|
Государственное регулирование экономикиразвития, так и на покрытие дефицита бюджета. Напомним, что с точки зрения инфляции такой вариант предпочтительнее, чем правительственные займы в центральном банке или денежная эмиссия. Чтобы такой поворот стал реальностью, подоходное налогообложение должно строиться на основе прогрессивной шкалы, а снижение ставок распространяться Прежде всего на лиц с высокими доходами, ибо у них склонность к сбережению выше, чем у малоимущих. Следует признать, что в принципе антиинфляционные резервы налогообложения ограничены и быстрых эффектов не дают. Поэтому основная нагрузка, связанная с сокращением дефицита бюджета, ложится на уменьшение государственных расходов. Подчеркнем, что сокращение бюджетных ассигнований, а вместе с ними и дефицита представляет собой сложный процесс, требующий довольно продолжительного времени. Недопустимы резкие сокращения тех или иных статей бюджета. Нужен стратегический план восстановления равновесия государственного бюджета. Например, государственные дотации убыточным предприятиям за счет средств бюджета являются необоснованными в рыночном хозяйстве. Предположим, что они прекращены. Конечно дефицит бюджета уменьшится. Одновременно последуют массовые банкротства и увольнения, начнется рост безработицы, что несет бюджету двойной удар. С одной стороны, потребуется увеличить государственные расходы, связанные с социальным обеспечением дополнительного количества безработных, их переквалификацией трудоустройством и т.д. С другой – станет неизбежным сокращение доходов за счет снижения прибыли предприятий и уменьшения суммы подоходного налога. Возможно, что в конечном счете правительство получит противоположный результат – увеличение дефицита, ускорение инфляции. Главный принцип сокращения бюджетных расходов состоит в следующем: постепенное уменьшение финансирования тех видов деятельности государства, которые можно передать рынку. Речь идет о прекращении чрезмерного вмешательства государства в инвестиционный процесс и уменьшения объема бюджетных капиталовложений, отмене необоснованных дотаций и субсидий, частичной приватизации образования и здравоохранения и т.д. Разумная осторожность не должна препятствовать бескомпромиссному наступлению на дефицит бюджета, желательно в рамках единой антиинфляционной стратегии, подкрепленной другими мерами – государственным стимулированием научно-технического прогресса, структурной перестройкой экономики, ориентацией инвестиций на производство потребительских товаров, конверсий военной экономики и т.п. Организуя правильную денежную политику и добиваясь сокращения бюджетного дефицита, государство подходит к проблеме инфляции со стороны спроса. Помогая структурным преобразованиям и налаживая конверсию военного производства, оно наступает на инфляцию со стороны товарного предложения. Это особенно важно в отечественной экономике, чувствительной к инфляции предложения. Вводя в действие налоговые и кредитные регуляторы, государство способствует расширению продажи наукоемких товаров и услуг (бытовой электроники, средств связи, информации и т.п.), формированию новых рынков. Прирост предложения, компенсируя избыточный спрос, понижает цены, тормозит инфляцию. Не случайно, что в странах, успешно осваивающих новейшую технику и технологию, например в Японии, инфляция надежно контролируется и уже не представляет серьезной угрозы для экономики. Национальная антиинфляционная стратегия должна быть построена так, чтобы свести к минимуму воздействие на экономику со стороны внешних инфляционных импульсов. Особенно это связно с перемещением через границы краткосрочных капиталов, что отражается в сальдо платежного баланса. Если страна получила прилив капиталов из-за рубежа, то сальдо платежного баланса положительное. Часть этих капиталов проникает в банковскую систему, переводится в национальную валюту и превращается в краткосрочные кредиты, увеличивая деньги в экономике. Другая часть капиталов может поступать к правительству, которое берет кредиты за границей, отправляя туда свои облигации. В обоих случаях возникают инфляционные эффекты. Их можно устранить , если центральный банк расширит объем продаж государственных ценных бумаг (операции на открытом рынке), чтобы уменьшить возросшую денежную массу и переправить определенную ее часть в централизованные резервы. Таковы основные черты антиинфляционной стратегии, результаты которой экономика почувствует по прошествии длительного времени. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАНЯТОСТИ Согласно выводам кейсианской теории занятости, в условиях рыночной экономики не существует механизма, обепечивающего и гарантирующего полную занятость. Кроме того, одним из выводов этой теории является фундаментальное положение о том, что рыночная система не может считаться саморегулирующей и не нуждается в планомерном и целенаправленом государственном регулировании. Государственное регулирование рынка труда осуществляется по 3-м основным направлениям Трудоустройство Стимулирование Незанятого населения образования,гибкого И оказание помощи в рынка труда.Правовое Профподготовке и обеспечение трудовых Преподготовке (биржа отношений Труда) Социальная защита Пострадавших от Безработицы людей В мировом опыте выработаны 2 основных Типа воздействия на уровень занятости Стимулирование создания Новых рабочих мест и Предложений труда Выплаты всевозможных Пособий безработным Меры по сохранению и Повышению уровня занятости На предприятиях Методы государственного обеспечения Занятости В каких бы формах не выступала государственная политика, направленная на поддержание искусственной низкой безработицы, «полной занятости», она в конечном счете обязательно оборачивается стагфляцией. В результате не удается сохранить ни высокой занятости ни стабильности цен.Этот вывод пожтверждается опытом многих развитых стран, которым пришлось пройти через тяжелые экономические потрясения 30-х г. пережить стагфляцию. Важен он и для российской экономики, где государству предстоит выработать эффективную политику в области занятости. Если безработица превышает естественный уровень, что свидетельствует о наличии вынужденной безработицы, то необходимо вмешательства государства, деятельность которого развивается по двум основным направлениям: 1 направление – регулирование уровня и продолжительности безработицы. Государство полностью соблюдает это условие, когда организует и совершенствует систему информации о свободных местах, сокращая время поиска работы; развивает профессиональное обучение и переквалификацию; налаживает работу бирж труда; ведет постоянный контроль над состоянием рынка рабочей силы и т.п. Хорошие результаты дают целевые программы, как регионального характера, так и облегчающие трудоустройства молодежи, и иных социально уязвимых общественных групп. В российской экономике перевод скрытой безработицы в открытое состояние займет, по-видимому, достаточно много времени. Всякое уменьшение открытой безработицы сначала отзовется увеличением открытой безработицы, утратой экономики неэффективной, но все же реальных рабочих мест, приносящих доходы их обладателям. 2 направление – социальная защита безработных. От государства потребуется немалая осмотрительность в определении форм и предметов социальной защиты (пособий по безработице, гарантированный минимум заработной платы и т.п.), а также способов ее распределения. Социальная политика даст реальный эффект , если будет строиться на основе реальных возможностей экономики, будет исключено ускорение инфляции и повышение институциональной безработицы. За оценку черты бедности принят так называемый прожиточный минимум, практически обеспечивающий лишь физическое выживание. Совершенно очевидно, что величина этого минимума, определяемая по методике, утвержденной Минтрудом России в 1992 году, существенно занижает ее фактический уровень. Изменение величины прожиточного минимума и уровня бедности |Показатели |Январь-июль в средн. За месяц 1996 | | |г. | |Прожиточный минимум | 370 | |(тыс.руб) | | |Число россиян с денежными доходами | 34,0 | |ниже прожиточ.минимума( млн. чел.) | | |В % к численности населения | 23 | На основе анализа состояния рынка труда можно выявить следующие тенденции: происходит дальнейшее снижение спроса на рабочую силу; уменьшаются масштабы частичной занятости; среди всех видов увольнений преобладают увольнения по собственному желанию; продолжается перелив рабочей силы между секторами экономики и отраслями, доля работающих в негосударственном секторе впервые составила более половины всех занятых. За 1992-1995 годы численность работающих снизилась в России с 73,8 мл. человек до 68,6 мл. человек.Несмотря на это, в стране сохраняется достаточно высокий уровень занятости – 92,3 % экономически активного населения трудится в различных отраслях народного хозяйства или учатся. Примерно 5,7 мл. человек, или 7,7 %, не имеют занятия и, по обследованиям Госкомстата, классифицируются, как безработные. Рынок труда в 1998 г. (по данным государственной службы занятости) |Регионы |Зарегистрированны|Уровень |Напряжение на | | |х безработных чел|регистрир. |рынке труда на | | |на1.12.98 |Безработицы на |1.12.98 (чел. На | | | |1.12.98 г. |1 вакан.) | |Российская | | | | |Федерация |1 870 417 |2,6 |6,5 | |Краснодарский | | | | |край |28 777 |1,3 |2,5 | | | | | | Государственная ценовая политика Государственные цены в рыночной экономике могут устанавливаться на: Фиксированные цены, Регулируемые цены жестко устанавливаемые учитывающие изменение Правительством рыночной конъюнктуры Предельного уровня Цены или предела ее Отклонения от фиксиро- Ванного уровня ЦЕННЫЕ БУМАГИ И ФОНДОВЫЙ РЫНОК РОССИИ 1 июля 1996 года Президент своим Указом утвердил Концепцию развития рынка ценных бумаг. Этот документ определяет основные задачи, принципы и приоритеты государственного регулирования фондового рынка, направления его развития. Концепция является своеобразным планом совместных действий государственных органов, таких, как Центральный банк, Минфин России, направленных на построение в нашей стране цивилизованного и эффективно действующего рынка ценных бумаг. В концепции определены важнейшие принципы государственной политики на рынке ценных бумаг. Это прежде всего усиление государственного регулирования. Оно подразумевает защиту государством прав всех участников рынка на основе лицензирования. При этом на всей территории страны применяются единая нормативная правовая база, режим и методы регулирования. Однако государство должно вмешиваться в рыночные процессы и регулировать деятельность субъектов рынка только тогда, когда это абсолютно необходимо. Соответственно часть нормотворческих и контрольных функций государства делегируется профессиональным участникам рынка, объединенным в саморегулируемые организации. Государственная политика на фондовом рынке основывается на принципе равных возможностей. Это означает, что государство будет стимулировать конкуренцию на рынке путем непредоставления каких-либо преференций отдельным его участникам. Все они, в свою очередь, равны перед государственными регулирующими органами, и те не имеют права давать публичные оценки деятельности участников рынка. Вместе с тем, поскольку участники рынка могут иметь разные стартовые возможности или обладать определенными преимуществами перед другими участниками, государство будет предпринимать меры по выравниванию возможностей различных категорий участников. Так, при развитии системы регулирования рынка государство отдает приоритет защите прав мелких инвесторов, населения, а также всех форм коллективных инвестиций. Для России, как и для многих других развивающихся рынков, характерно отсутствие некоторых профессиональных видов деятельности, поэтому государство вынуждено в некоторой степени и инициировать появление новых видов бизнеса, подталкивать участников рынка к созданию профессиональных объединений. Совет Европейского союза на уровне министров иностранных дел принял план действий в отношении России. Он является развитием одобренного в ноябре 1995 г. документа о стратегии отношений ЕС с Россией и предусматривает углубление взаимодействия по ряду важнейших направлений; помощь в проведении демократических реформ, экономическое сотрудничество, взаимодействие в области юстиции и внутренних дел, координация в сфере безопасности и внешней политики. В основе плана – выполнение временного торгового соглашения между ЕС и РФ и соглашение о партнерстве и сотрудничестве после его ратификации. Основным финансовым инструментом реализации плана послужит уже действующая программа технического содействия странам СНГ (ТАСИС). В течение 1991-1994 годов в рамках этой программы было выделено около 2 млр. Долларов, причем более половины этих средств было использовано в России. ЕС обещает активизировать торговые связи с Россией и содействовать региональному экономическому сотрудничеству в Центральной и Восточной Европе, в Средней Азии, помогать модернизировать производство в России, содействовать созданию атмосферы, благоприятной для иностранных инвестиций. Особенно важным пунктом является заявление, что Европейский союз будет содействовать ее приему во Всемирную торговую организацию и сближению российского законодательства с международными и европейскими нормами. Денежно-кредитная политика России С к. 80-х годов система страны дестабилизируется. Об этом говорит основное направление финансово-кредитной политики. Россия получила в наследство от СССР дестабилизированную денежную (а также кредитную и финансовую) систему. Поэтому ближайшей целью российского Правительства стала экономическая, прежде всего финансовая стабилизация. По мнению российского министра финансов, экономическая политика государства на три четверти состоит из финансовой и денежно-кредитной политики. В последующих 3 года российскому Правительству удалось затормозить, но не преодолеть развитие кризисных процессов в денежно-кредитной сфере. Сложилась ситуация по-мнению Председателя центрального банка РФ «Заключалась, в частности, в том, что сильно монополизированной и структурно деформированной экономике освобождение цен привело сначало к взрывному росту, а затем к галокопирующей инфляции издержек, тогда как факторы ценовой конкуренции оказались подавленными. Иными словами, бороться с дестабилизацией финансовой сферы в условиях высокой инфляции, колебавшейся от 34,5 –130 % и выше. Правовые основы денежной системы России определяется Законом "«О денежной системе РФ» от 25 сентября 1992 г. и Конституции РФ . В последние годы эта система дестабилизированна из-за внутри-и внешнеэкономических причин. Одним из наиболее ярких примеров дестабилизации является высокая инфляция. Она определяется прежде всего сверхмополизацией промышленности и преобладанием в ней производства средств производства, высоким дефецитом госбюджета, притоком средств из ближнего зарубежья и предоставлением ему помощи, а также стремительным сближением основной массы цен на российские товары с мировыми ценами из-за либерализации внешних связей. С инфляцией боролись преимущественно с помощью двух монетарных рычагов – через уменьшение дефицита госбюджета и путем сдерживания роста совокупной денежной массы. Однако стратегический выход видится прежде всего с поощрением здоровой конкуренции и в борьбе с проявлениями монополизма,в том числе за счет ввода иностранных товаров и организации их производства в России через приток прямых инвестиций из-за рубежа. Ситуация в кредитной системе России определяется прежде всего двумя обстоятельствами: во первых- кризисными процессами в экономике, второй – недостаточной зрелостью самой кредитной системы России. Основными институтами в кредитной системы России являются банки, а банковская система является основным элементом кредитной системы России - это двухуровневая банковская система. Однако стоящий на верхнем уровне этой системы ЦБ не является до конца классическим центробанком, и прежде всего из-за того, что он во многом замещается коммерческие банки, являясь главным кредитором и главным клиринговым центром в стране, как и в советские годы. Рынок ценных бумаг в России неразвит в силу малого количества этих бумаг помимо государственных облигаций. К тому же основную часть оборота фондовых бирж занимают операции по купле-продаже полуценных бумаг – депозитных сертификатов, векселя, банковских чеков. Денежно-кредитная политики и условия ее Реализации в 1997 г. Проводима я в 1997 г. денежно-кредитная политика являлась основным элементом единой государственной политики. В заявлении Правительства РФ и ЦБ о стреднесрочной стратегии и экономической политики на 1997 год были зафиксированы комплексные действия Правительства и ЦБ в области денежно- кредитной , бюджетной и структурной политики, валютной политики и управления международными резервами, политики в отношении внешнего долга. Структура денежной массы На 1.01.97 На 1.10.97 |Показатели |Трлн.руб | % |Трлн.р. | % | |Денежная масса (М2) | | | | | |всего |295,2 |100,0 | | | | В том числе: | | | | | |- наличные деньги | | | | | | В обращении |103,8 |35,2 |134,8 |35,8 | |- безналичные средства | | | | | | |191,4 |64,8 |241,4 |64,2 | | Из них: | | | | | |- средства нефинан | | | | | |совых организаций |72,2 |24,4 |98,7 |26,3 | |- вклады населения |119,2 |40,4 |142,7 |37,9 | Предварительная оценка итогов 1997 г. свидетельствует о том, что денежно-кредитная политика практически обеспечивает реальность достижения указанной цели. В целом за год уровень потребительских цен составил около 12 %. Финансово-экономическая нестабильность Целям финансово-денежной стабилизации служит разработка и утверждение Правительства РВ «Программа экономии государственных расходов». Ее задачами являются: добиться сбалансированности Федерального бюджета, существенно сократив дефицит бюджета, а также создать базу для формирования и исполнения реального Федерального бюджета в 1999-2000 г.г. В этой программе, предусмотрен комплекс финансовых и налоговых мероприятий, который впоследствии должен привести к оживлению в экономике. Намеченные в ней снижение корпоративного налогового бремени, снижение цен и тарифов в отраслях естественной монополии, с одной стороны, и повышение налогов на потребление, с другой, поможет решению проблемы инвестиций и оживление производства. Выполненные при разработке проектов Бюджетов 1998-1999 г.г. Расчеты консолидированного бюджета РФ (млр.р.) | |Доходы |Расход |Доходы |Расход | |1998 г. | | | | | |1999 г. | | | | | |Уровни бюджета | | | | | | | | | | | |Федеральный |340,05 |472,05 |473,68 |575,05 | |В % к консолидир. |43,62 |56,11 |48,16 |50,16 | | |339,96 |369,8 |509,95 |571,4 | |Бюджет регионов | | | | | | | | | | | |Консолидирован. Бюджет | | | | | | Всего |679,5 |841,8 |983,63 |1146,44 | | | | | | | |Расчетная сумма | | | | | |Дефицита: | | | | | |- федерального бюджета | | | | | | |- 132,0 |- 132,0 |- 101,37 |101,37 | |- бюджета регионо |- 30,34 |- 30,34 |- 61,45 |61,45 | |- консолидир.бюд. |- 162,3 |- 162,3 |- 162,82 |- 162,82 | | | | | | | Внешняя торговля России На фоне устойчивого роста мирового производства в России наблюдается его падение в результате происходит углубление отставания нашей страны от мирового хозяйственного развития, особенно по отношению к промышленно развитым странам. Это ведет к снижению роли России в мировой торговле и производстве, снижается также значение внешней торговли в решении задач экономической стабилизации. Так, ВВП в странах ЕС в последние годы растет на 2,5 % , в США- на 2,5 –3% в среднем за год. В России прирост ВВП составил 0,8% - в 1997 г., в 1998 г. – спад на 5 %. В результате влияния азиатского кризиса существенно упали цены на сырьевые ресурсы, в частности на нефть и газ. Россия много доходов потеряла от внешней торговли, т.е. от экспорта нефти и газа. По данным таможенной статистики, в январе-ноябре 1998 г. внешнеторговый оборот Росссии (без учета неорганизованной торговли) составил 104,0 млрд.$ США и по сравнению с январем-ноябрем 1997 г. снизился на 15,6 %. В результате сокращения товарооборота в России ухудшается ее положение в мировой торговле. По данным, опубликованным ООН, мы занимаем 18- ое место в мире. Удельный вес России в международной торговле сократился с 2,5 % в нач. 90-х г. ,до 13 % в настоящее время. ----------------------- Активный тип Пассивный тип Прямые методы Законное регулирование условий найма и исполнение рабочей силы Особое значение имеют коллективые договора и трудовое законодательство иии Косвенные методы Государственная финансовая политика (ассигнования и субсендии), монетарная политика (регулирование денежного обращения), фискальная политика (изменение налоговых ставок) Виды цен государственные договорные мировые Продукцию предприятий монополистов Базовые (для экономики данной страны) ресурсы Социально значимые товары Система государственных цен состоит из 2-х элементов Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |