бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Государственное регулирование занятости

Государственное регулирование занятости

ПЛАН:

I. Занятость и безработица.

1) Занятость, ее структура, формы, показатели и динамика.

2) Проблемы неполной занятости и миграция рабочей силы

3) Безработица: виды, причины, последствия.

II. Рынок труда. Государственная политика занятости.

1) Рынок труда, его структура.

2) Классическая и кейнсианская модели рынка труда

3) Проблемы рынка труда

III. Государственная политика занятости

1) Основные принципы государственной политики занятости и механизм

регулирования занятости

2) Формирование национального рынка труда

3) Федеральная служба занятости и система регулирования национального

рынка.

4) Государственная программа регулирования занятости

IV. Финансовая основа государственной системы занятости

1) Источник и средства финансирования

2) Взаимодействие органов службы занятости

3) Стратегия службы занятости

ЗАНЯТОСТЬ И БЕЗРАБОТИЦА

Занятость, ее структура, формы, показатели и динамика.

Занятость – деятельность работников труда в общественном хозяйстве,

армии с целью получения дохода.

Показатели занятости:

1. Абсолютное число занятых

2. Уровень занятости

3. Самодеятельное население – количество работников, которые сами себя

обеспечивают работой.

Динамика занятости – увеличение занятых в сфере услуг и сокращение в

традиционных отраслях (угольной, текстильной).

Можно выделить следующие формы занятости в соответствии с временным

критерием: временная, надомничество, гибкий рабочий день, концентрированная

рабочая неделя и неполная занятость.

Уровень занятости населения определяется как отношение занятого

населения к предложению рабочей силы.

По структуре выделяют отраслевую, профессиональную и квалификационную

занятость, а также по секторам экономики. Научно-технический прогресс

влияет на изменение в структуре занятости. Отмирают старые профессии,

возникают новые профессии и специальности, увеличивается число

высококвалифицированных кадров, повышается удельный вес специалистов в

составе занятых в производстве. Центр тяжести переносится на использование

умственных способностей, происходит увеличение числа занятых в сфере услуг

и информатики. Так, 73,3% всех работающих американцев занято в сфере услуг.

К 2000 году каждые четыре из пяти рабочих мест будет приходится на эту

сферу.

Высокий уровень занятости обеспечивает и соответствующие доходы

основной части населения. В этой связи необходимо отметить, что для

рыночной экономики неприемлема категория «полной занятости», в том числе и

по вполне «естественным» причинам.

Во-первых, значительная часть работников в течение своей трудовой

активности, по различным причинам, меняет место работы по собственному

желанию. При этом до поступления на другое место работы может пройти тот

или иной промежуток времени, в течение которого указанные лица относятся к

категории незанятых. Данная категория составляет так называемую фрикционную

безработицу.

Во-вторых, научно-технический прогресс постоянно перестраивает

структуру производства, и в этой связи возникает проблема несоответствия

квалификационной структуры рабочей силы потребностям производства. В

результате, на каждого незанятого вследствие закрытия «старых» отраслей

может приходиться лишь несколько вакантных мест в «новых» отраслях.

Указанное явление носит название структурной, или технологической

безработицы. Для ее преодоления, как государством, так и частными фирмами

создается сеть центров по переподготовке кадров.

В-третьих, цикличность развития рыночной экономики приводит к

сокращению спроса на рабочую силу в период депрессии и кризиса.

Соответственно, возникает циклическая безработица. Ликвидировать этот вид

безработицы не представляется возможным, так как нельзя отменить

цикличность экономического роста. Другое дело, что антикризисные

мероприятия могут «сгладить» экономический спад и, соответственно,

уменьшить число временно высвобождаемых работников.

В-четвертых, существует скрытая безработица, которая возникает,

прежде всего, за счет сезонных работ, особенно в строительстве и сельском

хозяйстве.

В-пятых, люмпенские слои создают застойную безработицу, основу

которой составляют лица, не имеющие и не ищущие работу, по крайней мере, в

сфере легальной экономики.

Актуальной проблемой в связи с безработицей является миграция рабочей

силы, которая выступает в двух формах: внутренняя (в пределах одной страны)

и внешняя (из одной страны в другую). При этом экспорт рабочей силы

эффективнее экспорта товаров.

Труд иммигрантов широко используется в США, Канаде, Германии,

Франции, Австрии и др. странах. Их труд привлекается для работы в

горнодобывающей, сталелитейной и других отраслях. Но, в большинстве стран

процесс миграции рабочей силы поставлен под контроль государства.

Предприниматели должны согласовать вопросы найма иностранцев с

государственными органами. Так, в Германии необходимо получить специальное

разрешение, в Швеции иностранцу следует знать местный или английский язык,

в Испанию приехать на работу можно лишь при наличии гарантии обеспечения

работой или жильем. Проблемы иммиграции актуальны и в России.

