бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: История русской Архитектуры

Реферат: История русской Архитектуры

АРХИТЕКТУРА ВИЗАНТИИ

В конце IV столетия после раз­деления Римской империи и перено­са императором

Константином своей резиденции в греческую Византию ведущая роль в

политической, эконо­мической и общественной жизни пере­ходит в восточную

часть. С этого вре­мени начинается эпоха византийского государства, центром

которого стала его новая столица — Константино­поль. История архитектуры

Визан­тии делится на три периода: ранне-византийский (V—VIII .вв.), средне-

византийский (VIII—XIII вв.) и позд-невизантийский (XIII—XV вв.). Време­нем

высшего расцвета был первый период, особенно время царствова­ния Юстиниана

(20—60 гг. VI в.), ког­да Византия превратилась в могуще­ственную державу,

покорившую по­мимо Греции и Малой Азии народы Передней Азии, южного

Средиземно­морья, Италии и Адриатики.

Продолжая античные традиции, Византия наследовала также культур­ные

достижения завоеванных наро­дов. Глубокий синтез античных и вос­точных

элементов составляет характер­ную черту византийской культуры.

Господство христианской идеоло­гии сказалось на развитии домини­рующих типов

монументального ка­менного строительства. Поиски компо­зиции церкви в

соответствии с наз­начением здания сочетались с зада­чей утверждения

императорского могущества. Это обусловило извест­ное единство поисков и

относитель­ную общность развития типов куль­товых зданий, несмотря на

региональ­ные различия, в которых проявля­лись особенности и традиции

отдель­ных народов,

Важнейшим вкладом Византии в историю мирового зодчества явля­ется развитие

купольных композиций храмов, выразившееся в появлении новых типов

структур—купольной базилики, центрической церкви с куполом на восьми опорах и

крестово-кулольной системы. Развитие первых двух типов падает на

ранневизантий-ский период. Крестово-купольная система храмов получила

широкое распространение в период средне-византийской архитектуры.

К византийской эпохе относится и сложение монастырей как особого (типа

архитектурных комплексов. Наи­более своеобразны загородные монас­тыри, обычно

представляющие собой обнесенные стенами укрепленные пункты, внутри которых

помимо жи­лых и хозяйственных построек мо­нахов сооружалась обширная

трапез­ная и доминирующее здание — церковь. Здания и крепостные соору­жения,

располагаясь чаще всего на возвышенном месте асимметрично, представляли собой

гармонически согласованные пространственные композиции — ансамбли.

Архитектура Византии наследо­вала от Рима его достижения в об­ласти арочно-

сводчатых конструкций. Однако бетонная техника не была воспринята в Византии;

стены обычно складывались из кирпича или тесано­го камня, и также из кирпича

с ка­менными прокладками или из камня с прокладками из кирпича. Своды

делались из кирпича или камня. Перекрытия — по большей части сводча­тые,

иногда сочетавшиеся с деревян­ными конструкциями. Наряду с купо­лами и

цилиндрическими сводами были широко распространены крес­товые своды. В

опирании купола на квадратное основание нередко ис­пользовался восточный

прием — тромпы.

Наиболее существенным конст­руктивным достижением византий­ской архитектуры

является разработ­ка системы опирания купола на от­дельно стоящие четыре

опоры с помощью парусного свода. Вначале купол опирался непосред­ственно на

паруса и подпружные ар­ки; позднее между куполом и опо­рной конструкцией

стали устраивать цилиндрический объем — барабан, в стенах которого оставляли

проемы для освещения подкупольного прост­ранства.

Эта конструктивная система поз­волила освободить интерьер зданий от

громоздких стен и еще более рас­ширить внутреннее пространство. Той же идее

пространственности интерьера служил прием подпирания подпружных арок

полукупола­ми, создающими вместе с куполом единое пространство, иногда

дости­гавшее очень больших размеров. Взаимное уравновешивание сводов — одно

из выдающихся достижений ви­зантийской архитектуры. Использование

пространственных форм, обладающих в силу геомет­рического строения жесткостью

и ус­тойчивостью, позволило свести до ми­нимума массивность опорных

конст­рукций, рационально распределить в них строительные материалы,

полу­чить значительную экономию в тру­довых и материальных затратах.

Основными строительными ма­териалами был плоский кирпич — плинфа толщиной

около 5 см, укла­дываемый на растворе. Наиболее употребляемый размер плинфы

35,5Х Х35,5Х5,1 см. В восточных областях империи, богатых карьерами

извест­няков и туфа, применялась кладка из тесаных камней на растворе

(Си­рия, Закавказье).

В растворе использовали известь, к которой примешивали мелко ис­толченный

кирпич — цемянку для придания раствору большей проч­ности и гидравлической

стойкости. В стенах раствор укладывался горизон­тальными слоями толщиной в

несколь­ко сантиметров. Иногда применялась смешанная кладка: 3—5 рядов

плин­фы, уложенных на толстом слое раст­вора, чередовались с несколькими

слоями тесаного камня. Наружная поверхность стен обычно не штукату­рилась.

Быстросхватывающийся цемя-ночный раствор позволял возводить своды и купола

по древневосточному обычаю—без применения дорого­стоящих лесов. При

возведении ку­полов кладка велась отдельными коль­цами с наклонными рядами

кирпича. Продолжая строительные традиции восточных областей империи и

сопре­дельных стран, конструкция византий­ских сводов из кирпича резко

отли­чается от конструкции римских сво­дов, возводимых по деревянным

кру­жалам.

Для облегчения веса в клад­ку сводов вводились пористые ка­менные породы, в

частности пемза. Купола и своды покрывались чере­пицей или свинцовыми

листами.

Для восприятия распора арок и сводов в процессе их сооружения в византийских

постройках часто при­менялись металлические и деревянные затяжки, которые

иногда остав­лялись и в уже возведенном зда­нии. В куполах закладывали

растяж­ные кольца, изготовленные из дубо­вых брусьев или полосового железа.

Широко применявшиеся в Византии крестовые своды чаще всего имели вспарушенную

форму, появившуюся в результате отказа от эллиптичес­кого очертания

диагональных ребер обычного свода и перехода к более простому полуциркульному

абрису, легко очерчиваемому с помощью короба,

Следующим шагом в эволюции свода были отказ от диагональ­ных ребер и

превращение вспарушенного свода в парусный.

В восточных областях империи, где преобладал в кладке естествен­ный камень,

своды и купола возводи­лись по кружалам. Наряду с тесаным применялся бутовый

камень на раст­воре.

Среди сводчатых форм, выпол­ненных из камня, следует отметить сомкнутые и

крестовые своды, а так­же появившиеся в Сирии и Закавказье арки и своды со

стрельчатым очер­танием.

Общий прогресс строительной техники и архитектуры сопровождал­ся развитием

теоретической мысли. Зодчие Византии были знакомы с трактатом Витрувия.

Известен напи­санный на рубеже VI—VII вв. ориги­нальный труд епископа Исидора

«20 книг начал, т. е. истинных знаний», в котором содержатся сведения по

архитектур но-с трои тельном у делу. Этот труд, в большой мере

основы­вающийся на Витрувии, отражает также потребности византийского

времени.

Следует отметить использование и развитие византийскими зодчими

эллинистических источников. Известно, что один из строителей собора Софии

Константинопольской Исидор из Милета был автором не до­шедшего до нас

комментария к книге Герона Александрийского «О конструировании сводов».

Второй архитектор собора Софии Анфимий из Тралл сам был автором трактата «О

парадоксах механики».

Художественное осмысление но­вых конструктивных систем в визан­тийском

зодчестве шло при воздей­ствии местных архитектурных школ и прежде всего под

влиянием гречес­ких традиций. Выявление в компози­ции конструктивной формы,

свойст­венное древнегреческому зодчест­ву, стало и в византийскую эпоху

основным тектоническим принципом. Однако этот принцип проявился в новых

условиях, подготовленных ги­гантским развитием сводчато-куполь­ных форм при

доминирующем зна­чении внутреннего пространства. Ос­новными средствами

выразительнос­ти служили сами конструктивные элементы — купола, своды,

аркады, ясно читаемые в интерьере с под­черкнуто выявленными поверхностя­ми

без лишней пластики и деко­ративной перегрузки. Стены часто покрывались

фресковой живописью или облицовывались разноцветными плитами мрамора. Широко

приме­нялась мозаичная живопись, распола­гавшаяся обычно на изогнутых

поверх­ностях стен, в куполах и сводах. Рез­ная скульптурная обработка стен

вос­принимается как легкий рельефный рисунок, не разрушающий плоскости стены.

В четких членениях интерьера сохранились ордерные мотивы, но исчезла

характерная для Древнего Рима ордерная аркада.

Аркада на колоннах, появившая­ся еще в период Римской империи, стала в

византийской архитектуре гос­подствующим мотивом. Форма арка­ды —

конструктивна. От римского ор­дера осталась лишь его несущая часть—колонна,

воспринимающая нагрузку от арок. Изменилась и фор­ма капители, передающей

сосредо­точенные усилия от арки с прямо­угольным основанием на круглую

колонну. Более массивная, чем в римских колоннах, она получает фор­му

опрокинутого полушара с усечен­ными сторонами. Ее скульптурная обработка

выполнялась в виде лег­кого геометрического узора, форма и пластика —

варьировались. Ствол, колонны часто делался монолитным, в ряде случаев на оба

конца колонны накладывались свинцовые проклад­ки. Все элементы системы

отличались целесообразностью.

В ранневизантийских храмах на­ходит применение тип базилики — удлиненного

здания с выделенным по ширине и высоте средним нефом, отделенным от малых

нефов арка­дой на колоннах. Большое значение для развития византийского

зодчества имели базилики, строившиеся в вос­точных районах—в Сирии, Малой

Азии, Закавказье.

Большое влияние на развитие византийских центрических зданий оказали и

сложившиеся в этих облас­тях купольные сооружения (церковь в Эсре 5?0—515

гг., церковь «вне стен» в Русафе в Месопотамии, 569— 586 гг.). Особое

значение приобрета­ет купол на четырех или восьми опо­рах. Одним из ранних

примеров это­го типа в Сирии может служить цер­ковь в Босре (513 г.), в

которой купол опирался на четыре опоры.

Церковь Сергия и Вакха в Констан­тинополе (527 г.) представляет собой

центрическую композицию на вось­ми устоях, основа которой — сильно развитое

подкупольное пространство (табл. VI, 1). Ступенчатая структура и богатая

пластика образованы в ос­новном конструктивными элементами:

куполом, полукружными арками, диагональными экседрами, устоями, арками на

колоннах и т. п.

При господстве купола в компо­зиции большое значение имеют диа­гональные

ниши-экседры. В сочетании с колоннами они образовали прост­ранственные устои,

воспринимающие распор купола в диагональном на­правлении. В этой развитой

структу­ре центрического купольного здания роль интерьера стала ведущей в

соот­ветствии с особенностями христиан­ского ритуала, происходившего глав­ным

образом в центре храма под куполом — символом небосвода.

Вершиной развития арочно-сводчатых структур явилась грандиозная купольная

базилика собора Софии в Константинополе построенная греческими архитекто­рами

Анфимием из Тралл и Исидо-ром из Милета в 532—537 гг., в прав­ление

императора Юстиниана. Это наиболее грандиозное и самое вы­дающееся

произведение византий­ского зодчества.

Собор Софии был главным зда­нием Византийской империи и прид­ворным крамом

императора. Здесь император являлся народным массам в окружении свиты и

духовенства. В создании сильного эмоционального впечатления архитектуре

отводилось основное место.

Купольная базилика храма как бы сочетала в себе особенности струк­туры

выдающихся римских соору­жений — базилики Константина и Пан­теона. Однако

общие размеры собо­ра Софии значительно превышают их, а конструктивная основа

значи­тельно отличается от прототипов.

Храм представляет в плане прямо­угольник со сторонами 74,8Х69,7 м. Центральное

пространство формиру­ется четырьмя массивными пилонами высотой 23 м, связанными

между со­бой подпружными арками и паруса­ми, на которые опирается централь­ный

купол диаметром 31 ми тол­щиной в замке 0,6 м. Несущая кон­струкция купола

состоит из сорока радиальных кирпичных ребер, опира­ющихся на круговое кольцо,

сече­нием 2,1Х0,8 м, выполненное из проч­ного камня, Кольцо снаружи

подкреп­лено сорока небольшими контрфор­сами. В целях максимального облег­чения

конструкции ребра купола и заполнение между ними выкладыва­лись из специально

изготовленных пемзовых кирпичей на толстых слоях цемяночного раствора. Ребра,

имею­щие в основании сечение 70Х15 см, с возвышением купола постепенно

уменьшаются до полного исчезнове­ния на расстоянии 5,7 м от оси. Тон­кие стенки

между ребрами внизу прорезаны проемами высотой 4,6 м и шириной 1,5 м. Паруса,

заклю­ченные между подпружными арка­ми, выложены из кирпича. Несущие эти арки

пилоны выложены из квад-ров известняка на известковом раст­воре с прокладками

из свинца в верх­ней части. Они соединены арками с пилонами, воспринимающими

рас­пор купола в поперечном направле­нии. Распор купола в продольном

направлении воспринимается гранди­озными полукуполами глубиной около 14 м,

подпирающими конструкцию основного купола с востока и с запада. Полукупола

подпираются еще более низкими полукуполами экседр. Соз­дана четко

взаимодействующая сис­тема купольного и полукупольных пространств, сливающихся

в одно огромное пространство главного нефа площадью 1970 м2

(площадь зала Пантеона 961 м""'). Сравнительно тонкие кирпичные «оболочки» этих

форм обладают прекрасной простран­ственной жесткостью. Объемы каж­дого из малых

полукуполов служат своеобразными «контрфорсами» по отношению к объемам больших

полу­куполов. Такова же роль последних по отношению к куполу.

Значительно более узкие боковые нефы имеют два яруса, отделенных от главного

нефа аркадами на колон­нах. Сравнительно тонкие стены хра­ма (1,1—1,5 м)

выложены из кирпи­ча с широкими слоями цемяночного раствора. Кровля была

покрыта свин­цовыми листами.

Интерьеры отличались богатством форм и отделки. Здесь пространственность и

воздушность сочетаются с гигантским масштабом. Однако не­смотря на

грандиозные размеры, ар­хитектурные формы не подавляют человека.

Важнейшей особенностью интерье­ра является его тектоническая яс­ность,

подчеркнутая всем строем членений, отделкой и освещением. Пространственная,

пластичная и урав­новешенная конструкция—основа вы­разительности. Система

сферичес­ких поверхностей — купол, паруса, по­лукупола и конхи экседр —

акценти­рованы мозаичными изображениями на золотом фоне. Световое решение

композиции также подчеркивало зна­чение сферических форм, особенно купола.

Этой цели служат многочис­ленные проемы, устроенные в нижней части купола и

полукуполов, а также нарастающая от периферии к центру интенсивность световых

потоков, кото­рая достигает своей кульминации в обильном освещении

подкупольного пространства из-под сферы через 40 проемов в ее основании.

Залитый све­том купол как бы парит над всем инте­рьером, подчеркивая его

воздушность и пространственность

В тектонике интерьера здания важную роль играют аркады на ко­лоннах. Они не

противопоставляются стене, а являются их органической частью в местах

раскрытия боковых галерей в основной неф. Цельные стволы колонн имеют

энтазис, слож­ную базу с классическими профиля­ми и конструктивно

целесообразную форму капители с плоской резьбой, подчеркивающей цельность

блока. Нагруженные аркады точно следуют в плане очертаниям главных

конструк­тивных форм. Вместе с тем они вы­полняют существенную роль в

масш­табности интерьера, связывая гран­диозные формы с размерами чело­века.

Собор Софии в Константинополе оказал огромное влияние на последующее развитие

архитектуры. И хотя ни одно здание уже не достига­ло размеров и великолепия

этого храма, его композиция являлась об­разцом, которому подражали и на

котором учились многие поколения строителей.

Архитектура Древней Руси X – первой половины XIIIв.

К Xв. на территории Восточной Европы сложилось Древнерусское государство,

объединившее восточных славян и некоторые соседние угро-финские племена.

Утверждением феодальных отношений сопровождалось восприятие от Византии

православия, способствовавшего укреплению связей с ней, освоению достижений

византийской культуры. Наряду с этим Древняя Русь находилась в постоянном

контакте с южными славянами черноморья, странами Западной и Центральной

Европы и другими, ос­ваивая достижения их культур, а в последующем и сама

воздействуя на них.

В Х—XI вв. на основных водных путях возникают многочисленные рус­ские города,

укрепляемые деревян­ными стенами или тыном, земляны­ми валами, естественными

и искус­ственными водоемами; основываются монастыри. Строятся жилые дома и

княжеские палаты — в подавляющем большинстве из дерева. Дерево широко

используется в хозяйственных постройках, для мощения дорог, в городском

благоустройстве. Дубовая клеть была основой и при создании храмов, о сложной

структуре которых можно судить по сохранившимся ико­нописным изображениям. Из

дерева строились и крупнейшие здания — соборы в Новгороде, Ростове и дру­гих

городах. Есть основания предпо­лагать, что типы деревянных храмов уже на

первых этапах строительства каменных зданий оказывали су­щественное влияние

на их компози­цию. Первые сохранившиеся до наше­го времени каменные постройки

— храмы относятся к середине XI в.

Конец Х — XI в. — время развития культуры Киевской Руси, достигшей своего

наивысшего расцвета в пери­од правления Ярослава Мудрого (1019—1054). За

1036—1052 гг. в крупнейших русских городах были построены самые

величественные храмы домонгольской Руси: собор Со­фии в Киеве (1037 г.),

Спасо-Преображенский собор в Чернигове (1036 г.) и собор Софии в Новгороде

(1045— 1052 гг.). По своим размерам (особен­но Софийские соборы Киева и

Нов­города) они относятся к крупнейшим культовым сооружениям эпохи. За

пе­риодом централизации русских зе­мель в эпоху Киевской Руси после­довала

феодальная раздробленность, когда центр тяжести в развитии архитектуры

переносится на отдель­ные феодальные княжества. В период развития архитектуры

домонгольской Руси, охватывающей в основном XII—начало XIII в.,

выделяется зодчество трех регионов: северо-западного (Новгород и Псков), юго-

за­падного (Приднепровье, Рязанская и Галицко-Волынская земли, Западная Русь)

и северо-восточного (Владими-ро-Суздальское княжество).

Возведение столь крупных соору­жений, как главные соборы периода Киевской

Руси, говорит о высоком уровне строительного искусства того времени. Тип

храма развивался на основе унаследованной от Византии крестово-купольной

системы с пятью или тремя нефами с куполами на па­русах (табл. VI I).

Основной крест перекрывался ци­линдрическими сводами, боковые ячейки —

цилиндрическими, сфери­ческими (реже сомкнутыми) с высту­пающими подпружными

арками. Система подпружных арок представ­ляла собой развитую во все стороны

пространственную систему взаимного погашения усилий. Соответственно и столбы,

поддерживающие арки, в плане крестообразного сечения. На стенах, как правило,

делались пиляст­ры, усиливающие место опирания арок. Пилястры фасадов,

совпадающие с утолщениями стен внутри, также включались в работу системы. С

вос­тока здание «подпирали» полукруглые объемы апсид, а с трех других сто­рон

— более низкие открытые гале­реи. «Каркас» являлся структурной основой,

определяя членения ин­терьера и фасадов. Тектоника осно­вывалась на единстве

конструктивных и основных пластических средств.

В кладке стен применялись кирпич, камень и известковый раствор. В

сравнительно ранних постройках Киев­ской Руси (Софийский собор в Киеве)

использовалась византийская смешан­ная кладка из плинфы и камня на

цемяночном растворе: каждый ряд камня чере­довался с двумя-тремя рядами

кир­пича, служившими как бы выравнива­ющим слоем. Применялась и скрытая

кладка с «утопленными» рядами кир­пича. Византийская кладка постепенно

уступает место самобытным приемам. Уже в Софийском соборе Новгорода стены

сложены из местного грубо околотого с лицевой стороны и под­тесанного лишь со

стороны постелей камня на цемяночном растворе, но без кирпичных прослоек

(табл. VI I, 5 в).

Фундаменты под стены возводи­лись обычно из колотого песчаника или известняка

на растворе на глубину 90—120 см no деревянным сваям. При возведении стен

использовались леса в виде заложенных в кладку бревен, по которым настилались

подмости. Арки, своды и купола также выклады­вались из кирпича по деревянной

опалубке обычно толщиной в один кирпич. Для облегче­ния стен и сводов нередко

в их тол­щину закладывали керамические со­суды — «голосники», служившие и

акустическим целям как резонаторы.

В XII—первой половине XIII в. продолжает развитие крестово-купольная система

храма, но размеры зданий уменьшаются, преобладающим становится трехнефный тип

компози­ции с одним куполом на высоком све­товом барабане (см. табл. VIII).

Структура храмов упрощается: умень­шаются размеры галерей-хор, пос­тепенно

исчезают внешние галереи и ' двухэтажный западный притвор; вместо них иногда

делаются одноэтажные притворы со стороны входов на западной, южной и северной

сторонах (церковь Михаила Архангела в Смолен­ске, 1194 г.).

Характерное для XI в. единство опор и системы подпружных арок в наибольшей

степени сохраняется во Владимиро-Суздальских храмах. В по­стройках других

княжеств пилястры на внутренних стенах часто отсутству­ют, в некоторых

зданиях Новгорода, Пскова и других городов крестообраз­ные в сечении столбы

заменяются квадратными или круглыми. Однако пилястры фасадов еще, как

правило, совпадают с направлениями подпруж­ных арок.

Существенное развитие в этот пе­риод получает система сводов и отве­чающих им

на фасадах закомар. Бо­ковые пролеты трехчефных храмов иногда перекрываются

половинками цилиндрических сводов, которые вместе с цилиндрическим сводом

главного нефа составляют трехлопаст­ное завершение (Пятницкая церковь в

Чернигове, конец XII в.; церковь Архангела Михаила в Смоленске, 1194 г.),

отвечающее новой структуре.

Здания и архитектурные комплексы.

Одним из древнейших и самым зна­чительным зданием Руси Х—XIII вв. является

собор Софии в Киеве (1037 г., табл. VII, 4). Его большие размеры

соответствовали значению храма, бывшего не только центром русского

православия, но и круп­нейшим общественным зданием Руси, в котором нередко

происходили на­родные собрания. Тип здания, пер­воначально имевшего пять

нефов с открытыми галереями-гульбищами, близок к современным ему пятинеф-ным

крестово-купольным храмам кон­стантинопольской школы, что говорит еще (как и

само посвящение храма Софии в подражание Софии Кон­стантинопольской) об

известной зави­симости от византийского зодчества. Однако общая

Страницы: 1, 2


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.