бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Государственное регулирование экономики

топлива и улучшения топливно-энергетического баланса; поддержания занятости

в отрасли и хозяйственной конъюнктуры в угледобывающих районах; снятия в

этих районах социального напряжения, вызванного угрозой закрытия шахт;

оказания давления на цены нефтяных и газовых компаний.

Перечисленные цели частично перекрывают друг друга, одна может

оказаться временно более важной и подчинить себе другие в зависимости от

реальной хозяйственной и социальной ситуации, уровня осознания этой

ситуации субъектами ГРЭ и от установленной правительственными органами на

данный отрезок времени системы приоритетов целей. Любая из вышеназванных

целей может служить, содействовать или препятствовать достижению другой

цели. Конкретные цели внутри дерева целей могут быть первичными,

вторичными, третичными и т.д.

Положение отдельных целей в дереве целей ГРЭ нестабильно. Оно

постоянно изменяется в зависимости от хозяйственной ситуации, экономических

задач, выступающих на передний план. В условиях кризиса первичной целью

становится выход из него, в узком конкретном смысле - оживление

конъюнктуры. Все остальные цели отступают и подчиняются первичной. В

условиях длительного дефицита платежного баланса, роста внешней

задолженности, уменьшения валютных резервов на первый план выступает

первичная цель - оздоровление платежного баланса и подчиненные ей цели -

привлечение капитала в страну, повышение национальной конкурентоспособности

на мировых рынках.

4. Средства (инструменты) ГРЭ.

Административные средства

Административные средства не связаны с созданием дополнительного

материального стимула или опасностью финансового ущерба. Они базируются на

силе государственной власти и включают меры запрета, разрешения и

принуждения.

Приведем несколько примеров по запретам и разрешениям. Французские

власти запретили строить новые промышленные предприятия в пределах

Парижской агломерации, и для достижения этой цели они не увеличили налоги

на новые предприятия, не ввели драконовские штрафы (это были бы

экономические меры), а просто прекратили выдачу лицензий на новое

промышленное строительство. Правительство одного государства разрешило

использовать бывшую военно-морскую базу в качестве пассажирского и

торгового порта, создав таким образом новую сферу приложения капитала. В

результате в районе порта возросла хозяйственная активность.

К мерам принуждения можно отнести и то, что государственные органы

обязывают промышленные предприятия организовывать у себя производственное

обучение молодежи, создавать определенные бытовые удобства для занятых,

устанавливать очистные сооружения.

Административные средства регулирования в развитых странах с рыночной

экономикой используются в незначительных масштабах. Их сфера действия в

основном ограничивается охраной окружающей среды и созданием минимальных

бытовых условий для относительно слабо социально защищенных слоев

населения. Однако в критических ситуациях их роль сильно возрастает. Самыми

крупномасштабными государственными административными акциями по

регулированию экономики в послевоенных Западной Германии и Японии были

денежная реформа и разукрупнение ведущих концернов.

Наряду с административными средствами следует отметить еще одно

неэкономическое средство регулирования - правительственные убеждения. Сама

по себе формулировка долгосрочных целей ГЭП является средством

регулирования, так как она оказывает воздействие на принятие экономических

решений хозяйственных субъектов. В ряде случаев правительство обращается с

призывами к населению проявлять сдержанность в расходах, покупать больше

отечественных и меньше импортных товаров, активнее участвовать в жилищном

строительстве, покупать облигации государственного целевого займа. Как

правило, такие призывы находят отклики у населения, тем более что за ними

часто следуют стимулирующие меры (в нашей стране призвал граждан покупать

товары отечественного производства президент РФ Борис Ельцин).

Экономические средства денежно-кредитные бюджетные

Экономические средства государственного регулирования подразделяются

на средства денежно-кредитной и бюджетной политики.

Основные средства денежно-кредитной политики - это: а) регулирование

учетной ставки (дисконтная политика, осуществляемая центральным банком); б)

установление и изменение размеров минимальных резервов, которые финансово-

кредитные институты страны обязаны хранить в центральном банке; в) операции

государственных учреждений на рынке ценных бумаг, такие как эмиссия

государственных обязательств, торговля ими и погашение.

При помощи этих инструментов государство стремится изменить

соотношение спроса и предложения на финансовом рынке в желаемом

направлении. По мере относительного снижения роли рынков свободных

капиталов в финансировании капиталовложений и особенно в связи уменьшением

роли фондовой биржи и ростом самообеспечения крупных компаний финансовыми

средствами действенность этих инструментов в наиболее развитых странах

несколько ослабела.

Прямое государственное хозяйственное регулирование осуществляется

средствами бюджетной политики. Государственный бюджет - это доходы и

расходы центрального правительства и местных властей.

Главным инструментом мобилизации финансовых средств для покрытия

государственных расходов являются налоги. Они также широко используются для

воздействия на деятельность субъектов хозяйства и социальной стабилизации.

В первую очередь интерес представляет не фискальная, а регулирующая роль

налогов. Государственное регулирование при помощи налогов зависит от выбора

налоговой системы, высоты налоговых ставок, а также видов и размеров

налоговых льгот.

Налоги в ГРЭ - это, с одной стороны, главный источник финансирования

государственных расходов, материальная основа бюджетной политики, а с

другой стороны, это инструмент регулирования. Задача государственных

бюджетных органов состоит не в простом обложении налогами тех или иных

источников поступления средств, а в создании тонко настраиваемого механизма

воздействия На хозяйственное поведение юридических и физических лиц. Для

этого используются временно или селективно предоставляемые налоговые

скидки, отсрочка уплаты налогов.

Ускоренная амортизация.

Особую роль среди средств ГРЭ играет ускоренное амортизационное

списание основного капитала и связанные с ним образование и реализация

скрытых резервов.

Ускоренное амортизационное списание основного капитала в современных

условиях является главным средством стимулирования накопления, структурных

изменений в экономике и важным инструментом воздействия на хозяйственный

цикл, занятость и НИОКР. Суть его заключается в отрыве физического процесса

снашивания машин, оборудования, зданий и сооружений от калькулируемого в

издержках производства переноса стоимости вещественных носителей основного

капитала на производимые товары и услуги. Изменяя ставки и порядок

амортизационного списания, государственные регулирующие органы определяют

ту часть чистой прибыли, которая может быть освобождена от налогов путем

включения в издержки производства и затем перечислена в амортизационный

фонд для финансирования в дальнейшем новых капиталовложений.

Нормы амортизационных списаний по видам вещественных носителей

основного капитала (станки, оборудование, транспортные средства, здания) с

подробной разбивкой по типам регулярно публикуются министерствами финансов.

Ускоренное амортизационное списание основного капитала имеет наряду с

возможностью временного стимулирования капиталовложений, независимо от

состояния конъюнктуры, еще ряд последствий.

Во-первых, дополнительное сокращение доли налогов в прибыли за счет

того, что по мере уменьшения балансовой прибыли ее налогообложение из-за

прогрессивного характера налоговых ставок сокращается. Например, при

сокращении балансовой прибыли (но не действительной, частично укрытой в

амортизационном фонде) в три раза налог платится по пониженной ставке и

чистая балансовая прибыль сократится менее чем в два раза.

Во-вторых, ускоренное списание приводит к отрыву балансовой стоимости

основных средств от их реальной цены.

В-третьих, без дополнительного внешнего финансирования, а

исключительно за счет самофинансирования произошло существенное увеличение

производственных мощностей.

В-четвертых, технически высокооснащенные фирмы получают возможность

продавать частично списанные основные средства и реализовывать скрытые

резервы, используя выручку для новых капиталовложений.

Перед нами мощный рычаг государственного регулирования инвестиций -

освобождение прибылей от налогов, укрытие их в амортизационном фонде и

принудительное использование для новых капиталовложений (никуда больше эти

средства использовать нельзя, а без движения не выгодно).

Варьирование норм ускоренного амортизационного списания основного

капитала широко используется во всех развитых странах как средство

государственной конъюнктурной и структурной политики, а также для

стимулирования научных исследований и внедрения их результатов, для

финансирования природоохранных мероприятий. Эффект варьирования норм

амортизационных отчислений заметен в годы благоприятной конъюнктуры, а в

периоды кризисов действенность амортизационной политики ослабевает.

Государственный сектор

Государственные капиталовложения осуществляются в значительной степени

в государственном секторе экономики, играющем важную роль в ГРЭ. Он

является одновременно объектом и инструментом воздействия на частное

хозяйство.

Государственный сектор (ГС) представляет собой комплекс хозяйственных

объектов, целиком или частично принадлежащих центральным и местным

государственным органам. ГС существовал во многих странах задолго до

развития капитализма; он включал почту, частично транспортную службу,

изготовление оружия и др. По мере становления системы ГРЭ государство

строило, выкупало у частных собственников хозяйственные объекты, главным

образом в сфере инфраструктуры, тяжелой промышленности, функционирование

которых было необходимо для экономики страны, но не всегда выгодно с точки

зрения частного капитала.

Значительная часть ГС - это объекты инфраструктуры, в большинстве

своем нерентабельные. Другая часть - государственные предприятия в сырьевых

и энергетических отраслях, где требуются большие инвестиции, а

оборачиваемость капитала медленная. Рентабельность государственных фирм,

как правило, ниже, чем частных. Часть ГС - это пакеты акций смешанных

частно-государственных компаний.

Существование в условиях рыночного хозяйства сектора, который в своей

деятельности руководствуется принципами, несколько отличающимися от

принципов частных фирм, позволяет использовать ГС для решения

общегосударственных экономических задач, повышения прибыльности частного

хозяйства. Монопольная прибыль, а зачастую и прибыль вообще, не является

первостепенной целью деятельности ГС в инфраструктуре, энергетике, сырьевых

отраслях, НИОКР, подготовке и переподготовке кадров, области охраны

окружающей среды, так как высоких прибылей от этих сфер никто не требует, а

убытки покрываются из бюджета. Поэтому ГС стал поставщиком дешевых услуг

(транспортных, почтово-телеграфных), электроэнергии и сырья, снижая таким

образом издержки в частном секторе.

Активно используется ГС как средство ГРЭ. Так, в условиях ухудшения

конъюнктуры, депрессии или кризиса, когда частные капиталовложения

сокращаются, инвестиции в ГС, как правило, растут. Таким образом

правительственные органы стремятся противодействовать спаду производства и

росту безработицы. ГС играет заметную роль в государственной структурной

политике в НИОКР, подготовке и переподготовке кадров. Государственные фирмы

занимаются внешней торговлей, вывозом капитала за рубеж.

В целом ГС служит дополнением частного хозяйства там и в такой мере,

где и насколько мотивация для частного капитала оказывается недостаточной.

В результате ГС служит повышению эффективности народного хозяйства в целом

и является одним из инструментов перераспределения ВВП.

Размеры ГС, его доля в национальной экономике изменяются не только в

результате нового строительства и приобретения, но и вследствие

приватизации - продажи рентабельных, реконструированных объектов ГС частным

фирмам. В 80 - 90-х гг. эта тенденция заметно усилилась.

В Российской Федерации удельный вес государственной собственности

основных фондов уменьшился с 91% в 1990г. до 42% в 1995г., а частной или

смешанной повысился соответственно с 9% до 58%, или в 6,4 раза. За тот же

период доля работающих на государственных и муниципальных предприятиях и

организациях снизилась с 82,6 до 37,6%, а на частных возросла с 12,5 до

37,6%, т.е. в 3 раза. В негосударственном секторе создается почти 70% ВВП.

Внешнеэкономическое регулирование

Наряду с перечисленными инструментами ГРЭ, имеющими

внутриэкономическую направленность, существует арсенал средств

внешнеэкономического регулирования.

Практически все рычаги воздействия на процесс воспроизводства внутри

страны оказывают существенное влияние на внешнеэкономические связи:

изменение учетной ставки, налогообложения, новые льготы и субсидии на

инвестиции в основной капитал и др.

Однако имеются и специальные инструменты непосредственного воздействия

на хозяйственные связи с заграницей. Это, в первую очередь, меры

стимулирования экспорта товаров, услуг, капитала, научно-технического и

административного опыта; кредитование экспорта, гарантирование экспортных

кредитов и инвестиций за рубежом, введение или отмена количественных

ограничений, изменение пошлин во внешней торговле; меры по привлечению или

ограничению доступа иностранного капитала в экономику страны, изменение

условий его функционирования и репатриации, качественная селекция (с точки

зрения отраслевой направленности и технического уровня) поступающего из-за

границы капитала, привлечение в страну иностранной рабочей силы, участие в

международных экономических организациях, интеграционных межгосударственных

объединениях.

В РФ импортные товары составляют 48% (данные за I квартал 1998г.)

Потребитель нужный товар получает, но все, что содержится в его цене, идет

за рубеж: там за счет этого рабочие получают зарплату, предприятия прибыль,

государство налоги и социальные платежи. В России, которая запускает

спутники и космические корабли, 90% продаваемых цветных телевизоров, 70%

стиральных машин - импортного производства. По мнению многих экономистов

доля импорта должна быть не более 15-20%. Это разумный предел, чтобы не

ощущать пагубного давления иностранных конкурентов на наших

товаропроизводителей. Политика и стабилизационные меры должны отвечать

интересам страны, укреплению экономической независимости.

5.Государственное экономическое программирование

Высшей формой ГРЭ является государственное экономическое

программирование. Его задача - комплексное использование в глобальных целях

всех элементов ГРЭ.

По мере усложнения задач по регулированию хозяйства правительства

стали формулировать краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные цели,

определять порядок их достижения и органы, ответственные за исполнение,

выделять необходимые средства и определять порядок финансирования.

Объектами таких целевых программ обычно являются отрасли, регионы,

социальная сфера, различные направления научных исследований.

Программы бывают национальные краткосрочные (до 2-х лет),

среднесрочные (от 3-х до 5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет), а так же их

можно разделить на чрезвычайные и целевые. Чрезвычайные программы

разрабатываются в критических ситуациях, например в условиях кризиса,

массовой безработицы, опасной инфляции; они, как правило, краткосрочные. В

инструментарии их осуществления заметное место занимают средства

административного регулирования.

Уровень развития государственного программирования в разных странах

различный. Практически во всех странах с рыночной экономикой осуществляются

целевые программы. К самым старым целевым программам относятся регионально-

энергетическая программа по освоению бассейна р.Теннесси в США, программа

развития ядерной энергетики во Франции. Известны общенациональные

чрезвычайные программы по восстановлению экономики Южной Кореи после войны,

по структурной перестройке и приватизации в Восточной Германии после

присоединения ГДР к ФРГ.

На базе опыта составления целевых и чрезвычайных программ в конце 60-х

гг. в ряде стран перешли к общенациональному среднесрочному

программированию, охватывающему важнейшие показатели народного хозяйства. В

цитадели рыночного хозяйства - США - общенационального программирования

нет, но широко применяются целевые и чрезвычайные программы. Различия в

степени развития программирования в отдельных странах зависят от характера

и масштабов задач, которые экономическая и социальная ситуация ставят перед

государством.

В практике нашей страны целевые комплексные программы широко

использовались в качестве составной части государственных планов

экономического и социального развития для решения важнейших межотраслевых и

региональных проблем. Однако в начале реформирования отрицательное

отношение к применению плановых начал в развитие экономики негативно

отразилось и на применении целевых программ. Вопреки мировой практики

государственного влияния на экономику, в России началось вытеснение

государства из экономической сферы.

Изучение и обобщение зарубежного опыта ГРЭ позволили внести

коррективы в практику руководства экономикой нашей страны, вернуться к

плановым началам. Уже во-второй половине 1992 года Правительство РФ

постановлением №635 установило порядок разработки и реализации федеральных

целевых программ развития страны (действует редакция 1995г.).

Выделим основные особенности программного подхода к решению задач

социально-экономического развития:

-целевые программы направлены на решение как общегосударственных, так

и локальных проблем субъектов РФ и отдельных городов и ориентированы на

конечный результат;

-программы рассматриваются, как целостный объект управления независимо

от ведомственной принадлежности составляющих ее элементов и наделяются

необходимыми финансовыми, материальными, кадровыми и другими ресурсами;

-все программы взаимосвязаны и занимают определенное место в общей

совокупности хозяйственных мероприятий.

Управление программами осуществляется специально учрежденным органом

или путем перераспределения прав и обязанностей существующих структур с

использованием различных форм координации. В зависимости от функциональной

направленности выделяются научно-технические, производственные,

инвестиционные, экологические, социальные и комплексные программы.

Существуют отраслевые и многоотраслевые программы.

По значимости программы могут иметь статус президентских, федеральных,

региональных, местных. Например, целевая программа «Экономика и социальное

развитие Дальнего Востока и Забайкалья» (1996-2005) имеет статус

президентской или «Социально-экономическое развитие республики Бурятии на

1996-2005 г.г.». В период с 1992г. По 1997г. Было осуществлено 180

различных программ, среди них «Возрождение российской деревни и развитие

агропромышленного комплекса», «Развитие индустрии детского питания»,

«Жилище» и другие.

[pic]

Государственное экономическое программирование оказалось достаточно

эффективным при решении ряда хозяйственных и социальных задач, однако у

этой эффективности есть объективные границы. В условиях рыночной экономики

программирование носит целевой рекомендательно-стимулирующий характер. Тем

не менее, даже если государственные программы часто и не реализовывались

полностью, они все-таки обеспечивали социально-экономическое развитие в

желательном направлении. Не менее важно и то обстоятельство, что

программирование позволяет синтетически использовать все средства ГРЭ,

избежать противоречивости и несогласованности регулирующих мероприятий

отдельных государственных учреждений.

Государственное финансовое стимулирование, заказы и закупки в рамках

экономических программ оказывают заметное и неравномерное влияние на

конкурентоспособность отдельных компаний, положение отраслей, регионов,

социальных групп и вызывают сопротивление тех, чьи интересы оказались

ущемленными. Поэтому на государственные программирующие органы постоянно

оказывается разностороннее влияние, отражающее противоречивые интересы

отдельных групп, общественных сил, политических партий.

6. Механизм государственного регулирования на примере

политики цен

Вопреки распространенному у нас мнению, что в странах с рыночной

экономикой ценообразование происходит стихийно, в действительности цены

являются объектом постоянного внимания и регулирования со стороны

государства. Цены - одна из критических точек экономической и социально-

политической жизни, где сталкиваются групповые интересы производителей и

потребителей, оптовых и розничных торговцев, профсоюзов и союзов

предпринимателей, экспортеров и импортеров. Цены затрагивают интересы

Страницы: 1, 2, 3, 4


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.