|
Глобальные проблемы человечествагруппы стран приходится порядка 60% мирового экспорта и импорта. Примерно треть закупок и продаж продовольствия приходится на страны Азии, Африки, и Латинской Америки. Доля стран с переходной экономикой незначительна и составляет менее 5%. Россия является крупным нетто-импортером продовольствия и сырья для его производства, ежегодно закупая этих товаров на сумму более 10 млрд. долл. (прежде всего мясо и мясные продукты, сахар, зерно, а также молоко и молочные продукты). Наиболее активно ведется международная торговля зерновой продукцией, а также (в меньшей степени) мясными и молочными товарами и сахаром. Главными поставщиками зерна являются США, Канада, ЕС (в основном Франция), Аргентина и Австралия. На их долю приходится 9/10 мирового экспорта пшеницы и кормового зерна (табл. 1). Таблица 1. Мировой экспорт зерна в 1996/97 – 1998/99 сельскохозяйственных годах (с июля по июнь), млн. т.1 | | | | |Страны |Пшеница |Кормовое зерно | | |1996/97|1997/98 |1998/99 |1996/97 |1997/98 |1998/99 | |США |27,0 |28,1 |29,0 |52,2 |44,4 |49,8 | | | | | | | | | |Канада |17,9 |21,1 |14,5 |5,0 |3,5 |3,5 | | | | | | | | | |ЕС |16,9 |14,0 |16,0 |8,6 |4,1 |9,1 | | | | | | | | | |Аргентина |9,6 |9,2 |7,0 |11,4 |13,1 |12,5 | | | | | | | | | |Австралия |18,4 |15,3 |14,5 |4,4 |2,9 |3,5 | | | | | | | | | |Всего пять | | | | | | | |экспортеров|89,8 |87,7 |81,0 |81,6 |68,0 |78,4 | | | | | | | | | | |97,2 |98,4 |93,3 |92,2 |86,6 |90,7 | |Мир в целом| | | | | | | | | | | | | | | | |92,4 |89,1 |86,8 |88,5 |78,5 |86,4 | |Доля пяти | | | | | | | |экспортеров| | | | | | | |в мировом | | | | | | | |экспорте, %| | | | | | | | | | | | | | | Страны – ведущие экспортеры продовольствия являются одновременно его крупными покупателями. Так, США, обеспечив себе, ключевые позиции в поставках стратегического продовольственного сырья, импортируют в больших количествах фрукты и овощи, кофе, какао, чай, специи и ряд других товаров. В 1996 г. экспорт продовольствия Соединенными Штатами составил 47 млрд. долл., а импорт – 22 млрд. долл. 5.3. Протекционизм в мировой торговле продовольствием Система международной торговли сельскохозяйственной продукцией, в том числе и продовольствием, в настоящее время претерпевает коренные изменения. Необходимость осуществления реформ в указанной сфере была вызвана ростом государственной поддержки и протекционизма во многих странах, особенно развитых. Проводимая политика поддержки высоких внутренних цен привела к перепроизводству ряда сельскохозяйственных товаров и широкому распространению экспортных субсидий и ограничений на импорт, что в свою очередь осложнило межгосударственные отношения во внешнеэкономической сфере. Отсутствие согласованных на международном уровне правил и процедур неоднократно являлось поводом для возникновения противоречий, чреватых порывом стабильности международной торговли и возникновением торговых войн. Основные «битвы» развертывались между ЕС и США, которые вследствие проблем со сбытом практиковали широкомасштабное применение субсидий при поставках своего зерна на внешние рынки. Эти действия вызывали активное противодействие со стороны Канады, Австралии и других более мелких экспортеров, чье финансовое положение не позволяет применять субсидии в больших размерах. В целом по развитым странам уровень поддержки сельского хозяйства в период 1986-1991 гг. составлял от 42 до 47%. Совокупный денежный эквивалент субсидий производителям, рассчитанный по методике ОЭСР, приближался к 180 млрд. долл. (к настоящему времени он снизился на 30 млрд. долл.). 5.4. ВТО и мировая торговля продовольствием Вопрос ослабления протекционизма во внешней торговле сельскохозяйственной продукцией является одним из главных в деятельности Всемирной торговой организации. Важное место в основополагающих документах занимает соглашение по сельскому хозяйству, которое предполагает перевод всех нетарифных барьеров в тарифные эквиваленты и постепенное снижение тарифов (за шесть лет, начиная с 1995 г., - в среднем на 36% по сравнению с 1986-1988 гг.), снижение экспортных субсидий (бюджетных ассигнований на субсидирование экспорта – на 36% за шесть лет и его объема – на 21% по сравнению с периодом 1986-1990 гг.), сокращение уровня государственной поддержки сельскохозяйственного производства (агрегированный показатель предполагается снизить на 20% по сравнению с 1986-1988 гг.). При этом развивающиеся страны принимают пониженные обязательства (2/3 от обязательств развитых стран), и они вводятся в действие на протяжении 10 лет. Наименее развитые страны вообще освобождаются от обязательств. В результате реализации этих мер можно ожидать усиления позиций на мировом продовольственном рынке тех стран, которые обладают наиболее развитым сельским хозяйством, ориентированным на потребности внешнего рынка (США, ЕС, Канада, Австралия, Аргентина и др.). В то же время производители сельскохозяйственной продукции в государствах – нетто-импортерах продовольствия, если не сумеют приспособиться к новым условиям, понесут значительные потери вследствие сокращения субсидирования их производства. Население этих стран может столкнуться со все возрастающим импортом всех видов сельскохозяйственной продукции, в первую очередь зерна, сахара, мясных и молочных продуктов, и соответственно с удорожанием продаваемого продовольствия, так как местные продукты не будут больше субсидироваться. 5.5 Перспективы решения продовольственной проблемы Многие международные эксперты сходятся в том, что производство продовольствия в мире в ближайшие 20 лет будет способно в целом удовлетворить спрос населения на продукты питания, даже если население планеты будет ежегодно возрастать на 80 млн. человек. При этом спрос на продовольствие в развитых странах, где он и так достаточно высок, останется примерно на современном уровне (изменения коснутся главным образом структуры потребления и качества продуктов). В то же время усилие мирового сообщества по решению продовольственной проблемы приведут, как предполагается, к реальному росту потребления продовольствия в странах, где наблюдается его нехватка, т. е. в ряде государств Азии, Африки и Латинской Америки, а также Восточной Европы. 6. Глобальное экономическое сотрудничество на рубеже столетий и роль международных организаций Современный мир как мир всего человечества весьма сложен и динамичен. В нём происходят в соответствии с объективными законами колоссальные изменения, революционные преобразования. Для него характерны не только социальные революции, но и НТР, принёсшая, с одной стороны, небывалый материальный, социальный и духовный прогресс, а с другой – качественный скачок в средствах разрушения, в появлении и совершенствовании ядерного оружия, создающего серьёзную угрозу существованию человечества. Исключительно сложными стали и международные отношения, представляющие собой, прежде всего, взаимодействие исторически сложившихся национальных (или многонациональных) государств, имеющих свои собственные интересы. Количество государств в связи с распадом колониальной системы после второй мировой войны значительно увеличилось и ныне превышает 170, из которых более 160 являются членами ООН. Они не однородны по своему экономическому и социально – политическому строю. Прежде всего около 30 развитых капиталистических государств, в том числе США, страны Западной Европы, а также Канада, Япония, Австралия, Новая Зеландия, Израиль и ЮАР. Они производят примерно 55% мировой промышленной продукции, обладают большим научно - техническим потенциалом и огромной военной мощью. Субъектами международных отношений выступают Россия, КНР, Монголия, Вьетнам, КНДР, Куба и др. Занимая примерно 25% суши земного шара, они производят менее 30% мировой промышленной продукции. Самую многочисленную группу государств, участвующих в международных отношениях, составляют около 130 развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки, которые производят не более 15% мировой промышленной продукции. На мировой арене действуют не только государства и их объединения (и самое универсальное из них – ООН). Активными субъектами международной политики выступают политические партии, общественные организации и их объединения (профсоюзные, молодёжные, женские и др.), а также различные движения – антиядерное, GREENPEACE и др. Что касается отдельных граждан, то они всё больше становятся активными участниками международных отношений, о чём свидетельствуют развитие туризма, расширение культурных связей, обмен студентами, врачами, учёными. Веками внешняя политика была привилегией узкого круга влиятельных лиц – глав государств, правительств и профессиональных дипломатов. Теперь она становится делом сотен миллионов людей (народная дипломатия). Для этого имеются богатые возможности. Ведь в мире насчитывается более 4000 международных организаций, из которых межправительственных только около 300. Современный мир не только многолик, сложен, но и противоречив, в нём переплелись многие противоречия – как между государствами, так и внутри них. Несмотря на них, важнейшей закономерностью современного мира является единство его как целого, служащее объективным фундаментом всей системы международных отношений. Отметим основные факторы, которые подтверждают, что современный мир взаимозависимый, взаимосвязанный, целостный: . интернационализация производства на основе международного разделения труда . двусторонний и многосторонний обмен информацией, приведший к тому, что сегодня все страны, за редким исключением, действуют в рамках глобальной информационной системы . состояние ресурсов природы, в том числе полезных ископаемых, сырья, топлива, лесов, которые катастрофически истощаются, но которые необходимы для нормального функционирования национального и мирового хозяйств . над всеми противоречиями и проблемами современности встало главное противоречие – между миром и опасностью войны, между выживанием человечества и опасностью его гибели А это означает, что последствия современной НТР, имеющие глобальный характер, усложнили мирохозяйственные связи, важнейшей формой которых стала интеграция. Мы можем заново получить или уточнить представление о других субъектах международных отношений, а также узнать их мнение о данном государстве. Понятно также, что в охране и возрождении природы заинтересованы все государства, весь мир. И для того, чтобы наша цивилизация выжила, все должны объединиться и общими усилиями предотвратить её гибель. В настоящее время в мире существует множество международных организаций, которые решают вопросы по всем направлениям сферы жизни человечества; как экономической так и политической. Совет Европы. Основан в соответствии с Уставом в мае 1949г. Целью этой Организации является достижение большего единства между его членами во имя защиты и осуществлении идеалов и принципов, являющихся их общим достижением, и содействие их экономическому и социальному прогрессу. Деятельность Совета Европы сконцентрирована на следующих основных проблемах: Правовое обеспечение прав человека. Содействие осознанию и развитию европейской культурной самобытности. Поиск совместных решений социальных проблем. Развитие политического партнёрства с новыми демократическими странами Европы. Руководящими органами Совета Европы являются Комитет министров, Консультативная ассамблея. Совещание отраслевых министров и Секретариат. Комитет министров состоит из министров иностранных дел государств - членов, и является высшим органом Советы Европы. Он принимает решения по поводу программы работы организации, одобряет рекомендации Консультативной ассамблеи. На уровне министров он собирается обычно 2 раза в год. Предусмотрены также ежемесячные встречи на уровне постоянных представителей государств - членов Совета Европы. Членами Совета Европы являются 40 государств в том числе Россия. Штаб-квартира организации находиться в Стамбуле. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Целями ОБСЕ являются: содействие улучшению взаимных отношений, а также создание условий по обеспечению длительного мира; поддержка разрядки международной напряжённости; признание неделимости европейской безопасности, а также взаимной заинтересованности в развитии сотрудничества между государствами - членами; признание тесной взаимосвязанности мира и безопасности в Европе и во всём мире; вклад в соблюдение прав человека, экономический социальный прогресс и благосостояние всех народов. Главным органом ОБСЕ является совещание глав государств и правительств. Каждые 2 года оно собирается на сессии. Совещание определяет приоритеты и основные направления деятельности ОБСЕ. ОБСЕ состоит из представителей парламентов стран, подписавших Хельсинский акт 1975г. ОБСЕ осуществляло посреднические миссии в Чечне, Абхазии, Приднестровья и других «горячих» точках Европы и Азии. Международные кредитные, валютно-финансовые и торговые организации. Международные финансовые организации (МФО) создаются путем объединения финансовых ресурсов странами-участниками для решения определенных задач в области развития мировой экономики. Этими задачами могут быть: - операции на международном валютном и фондовом рынке с целью стабилизации и регулирования мировой экономики, поддержания и стимулирования международной торговли; - межгосударственные кредиты - кредиты на осуществление государственных проектов и финансирование бюджетного дефицита; инвестиционная деятельность/кредитование в области международных проектов (проектов, затрагивающих интересы нескольких стран, участвующих в проекте как напрямую, так и через коммерческие организации-резиденты); - инвестиционная деятельность/кредитование в области "внутренних" проектов (проектов, непосредственно затрагивающих интересы одной страны или коммерческой организации-резидента), осуществление которых способно оказать благоприятное воздействие на международный бизнес (например, инфраструктурные проекты, проекты в области информационных технологий, развития транспортных и коммуникационных сетей и т.п.); - благотворительная деятельность (финансирование программ международной помощи) и финансирование фундаментальных научных исследований. В качестве примеров международных финансовых организаций можно назвать Международный Валютный Фонд, Мировой Банк, Европейский Банк Реконструкции и Развития, Международная Финансовая Корпорация. Для осуществления своих функций МФО используют весь спектр современных технологий финансового и инвестиционного анализа и управления рисками, от фундаментального исследования потенциального инвестиционного проекта (для чего, чаще всего, привлекаются специализированные команды или институты экспертов международной квалификации, международные аудиторские фирмы и инвестиционные банки) до операций на глобальных фондовых рынках (рынках производных ценных бумаг). Эффективность деятельности МФО в значительной степени зависит от взаимодействия с правительствами и правительственными организациями стран- участниц. Так инвестиционная деятельность МФО зачастую предполагает тесное сотрудничество с государственными экспортными кредитными агентствами, осуществляющих страхование и управление рисками по крупным международным проектам. Из многочисленных организаций занимающихся валютно-финасвыми проблемами (а их более 40) наиболее крупными являются: МБРР, МФК, MAP, МИГА (входят во всемирный банк), МВФ, ЕБРР. Международный банк реконструкции и развития (МБРР) создан в соответствии с Соглашением, подписанным в Бреттон-Вудсе (США) в 1944г. Специализированное учреждение ООН. Целями МБРР являются: Оказание помощи в реконструкции и развитии территории государств -членов путём осуществления капиталовложений в продуктивных целях, в том числе для восстановления экономики, конверсии, производственных предприятий. Оказание содействия частным иностранным инвестициям путём предоставления гарантий или участия в займах и иных капиталовложениях. Содействие перспективному сбалансированному росту международной торговли и поддержке равновесия платёжных балансов путём стимулирования международных инвестиций в целях развития производственных ресурсов государств - членов, способствуя тем самым повышению производительности, жизненного уровня и улучшению условий труда на их территориях. Организация займов или их гарантии, с тем чтобы обеспечить приоритет осуществления наиболее полезных и неотложных проектов, независимо от их масштабов. Осуществление операций с должным учётом воздействий международных инвестиций на условиях деловой активности, а также оказания содействия в переходе от военной экономики к экономике мирного времени. В соглашении о банке излагаются основные принципы определяющие его операции: он должен предоставлять займы только для производственных целей (таких областях, как сельское хозяйство и развитие сельских регионов, энергетика, образование, здравоохранение, планирование семьи и питание, шоссейные и железные дороги, электросвязи, морские порты и энергетические установвки) и должен уделят надлежащее внимание перспективам погашения задолженности по этим займам; каждый заём должен гарантироваться соответствующим правительством и, за исключением особых обстоятельств, должен предоставляться для осуществления конкретных проектов. Решение Банка о предоставлении займов должны основываться только на экономических соображениях. С 1980г. МБРР предоставляет займы в поддержку программы конкретных изменений политики и институционных реформ. С 1992г. Банк выделяет кредиты России и другим странам СНГ. МБРР имеет отделение в Африке, Азии, Европе и Латинской Америке. Членами МБРР являются около 180 стран в том числе Росси. Штаб-квартира Банка расположена в Вашингтоне. Международный валютный фонд (МВФ). Создан в соответствии с Соглашением, подписанным в Бреттон – Вудсе (США) в 1944г. Специализированное учреждение ООН. В соответствии со статьёй 1 Соглашения 1944г. МВФ имеет следующие цели: Содействовать международному сотрудничеству путём обеспечения механизма для консультации согласованных действий по международным валютным вопросам. Способствовать сбалансированному росту международной торговли и тем самым содействовать высоким уровнем занятости и реального дохода и развитию производственных возможностей. Способствовать стабильности валют и упорядоченным валютным отношениям и избегать конкурентного обеспечения валют. Содействовать созданию многосторонней системы платежей и переводов по текущим операциям и стремиться к устранению валютных ограничений, препятствующих росту мировой торговли. Временно предоставлять общие ресурсы Фонда государствам - членам принадлежащих гарантиях, с тем, чтобы они могли исправить нарушение равновесия их платёжных балансов, не прибегая к мерам, и наносящим ущерб процветанию на национальном и международном уровнях. Сократить продолжительность и масштабы дефицита платёжных балансов. Уставной капитал МВФ составляет 150 млрд. $. Он формируется за счёт взносов государств - членов. Квота Росси составляет 1413,10 млн. СДР (6026 млн.$), т. е. 3% уставного капитала. Членами МВФ является 181 государство, в том числе Россия. Штаб- квартира МВФ находится в Вашингтоне. Руководящими и постоянными вспомогательными органами МВФ являются: Совет управляющих. Временный комитет (состоит из 24 членов). Комитет по развитию. Исполнительный Совет (состоит из 24 членов). Директор- распорядитель, Фонд системной трансформации. Фонд компенсационного финансирования. Фонд структурной адаптации. В рамках МВФ функционирует Институт, который организует курсы и семинары по повышению квалификации государственных служащих из стран - членов МВФ. Заключение В последней трети ХХ в. человечество осознало, что на мировое хозяйственное развитие все большее влияние стали оказывать специфические проблемы, получившие название глобальных, а в научный обиход был введен термин «глобалистика» как специфическое направление международных экономических исследований. Особый набор таких специфических признаков, как общемировой характер, угрожающий развитию человечества, срочность и неотложность решения, взаимосвязанность и необходимость принятия мер со стороны всего мирового сообщества, позволили выделить в категорию глобальных следующие проблемы: преодоления бедности и отсталости, мира и демилитаризации, продовольственную, экологическую, демографическую. Мировое экономическое и политическое развитие в 70 – 90-е гг. принесло понимание того, что набор глобальных проблем не является чем-то не подверженным изменениям. С течением времени изменяется наполнение и понимание старых глобальных проблем, признается появление новых, перерастающих в глобальные. В настоящее время признается, что кроме чисто экономического, глобальные проблемы оказывают колоссальное политическое воздействие на жизнь современной цивилизации и, будучи тесно переплетенными, в своем решении требуют сплочения усилий всего человечества. Развитие современной мировой экономики, переход к постиндустриальной стадии развития вносит коррективы в приоритетность глобальных проблем. От этого они не становятся менее важными, однако человечество ограничено в своих финансовых возможностях, которое оно может выделить для решения глобальных проблем. Этот сдерживающий фактор вполне может быть преодолен не пути поиска политических решений проблемы и проявления политической воли отдельных государств к налаживанию действенного международного сотрудничества в решении глобальных проблем. Мировая продовольственная проблема продолжает оставаться довольно острой, несмотря на серьёзный прогресс в области производства продуктов питания. Численность нуждающихся превышает 800 млн. человек. Во многих странах сохраняется высокий уровень государственной поддержки производства и экспорта продовольствия, а также импортных ограничений. Реформа международной торговли сельскохозяйственной продукцией приведет, как предполагается, к ослаблению протекционизма в этой области, однако население стран-импортеров, в том числе и России, может столкнуться с удорожанием основных продовольственных товаров. В то время у РФ имеются широкие возможности для оптимального включения в новую систему мировой торговли аграрной продукцией. Международное сообщество уделяет большее внимание расширению продовольственной проблемы в нуждающихся странах, включая страны с переходной экономикой. Основное значение придается реализации конкретных проектов, нацеленных на увеличение сельскохозяйственного производства. Подобное содействие оказывается как на двусторонней, так и на многосторонней основе (прежде всего по каналам ФАО). Предполагается, что в результате этих усилий в ближайшие 20 лет население планеты в целом сможет удовлетворить спрос на продукты питания, даже если его численность будет ежегодно возрастать на 80 млн. человек. В современных условиях мир оказался на грани экологической планетарной катастрофы. Существует несколько основных загрязнителей окружающей природной среды, напрямую связанных с развитием человеческой цивилизации. Все трезвомыслящее человечество (как промышленники, так и потребители) пришло к выводу о необходимости прекращения бездумного, безудержного экономического роста и учета возможностей окружающей среды для дальнейшего проживания на Земле. Основная идея современности – дать возможность и нынешнему, и будущим поколениям людей безбедно и здраво проживать на Земле. Демографическая проблема в современном мире имеет два аспекта. Во- первых, это демографический взрыв в ряде развивающихся стран и регионов, который , «обесценивая» накопление, препятствует экономическому росту и увековечиванию хозяйственную, социальную, культурную отсталость этих стран. Во-вторых, суженое воспроизводство населения в развитых странах и депопуляция в ряде постсоциалистических стран ведут к демографическому старению их населения и в перспективе могут блокировать экономическое развитие этих стран. Согласно концепции демографического перехода повышение уровня экономического развития в конечном счете ведет к замедлению прироста населения. Эта тенденция полностью проявилась в развитых и постсоциалистических странах и оказывает заметное влияние на демографические процессы в ряде развивающихся стран. Ожидается, что во второй половине 21 века население Земли стабилизируется на уровне примерно 10,5 млрд. человек, поэтому перенаселение мировой экономике (но не отдельным странам ) в целом не угрожает. Что касается демографического старения населения в развитых и постсоциалистических странах, то этот процесс в современных условиях можно замедлить, но не остановить. Решение данной проблемы связано с существенным повышением эффективности экономики. Литература 1. Мировая экономика: Учебник / Под ред. проф. А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 2002 г. – 734 с. 2. Мировая экономика: Учебник для вузов. / Под ред. Ломакина В.К. – М.: ЮНИТИ, 2000 г. – 727 с. 3. Спиридонов И.А. Мировая экономика. Учебное пособие. 4. www.ppl.boom.ru 5. Журнал «Человек и труд» №4, 2001 г. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |