|
Диссертация: Торговые пассажи, теория и практика строительствапроявляется в композициях, связанных со специфическими условиями проектирования становятся все более массовыми. Например, пассаж в ценной исторической среде, как это было сделано при проектировании многофункциональных пассажей на Невском проспекте в Питере. Подробнее этот пример будет рассмотрен ниже. Специфика архитектурной композиции подобных сооружений заключается как раз в использовании широких возможностей решения экстерьера в интерьере. Световые дворики, декоративное озеленение, водные поверхности и фонтаны, части старинных сооружений — все это средства архитектурно-художественных решений, способных обеспечить приятную и привычную обстановку, легкость и равноценность пространственной ориентации, композиционное единство разных уровней, фрагментов нового и старого. В условиях сложившегося исторического центра аналогичные приемы могут способствовать сохранению разнообразия объемно-пространственных соотношений существующей застройки, сложившихся типов городских пространств и традиционного масштаба. Выводы по главе 1 Идея пассажей как центров общественной и торговой жизни, заложенная еще в конце XVIII века, в настоящее время получила новый импульс к развитию. В последние десятилетия в развитии архитектуры торговых центров во всем мире стало заметено возвращение к традиционным моделям пассажей, но с добавлением новых функций, продиктованных не только временем, но и принципиально новой системой организацией торговли и общественного отдыха, что породило изменение творческих установок с учетом психологических факторов восприятия внешней и внутренней среды, всего городского пространства, что стало закономерным результатом развития современной архитектуры. Основными факторами выступающими за использование пассажа при решении торговых и общественных зон являются (схема 3): — традиции планировки и архитектуры (восточные базары, всемирные выставки, торговые ярмарки); — принципы планировки города (от первых регулярных планов, где торговые центры проектировались (например, в административно-общественном центре), до современных планов, когда планировочные оси связывают с уже существующими важными градообразующими элементами); — задачи сохранения и реставрации культурно-исторических и обитаемых частей города; — экономическая выгода в организации пассажей по сравнению со строительством крупных торговых центров; — решение коммуникационных функций. Таковы основные исторические предпосылки и современные тенденции проектирования крупных городских пассажей, представляющих интерес для настоящего исследования. Глава 2. Анализ архитектурно-типологической организации городских пассажей. Главной структурной связью пассажа как типа является функционально- пространственное единство составляющих его объектов, которое в свою очередь определяется рядом внешних и внутренних связей. К внутренним структурным связям относятся связи между основными элементами самой структуры: пространственно-коммуникационным остовом, функциональной тканью и обеспечивающими коммуникациями. К внешним структурным связям могут быть отнесены функционально-технологические и архитектурно-пространственные связи с окружающей средой. Такое разделение связей дает возможность последовательно выявить механизм взаимодействия между элементами внутри структуры, и структуры в целом с окружающей средой, а следовательно, раскрыть закономерности, лежащие в основе ее архитектурно-композиционного формирования. Для этой цели основные структурные связи будут рассмотрены по четырем группам факторов, выделенным в разделе о характеристиках внутреннего пространства предыдущей главы. Обновление композиционных средств организаций внутренних пространств все активнее осваивается в теории практике архитектуры. На основе анализа современных тенденций можно выделить так же четыре аспекта процесса проектирования, в которых закономерности нового композиционного подхода наиболее очевидны, а именно: — исходная концепция внутреннего пространства; — композиция пространственных зон; — формирование световой среды; — взаимосвязь внутреннего и внешнего пространства. 2.1. Основные тенденции в организации внутренних пространств, связь с другими типами зданий На протяжении десятилетий вплоть до настоящего времени архитектура торговых центров ассоциировалась в основном с фасадом, витриной магазина, даже если торговые витрины направлены не на оживленные улицы, концепция улицы сохраняется — те же витрины обращены к внутренней торговой улице, т.е. к пассажу. Это лишь фасадное решение, возможно, за исключением атриумов. Попытки же объединения в пассаже новейших материалов, конструкций и технологий со специфическим характером городской среды и сложившимся масштабом окружения средствами современного проектирования предпринимаются в основном лишь в крупных и сверхкрупных объектах. Внимание проектировщиков неизменно обращается к пассажам или, как их еще называют, торговым моллам, которые по-прежнему составляют композиционную основу большинства современных торговых центров во многих странах. Пассажи — это крытые пешеходные пути вдоль торговых зон, которые либо являются продолжением внутри центра прилегающих городских улиц, либо образуют самостоятельные системы внутренних коммуникаций, либо объединяют и то и другое. За более чем вековую историю развития пассажа как типа накоплено бесконечное число разнообразных объемно-пространственных решений и планировочных схем. Попытка проанализировать взаимосвязь между городской формой и различными моделями внутренних пространств торговых сооружений наиболее полно была представлена в работах английского исследователя Б. Мейтленда. Он начал развивать теорию молла с вопроса: чем определяется частота повтора и зависимость между собой таких элементов как улица, перекресток, площадь и т.д. Анализируя существующие проекты, становиться заметна достаточно жесткая ритмичность чередования различных пространств и функциональных зон. Затем он выделил планировочную сетку узлов с приблизительно 200-метровым интервалами — как наиболее характерную для городской структуры, и она оказалась одинаково пригодной и для небольшого городка пешеходного масштаба, например, средневекового города северной Италии, и для обычного современного торгового крытого центра, где максимальные пешеходные дистанции между «магнитами»- универмагами устанавливаются в 200 метров. В другой своей книге, целиком посвященной проектированию торговых моллов (или пассажей) нового поколения, Мейтленд поднимает эту теорию на более высокий уровень обобщения, провозглашая в заключительной главе тот факт, что интегрированная городская структура может быть достигнута только системой моллов между узловыми точками — центрами оболочки городского архитектурного окружения. При этом будет обеспечена необходимая степень гибкости развития самих объектов, что не было достигнуто в более жестких архитектурно- пространственных решениях британских торговых центров: Камберноулда или Милтон-Кейса. В качестве исходных фактов для построения модели взаимоотношений внутреннего пространства пассажа и городского окружения можно выделить следующие: — основными направлениями пространственно-коммуникационного остова пассажа являются оси прилегающих городских улиц, тогда как дополнительные коммуникации относительно независимы от окружения; — существует определенная ритмичность чередования различных функциональных зон и пространств, аналогичная другим пространственным структурам (корридор — комната, пассаж — атриум, улица — площадь, просека — поляна); — пешеходные схемы пассажей строятся, как правило, на основе планировочной сетки узлов с максимальным модулем 200 метров; — пространственные доминанты внутри пассажа, так называемые узловые точки, соответствуют особым чертам городского окружения (схема 4). Несомненно, что одним из важнейших факторов, характеризующих влияния на городское окружения на формирование внутренней среды пассажа, является тип центрального коммуникационного пространства. Анализируя международный опыт, видно, что установилось весьма стабильное соотношение крытых и открытых форм. Подавляющее большинство композиций (около 80%) — крытые. Крытым архитектурным формам отдано предпочтение и представителями торговли, привлеченными возможностями более строгого контроля среды и технологической дисциплины, стабильностью торговли, и посетителями, нашедшими в них более привлекательную атмосферу. К тому же довольно многочисленны примеры реконструкции пешеходных торговых улиц в крытые пассажи, связанные и пешеходным и транспортным движением, например, общественно-торговые центры Марцан в Берлине, Гранд Авенью в Милуоки. Появляется необходимость в крупных подземных гаражах, которые можно рассматривать как специфически крытые. Наряду с очевидными преимуществами крытые архитектурные формы отличаются и рядом недостатков. Самый серьезный из них связан с тем, что все более становится заметно пренебрежение внешним городским