|
Торговые пассажи, теория и практика строительстваТорговые пассажи, теория и практика строительстваС о д е р ж а н и е Введение 3 Глава 1. Обзор формирования архитектуры городских пассажей 12 1.1. Историко-экономические предпосылки и социальные и градообразующие факторы, влияющие на форми- рование и тенденций развития пассажей 13 1.2. Функциональные и пространственные характеристики внутренней среды 21 1.3. Основные концепции организации пространства пассажей, тенденции взаимосвязи внешних и внутренних пространств 29 Выводы по главе 1 33 Глава 2. Анализ архитектурно-типологической организации городских пассажей 35 2.1. Основные тенденции в организации внутренних пространств, связь с другими типами торговых зданий 36 2.2. Архитектурная композиция и световая среда внут- ренних пространств, особенности восприятия 43 2.3. Приемы и факторы функционально-планировочной организации пассажей и их связь с окружающей средой 50 2.4. Технико-экономические аспекты формирования пассажей 58 Выводы по главе 2 67 Глава 3. Предложения по градостроительной, функционально-планировочной и архитектурно-композиционной организации городских пассажей 71 3.1. Рекомендации по объемно-планировочной структуре 71 3.2. Основные архитектурно-планировочные приемы 77 3.3. Социально-экономическая эффективность предлагаемых решений 79 Выводы по главе 3 84 Заключение 86 Библиография 94 Введение Пассаж, как тип общественного комплекса, за свою более чем 200-летнюю историю развития нашел широкое распространение в мировой градостроительной практике. Развитие пассажей объясняется целым рядом их преимуществ перед другими формами торговли и прежде всего их особой привлекательностью для людей благодаря комфорту и комплексности обслуживания, сочетанию в себе различных функций, экономии времени на покупки и услуги, общей благоприятной среде для различных видов деятельности. Кроме того большое значение имеет высокая социально-экономическая эффективность пассажей, возможность использования универсальных решений и передовых технологий. Пассажи можно рассматривать как прогрессивные самостоятельные типы торговых предприятий и как важные связующие элементы крупных торговых комплексов или сети торгово-бытового обслуживания населения городов. В настоящее время опыт проектирования и строительства пассажей в нашей стране крайне мал. Тем не менее некоторые из осуществленных проектов, таких как торговый центр в Омске, в бывшем Ленинграде, Вильнюсе и Лиепае, где пассаж является связующим звеном всего торгового центра, отличаются своеобразием и интересными решениями. Следует отметить, что в первоначальный период развития архитектуры пассажей в России основное внимание уделялось развитию центров оптовой и розничной торговли в узловых городах. Трудности в разработке научно- обоснованных принципов формирования пассажей местного значения были связаны с однотипностью первоначального использования, социальной и градостроительной значимостью. Долгое время это не позволяло подойти к проблеме типового проектирования в комплексе с предприятиями торгово- бытового обслуживания других типов, хотя существуют примеры типового строительства пассажей в чистом виде или объединенные с торговыми рядами уже более 150-ти лет назад. Изучение перспективных направлений развития пассажей в отечественной науке связано с задачами типологии конструктивных элементов, объемно- планировочной структуры, градостроительного решения участков, экономики и т.д. Вне этой сферы остались проблемы архитектуры, отражающие композиционно- художественные и функционально-пространственные требования, предъявляемые обществом к пассажам как средоточию городской активности. Отдельные аспекты этих проблем затрагивались в разработках ряда институтов, направленных на преодоление одностороннего понимания архитектуры пассажей, так как градостроительной и утилитарной функциями не исчерпываются сложность и разнообразие данных объектов как основы формирования общественных центров города. Это свидетельствует о становлении нового подхода к организации пассажей городского значения, который признает соцкультурную функцию наиболее важным структурообразующим фактором. Данный подход и принят за основу в настоящем исследовании. С развитием строительной технологии, совершенствованием форм розничной и оптовой торговли, ростом населения крупных городов и целым рядом социальных и технических достижений, проектирование пассажей, особенно в составе крупных торговых центров, приобретает сложный специализированный характер. В то же время качественные характеристики пассажей, как типа, параметры и элементы пространственных зон, принципы организации и ситуации применения непрерывно совершенствуются. Не прекращается развитие системы композиционных принципов, которая связана с возникновением новых интегрированных типов зданий с включением пассажей как связующих элементов с центральной или коммуникативной нагрузкой, усложнением эмоциональных требований к внутренним пространствам, развитием градостроительства и научным исследованиям транспортных и грузовых потоков, изменением эстетических представлений и самих элементов архитектуры. Огромное значение для расширения использования и развития пассажей в нашей стране имеет изучение зарубежной практики, накопившей огромный опыт в проектировании и строительстве пассажей. Использование и переосмысление наиболее интересных приемов и принципов этой практики составляет неотъемлемую часть развития отечественной типологии пассажей. За последние 15–20 лет за рубежом появилось довольно много принципиально новых идей, которые существенно изменили прежние модели пассажей и подход к их организации. Постепенно возникло новое поколение пассажей, пришедших на смену традиционной, исключительно функциональной структуре с традиционным молом. Новаторство в проектировании стало средством утверждения уникальности и неповторимости, основанном на высокоразвитом рынке и постоянно обновляемой моде. Теперь огромное значение стало предаваться высокому качеству архитектуры, стилю, среде, которые рассматриваются теперь не как роскошь, а как непреложное требование современной торговли. Новые тенденции чаще проявляются в творческом проектировании, на страницах журналов, чем на улицах городов, в реальном воплощении. Массовое же строительство опирается в основном на сложившиеся стереотипы и стандарты, в лучшем случае используя вариации на темы традиционных моделей. Поскольку в таких случаях композиционные возможности довольно ограничены, то поиск индивидуальности часто сводится к поиску эффектных комбинаций материалов и отделки. Однако следует отметить и некоторые моменты, которые во многих странах оказывают ощутимое влияние и на массовую практику. С одной стороны, это, прежде всего, касается развития в пассажах неторговых функций. Объединение торговли с развлекательными центрами, питанием, игровыми элементами и т.п. повышает покупательскую активность за счет увеличения числа посетителей и отсутствия чисто прагматического интереса. Изменяется характер активности потребительского поведения по отношению к торговле, как к деятельности, связанной с отдыхом, познанием. Все это требует дополнительных пространств, демонстрирующих одновременно комфорт, стиль, а также незаурядный элемент фантазии. Такое направление связано с рядом проблем, которые в общем виде можно сформулировать так: отсутствие строго определенного мнения о путях развития пассажа ни как самостоятельного типа, ни как элемента в составе целого комплекса. С другой стороны, немаловажным фактором развития пассажей стало установление стабильного соотношения открытых и крытых пространств в общественных и торговых зданиях в пользу последних. Этому не в последнюю очередь послужила практика реконструкции пешеходных торговых улиц в системы крытых торговых центров, связанных пешеходным и транспортным движением. К тому же, в последнее время сильно повысились требования к эмоциональной насыщенности интерьеров. Таким образом появилась необходимость не только в целостной и согласованной внутренней среде, но и в потенциальной возможности для раскрытия индивидуальности и повышения ее творческой активности. Основные предпосылки подхода к организации пассажей на современном этапе и обобщение новейшей архитектурной практики и теоретической архитектурной мысли позволяют выявить соответствующие принципы формирования архитектурной среды, понять направления в изменении и развитии отдельных элементов структуры, представить развитие пассажа как самостоятельного типа и, главное, как связующего элемента общественного или торгового комплекса. Актуальность исследования. Пассаж городского значения является предметом индивидуального проектирования, и его композиция целиком определяется автором. Но в процессе творчества архитектор неизбежно руководствуется системой общих композиционных принципов, складывающихся на основе обобщения конкретных примеров сложившейся практики. Эти общие композиционные закономерности и есть стилевые признаки архитектуры современного поколения пассажей, и одновременно — руководство к действию архитектора наряду с другими факторами. Обобщений же по отдельным вопросам этой важной темы пока не достаточно. Но развиваясь и закрепляясь в лучших достижениях современности, композиционные закономерности и архитектурные приемы существуют, и должны быть изучены для совершенствования проектирования. Цель исследования: выявить закономерности формирования внутренней среды пассажей и их роль и связи с другими формами общественных и торговых зданий, а также разработка предложений по совершенствованию их архитектурной и функциональной организации. Задачи исследования. Теоретические: — анализ и обобщение опыта проектирования и строительства; — классификация внутренней структуры, закономерности архитектурно- композиционной и — функционально-пространственной организации; — предложения по перспективам развития. Практические: — разработка системы оценки пространственной структуры (ряд показателей качественного и типологического характера); — предложения по новым приемам решения архитектурно-композиционных и функционально-пространственных проблем; — обоснование социально-экономической эффективности новых типов решений. Объект исследования: пассажи городского значения (отечественный и зарубежный опыт). Предмет исследования: внутренняя среда пассажей, обусловленная взаимодействием составляющих и примыкающих к ней пространств различных объектов и предприятий и сложным комплексом современных требований, в том числе пешеходными, транспортными и грузовыми потоками, функциональным зонированием, уровнем развития современной технологии и социальными требованиями. Границы исследования: функционально-пространственный и архитектурно- композиционные аспекты организации внутренней среды. Предмет защиты: Обоснование значимости композиционного совершенствования внутренней среды пассажей для развития системы обслуживания; Принципы архитектурной организации внутренних пространств во взаимосвязи с городским окружением и другими типами общественных и торговых зданий; Предложения по организации внутренних пространств пассажей как связующих элементов и обоснование их социально-экономической эффективности. Исследовательская гипотеза. Композиционная задача проектирования внутреннего пространства пассажа — отражение единства и взаимосвязи различных торговых и обслуживающих предприятий и учреждений. Для реализации композиционных и функциональных преимуществ пассажа необходима, с одной стороны, пространственная коммуникативная целостность и, с другой стороны, вариантность пространственных структур, составляющих и примыкающих зон. Единство внутреннего и внешнего пространств осуществимо в виде непрерывного перехода от одного к другому, определяемое городским окружением и функциональными связями. Методика исследования направлена на выработку количественных и качественных (типологических) характеристик архитектурно-композиционной среды пассажей. 1. Методика анализа: сравнительный анализ по литературным источникам, натурным обследованиям, логическое моделирование (факторы влияния, закономерности, принципы); поисковое проектирование макетно-модельным способом. 2. Приемы анализа: дифференциация системы, выделение подсистем и элементов; формирование комплекса условий для характеристик системы; выявление закономерностей изменения системы в процессе развития. 3. Средства описания: графическая форма, словесная форма, системная модель. Сложность и недостаточная изученность архитектурно-композиционного строения крупных пассажей обусловили необходимость рассмотрения в работе вопросов, касающихся современной методики проектирования, психологии поведения и восприятия, эстетики и теории архитектуры. Для иллюстрации отдельных положений предпочтение отдано наиболее характерным примерам, дающим конкретные практические рекомендации по проектированию. В работе использованы материалы трех групп научно-исследовательских работ, затрагивающие те или иные аспекты данной проблемы: — основополагающие труды по общим вопросам формирования общественно- торговых и деловых многофункциональных комплексов В.А. Абызова, И.П. Васильевой, А.А. Гаврилиной, А.И. Урбаха, а также Н. Беддингтон, Д. Гослинга, Б. Майтленда; — проблемные публикации и исследования по вопросам истории развития и современной организации пассажей и торговых комплексов В.А.Лаврова, А.А. Максимова, С.М. Шумилкина, А.И. Урбаха, Н.П. Кириенко, Т.М. Розанова, И. Зайдлера, М. Колчак, И. Эпплтона и др.; — исследования по архитектурно-композиционным проблемам современной практики А. Мирошина, Ю. Земцова, А.И. Урбаха, М. Лина, Д.К. Берштейна и др. Диссертация состоит из трех глав посвященных соответственно обобщению опыта развития и формирования городских пассажей, анализу факторов, влияющих на композиционные решения, и раскрытию принципов архитектурной организации, и обоснованию предложений по совершенствованию. Глава 1. Обзор формирования архитектуры городских пассажей Несколько десятилетий назад в подходе к проектированию пассажей произошел принципиальный перелом, который можно было бы охарактеризовать в первую очередь отходом от строгости исторически сложившихся моделей пассажей и пересмотром принципиальных установок. К настоящему моменту в современной архитектуре сложился еще один концептуальный подход – использование старых традиций на базе новых технологий, уже опробованных в предыдущий период развития пассажей. Проблема, поставленная изменением моделей торговой среды, привела к изменению пространственного поведения вообще, как основополагающего принципа всей городской традиции. Экстремальное изменение масштабов городов оказалось несовместимо с гораздо более медленно меняющейся психикой человека; стремительное индустриальное развитие, продиктовавшее в последнее время совершенно определенные тенденции развития в архитектуре, вошло в конфликт с человеческим аспектом. Для реализации своих намерений человек должен понять свои истоки и новые пространственные связи и объединить их в новую пространственную концепцию. При этом, если раньше основной задачей архитектора было помочь человеку найти необходимую точку опоры, конкретизировать его образы и желания, то теперь в центре внимания – обеспечение возможности вариантных решений внутреннего пространства, не утрачивая при этом его неповторимости и ни в коем случае не теряя его функциональности. В результате в свое время резко вырос интерес к эстетической стороне внутренней среды и ее связи с соц.основами проектирования при создании выразительных архитектурных образов. Новая концепция торговли в целом теперь не только продать товар, как это было раньше, а создать определенную среду, атмосферу торговой деятельности и увеличить количество посетителей, привлекая их дополнительными функциями пассажа и его связью с городской средой и с другими элементами и формами торговых и обслуживающих зданий. Так повышается роль эстетики, социологической и функционально-технологической основы композиционного проектирования. Концентрация и интеграции функций придают пассажам особые качества, отличающие его от других торговых зданий. Многофункциональность отражает тенденцию непрерывного обогащения функций и технологий, усложнение пространственных взаимодействий. 1.1. Историко-экономические и градообразующие предпосылки и социальные факторы, влияющие на формирование и тенденции развития пассажей. Появлению во второй половине XVIII века пассажей как новой формы торговых зданий способствовало много факторов. Социально-экономические преобразования петровской эпохи и последующее бурное развитие торговли России обусловили активно развернувшееся в этот период строительство зданий торгового назначения. В русской архитектуре того времени получают широкое распространение несколько устойчивых типов торговых зданий, различных по своей планировочной и объемной структуре – «торговый двор», «торговый ряд», купеческий дом с лавками в первом этаже, товарные склады. Проектирование торговых сооружений во второй половине XVIII века осуществлялось с учетом их активной роли в архитектурно-пространственной организации городского ансамбля. Проекты торговых центров в Петербурге, Твери, Ярославле, Нижнем Новгороде, Калуге, Костроме, Касимове, Солигаличе и проектные материалы регулярных планировок городов подтверждают это (схема 2). Концентрация городской торговли в одном определенном месте, на территории торга, и запрещение купцам торговать в других частях города было необходимо для осуществления таможенного контроля за ввозом и вывозом из города товаров и для сбора пошлин с купцов. Розничная торговля осуществлялась в лавках торговых рядов и являлась привилегией местных купцов и жителей слобод, а все приезжие иноземные и иногородние русские купцы имели право вести в городе только оптовую торговлю и только на территории специально отведенных для них торговых дворов. Такой порядок торговли сложился еще в XVI веке и был закреплен соборным уложением царя Алексея Михайловича в 1649 году. Жесткое разграничение городской торговли на розничную и оптовую сказалось на особенностях организации торга. Распад феодальной системы и дальнейшее развитие общественного разделения труда обусловили в XVII веке значительный рост населения русских городов и, следовательно, более интенсивное по сравнению с предыдущим периодом развитие внутренней торговли. Происходит децентрализации торговли, появляются торговые места в других частях городов, в ряде случаев складывается несколько торговых зон. Параллельно формируются и самостоятельные оптовой торговли – комплексы товарных складов («магазейнов»), расположенных обычно вблизи транспортных путей. Все это требует появления новых архитектурных и планировочных решений. Во второй половине XVIII – начале XIX века происходит грандиозная по своим масштабам градостроительная деятельность, направленная на переустройство старых и создание новых русских городов. Анализ регулярных планов городов этого периода показывает, что применялись различные схемы планировок торговой части. В одних городах торг проектируется в зоне административно- общественного центра, в других он составляет самостоятельный планировочный узел. При застройке могли использоваться здания различного типа. Можно выделить три основных типа торговых зданий (схема 1) по их функциональному назначению: — здания для розничной торговли. Сюда относятся обывательские дома с лавками и торговые ряды; — здания для розничной и оптовой торговли. К этому типу принадлежат торговые ряды и торговые дворы, а также склады с многочастной внутренней планировкой; — здания для оптовой торговли. К ним, помимо торговых дворов, в основном относятся склады с различной внутренней планировкой (многочастной и зальной). Наряду с широко распространенными торговыми рядами появляется новый специфический тип торговых зданий – пассажи, где торговые ряды образовывали внутреннею крытую галерею с верхним светом. Причем зачастую в Европе с наружной стороны пассажи обстраивали открытой галереей торговых рядов. В Европе первые пассажи появились в Париже: галереи де Бос (1788), пассажи Фейдо (1791) и Каир (1799). Но особенное распространение в Европе рассматриваемый тип зданий получил в 20-30-е годы XIX века, когда пассажи были построены в городах Франции, Англии, Бельгии, Германии, Италии. В отличие от европейских, русские пассажи впервые появились не в городах и были вызваны не условиями городской жизни, а на ведущих ярмарках страны, в зоне наибольшего сосредоточения торговли, где ограничений в размерах торговых зданий не имелось, так как они размещались на больших открытых площадках, а требовалась необходимая защита от непогоды. Впервые пассаж был применен на Коренной ярмарке под Курском (рис. 1), у монастыря Коренная пустынь, второй по значению ярмарки России после Макарьевской. Проект был выполнен Дж. Кваренги в 1783 году, а строительство было закончено в 1812 году. Пассаж сохранял торговое значение до 1878 года, до перевода ярмарки в Курск. В основе планировки пассажа лежала структура традиционного гостиного двора – замкнутого прямоугольника, в котором три стороны составляли пассажные линии, а четвертая, выходившая на главную торговую площадь, представляла двухэтажные торговые ряды с открытыми галереями и зданием биржи посередине. Интерес представляет архитектурное построение самого пассажа. Вдоль центральной линии, имеющей одинаковые размеры по ширине и высоте (около 6,5 м), группировались два ряда небольших ячеек-лавок размером 3х6 метров. При этом во внешнее и внутреннее пространство ярмарки пассажи были обращены глухими фасадами и лишь в последствии к внешней стороне были пристроены ряды лавок. Освещение торговой линии, как и самих лавок, осуществлялось окнами, располагавшимися в боковых стенах повышенной центральной части. На Коренной ярмарке Кваренги впервые предпринял попытку ограниченного включения пассажа в архитектурно- планировочное построение гостиного двора, отведя ему дополнительную роль в общей композиции и не нарушая традиционных функциональных основ ярмарочной |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |