|
Государственное регулирование занятостиполитика занятости была эффективной на территории. Экономическая активность населения. | | | |В том числе | | | | |Занятые |Безработных |Безработные | | |Всего |экономической |всего |или имеющие | | | |деятельностью | |статус в | | | | | |службе | | | | | |занятости | |Млн. человек | | | | | |1992г. |74,9 |71,3 |3,6 |0,6 | |1993г. |74,1 |69,9 |4,2 |0,8 | |1994г. |72,9 |67,4 |5,5 |1,6 | |1995г. |72,9 |67,2 |5,7 |2,0 | |1993г. в % к |98 |98 |116 |145 | |1992г. | | | | | |1994г. в % к |98 |96 |132 |196 | |1993г. | | | | | |1995г. в % к |99 |98 |108 |152 | |1994г. | | | | | В 1994г. снизилась численность работников в отраслях со спадом производства и низкой оплатой труда. Сократилась численность работников в машиностроении, лесной, деревообрабатывающей промышленности, геологии, разведке и др. Постоянно увеличивается занятость торговых, финансово-посредничеких операций, налогообложения, здравоохранения. В формировании рынка труда в последние годы возросли негосударственные секторы экономики. В результате приватизации государственной собственности, создания акционерных, частных предприятий, численность занятых в негосударственном секторе с 1992г. возросла на 15.5 млн. человек. Средний возраст занятого населения 39.2 лет. Половина занятых окончили высшее и среднее специальные заведения. Высокий уровень безработицы складывается среди специалистов в области строительства, техники, технологии. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ Основные принципы государственной политики занятости и механизм регулирования занятости. Переход от централизованно-планового управления экономики к рыночной системе хозяйствования неизбежно приводит к обострению проблемы занятости, возникновению и расширению безработицы, что, естественно, требует разработки принципов и основ формирования политики занятости и механизма ее реализации на этапе переходного периода, включая механизм социальной защиты безработных. Общество, формирующее в экономике рыночные отношения, признает безработицу в качестве спутника этой системы, ее структурного элемента. Выбор формы участия граждан в рыночных отношениях и сферы приложения труда основывается на принципе свободного избрания вида деятельности. Поэтому существенные основы формирования и реализации государственной политики занятости закрепляются в отношение прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную трудовую деятельность. Государственная политика занятости, кроме основополагающих принципов, включает также и другие элементы социального характера, воздействующие на занятость населения, как то: продолжительность рабочего времени (что в свою очередь зависит от продолжительности рабочей недели и оплачиваемого отпуска), материальные условия, стимулирующие пребывание женщин работниц в дополнительном отпуске по уходу за ребенком и продолжительность этого отпуска, размер трудовых пенсий, уровень материального обеспечения пенсионеров, и условия сохранения пенсий для работающих пенсионеров. Перечисленные элементы политики занятости в той или иной степени воздействуют на общий объем трудовых ресурсов, необходимых народному хозяйству при данной системе регулирования рабочего времени и материального обеспечения трудоспособных пенсионеров. Так же следует рассматривать и уровень обязательного общеобразовательного минимума для молодежи, от которой зависит период выхода на рынок труда. Политика занятости одновременно охватывает комплекс мер, связанных с экономическими условиями воспроизводства рабочих мест – закрытием неэффективных производств, техническим обновлением действующих и созданием новых рабочих мест. Формирование национального рынка труда Осуществляя определенную совокупность мер (правовых, организационных, экономических, социальных) государство формирует и развивает, с одной стороны, количественные и качественные характеристики экономически активного населения и рабочих мест, а с другой стороны – особый механизм их соединения, в недавнем прошлом централизованно плановый, преобразуемый ныне в рыночный. Составные части системы занятости (экономически активное население и совокупность рабочих мест) при этом остаются прежними. В то же время качественно меняются условия, формы, и методы их движения, включение экономически пассивного населения в состав экономически активного. Механизм регулирования Регулирующее воздействие государства не должно ограничиваться организацией содействия в трудоустройстве незанятого населения, им следует охватить также внутрифирменный рынок труда и самозанятость. Системы регулирования занятости призвана обеспечивать для воспроизводства рабочей силы и рынка мест, их первичное соединение и повторное воссоединение. В переходный период формирования рынка рабочих мест и степень государственного воздействия на его емкость определяются следующими условиями и факторами: o Заданностью исходной базы, т.к. сложившаяся совокупность рабочих мест в стране создавалась всем предшествующим периодом развития экономики. o Инвестиционным потенциалом, его воспроизводственной структурой и характером распределения инвестиций (направление: на новое строительство, реконструкция и техническое перевооружение, в капиталоемкую сферу производства и в трудоемкие отрасли). o Структурные изменения, обусловленные разрывом хозяйственных связей между бывшим СССР, конверсией производства, инвестиционной политикой. o Экономическими факторами, в том числе банкротством государственных и иных предприятий. Совокупность рабочих мест в условиях перехода к рынку и особенно в процессе разгосударствления и приватизации собственности претерпевает определенные изменения количественного характера, и, как правило, в сторону сокращения. В государственном секторе экономики только в 1993г. суммарное количество рабочих мест снизилось на 8,6 млн., главным образом, в результате преобразования предприятий в арендные, акционерные, совместные. К концу 1994г. число рабочих мест в народном хозяйстве России снизилось по сравнению с 1992 г. на 2 млн. Реализация государственной программы приватизации ускорит этот процесс, последствия которые скажутся на рынке рабочих мест. Инвестиционный потенциал России в последние годы значительно сократился. В 1991г. объем капиталовложений по всем источникам финансирования снизился на 11% по сравнению с предыдущим годом. Спад продолжается по настоящее время, что не дает основания рас читывать на сохранение базовой совокупности мест. Твердое разграничение финансов государства и финансов государственных предприятий, характер прекращения бюджетных дотаций и предоставление кредитов, в конечном счете, отразится на масштабах сокращения рабочих мест. То же самое можно отнести и к последствиям конверсии. По данным Министерства экономики РФ, при сокращении производства военной продукции на предприятиях оборонной промышленности до31,1% и уровню 1995г. общий объем выпуска продукции снизился до 75%, а численность высвобождения работников в 1996г., превысит 1млн. человек*. Формирование национального рынка рабочей силы также определяет совокупность условий и факторов: o Демографическими условиями и характером положения этого контингента трудоспособного населения o Организация форм занятости (ненормированный рабочий день, работа на дому) o Фондом жизненных средств и соотношением денежных доходов o Политика в сферах строительства Военных сил России o Возможность миграции трудоспособного населения за рубеж в поисках работы. Выдвигаемое правительством положение о не сохранении пенсии по старости работающим пенсионерам нацелено на экономическое принуждение пенсионеров освободить рабочие места для их замещения нуждающимся в трудоустройстве гражданам. В свою очередь это ведет к социальной незащищенности пенсионеров. Сокращение численности Вооруженных Сил, демобилизация офицеров скажется на положение национального рынка рабочей силы. _____________________________________________________________ * - «Экономика и жизнь», № 18, март 1997, стр. 3-4 Национальные рынки рабочих мест и рабочий силы в своем органическом единстве образуют национальный рабочий труд, в котором функционирует рынок занятости, т.е. удовлетворенный спрос на рабочую силу и рабочие места, рынок свободных рабочих мест и рынок незанятого трудового населения, идущего работу. Реализация политики занятости, включающей количественно-качественные характеристики экономически активного населения и совокупности рабочих мест в народном хозяйстве, требует создания адекватной системы регулирования каждой из составных частей и механизма их соединения. Экономическое активное население охватывает лиц наемного труда, занятых на предприятиях различной формы государственного и негосударственного секторов экономики, предпринимателей, а также трудоспособное население, ищущие работу (включая безработных). Рынок труда формируется именно экономически активным населением. Занятость населения России (млн.чел.) | |1994г. |1995г. |1996г. | |1.Население |148,5 |148,8 |148,6 | |2. Трудовые ресурсы – |87 |86,6 |86,2 | |всего | | | | |3. Занято в народном |74,5 |73,6 |72,3 | |хоз-ве | | | | |4. Обучающиеся с отрывом |5,7 |5,6 |5,6 | |от производства | | | | |5.Незанятые |4,0 |2,0 |…… | |6. Зарегистрированные | |0,06 |0,58 | |безработные | | | | |7. Уровень безработицы | |0,08 |0,8 | Федеральная служба занятости и система регулирования национального рынка труда Функция регулирования занятости, будучи частью формирующейся, системы регулирования социально-экономических процессов в обществе, объективно требует комплексного подхода при разработке и реализации мер по созданию условий, обеспечивающих согласованное движение рабочей силы и рабочих мест как на уровне основного звена, первичного звена территории, так и на общероссийском уровне. Федеральная государственная служба занятости является основным органом исполнительной власти, призванным обеспечивать координационную работу в области занятости трудового населения: o регулирования спроса и предложения на рабочую силу o содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве, o организация их профессиональной подготовки и переподготовки, o оказание социальной поддержки безработных. В систему органов Федеральной государственной службы занятости входят: 1. Госкомитет РФ по занятости населения 2. Госкомитеты в республиках 3. Центры занятости в краях, областях 4. Городские и районные центры занятости В рамках формирования системы регулирования национального рынка труда важное место заняла инфраструктура этого рынка. Основные ее звенья: 1. Система службы занятости и трудоустройства 2. Система профессионального обучения и переподготовки государственных и негосударственных учебных заведений 3. Объединение профсоюзов 4. Союзы и ассоциации работодателей 5. Финансовая база Правовую базу инфраструктуры рынка труда составляет закон о занятости населения, КЗОТ, другие законы и информативные акты. Действенность инфраструктуры рынка труда в качестве инструмента регулирования занятости зависит от уровня развития каждого составляющего звена, степени взаимодействия между собой и координации усилий. Политику занятости предполагается реализовать посредством всеобъемлющей программы, которая до сих пор не разработана и не принята в известной мере по причине сложности и новизны решаемых социально-экономических задач. Структура такой программы, видимо должна состоять из трех блоков, охватывающих комплекс мер по регулированию рынка рабочей силы, рынка рабочих мест и системы материальной помощи безработным. Меры по регулированию рабочей силы призваны способствовать количественному и качественному развитию той части экономически активного населения, которое попадает на рынок труда. В условиях значительных снижений инвестиционной активности приоритетной подпрограммой могла бы стать помощь со стороны государства в организации малого бизнеса, поощрении самостоятельности, которая, в конечном счете, будет способствовать сужению работников наемного труда. Сокращение рынка рабочей силы способствовало стимулированию более раннего выхода на пенсию безработных. Меры по регулированию рынка рабочих мест имеют двоякую региональную направленность: в одних случаях их осуществление нацелено на создание рабочих мест для замещения ожидаемым приростом рабочей силы, а в других – на трансформацию рабочих мест применительно к такому режиму их функционирования, которое удовлетворяет и наемного работника и работодателя. Гибкие формы организации труда (неполный рабочий день, надомный труд, временная работа) позволяют решать проблему занятости женщин, пожилых людей предпенсионного возраста, молодежи, совмещающие работу на производстве с учебой. ФИНАНСОВАЯ ОСНОВА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ЗАНЯТОСТИ Источники и средства финансирования Организация структуры регулирования занятости, подкрепленная финансовой базой реализации системы соответствующих мер, формирует механизм функционирования рынка труда. С 1950 г. действует Конверсия № 88 МОТ об организации службы занятости, которая предусматривает что каждый член МОТ организует и финансирует работу бесплатной государственной службы занятости, основной обязанностью которой является обеспечение условия для организации и функционировании рынка труда как составной части национальной программы достижения и поддержки полной занятости, развития и использования производительных сил страны. Источником финансирования мероприятий в области становления и функционирования рынка труда в России является Государственный Фонд содействия занятости, который как самостоятельная финансовая система образуется на федеральном, республиканском (в составе РФ) и местном (краевом, областном) уровнях, в городах Москве и Санкт-Петербурге. Фонд содействия занятости образуется за счет: обязательных отчислений работодателей независимо от форм собственности и хозяйствования в размере 1% средств на оплату труда работников*, обязательных страховых взносов с заработка работников в пределах общей суммы _______________________________________________________________ * - От общей суммы обязательных отчислений 10 % отчисляется в федеральный Фонд содействия занятости, 90 % остается в распоряжении Фонда соответствующего уровня – республики, края, области, г.Москвы, Санкт-Петербурга. взимаемых налогов, а также средств федераций, республик (в сост. РФ), местных и городов Москвы и Санкт-Петербурга бюджетов (если таковые будут предусмотрены). Дополнительным источником поступлений в этот фонд могут стать добровольные взносы общественных организаций, доходы от коммерческой деятельности. Контроля за своевременным и полным поступлением средств в фонды содействия занятости соответствующих уровней возможны на службы занятости с привлечением к выполнению этих функций налоговых служб. Однако, механизм такого взаимодействия еще не выработан и требует соответствующего оформления. Средства Фонда занятости расходуются на профессиональную подготовку, переподготовку и профориентацию (включая выплату стипендий) незанятого населения, впервые выходящего на рынок труда либо уже циркулирующего в этой сфере, на выплату пособий по безработице, зарегистрированные в службе занятости, финансовые общественные работы и мероприятия по разработке и реализации программ занятости и, наконец, собственные на содержание службы занятости. Анализ показывает, что почти половина средств, израсходованных из Фонда занятости в 1 полугодие 1992г. использовано на содержание службы занятости (48,6%), 21,1% - на финансирование мероприятий по разработке и реализации программ занятости и 11,6% на выплату пособий по безработице. В целом по всем направлениям израсходовано четвертая часть средств Фонда занятости. Взаимодействие органов службы занятости Реализация государственной политики занятости, становление и эффективное функционирование рынка труда в РФ зависит от взаимодействия органов службы занятости с предприятиями, участия работодателей в профподготовке и переподготовке кадров. В сфере государственного регулирования занятости определяющее значение принадлежит разработке и реализации на микроуровне (город, предприятие) системы опережающих мер по смягчению процесса высвобождения работников. К числу таких мер следует отнести предусмотренное сохранение числа рабочих мест на государственных и муниципальных предприятиях, приватизируемых через аукционы и конкурсы. Вместе с тем такое «связывание рук» новому собственнику может помешать реализации его мероприятий по повышению эффективности производства. Данные, противоречащие между социальными и экономическими критериями можно преодолеть выделением отчислений в региональный Фонд занятости за каждое ликвидируемое рабочее место примерно в размере «фондоемкости» одного работника. Как и всякая финансовая система, Фонд занятости страдает от неисполнительных плательщиков в части перечисления обязательных взносов (% от суммы оплаты труда). Без активной помощи налоговой полиции эти трудности могут нарастать. Стратегия занятости в Программе правительства по углублению экономической реформы. Сложившийся в России феномен, характеризуемый тем, что продолжающийся спад производства пока не вызывает адекватного сокращения занятости и увеличение безработицы. Негативные последствия нейтрализуют действием факторов демографического порядка – сокращением прироста трудоспособного населения, увеличением численности населения, выход на пенсию, в том числе с сокращением штатов, экономические - развитием новых предприятий структур, самозанятость, социальные – вследствие утверждения в отношении труда принципа добровольности и другие. По оценкам Госкомстата, приблизительно 9% общей численности является условная безработица. Уровень внутрифирменной безработицы соразмерен с темпами спада производства и составляет приблизительно 20 %. Проблема занятости впервые публично признана правительством «наиболее тяжелой». Идеология правительственной стратегии занятости нуждается в существенной корректировке: ее исходным постулатом должен стать именно принцип предотвращения безработицы, а не принцип борьбы с ней. С учетом этого необходимо будет (вносить коррективы в инвестиционную политику, структурную политику и конверсионную программу, темп сокращения вооруженных сил, финансовую и социальную политику). Организация системы регулирования воздействия со стороны государства на занятость и уровень безработицы трудоспособного населения должна стать неотъемлемой частью общей системы регулирования экономической и социальной политики. Россия может и должна в полной мере учесть и использовать богатый зарубежный опыт регулирования рынка труда, механизм реализации активной политики занятости. Для данного периода общество должно иметь политику занятости, основанную на сдерживание роста безработицы в пределах социально допустимого минимума, учитывающего психологию населения и инертность его мышления по поводу гарантированной занятости. Общая закономерность, действие, которой в условиях перехода российской экономики к рыночным отношениям не вызывает сомнения, состоящая в зависимости уровня и динамики занятости от объема и динамики инвестиций. Основная проблема, по мнению специалистов, состоит не в необходимости резкого снижения гипертрофированного раздутого объема капиталовложений, а в изменение источника финансирования, главным из которых был госбюджет, повышение роли частного капитала. Другая закономерность обусловлена научно-техническим прогрессом и его влиянием на фактическое высвобождение работников и характерно для индустриальных стран Запада. Она пока не актуальна для нашей страны, не приводит к увеличению безработицы. Такое состояние может длится до тех пор, пока в России не наступит финансово-кредитная и ценовая стабилизация и хозяйствующие субъекты в поисках путей увеличения эффективности производства не обратятся к резервам роста производительности труда. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 1. Основы современной философии, часть IY «Человек и общество», под редакцией проф. Л.Н.Боголюбов и А.Ю.Лазебниковой, М., Изд-во акционерное общество «Бюро Денди», 1992г. 2. Учебник по основам экономической теории, руководитель авторского коллектива проф. В.Д.Камаев, Изд-во «Владос», М., 1994г. 3. Основы экономической теории часть 2. Учебно-методическое пособие ГАСБУ, М., 1994г. 4. Государственное регулирование экономики, под ред. С.В.Пирогова, В.М.Иванченко, М., РАН институт экономики, 1994 г. 5. Журнал «Экономика и общество» № 9-10, М., 1996 г. 6. Газета «Экономика и жизнь», М., 1996-1997 г.г. Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |