местах, где имелись участки,

пригодные для земледелия.[5] На многих поселениях найдены земледельческие

орудия – железные наральники, сошники, чересла, мотыги, серпы, косы, а

также продукты земледельческого труда. В южной части восточнославянской

территории применялись широколопастные наральники с плечиками. Делались они

из одного куска железа и использовались на сравнительно легких почвах.

Единичным находками представлены в южных землях восточнославянского

расселения и наконечники без плечиков.

Другой металлической часть землеобрабатывающих орудий были чересла -

плужные ножи. На селище у д.Хотомель найдено черенковое чересло,

выкованное целиком из железа.[6]

Тягловой силой для работы пашенными орудиями, как южного типа, так и

сохой была у славян лошадь. О её широком использовании для обработки пашни

в эпоху древней Руси говорят письменные источники и изображения на

миниатюрах.

В хозяйстве славянских племен лесной зоны Восточной Европы

заметное место принадлежало подсечному з6емледелию. При этом участок,

очищенный от леса, очень скоро истощался и переставал давать урожай через 3

– 4 года. Это заставляло славян оставлять старые участки и вырубать новые.

Такая система земледелия требовала огромного количества земли и заставляла

селиться сравнительно небольшими поселками.[7]

Исследования нижних слоев Новгорода, Изборска и других поселений

свидетельствуют о возделывании славянами в лесной зоне как злаковых и

зернобобовых культур, так и волокнистых растений, что возможно лишь при

наличии полевого пашенного земледелия.

В лесостепной зоне имелись крупные, свободные от лесных массивов участки,

поэтому здесь , очевидно, возникла система севооборота – двухполье или

трехполье.

Вспомогательными орудиями при обработке пахотных земель были небольшие

роговые мотыжки. Изготавливались мотыжки из широких частей рогов

благородных оленей и состояли из слегка заостренного плоского лезвия и и

небольшой втулки. Они найдены на славянских поселениях Среднего

Приднепровья , в Побужье и Днестровско-Дунайском междуречье.

Основным орудием для расчистки лесных участков под пашню был топор. Они

железные, массивные, с удлиненным узким клиновидным лезвием и закругленным

обухом. Находки таких топоров немногочисленны, но повсеместны.

Урожай с полей снимали при помощи серпов. Их форма, близкая к

современной, - клинок близок по форме параболе или части эллиптической

кривой, черенок отогнут наружу, он вбивался в короткую деревянную рукоятку.

Собранный с полей урожай в южных землях хранился в зерновых ямах –

специальных погребах, округлых в плане, колоколовидной или грушевидной

формы, вырытых в материковом грунте. Ямы такой формы, закрывающиеся

деревянной крышкой, лучше сохраняли зерно. Стенки их или обжигались, или

выстилались берестой, или укреплялись

плетенной лозой. В северной полосе обмолоченное зерно, очевидно, хранилось

в специальных наземных постройках.

Переработка зерна на муку производилась при помощи ручных жерновов.

Они делались из различных пород – известняка, песчанника, кварцита и т.п.,

были в плане круглой формы диаметром от 30 до 60 см. Различаются верхние и

нижние диски: верхние более массивные имели вогнутую рабочую поверхность,

нижние выпуклую. Вращение производилось с помощью рычага, укрепленного в

отверстии с верхней стороны жернова. Жернова или их фрагменты при

раскопках встречены на очень многих поселениях.

Для выпечки хлеба широко применялись глиняные сковородки. Обычно они

имели круглую форму ( диаметр 15-20 см) и были снабжены невысокими

бортиками. На таких сковородках пекли хлебцы и лепешки, а также готовили

различные блюда из несозревших зерен ячменя и пшеницы или пищу из проса.

О составе культурных растений, возделывавшихся восточными славянами

полнее можно судить по находкам зерна на поселениях. Анализ зернового

материала, происходящего из различных поселений лесной зоны Восточной

Европы, свидетельствует о довольно широком ассортименте земледельческих

культур. [8]

Наряду с земледелием большое место в хозяйственной деятельности

восточных славян занимало животноводство. Костные остатки выявлены при

раскопках многих поселений и дают представление о составе стада. Первое

место всюду должно быть отведено крупному рогатому скоту. Кости крупного

рогатого скота составляют до 50% остеологического материала, связанного с

домашними животными. Стада крупного рогатого скота были важнейшим

богатством славянской общины. Мясо его употреблялось в пищу, кроме того, он

использовался для получения молока и молочных продуктов, а в южных землях

и как тягловая сила в пашенном земледелии. О значении крупного рогатого

скота в жизни восточных славян ярко говорят письменные источники. Прокопий

сообщает, что славяне « считают, что один только бог, творец молний,

является владыкой над всем, и ему приносят в жертву быков и совершают

другие обряды».

Второе место в остеологической коллекции из восточнославянских

поселений принадлежит костям свиньи, третье – мелкого рогатого скота,

четвертое – лошади. На поселениях Прутско-Днестровского междуречья найдены

глиняные сосуды с отверстиями в придонной части тулова и в днище,

предназначенные для приготовления из молока творога.

Древние авторы (Маврикий, Иоанн Эфесский) неоднократно упоминают о

многочисленных стадах, находившихся во владениях славян. Н славянских

полселениях найдены небольшие глиняные фигурки животных, очевидно связанные

с ритуалом жертвоприношения, подчеркивающие значение домашних животных в

жизни и быте славян.[9]

Заметное место в хозяйственной деятельности восточных славян

принадлежало охоте и рыбной ловле, чему во многом благоприятствовали

природные условия. Основные орудия охоты – лук и копье. Железные

наконечники стрел найдены на многих славянских поселениях. Для охоты на

птицу и мелких зверей широко применялись силки и ловчие сети. О рыбной

ловле свидетельствуют находки костей и чешуи рыб, а также орудия

рыболовства.

Охоте и рыболовству принадлежала подсобная роль в хозяйстве

славянского населения при господствующем значении земледелия и

скотоводства. В древней Руси широкое распространение получило

бортничество. Однако в материалах археологии следы бортничества почти не

фиксируются.

С сельским хозяйством очень тесно связаны такие виды деятельности, как

прядение, ткачество, деревообработка и изготовление изделий из кости. Они

обеспечивали потребность в одежде, в жилище и в бытовых вещах. В

археологическом материале отчетливо характеризуется обработка дерева -

строительство жилищ и хозяйственных помещений, изготовление бытового и

хозяйственного инвентаря. Кроме того, значительное место занимало

изготовление орудий и других изделий из кости и рога. Скотоводство и охота

давали в неограниченном количестве необходимый материал. На

восточнославянских поселениях изделия из рога и кости встречаются довольно

часто.

Прядение было широко распространенной отраслью хозяйственной

деятельности, им занимались почти в каждом доме, в каждой семье. Прядение

волокна производилось при помощи деревянного веретена с пряслицами

различной формы, сделанными преимущественно из глины. Для изготовления

тканей в лесной зоне Восточной Европы употреблялся вертикальный ткацкий

станок. Можно предполагать, что в южнорусских землях славяне уже знали

горизонтальный ткацкий станок.

Металлообработка и прежде всего кузнечное дело характеризуется

сложными процессами, требовавшими специальных знаний и практических

навыков. Поэтому металлургические ремесла довольно рано выделились в

отдельные отрасли хозяйственной деятельности. Ими занимались ремесленники

– кузнецы и литейщики. Исходным сырьем служили болотные руды, топливом –

древесный уголь. Сыродутный горн представлял собой слабоуглубленную

шахтную печь с внутренним диаметром 25-40 см. Археологам известно

несколько пунктов со следами железноделательного производства. Кузница,

раскопанная на Пастырском городище в слоях Y1-Y111 в.в. , была

прямоугольной постройкой размерами 7,5 х 3,75 м , имевший легкий деревянный

каркас, обмазанный глиной.[10]

Из железа изготовлялись прежде всего земледельческие орудия –

наральники и сошники, мотыги, косы, серпы, а также орудия для обработки

дерева – топоры, тесла, долота, скобели, ложкари. Значительную группу

изделий из железа составляли бытовые предметы – ножи, шилья, гвозди, пряжки

и, конечно, оружие – наконечники стрел и дротиков, копья. Для этого периода

характерны еще сравнительно узкий ассортимент изделий и простые

технологические приемы.

Обработка цветных металлов была менее распространенной отраслью

хозяйственной деятельностью славян. Если запасы болотной железной руды,

широко распространенной по всей Восточной Европы, были почти

неограниченными, то залежей руд цветных металлов на месте ремесленники не

имели. Круг изделий из цветных металлов, изготавливаемых славянскими

мастерами, достаточно обширен. Наиболее распространенными были литые вещи

из серебра, меди или сплавов. Сырьем для восточнославянских ювелиров

служил, очевидно, лом цветных металлов, а также византийские и арабские

монеты.

Наиболее широко на славянских поселениях и в могильниках представлена

керамика. В хозяйственной деятельности восточных славян заметное место

принадлежало изготовлению глиняной посуды. На большинстве

восточнославянских поселений безраздельно господствовала лепная керамика.

Лепные горшки, миски и сковороды делались, вероятнее всего, в каждой семье.

Особых навыков для их изготовления не требовалось, а сырье имелось

повсеместно. Лепную керамику обжигали в домашних печах.

Сложение наряду с сельским хозяйством, промыслами и домашними

ремеслами обособленных отраслей экономической жизни, таких как

железоделательное и железообрабатывающее ремесло, ювелирное дело, ставит

вопрос о развитии у славян обмена и торговли.

Славянские кузнецы, ювелиры и некоторые ремесленники иных

специальностей предназначали свою продукцию главным образом для населения,

занятого сельскохозяйственным трудом. Первоначально ремесленники работали,

вероятно, на заказ. Заказчик и ремесленник договаривались об оплате, сырье

и т.п.. Ремесленники жили на тех же поселениях, где и их заказчики. Наряду

с работой на заказ ремесленники начинают производить продукцию для рынка,

т.е. на продажу. Это способствовало возникновению специализированных

поселений, где жили и работали преимущественно ремесленники, работавшие для

рынка. Эти поселения в последствии становились центрами внутренней, а в

отдельных случаях и внешней торговли. Одним из ранних укрепленных

ремесленных центров восточных славян было городище Зимно, относящееся к V1-

V11 в.в. Обнаруженные здесь следы ремесленной деятельности свидетельствуют

о том, что на поселении жили и работали ремесленники-ювелиры и кузнецы,

снабжавшие своей продукцией широкую округу. Найденные изделия (бронзовые и

серебряные украшения) позволяют предполагать, что часть продукции

предназначалась для дружинного сословия, постепенно выделявшегося из

общинной среды. Такие центры стали и пунктами межплеменного обмена.

Бронзолитейное ремесло нуждалось в сырье, которого не было в местах

восточнославянского расселения. Отсутствие сырья способствовало

межплеменному обмену.

Таким же довольно крупным ремесленным центром было Пастырское

городище. Это поселение было не только славянским. По-видимому, здесь со

славянами жило тюркоязычное население. Ремесленная продукция поступала не

только к славянам, но и к их степным соседям.

В V1 в. в южных районах восточнославянского расселения ещё

сохранялись крупные патриархальные семейные коллективы. Об этом говорят и

курганы с большим числом захоронений и гнездовой характер расположения

поселений. Исследователь славянских древностей в Молдавии И.А.Рафаилович

полагает, что на существование патриархальных общин у славян указывают и

малые размеры поселений, и их планировка, и единичность производственных

комплексов.[11]

Трудно ответить на вопрос, когда и как происходил у славян распад

большесемейной общины. Возникновение таких поселений, как городища

Зимно,Пастырское, или ремесленных центров , подобных Григоровскому,

показывают, что патриархальная семья в ряде мест восточнославянского

ареала начала распадаться уже в третьей четверти 1 тысячелетия н.э.

Погребальные памятники неоспоримо свидетельствуют о переживании

большесемейной общины в восточнославянской среде вплоть до V111-1X в.в..

Можно допустить, что накануне формирования классового общества у восточных

славян сложилось несколько форм общественных организаций. Наряду с малыми

семьями, входившими в территориальную общину, в ряде мест существовали

большие семейные коллективы, ведущую хозяйственную деятельность общими

усилиями. В северной полосе Восточной Европы распад таких коллективов был

задержан условиями жизни, связанными с переселениями, необходимостью

осваивать лес под пашню и т.п.

Возникновение экономического неравенства на материалах исследованных

археологами поселений выявить невозможно. Нет отчетливых следов

имущественной дифференциации славянского общества и в могильных

памятниках этого периода. Однако это обусловлено прежде всего славянским

погребальным ритуалом (у славян-язычников не принято было класть в могилу

вещевой инвентарь), а не отсутствием неравенства в славянском обществе.

Византийские авторы вполне определенно говорят о рабах в составе

славянского общества. Об этом пишут Маврикий, Менандр, Прокопий и другие.

Рабство у славян имело источником преимущественно захват пленных и носило

патриархальный характер. Прокопий Кесарийский , в частности, сообщает, что

сначала славяне уничтожали жителей в земле врагов, а « теперь же они…

стали некоторых из попадавшихся им брать в плен, и поэтому все уходили

домой, уводя с собой многие десятки тысяч пленных».[12] В то же время

Страницы: 1, 2, 3


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.