пространством, архитектурным и городским окружением. Тщательно разработанная архитектура торговых пассажей обращена внутрь сооружений, тогда как на городские площади и магистрали выходят в основном глухие стены, сплошные витражи, иногда оживленные рекламой, или разгрузочные платформы. Контраст подходов «изнутри» и «снаружи» приводит к парадоксу: интересные интерьеры, разнообразие пространственных решений и зачастую глухие и довольно скучные экстерьеры. Результатом такого подхода неизбежно становится исчезновение оживленности участка городской среды вместе с посетителями пассажа, покидающими улицы. Однако, в ряде проектов намечается преодоление такого отношения к городскому окружению. В них крытые торговые пассажа визуально и физически связывают внешние пространства, предоставляя пешеходам самостоятельный выбор — быть внутри или снаружи. Это взаимное усиление альтернативных сред не только укрепляет городскую активность, но и делает внутреннее общественно-торговое пространство более привлекательным. (рис. 7) Идеальным примером такого подхода могла бы стать реализация проекта реконструкции Невского проспекта в Санкт-Петербурге в виде системы общественно-торговых пассажей (архитекторы Ю.Земцов, И.Кукуева и др.). В отношении открытости коммуникаций эта система носит комбинированный характер. Каждый из пассажей представляет собой многофункциональный комплекс, объединяющий, в одном случае, универмаг, несколько кафе, выставочный зал, рекреации, а в другом случае, магазины, ресторан, столовые, дискотеку, гостиницу, жилые квартиры и т.д. Композиционную основу каждого комплекса составляет открытая сквозная пешеходная улица с несколькими мини-атриумами в местах жилых дворов. Для комфорта посетителей используются светопрозрачные своды и стеклянные арочные навесы. Часть посещений расположена ниже основной пешеходной платформы и визуально связана с ней проемами в перекрытии. В результате, проект демонстрирует тактичное отношение к сложившемуся городскому окружению, умелое использование существующих пространств пассажей, функционирующих круглые сутки, способствует возникновению интегрированной внутренней среды центра и непрерывной целостности всей пешеходной зоны. Анализ модели взаимодействия различных пространственных сред позволяет сформулировать следующие положения, касающиеся факторов влияния городского окружения: — в каждом конкретном случае необходимо тщательное изучение сложившейся планировочной структуры участка для точного определения требуемой длины и конфигурации внутренних пешеходных коммуникаций; — особое внимание должно быть уделено организации граничных пространственных элементов взаимодействия, например, как средству привлечения посетителей; — при выборе моделей в аналогичных градостроительных условиях необходим тщательный учет различий в социальных и культурных традициях городов; — современная техника благоустройства позволяет организовать обширное внутреннее озеленение. Превращение торговой улицы в парк усиливает в пассаж функцию места отдыха, заложенную, например, кафе, барами и т.д.; — использование в основе проектирования пассажей структурной сетки с интервалом в 200 метров адекватно как для крупных городов, так и для малых; — каждый пассаж должен иметь свой «магнит», являющийся одновременно важнейшим элементом градостроительной ситуации участка. Здесь наблюдается тенденция использования в этих целях наряду с магазинами так же ресторанов, клубов, других предприятий обслуживания. Однако, учитывая тенденции развития пассажа не только как торгового комплекса, но как места отдыха, вполне логично использование в качестве «магнитов» предприятия культурного обслуживания населения. Например, это может быть картинная галерея или выставка. Это также может быть открытая сцена типа «зеленый театр», аналогично тем, которые были обустроены в парках культуры и отдыха в советский период. Основная цель архитектурной организации внутреннего пространства пассажа состоит в создании условий для разнообразного и интенсивного осуществления всех сторон общественно-торговой деятельности. Основными социальными функциями внутренней среды пассажа являются: активизация общественно-торговой деятельности, повышение комфортности пребывания посетителей, экономия свободного времени, экономия территории и т.д. Для этой цели могут использоваться средства, влияющие на интенсивность освоения среды, а именно: — распределение функций по пространственным зонам; — соотношение пешеходной и общей площадей; — распределение пешеходных маршрутов; — количество микрозон в пространстве; — разнообразие пространственной среды. Основу решения составляет разработка технологической схемы пешеходно- транспортных коммуникаций. Она складывается из определения основных входов и выходов, путей подъезда, кратчайших транзитных проходов, расположения рекреационных зон, элементов многофункционального комплекса попутного обслуживания. Параметры комфортности внутренних пространств выделяются по двум направлениям: выбор деятельности и зрительное восприятие. При проектировании необходимо учитывать влияние различных факторов, которые, собственно, и диктуют характер архитектурно-композиционного решения внутреннего пространства пассажа как самостоятельного общественно-торгового предприятия, так и в составе многофункционального центра. К этим факторам в первую очередь необходимо отнести: — транспортные устройства; — технологические линии и установки; — системы освещения; — торгово-выставочное оборудование; — графический дизайн; — мебель; — реклама. 2.2. Архитектурная композиция и световая среда внутренних пространств, особенности восприятия Массовое внедрение неторговых функций в структуру пассажа существенно меняет традиционные модели поведения посетителей. Объединение торговли с развлекательными центрами, предприятиями нетрадиционного питания, игровыми элементами т.д. — все это придает покупательской активности характер, не ограниченный чисто прагматической целью купить товар. Объектом проектирования в архитектуре всегда является пространственная форма. Множество функций проектируемого объекта подразумевает многообразие пространственных форм. Для того, чтобы все элементы сложного комплекса (от большой формы до малой детали) были органично связаны, необходимое четкое представление об иерархии композиционных средств и соответственное их использование в проектировании. Предлагается следующая классификация уровней композиции: — общая композиция внутренней среды пассажа; — частная композиция функционально-пространственной зоны; — элементарная композиция отдельного пространства или помещения; — композиция архитектурной детали. Специфическая особенность пассажа как многофункционально сооружения — совокупность общей и частной композиции пространства. В последнее время однозначные метрические построения внутреннего пространства стали недостаточно эффективными, и поэтому практически не используются. Внедряются более сложные групповые ритмы, сбои групповых систем, острые противопоставления плотных и разреженных пространств, сложные отношения вертикальных доминант. Усложнению содержания общественно-торговой деятельности соответствуют более сложные, чем раньше, средства архитектурной выразительности. В отличии от пассажей, построенных лет 15–20 назад, в современных торговых комплексах практически не используется симметрия пространственных решений. Ибо она вызывает неизбежные, неразрешимые противоречия — как относительно внешней среды городского окружения, так и применительно ко вновь создаваемой внутренней среде: симметрия ограничивает возможности последующего включения новых связей и новых пространств. Необходимость дополнительного роста в перспективе неизбежно столкнется с жесткостью системы и либо вызовет функциональные затруднения, либо разрушит саму симметрию пространства. Таким образом, в неопределенном, сложном, но структурированном пространстве, видна альтернатива безграничной мобильности и разнообразия композиций. В общем виде, внутреннее пространство пассажа — это одновременная целостность, где уровни, взаимодействуя, формируют сложное динамичное поле. Посредством визуального восприятия части этого поля осваиваются, но общий образ внутреннего пространства существует независимо от единичной ситуации. Развитие общественно-торговой деятельности требует, чтобы необходимая часть ориентации во внутреннем пространстве осуществлялась индивидуально каждым посетители, а основная структура была общественной, обеспечивая атмосферу социальной интеграции. Для того, чтобы это условие выполнялось, при построении пространственной композиции должен учитываться механизм реакции посетителя, или обратная связь, которую можно характеризовать так: — приведение структуры архитектурного пространства пассажа к индивидуальному пространственному поведению; — перевод индивидуальной пространственной концепции в реальные архитектурные структуры. Таким образом, композиция внутреннего пространства обязательно включает в себя компоненты не только объективные — геометрические параметры, функциональные свойства и т. д., нормирующие поведение посетителя однозначно, но и подвижные ситуативные значения и эмоциональные переживания, то есть широкий спектр духовных состояний человека. Именно этим факторам придается колоссальная значимость в иерархии профессиональных категорий современного проектирования торговых комплексов. Внутренне пространство пассажа, как и всякое архитектурное пространство, состоит из различных «освоенных» человеком фрагментов, которые специфически воздействуют на него и друг на друга. Возникают специфические зоны различной насыщенности и значимости, например, атриумные помещения, большой зал и крохотные пространство любимого кафе, магазина. Отсюда проявляется вторичная структура того же внутреннего пространства как следствие его ситуативной неоднородности для воспринимающего. При этом необходимо учесть также многообразие моделей поведения и их развитие во времени. (рис. ?) В результате выявляется довольно сложный и динамичный контекст для анализа композиции внутреннего пространства. Собственно анализ состоится по следующей схеме: — выделение видов неоднородности пространственных зон; — выделение содержательных признаков и правил соединения неоднородных частей; — выявление своеобразия осмысления структуры внутреннего пространства в композиционной манере архитектора, направления, стиля; — определение общих методов поиска и композиционной работы со структурой внутреннего пространства. Анализ по приведенной схеме позволяет сделать следующие выводы. В творческой практике ряда современных направлений проектирования пассажей существует устойчивая связь между качественными признаками разделения пространства на зоны, элементы, детали, и принципами их упорядочения в целостное произведение. Гармоничное единство внутренней среды пассажа обеспечивается выполнением двух условий: пространственной целостности коммуникационного остова, то есть торгово-пешеходного молла, и вариабельности пространственных структур составляющих предприятий (на основе гибкой планировки и универсальности конструктивных решений). Иерархия пространственных зон и фрагментов в композиционном отношении строится на основе главных направлений движения посетителей с учетом различных моделей их поведения. Система композиционных осей определяется осями и доминантами архитектурного окружения. Композиционное взаимодействие пространственных зон пассажа осуществляется посредством граничных элементов — точек перехода из одной пространственной среды в другую: из интерьера во внешнее пространство, из замкнутого внутреннего двора или атриума в торговый пассаж, и т.д. Фиксация таких точек планировочными и объемными средствами способствует упорядочению зрительного восприятия, формированию у посетителя устойчивого образа или его фрагмента в виде запоминающихся, художественно полноценных композиций. Важнейшее значение для композиции внутреннего пространства имеет система его освещения, выбираемая в каждом случае индивидуально в зависимости от характера сооружения, контингента посетителей, а также от целей освещения, методов экспозиции, предполагаемых затрат и пр. Одним из главных принципов организации световой среды является гибкость системы освещения. Для выделения конкретных принципов организации световой среды рассмотрим ряд композиционных приемов, наиболее характерных для современной практики. С композиционной точки зрения наибольший интерес представляют решения, в которых выражена попытка синтезировать систему освещения и архитектуру. Большинство таких композиций связано со специфическими решениями перекрытий. (схема 5). В отличии от традиционного торгового пространства с плоским подвесным потолком и однородным искусственным освещением все чаще используются плавные линии сводов, оболочек, а также наклонные перекрытия. Благодаря этому облегчается устройство фонарей верхнего света, обеспечивается разнонапряженная световая среда, интерьеры преобретают своеобразие и неповторимость (схема 6). Так, еще в торговом центре в Кэидене (Великобритания), архитектор Н. Гримшоу, используется система ферм арочного типа, перекрывающая огромное нерасчлененное пространство торговых залов. Подвесной потолок, повторяющий форму арки, ограничивает высоту в пределах от 2,75 до 5,0 метров. Мягкость плавного очертания потолка создает в интерьере приятную световую среду благодаря равномерному изменению освещенности. Отдельные участки, например, |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |