бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Зарубежные страны

Зарубежные страны

Краснодарский филиал.

Шпоргалка

Выполнил студент

Юридического факультета

1го

курса, группы 29-ЮВ

Збрицкий

М.И.

Преподаватель: Звягольский

Краснодар 2002г.

1. Возникновение и общая характеристика древневосточных государств.

Первые государства на земле возникли на древнем востоке где

существовали наиболие благоприятные по тем временам природные условия для

развития производственной деятелности существования самих людей.

Древневосточные государства имели много общего. Формирование

государственности происходило при низком уровне производительной силе.

Производство материальных ценностей и продуктов питания осуществлялось в

пределах общины по этому на ранних этапах характер отношений был выражен не

очень ярко. Они выражались в так называемой восточной диспотии особой

разновидностью жостко централизованную монархию которая вырасла из

замкнутости общинной жизни говорят о диспотии обычно имеют в виду такую

форму государственной власти и одновремннно такой политический режим.

1. Неограниченная власть монарха являющейся законодателем и верховным

судьей.

2. Обединение светской религиозной власти в одном месте обожествляет

личность монаха.

3. Жосткий тоталитарный режим реализуем с помощью большого

бюрократического аппарата.

Подавлние личности безпривилигерованным большинства насиления государства

приврашению центральной власти в деспотию способствовала сельская община

с ее замкнутым характером жизни переданной власти правящей верхужки а

также заинтерисованные общины в единой центральной власти от которой

зависило положения дел с орошением а значит урожай и жизнь в самой

общине.

древневосточное общество разделилось на 3 основных класса.

1. подневольные работники.

2. Свободные и мелкие производители общинники, крестьяне, ремесленики

живущие за счет собственного труда.

3. господствующий класс.

Землевладельческая предворная и служивая аристократия, жречество,

командный состав армии.

Состоятельная верхушка общин харакиерна чертой государства было наличие

долгового рабства причиной этого явления было то что земля принадлежала

всей общине и не могла служить залогом при частных сделках. Реальной

ценностью способ горантировать интересы кридитора был сам должник его

труд.

2. Государственный строй древнего Египта.

В Египте раньше, чем в других государствах сложилось классовое общество и

впервые в мире возникло государство. Когда это произошло достоверно не

известно, но уже к III тысячелетию до н.э. государство в Египте

существовало.

История древнеегипетского государства делится на несколько периодов:

Раннее, Древнее, Среднее, Новое и Позднее царства.

1.ранее царство 31-28вв до н.э. период царствования трех денастий

египетских фараонов.

2. древнее старое царство. 28-23вв до н.э. царствование 3-6 денастии.

3. среднее царство 23-16вв до н.э. 11-12 денастии.

4. Новое государство 14-11вв до н.э. 18-20 денастии.

Древнем Египте первоначально был обычай. С развитием государства активной

становится законодательная деятельность фараонов. Есть сведения о

становлении кодификаций, однако до нас они не дошли. Сохранившиеся сведения

о египетском праве весьма кратки.

В Египте существовало несколько видов земельных владений:

государственные, храмовые, частные и общинные. Можно было совершать

различные сделки с землей: дарить, продавать, передавать по наследству.

В частной собственности было и движимое имущество: рабы, рабочий скот,

инвентарь и пр.

Существовали несколько видов договоров - договор займа, договор найма,

купли-продажи, аренды земли, поклажи, товарищества.

Предусматривался особый порядок передачи земли из рук в руки, включающий

несколько заключений договора, оплату, вступление во владение, а также и

действия религиозного характера.

Для семейных отношений Древнего Египта было характерно довольно высокое

положение женщин в семье. Брак заключался на основе договора, от имени жены

и мужа. Приданое жены оставалось ее собственностью, допускалась и передача

жене всего имущества семьи. Развод был свободен для обеих сторон.

Наследниками по закону были дети обоего пола. Завещание могли составить и

муж и жена.

Уголовное право Древнего Египта знало следующие виды преступлений: 1)

государственные - измена, заговор, мятеж, разглашение государственной

тайны; 2) религиозные - убийство священных животных, чародейство; 3) против

личности - убийство, отступление от правил врачевания в случае смерти

больного; 4) против собственности - кража, обмеривание, обвешивание; 5)

преступления против чести и достоинства - прелюбодеяние, изнасилование.

Основной целью наказания было устрашение. Применялись различные телесные

и членовредительские наказания, широко применялась смертная казнь. Кроме

того, существовали заключение в тюрьму, отдача в рабство, денежные штрафы.

Процесс начинался по жалобе потерпевшего и носил состязательный

характер. В качестве доказательств служили свидетельские показания, клятвы,

допускались пытки. Делопроизводство носило письменный характер.

3. Законы Хамурапи..

Правление царя Хаммурапи ознаменовано созданием сборников законов.

Хаммурапи, придавая большое значение законодательной деятельности,

приступил к ней в самом начале своего правления. Первая кодификация была

создана на 2-м году правления: это был год, когда царь "установил право

стране". Эта кодификация не сохранилась. Известные Законы Хаммурапи

относятся к концу его царствования.

Эти законы были выбиты на большом черном базальтовом столбе. Наверху

лицевой стороны столба изображен царь, стоящий перед богом Солнца Шамашем -

покровителем суда. Под рельефом начертан текст законов, заполняющий обе

стороны столба.

Текст распадается на три части. Первой частью является обширное

введение, в котором Хаммурапи объявляет, что боги передали ему царство для

того, "чтобы сильный не притеснял слабого". Затем следует перечисление

благодеяний, которые были оказаны Хаммурапи городам своего государства.

После введения следуют статьи законов, которые в свою очередь заканчиваются

обстоятельным заключением. Всего памятник насчитывает 282 статьи. При

составлении кодекса в его основу было положено старое обычное право,

шумерийские судебники, новое законодательство.

Законы несовершенны с точки зрения их полноты и по своей категоричности,

они не предусматривают разнообразных явлений жизни.

Тексты составлены в основном в казуистической форме. Законы не содержат

общих принципов, нет системы в изложении, хотя известная логика

присутствует. Но все представленные случаи разбираются с большой

обстоятельностью. Законы Хаммурапи в отличие от других восточных

кодификаций не содержат религиозного и морализаторского элемента.

Своим законодательством Хаммурапи пытался закрепить общественный строй

государства, господствующей силой в котором должны были являться мелкие и

средние рабовладельцы. Это первый известный сборник законов, освещавший

рабовладельческий строй, частную собственность. Законы содержат пережитки

родового строя, это проявляется в суровости наказаний, сохранении принципа

талиона, применении ордалия.

4. Законы Ману.

В Древней Индии понятие права как совокупности самостоятельных норм,

регулирующих общественные отношения, было неизвестно. Повседневная жизнь

индийцев подчинялась правилам, утверждаемым в нормах, по своему характеру

являвшимися скорее этическими, чем правовыми. При этом данные нормы носили

яркий отпечаток религии. Нормы, определяющие поведение людей в их

повседневной жизни (дхармы), содержались в сборниках - дхармашастрах.

Наиболее известной в нашей литературе дхармашастрой являются Законы Ману

(они носят имя мифического бога Ману).

Законы Ману состоят из 2685 статей, написанных в форме двустиший (шлок).

Непосредственно правовое содержание имеют немногочисленные статьи,

содержащиеся в основном в главах VIII и IX (всего в Законах 12 глав).

Главное в Законах Ману - закрепление существующего варнового строя. Здесь

подробно описывается происхождение согласно религиозному учению варн,

указывается на наследственно-профессиональный характер варн определяется

назначение каждой варны, привилегии высших варн. Особенностью Законов Ману

является религиозная окраска всех его положений.

Право собственности. В период создания Законов Ману в Индии уже хорошо

понимали разницу между собственностью и владением, и охране частной

собственности уделяется значительное внимание.

Законы указывают семь возможных способов возникновения права

собственности:

Обязательства. Обязательственные отношения получили в Законах Ману

довольно тщательную разработку. В основном в Законах говорится об

обязательствах из договоров.

Брачно-семейные отношения. Для Древней Индии характерна большая

патриархальная семья. Глава семьи - муж. Женщина полностью зависела от

своего супруга и сыновей. Брак представлял собой имущественную сделку, в

результате которой муж покупал себе жену, и она становилась его

собственностью.

Уголовное право и процесс. Уголовное право, представленное в Законах

Ману, с одной стороны отличается довольно высоким для своего времени

уровнем развития, что проявляется в указании на формы вины (умысел и

неосторожность), на рецедив, на соучастие, на тяжесть преступления в

зависимости от принадлежности потерпевшего и виновного к определенной

варне.

5. Развитие Древнеафинского государства..

Афинское государство возникло на территории Аттики. Собственно

образование государства народная традиция связывает с именем греческого

героя Тезея, проведшего ряд реформ. В результате чего афинское общество

было разложено на три социальных группы: родовую знать - эвпатридов,

имевших монополию на занятие государственных должностей; простых

земледельцев (геоморов) и ремесленников (демиургов). Кроме того

значительную часть населения составляли метеки - выходцы из других общин,

лично свободные, но ограниченные в своих политических и экономических

правах.

Высшая власть принадлежала ареопагу, заменившему совет старейшин и

архонтам, осуществляющим непосредственное управление, административную,

судебную и военную власть.

Дальнейшее развитие Афинского государства тесно связано с борьбой

широких народных масс - демоса с господством родовой аристократии, долговым

рабством и другими формами закабаления. Решающими этапами в становлении

новых общественных отношений в Афинах стали реформы, проведенные архонтами

Соленом и Клисфеном.

Основным содержанием реформ Солона (начало VI в. до н.э.) была отмена

долгового рабства (сисахфия), а также изменение политической структуры

общества. В соответствии с новой структурой афинское общество было

разделено на 4 категории исходя из имущественного положения граждан:

пентакосиамедимны (пятисотники), всадники, зевгиты и феты. Представители

первой категории могли занимать любую должность, зевгиты и всадники не

могли лишь избираться в архонты, феты обладали правом только избирать

должностных лиц, но не могли быть избраны.

С реформами Клисфена связана дальнейшая демократизация афинского

политического строя. Было изменено административное деление, в основу

которого был положен исключительно территориальный принцип. Три округа

подразделялись на 10 территориальных фил по три триттии каждая. Были

образованы новые государственные органы "совет пятисот" и коллегия

стратегов.

В результате всех этих изменений в Афинах сложилось рабовладельческое

государство в форме демократической республики.

Государственный аппарат Афинской демократии состоял из следующих органов

власти: народного собрания, гелиэи, совета пятисот, коллегии стратегов и

коллегии архонтов.

Народное собрание являлось законодательным органом афинской

республики.,Право участия в народном собрании имели все полноправные

афинские граждане (мужчины), не моложе 20 лет, независимо от рода занятий и

имущественного положения.

К компетенции народного собрания относились вопросы законодательства,

внутренней политики и международных отношений, войны и мира, выборы

важнейших должностных лиц и контроль за их деятельностью.

Совет пятисот (булэ) представлял собой постоянно действующий

исполнительный орган власти. Он избирался путем жребия открытого

голосования из числа полноправных граждан, достигших 30 лет по 50-ти

представителей от каждой из 10 фил. Срок полномочий членов совета - 1 год.

Компетенция Совета была довольно обширна. Члены Совета собирали народные

собрания, готовили заключения по рассматриваемым на этих собраниях

вопросам. Совет имел право привлекать к суду должностных лиц, заслушивал их

отчеты, в том числе и архонтов. Под руководством и наблюдением действовал

весь финансовый и административный аппарат Афин.

Коллегия десяти стратегов осуществляла руководство вооруженными силами

афинского государства. Стратеги выбирались открытым голосованием из числа

наиболее богатых и влиятельных граждан. И хотя по закону все 10 стратегов

имели равные права и обязанности, существовала традиция, что один из

стратегов занимал должность не только в коллегии стратегов, но и в

государстве.

Коллегия архонтов рассматривала религиозные и семейные дела, и также

дела, связанные с вопросами нравственности. Коллегия включала 9 архонтов

и секретаря. Под руководством коллегии архонтов действовал высший

судебный орган гелиэя. Она разбирала наиболее важные частные дела

афинских граждан и все государственные дела.

6 Государственный строй Спарты.

Спартанское государство возникло в IХ веке до н.э. Спарта была примером

рабовладельческой аристократии. Народное собрание (апелла) решающей роли в

политической жизни страны не играло. Созывалось оно не чаще одного раза в

месяц, участвовали в собрании спартиаты, достигшие 30-летнего возраста и

сохранившие свои наделы. При чрезвычайных обстоятельствах созывались

чрезвычайные собрания, в которых принимали участие представители наиболее

знатных и влиятельных фамилий.

Герусия (совет старейшин) сохранилась от родоплеменной организации. Она

состояла из 28 виднейших представителей спартиатов, кроме того в состав

герусии входили 2 царя. Члены герусии (герунты) избирались народным

собранием пожизненно и были безответственны. Герусия обсуждала

предварительно дела, которые должны были рассматриваться в народном

собрании. Это было судебное учреждение. Герусия рассматривала уголовные

дела, в том числе о государственных преступлениях. Она являлась судебной

инстанцией для процессов против царей. С усилением власти эфоров значение

герусии неуклонно падало.

Для общественного строя Спарты характерно длительное сохранение

пережитков первобытного строя и военная организация общества.

Политическими правами пользовались лишь спартиаты. Все они были

обеспечены земельными наделами, которые передавались им вместе с

обрабатывавшими землю илотами. Первоначально наделы были одинаковы, но со

временем социальное неравенство стало проявляться, хотя все спартанские

граждане именовались "равными" Из их числа исключались спартриаты, которые

не могли делать взносы для организации общественных трапез; они переходили

в разряд "гипомейенов" - опустившихся.

Периэки - были лично свободными, политическими правами не пользовались,

но в других отношениях были правоспособны. Могли приобретать собственность

и совершать сделки. Несли воинскую повинность. Со стороны государства над

периэками был установлен надзор, осуществляемый специальными должностными

лицами.

Илоты - представители побежденных племен, превращенные в государственных

рабов. Своей земли они нс имели, работали на участке, предоставленном

спартиату государством. Однако, илоты имели свое хозяйство и свои орудия

производства. От урожая, полученного с земли, около 50% илоты платили

господину в виде оброка. Илоты несли также военную службу. Свое господство

над илотами спартиаты поддерживали методами жестокого террора. Илоты могли

быть отпущены на волю государством.

Наиболее развитую правовую систему в Древней Греции имели Афины.

Древнейшим источником права в Афинах был обычай. В 621 г. до н.э.

появляется писаное право в виде Законов Драконта. Это была запись обычаев,

произведенная архонтом Драконтом под давлением демоса.

В начале VI в. до н.э. в Афинах большая законодательная работа была

проведена Солоном. В V-VI вв. до н.э. законы становятся главным источником

права.

Имущественные отношения. Афинское право не знает четкого различия между

вещами. Однако, правовой статус недвижимости имел свои особенности. Было

известно также деление имущества на видимое и невидимое. К первому

относились земля, рабы, скот. Ко второму деньги, драгоценности. Среди

вещных прав известны были владение и собственность. Частная собственность

не достигла высокого уровня развития, она считалась производной от

государственной. Представления о широких правах собственника еще не

сложилось.

Обязательственные отношения возникали либо из договора, либо из деликта.

Основанием договора служило всякое соглашение любого содержания.

Семейное и наследственное право. Вступление в брак в Афинах считалось

обязательным. Однако безбрачие не влекло наказаний. Брак представлял собой

договор, заключаемый с главой семьи. Развод для мужчин был свободным, для

женщины это было сложно. Женщина занимала в семье подчиненное положение.

Родительская власть первоначально очень широкая с течением времена

ослабляется.

Уголовное право. Афинскому праву были известны следующие виды

преступлений: государственные, против семьи, против личности, против

собственности. Различались умышленные и неосторожные преступления (в

частности, убийства), известно было понятие самообороны, проводилось

различие между подстрекателем и исполнителем преступления.

