бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Евро – новая международная валюта, ее роль в мирохозяйственных связях

стерлингов не участвовали в МОК со времени кризиса 1992 г. и находились в

режиме свободного плавания.) Несмотря на это, все три государства сочли

нужным воздержаться от присоединения к ЭВС, по крайней мере на первом

этапе, воспользовавшись таким правом по Маастрихтскому договору. Эти

решения были продиктованы не только политическими соображениями, но и

серьезным экономическим анализом.

В случае Швеции эксперты пришли к выводу, что потенциальные издержки

участия в ЭВС могут быть значительными, особенно в области стабилизации,

где утрата рычагов антициклической и структурной политики может привести к

негативным последствиям. (Неясен также эффект ЭВС в области среднесрочных

сравнительных издержек, процентных ставок, конкуренции, инфляции.) Шведская

позиция во многом определялась и текущими экономическими и политическими

проблемами страны, в том числе высоким уровнем безработицы, хрупкостью

государственных финансов, а также недостаточной поддержкой населения. Но

поскольку стратегические интересы Швеции связаны с Европейским Союзом,

участие Швеции в ЭВС очень вероятно. Кроме того, шведские межнациональные

корпорации, имеющие значительный объем продаж в странах зоны евро, также

заинтересованы в присоединении к валютному союзу.

Аналогичную политику по отношению к ЭВС проводит и Дания. Датская

крона уже была некоторое время привязана к немецкой марке в рамках МОК и,

видимо, будет привязана к евро в рамках нового МОК. Валютная политика этой

страны направлена на поддержание стабильности обменного курса, что

предполагает поддержание темпов инфляции на уровне других европейских стран

— членов ЭВС.

Единственной страной-аутсайдером, которая может создать серьезные

проблемы для ЭВС, является Великобритания. Важнейшим аргументом британских

противников валютного союза является потеря независимости в кредитно-

денежной политике и отказ от своей валюты. Усиление интеграции с Европой

может означать для Великобритании потерю тех преимуществ, которые были

достигнуты в экономике за последние двадцать лет. Кроме того, потеря

гибкости в валютной политике в случае падения курса доллара по отношению к

евро может негативно сказаться на конкурентоспособности высокотехнологичных

отраслей промышленности Великобритании. Ведь несмотря на то, что британская

промышленность во многом интегрирована в экономику Западной Европы, она

сохраняет и более глобальную ориентацию (в отличие от стран континентальной

Европы) благодаря более тесной связи курса фунта стерлингов с долларом.

1.4. Анализ результатов работы зоны евро за 1999 – 2001 г.

Итак, период с 1999 по 2001 гг. показал, что вопреки первоначальным

прогнозам руководства ЕС курс евро по отношению к важнейшим мировым валютам

постоянно падал, экономика стран ЭВС в первой половине года не давала

оснований для прогнозирования стабильного роста, европейские финансовые

рынки находились в весьма неустойчивом состоянии. В результате доллар США

полностью сохранил роль бесспорного лидера в международных финансах.

Расчеты руководства ЕС на то, что после введения евро тенденция снижения

доли доллара в мировой торговле, расчетах и резервах значительно укрепится,

в целом не оправдались. С другой стороны, к достижениям евро можно отнести

снижение уровня инфляции и стабильность цен внутри ЭВС, создание

интегрированного европейского рынка капитала, выход евро на первое место на

международных рынках облигаций. Таким образом, евро завершил год, потеряв

значительную часть своей "внешней" стоимости, но относительно успешно

работая на "внутреннюю" европейскую экономику.

Анализ экономических аспектов перехода на единую валюту показал, что

его эффективность не столь велика, как прогнозировали официальные

источники. Например, если исходить из расчетов Комиссии ЕС, то экономия на

издержках конвертирования должна была составить 1% ВВП ЕС, однако

независимые экономисты оценивают ее положительный эффект в пределах от 0,2

до 0,5% ВВП. Влияние евро на протекционистские барьеры в торговле членов

Э8С с третьими странами оказалось неоднозначным: с одной стороны,

внешнеторговые режимы стали выравниваться в соответствии с общей тенденцией

к либерализации, с другой - торговые партнеры стран зоны евро оказались

ограниченными в выборе внешнеторговой стратегии ввиду прозрачности условий

контрактов.

Как было показано, курс евро по отношению к доллару на протяжении

всего периода неизменно снижался и к декабрю 2000 года достиг паритета с

долларом, потеряв в итоге до 16% своей первоначальной стоимости к доллару и

23% - по отношению к иене.

Можно говорить о разных аспектах оценки обменного соотношения курсов

евро и доллара: экономических, финансовых, политических, психологических.

В экономическом и финансовом плане плавное снижение курса евро не

представляет больших проблем для стран ЭВС. Напротив, слишком сильный евро

способен подорвать европейский экспорт, дефляционные тенденции могут

негативно отразиться на темпах экономического роста и повысить уровень

безработицы, поэтому ЕЦБ не заинтересован в чрезмерном укреплении евро и

резком ослаблении доллара. Поскольку ЕС экспортирует своих товаров намного

больше, чем импортирует, и тем, кто приобретает европейские товары, выгодно

расплачиваться более дешевой валютой, ЕЦБ долгое время спокойно относился к

падению курса евро. Более того, при желании ЕЦБ, располагающий долларовыми

резервами в размере 350 миллиардов, не раз мог остановить эту тенденцию -

например, с помощью долларовых интервенций или повышения процентных ставок

по вкладам в евро (ставка по долларовым вкладам в конце 1999 г. составляла

4,5%, а по вкладам в евро - всего 2,25%). Анализ действий банка в те

непродолжительные периоды, когда наблюдался рост курса евро, позволяет

предположить, что руководство банка пришло к выводу, что оптимальным для

курса евро является коридор $1,05 - $1,08, и как только он превышал эти

параметры, один из руководителей ЕЦБ делал заявление, после которого

начиналось снижение курса.

Руководством ЕЦБ было признано, что курс евро с самого начала был

завышен. В начале 1999 г. этому способствовали и внешние факторы:

финансовый кризис в России способствовал падению курса доллара относительно

иены и соответственно "синтетическому" росту евро против доллара. Однако

трижды проведенное снижение ставок ФРС США полностью изменило ситуацию и

привело к быстрому укреплению доллара против евро.

В первой половине периода 1999 – 2001 гг. на курс евро влияли главным

образом экономические и отчасти политические факторы: прежде всего мощный и

непрерывный с 1992 г. экономический подъем в США, создавший за эти годы 22

миллиона рабочих мест; длительный застой в экономике Германии, Италии и

неблагоприятный прогноз экономической конъюнктуры в ЕС в целом; полугодовой

кризис, связанный со скандальной отставкой Комиссии ЕС; военные действия в

Югославии; подъем японской экономики и соответствующее укрепление иены;

значительная разница между уровнем процентных ставок в ЭВС и США.

Во второй половине этого периода курс евро сильнее реагировал на

косвенные признаки, игнорируя прямые показатели улучшения экономической

конъюнктуры в ЕС. Анализ сложившейся в тот период ситуации на валютном

рынке позволяет сделать вывод о преобладании спекулятивных операций,

практически не связанных с фундаментальными процессами. Если в начале,

когда экономический рост в ЕС был незначителен, снижение курса евро могло

считаться приемлемым, то во затем слабый евро перестал способствовать

ускорению экономического роста и вызвал повышение процентных ставок в

ноябре. Рост доходности государственных облигаций и низкий курс евро

ухудшали перспективы экономического роста в ЕС. Поскольку прочность валюты

на внешних рынках неотделима от ее стабильности на рынке внутреннем,

дальнейшее падение евро на мировых биржах ниже паритета с долларом

неизбежно приведет к росту цен в ЕС.

Однако в политическом и психологическом плане постоянное снижение

курса евро по отношению к доллару неизбежно вызывает в Европе беспокойство

политиков и общественности, особенно в тех странах, где появление единой

валюты было воспринято неоднозначно (прежде всего в Германии). К середине

периода нервничать стали не только европейцы, но и их партнеры, сделавшие

ставку на евро. Возникли разногласия и внутри валютного союза: например,

президент ЕЦБ В. Дуйзенберг возложил ответственность за сложившееся

положение на Германию (по его мнению, именно снижение темпов экономического

роста в этой стране в первой половине года и высокая безработица

дискредитировали евро), а правительство ФРГ, в свою очередь, обвинило его

самого в подрыве евро подобными заявлениями и нанесении ущерба

экономической репутации страны. По мнению экспертов Института мировой

экономики ФРГ, продолжение игры на понижение евро с целью стимулирования

экспорта оказалось стратегическим просчетом ЕЦБ и неизбежно приведет к

конфликтным ситуациям в международном разделении труда и на финансовых

рынках, вызвав ответную реакцию со стороны США и других стран.

Впрочем, реакция США не была пассивной с самого начала введения евро.

Американцы старались сузить рынки сбыта произведенных в ЕС товаров

(постоянные торговые войны между ЕС и США ведутся в основном вокруг

биржевых товаров, объемы продаж которых влияют на перелив капитала).

Используя свое влияние в международных финансовых организациях, они начали

кампанию по приравниванию еврооблигаций к остальным видам долгов (хотя они

не имеют национальной принадлежности, для исполнения платежей по ним

привлекаются европейские банки). Инициированные Соединенными Штатами

военные действия на Балканах и последующие программы восстановления этого

региона также внесли свой вклад в падение курса евро и вывели из

европейских бюджетов немало средств, которые могли бы пойти на увеличение

внутренних инвестиций и обеспечить рост экономики.

На этапе становления ЭВС международная стратегия ЕЦБ была

преимущественно оборонительной. Это объясняется тем, что реальные

возможности целенаправленного использования преимуществ евро в конкурентных

целях на мировой арене пока ограничены, а вероятность повышения

международной роли евро в результате действия объективных

макроэкономических факторов в краткосрочной перспективе оказалась не столь

высокой, как это прогнозировалось.

2. Последствия принятия евро для России

2.1 Рубль между долларом и евро

В мире геофинансов Россия занимает важное положение в связи с

обладанием большими запасами долларов: например, по некоторым оценкам,

объем имеющихся у нее наличных долларов вполне сопоставим с объемом этой

валюты в самих США. С другой стороны, ее важнейшим экономическим партнером

является перешедший на евро Европейский союз. Поэтому исход будущей

глобальной конкуренции доллара и евро будет зависеть и оттого, какое место

и как скоро новая европейская валюта займет в России. Основу Европейского

валютного союза составляет Германия, экономика которой во многом зависит от

российских энергоносителей (достаточно вспомнить, что ресурсы природного

газа Германии на 32% сформированы Россией и в ближайшие 10 лет эта величина

останется без существенных изменений). Прежде всего по этой причине цена

стабильности в России для стран ЕС остается высокой, что наглядно

демонстрирует и зависимость курса евро от развития российских событий.

Вообще состояние экономик крупных соседей зоны евро - очень важный фактор

прочности валютного союза, и любая дестабилизация в регионе создает угрозу

для всего проекта ЭВС в целом, по меньшей мере снижая спрос на евро со

стороны третьих стран.

Российский финансовый кризис 1998 г. принес значительные убытки всем

европейским банкам и концернам в России, что ударило по их положению на

национальных и международных рынках и вынудило срочно мобилизовать

дополнительные резервы в целях удержания котировок собственных ценных бумаг

и кредитных рейтингов. На первый взгляд, понесенные убытки, ощутимые для

отдельных корпораций (например, потери только трех крупнейших немецких

банков составили около 1,5 миллиарда долларов), в масштабах ЕС не столь и

значительны. Однако с геополитической точки зрения гораздо более ощутимый

удар был нанесен по стратегическим планам ЕС в рамках глобальной

конкуренции за финансовые и сырьевые ресурсы как раз накануне введения

единой европейской валюты.

Как известно, нынешняя валютная политика России имеет ярко выраженный

продолларовый характер: так, в 1998 г. удельный вес операций с долларомСША

на ее валютном рынке составлял 99,3% против 95,3% в 1997 г. Именно доллар в

настоящее время обслуживает в России 75% внешнеторговых сделок (несмотря на

то что более 60% ее торгового оборота приходится на страны Европы),

долларовый рынок является наиболее емким для частных заимствований, в

долларах заключаются контракты и устанавливаются цены на торговлю сырьем.

Табл. 3. [3]

ЕС и США во внешнеэкономических связях России в 1998 г., %

| |ЕС |США |

|Внешнеторговый оборот |33 |8 |

|Прямые иностранные инвестиции |38 |41 |

|(накопленный объем) | | |

|Прямые иностранные инвестиции в|44 |35 |

|1998 г. | | |

|Иностранные инвестиции в 1998 |64 |19 |

|г. | | |

Монополия доллара в России обусловлена целым рядом факторов: высокой

степенью долларизации экономики (68% в 1999 г,), использованием доллара в

качестве валюты платежа во внешней торговле и в качестве номинального якоря

в процессе финансовой стабилизации, преимущественно долларовым выражением

значительного внешнего долга страны. Однако долларизация экономики приводит

к тому, что Россия ежегодно фактически кредитует ФРС США на десятки

миллиардов долларов, что сопоставимо с размером российского внешнего долга.

В принципе, долларизация не только противоречит ее национальным интересам

как европейской державы, но и приходит в противоречие с ведущими

тенденциями мировой валютной конъюнктуры: в мире идет постепенный отход от

использования доллара, поскольку 45% обслуживаемого им мирового

экономического оборота не соответствует доле США в 19,6 % в мировом ВВП и в

15% в обороте мировой торговли (см. табл. 4).

Табл. 4. [4]

Доллар США в мировой и российской экономике, %

| |Мир, 1995 г. |Россия, 1998 г. |

|Внешнеторговые контракты |48 |80 |

|Банковские депозиты в |65 |90 |

|иностранной валюте | | |

|Официальные валютные |65 |65 |

|резервы | | |

|Государственный долг |50 |67 |

|развивающихся стран | | |

Очевидно несоответствие между географическим распределением внешней

торговли России и валютным выражением ее внешних финансовых обязательств.

Учитывая, что доля США во внешней торговле страны составляет не более 4%,

можно констатировать, что российский рубль привязан к наиболее экономически

удаленной от него валюте и экономике страны, с которой у него существует

минимум взаимодополняемости.

Соединенные Штаты лишь косвенно зависят от развития ситуации в России,

в то время как ЕС и Россия взаимосвязаны непосредственно: их объединяют не

только тесные внешнеэкономические связи, но и совместные транспортные сети,

научно-технические проекты, культурные связи. Географическая близость

заставляет их совместно решать также проблемы экологии, миграции населения

и многие другие

Обсуждение этих вопросов в банковских и научных кругах выявило две

противоположные точки зрения. Согласно одной из них, Россия, особенно после

финансового кризиса, слишком далека от мировой экономики, чтобы евро мог

что-либо изменить в ее внешнеэкономических связях, и поэтому появление евро

не потребует никаких специальных мер. Сторонники другой точки зрения,

напротив, увидели в единой европейской валюте эффективное средство вывода

России из кризиса, оздоровления ее экономики и укрепления международных

позиций. Сразу после введения евро оживленная дискуссия развернулась и в

средствах массовой информации, в ходе которой высказывались самые разные

точки зрения, в том числе предлагались варианты "дедолларизации через

евроизацию" российской экономики. Аргументы сторонников этой идеи сводились

к тому, что в виде стабильного евро под российскую экономику подводится

прочная база, дающая надежду на избавление от долларизации и дефолта.

Принятие этой концепции потребовало бы перевода в евро значительной части

валютных резервов, реденоминации в евро всех долгов европейским странам и

банкам, а также долгов стран СНГ, перевода крупных экспортных корпораций с

участием государства на режим заключения контрактов в евро в качестве

валюты цены и валюты платежа. По их мнению, все эти меры могли бы сделать

структуру валютного рынка России более адекватной структуре потоков,

формирующих ее платежный баланс, вывести из оборота до 20 миллиардов

долларов и еще на 15-17 миллиардов долларов в год снизить собственный спрос

на доллары, утвердив Россию в качестве европейской державы.

2.2 Попытки создания экономического и валютного союза в рамках СНГ

Введение евро не только затрагивает интересы стран СНГ, но и имеет

непосредственное отношение к перспективам развития интеграционных процессов

на постсоветском пространстве. Государствам, ориентирующимся на

экономическую и валютную интеграцию, предстоит пройти длинный путь

реформирования экономики, упрочения банковских систем, совершенствования

валютной политики.

В принципе, интерес стран СНГ к Европейскому экономическому и

валютному союзу не противоречит их стремлению развивать взаимовыгодное

экономическое сотрудничество и постепенно формировать свой собственный

экономический и валютный союз. Так, статья 7 четырехстороннего договора

между Россией, Беларусью, Казахстаном и Киргизией от 29 марта 1996 г.

предусматривает возможность создания этими странами союза, в определенной

мере аналогичного ЭВС. Конечными целями такого валютного союза,

определяемого как добровольное объединение группы государств с близким

уровнем экономического развития на основе общей валюты, также являются

свободное движение товаров, услуг, капиталов и людей, коллективная защита

от дестабилизирующих внешнеэкономических факторов, взаимная поддержка на

мировом и внутренних рынках, ограничение зависимости национальных экономик

от финансовой помощи третьих стран, устойчивые темпы развития национальных

экономик всех стран-членов. В этом контексте следует напомнить о

результатах усилий по созданию аналога валютного союза в странах СНГ.

Как известно, в 1991 г. советский рубль из денежной единицы одной

страны в одночасье превратился в общую валюту пятнадцати независимых

государств. До середины 1993 г. эмиссией наличных рублей занимался

исключительно Банк России, а центральные банки бывших союзных республик

выпускали своего рода денежные суррогаты, курс которых был жестко привязан

к рублю в соотношении 1:1. Кредитную эмиссию рублей могло осуществлять

любое из государств, но в пределах согласованного лимита. Однако те страны,

которые были не в состоянии покрыть потребности в импортных товарах счет

экспортных поступлений и соответственно испытывали отток рублей, решали

проблему путем нелимитированной эмиссии. На протяжении 1992 г. к ней

прибегали практически все участники "рублевой зоны", и в итоге за первый

год ее существования курс рубля по отношению к доллару упал в четыре раза.

В октябре 1992 г. восемь стран СНГ (Армения, Беларусь, Казахстан,

Киргизия, Молдова, Россия, Узбекистан, Украина) заключили соглашение о

единой денежной системе и согласованной денежно-кредитной политике. однако

эта идея не была реализована, и в условиях дальнейшего расхождения в темпах

и методах реформирования экономики государства СНГ стали форсированно

вводить национальные валюты.

После появления в июле 1993 г. нового российского рубля Армения,

Беларусь, Казахстан, Россия, Таджикистан и Узбекистан заключили соглашение

о мерах по созданию рублевой зоны, базирующейся на российском рубле с

предоставлением ЦБ России полномочий определять денежно-кредитную и

эмиссионную политику в рамках всей "рублевой зоны". Но глубокий системой

кризис не позволил ни одному из этих государств отказаться от столь мощного

рычага макроэкономического регулирования, как денежно-кредитная политика.

Таким образом, и эта попытка также окончилась неудачей.

Тогда в сентябре 1993 г. все страны СНГ подписали Договор о создании

экономического союза, который во многом копировал модель экономической

интеграции в ЕС. Этот документ предполагал, в частности, поэтапное

продвижение государств-участников СНГ от одной стадии интеграции к другой:

зона свободной торговли —> таможенный союз —> платежный союз —> общий рынок

товаров, услуг, капиталов, рабочей силы —> валютный союз. Однако реальные

экономические условия в этих странах были совершенно неадекватны данной

Страницы: 1, 2, 3, 4


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.