бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Государственное регулирование занятости

политика занятости была эффективной на территории.

Экономическая активность населения.

| | | |В том числе | |

| | |Занятые |Безработных |Безработные |

| |Всего |экономической |всего |или имеющие |

| | |деятельностью | |статус в |

| | | | |службе |

| | | | |занятости |

|Млн. человек | | | | |

|1992г. |74,9 |71,3 |3,6 |0,6 |

|1993г. |74,1 |69,9 |4,2 |0,8 |

|1994г. |72,9 |67,4 |5,5 |1,6 |

|1995г. |72,9 |67,2 |5,7 |2,0 |

|1993г. в % к |98 |98 |116 |145 |

|1992г. | | | | |

|1994г. в % к |98 |96 |132 |196 |

|1993г. | | | | |

|1995г. в % к |99 |98 |108 |152 |

|1994г. | | | | |

В 1994г. снизилась численность работников в отраслях со спадом

производства и низкой оплатой труда. Сократилась численность работников в

машиностроении, лесной, деревообрабатывающей промышленности, геологии,

разведке и др.

Постоянно увеличивается занятость торговых, финансово-посредничеких

операций, налогообложения, здравоохранения.

В формировании рынка труда в последние годы возросли негосударственные

секторы экономики. В результате приватизации государственной собственности,

создания акционерных, частных предприятий, численность занятых в

негосударственном секторе с 1992г. возросла на 15.5 млн. человек. Средний

возраст занятого населения 39.2 лет. Половина занятых окончили высшее и

среднее специальные заведения. Высокий уровень безработицы складывается

среди специалистов в области строительства, техники, технологии.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ

Основные принципы государственной политики занятости и механизм

регулирования занятости.

Переход от централизованно-планового управления экономики к рыночной

системе хозяйствования неизбежно приводит к обострению проблемы занятости,

возникновению и расширению безработицы, что, естественно, требует

разработки принципов и основ формирования политики занятости и механизма ее

реализации на этапе переходного периода, включая механизм социальной защиты

безработных.

Общество, формирующее в экономике рыночные отношения, признает

безработицу в качестве спутника этой системы, ее структурного элемента.

Выбор формы участия граждан в рыночных отношениях и сферы приложения труда

основывается на принципе свободного избрания вида деятельности. Поэтому

существенные основы формирования и реализации государственной политики

занятости закрепляются в отношение прав граждан на полную, продуктивную и

свободно избранную трудовую деятельность.

Государственная политика занятости, кроме основополагающих принципов,

включает также и другие элементы социального характера, воздействующие на

занятость населения, как то: продолжительность рабочего времени (что в свою

очередь зависит от продолжительности рабочей недели и оплачиваемого

отпуска), материальные условия, стимулирующие пребывание женщин работниц в

дополнительном отпуске по уходу за ребенком и продолжительность этого

отпуска, размер трудовых пенсий, уровень материального обеспечения

пенсионеров, и условия сохранения пенсий для работающих пенсионеров.

Перечисленные элементы политики занятости в той или иной степени

воздействуют на общий объем трудовых ресурсов, необходимых народному

хозяйству при данной системе регулирования рабочего времени и материального

обеспечения трудоспособных пенсионеров. Так же следует рассматривать и

уровень обязательного общеобразовательного минимума для молодежи, от

которой зависит период выхода на рынок труда. Политика занятости

одновременно охватывает комплекс мер, связанных с экономическими условиями

воспроизводства рабочих мест – закрытием неэффективных производств,

техническим обновлением действующих и созданием новых рабочих мест.

Формирование национального рынка труда

Осуществляя определенную совокупность мер (правовых, организационных,

экономических, социальных) государство формирует и развивает, с одной

стороны, количественные и качественные характеристики экономически

активного населения и рабочих мест, а с другой стороны – особый механизм их

соединения, в недавнем прошлом централизованно плановый, преобразуемый ныне

в рыночный. Составные части системы занятости (экономически активное

население и совокупность рабочих мест) при этом остаются прежними. В то же

время качественно меняются условия, формы, и методы их движения, включение

экономически пассивного населения в состав экономически активного.

Механизм регулирования

Регулирующее воздействие государства не должно ограничиваться

организацией содействия в трудоустройстве незанятого населения, им следует

охватить также внутрифирменный рынок труда и самозанятость.

Системы регулирования занятости призвана обеспечивать для

воспроизводства рабочей силы и рынка мест, их первичное соединение и

повторное воссоединение.

В переходный период формирования рынка рабочих мест и степень

государственного воздействия на его емкость определяются следующими

условиями и факторами:

o Заданностью исходной базы, т.к. сложившаяся совокупность рабочих мест в

стране создавалась всем предшествующим периодом развития экономики.

o Инвестиционным потенциалом, его воспроизводственной структурой и

характером распределения инвестиций (направление: на новое строительство,

реконструкция и техническое перевооружение, в капиталоемкую сферу

производства и в трудоемкие отрасли).

o Структурные изменения, обусловленные разрывом хозяйственных связей между

бывшим СССР, конверсией производства, инвестиционной политикой.

o Экономическими факторами, в том числе банкротством государственных и иных

предприятий.

Совокупность рабочих мест в условиях перехода к рынку и особенно в

процессе разгосударствления и приватизации собственности претерпевает

определенные изменения количественного характера, и, как правило, в сторону

сокращения.

В государственном секторе экономики только в 1993г. суммарное количество

рабочих мест снизилось на 8,6 млн., главным образом, в результате

преобразования предприятий в арендные, акционерные, совместные. К концу

1994г. число рабочих мест в народном хозяйстве России снизилось по

сравнению с 1992 г. на 2 млн. Реализация государственной программы

приватизации ускорит этот процесс, последствия которые скажутся на рынке

рабочих мест.

Инвестиционный потенциал России в последние годы значительно сократился.

В 1991г. объем капиталовложений по всем источникам финансирования снизился

на 11% по сравнению с предыдущим годом. Спад продолжается по настоящее

время, что не дает основания рас читывать на сохранение базовой

совокупности мест. Твердое разграничение финансов государства и финансов

государственных предприятий, характер прекращения бюджетных дотаций и

предоставление кредитов, в конечном счете, отразится на масштабах

сокращения рабочих мест. То же самое можно отнести и к последствиям

конверсии.

По данным Министерства экономики РФ, при сокращении производства военной

продукции

на предприятиях оборонной промышленности до31,1% и уровню 1995г. общий

объем выпуска продукции снизился до 75%, а численность высвобождения

работников в 1996г., превысит 1млн. человек*. Формирование национального

рынка рабочей силы также определяет совокупность условий и факторов:

o Демографическими условиями и характером положения этого контингента

трудоспособного населения

o Организация форм занятости (ненормированный рабочий день, работа на

дому)

o Фондом жизненных средств и соотношением денежных доходов

o Политика в сферах строительства Военных сил России

o Возможность миграции трудоспособного населения за рубеж в поисках

работы.

Выдвигаемое правительством положение о не сохранении пенсии по старости

работающим пенсионерам нацелено на экономическое принуждение пенсионеров

освободить рабочие места для их замещения нуждающимся в трудоустройстве

гражданам. В свою очередь это ведет к социальной незащищенности

пенсионеров.

Сокращение численности Вооруженных Сил, демобилизация офицеров скажется

на положение национального рынка рабочей силы.

_____________________________________________________________

* - «Экономика и жизнь», № 18, март 1997, стр. 3-4

Национальные рынки рабочих мест и рабочий силы в своем органическом

единстве образуют национальный рабочий труд, в котором функционирует рынок

занятости, т.е. удовлетворенный спрос на рабочую силу и рабочие места,

рынок свободных рабочих мест и рынок незанятого трудового населения,

идущего работу.

Реализация политики занятости, включающей количественно-качественные

характеристики экономически активного населения и совокупности рабочих мест

в народном хозяйстве, требует создания

адекватной системы регулирования каждой из составных частей и механизма их

соединения.

Экономическое активное население охватывает лиц наемного труда,

занятых на предприятиях различной формы государственного и

негосударственного секторов экономики, предпринимателей, а также

трудоспособное население, ищущие работу (включая безработных).

Рынок труда формируется именно экономически активным населением.

Занятость населения России (млн.чел.)

| |1994г. |1995г. |1996г. |

|1.Население |148,5 |148,8 |148,6 |

|2. Трудовые ресурсы – |87 |86,6 |86,2 |

|всего | | | |

|3. Занято в народном |74,5 |73,6 |72,3 |

|хоз-ве | | | |

|4. Обучающиеся с отрывом |5,7 |5,6 |5,6 |

|от производства | | | |

|5.Незанятые |4,0 |2,0 |…… |

|6. Зарегистрированные | |0,06 |0,58 |

|безработные | | | |

|7. Уровень безработицы | |0,08 |0,8 |

Федеральная служба занятости и система регулирования национального рынка

труда

Функция регулирования занятости, будучи частью формирующейся, системы

регулирования социально-экономических процессов в обществе, объективно

требует комплексного подхода при разработке и реализации мер по созданию

условий, обеспечивающих согласованное движение рабочей силы и рабочих мест

как на уровне основного звена, первичного звена территории, так и на

общероссийском уровне.

Федеральная государственная служба занятости является основным органом

исполнительной власти, призванным обеспечивать координационную работу в

области занятости трудового населения:

o регулирования спроса и предложения на рабочую силу

o содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве,

o организация их профессиональной подготовки и переподготовки,

o оказание социальной поддержки безработных.

