бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Анализ Югославской модели социализма

развития Югославии, так как создавались новые рабочие места, внедрялись

новые технологии, знания, маркетинг, но главное - обеспечение выхода на

мировой рынок. Экономический либерализм, являвшийся основой концепции

правительства А. Марковича, автоматически рушил автаркию и замкнутость в

собственных границах, к которым склонен реальный социализм во всех странах.

Одним из ключевых моментов проводимой в Югославии хозяйственной

реформы стала открытость ее экономики мировому рынку, свободная циркуляция

товаров и услуг в обоих направлениях: иностранный капитал привлекался в

страну, и поощрялись деятельность югославских фирм и совместные

капиталовложения за рубежом.51

Закон о внешнеторговой деятельности полностью либерализовал экспорт и

импорт, отменил все запреты на ввоз и вывоз югославскими и иностранными

гражданами товаров при условии уплаты таможенной пошлины.52 Это нанесло

удар по монопольному положению югославских производителей товаров широкого

потребления (особенно длительного пользования): отечественный рынок был

открыт для импорта свыше 200 товаров (например, электроприборы домашнего

обихода, легковые автомобили и другие моторные средства передвижения,

различного рода кожевенные товары, одежда, обувь, косметические

препараты).53

Таким образом, Югославия признала для себя общепринятые принципы

международной торговли и по свободе внешнеэкономической деятельности не

отличалась более от стран с развитой рыночной экономикой.

Важнейшей задачей проводимой хозяйственной реформы было создание

интегрального рынка, обязательными элементами которого, наряду с рынком

товаров, является рынок капитала и рынок рабочей силы. Одним из первых

шагов правительства А. Марковича стало предоставление частным лицам права

свободно распоряжаться собственной валютой, хранившейся в югославских

банках (прежде это право ограничивалось административным путем из-за

опасения решения вкладчиков снять со счетов сразу 7-8 миллиардов долларов).

В результате государственные валютные резервы не только не уменьшились, но

и стали пополняться свежими вкладами.54

Коренные изменения были внесены в банковскую систему страны. Законом

о банках и финансовых организациях они превращались из образований,

обслуживавших трудовые организации, в нормальные коммерческие предприятия,

главная цель деятельности которых - получение прибыли от обращения

финансового капитала. Банкам предоставлялась полная самостоятельность в

проведении кредитной политики. Предусматривалась возможность создания

частных и кооперативных банков.55

Рынок рабочей силы долгое время вызывал в Югославии, имевшей высокий

уровень безработицы, дискуссии экономистов и негативное отношение

общественности. Согласно Закону о трудовых отношениях (1989 г.), рабочая

сила была поставлена в рыночные условия, подвергалась конкуренции и

риску.56 Статья 18 закона гласила, что рабочее место больше не является

гарантированным. Было узаконено обычное для рыночной экономики явление -

автоматическая потеря рабочего места в случае разорения предприятия или его

части. Предполагалось, что это повысит ответственность рабочих, заставит их

по-хозяйски относиться к своему предприятию.

Наряду с этим обеспечивалась высокая степень защиты прав рабочих.

Статья 21 закона запрещала увольнение без предоставления другой работы

работников, ставших “технологическим излишком” вследствие модернизации

производства и внедрения новой технологии, поскольку считалось, что рабочие

должны быть сами заинтересованы в прогрессе и изобретательности.

Предусматривалось, что детали взаимоотношений руководителей и рабочих будут

регулироваться коллективными трудовыми договорами. Такая практика

существует в капиталистических странах и показала себя, с точки зрения

авторов югославской реформы, эффективной и плодотворной в решении спорных

вопросов.

Таким образом, и в вопросе использования трудовых ресурсов Югославия

пыталась встать на твердые рыночные позиции.

Для решения острых проблем в сельском хозяйстве правительство

подготовило пакет из 19 специальных мер, который был утвержден 5 апреля

1989 года. Одна часть принятых мер относилась к политике установления

гарантированных (защитных) закупочных цен, различных компенсаций затрат

производителям сельскохозяйственных товаров, а другая касалась кредитно-

финансовой и налоговой политики. Так, впервые крестьяне, так же как и

общественные хозяйства, освобождались от налога с оборота при покупке

механизации или материала для строительства сельскохозяйственных

объектов.57 Правительство повысило закупочные цены практически на все

земледельческие культуры и всю продукцию животноводства. Пакет мер содержал

и ряд других предложений, например, обеспечение дополнительных средств для

снижения цен на искусственные удобрения, высокосортные семена, для

стимулирования экспорта и защиты югославских производителей от

неоправданного импорта. Средства, направленные из федерации в сельское

хозяйство и представлявшие различные виды стимулирования (компенсации,

премии, отсрочки выплаты задолженности), составили в 1989 г. 21 миллиард

динаров, что в 10 раз больше, чем в 1988г.58

Последовательное применение всех этих мер должно было способствовать

усилению конкурентоспособности индивидуального крестьянского хозяйства,

содействовать формированию современного и эффективного агропромышленного

комплекса для создания стабильного и надежного рынка сельскохозяйственных

продуктов.

Итак, новое хозяйственное законодательство Югославии создало

институциональную основу для радикальных изменений в отношениях

собственности и создания новой хозяйственной системы на принципах рынка.

Однако, практическая реализация реформы натолкнулась на ряд барьеров, тем

более, что началась она при очень сложном социально-экономическом и

политическом положении в стране. Как отмечалось в югославской прессе,

общественное производство почти 10 лет находилось в состоянии застоя, либо

сокращалось; жизненный уровень населения за это период заметно снизился,

средняя заработная плата в общественном секторе уменьшилась на 1/3;

безработица выросла до 1,2 миллиона человек; на экономику давила

необходимость выплаты внешнего долга.59

Главным препятствием на пути реформы стала действующая Конституция

СФРЮ. Хотя в конце 1988 г. в нее было внесено около 40 поправок, этих

изменений оказалось явно недостаточно. По мнению правительства, из

Конституции должны были быть изъяты положения, обеспечивавшие особую защиту

общественной собственности, т.е. конституционно закрепляли право политики

командовать производством. Необходимы были изменения, которые повысили бы

роль правового государства в определенных сферах экономической

деятельности. Обязательными условиями успешного проведения

макроэкономической политики считалось создание единой налоговой системы и

разработка общих основ налоговой политики в стране.60

Вторым серьезным препятствием на пути реализации хозяйственной

реформы стала гиперинфляция. В условиях введенного с марта 1989 г. режима

свободного ценообразования, которое распространялось на 80% всех видов

товаров и услуг, темпы роста цен стремительно возросли, составив за год

более 2500%.61

Признав, что ликвидация инфляции является необходимой предпосылкой

хозяйственной реформы, югославское правительство разработало “Программу

экономической реформы и мер по её реализации в 1990 г.”, которая включала

пакет мер по обузданию инфляции.62 Смысл маневра правительства заключался в

оздоровлении динара во внутреннем обращении через установление его

конвертируемости. Основой для объявления конвертируемости динара стали:

1. Улучшение состояния внешнеэкономических связей страны и консолидация

ее платежного баланса. Платежный баланс был сведен в 1989г. с

положительным сальдо в 2,3 миллиарда долларов, внешний долг

сократился до 16,6 миллиардов, а степень внешней задолженности,

выражающаяся долей валютных поступлений, идущих на обслуживание

внешнего долга, снизилась с 45 до 16%.

2. Увеличение валютных резервов. На 13 декабря 1989 г. они составили

5,8 миллиардов долларов, что в 2,5 раза превышало уровень,

необходимый для выполнения текущих финансовых обязательств перед

заграницей.

3. Весомая финансовая поддержка югославской хозяйственной реформы

западными странами. Была достигнута договоренность с Международным

валютным фондом о рефинансировании части (около 1,7 миллиарда

долларов) югославского внешнего долга и ожидалось получение новых

финансовых кредитов от МВФ, МБРР, правительств ряда государств в

размере 5 миллиардов долларов.63

Югославская пресса отмечала, что первые месяцы реализации программы

правительства дали определенные положительные результаты. Конвертируемость

динара поддерживалась без особых затруднений. Внешняя задолженность

продолжала сокращаться, а валютные резервы - расти. Правительство

рассчитывало на их увеличение к концу года до 8 миллиардов долларов, что

составит половину внешнего долга Югославии. Несомненные успехи были

достигнуты в борьбе с инфляцией. Темпы прироста цен в первые три месяца

1990 г. упали (январь - 17%, февраль - 8%, март - 2%).64

В различных выступлениях Анте Маркович неоднократно говорил, что для

полного оздоровления экономики и её взлета на базе современного

производства, основанного на передовых технологических достижениях и

экспортной ориентации потребуется 4-5 лет. 1990-й год, по его мнению,

должен был стать решающим для успеха реформы, так как за это год

предполагалось преодолеть инфляцию, справиться с политической и социальной

напряженностью.65

Однако непреодолимым барьером для начавшихся перемен явилась

внутриполитическая разобщенность и сильные сепаратистские тенденции в

югославской федерации. В начале 1991 года Социалистическая Федеративная

Республика Югославия распалась на ряд независимых государств.

Итак, во второй половине 80-х годов в СФРЮ были предприняты попытки

реформирования экономической системы. Но такая система не поддается

косметическому ремонту, ее дальнейший прогресс возможен лишь при условии

радикальных преобразований. Вследствие этого политика официальных властей

Югославии по выработке путей выхода из кризиса не дала позитивных

результатов, что свидетельствует о несостоятельности социалистической

экономической системы.

|Глава II. |Этно-национальный политико-географический |

| |аспекты кризиса. |

| | |

|(1. |Национальная ситуация в Югославии и причины |

| |кризиса. |

Трагические события начала 1990-х годов на территории бывшей

Югославии в очередной раз подтвердили славу Балкан как порохового погреба

Европы. Современники задаются вопросом: где истоки такого положения?

И хотя Югославия была населена близкородственными народами, история

развела их в разные стороны. После османского завоевания Балканского

полуострова (XIV век) хорваты стали юго-восточным форпостом католицизма в

Европе, сербы составили юго-западный бастион православного мира, мусульмане

славянского происхождения оказались на северо-западной границе исламского

проникновения в Европу. Сербы, мусульмане, хорваты - три разных веры, три

различных менталитета несколько веков существовали и развивались в

непосредственном контакте и тесном взаимодействии. Балканы, как мост между

Западом и Востоком, один из перекрестков мировых цивилизаций, можно назвать

регионом геополитического разлома. Происходившие здесь события, явления и

действия различных сил то сплачивали, то разъединяли между собой населявшие

его народы.

С начала XIX века вела свое начало доктрина общности судеб сербов,

хорватов, словенцев, в целом, южных славян. В условиях гнета со стороны

Австрии, Венгрии и Турции в ней видели гарантию сохранения самобытности

южнославянских народов. Основоположником этой доктрины - иллиризма - явился

Людевит Гай (1809 - 1872), издатель первой хорватской национальной газеты.

Гая увлекла идея братства славян, и он стал на позицию духовной

консолидации славян от Балтики до Адриатического моря и от Средней Европы

до Азии. Отсюда его лозунг: “Один народ, один литературный язык, одна

культура”.1 Народу этому было придумано нейтральное название “иллиры”.

Несколько позже эта идея, подкрепленная соответствующей политикой, стала

называться югославизмом.

Однако по мере развития национально-освободительного движения южных

славян более трезвым становилось понимание его лидерами национальных задач.

Со второй половины 30-х годов XIX века между хорватскими и сербскими

деятелями в печати развернулась острая полемика, отразившая претензии

сербских и хорватских имущих слоев на главенство в южнославянском мире.

Маленькое Сербское княжество в середине XIX столетия превратилось в

центр притяжения единомышленников. В 1844 году сербский политик Илия

Гарашанин воплотил эти стремления в документе, названном “Начертание”.2 В

“Начертании” ставилась задача объединения вокруг Сербии южнославянских

земель, находившихся под турецкой властью. Так началось формирование

великосербской политики.

В Хорватии вынашивались замыслы образования своего национального

государства.

Но все же в 60-е годы XIX века подготовка освобождения южных славян

от власти Турции велась под знаком сербскохорватского сотрудничества.

В 1878 году Сербия обрела независимость. Хорватские оппозиционные

группировки вели борьбу в последней трети XIX века за расширение автономии

Хорватии в Габсбургской монархии. На территориях смешанного расселения

хорватов и сербов стала проявляться сербскохорватская рознь.

Дальнейший ход событий побудил представителей обоих народов признать

необходимость их сотрудничества. Первая мировая война привела к нарастанию

освободительных устремлений южнославянских народов. Сербское правительство

выступило 7 декабря 1914 года с заявлением о целях войны (Нишская

декларация), в котором провозглашалась борьба “за освобождение и

объединение всех наших порабощенных братьев - сербов, хорватов и

словенцев”.3 На ее основе сербское правительство сформулировало две

программы. Одна предполагала объединение в Сербском королевстве только

сербов, вторая - создание под главенством Сербии южнославянского

государства, вопрос об его устройстве при этом не поднимался.4 Однако

осенью 1915 года Сербия была оккупирована австрийскими и болгарскими

войсками. После поражения Сербии в первой мировой войне приоритет в

освободительном движении был отдан Хорватии.

29 октября 1918 года было провозглашено создание суверенного

Государства словенцев, хорватов и сербов. Вопрос о форме и устройстве

нового государства был отложен, хотя подчеркивалось равноправие словенцев,

хорватов и сербов. Загреб претендовал на руководство в новом югославском

государстве.

Южнославянские народы в условиях многовекового национального

угнетения стремились к государственному объединению, вынашивали планы

создания общего государства. Однако интеграционные тенденции сопровождались

соперничеством Белграда и Загреба в объединительном движении. В основе

взаимного недоверия лежало столкновение разных концепций южнославянского

объединения - унитарной (великосербской) и конфедеративной. Но в любом

случае, идея трехименного народа не учитывала интересы македонцев, албанцев

и мусульман, живущих на территории будущего государства.

1 декабря 1918 года регент Сербии Александр Карагеоргиевич

провозгласил создание Королевства сербов, хорватов и словенцев (СХС). В это

новое государство вошли Сербия (с присоединенной к ней Вардарской

Македонией), Черногория, Хорватия, Словения, Далмация, Босния и

Герцеговина, Воеводина.

В основу образования Королевства сербов, хорватов и словенцев -

Югославии лег “брак по расчету”, последствия которого дали себя знать через

семьдесят лет. Сербское правительство не приняло идею создания единой

православной Сербии, а сделало выбор в пользу югославской программы, то

есть объединения в одном государстве различных национальных образований.

Белградские власти смотрели на новое государство как на возможность

расширения собственной территории. А над хорватами и словенцами довлел

синдром побежденного. Объединение с Сербией выводило Хорватию и Словению из

разряда проигравших в войне в ранг победителей, что сулило немалые выгоды,

прежде всего касавшиеся размера территориальных потерь. Кроме того,

хорватские и словенские политики надеялись играть в будущем югославском

государстве более значительную роль, чем в Австро-Венгрии, поскольку Сербия

в экономическом отношении намного уступала бывшей двуединой монархии.

Королевство сербов, хорватов и словенцев с первого дня своего

существования было отягощено грузом проблем. Важнейшей проблемой стали

отношения между хорватами и сербами. Широко была распространена точка

зрения, что одна из основных причин разногласий двух ведущих этнических

групп состояла в сербском доминировании: сербы преобладали в

государственных органах власти, армии, полиции.5 Хорваты считали, что

вместо венгерских правителей они получили сербского короля. Правительство и

династия Карагеоргиевичей стремились к централизации. Хорваты энергично

этому противились. Нарастали противоречия между двумя крупнейшими этносами

региона. Политические партии начали формироваться на основе этнических

блоков. Наиболее влиятельные в Хорватии Крестьянская партия Степана Радича

уже в 1919 году выступила с требованием права на самоопределение для

хорватов. С сепаратистскими требованиями выступали проавстрийские и

провенгерские политические силы - франковцы и мадьяроны. Отдельные

выступления против “великосербской гегемонии” наблюдались в Словении. В 30-

е годы в Югославии резко обострились отношения между православной и

католической церквями. Сербская православная церковь была опорой

белградского режима. А католическая церковь все больше становилась

прибежищем сепаратистских элементов.

Сербия, стремясь играть роль объединителя всех югославских земель,

выступала против проявления сепаратизма. Это давало повод противникам

Сербии обвинять её в гегемонизме, в политическом лексиконе утвердилась

формула о “великосербском шовинизме”. А главным соперником Сербии являлась

Хорватия. Уже в рассматриваемый период сложными были отношения между этими

двумя наиболее многочисленными этногруппами. Другие оказались слишком

малочисленными и слабыми, чтобы действовать самостоятельно.

Процесс создания Королевства сербов, хорватов и словенцев глубоко

травмировал историческую память южнославянских народов, особенно сербов и

хорватов, что отразилось на их дальнейшей судьбе. С полным правом мы можем

сказать, что предпосылки нынешнего распада Югославии были заложены в те

далекие годы.

Хорватские политики вынашивали планы разрыва с Югославией. Этим

планам было суждено сбыться в 1941 году. 6 апреля 1941 года Германия и

Италия развязали войну против Югославии. 17 апреля Белград капитулировал,

Югославия была расчленена. Усташи (хорватские ультранационалисты) создали

Независимое государство Хорватию (НГХ), включив в него Боснию и

Герцеговину. Италия оккупировала северное побережье Адриатики и Черногорию.

Словению разделили Италия и Германия. В Сербии установился оккупационно-

квислинговый режим. Венгрия получила часть Воеводины. Вардарская Македония

в основном отошла к Болгарии.

Фашисты сделали ставку на разжигание розни между народами Югославии.

Началась ожесточенная гражданская война. В ней участвовали националисты

всех мастей. Во имя защиты своей нации и веры сербы и хорваты (вступившие в

союз с мусульманами) стремились уничтожить друг друга. Широко

распространилась практика насилия, выявившая всю глубину межнациональной

розни. Проводились этнические чистки. Сербы и черногорцы выселялись из

Косово и Метохии, а в Сербию должны были переселиться около 180 тысяч

словенцев.6 Но самые варварские “чистки” проводились в Независимой державе

Хорватии. Хорватские усташи приступили к решению “сербского вопроса” не

только путем выселения, но и насильственного обращения в католическую веру

и физического уничтожения, о чем свидетельствуют многочисленные источники.7

Происходил этнический геноцид. “Только в одном концентрационном лагере

Ясеновац более 700 тысяч сербов были убиты”, - заявил президент республики

Сербия Слободан Милошевич в 1993 г.8 Всего в годы второй мировой войны

фашистское хорватское государство уничтожило от семисот тысяч, по

официальным данным, до миллиона двухсот тысяч сербов.9

В конце второй мировой войны идея единой Югославии, казалось, была

обречена. Но, прийдя к власти, коммунисты во главе с Иосипом Броз Тито

провозгласили принцип братской дружбы и единства южных славян и других

народов, живущих в Югославии. 29 ноября 1945 года было объявлено о создании

нового государства - Федеративной Народной Республики Югославия. Во второй

Югославии продолжали сохраняться национальная и религиозная нетерпимость и

сепаратистские тенденции. Как показывает анализ национального строительства

в ФНРЮ (позднее - СФРЮ), по существу на всем протяжении послевоенного

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.