Судебный процесс. Начинать судебные дела могли только полноправные

афинские граждане. За женщину и несовершеннолетнего действовал глава семьи,

за метека - его простат, за раба - его господин.

7. Образование древнеримского государства.

Рим возник в области Лациум, на левом берегу реки Тибра. Постоянные

поселения в Лациуме появились, по-видимому, только в конце 2-го тысячелетия

до н.э. Они принадлежали предкам италийского племени латинов. В 6-8 вв. до

н.э. у латинов усилился процесс разложения первобытнообщинных отношений,

появилась частная собственность, зарождались классы. Возникли укрепленные

поселки-города. В конце 7 в. до н.э. образовался союз тридцати латинских

городов во главе с г. Альбой-Лонгой. По археологическим данным, Рим возник

приблизительно в 10 в. до н.э. Ранее всего был заселен Палатинский холм,

находившийся у брода через реку Тибр. Затем появились поселения и на других

холмах – Капитолии, Авентине, Квиринале и др. В 8 веке до н.э.

Палатинская община распространила свое влияние и на общины соседних холмов.

Сведения римской исторической традиции, сложившейся в 3 веке до н.э. о

начальной истории Рима, носят преимущественно легендарный характер.

Основание Рима эта традиция связывает с легендой о Ромуле и Реме.

В древнейший период Рим представлял собой родовую общину. Согласно

традиции, население состояло из 300 патриархальных родов, каждые десять

родов объединялись в курию; десять курий образовывали трибу – племя. Три

племени – рамны, тиции и люцеры – составляли «римский народ», верховным

органом которого являлось собиравшееся по куриям народное собрание мужчин,

способных носить оружие. Вторым органом был сенат – совет старейших родов.

Избиравшийся народным собранием «царь» являлся военачальником, верховным

жрецом и судьей.

Римская традиция сохранила имена семи царей: Ромула, Нумы Помпилия,

Тулла Гостилия, Анка Марция, Тарквиния Приска, Сервия Туллия и Тарквиния

Гордого. Лишь некоторые предания о них содержат исторические сведения, в

частности, предание о правлении Тарквиниев, отразившее завоевание Рима

этрусками, создавшими федерацию городов, которая подчинила в 7-6 вв. до

н.э. земли до реки По, области Пицен, Лациум и значительную часть Кампании.

Включение Рима в сферу этрусского политического влияния сыграло большую

роль в его экономическом и культурном развитии. В этот так называемый

царский период в римском обществе начали формироваться патриархально-

рабовладельческие отношения и аграрный строй, при котором внутри общины,

наряду с общественной землей, зарождалась частная земельная собственность

отдельных ее членов – квиритов. К этому периоду относится складывание двух

групп населения – патрициев и плебеев – и распространение отношений

патроната и клиентелы. Патриции вели свое происхождение от родов,

составлявших первоначальную римскую общину, и являлись ее полноправными

членами.

Усиление роли плебеев в экономике при их численном превосходстве привело к

борьбе между плебеями и патрициями. Согласно традиции, первый этап этой

борьбы завершился реформами общественного строя, приписываемыми царю Сервию

Туллию. Наряду с прежним делением населения по родам, вводилось новое

деление по имущественному и территориальному признакам. Все свободные были

разделены на пять разрядов в зависимости от имущественного ценза, тем самым

плебеи были включены в общину, но политические права получили лишь самые

богатые из них. Каждый разряд населения выставлял определенное количество

войсковых единиц – центурий; по центуриям стало теперь проводиться

голосование в народном собрании; каждая центурия имела один голос; первому,

наиболее богатому разряду (80 центурий тяжеловооруженных пехотинцев и 18

центурий всадников) принадлежало 98 голосов из 193-х. Вместо старых родовых

триб было введено деление на территориальные трибы. Реформы Сервия Туллия

нанесли сокрушительный удар по устаревшему родовому строю и заложили основы

государства.

8. Римская республика.

К 3-му веку до н.э. окончательно сложился римский государственный строй

в форме аристократической рабовладельческой республики. Верховными органами

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.