Безработица: виды, причины, последствия. Закон Оукена.

Безработные – это люди, незанятые, но активно ищущие работу. Уровень

безработицы определяется как отношение незанятого, но желающего работать

населения к предложению рабочей силы.

В экономической литературе выделяются три основные точки зрения,

объясняющие причину безработицы:

1. Высокая зарплата

2. Низкий спрос

3. Рынок труда не гибок и затрудняет установление равновесия между спросом

и предложением.

Первое направление – классическое.

С этой точки зрения безработица вызвана слишком высокой заработной платой.

Поэтому, по мнению классиков, для уменьшения безработицы необходимо снизить

зарплату до уровня равновесия в точке Е (график 1)

| | | | | | |

| | D | | | | |

|W | | |S | | |

| | | | |W - зарплата | |

| | | | | |B |L - численность |занятых |

|W1 | |A | | | | | |

| | | | | | |

|W0 | |E | | | |

| | | | | | |

| | | | | | |

| | | | | |L |

Lo

График 1.

Второе направление – кейнсианское.

По мнению кейнсианцев безработица возникает из-за недостаточного спроса,

поэтому на уровень безработицы можно влиять с помощью финансовой политики,

повышая государственные доходы или снижая налоги. Таким образом, можно

увеличить совокупный спрос в производстве, а следовательно, и на рабочую

силу.

Сторонники третьего направления объясняют безработицу следствием

негибкости рынка труда. Следовательно, по их мнению, необходимо создать

более гибкий рынок труда, гибкую политику государства, направленную на

переобучение кадров, оказание помощи безработному по переезду на другое

место и т.д.

Безработицу можно измерить следующими показателями:

1. Уровень безработицы. В 1995г. уровень безработицы составил в США –7,4%,

Великобритании – 9,81%, Германии – 6,7% *

2. Средняя продолжительность безработицы. В США в конце 80-х годов около

50% безработных имели продолжительность безработицы 5 недель, около 80% -

14 недель.

3. Естественный уровень безработицы. Это доля безработных, которая

соответствует целесообразному уровню полной занятости в экономике. В

современных условиях естественный уровень безработицы составляет 5,5-6,5

%%

В экономической литературе выделяются несколько видов безработицы.

o Добровольная и вынужденная.

Добровольная безработица – это люди, которым лучше не работать, чем

получать предлагаемую заработную плату.

Вынужденная – такая безработица, которая возникает в условиях фиксированной

зарплаты.

o Безработица подразделяется на:

- фрикционную, вызванную желанием самих работников по резным

причинам менять свою работу (не устраивает зарплата,

далеко от дома)

- структурную, связанную со структурными изменениями в производстве. Когда

спрос и предложение на рабочую силу не совпадают. Это может быть связано

с замедлением темпов роста, со свертыванием старых отраслей и т.д.

- циклическую, связанную с цикличностью экономического развития (происходит

спад деловой активности)

- аграрную безработицу, характерную для слаборазвитых стран и регионов

- технологическую безработицу, связанную со сменой технологий.

_______________________________________________________________* - Деловой

мир, 1996г., 6-12 декабря.

Государство оказывает влияние не только на смягчение последствий

безработицы, но и на уменьшение ее уровня через антикризисную,

региональную, внешнеэкономическую и другую политики. Особое внимание в

развитых странах уделяется переобучению и повышению общеобразовательного

уровня работников. Например, компании США ежегодно расходуют около 200

млрд. долларов на переобучение своего персонала. В целом по странам ОЭРС

программы переподготовки и обеспечения занятости охватывают в настоящее

время 11 млн. человек, или примерно 3% трудоспособного населения.

Совокупные расходы государства по финансированию программ занятости к

началу 90-х годов оценивались почти в 200 млрд. долларов.*

Вопросы занятости отражены в конвенциях, принятых Международной

организацией труда, начиная с 1919 года.

В 80-х-90-х годах в развитых странах произошли изменения в

безработице. Можно выделить следующие моменты:

. Возрос естественный уровень безработицы, если, например, в США в 1960 г.

он составил 4%, то в 1980г. – 6 %.

. Преобладает структурная безработица.

. Преобладает конкуренция за высокооплачиваемые рабочие места.

. Увеличение удельного веса неквалифицированных работников

Следует отметить, что уровень безработицы в любой стране зависит от

множества факторов, связанных со структурой рынка труда. Сюда можно отнести

изменение спроса на труд (его стабильность или колебания), величина пособия

по безработице, система найма работников и издержки фирмы по увольнению или

сохранению незагруженного работника. Известно, что в Японии работники очень

редко подвергаются увольнению, особенно мужчины.

_______________________________________________________________

* - Деловой мир, 1996г., 6-12 декабря.

РЫНОК ТРУДА. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ

Рынок труда, его структура и инструменты.

Рынок труда – это система отношений между работодателями, наемными

работниками и государством. Рынок труда отличается от других рынков и

прежде всего от рынка потребительских товаров и услуг.

Так, на товар цена меняется каждую минуту, заработная плата устанавливается

на год по контрактной системе, на ее размер и динамику влияют профсоюзы и

государство. Кроме этого следует видеть монополизм работодателей. Рабочий

не может накапливать рабочую силу, чтобы продать ее по более высокой цене,

при этом труд наемного рабочего можно заменить техникой (хотя и не всякий).

Рынок труда отличается еще тем, что существуют различия по полу,

квалификации, территории. При этом товар рабочая сила не очень подвижен, да

и система информации имеет территориальную ограниченность, поэтому

существуют в основном локальные рынки труда. Особенностью рынка труда

является то, что если в рабочего вложены инвестиции, работодатель будет его

использовать долго и полностью.

Рынок труда многообразен, где можно выделить, рынок национальной и

иностранной рабочей силы, рынок квалифицированного,

высококвалифицированного и неквалифицированного труда и т.д.

Основными категориями рынка являются трудовые ресурсы, трудоспособное

население, занятое население.

Трудовые ресурсы – это часть населения, обладающая необходимыми

физическими и умственными способностями, а также знаниями для работы в

общественном труде. В России к трудовым ресурсам относят трудоспособное

население: мужчин – 16-59 лет, женщин – 16-54 лет (за исключением инвалидов

1 и 2 групп и пенсионеров, получающих пенсию на льготных условиях) и

работающих пенсионеров.

Трудоспособное население – это совокупность лиц, которая в

соответствии с трудовым законодательством, определяющим возрастные группы

трудоспособности, может участвовать в труде. Оно подразделяется на

экономически активное и экономически неактивное население.

Занятое население – это лица, выполняющие ту или иную работу, а также

та часть лиц, которые временно ее оставили в связи с отпуском. Болезнью.

Сюда относятся также те работники, которые помогают в ведении домашнего

хозяйства, фермы.

На рынке труда, как и на других рынках проявляется спрос и

предложение на труд (рабочую силу).

Предложение рабочей силы – это население, готовое работать на

условиях постоянной занятости.

На предложение труда влияют ряд факторов:

. Численность трудоспособного населения

. Уровень заработной платы

. Продолжительность рабочей недели

. Уровень налогов

. Уровень культуры и религии

. Роль профсоюзов

. Доля женщин и пенсионеров

Спрос на рабочую силу колеблется в соответствии со спросом в экономике.

На него влияют техническая оснащенность предприятия, уровень издержек на

заработную плату, объем производства, производительность труда.

Соотношение спроса и предложения на рынке формирует условия равновесия

рынка труда (график.2). Под равновесием понимается такое состояние рынка,

при котором спрос на рабочую силу (кривая Д) равен ее предложению (кривая

S) при определенном уровне заработной платы (Wo). На графике это

проявляется в точке Е. Несоответствие между спросом и предложением

обуславливает появление безработицы, измеряемой отрезком АВ.

| | | | | | |

| | D | | | | |

|W | | |S | | |

| | | | |W - зарплата | |

| | | | | |B |L - численность |занятых |

|W1 | |A | | | | | |

| | | | | | |

|W0 | |E | | | |

| | | | | | |

| | | | | | |

| | | | | |L |

Lo

График 2.

Классичесческая и кейнсианская модели рынка труда

В экономической литературе выделяют модели рынка труда: классическая

и кейнсианская. По классической модели рынок труда характеризуется тем, что

заработная плата и цены подвижны, а их изменение обеспечивает полную

занятость. Наем рабочей силы происходит при сопоставлении дополнительного

дохода и величины зарплаты, которая будет выплачена нанятому работнику.

Кривая совокупного предложения по классической схеме имеет вид вертикальной

линии, т.к. изменения в совокупном спросе влияют лишь на цены, объем

производства при этом остается неизменным.

По кейнсианской модели рынка труда предполагается, что зарплата при

изменении уровня занятости не изменяется, а изменения совокупного

предложения влияют только на объем производства, поэтому кривая совокупного

предложения является горизонтальной. Это предполагает, что при данном

уровне цен фирмы готовы выпускать продукции столько, сколько необходимо.

Проблемы рынка труда

Специалисты стараются глубже проанализировать изменения в области

занятости, которые произошли, проанализировать возможное развитие ситуации

на рынке труда, тесно связанное с динамикой текущего предложения рабочий

силы и спроса на нее. Необходимо придерживаться единого толкования понятий

«текущее положение» и «спрос».

Оценивая, масштабы и роль неполной загрузки работающих и прогнозируя

динамику спроса, на рабочую силу следовало бы учитывать и вторичную

занятость, в частности совместительство. Региональными службами занятости

желательно дополнить меняющуюся информацию о масштабах совместительства и

его отраслевой структуре, сведениями о том, какие конкретно работами оно в

основном придерживается.

При прогнозировании предложения рабочей силы необходимо оценивать

последствия падения уровня экономической активности населения и другие

возможные его изменения.

По данным выборочного обследования населения РФ в целом этот уровень

с Октября 1992г., по март 1996 г. снизился на 6,6 %. С учетом роста за этот

период общей численности населения в возрасте 15-72 лет на 3,7 млн. человек

и повышение в ней на 1,8 % доли мужчин с их более высокой активность. Около

1,5 млн. составляет отчаявшиеся найти работу, а из числа остальных, судя

по уровню жизни, 90 % можно отнести к занятым в неформальном секторе.

Весьма вероятно, что при положительных сдвигах в экономике эти лица будут

готовы предлагать свою рабочую силу на официальном рынке труда.

Полное влияние рассмотренных факторов на рынке труда свидетельствует,

что происходит нарастание нереализованного предложения рабочий силы.

Положение усугубляется тем, что к 2000 г. прирост составит 2 млн.

населения трудоспособного возраста. Поэтому, нам необходимо позаботиться об

улучшении финансов – экономического положения большинства регионов и страны

в целом.

Ситуацию на рынке труда многих областей можно оценить как

предкризисную. Уровень региональных безработных, количество претендентов

на одну вакансию, доля застойной и хронической безработицы намного выше

средне российских показателей. Почти 25 % населения имеет уровень ниже

прожиточного минимума. Например, Ленинградская область входит в двадцатку

российских регионов с наиболее тяжелой ситуацией на рынке труда.

1. Спада производства и крайне низкий уровень инвестиционной активности.

Необходимо предпринимать максимальное использование своего регионального

трудового потенциала и ориентироваться на то, чтобы привлечение на

строительство рабочей силы из других регионов целесообразно только до

определенных пределов, в противном случае, это может вызвать усиление

социальной напряженности.

2. Несоответствие существующего закона о занятости меняющимся условиям

развития рабочего труда, неоперативная корректировка действия законов.

Законы явно либеральны к лицам, уволившиеся с предприятия по собственному

желанию, не стимулируют безработицу с высокой зарплатой по последней

работе, не способствуют поиску нового места, не побуждают к получению

профессии выпускников школ, которые сразу же по окончании учебы могут

получать пособие, зачастую такого же размера что и некоторые родители в

течении многих лет занятых низкооплаченым трудом.

Сегодня доля в условиях дефицита вакансий сохраняется, сохраняется и,

специальный тип граждан, достаточно легко расстающиеся со своими рабочими

местами по собственной инициативе. Почти 55 % безработных уволившиеся с

работы по собственному желанию надеются на помощь опеки государственной

структуры и органов власти.

Закон недостаточно строг к лицам, получившим пособие обманным путем.

Только в 1996 г. службой занятости выявлено 912 человек, незаконно

получивших пособие.

3. Требуется пересмотр существующих правил, обеспечивающих финансовое

обеспечение социальной защиты граждан при безработице.

Даже 100 % собираемых страховых взносов работодателей в Государственный

фонд занятости не позволит своевременно и в полном объеме выплатить

пособия.

На основе постановления Правительства РФ от 03/05.1994 № 432, приказа

РФ от 17/05/1994 № 64 и методики службы занятости России показатели о

признании состояния рынка труда критическое

o Официальный уровень безработицы – отношение численности,

зарегистрированных службой занятости безработных к численности

экономически активного населения

o Доля застойной безработицы – численность безработного населения, этот

статус 9-12 мес. к общей численности безработных

o Доля хронической безработицы – отношение числа безработных больше года к

общей численности безработных.

o Число претендентов на одну вакансию – численность, зарегистрированных

граждан, лишившихся работы к числу заявленных в службу занятости.

o Доля социальных слоев незащищенных граждан (женщин, молодежи, инвалидов)

к общей численности безработных.

При этой ситуации необходимо законодательно закрепить за субъектами

федерации право принятия временных более жестоких правил и процедур,

позволяющих регулировать рынок труда и социальную защиту граждан. Надо

искать пути выхода из сложившейся ситуации, добиваться, чтобы проводимая

Страницы: 1, 2


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.