|
Реферат: Зонирование: микрорайоны и кварталыЗа пределами летного поля аэродрома следует предусматривать специальные «зоны воздушных подходов». Границы зоны воздушных подходов устанавливаются в каждом отдельном случае специальными нормами в зависимости от типов эксплуатируемых самолетов. В зонах воздушных подходов строительство зданий и сооружений определяется специальными правилами, которыми регулируется их высота и расстояние от аэродрома, по согласованию с Главным управлением гражданского воздушного флота. Акватории для гидроаэропортов могут располагаться в бухтах или заливах морей, на реках я озерах. Участок водной поверхности, отводимый под гидроаэропорт, должен располагаться вне судоходного фарватера. Рельеф берегов, окружающих акватории, не должен препятствовать взлету и посадке самолетов. Взлетно-посадочные площадки для вертолетов могут находиться в пределах аэродромов и на самостоятельных участках внутри городской территории. Площадки устраиваются: на земной поверхности (вне пределов жилых зон из-за шума при взлете и посадке); на крышах зданий (гаражи, депо); на дамбах и пирсах вблизи открытых водоемов. Ориентировочно площадь, требующаяся для постоянных площадок, может быть принята равной до 0,5 га. В городах, расположенных на берегах водоемов – морей, озер и рек, существенное значение в общей структуре городского плана имеют устройства для водного транспорта – морские и речные порты. В частности, строительство гидроэлектростанций, связанное с созданием крупнейших водохранилищ, потребовало интенсивного строительства портов, зачастую в условиях уже сложившихся городов. Морские порты располагаются либо непосредственно на набережных океанов и морей, либо в морских устьях рек. Основное назначение морского порта – укрыть суда от волн, осуществить передачу грузов и пересадку пассажиров с морского транспорта на сухопутный, обеспечить снабжение и ремонт судов. Торговые порты делятся на порты общего назначения, выполняющие разнообразные операции, и порты специальные, производящие преимущественно операции с грузом одной категории: с углем, нефтью, лесом, рудой, зерном и т. д. Порты-убежища обычно представляют собой незначительные по величине рейды, естественно или искусственно защищенные от волн для укрытия судов. При расположении морского порта предусматривается его районирование, т. е. размещение его отдельных частей, выполняющих определенные специализированные функции, например пассажирского района порта, грузовых причалов для зерна, угля, леса, нефти и других грузов, перевалочных пунктов для передачи грузов с воды на железную дорогу и т. д. При районировании порта следует руководствоваться принципом разделения портовых устройств на устройства, непосредственно обслуживающие население города, и технические устройства, обслуживающие нужды самого водного транспорта. Пассажирский район порта вместе с вокзалом следует размещать ближе к центральной части города. Грузовые причалы, обслуживающие город, следует располагать на его периферии. Перевалочные причалы, а также судоремонтные устройства необходимо выносить за пределы города, учитывая при этом необходимость подведения к ним железнодорожных подъездных путей. В планировке портового города необходимо возможно большее разделение пассажирских и грузовых потоков, связанных с портом; должны быть улицы, ведущие из города в пассажирский и грузовой районы порта. Общие размеры территории порта и его отдельных частей определяются специальными расчетами, исходящими из его годового грузооборота, пассажирооборота, видов перерабатываемых грузов, длительности навигационного периода и размеров судов. Автомобильные и железные дороги, пересекающие города на насыпях и эстакадах, желательно устраивать среди широких полос зелени, с параллельно идущими городскими улицами. При проектировании городов следует предусматривать архитектурно- художественное оформление въездов в город у железнодорожных вокзалов, пристаней, аэропортов и на автомагистралях. Решение въездов в город должно учитывать значение первого впечатления, производимого городом на человека, в силу чего на улицах-въездах рекомендуется устраивать сооружения в характерных для каждого города архитектурных формах. Перед вокзалами и пристанями устраивают площади и скверы с хорошо продуманной организацией транспортного и пешеходного движения. Размер территорий, занятых под жилые районы, целиком зависит от плотности населения, которая в свою очередь определяется принятым процентом застройки, этажностью жилых зданий, размещением обслуживающих учреждений и т. п. Зонирование жилых районов производится также и по высотности застройки. В территориальной организации советских городов выделяются следующие зоны: а) зона преобладающей многоэтажной застройки в 4–5 этажей с включением в нее по архитектурным требованиям жилых домов повышенной этажности 9–16 этажей (в больших городах); б) зона преобладающей малоэтажной застройки многоквартирными двух- и трех-этажными домами; в) зона преобладающей одноэтажной застройки с усадебными участками. Первые два вида строительных зон являются в городах основными. Выбор территорий для жилых зон делается с учетом: а) максимального использования рельефа застраиваемой территории; б) создания наилучших условий для проветривания и инсоляции жилой застройки, а также обязательной изоляции ее от транс портных магистралей; в) обеспечения всеми видами современного инженерного оборудования и благоустройства каждого жилого района. Кварталы административных учреждений, имеющих областное, краевое, республиканское, общегородское или районное значение, размещаются на специальных территориях. Эти кварталы и отдельные здания (Дома Советов, здания партийных, профсоюзных и хозяйственных организаций) располагаются обычно в центральной части города, в комплексе со зданиями основных культурных учреждений (Дворцов культуры, театров и т. д.) и зданиями торговых предприятий. Они образуют общественный центр города с одной или несколькими площадями, соединенными между собой главной улицей. До 20% общей площади города занимают городские улицы, которые связывают между собой отдельные зоны города. При построении принципиальной сети магистралей исходят в первую очередь из требования удобств транспортных сообщений. Необходимо, чтобы по направлениям основных потоков движения была достигнута не только достаточная пропускная способность магистралей, но и малые коэффициенты непрямолинейности, т. е. трассирование магистральных улиц между отдельными зонами осуществлялось по кратчайшим направлениям. Принципиальная сеть магистралей должна быть построена исходя из двух главных положений: максимальной взаимодоступности отдельных зон города и максимальной доступности пунктов сосредоточенного трудо вого тяготения (крупных заводов, вокзалов и т. п.). Принципиальная сеть магистралей, построенная только по транспортному критерию, может не соответствовать архитектурным требованиям планировки, если она не подчеркивает и не открывает нужных видовых точек. Поэтому проектирование сети магистралей должно производиться, опираясь на принципиальную схему их, как коллекторов для транспортного движения, однако с учетам окружающей застройки и создания наиболее хорошего впечатления от города. Размещение и размеры отдельных площадей в современных городах, помимо условий планировки всего города в целом, определяются также наличием на этих площадях крупных административных и общественных зданий. Зеленые насаждения должны представлять собой единую систему, связанную функциональными и архитектурными признаками. Территории, занятые зелеными насаждениями, входят в состав каждой из основных зон города. В составе жилой зоны находятся сады, парки и скверы; в промышленную зону входит озеленение самих промышленных площадок. В пригородной зоне располагаются загородные парки и лесопарки. Такая расчлененность зеленых территорий является до известной степени условной и не дает оснований рассматривать зеленые массивы города как разобщенные элементы. Всегда желательно центральное расположение крупных зеленых массивов в плане города и глубокий ввод их в жилые районы. Размещение зеленых массивов в плане города должно решаться с учетом естественных условий территории, отводимой для города. Территории, не удобные для застройки в жилой зоне, должны быть, как правило, заняты зелеными насаждениями. Следует однако иметь в виду, что санитарно-гигиенический эффект в улучшении микроклиматического режима города весьма невелик при расположении зелени в пониженных частях городской территории. Поэтому озеленение оврагов, поймы реки не обеспечивает наилучшего решения задачи озеленения города. Значительно больший эффект имеет размещение зелени на гребнях холмов, крутых и приподнятых над городом склонах террас и т. д. При всех обстоятельствах весьма желательна непрерывность зеленых полос, которые должны проходить из крупных пригородных массивов в глубь города, обеспечивая связь системы городских садов и бульваров с загородными парками и лесопарками. Пригородная зона тесно и непосредственно связана с городом в производственном, бытовом и культурном отношениях. Она представляет собой совокупность территорий, прилегающих к городу и используемых для: а) размещения загородных коммунальных предприятий технического оборудования города: водозаборных устройств, канализационных очистных сооружений и т. п.; б) организации отдыха городского населения, включая парки и лесопарки, открытые водоемы, и т. п.; в) промышленных предприятий, прилегающих к городу и непосредственно связанных с ним; г) добычи и производства местных строительных материалов; д) сельскохозяйственных предприятий для производства сельскохозяйственных продуктов, с использованием отходов хозяйства города. Для отдыха населения выделяются территории, на которых создаются пионерские лагеря, летние дачи для детских садов и детских яслей, санаторно-лесные школы для детей и дачные поселки. Для кратковременного отдыха служат территории, выделяемые для организации пляжей, станций водного спорта, лыжных станций и спортивно-охотничьих баз. Кроме того, должны быть предусмотрены территории для размещения учреждений сме шанного (длительного и кратковременного) отдыха, загородные гостиницы- пансионаты и палаточные лагеря, мотели и кэмпинги), продолжительность пребывания в которых предоставлена выбору самих отдыхающих. В схеме перспективного размещения учреждений пригородной зоны крупного города должны быть установлены возможности создания санаторно-курортных зон и намечены зоны отдыха районного и общегородского значения. В пределах пригородной зоны могут размещаться также отдельные элементы транспортного узла города (с сортировочными и техническими функциями), предприятия и хозяйства, имеющие самостоятельное градообразующее значение и связанные с наличием в зоне сырьевых ресурсов (местные ископаемые, ценные сельскохозяйственные культуры и пр.), территории оборонного значения и пр. Помимо перечисленных элементов, в пригородной зоне располагаются также поселки рабочих и (служащих, а при наличии колхозов – колхозные селения. Конфигурация пригородной зоны определяется прежде всего удобствами транспортной связи города с отдельными хозяйствами, использующими территории этой зоны, рациональным размещением в ней отдельных хозяйств, топографией местности и составам земельных угодий. Поэтому пригородную зону нельзя определить в виде круга, механически намечаемого по заданному радиусу. Между городом и местами массового отдыха населения следует предусматривать устройство новых и улучшение существующих дорог, ведущих к местам отдыха, и их благоустройство (озеленение и освещение), а также организацию быстроходного транспорта ,в направлении к местам кратковременного отдыха, рассчитанного на возможность обслуживания максимальных пассажиропотоков. Для связи с местами массового отдыха предусматривается беспересадочное сообщение путем создания так называемых «вылетных линий» трамвая и метрополитена, а также использование новых видов транспорта (например, монорельсовых дорог). Постепенное освоение отдельных зон городской территории осуществляется с таким расчетом, чтобы все вступающие в эксплуатацию отдельные здания и сооружения были полностью обеспечены заранее предусмотренными видами благоустройства. При составлении схемы очередности строительства города надлежит определить и порядок производства работ по сооружениям технического оборудования города, т. е. инженерной подготовке территории, сети магистралей и улиц, транспортной связи, санитарно-техническим устройствам и т. д.
Примерная схема размещения зон отдыха вокруг Москвы Последовательное освоение отдельных зон предусматривает выполнение в первую очередь работ по инженерной подготовке, прокладке подземных сетей, устройству дорог и только после этого – возведению зданий и сооружений. Этот способ, как показывает практика, дает наибольший эффект в градостроительном процессе. В условиях реконструкции городов упорядочение отдельных зон имеет следующие основные цели: а) вынос из жилых районов предприятий, создающих опасность для здоровья людей, а также крупных складов и подъездных железнодорожных линий; б) переотройку мелких кварталов, застроенных ветхими жилыми. Зданиями, путем создания на их месте микрорайонов с жилыми домами современного типа, общественными зданиями и всеми видами благоустройства; в) увеличение площади зеленых насаждений путем создания парков, садов и бульваров; г) расширение магистральных улиц с устройством автостоянок и ликвидацией ненужных для движения тупиков и переулков; д) реконструкцию общегородского центрас изоляцией его движения потоков транспорта; е) реконструкцию железнодорожного узла с выносом из пределов города сортировочных и технических станций; ж) реставрацию памятников старины и архитектуры.
ПОНЯТИЕ О ЖИЛОМ РАЙОНЕ, МИКРОРАЙОНЕ И КВАРТАЛЕВ градостроительстве наиболее ответственными являются выбор и организация территорий, отводимых для жилых зон. Вопросы размещения жилых зон необходимо разрабатывать в нескольких вариантах с комплексным анализом. Анализ вариантов для выбора территорий под застройку должен охватывать следующие основные вопросы: а) сравнительную оценку природных и санитарно-гигиенических условий намечаемых под застройку территорий; б) достоинства и недостатки во взаимном размещении промышленных предприятий и жилых зон; в) условия организации удобных сообщений между жилыми зонами и основными местами приложения труда с учетом необходимых затрат времени трудящимися на трудовые поездки в различных вариантах размещения жилых территорий; г) условия обеспечения жилых зон водоснабжением, канализацией и энергоснабжением; д) сравнительную оценку территорий позатратам на их инженерную подготовку; е) удобства сообщения населенных жилых районов с местами массового отдыха в городе и в пригородной зоне; ж) сравнительную оценку объемов и стоимость всех видов строительства по укрупненным показателям; з) выбор типов застройки жилой зоны для расселения и обслуживания жителей. Детальный проект застройки, базирующийся на конкретном титульном списке строительства и выявленном плане финансирования этого строительства, рассчитывается на несколькоближайших лет. Проект застройки, как проект любого сооружения, должен всегда состоять из двух частей – графической и текстовой. Графическая часть выполняется на топографическом плане местности и комплексно представляет принятые архитектурно-планировочные и инженерные решения. Текстовая часть содержит обоснования и пояснения принятых решений. При застройке жилых зон предусматривается процесс перехода от индивидуальной формы воспитания детей к общественной, перестройки хозяйства из мелкого домашнего в крупное социалистическое путем широкого развития общественного питания и системы бытового обслуживания, организации отдыха, внедрения в быт физической культуры и спорта, широкого проведения профилактических и лечебных мероприятий для населения. В докладе о контрольных цифрах развития народного хозяйства на 1959–1965 гг. Н. С. Хрущев отметил: «Уже сейчас все более развиваются коммунистические формы труда, организации производства и такие общественные формы удовлетворения потребностей граждан, как общественное питание, школы-интернаты, детские сады и ясли. В нашем обществе имеется много ощутимых и зримых черт коммунизма, которые будут развиваться и совершенствоваться» [1]. В практике градостроительства СССР принята определенная система организации жилой зоны путем разделения ее территории на отдельные жилые районы, входящие в состав административных городских районов. Жилые районы в свою очередь подразделяются на микрорайоны с населением при многоэтажной застройке до 6 тыс. человек, включающие комплекс учреждений повседневного пользования. Жилые районы в больших городах обычно включают 4–6 микрорайонов.
Схема жилого района 1 – школы и детские учреждения; 2 – районные общественные учреждения; 3 – жилая территория и границы микрорайонов; 4 – сады Необходимо отметить, что при застройке жилого района жилыми группами численность населения каждой группы следует принимать в 2 тыс. человек. В этом случае микрорайоны становятся как бы промежуточной ступенью между жилым районом и жилой группой. Тогда понятие «микрорайон» отсутствует. Размеры жилых районов и количество населения в них могут изменяться в зависимости от конкретных условий: величины города, объемов строительства, этажности застройки и радиусов обслуживания населения. Застройка жилых районов осуществляется в соответствии со строительным зонированием, предусмотренным генеральным планом города. Практика подтверждает, что комплексное рассмотрение застройки и инженерного оборудования приводит к положительным решениям жилых районов: применяются более экономичные методы прокладки подземных сетей, наиболее рациональные приемы вертикальной планировки, создаются удобные сети транспортных и пешеходных путей. Планировка новых жилых районов должна проводиться с полным использованием имеющегося рельефа, а также условий ориентации и инсоляции зданий. В соответствии с местом можно применять строчную застройку, свободную живописную расстановку зданий на склонах рельефа или периметральную застройку, если этого требую климатические условия. Организация жилых районов в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями в основном сводится к определению: а) способов расстановки зданий в зависимости от условий инсоляции, радиации, наиболее экономичного использования земли; б) способов расстановки зданий с учетом надлежащего вентиляционного режима (проветривания) ; в) рациональных форм и размеров озеленения; г) санитарно-технического оборудования зданий. В жилых районах протекает 65% жизни городского населения: бытовые процессы, воспитание детей, отдых, культурные развлечения и сон. Планировка и застройка этих районов должна учитывать как современное, так и перспективное развитие обслуживания населения всеми видами коммунальных услуг. Город с населением в 25–35 тыс. человек по существу представляет один жилой район, включающий все учреждения, полностью обслуживающие потребности населения. Город с населением в 100 тыс. человек может иметь примерно 2–3 жилых района. В этом случае общегородские учреждения дополняют систему повседневного обслуживания жилых районов, так как учреждения периодического обслуживания могут быть в основном размещены в центре города. В центре жилого района должны быть размещены основные организации, которые обслуживают прилегающие микрорайоны. На размещение центров большое влияние оказывает система общественного транспорта, ко-торая объединяёт различные учреждения, обслуживающие жилые районы. Таким образом, в зависимости от величины города изменяется распределение учреждений обслуживания. Единого способа для всех городов в размещении и объемах учреждений, обслуживающих жилые районы, не существует. Практика показывает, что учреждения районного__значения необходимо размещать в пределах ^пешеходной доступности. Затрата времени на достижение этих учреждений не должна превышать 15 мин, это значит, что радиус действия обслуживающих учреждений следует принимать не более 800 м. Исходя из радиуса действия учреждений районного значения можно определить и территориальную величину жилого района. На основе практики градостроительства и расчетов по обслуживанию населения рекомендуется следующий состав необходимых учреждений периодического пользования для обслуживания жилого района: 1) здание общественных организаций; 2) кинотеатр; 3) стадион с комплексом площадок, спортивный зал и бассейн, стрелковый тир; 4) клуб или Дворец культуры; 5) Дом пионеров; 6) библиотека; 7) ресторан и кафе; 8) универсальный магазин; 9) почта-телеграф, АТС; 10) банковские учреждения; 11) поликлиника – аптека (филиал скорой помощи); 12) предприятия бытового обслуживания; 13) районный гараж (прокатная база); 14) больница, диспансер, родильный дом (в зависимости от численности населения в районе); 15) продовольственные магазины; 16) зал универсального назначения. Этот комплекс учреждений должен в порядке заранее установленной очередности размещаться в центре жилого района для обслуживания определенной группы микрорайонов. Общественные центры жилых районов следует размещать в наиболее красивых местах – на возвышенностях, берегах рек, используя природные особенности территории. Крайне желательно, чтобы районные учреждения размещались концентрированно. Рядом с общественными центрами следует размещать парки и физкультурные сооружения. При объединении районных учреждений создается возможность строительства |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |