бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Избранная Рада и ее реформы

Избранная Рада и ее реформы

[pic]

[pic]

[pic]

Содержание:

Введение. 3

Начало правления Ивана IV. 4

Власть в руках Рады. 5

Судебник и реформы управления. 5

Особенности судопроизводства. 8

Черты феодализма. 9

Реформирование Церкви. 10

Присоединение Казани. 13

Начало разногласий. 15

Внешняя политика. 17

Перелом в отношениях Рады и Ивана IV. 20

Заключение. 21

Введение.

Правительство Рады ознаменовало рождение нового равного другим

европейским странам по силе и культуре государства Россия. Являясь примером

правительства с точки зрения честности и безкорыстия оно создало

предпосылки к утверждению сильной государсвенной власти, основаной не на

самодурстве, а на Законе служащему на процветание русской нации и в итоге

всего цивилизованого света. Обратим внимание на предисторию Рады...

После смерти Василия III в 1533г регентство приняла его жена царица

Елена Глинская, делами ведала боярская Дума под ее присмотром. Впервые за

историю России женщина обладала такой властью, но это было по закону. По

началу во всем ей помогал ее дядя. Любимцем стал Иван Овчинно-Телепнев-

Оболенский который, став править прямо скажем по варварски от имени царицы,

заменил ей не только дядю но и мужа. Иван уморил голодом в тюрьме брата

царицы Василия, другой брат был удушен, начались репрессии на бояр и детей

боярских за подозрение в сочувствии духовном и материальном брату Андрею,

который впрочем от престола добровольно не отказывался. За несогласие с

мнением Телепнева также были санкции в размере лишения свободы.

Замечательно, что Иван внешнюю политику вел умеренно и удачно: в 1537г

после успехов нашей армии он заключил 5-и летнее перемирие с Литвой при

условии передачи нам 2-х крепостей, непрекращающиеся набеги татар

отражались успешно.

В 1538г Елену отстранили от власти, а Ивана уморили голодом в тюрьме,

митрополита покровительствовавшего им заменили. К власти пришли Шуйские, но

уже в 1540г главу правительства Ивана Шуйского заменили Иваном Бельским,

который сменил курс реформ и решил Шуйских не преследовать, а Пскову даже

возвратил самосуд. Набег крымского хана тогда же был успешно отражен. В

1542г Иван Шуйский при поддержке ряда бояр сверг Ивана Бельского и удушил,

а митрополита опять поменяли. Но скоро из-за болезни Шуйский отошел от дел

и правление передал родственникам Ивану и Андрею Шуйским плюс Федору

Скопину-Шуйскому. Ивану IV в 44г исполняется 14 лет и царевич стал выходить

в народ конно и пешно с шашкой наголо, которой не приминал помахать на

прохожих, а то и залезет на колокольню, кошек, собак скидывает и потешается

их мукам. Рос он под влиянием дядьев по матери Юрия и Михаила, митрополит

Макарий встал на его сторону также. Детство Ивана проходило в унижении со

стороны правящих бояр и одновременном напоминании о его величии от бога и

даже неуязвимости, со стороны опекунов. К некоторым из окружения он успевал

привязываться, но бывало их ссылали или убивали, как Андрея и Федора

Шуйских. Сам он был впечатлителен, а нервы имел слабые, и часто долго

терпел, а затем разом за все мстил. Воспитывался он как царь которому нет

суда, по мнению Глинских что в дальнейшем дало себя знать.

Начало правления Ивана IV.

В 1547 он венчан на царство шапкой Мономаха, цепью и другими

атрибутами царской власти, что было скопировано у византийских императоров,

роль которых после падения Константинополя(1453г) переняли русские Великие

князья. В том же году он женится на Анастасии, но к делам он не приступил,

а продолжал кутить. Этот год стал для Ивана роковым. В Москве появляется

блаженный (в одежде Адама) и плачет на колокольню. На следующий день с нее

падает колокол, что являлось знаком большого бедствия для народа. И

действительно Москва загорелась, а ветер, который неожиданно поднялся,

быстро разнес пламя по деревянным крышам. Тогда сгорело чуть не пол Москвы

и погибло много жителей, среди которых было немало детей. Многие остались

без крова и слонялись по улицам. Противники Глинских: брат царицы

Анастасии Григорий, протопоп Благовещенского монастыря Бирлин, князь Скопин-

Шуйский и другие, пошли на хитрость, обвинив (пустив слух) будто Глинские

колдовством подожгли Москву. Народ был и так не доволен могуществом

Глинских, которые пристраивали многих не московских из Южных земель и

северской земли, у которых был явный акцент. Обвинили Анну Глинскую и ее

детей. Юрий ничего не знавший подошел посмотреть на толпу и она достав его

из церкви убила. Досталось также и ставленникам Глинских, а также всем с

акцентом. Иван IV отдыхал в Воробьеве, а толпа решила что Анна Глинская и

ее сын Михаил там и двинула туда. Царь жутко перепугался и впал в

растерянность, забыв о неуязвимости. В самый интересный момент появляется

Священник из Новгорода Сильвестр в монашеской рясе. Он произвел сильное

впечатление на и без того подавленного Ивана, сказав все что думает о его

неправом царствовании, представив волнения как кару божью и дополнив речь

парой трюков, он всецело завладел доверием и сердцем молодого царя, который

почти 2 года был в “прострации” и шаг боялся сделать без благословленная

Сильвестра.

Власть в руках Рады.

Окружение царя резко сменилось, по инициативе Сильвестра приближены к

власти не сколько знатные сколько честные люди. Таким стал и новый друг

Ивана Адашев который оказался, среди прочей челяди с которыми Иван

развлекался, ангелом. Адашев был на редкость умным, честным и

высоконравственным, хотя и незнатным. Приближались люди у которых прежде

всего были интересы общие, им раздавались поместья и вотчины. Этими

перестановками всецело заправляли Сильвестр и Адашев. Так образовалось

неофициальное правительство “Избранная рада”,в которое входили Сильвестр,

Курбский, митрополит Макарий, Воротынский, Вусковский и др. Влияние

Сильвестра распространялось даже на личную жизнь царя, о его характере

можно судить по написанному Сильвестром для сына Домострое. Сам же

Сильвестр был благочестив и помогал очень многим в жизни, например не

мощным и больным, и не смотря на сан был женат. Впервые в 1549г был созван

Земский собор который проходил на площади и состоял из выборных со всех

земель и всех сословий. Царь предстал в центре в окружении митрополита и

духовенства, а также боярской думы, кланялся народу, и начал речь

раскаянием и обвинении бояр в злоупотреблении, зареканием больше так не

делать. Адашев был назначен в окольничие рассматривать челобитные народа.

Избран был на нем же состав “судей правдивых” которые будут работать над

судебником.

Судебник и реформы управления.

Судебник 1550г объявлял закон единственным источником права. Впервые

был определен порядок издания и опубликования законов. В нем прослеживается

стремление оградить народ от произвола местных властей и судей, а также

примечательно для того времени разделение властей, т.е. двоевластие и

двоесудие: дела могут быть государственные и земские, так поход на Казань-

земское, а женитьба царя- государское. Служба может быть

государева(охрана), а может быть и земская. Государственное правосудие и

управление сосредотачиваются в Москве, где существуют чети и приказы к

которым приписаны русские земли. В них судят бояре и окольничьи, дьяки

ведут дела, а у последних есть подъячие. До этого существовали: Дворец,

ведовший землей, и Казна, являвшаяся финансовым центром. Затем появились

вместо Казны приказы: Поместный, ведавший раздачей земли, Разрядный,

занимавшийся учетом военных и их жалованием , Разбойничий, Посольский и

Челобитный, ведующий жалобами, а также территориальные приказы, например

Казанский. А в 1552г создана дворовая тетрадь в которой содержались данные

о 4000 служащих государственного двора из которых назначались воеводы,

дипломаты и т.д. В областях судебное и административное деление

осуществляется на города и волости. Города (посады) представляли особое

управление и посадские ремесленники отличались от волостных. Волость

представляет собой несколько земледельческих сел. Город с волостями

составлял уезд, который делился на станы в полицейском отношении. Уезд

заменил землю. В городах заправляли наместники, в волостях волостели,

которые могли судить подобно боярам в своих вотчинах, хотя и не везде. Они

состояли на кормлении, где суд был доходной статьей. Где они не могли

управлять туда посылали доверенных. На судах наместников присутствовали

дьяки и всякие приставы. Наряду с этим государственным судебным механизмом

существовал выборный народный. Его представителями в городах были

приказчики и дворские, а в волостях старосты и целовальники. Старосты были

2-х типов : выборные полицейские и выборные судебные. Общество было

поделено на сотни и десятки и выбирало себе : старост, сотских и десятских.

Они занимались раздачей повинностей и вели перепись населения. Старосты и

целовальники, которые должны были присутствовать на судах наместников и

волостелей, выбирались волостями и городами без дворского. У наместников и

волостелей были свои дьяки, у старост земские дьяки, занимавшиеся

письмоводством, а у них земские подьячие. Важные уголовные дела

передавались губным старостам, избранным уездом из детей боярских, в то

время это был лишь разбой. В некоторых уездах было даже 2 губных старосты

из-за разгула разбоя и их суду равно подчинялись все. Народ всячески

ограждался от произвола местных и в случае жалоб на наместников или

волостелей те подвергались суду.

В судебнике планировалось постепенно устранить земство от суда

наместников и волостелей, в также заменить отдачу им городов и волостей в

кормление. В 1550г детям боярским активно раздавали в поместья, чтобы так

заменить кормление, которое в 1556г было отменено. Это сильно увеличило

военную силу. Тогда же образовались стрельцы, которые составляли особый

венный класс, живший слободами и делящиеся на приказы. Уставные грамоты

того времени доканчивали дело Судебника и давали перевес в суде выборному

началу. Видно что прежде наместники и волостели судили произвольно, но при

Иване IV появляется ряд грамот в которых обязанности волостелей

определяются иначе, как и их доходы, а в 1551г согласно Судебнику

волостелям запрещалось судить без присутствия старосты и целовальников.

Постепенно управление наместников и волостелей заменялось самоуправлением и

самосудом посредством выборных за определенную мзду царю. Например такие

права в 1552г получила Важская земля, жители которой жаловались на

корумпированность местной власти и просили позволить избрать 10 судей

вместо наместников, а за это ежегодно выплачивали бы 1500 рублей. Так там

наместников заменили земские старосты или выборные, а за теми в суде

присматривали целовальники (свидетели в суде и участники). Управление в том

краю поручалось сотским, десятским и пятидесятским, которые наблюдали за

благочинием и арестовывали, в общем выполняли жандармские функции. Далее

такие права обрели многие уезды, а в 1555г эта мера стала всеобщей, т.е.

суд наместников и волостелей заменил суд выборных, а за это дань платилась,

хотя серьезные уголовные дела оставались за губными старостами, которые

стали главами уездных администраций. Выборное право суда развивало

общественное движение, т.е. сходбища на которые присылали своих

представителей все сословия, а председателем на сходбищах был губной

староста. Каждый мог и должен был высказаться, указывая на “лихих людей” и

предлагая меры. Дьяки вели протоколы таких речей.

Особенности судопроизводства.

Важное значение приобрел в те времена обыск, который определял способ

суда: если он показывал что подсудимый дурного поведения то его подвергали

пыткам. Если преступник указывал на кого либо, как соучастника то того тоже

подвергали обыску, и если решали что тот хороший то преступнику не верили,

иначе пытали. Обыск также являлся порой единственным доказательством в

запутанных делах. Судебник также допускал “поле”, но обыск все чаще его

заменял. Естественно обыск мог производится со злоупотреблениями и поэтому

если они имелись то жестоко наказывались наравне с разбоем, т.е. смертной

казнью, например лжесвидетельство. Наказывались и старосты с целовальниками

если не проявляли объективность. Интересно что бояре и дети боярские

отвечали за ложные показания, по обыску, своих подчиненных. После падения

господства рады значение обыска пало, хотя его форма сохранилась, т.к.

одобренных по обыску пытками вынуждали к любым показаниям. К пытке тогда не

причисляли правежа, т.е. когда должника в определенное время всенародно

били палками по ногам (за 100 рублей- 1 месяц), затем отдавали заимодавцу

на отработку. Значение тюрьмы закрепилось как карательное. Широкое

распространение получают членовредительные наказания, служащие нетолько для

устрашения, но и для помечивания преступника. Важным моментом выборного

судопроизводства была его бесплатность. Характер судопроизводства того

времени отличается духом общности, намерением утвердить общение и

инициативу. Вообще то это было не ново и люди знали чего хотят, как в

Новгороде.

По судебнику люди делились на духовных, служилых и неслужилых.

Служилые подразделялись на высших (князья, бояре, окольничие, дети

боярские) и низших (простых солдат, ямщиков, всякие казенные служители-

пушкари, кузнецы, воротники). К неслужилым или земским относились: купцы,

посадские и волостные крестьяне. Служилые высшего разряда занимали высокие

должности, владели земельной собственностью, имели преимущество в суде и

наказании. Бояре, окольничьи, дьяки освобождались от торговой казни.

Сословия четко прослеживаются в размере бесчестья: боярин- 600руб, дьяк-

200руб, дети боярские- по доходу, первостатейный купец- 50руб, посадский-

5руб, волостной- 1руб (если на должности, то как посадский). Интересно, что

женщинам платилось в 2 раза больше чем мужчине, но им и сложнее было

подняться по социальной лестнице. Иски на сумму большую дохода истьца или

ответчика не допускались, а руководством служили писцовые книги.

Черты феодализма.

Старое значение бояр как землевладельцев еще удерживалось, хотя слово

боярин имело смысл сановника. Вотчины были боярские и монастырские, и еще

новгородских землевладельцев. Земельные владения делали военную службу

обязательной. Все земледельцы, кроме новгородских, не владели землей как

частной собственностью, так черносошные пользовались ей на правах общинных

владений. Крестьяне снова могли переходить с земли на землю в Юрьев день,

но Судебник дополнил новыми пошлинами и увеличил размер пожилого. Число

холопов стремились уменьшить. Так отменялось правило, что поступивший на

службу к хозяину без ряда становился его холопом. Детям боярским

запрещалось продаваться в холопы, но в дальнейшем разрешили тем кто еще не

перешел на действительную службу. Судебник запрещал отдаваться в холопы за

рость, и следовательно предотвращал случаи порабощения из-за нужды. Впрочем

неоплатный должник после правежа отдавался в холопы, но для выплаты суммы

не превышающей 15руб. Кроме того при отдаче в холопы выборные судьи делали

об этом доклад царю. Беглый холоп не возвращался сразу хозяину, а ему

предлагали прежде заплатить долг и если решительно не мог возвращали.

В 1550г появляются распоряжения об отмене местничества : т.е

должность стали давать не по сословному признаку, как в армии, так и в

свету . Но в 1551г появляется распоряжение устанавливающее разницу воевод

между собой, т.е. назначение воеводой, принимая во внимание службу отцов.

Эти противоречия указывают на разногласия в правящей верхушке. После

господства Рады местничество вновь обрело полную силу. Выборное земское

начало бурно развивалось в тот период, но когда происходили ссоры между

волостями и частными лицами, и волости обращались с жалобой царю, то царь

возлагал разбирательство на лиц, которых выбирали не посадские и крестьяне.

Также было и когда волостные крестьяне тягались между собой, и когда малые

деревни, не будучи в состоянии противостоять большинству обращались за

помощью к суду наместников. Вообще у крестьян в то время интересы

представляла община, которая также сдавала налоги, а не конкретные лица. И

люди, управляющиеся выборными, находились под властью царских чиновников по

государственным повинностям (посошная служба, городовое дело).

Реформирование Церкви.

В 1551г состоялся Собор Русской церкви по пересмотру порядков церкви,

ее управления и обычаев. При открытии собора Иван IV говорил длинную речь,

опять каялся и приглашал помогать в управлении как духовных так и светских.

Церковь Иван тогда сильно почитал и даже доверил ей рассмотрении дел

земского устройства. Акты этого собора дошли до нас в 100 вопросах- ответах

и потому этот собор наименован Стоглавым. Тогда управление в церкви было

очень схожим с мирским наместничеством и владыка в монастыре напоминал

удельного князя. У него был совет из собственных бояр, управлявших и

судивших в епархии. Его судьями были его же наместники и десятильники, а

при них, как в земстве, недельщики и доводчики. Белое духовенство и

монастыри были обложены множеством пошлин, например летняя и зимняя дани,

въезжее, перехожая куница и.т.д., от которых некоторые освобождались по

велению владыки. Владыки раздавали свои земли в поместья, эти земли

переходили от владельца к владельцу не по наследству, а по воле архиерея.

Дети боярские, на его земле, служили владыке и одновременно царю. Суда у

них было 2 : духовный (вера, благочестие) для духовенства и мирян и мирской

над лицами, исключительно находящимися под опекой церкви. Как суд так и

управление в церковном ведомстве страдали большими злоупотреблениями. Бояре

владыки, дьяки, десятильники всеми средствами притесняли сельских

священников. Собор не отменил суда бояр, т.к. это была традиция, но учредил

из священников старост и десятских, которые должны были присутствовать на

суде десятильников, плюс на эти суды допускались еще земские старосты и

целовальники вместе с земским дьяком. Всякое дело писалось в 2-х

экземплярах и одна сторона проверяла другую. Избираемые старосты и

десятские из священников должны были присматривать за церковным

благочинием. Они же доставляли к владыке все поборы. Дело дошло и до книг:

они издавна переводились и греческого и отчасти с латыни, переписывались и

продавались. Как переводы так и переписки исполнялись плохо, а все

письменное без разбора относили по невежеству к церкви, в том числе и

ересь, что вносило путаницу. Собор установил духовную цензуру, доверяя ее

поповским старостам и десятским, которые могли забраковывать книги, не

допустив до продажи, а книгописцы состояли под их надзором. Собор

постановил завести училища и поверил их устройство избранным духовным,

которые должны были открывать училища в своих домах. Вопрос об иконописи

был также затронут, т.к. замечены были большие злоупотребления и постановил

утвердить особый класс иконописцев, под надзором святителей, а кроме них

иконы чтоб никто не писал. Тогдашние монастыри были особой заботой.

Наделенные селами и имеющие большие доходы они представляли подобие рая для

своих начальников. Архимандриты и игумены окружали себя родными, превращая

монастырское достояние в выгодный бизнес. Родня селилась в монастырях,

настоятель раздавал им села, посылая в качестве приказчиков. Управление

монастырским имением осуществлялось не старцами, а произволом настоятеля.

Монахи также находились в его безусловной власти, как и священнослужители

монастырских сел. Они могли терпеть нужду, находясь в ведомстве очень

богатого монастыря, т.к. не имели права претендовать на его доходы, хотя

настоятели жили в роскоши. В редких монастырях держался порядок и

благочестие, как подобает: трапезы были скромными лишь у бедняков

питавшихся со стола властей.

Нередко люди уходили в монастырь доживать, отдавая все состояние его

стенам и терпели там лишения и унижения. Те же ,что уходя оставляли за

собой что-то в миру, пользовались почетом. В монастырях гнали вино, варили

пиво, устраивали пиры. Нередко в монастыри приезжала знать, чтобы отдохнуть

и поразвлечься в то время как настоятель угождал им и выпрашивал

пожертвования. С женским полом было все в порядке, нередко монахи обоих

полов сожительствовали, а по двору бегали дети мужского пола. Многие

уходили из монастыря из-за деспотизма и разврата настоятелей окружения и

бродяжничали, но в других монастырях их принимали неохотно. Некоторые

находили убежище в мирских церквях, построенных богатыми для себя и таких

церквей было множество, но большинство из них пустовало. Часто бродячие

монахи и в особенности монашки промышляли пророчествами и видениями, ходя

по деревням в голом виде и изредка впадая прилюдно в транс, а спиртное в

этом помогало. Бывало бродяга чернец строил маленькую церковь, собирал ругу

на ее содержание, а затем ее пропивал. При невежестве духовенства

богослужение проходило непристойно, в особенности заутреня и вечерняя,

Страницы: 1, 2


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.