|
Госбюджетуровней, внебюджетным фондам; 13. кредиты иностранным государствам; 14. средства на обслуживание и погашение долговых обязательств. При этом под дотацией понимается средства, предоставляемые бюджету другого уровня на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов, субвенция - средства, предоставляемые на той же основе бюджету другого уровня или юридическому лицу на осуществление целевых расходов, субсидия - средства, предоставляемые бюджету другого уровня, юридическому или физическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов. В любом бюджете доходы и расходы должны быть сбалансированы. При дефиците бюджета - превышении расходов над доходами - должны быть указаны источники финансирования дефицита (перечень источников финансирования различен для разных уровней бюджетной системы РФ). Законодательством РФ установлены предельные размеры дефицита бюджета. Например, размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга РФ (государственный долг - долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права). Для покрытия дефицита бюджета используются государственные заимствования - займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками, выраженные в иностранной (внешние) или российской валюте (внутренние заимствования). 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОТДЕЛЬНЫХ ЗВЕНЬЕВ бюджетной системы Российской Федерации 2.1. Федеральный бюджет Российской Федерации Федеральный бюджет Российской Федерации входит в первый уровень бюджетной системы РФ. Федеральный бюджет - основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона. Именно федеральный бюджет является основным орудием перераспределения национального дохода и ВВП, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России. При составлении проекта бюджета учитываются не только данные о прогнозируемых размерах доходов бюджета и необходимых государственных расходов; бюджет строится с учетом необходимости осуществления избранной экономической политики. Например, основными целями экономической политики на 1998 год были названы: рост валового внутреннего продукта и продукции промышленного производства не менее чем на 2 процента; прекращение спада сельскохозяйственного производства; создание условий для переориентации финансовых потоков в реальный сектор экономики; формирование условий справедливой конкуренции на внутреннем рынке, в том числе за счет снижения средневзвешенной ставки таможенного тарифа по сравнению с фактическим уровнем 1997 года не более чем на 1 процент; снижение налоговой нагрузки на товаропроизводителей и повышение уровня собираемости налогов; выполнение всех принимаемых государством финансовых обязательств перед субъектами хозяйственной деятельности и населением; рост реальных денежных доходов населения не менее чем на 3 процента; завершение перехода на казначейскую систему исполнения федерального бюджета; поддержание уровня занятости населения Российской Федерации и снижение числа безработных не менее чем на 500 тысяч человек; повышение инвестиционной активности, формирование источников реального наполнения Бюджета развития РФ и на этой основе увеличение по сравнению с уровнем 1997 г. объемов капитальных вложений.[6] Конкретное представление об источниках формирования федерального бюджета и направлениях расходования его средств можно получить из анализа основных положений федерального бюджета на 1998 г. Федеральный бюджет на 1998 г. был утвержден по расходам в сумме 499 945,2 млн. рублей и по доходам в сумме 367 548,0 млн. рублей исходя из прогнозируемого объема ВВП 2 840 млрд. рублей и уровня инфляции 5,7 % (расходы составили около 17,6 % ВВП). Предельный размер дефицита федерального бюджета на 1998 год был установлен в сумме 132 397,2 млн. рублей (4,7 % ВВП). На покрытие дефицита бюджета было решено направить поступления из источников внутреннего финансирования в общей сумме 105 830,2 млн. рублей, включая доходы от эмиссии ценных государственных бумаг, и внешнего финансирования в общей сумме 26 567,0 млн. рублей. Бюджет развития РФ был утвержден в сумме 16 380,4 млн. рублей.[7] Доходы федерального бюджета РФ на 1998 г. (выдержка)[8]: |Виды доходов |Сумма, млн. | | |руб. | |НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ, всего |306 975,7 | |в том числе: | | |Налог на прибыль (доход) предприятий и организаций |48 140,6 | |Налог на добавленную стоимость |141 270,2 | |Акцизы |78 700,4 | |Налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных | | |документов, выраженных в иностранной валюте |1 924,6 | |Лицензионные сборы |400,0 | |Платежи за пользование природными ресурсами |8 448,4 | |Таможенные пошлины и иные тамож. сборы и платежи |27 091,5 | |Прочие налоги, пошлины и сборы |1 000,0 | |НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ, всего |28 493,3 | |в том числе: | | |Доходы от имущества, находящегося в государственной | | |собственности, или от деятельности |5 334,7 | |Доходы от продажи имущества, находящегося в государственной| | |собственности |8 125,5 | |ДОХОДЫ ЦЕЛЕВЫХ БЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ, всего |32 079,0 | Данные свидетельствуют, что почти 84 % всех доходов бюджета составляют налоговые доходы, а около 46 % налоговых доходов бюджета составляет налог на добавленную стоимость (налоговые доходы - это обязательные, безвозмездные, безвозвратные платежи в пользу бюджета). Необходимо отметить, что ряд федеральных налогов являются регулирующими, т.е. часть из них направляются в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты. Например, из доходов, поступающих от уплаты НДС на товары (работы, услуги), производимые (выполняемые, оказываемые) на территории РФ, лишь 75 % поступает в федеральный бюджет; из акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья, водку и ликероводочные изделия, спиртосодержащие растворы, производимые на территории Российской Федерации, - 50 % и т.п. (ст. 20 ФЗ «О федеральном бюджете на 1998 год). Полностью в федеральный бюджет поступают такие налоги, как, например, акцизы на товары (25,6% от налоговых доходов), ввозимые на территорию РФ, таможенные пошлины, таможенные сборы и иных таможенные платежи. 8,7% в доходах занимают доходы целевых бюджетных фондов (2 место по поступлению). В доходы федерального бюджета на 1998 год включаются средства следующих целевых федеральных бюджетных фондов: Федерального дорожного фонда, Федерального экологического фонда, Государственного фонда борьбы с преступностью, Фонда воспроизводства минерально-сырьевой базы, Фонда развития Федеральной пограничной службы, Фонда Министерства по атомной энергии, Фонда развития таможенной системы, Федерального фонда Государственной налоговой службы и Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации. На 1% отстают неналоговые доходы - 7,7% (3 место по поступлению). (См.Приложение) Расходы федерального бюджета РФ на 1998 г.[9] (выдержка) |Виды расходов |Сумма, тыс. | | |руб. | |ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ |12 085 733,7 | |СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ |4 453 949,8 | |МЕЖДУНАРОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ |14 496 983,9 | |НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБОРОНА |81 765 000,0 | |ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ |41 616 615,1 | |БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА | | |ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И СОДЕЙСТВИЕ |11 157 881,0 | |НАУЧНО - ТЕХНИЧЕСКОМУ ПРОГРЕССУ | | |ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, ЭНЕРГЕТИКА И СТРОИТЕЛЬСТВО |27 438 327,2 | |СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО И РЫБОЛОВСТВО |12 017 785,6 | |ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ, |2 929 835,8 | |ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЯ, КАРТОГРАФИЯ И ГЕОДЕЗИЯ | | |ТРАНСПОРТ, ДОРОЖНОЕ ХОЗЯЙСТВО, СВЯЗЬ И ИНФОРМАТИКА |1 521 357,0 | |РАЗВИТИЕ РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ |100 000,0 | |ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И ЛИКВИДАЦИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ |8 474 217,5 | |ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ И СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ | | |ОБРАЗОВАНИЕ |17 253 152,7 | |КУЛЬТУРА, ИСКУССТВО И КИНЕМАТОГРАФИЯ |3 567 818,2 | |СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ |2 011 997,9 | |ЗДРАВООХРАНЕНИЕ И ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА |9 424 731,8 | |СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА |35 066 011,2 | |ОБСЛУЖИВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА |124 135 443,0 | |ПОПОЛНЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ И РЕЗЕРВОВ |6 732 765,0 | |ФИНАНСОВАЯ ПОМОЩЬ БЮДЖЕТАМ ДРУГИХ УРОВНЕЙ |51 703 792,0 | |УТИЛИЗАЦИЯ И ЛИКВИДАЦИЯ ВООРУЖЕНИЙ |1 921 700,0 | |МОБИЛИЗАЦИОННАЯ ПОДГОТОВКА ЭКОНОМИКИ |771 538,0 | |ИССЛЕДОВАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОСМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА |3 670 357,0 | |ПРОЧИЕ РАСХОДЫ |6 450 741,8 | |ЦЕЛЕВЫЕ БЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ |32 078 999,9 | Анализ данных показывает, что среди расходов федерального бюджета все большее место занимают затраты по обслуживанию государственного долга, возникающего при использовании государственного кредита для покрытия дефицита бюджета, - почти 25 % всех расходов.[10] Затем идет финансовая помощь другим бюджетам она состовляет 10% и 8% идет на правохранительную деятельность и обеспечение безопасности. (См.Приложение). 2.2. Бюджеты субъектов Российской Федерации Бюджеты субъектов Российской Федерации входят во второй уровень бюджетной системы Российской Федерации. Бюджет субъекта РФ - это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ[11]. Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта РФ. Федеральный закон о федеральном бюджете на каждый год содержит перечень регулирующих и закрепленных федеральных налогов и платежей субъектов РФ. Например, ст. 21 ФЗ «О федеральном бюджете на 1998 год» установлено, что в бюджеты субъектов РФ в 1998 году зачисляются поступления от следующих федеральных налогов: налога на прибыль (доход) предприятий и организаций - по установленным ставкам в соответствии с действующим законодательством (реально - 22 %); НДС на товары (работы, услуги), производимые (выполняемые, оказываемые) на территории РФ, за исключением налога на добавленную стоимость на драгоценные металлы и драгоценные камни, отпускаемые из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, - в размере 25 процентов доходов; акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья, водку и ликероводочные изделия, спиртосодержащие растворы, производимые на территории Российской Федерации, - в размере 50 процентов доходов; акцизов на остальные товары, производимые на территории РФ, за исключением акцизов на нефть (включая газовый конденсат), акцизов на услуги по ее перекачке и акцизов на природный газ, бензин автомобильный и легковые автомобили, - в размере 100 процентов доходов; лицензионных и регистрационных сборов - в соответствии с действующим законодательством; подоходного налога с физических лиц - в размере 100 процентов доходов; налога на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте, - в размере 40 процентов доходов; платежей за пользование природными ресурсами - по нормативам, установленным действующим законодательством; платы за пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами - в размере 60 процентов доходов; лесного налога - в размере 100 процентов доходов; платы за пользование водными объектами - в размере 60 процентов доходов; налога с розничных продаж - в размере 100 процентов доходов; прочих налогов, сборов, пошлин и других платежей, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов РФ в соответствии с законодательством. Тем регионам, в которых среднедушевой доход по бюджету за предыдущий год ниже, чем в целом по России, и у которых собственных доходов и средств, полученных из федерального бюджета, недостаточно для финансирования текущих расходов, предоставляется помощь из Федерального фонда поддержки субъектов Федерации. Регионам, в которых сбор федеральных налогов на одного жителя менее 95 % от среднероссийского уровня и условная сумма расходов менее 100 % плановых расходов регионального бюджета, предоставляется статус региона, особо нуждающегося в поддержке. В настоящее время большинству регионов РФ осуществляется помощь из федерального бюджета путем перечисления трансфертов, выделения бюджетных ассигнований. Это так же отражается и в бюджете РМ на 1998г. (в ред. Законов РМ от 06.05.98 N 13-З, от14.07.98 N 23-З, от 21.09.98 N 39-З). Принят Гос. Собранием 10 марта 1998 год Статья 1. Утвержден республиканский бюджет Республики Мордовия по расходам в сумме 1872174,5 тыс. рублей, исходя из прогнозируемого объема доходов в сумме 1701275 тыс. рублей, и оборотную кассовую наличность на 1 января 1999 года в сумме 4000 тыс. рублей. Установлен предельный размер дефицита республиканского бюджета на 1998 год в сумме 170899,5 тыс. рублей. Направлен на покрытие дефицита республиканского бюджета на 1998 год: источники внутреннего финансирования - в общей сумме 70899,5 тыс. рублей; источники внешнего финансирования - в общей сумме 100000 тыс. рублей. (ст.1 в ред. Закона РМ от 21.09.98 N 39-З) Установлено, что доходы республиканского бюджета на 1998 год формируются за счет: доходов от налога на добавленную стоимость, налога на прибыль (доходы), подоходного налога с физических лиц по предприятиям и организациям, находящимся на учете в Государственной налоговой инспекции по Республике Мордовия; доходов от налога на добавленную стоимость и налога на прибыль открытого акционерного общества «Ардатовский светотехнический завод», Торбеевского линейно - производственного управления магистральных газопроводов, открытого акционерного общества «Мордовцемент»; 50 процентов акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья, производимого на территории Республики Мордовия; 50 процентов акцизов на водку и ликероводочные изделия, спиртосодержащие растворы, производимые на территории Республики Мордовия и реализуемые за ее пределами и на территории г. Саранска; 100 процентов акцизов на плодовые напитки с объемной долей этилового спирта до 25 процентов включительно, производимые товариществом с ограниченной ответственностью «Промэкс»; 50 процентов доходов от налога на имущество предприятий и организаций; 40 процентов доходов от налога на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте; 60 процентов доходов от налога на пользование объектами животного мира; 100 процентов доходов от платежей за пользование лесным фондом; средств земельного налога и арендной платы за земли городов и поселков и земли сельскохозяйственного назначения, аккумулируемых в республиканском бюджете для финансирования централизованных мероприятий; прочих налоговых и неналоговых доходов, подлежащих зачислению в республиканский бюджет в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Мордовия. Консолидировать (включить) в доходы республиканского бюджета на 1998 год средства целевых фондов: Территориального дорожного фонда Республики Мордовия, Экологического фонда Республики Мордовия и Территориального фонда воспроизводства минерально-сырьевой базы. Учесть в республиканском бюджете Республики Мордовия на 1998 год поступления доходов по основным источникам в следующих суммах: (тыс. рублей) 1. НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ - ВСЕГО 742268 в том числе: Налог на доход (прибыль) предприятий и организаций 124139,1 Подоходный налог с физических лиц 98913,8 Налог на добавленную стоимость 95791,5 Акцизы 250891 Налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте 346 Лицензионный и регистрационный сборы 2200 Налог на имущество 133482,3 Платежи за пользование природными ресурсами 14191 из них: налог на пользование недрами 1385 налог на пользование объектами животного мира 1500 земельный налог 8306 плата за право пользования лесным фондом 3000 Единый налог 415 Прочие налоговые доходы, пошлины 5358 Сборы на нужды образования 16540 2. НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ - ВСЕГО 13274 из них: Дивиденды по акциям, принадлежащим государству 1175 Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности 9680 Поступления от приватизации организаций, находящихся в государственной собственности 800 Прочие неналоговые доходы 1619 3. ПОСТУПЛЕНИЯ ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО ФОНДА ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 515700 4. ССУДА ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА 80000 5. СРЕДСТВА, ПОЛУЧАЕМЫЕ ИЗ НИЖЕСТОЯЩИХ БЮДЖЕТОВ ПО ВЗАИМНЫМ РАСЧЕТАМ 14427 6. ДОХОДЫ ЦЕЛЕВЫХ ФОНДОВ - ВСЕГО 342249 в том числе: Территориальный дорожный фонд Республики Мордовия 334700 в том числе: субвенция из федерального бюджета 88000 Экологический фонд Республики Мордовия 2250 Территориальный фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы 5299 7. МЕЖВЕДОМСТВЕННЫЙ ФОНД РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ И НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ 6643 (ст.12 в ред. Закона РМ от 21.09.98 N 39-З). Налоговые доходы занимают ведущую позицию в формирование доходов и состовляют 43,6% из них 33,8% состовляет поступления от акцизов, 16,7% - налог на прибль, 13% - НДС. Доходы от бюджетных фондов состовляют 20,1% и неналоговые доходы - 0,78%. (См.Приложение). Утверждены расходы республиканского бюджета на 1998 год по разделам и подразделам функциональной классификации в следующих суммах: тыс. рублей 1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ 61962 в том числе: Функционирование Главы Республики Мордовия 8712 Функционирование законодательных органов государственной власти 6700 Функционирование исполнительных органов государственной власти 45433 Прочие расходы на общереспубликанское управление 1117 2. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ 730 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |