|
Дефицит и государственный долгусловиях к ускорению инфляции. Для периода экономического кризиса в Украине (90-х годов) проблема дефицита государственного бюджета была одной из острейших. Так, например, его уровень в 1993-1994 гг достигал 15-20%. Покрытие дефицита осуществлялось главным образом за счет денежной эмиссии, проводимой Национальным банком. Эмиссионное финансирование расходов государства, погашение дефицита увеличивало совокупный спрос, что в условиях сокращения объемов производства вызывало ускорение инфляции. Наличие бюджетного дефицита обычно означает, что государство должно брать взаймы. Так образуется государственный долг — денежные средства, взятые взаймы государством. Обычно так определяется заем, сделанный государством внутри страны. Но государство может одалживать деньги и за рубежом — такие долги принято называть внешним долгом государства. Взяв в долг сегодня, завтра в государственном бюджете должны быть предусмотрены, в числе прочего, и расходы государства на погашение долгов. Более того, деньги в долг обычно даются под проценты, значит государство должно не только вернуть долг, но и выполнить определенные обязательства по уплате процентов. Наличие этих статей расходов в бюджете государства означает, что какие-то сферы бюджетного финансирования недополучают средств, а растущий долг все более указывает на то, что его выплата перекладывается на будущее поколение налогоплательщиков. Бюджетные программы реализуются в Украине на общегосударственном и местном уровнях. Распределение бюджетных средств между ними составляет еще одну проблему государственного бюджета. Распределение должно исходить из того, какие функции возложены на соответствующие структуры власти и управления. В Украине, как и практически во всех странах мира, большая часть государственных доходов мобилизуется центральными властями, меньшая — поступает в распоряжение местных органов власти. Вместе с тем, в Украине пока еще трудно говорить о каких-то тенденциях, связанных с изме нениями соотношения денежных средств, направляемых по различным уровням бюджетной системы, так как сама система еще не является достаточно устойчивой. В целом же, в ряде развитых стран мира отмечается рост доли государственных доходов, направляемых в распоряжение местных органов власти. Дискреционная фискальная политика — целенаправленное изменение величин государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в результате специальных решений правительства, направленных на изменение уровня занятости, объема производства, темпов инфляции и состояния платежного баланса. Недискреционная фискальная политика — автоматическое изменение названных величин в результате циклических колебаний совокупного дохода. Недискреционная фискальная политика предполагает автоматическое увеличение (уменьшение) чистых налоговых поступлений в госбюджет в периоды роста (уменьшения) ВНП, которое оказывает стабилизирующее воздействие на экономику. Чистые налоговые поступления представляют собой разность между величиной общих налоговых поступлений в бюджет и суммой выплаченных правительством трансфертов. При дискреционной фискальной политике в целях стимулирования совокупного спроса в период спада целенаправленно создается дефицит госбюджета вследствие увеличения госрасходов (например, на финансирование программ по созданию новых рабочих мест) или снижения налогов. Соответственно, в период подъема целенаправленно создается бюджетный излишек. Дискреционная политика правительства связана со значительными внутренними временными лагами, так как изменение структуры государственных расходов или ставок налогообложения предполагает длительное обсуждение этих мер в парламенте1. При недискреционной фискальной политике бюджетный дефицит и излишек возникают автоматически, в результате действия встроенных стабилизаторов экономики. "Встроенный" (автоматический) стабилизатор — экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики правительства. В качестве таких стабилизаторов в индустриальных странах обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов (в том числе страхование по безработице) и система участия в прибылях. Встроенные стабилизаторы экономики относительно смягчают проблему продолжительных временных лагов дискреционной фискальной политики, так как эти механизмы "включаются" без непосредственного вмешательства парламента. Степень встроенной стабильности экономики непосредственно зависит от величин циклических бюджетных дефицитов и излишков, которые выполняют функции автоматических "амортизаторов" колебаний совокупного спроса. Циклический дефицит (излишек) — дефицит (излишек) государственного бюджета, вызванный автоматическим сокращением (увеличением) налоговых поступлений и увеличением (сокращением) государственных трансфертов на фоне спада (подъема) деловой активности. В фазе циклического подъема У2>Уо, и поэтому налоговые отчисления автоматически возрастают, а трансфертные платежи автоматически снижаются. В результате возрастает бюджетный излишек и инфляционный бум сдерживается (см. рис. 6.3.). В фазе циклического спада У]<Уо, и поэтому налоги автоматически падают, а трансферты растут. В итоге увеличивается бюджетный дефицит на фоне относительного роста совокупного спроса и объема производства, что ограничивает глубину спада. Величины циклических дефицитов и излишков определяются степенью "крутизны" графиков налоговой и бюджетной функций. Угол наклона налоговой функции Т определяется величиной предельной налоговой ставки /, а угол наклона функции государственных расходов О — величиной у, которая характеризует соотношение между изменением суммы получаемого трансферта и изменением величины дохода. Соответственно, чем выше уровень дохода, тем выше вносимый налог и ниже трансферт, получаемый от государства. Даже в том случае, когда все государственные расходы С упрощенно представлены как неизменная величина, независящая от динамики текущего дохода, степень встроенной стабильности экономики оказывается тем выше, чем выше уровень налоговых ставок /, и чем, соответственно, круче линия Т. В положении Т' величины циклических бюджетных дефицитов и излишков больше, чем в положении Т, и поэтому встроенные стабилизаторы оказывают более сильное воздействие на рост или снижение совокупного спроса. В то же время, увеличение степени встроенной стабильности экономики противоречит другой, более долгосрочной целк бюджетно-налоговой политики — укреплению стимулов к расширению предложения факторов производства и росту экономического потенциала Стимулы к инвестированию, предпринимательскому риску и труду оказываются относительно сильнее при сравнительно более пологой кривой налоговой функции, что может быть достигнуто путем снижения предельнь^ ставок налогообложения Однако это снижение сопровождается сокращением величин циклических бюджетных дефиците! и излишков, а, следовательно, и снижением степени встроенной стабильности экономики. Выбор между краткосрочными v долгосрочными эффектами фискальной политики является сложной макроэкономической проблемой как для индустриальных, так и для переходных экономик Встроенные стабилизаторы не устраняют причин циклических колебаний равновесного ВНП вокруг его потенциального уровня, а только ограничивают размах этих колебаний На основании данных о циклических бюджетных дефицитах v. излишках нельзя оценивать эффективность мер фискально» политики, так как наличие циклически несбалансированного бюджета не приближает экономику к состоянию полной занятости ресурсов, а может иметь место при любом уровне выпуска. Поэтому встроенные стабилизаторы экономики, ка* правило, сочетаются с мерами дискреционной фискальной политики правительства, нацеленными на обеспечение полной занятости ресурсов В результате возникает структурный дефицит (излишек) государственного бюджета — разность между расходами (доходами) и доходами (расходами) бюджета в условиях полной занятости. Циклический дефицит нередко оценивается как разность между фактической величиной бюджетной: дефицита и структурным дефицитом. Сложности определения уровня полной занятости ресурсов, естественного уровня безработицы и потенциального объема выпуска затрудняют расчеты структурных дефиците! (излишков) государственного бюджета как в индустриальных, так и в переходных экономиках, хотя именно на основе динамики этих макроэкономических индикаторов оценивается эффективность мер фискальной политики в долгосрочной перспективе. Если правительственные расходы превышают доходы, то возникает дефицит государственного бюджета При превышении доходов над расходами государство имеет положительное сальдо бюджета Бюджетный дефицит = Расходы - Доходы Закупки товаров и услуг Сумма социальных выплат Если из налогов (доходов) вычтем социальные выплаты, то получим величину чистых налогов Чистые налоги = Налоговые поступления - Социальные выплаты В этом случае бюджетный дефицит можно представить следующим образом Бюджетный дефицит = Закупки товаров и услуг - Чистые налоги На размер бюджетного дефицита оказывают влияние колебания объема ИД В периоды депрессии, когда ВНП снижается, бюджет, как правило, сводится с дефицитом, в то время как в периоды подъема наблюдается положительное сальдо бюджета. Причины этих изменений сальдо бюджета кроются в том, что во время спадов налоговые поступления от подоходного налога и других прямых налогов снижаются, так как снижается налогооблагаемая база В то же время в периоды спадов некоторые виды государственных расходов увеличиваются (пособия по безработице и другие социальные выплаты) [pic] Связь между бюджетом и объемом ВНП можно проиллюстрировать с помощью рис. 7.4 Предположим, что государственные расходы составляют 200 денежных ед , а налоговая ставка / = 0,2. Следовательно, при Т = 0 налоговые поступления Т = 0. Когда доходы возрастают до 1000 ед, то налоговые поступления равны государственным расходам (200 ед ) При доходах 1500 ед государственные расходы составят 300 ед и т д Таким образом, при низком уровне доходов возникает дефицит государственного бюджета, при высоком — избыток бюджета Возникает вопрос- может ли рост государственных расходов, вместо того чтобы приводить к бюджетному дефициту, обусловливать его сокращение? Иначе говоря, может ли прирост государственных расходов вызвать I такое экономическое оживление, при котором сумма взимаемых налогов ' превысит прирост государственных расходов? Исследования экономистов показывают, что рост государственных расходов, приводя к увеличению доходов, не обеспечивает такой прирост налогов, который "окупал бы" возросшие расходы Это значит, что сумма налоговых поступлений будет всегда меньше, чем прирост государственных расходов Какое влияние на экономику оказывает бюджетный дефицит? Свидетельствует ли он о плохом состоянии экономики и не лучше ли всегда поддерживать избыток бюджетных средств? Правильный ответ состоит в том, что если в государственном бюджете имеется избыток, т. е. если государство изымает с помощью налогов больше, чем отдает, то это означает, что изъятий из макроэкономического оборота становится больше, чем инъекций. В результате происходит сокращение ВНП. Напротив, если государственный бюджет испытывает дефицит, т. е. его расходы превышают доходы, инъекции становятся больше, чем изъятия. Это означает, что покупательная способность возрастает и ВНП увеличивается. Таким образом, бюджетный дефицит — это не показатель плохого хозяйствования. Еще в 30-е гг. Дж. Кейнс и шведские экономисты К. Мюр-даль и Б. Улин предложили отступить от традиционного представления о том, что государственный бюджет должен быть сбалансированным, и пойти на некоторое превышение расходов над доходами для стимулирования экономического роста, особенно в периоды кризисов Действительно, если государство выплачивает денег больше, чем получает, то это повышает покупательную способность в обществе — люди больше покупают, предприятия больше продают, увеличивая занятость ресурсов. Поэтому дефицит полезен в период безработицы, но в фазе подъема он опасен, так как приводит к инфляции, поскольку рост покупательной способности не сопровождается адекватным увеличением производства из-за исчерпания ресурсов. Откуда государство может взять средства для финансирования бюджетного дефицита"? Существует три способа: а) путем дополнительной эмиссии денег; б) за счет кредитов ЦБ; в) посредством заимствований у населения и у фирм Каждый из этих вариантов имеет свои плюсы и минусы. Преимущества первых двух способов заключаются в том, что их использование дает возможность избежать вытеснения частных инвестиций государственными, поэтому расходы бизнеса и личное потребление не будут уменьшаться. Однако их применение чревато увеличением инфляции. В результате государственных займов формируется государственный долг. Он может принимать форму внутреннего и внешнего долга. Обычно займы размещаются в первую очередь внутри страны, но часть из них может быть размещена и за границей. Та часть, которую государство занимает за рубежом для покрытия дефицита государственного бюджета, будет, таким образом, входить как в государственный, так и во внешний (иностранный) долг. Внешний долг ложится тяжелым грузом на страну (хотя многие страны должны друг другу) — надо отдавать ценные товары, оказывать услуги, чтобы оплатить процент и погасить долг. Кроме того, иногда кредитор ставит трудновыполнимые условия. Внутренний государственный долг приводит к перераспределению доходов среди населения страны. Выплаты государственного долга приводят к тому, что, как правило, деньги от менее обеспеченных слоев переходят к более обеспеченным, так как именно последние покупают государственные облигации. [pic] Бюджетный дефицит и государственный долг тесно связаны: нарастание бюджетного дефицита приводит к росту государственного долга. Но абсолютная величина бюджетного дефицита, а следовательно, государственного долга малопоказательна для экономического анализа. Надо знать, какие процессы обслуживает бюджетный дефицит, какие изменения в воспроизводственном цикле он отражает. Кроме того, очень важно измерять изменения государственного долга по отношению к изменениям ВНП. Как государственный долг и его рост влияют на функционирование экономики? Обычно в государственном долге видят две "опасности": а) возможность банкротства нации; б) опасность переложения долгового бремени на другие поколения. Первая возможность нереальна, поскольку никто не может запретить правительству выполнять свои должностные обязательства по обслуживанию государственного долга. Эти обязательства складываются из: а) рефинансирования (при наступлении срока погашения государственных облигаций (ГО) правительство продает новые ГО и использует выручку для выплаты стоимости погашаемых облигаций); б) взимания налогов (для выплаты процента по долгу и его суммы); в) выпуска новых денег в обращение. По поводу второй "опасности" нужно иметь в виду следующее. Специфика государственного долга такова, что люди как бы должны сами себе. Внутренний долг — это только отношение между гражданами страны. Граждане, уплачивая налоги, возвращают долги самим себе по ценным го- сударственным бумагам. В этом случае долг сводится в конечном счете на нет (он и есть и его нет). Тем не менее рост государственного долга имеет негативные экономические последствия для страны и общества в целом. Они состоят в следующем. Во-первых, рост государственного долга сокращает запас капитала в экономике: деньги можно было бы вложить не в государственные облигации, а в акции корпорации, т. е. в реальные инвестиции. Во-вторых, выплаты процентов по государственному долгу увеличивают неравенство в доходах: те, кто владеет облигациями, станут еще богаче. В-третьих, повышение налогов для выплаты процента по государственному долгу подрывает действие экономических стимулов и отрицательно влияет на эффективность распределения ресурсов в экономике: желание работать уменьшается, выпуск продукции падает. В-четвертых, когда правительство берет заем для рефинансирования долга или уплаты процента по государственному долгу, это приводит к увеличению процентной ставки, а это снижает склонность к инвестированию. В перспективе страна может оказаться с уменьшенным производственным потенциалом. 2.Рассчитать размер потери ВНП, если известно, что при полной занятости (с учетом природного уровня безработицы) продукт должен был бы составить 1500 единиц. Природным считается безработица на уровне 6.5%, а фактический уровень безработицы в стране составляет 8%. Что такое природный уровень безработицы? Основными типами безработицы являются фрикционная, структурная и циклическая. Фрикционная безработица связана с поисками и ожиданием работы. Это безработица среди лиц, для которых поиск места работы, соответствующего их квалификации и индивидуальным предпочтениям, требует определенного времени. Информация о вакансиях и претендентах на рабочие места несовершенна и ее распространение требует известного времени. Территориальное перемещение рабочей силы также не может быть моментальным. Часть работников увольняется по собственному желанию в связи с изменением профессиональных интересов, места жительства и т.д. Поэтому фрикционная безработица имеет преимущественно добровольный и кратковременный характер: у этой категории безработных имеются "готовые" навыки к работе, которые можно продать на рынке труда. Структурная безработица связана с технологическими сдвигами в производстве, изменяющими структуру спроса на рабочую силу. Это безработица среди лиц, профессии которых оказались "устаревшими" или менее необходимыми экономике вследствие научно-технического прогресса. Структурная безработица имеет преимущественно вынужденный и более долговременный характер, так как у этой категории безработных нет "готовых" к продаже навыков к работе и получение рабочих мест для них связано с профессиональной переподготовкой, нередко сопровождающейся сменой места жительства. Сочетание фрикционной и структурной безработицы образует естественный уровень безработицы (или уровень безработицы при полной занятости), соответствующий потенциальному ВНП. Безработица на естественном уровне необходима, т.к. сдерживает инфляцию. В экономике с полной занятостью любой всплеск совокупного спроса оборачивается ростом уровня цен, поскольку производство не может адекватно реагировать на возросший спрос из-за нехватки ресурсов. Циклическая безработица представляет собой отклонение фактического уровня безработицы от естественного и связана с колебаниями экономической конъюктуры. В период циклического спада спрос на товары и услуги сокращается, что ведет к сокращению производства и занятости, циклическая безработица дополняет фрикционную и структурную. В периоды циклического подъема растет спрос на потребительские и инвестиционные товары, на рабочую силу, циклическая безработица отсутствует. Американский экономиста А.Оукен в 60-е гг. обнаружил устойчивую связь между величиной циклической безработицы и разрывом ВНП: (Y*-Y) = ? (U-U*) Y* где Y – фактический объем производства; Y* - потенциальный ВНП; U – фактический уровень безработицы; U* - естественный уровень безработицы; ?- коэффициент Оукена. Коэффициент Оукена различен для разных стран. Нередко его значение попадают в интервал от 2 до 3. Допустим, коеффициент Оукена =3, тогда (1500-х)=3*(8%-6.5%) 1500 1500-х=67.5 х=1432.5ед. Недополученный ВНП составит 1500-1432.5=67.5ед. Из закона Оукена также следует, что если в период спада производство сокращается на 3%, то это увеличивает циклическую безработицу на 1%. Закон также утверждает, что ежегодный прирост реального ВНП должен составлять 3%, чтобы безработица осталась на прежнем уровне, т.к. примерно таким темпом ежегодно возрастает численность рабочей силы. Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |