бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Государственная поддержка в МСП в странах с рыночной экономикой

каждого дополнительного дорогостоящего рабочего места.

Малыми предприятиями Германии используются также возможности,

предоставляемые ‘’Программой улучшения окружающей среды". Сюда входят:

• программа ERP по очистке сточных вод,

• программа ERP по очистке воздуха,

• программа ERP по утилизации отходов,

• программа "Окружающая среда" банка "Кредитанштальт фюр видерауфбау";

• дополнительная "Программа III" Германского компенсационного банка;

• дополнительная "Программа III" с процентными надбавками федерального

Министерства окружающей среды;

• программа гарантий по инвестициям в защиту окружающей среды;

•поддержка мероприятий демонстрационного характера в области охраны

окружающей среды.

Характер и направленность этих программ хорошо видны уже из их

названий.

Большое внимание уделяется также "Программе энергосбережения за счет

фонда ERP", которую курирует Германский компенсационный банк и основная

цель которой сводится к стимулированию снижения зависимости экономики ФРГ

от импортируемых, в том числе из России, энергоресурсов.

Наконец, в самостоятельное направление выделена "Поддержка

консультирования". Речь идет о консультационных услугах по хозяйственным,

техническим, финансовым, правовым, организационным и другим вопросам, а

также по проблемам энергосбережения и охраны окружающей среды, в выяснении

которых нуждаются МСП, не имеющие соответствующих структурных подразделений

и вынужденные получать их на стороне. Фирмы, в основном мелкие, в рамках

данного направления могут получать компенсацию своих издержек (до 4 тыс. DM

однократно и до 8 тыс. DM в течение 5 лет).

Таким образом, в сферу целевой адресной кредитно-финансовой поддержки

попадают важнейшие направления, по которым ведется оптимизация деятельности

малых и средних фирм, и все ключевые секторы хозяйства. Весьма важно, что

имеются четкие критерии, на основании которых может быть принято решение о

предоставлении помощи, существует своеобразное разделение труда между

частными кредитно-финансовыми институтами и государственными органами

поддержки, налажен эффективный контроль за ее использованием.

Подобные меры характерны и для поддержки вновь создаваемых МСП.

1.4. Система мер поддержки МСП, находящихся в стадии создания

Из самой концепции политики в отношении малого предпринимательства

вытекает, что поддержка инициативы по созданию новых МСП имеет в рамках

социального рыночного хозяйства Германии приоритетный характер.

Отсюда—разнообразие программ финансовой помощи, важнейшей среди которых,

безусловно, является "Поддержка начинающих предпринимателей из средств

ERP”. Данная программа дает возможность получения ссуд инвестиционного

характера: на создание или выкуп предприятий (и связанные с этим цели в

течение первых трех лет существования новой фирмы), выкуп инвестиционного

пая, дающего право контроля за деятельностью предприятия, создание

первоначальных складских запасов или оборудование офиса. Ссуды

предоставляются сроком до 10 (по строительным проектам —до 15) лет из

расчета 8,5% годовых на сумму до 300 тыс. DM.

Данную программу, которая начиналась в 50-е годы в рамках планов

социально-экономической интеграции переселенцев с Востока, осуществляет

распорядитель кредитов ERP — Германский компенсационный банк.

Накопив опыт работы с проектами малого бизнеса, Германский

компенсационный банк сегодня предлагает начинающим мелким предпринимателям

и другие программы — так называемую "Дополнительную программу I для малых и

средних предприятий" и "Дополнительную программу II для поддержки

самозанятости переселенцев более поздних периодов и других лиц, недавно

получивших права гражданства". В рамках первой из них предприниматель или

лицо свободной профессии (за исключением врачебной практики) в течение

первых 8 лет после создания фирмы имеет право на льготный кредит для

открытия филиалов, обновления ассортимента, пополнения складских запасов,

выкупа арендуемых производственных площадей, переноса производства в

индустриальные зоны и технопарки (в новых землях и Берлине последнее

обстоятельство дает возможность претендовать на льготный кредит и МСП,

существующим свыше 8 лет), а также для внедрения инноваций и выкупа малых

фирм, создаваемых в ходе приватизации. Немаловажно, что средства данной

программы могут быть использованы в дополнение к кредитам, полученным в

рамках других программ Германского компенсационного банка—этим, собственно.

и объясняется, почему она названа "дополнительной".

Льготными кредитами на срок до 10 лет может покрываться до половины

планируемых в рамках проекта капиталовложений. Гарантии по кредитам в

полном объеме должны быть предоставлены банком заемщика, а сам заемщик

должен участвовать в финансировании собственными средствами.

"Дополнительная программа II" адресована выходцам из стран бывшего

социалистического лагеря, уже прожившим от 3 до 10 лет в ФРГ. Она

предполагает, что вместе с кредитами по основной линии ERP начинающие

предприниматели могут получить до 100% стартового капитала. Размеры

ссуды—до 200 тыс. DM, она предоставляется на срок до 12 лет. Важным

условием является, однако, наличие поручительства банка (правда, Германский

компенсационный банк имеет право взять на себя по просьбе банка гарантии в

размере до 50% кредита, но на коммерческих началах).

Гарантия по кредитам является, бесспорно, проблемой номер один для

начинающих мелких предпринимателей не только в России, но и в Германии.

Программа Германского компенсационного банка ‘’Поручительство по кредитам"

позволяет в известной степени снять остроту данной проблемы для лиц

свободных профессий. Гарантии предоставляются начинающим предпринимателям

на срок до 12 лет по кредитам на приобретение оборудования, оснащение

офиса, а также по связанным с этим инвестициям в первые 3 года после

основания собственного дела и могут покрывать до 80% кредитных рисков.

Условия - весьма льготные (как правило, 0,75% годовых от величины суммы, по

которой предоставлено поручительство).

Кроме того, существует и другой возможный путь получения гарантий —

обращение в земельные гарантийные банки. Земельные банки имеют право давать

поручительство по кредитам не только в отношении лиц свободных профессий,

но и всех прочих представителей малого бизнеса в рамках решения задач

структурной и социальной политики соответствующих земель. Верхний лимит

таких гарантий, предоставляемых на срок до 15 (в строительстве—до 23) лет,

как правило, составляет 1 млн. DM, причем таким образом могут покрываться

до 80% кредитных рисков.

Наконец, имеются специальные программы, направленные на оказание

консультационной и информационной (участие в выставках, семинарах и т.п.)

поддержки начинающим предпринимателям, испытывающим на первых порах,

естественно, определенные трудности в разработке рыночной стратегии и

тактики, не имеющим широких, наработанных деловых контактов, источников

информации и т.д. Указанные программы, впрочем, строятся примерно на тех же

принципах и исходя из тех же условий, что и аналогичные программы для уже

функционирующих МСП.

Чрезвычайно важны общие принципы кредитной поддержки малого бизнеса,

которые неукоснительно проведены во всех охарактеризованных выше

программах.

Во-первых, это целевой характер каждой программы, ее адресность.

Благодаря такому подходу, а также основывающейся на детальных экономических

расчетах экспертизе проектов, практически исключен тот субъективизм в

принятии решения о выделении льготных кредитов, который является

непременным "спутником" федеральных и региональных программ поддержки

малого бизнеса в России.

Во-вторых, государственные кредиты предоставляются только при наличии

либо собственного финансового участия предпринимателя в проекте, либо

кредитов или гарантий со стороны его банка. Таким образом, государственное

кредитование не перераспределяет финансовые потоки в пользу директивно

установленных "приоритетных отраслей", а лишь поддерживает, подстраховывает

частный финансовый сектор в тех случаях, когда он не может обеспечить

полномасштабного инвестирования перспективных проектов. Иными словами,

определение хозяйственных приоритетов остается делом саморегулирующейся

рыночной экономики—за исключением, пожалуй, таких действительно бесспорных

сфер, как экология и энергосбережение.

Именно четкое соблюдение указанных принципов изначально вводит

государственное кредитно-финансовое регулирование развития малого бизнеса в

рамки, согласующиеся с общей концепцией социального рыночного хозяйства,

препятствуя денежной накачке экономики, прямому вмешательству в

воспроизводственный процесс мерами так называемой государственной

инвестиционной политики.

Разумеется, опыт Германии в области содействия малому и среднему

предпринимательству не может быть некритически перенесен на российскую

почву — слишком различаются структура экономики, правовой контекст,

социально-психологический климат, традиции. Однако сопоставление этого

опыта с отечественной практикой позволяет внести коррективы в формирование

концепции государственной политики поддержки предпринимательства с учетом

всего того ценного, что накоплено в социальном рыночном хозяйстве.

2. Государственная поддержка малого бизнеса на Украине

Предыстория малого предпринимательства на Украине такая же, как и в

других республиках бывшего СССР: с 1986 г. начали действовать кооперативы,

как предшественники частного малого бизнеса, а после 1990 г. развернулась

деятельность малых предприятий как юридически узаконенной формы

предпринимательства.

Специального закона, определяющего все условия деятельности малых

предприятий, на Украине пока нет, хотя проекты подобного закона разработаны

и находятся на рассмотрении в различных инстанциях.

Постановлением Совета Министров УССР от 22 сентября 1990 г. ''О мерах

по созданию и развитию малых предприятий" определена предельная численность

работающих на малых предприятиях по отраслям:

• промышленность и строительство — до 200 человек:

• другие отрасли производственной сферы — до 50 человек:

• наука и научное обслуживание — до 50 человек:

• непроизводственная сфера — до 25 человек;

• розничная торговля—до 15 человек.

Различные стороны деятельности малых предприятий регламентируются

соответствующими законами, касающимися всех субъектов хозяйствования: о

собственности, об аренде, о предприятиях, о предпринимательстве, о

хозяйственных товариществах, о совместных предприятиях, о налогообложении,

о банкротстве и другими. В этих законах, за небольшим исключением, не

выделяются отдельно правила, относящиеся к малым предприятиям. Исключением

явилось то, что в законе "О налогообложении доходов предприятий и

организаций" предусматривались льготы по налогу на доходы некоторых

категорий малых предприятий в промышленности, строительстве и сельском

хозяйстве, которые впоследствии были аннулированы.

К настоящему времени законодательством Украины разрешена деятельность

всех общепринятых в мире организационных форм предпринимательства, начиная

с индивидуальной трудовой деятельности без образования юридического лица и

включая индивидуальные и семейные предприятия, частные, коллективные

предприятия, акционерные общества и так далее.

Количественную сторону процесса становления сектора малого бизнеса на

Украине представляют Таблица 1 и Таблица 2.

Таблица I

Изменение числа действующих малых предприятий

на Украине (тыс.)

|Показатель | |1990 |1991 | |1992 |1993 |1994 |1995 |

|Число малых |1 |20 |50 |74 |80 |91.6 |

|предприятий | | | | | | |

|Число мелких |30 |27 |17 |11 |6 |4.4 |

|кооперативов | | | | | | |

|Общее число |31 |47 |67 |85 |86 |96 |

|предприятий малого | | | | | | |

|бизнеса | | | | | | |

|Прирост по | | |52 |43 |27 |1 |12 |

|отношению к | | | | | | | |

|предыдущему году| | | | | | | |

|% | | | | | | | |

| |

|Таблица 2 |

|Ранговые места областей по различным показателям |

|Показатель |Места областей в порядке убывания значений |

| |показателей |

|Население, |Донецк|Киевская |Днепропетр|Харьковская|Луганска|

|млн. чел |ая 5,4|4,5 |овская 3,9| |я |

| | | | |3,2 |2,9 |

|Территория, |Одесск|Днепропетров|Черниговск|Харьковская|Житомирс|

|тыс. .кв. км |ая |ская |ая | |кая |

| |33.3 |31,9 |31.9 |31.4 |29,9 |

|Плотность |Донецк|Киевская |Львовская |Днепропетро|Чернигов|

|населения |ая 202|159 |127 |вская |ская |

|чел/кв.км | | | |123 |117 |

|Городское |Донецк|Луганская |Днепропетр|Киевская |Харьковс|

|население, % |ая 90 |87 |овская |81 |кая |

| | | |84 | |79 |

|Количество |Донецк|Луганская |Днепропетр|Крым |Киевская|

|больших |ая 28 |14 |овская 13 |11 | |

|городов | | | | |9 |

|Количество МП|Киевск|Донецкая |Харьковска|Крым |Днепропе|

|и |ая |11.1 |я |6,6 |тровская|

|кооперативов |11.2 | |8.4 | | |

|тыс. | | | | |6,1 |

|Число занятых|Киевск|Донецкая |Харьковска|Днепропетро|Крым |

|в МП и |ая |156.5 |я |вская 102.1|87.7 |

|кооперативах,|159.3 | |123.7 | | |

|тыс. | | | | | |

|Количество МП|Киевск|Харьковская |Крым |Донецкая |Николаев|

|и |ая 46 |26,4 |24.9 |20.8 |ская |

|кооперативов | | | | |18,5 |

|на 10 тыс. | | | | | |

|чел.. | | | | | |

|Доля |Киевск|Харьковская |Крым |Днепропетро|Донецкая|

|трудоспособно|ая 8.8|6,9 |5,8 |вская | |

|го населения,| | | |5.4 |5.2 |

|занятого в | | | | | |

|МБ, % | | | | | |

Источник; Статистические бюллетени Министерства статистики Украины.

Приведённые в таблицах данные нуждаются в комментариях. Во-первых,

Министерство статистики Украины не ведёт учет и не включает в совокупность

субъектов малого предпринимательства лиц. занимающихся индивидуальной

трудовой деятельностью, а их насчитывается почти миллион. В разных странах

мира такие предприниматели учитываются или в категории "фирма одного

человека", или как предприниматели-одиночки без образования юридического

лица. На Украине численность индивидуальных предпринимателей без

образования юридического лица можно узнать только в налоговых инспекциях, и

как правило, большинство исследователей малого бизнеса при оценке размеров

сектора малого бизнеса не принимают их во внимание[5].

Во-вторых, в сектор малого бизнеса не включается ещё несколько видов

хозяйственных субъектов - таких, как совместные предприятия, которых на

Украине действует более 2000 и большинство которых по численности занятых

попадает в категорию малых предприятий.

В-третьих, невыносимые условия, созданные налоговым прессом, вынуждают

многие предприятия, что характерно и для ряда других постсоветских стран,

уходить в теневую экономику, и для официальной статистики они переходят в

категорию зарегистрированных, но не действующих.

Таким образом, официальная статистика не дает реальной картины

состояния и развития сектора малого бизнеса на Украине, для оценки её

необходимо делать поправку на вышеперечисленные обстоятельства, а также на

несовершенство системы статистической отчетности в целом и заметное

расхождение в данных, предоставляемых Министерством статистики и

Министерством экономики.

Независимо от того, какими данными и расчетами пользуются ученые на

Украине, в одном они сходятся — а именно, что достигнутый к концу 1996г.

уровень развития негосударственного частного предпринимательства приходится

оценивать как недостаточный по следующим соображениям:

• удельный вес малых предприятий и кооперативов по их числу и по

объему собственности составляет 10-15%, тогда как в развитых странах — от

50 до 80%;

• по объему деятельности (производство товаров и услуг) малый бизнес

Украины настолько мал, что не может удовлетворить ни общественные

потребности, ни играть роль полноценного рыночного фактора, то есть влиять

на достижение рыночного баланса и составлять конкуренцию крупным

монопольным государственным предприятиям (по числу МП, приходящихся на 10

тыс. населения, Украина в несколько раз отстает от стран Балтии и России, в

10 раз от Румынии и Словении, в 50 раз от Польши, Венгрии, Чехии);

• доля работающих в малом бизнесе Украины составляет около 6% от

численности всех работающих, тогда как в странах с рыночной экономикой — не

менее 50%;

• вклад малого бизнеса в создание ВНП составляет 10-15% по сравнению с

60-80% в развитых странах.