В систему органов Федеральной государственной службы занятости входят:

1. Госкомитет РФ по занятости населения

2. Госкомитеты в республиках

3. Центры занятости в краях, областях

4. Городские и районные центры занятости

В рамках формирования системы регулирования национального рынка труда

важное место заняла инфраструктура этого рынка.

Основные ее звенья:

1. Система службы занятости и трудоустройства

2. Система профессионального обучения и переподготовки государственных и

негосударственных учебных заведений

3. Объединение профсоюзов

4. Союзы и ассоциации работодателей

5. Финансовая база

Правовую базу инфраструктуры рынка труда составляет закон о занятости

населения, КЗОТ, другие законы и информативные акты. Действенность

инфраструктуры рынка труда в качестве инструмента регулирования занятости

зависит от уровня развития каждого составляющего звена, степени

взаимодействия между собой и координации усилий.

Политику занятости предполагается реализовать посредством всеобъемлющей

программы, которая до сих пор не разработана и не принята в известной мере

по причине сложности и новизны решаемых социально-экономических задач.

Структура такой программы, видимо должна состоять из трех блоков,

охватывающих комплекс мер по регулированию рынка рабочей силы, рынка

рабочих мест и системы материальной помощи безработным.

Меры по регулированию рабочей силы призваны способствовать

количественному и качественному развитию той части экономически активного

населения, которое попадает на рынок труда.

В условиях значительных снижений инвестиционной активности приоритетной

подпрограммой могла бы стать помощь со стороны государства в организации

малого бизнеса, поощрении самостоятельности, которая, в конечном счете,

будет способствовать сужению работников наемного труда.

Сокращение рынка рабочей силы способствовало стимулированию более

раннего выхода на пенсию безработных.

Меры по регулированию рынка рабочих мест имеют двоякую региональную

направленность: в одних случаях их осуществление нацелено на создание

рабочих мест для замещения ожидаемым приростом рабочей силы, а в других –

на трансформацию рабочих мест применительно к такому режиму их

функционирования, которое удовлетворяет и наемного работника и

работодателя.

Гибкие формы организации труда (неполный рабочий день, надомный труд,

временная работа) позволяют решать проблему занятости женщин, пожилых людей

предпенсионного возраста, молодежи, совмещающие работу на производстве с

учебой.

ФИНАНСОВАЯ ОСНОВА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ЗАНЯТОСТИ

Источники и средства финансирования

Организация структуры регулирования занятости, подкрепленная

финансовой базой реализации системы соответствующих мер, формирует механизм

функционирования рынка труда. С 1950 г. действует Конверсия № 88 МОТ об

организации службы занятости, которая предусматривает что каждый член МОТ

организует и финансирует работу бесплатной государственной службы

занятости, основной обязанностью которой является обеспечение условия для

организации и функционировании рынка труда как составной части национальной

программы достижения и поддержки полной занятости, развития и использования

производительных сил страны.

Источником финансирования мероприятий в области становления и

функционирования рынка труда в России является Государственный Фонд

содействия занятости, который как самостоятельная финансовая система

образуется на федеральном, республиканском (в составе РФ) и местном

(краевом, областном) уровнях, в городах Москве и Санкт-Петербурге.

Фонд содействия занятости образуется за счет: обязательных отчислений

работодателей независимо от форм собственности и хозяйствования в размере

1% средств на оплату труда работников*, обязательных страховых взносов с

заработка работников в пределах общей суммы

_______________________________________________________________

* - От общей суммы обязательных отчислений 10 % отчисляется в

федеральный Фонд содействия занятости, 90 % остается в

распоряжении Фонда соответствующего уровня – республики, края, области,

г.Москвы, Санкт-Петербурга.

взимаемых налогов, а также средств федераций, республик (в сост. РФ),

местных и городов Москвы и Санкт-Петербурга бюджетов (если таковые будут

предусмотрены). Дополнительным источником поступлений в этот фонд могут

стать добровольные взносы общественных организаций, доходы от коммерческой

деятельности.

Контроля за своевременным и полным поступлением средств в фонды

содействия занятости соответствующих уровней возможны на службы занятости с

привлечением к выполнению этих функций налоговых служб. Однако, механизм

такого взаимодействия еще не выработан и требует соответствующего

оформления.

Средства Фонда занятости расходуются на профессиональную подготовку,

переподготовку и профориентацию (включая выплату стипендий) незанятого

населения, впервые выходящего на рынок труда

либо уже циркулирующего в этой сфере, на выплату пособий по безработице,

зарегистрированные в службе занятости, финансовые общественные работы и

мероприятия по разработке и реализации программ занятости и, наконец,

собственные на содержание службы занятости.

Анализ показывает, что почти половина средств, израсходованных из

Фонда занятости в 1 полугодие 1992г. использовано на содержание службы

занятости (48,6%), 21,1% - на финансирование мероприятий по разработке и

реализации программ занятости и 11,6% на выплату пособий по безработице. В

целом по всем направлениям израсходовано четвертая часть средств Фонда

занятости.

Взаимодействие органов службы занятости

Реализация государственной политики занятости, становление и

эффективное функционирование рынка труда в РФ зависит от взаимодействия

органов службы занятости с предприятиями, участия работодателей в

профподготовке и переподготовке кадров.

В сфере государственного регулирования занятости определяющее значение

принадлежит разработке и реализации на микроуровне (город, предприятие)

системы опережающих мер по смягчению процесса высвобождения работников. К

числу таких мер следует отнести предусмотренное сохранение числа рабочих

мест на государственных и муниципальных предприятиях, приватизируемых через

аукционы и конкурсы. Вместе с тем такое «связывание рук» новому

собственнику может помешать реализации его мероприятий по повышению

эффективности производства. Данные, противоречащие между социальными и

экономическими критериями можно преодолеть выделением отчислений в

региональный Фонд занятости за каждое ликвидируемое рабочее место примерно

в размере «фондоемкости» одного работника.

Как и всякая финансовая система, Фонд занятости страдает от

неисполнительных плательщиков в части перечисления обязательных взносов (%

от суммы оплаты труда). Без активной помощи налоговой полиции эти трудности

могут нарастать.

Стратегия занятости в Программе правительства по углублению

экономической реформы.

Сложившийся в России феномен, характеризуемый тем, что продолжающийся

спад производства пока не вызывает адекватного сокращения занятости и

увеличение безработицы. Негативные последствия нейтрализуют действием

факторов демографического порядка – сокращением прироста трудоспособного

населения, увеличением численности населения, выход на пенсию, в том числе

с сокращением штатов, экономические - развитием новых предприятий структур,

самозанятость, социальные – вследствие утверждения в отношении труда

принципа добровольности и другие.

По оценкам Госкомстата, приблизительно 9% общей численности является

условная безработица. Уровень внутрифирменной безработицы соразмерен с

темпами спада производства и составляет приблизительно 20 %. Проблема

занятости впервые публично признана правительством «наиболее тяжелой».

Идеология правительственной стратегии занятости нуждается в

существенной корректировке: ее исходным постулатом должен стать именно

принцип предотвращения безработицы, а не принцип борьбы с ней. С учетом

этого необходимо будет (вносить коррективы в инвестиционную политику,

структурную политику и конверсионную программу, темп сокращения вооруженных

сил, финансовую и социальную политику).

Организация системы регулирования воздействия со стороны государства

на занятость и уровень безработицы трудоспособного населения должна стать

неотъемлемой частью общей системы регулирования экономической и социальной

политики. Россия может и должна в полной мере учесть и использовать богатый

зарубежный опыт регулирования рынка труда, механизм реализации активной

политики занятости.

Для данного периода общество должно иметь политику занятости,

основанную на сдерживание роста безработицы в пределах социально

допустимого минимума, учитывающего психологию населения и инертность его

мышления по поводу гарантированной занятости.

Общая закономерность, действие, которой в условиях перехода российской

экономики к рыночным отношениям не вызывает сомнения, состоящая в

зависимости уровня и динамики занятости от объема и динамики инвестиций.

Основная проблема, по мнению специалистов, состоит не в необходимости

резкого снижения гипертрофированного раздутого объема капиталовложений, а в

изменение источника финансирования, главным из которых был госбюджет,

повышение роли частного капитала.

Другая закономерность обусловлена научно-техническим прогрессом и его

влиянием на фактическое высвобождение работников и характерно для

индустриальных стран Запада.

Она пока не актуальна для нашей страны, не приводит к увеличению

безработицы. Такое состояние может длится до тех пор, пока в России не

наступит финансово-кредитная и ценовая стабилизация и хозяйствующие

субъекты в поисках путей увеличения эффективности производства не

обратятся к резервам роста производительности труда.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Основы современной философии, часть IY «Человек и общество», под

редакцией проф. Л.Н.Боголюбов и А.Ю.Лазебниковой, М., Изд-во акционерное

общество «Бюро Денди», 1992г.

2. Учебник по основам экономической теории, руководитель авторского

коллектива проф. В.Д.Камаев, Изд-во «Владос», М., 1994г.

3. Основы экономической теории часть 2. Учебно-методическое пособие ГАСБУ,

М., 1994г.

4. Государственное регулирование экономики, под ред. С.В.Пирогова,

В.М.Иванченко, М., РАН институт экономики, 1994 г.

5. Журнал «Экономика и общество» № 9-10, М., 1996 г.

6. Газета «Экономика и жизнь», М., 1996-1997 г.г.

Страницы: 1, 2


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.