бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Государственное регулирование рынка труда

предприятий (20% их численности в РФ), на которых работало 1385 тысяч

человек (15,5% от РФ и 26,6% от учтённой Мосгорстатом численности занятого

населения в городе). Справедливости ради необходимо заметить, что малые

предприятия столь успешно развивались в Москве не только вследствие

экономической политики местных властей, но главным образом потому, что

большинство из них обслуживали большие и средние предприятия. А большие и

средние предприятия, составляющие основу относительно благополучного

состояние рынка труда Москвы, - это не автозаводы, перспективы вывода

которых из кризиса пока не вполне ясны, и, к сожалению, не предприятия

текстильной, швейной промышленности или доминирующие в нынешней московской

промышленности предприятия пищевой промышленности, хотя некоторые из них

(например, кондитерские предприятия “Красный Октябрь”, “Бабаевское”)

демонстрируют достаточно хорошие рыночные результаты. Гораздо более важное

значение имеют концентрация в Москве крупнейших банков и финансовых

компаний, центральных офисов ведущих экспортно-импортных и добывающих (в

том числе нефтяных и газовых) компаний России. Обслуживание этих структур в

сферах их основной деятельности и удовлетворение спроса многочисленного

высокооплачиваемого персонала этих структур на товары и услуги составляет

экономическую базу малого бизнеса в городе. К сожалению, в силу данных

обстоятельств, опыт Москвы лишь частично может быть воспроизведён в других

регионах.

Политика трудоустройства и социальной поддержки незанятого населения в

регионах в целом имеет те же задачи, что и на федеральном уровне. Поскольку

задачи данного блока в значительной степени выполняются региональными

органами по труду (службами занятости) за счёт региональных фондов

занятости, а в составе которых находится порядка 80% от сумм обязательных

страховых взносов работодателей, то роль регионов здесь шире, чем

центральных органов власти. В число задач данного блока на региональном

уровне входят развитие систем подготовки и переподготовки рабочей силы (в

первую очередь её незанятой части), совершенствование структуры,

информационного обеспечения, обеспечения приспособленными помещениями и

подготовленными кадрами центров занятости, повышение эффективности

регистрации, трудоустройства, социальной поддержки безработных и поддержки

на рынке труда беженцев и вынужденных переселенцев, граждан с ограниченной

трудоспособностью, длительно безработных, женщин, молодёжи и подростков и

ряда других групп. Вопросы организации общественных работ могут так же

решатся на региональном уровне.

На микроуровне регулирование рынка труда включает законодательное и

иное нормативное регулирование, финансовое, налоговое стимулирование

поведения на рынке труда предприятий, организаций, индивидуальных

зарегистрированных (формальный сектор) и незарегистрированных (неформальный

сектор) предпринимателей и домохозяйств (семей).

На предприятиях осуществляется управление персоналом, развитие систем

отбора и внутрифирменных перемещений, подготовки и переподготовки кадров.

От успешного решения предприятиями задач в сфере управления персоналом

зависит как общая ситуация с занятостью в стране и регионе, так и рыночная

конкурентоспособность самих предприятий. В конечном счёте именно на

предприятиях производится сохранение и создание новых рабочих мест,

“деление” рабочих мест, перевод части работников в режимы неполного

рабочего времени и отпусков по инициативе администрации.

В домохозяйствах (семьях) осуществляются основные функции

воспроизводства рабочей силы, от уровня благосостояния семей зависит

суммарное предложение труда в стране и регионе. Домохозяйства, традиционно

являвшиеся в нашей стране в последние десятилетия потребительскими ячейками

общества, теперь частично восстановили производственные функции. Фермерские

и некоторые другие предпринимательские домохозяйства являются, наряду, с

предприятиями субъектами воссоздания рабочих мест. Поддержка экономической

активности домохозяйств так же входит в число приоритетов регулирования

рынка труда.

К сожалению, в 1996-1997 годах в большинстве регионов и в целом по

России сложилась ситуация, при которой службы занятости не только не могут

профинансировать большинство ранее принятых программ содействия занятости,

но испытывают дефицит финансовых ресурсов даже для выплаты невысоких (в

сравнении с прожиточным минимумом) пособий по безработице. С нашей точки

зрения, социальная поддержка безработных должна быть безусловно обеспечена

в полном соответствии с Законом РФ “О занятости населения в Российской

Федерации”, для чего необходимо реформировать Фонд занятости (в частности,

вновь повысить норматив отчислений в фонд до 2%). Необходимо также

увеличить степень перераспределения средств от “богатых” регионов в

федеральную часть Фонда занятости и далее – к регионам, нуждающимся в

поддержке. К сожалению, в 1998-2000 годах не обойтись без своеобразного

“секвестра” расходов Фонда занятости с целью сокращения числа финансируемых

программ и сосредоточения ресурсов на наиболее важных направлениях –

социальной поддержке, профессиональной переподготовке и трудоустройстве

безработных. При этом расходы на “финансовую поддержку” предприятий из

фонда занятости должны быть многократно сокращены в расходной части фондов

занятости всех уровней.

Поддержание в период кризиса и особенно создание новых, технологически

перспективных рабочих мест в послекризисной перспективе должно

рассматриваться как генеральное направление регулирование рынка труда в

стране. Но финансирование соответствующих программ должно в дальнейшем

производиться не из фондов занятости, а из собственных средств предприятий,

за счёт кредитных ресурсов и, при наличии возможности, из государственных

бюджетов всех уровней [34].

Вывод

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что конечной целью рынка

труда является:

во-первых, удовлетворение профессионально-экономических интересов

экономически активного населения, включая социальную защиту и обеспечение

народного хозяйства нужными ему кадрами;

во-вторых, достижение максимально полной и минимально прерывной

занятости, с учетом потребности в частичной рабочей неделе, скользящем

графике рабочего дня и т.п.

Так как рынок труда еще только формируется, его функционирование

невозможно без государственного регулирования. Главные, социально значимые

цели регулирования рынка труда - это снижение уровня безработицы,

поддержание оптимального соотношения между спросом и предложением рабочей

силы (а значит, и косвенное установление ее цены). Для достижения всех этих

целей требуется создание эффективно работающей инфраструктуры рынка труда.

Ее основными элементами на государственном уровне является: определение

минимально необходимых норм и нормативов функционирования рынка труда, его

общих границ. Государство обеспечивает унификацию системы социального и

трудового законодательства, определяет объем прав работодателей и

работников в сфере найма, возможность их участия в управлении

производством, пределы компетенции местных органов управления рынком труда

и т.д.

Помимо использования нормативов прямого действия, государство

осуществляет косвенное регулирование рынка труда через налоговую, кредитно-

денежную, амортизационную политику, а также с помощью других мер

общеэкономического характера, то есть можно говорить о решающей роли

государства в формировании рынка труда.

II. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧAСТЬ

2.1. Анализ состояния рынка труда Российской Федерации

В 1997 году в экономике наметились некоторые позитивные тенденции.

Снизились темпы инфляции, начался рост размера заработной платы. Впервые за

последние 7 лет объём произведённого ВВП не сократился по сравнению с

предыдущим годом. Темп его реального объёма был на уровне 100-100,6% к

прошлому году, а объём промышленной продукции увеличился за этот период на

1-1,5%.

Однако, эти тенденции пока не повлияли на продолжающееся устойчивое

сокращение спроса на рабочую силу, основные причины которого связаны с:

падением объёмов производства в предыдущие годы; структурными изменениями в

производстве в пользу сырьевых отраслей, формировавших лишь 20% спроса на

рабочую силу; процессами приватизации и акционирования, которые не всегда

обеспечивают необходимые стимулы к развитию производства и побуждают

администрацию сокращать численность занятых.

За шесть лет, в период с 1992-1997 года, численность занятых снизилась

на 8,4 миллиона человек. За последние 3 года при практически стабильной

численности трудовых ресурсов (в среднем 84,1 миллиона человек) численность

занятых во всех секторах экономики сократилась с 1995-1996 годов на 1,1

миллиона человек (с 66,5 до 65,4 миллионов) и с 1996-1997 года ещё на 0,7

миллионов человек (с 65,4 до 64,7 миллионов человек).

Наибольшее сокращение численности произошло в отраслях промышленности

(ВПК, лёгкой, текстильной, химической, машиностроение), геологии, разведке

недр, науке и научном обслуживании.

Пожалуй, главное событие 1997г. - появление новой тенденции в динамике

безработицы (таблица 2.1).

Таблица 2.1

Безработица (на конец периода)

тыс. человек

| |года |

|Показатели |1991 |1992 |1993 |1994 |1995 |1996 |1997 |

| | | | | | | | |

|Незанятые |472 |982 |1085 |1879 |2549 |2751 |2203 |

|безработные (по |59 |577 |836 |1637 |2327 |2506 |1999 |

|методологии | | | | | | | |

|Госкомстата РФ) | | | | | | | |

|безработные (по | | | | | | | |

|методологии МОТ) |- |2200 |3800 |5478 |6400 |6800 |6400 |

|в % к экономически | | | | | | | |

|активному населению | | | | | | | |

|Незанятые |0,6 |1,3 |1,4 |2,5 |3,5 |3,8 |3,1 |

|безработные (по | | | | | | | |

|методологии |0,1 |0,8 |1,1 |2,2 |3,2 |3,4 |2,8 |

|Госкомстата РФ) | | | | | | | |

|безработные (по |- |2,9 |5,1 |7,3 |8,3 |9,4 |9,0 |

|методологии МОТ) | | | | | | | |

Как видно из таблицы, численность безработных сократилась, по

сравнению с 1998г., на 507 тыс. человек (по методологии Госкомстата

Российской Федерации) и на 400 тыс.чел (по методологии МОТ).

В феврале 1997г. численность незанятых, определяемой по методологии

Госкомстата, достигла максимальной за последние 7 лет величины - 3,9%

экономически активного населения. По сравнению с этим уровнем у декабрю

1997г. число незанятых уменьшилось на 622 тыс.чел. уровень безработных к

концу года снизился до 3,1%, что является минимальной величиной за

последние 3 года.

В 1997г. происходило уменьшение численности безработных, как

официально регистрируемый (с 3,4% экономически активного населения в конце

1996г. до 2,8%), так и оцениваемой по методологии МОТ (соответственно с

9,4% до 9,0%), что корреспондируется с некоторым улучшением

общеэкономическогй ситуации.

Основная причина уменьшения численности безработных связана с

финансовыми трудностями Государственного фонда занятости населения, которые

привели к сбою налаженной системы выплаты пособий по безработице,

сокращению объемов профессионального обучения безработных и участия их в

общественных работах, как следствие - снижение финансовой мотивации

регистрации в качестве безработных.

За 6 лет экономических реформ в России доля занятых в государственном

секторе снизилась почти в 2 раза - с 75,4% до 32,9% (табл.2.2).

Таблица 2.2

|Показатели |Года |

| |1991 |1997 |

|Удельный вес в численности населения, % | | |

|в государственном секторе |75,4 |32,9 |

|в аппарате государственного управления |2,3 |4,4 |

|Удельный вес в численности населения лиц, | | |

|получающих пособия и субсидии из бюджета, % |22,9 |26,5 |

|Расходы на социальное обеспечение в % к ВВП |6,3 |12,6 |

|Уровень безработицы, % |2,6 |9,0 |

Удельный вес занятых в аппарате государственного управления увеличился

с 2,3 до 4,4%, т.е. на 90%. В результате увеличения числа лиц, получающих

поддержку из бюджета и повышения величины пособий, приходящихся в среднем

на одного человека, общая сумма социальных расходов в России повысилась с

6,3 до 12,6% ВВП. Уровень безработицы увеличился более, чем в 3 раза - с

2,6 до 9,0%, в то время как доля занятых в общей численности населения

сократилась с 49,7 до 44,4%, что привело к углублению экономического

кризиса в России.

Возрастной состав безработных, зарегистрированных в органах

Федеральной государственной службы занятости, за последние два года

практически не изменился. Как видно из таблицы 2.3. наметилась тенденция

уменьшения доли молодежи в возрасте 16-29 лет в общей численности

безработных и увеличения доли граждан в возрасте 30-49 (54) лет. В

настоящее время доля молодежи среди зарегистрированных безработных

составляет около 32%.

Таблица 2.3

млн.чел.

| |01.01.96 |01.01.97 |01.07.97 |

| | | | |

|Численность | | | |

|зарегистрированных |2,3 |2,5 |2,3 |

|безработных, всего | | | |

|в том числе: | | | |

|в возрасте 16-29 лет |0,8 |0,9 |0,7 |

|предпенсионного возраста |0,1 |0,2 |0,1 |

|других возрастов |1,4 |1,4 |1,5 |

Перемены на рынке труда и рост безработицы повысили требования к

качеству рабочей силы. Увеличение спроса со стороны работодателей на

квалификационные кадры изменяет состав безработных в зависимости от уровня

имеющегося образования (таблица 2.4).

Таблица 2.4

млн.чел.

| |01.01.96 |01.01.97 |01.07.97 |

| | | | |

|Численность | | | |

|зарегистрированных |2,3 |2,5 |2,3 |

|безработных, всего | | | |

|в том числе: | | | |

|высшее профессиональное | | | |

|образование |0,2 |0,2 |0,2 |

|среднее профессиональное | | | |

|образование |0,6 |0,5 |0,5 |

|начальное профессиональное | | | |

|образование |- |0,3 |0,3 |

|среднее общее образование |1,0 |0,9 |0,8 |

|неполное среднее образование |0,5 |0,4 |0,5 |

Работники низкой квалификации или узкой специализации имеют меньше

шансов найти новое рабочее место. Удельный вес безработных, не имеющих

профессионального образования (имеющих среднее общее, неполное среднее,

начальное образование), увеличился с 66% в 1996г. до 68% в 1997г. [6].

Огромную роль в проведении политики занятости на рынке труда играют

службы занятости. Непосредственный объем работы служб занятости составляют

группы безработных, прошедших регистрацию. Через аккумуляцию

зарегистрированных безработных и реализацию для них специальных программ и

услуг государство может регулировать меру своего непосредственного влияния

на рынок труда.

Динамика численности безработных, прошедших и не прошедших регистрацию

(рис. 2.1) не совпадает. Данное несовпадение свидетельствует о менявшейся

роли службы занятости в аккумуляции резервной рабочей силы.

В 1992г. незарегистрированная безработица растет опережающими темпами.

Государственная служба занятости находится в стадии становления, ее

известность недостаточна, безработные граждане пользуются преимущественно

иными способами поиска работы.

Рис.2.1. Динамика численности безработных, зарегистрированных в службе

занятости и не прошедших регистрацию

В 1993 и 1994г. приросты численности безработных, прошедших

регистрацию и предпочитающих самостоятельно искать работу, сближаются. К

этому периоду относится завершение, в целом, отработки основных программ

службы занятости. Возможности поиска работы на открытом рынке труда

сужаются [30].

1995г. в определенной мере можно считать переломным. Численность

зарегистрированных безработных за год увеличилась на 700 тыс. при

сокращении числа не прошедших регистрацию на 200 тыс. человек.

Можно предположить, что данный сдвиг объясняется расширившимися

возможностями службы занятости по поддержке безработных, заметная часть

которых концентрируется в программах обучения, на общественных работах и

т.д. Обращение в государственную службу занятости постепенно стало основным

способом поиска работы. В 1993г. основным способом поиска работы назывались

"личные связи" (37%). В 1996г. наиболее значимым стало обращение в

государственную службу занятости (47%). Увеличилось и число предприятий,

прибегающих к ее помощи при найме работников и сообщающих сведения о

вакансиях. Видимо, сказались три основные причины. Во-первых,

профессионально-квалификационный состав безработных улучшился и стал больше

соответствовать потребности предприятий. Во-вторых, безработные менее

притязательны к новому рабочему месту (заработной плате режиму труда и

т.д.), чем самостоятельно ищущие новую работу. В-третьих, сама служба

занятости расширяла слияние на рынок труда, что сделало ее более

авторитетной. В службе занятости собираются сведения о 30 - 50% всех

вакансий.

Возможности самостоятельного поиска работы заметно сузились. До 50%

официальных безработных составили именно добровольно покидающие рабочие

места. Одна из основных причин увольнений по собственному желанию -

экономическая. По некоторым данным, "свободный поиск" новой работы нередко

занимал три-четыре месяца, по истечении которых "неудачники"

регистрировались как официальные безработные. Важно отметить, что к концу

1995г. появляются первые признаки финансового дефицита Фонда занятости.

Дотации из федеральной части фонда получили 40 субъектов Федерации (в 1994

г. - 23).

В 1996г. увеличивается численность как незарегистрированных (на 100

тыс. человек), так и зарегистрированных безработных (на 300 тыс. человек).

Однако региональная динамика отдавших предпочтение службе занятости

приобретает разную направленность. В 58 регионах их численность растет, в

32 - сокращается. Обращает на себя внимание тот факт, что подавляющая часть

регионов, имевших в 1996г. отрицательную динамику зарегистрированной

безработицы, относится к проблемным территориям. Именно в эти регионы было

направлено 76% объема дотаций и федеральной части фонда [31].

В первые девять месяцев 1997г. снижение официальной безработицы

отмечалось уже в 74 субъектах Федерации (на 380 тыс. человек).

Однако численность не прошедших регистрацию безработных продолжала

расти (табл.2.5).

Таблица 2.5

Приросты численности безработных, рассчитанных

по методологии МОТ

млн.чел.

| |Всего |В том числе |

| | |не |зарегистрированы в |

| | |зарегистри-рованы|службе занятости |

| | |в службе | |

| | |занятости | |

| | | | |

|1993-1992 гг. |0,6 |0,4 |0,2 |

|1994-1993 гг. |1,3 |0,5 |0,8 |

|1995-1994 гг. |0,9 |0,2 |0,7 |

|1996-1995 гг. |0,4 |0,1 |0, |

|1997-1996 гг. |-0,3 |0,1 |-0,4 |

Одна из важных составляющих гибкости рынка труда - сохранение

вариантности поиска работы (самостоятельно, через средства массовой

информации, негосударственные фирмы по найму персонала, прямое обращение в

службу занятости и т.д.). Можно дать несколько объяснений изменению в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.