Что касается внутреннего механизма жизнедеятельности, то малый бизнес

не достиг порога ''критической массы", при котором начинает действовать

эффект саморегулирования и самовоспроизводства.

Среди видов деятельности малых предприятий до сих пор значительно

преобладают розничная торговля (28%). промышленность (19%) и строительство

(6%), а среди кооперативов — строительство (35%) и промышленность (27%).

Тенденция в отраслевом распределении малых предприятий и кооперативов

таковы, что сокращается доля предприятий, занимающихся производством, а

растет доля занимающихся торговлей и посредническими услугами, а также

финансовых и страховых компаний.

Выводы

В экономической литературе проблеме политики поддержки малого

предпринимательства уделяется постоянное внимание. Некоторые ученые

считают, что при условии максимизации прибыли, совершенной системы

информационного обеспечения, свободной мобильности ресурсов, упрощенной

процедуры регистрации предприятия и вхождения в рынок, а также нейтралитете

политики государства рынок сделает то, что требуется. К сожалению, на

практике дело обстоит иначе, и предприятия имеют разные возможности: больше

всего от деформации рынка страдают именно малые предприятия. Вследствие

этого возникает необходимость в специальной политике поддержки малого и

среднего бизнеса, чтобы восполнить "пробел", который возникает из-за

неблагоприятного действия рыночных саморегуляторов[6].

Так обстоит дело в развитых рыночных странах, что же касается

переходной экономики, то этот ''пробел" несравнимо больше, что делает

задачу поддержки малых предприятий ещё сложнее.

Несмотря на заметное продвижение в понимании важности малого бизнеса

для экономических преобразований в странах Центральной и Восточной Европы,

политика поддержки малого и среднего предпринимательства во многих из них

пока ещё не отвечает потребностям. Упор в экономическом развитии всё ещё

делается на реструктуризацию крупных государственных предприятий,

приватизацию, реприватизацию. Во многих странах переходной экономики

местные власти получили широкие права для разработки и внедрения инициатив

поддержки МСП, однако реализации таких программ мешают частая ротация

кадров, ограниченность ресурсов, лазейки в законодательстве, отсутствие

опыта и некомпетентность. В полной мере это применимо и к России. Особенно

важно в этой связи использовать те методы и рычаги поддержки малого

бизнеса, которые не только содействуют его развитию, но и способствуют

созданию конкурентной среды, и успешный пример применения которых

демонстрирует Германия.

Список использованной литературы

Механизм регулирования экономики в Германии: как он функционирует и чему

учит. Москва, ВлаДар, 1995.

Малый бизнес в СНГ и Восточной Европе: трудности роста. Москва, РНИСиНП,

1997.

Законодательное регулирование развития малого предпринимательства. 1998.

Служба Тасис Генерального Директората IA, Европейская Комиссия.

Как поддерживают малый и средний бизнес в ЕС. – «Бизнес для всех», №2,

январь 2000.

-----------------------

[1] Miksch L. Wettbcwerb als Aufgabe. Stuttgart, 1937.

[2] Muller-Armack A. Wirtschaftslenkung und Mar^twirtschaft. Munchen:

Kastell, 1990. S.138-139.

[3][4][5][6] К числу малых предприятий законодательство ФРГ относит сегодня

фирмы с численностью занятых до 49 чел. или с годовым оборотом до 1 млн DM,

к числу средних с численностью занятых от 50 до 499 человек или с годовым

оборотом от 1 до 100 млн DM.

[7] Меры финансовой поддержки МСП в новых землях, во многом повторяя ту

схему, которая будет изложена и прокомментирована ниже, имеют некоторые

специфические отличия, на которых мы здесь не можем останавливаться.

[8] См.: Варналий 3.С. Тенденции становления малого предпринимательства и

общественных объединений предпринимателей в Украине. Киев: ''Еднания''

1996: Пушкарук В.И. Частное предпринимательство без образования

юридического лица. Киев: Манускрипт. 1996.

[9] Bonnet R. J.. McCoshan A. Enterprise and Human Ressource Development.

Local Capability Building. London; Chapman, 1993, p. 97

Страницы: 1, 2


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.