бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


«Экономическое чудо» ФРГ и его причины. (реферат)

«Экономическое чудо» ФРГ и его причины. (реферат)

Министерство Российской Федерации по связи и информатизации

Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики

Кафедра экономической теории

«Экономическое чудо» ФРГ и его причины

Выполнила: студентка группы Э-32

Дементьянова Анна

Проверила: Федорова Е. В.

Новосибирск, 2004

Содержание

Введение

После окончания второй мировой войны положение Германии было весьма

плачевным. На Ялтинской конференции, проходившей с 4 по 11 января 1945 г.

были обозначены принципы послевоенного устройства мира. Территория

Германии подлежала разделу на временные оккупационные зоны. На Конференции

были одобрены принципы полной демилитаризации Германии и создание гарантий

в том, чтобы Германия больше никогда не была в состоянии нарушить мир.

Конференция решила вопрос о возмещении Германией материального ущерба,

который был нанесен странам антигитлеровской коалиции. Принятые на

конференции решения способствовали мобилизации всех сил антигитлеровской

коалиции для нанесения окончательного удара по фашистской Германии.

Германия потерпела сокрушительное поражение 9 мая 1945 г., сама же вторая

мировая закончилась 2 сентября 1945 г. с капитуляцией Японии. И здесь

Германия из грозного противника стала жалкой, слабой и раздробленной.

Сложное экономическое положение страны было обусловлено репарациями в

размере 20 млрд. долларов.

Требовалась срочная реабилитация. Германия сумела реабилитироваться очень

быстро, именно поэтому имеет место термин «Экономическое Чудо».

В своем реферате я намерена подробнее остановиться на последствиях войны

для Германии и на причинах удивительно быстрого послевоенного развития

страны.

Глава 1. Экономические последствия второй мировой войны

Западная Германия непосредственно после войны по своему административному

устройству состояла из зон оккупации - американской, английской и

французской. Такой раздел Германии узаконило создание в сентябре 1949 года

Федеративной Республики Германии (далее ФРГ). Согласно конституции это

было федеративное государство, где каждая земля имела свой парламент,

правительство, в ведение которых входило местное экономическое,

гражданское и уголовное законодательство. ФРГ была ограничена во внешней

политике и торговле, в вопросах создания собственной армии. Конституция

провозглашала самоценность личности и главенство права и свобод отдельного

человека перед государством и обществом.

Что же касается непосредственно экономики и жизни общества, то положение

оккупационных земель было очень тяжелым - полки магазинов пусты,

дефицитные товары выдавались по карточкам, на руках у населения и в

сберкассах находилась масса донельзя обесцененных денег. Из прогнозов

относительно снабжения населения промышленными товарами в случае

сохранения системы принудительно управляемого хозяйства вытекало, что на

душу населения могло приходиться раз в пять лет - по одной тарелке, раз в

двенадцать лет - по одной паре обуви, раз в пятьдесят лет - по одному

костюму, что только каждый пятый младенец мог быть завернут в собственные

пеленки, и лишь каждый третий немец мог быть похоронен в собственном

гробу. Последнее казалось тем единственным, на что можно было еще

надеяться.

По окончании военных действий союзные правительства произвели в порядке

бесплатной гуманитарной помощи поставки населению Западной Германии

необходимых потребительских товаров на сумму 2,5 млрд. долларов. Но это не

стало решением проблемы. И деньги, и цены перестали быть регуляторами

производства и распределения. Страна производила меньше половины от уровня

1936 года. Нужна была экономическая реформа, глубокие преобразования,

которые превратили бы Западную Германию из страны с принудительно

регулируемой экономикой в страну развитого рыночного хозяйствования.

Вывод

Таким образом, можно заключить, что положение Германии в первые

послевоенные годы было весьма удручающим. Мало того, что была сильно

разрушена экономика, так еще и происходила смена правительства. А это

дополнительные неудобства. В совокупности все происходящее сильно влияло

на сознание людей. И примечательно то, что европейские державы - недавние

враги Германии, протянули руку помощи. Они одновременно и наложили

обязательства по возмещению ущерба, нанесенного фашистской Германией, и в

то же время дали возможность Германии выкарабкаться из сложившегося

положения. Германия приняла помощь в целях собственного благополучия.

Начался период восстановления прежнего уровня и выход на мировую арену уже

не как врага всех и вся, а в качестве мирной и дружественной державы,

ставшей в последствие и передовой.

Глава 2. Причины бурного развития

2.1. Экономические взгляды

Приход к власти в ФРг на 20 лет идеологов «Большой реформы» позволил им

продолжить осуществление собственной экономической программы. В отличие от

общепринятой в послевоенное время кейнсианской модели в Западной Германии

доминирующей стала доктрина неолиберализма с теорией «свободного

социального рыночного хозяйства». Сторонники этой концепции В. Ойкен, В.

Репке и Л. Эрхард доказывали, что развитие капитализма в Германии привело

к гитлеровской диктатуре и закончилось в 1945 году полным крахом. Потому,

учитывая опыт прошлых ошибок, необходимо стремиться к созданию

бесклассового общества с высшей идеей «благосостояния для всех», где

экономическое развитие будет зависеть только от стремления людей к

собственному материальному благополучию. «Самоотстроение» же государства,

при наличии природной социальной ответственности общества, ставилось

идеологами неолиберализма как необходимое условие поощрения частной

инициативы. Такой подход обусловил их стремление к пропаганде идей не

только экономической, но и политической свободы, что в свою очередь

позволило ФРГ достичь «социального мира» и получить благодаря этому

значительное преимущество перед своими внешнеэкономическими партнерами.

Еще одним проявлением идей неолиберализма стало создание в стране развитой

сети предпринимательских союзов, которые имели тесные связи с

законодательными и исполнительными органами власти и могли давать

рекомендации об уровне цен, проблемах сбыта и оптимальных размерах

производства.

Наиболее эффективной экономика может быть только в демократическом

государстве с либеральной рыночной средой.

В качестве консультанта готовящейся реформы был приглашен Людвиг Эрхард.

Он в последствии возглавил ведущие экономические органы Западной Германии,

осенью 1949 года, после образования ФРГ, стал министром экономики, а в

1963 году занял пост канцлера ФРГ. Воля этого человека как теоретика и

автора реформы была настолько велика, что все преобразования,

произведенные в конце 1940-х - начале 1950-х годов, получили название

реформы Л. Эрхарда.

2.2. Денежная реформа

Поскольку основным препятствием для восстановления экономики являлась в

стране инфляция, то работа началась с денежной реформы. 21 июня 1948 года

ходившие до тех пор в обращении рейхмарки, коротко обозначившиеся как РМ,

были заменены новыми денежными знаками - дойчемарками (ДМ), и каждый

гражданин мог сразу поменять 40 старых марок на такое же количество новых,

то есть по курсу 1:1. Вклады населения в банках, так называемые «старые

долговые чеки», тоже подлежали обмену, но уже по другому курсу - 100 РМ на

10 ДМ. При этом 30% сумм, имевшихся на банковских счетах, были заморожены,

соответственно, количество находившихся в обращении денежных знаков -

значительно уменьшено. Для тех, у кого банковские вклады были невелики,

действовали особые правила. Здесь прежде всего, принималось во внимание

социальное положение вкладчика.

«Старые Долговы иски» экономических служб - территориальных организаций,

железных дорог, почтовых отделений и финансовых учреждений - не

обменивались, они были просто упразднены. Но чтобы деятельность этих

служб, в частности нефинансовых учреждений, не прекращалась, им

выплачивалась некоторая компенсация: земли и муниципалитеты получали ее в

размере дореформенного среднемесячного дохода, железные дороги и почты - в

половинном. Для финансовых учреждений все лежащие на них обязательства,

исчисляемые ранее в РМ, были пересчитаны на ДМ в соотношении 10:1.

На фоне этих обменных операций и новых условий для банковских платежей

отчетливо проступала социальная плата, оплата квартир, причитающиеся

населению пособия, пенсии и другие выплаты социального характера

оставались на прежнем уровне и производились без какого-либо ущерба для

населения. Для всех указанных выплат и платежей действовало соотношение

РМ-ДМ, равное 1:1. Для выплаты первой зарплаты предприятия получили

наличность, а затем должны были функционировать за счет сбыта продукцию

Обязательства банков и других учреждений старой Германии по большей части

были аннулированы.

Избежать значительной инфляции во время свертывания Централизованной

экономики и перехода к рынку позволили иностранные субсидии. Хоть они и

составляли всего около 6% (3,9 млрд. долларов) от суммы всех

капиталовложений в германскую экономику до конца 50-х годов, именно они

оказали стране важную «стартовую мощь» в начальный момент восстановления.

Первоначальные итоги денежной реформы были неоднозначны. С одной стороны,

начавшееся оздоровление денежной системы способствовало восстановлению

промышленного производства: его прирост в 1948 году составил 50%, в 1949 -

25%. С другой стороны, инфляция не была преодолена, на первых порах она

усилилась. Изголодавшее, обнищавшее за годы войны население не экономило

появившиеся в его руках деньги, новые ДМ, люди шли с ними на рынок, и там

безудержно расходовали. На продукты питания, на жилье и транспортные

расходы сразу были введены стабильные цены. Но спрос на все

потребительские товары оказался так велик, что возраставший объем

производства явился «королем» рынка, а цены соответственно как на

легальном, так и особенно на черном рынке взмыли вверх. Произошло

оживление инфляционных тенденций, и это вызвало опасения, недовольство

населения. Однако реформа была продолжена. Так как одним из важнейших

источников увеличения денежной массы были «законные извлечения из

банковских вкладов», то 70% вкладов было заморожено.

2.3. Производство

В 1949 году банк немецких земель (государственный банк ФРГ) объявил о

снижении в коммерческих банках обязательного минимума финансовых резервов,

с этим было связано снижение ставки учетного процента, и для

промышленников увеличились возможности получения банковских кредитов. В

этом же году банкам была предоставлена дотация в размере 300 млн. новых

марок, и она была целиком использована для долгосрочного кредитования

промышленности. Наконец, в том же году правительство провело такую важную

меру, как снижение налогов, причем всем налогоплательщикам возвращены

суммы, уплаченные по прежним, завышенным налоговым ставкам. Все это должно

было ускорить темпы роста промышленного производства.

В этом ускорении большую роль сыграла помощь, предоставленная Германии по

плану Маршалла. Общая ее сумма для всех «маршализованных» стран составляла

17 млрд. долларов. Из нее две трети приходилось на долю четырех ведущих

европейских стран - Великобритании, Франции, Италии и ФРГ. Последней было

оказано явное предпочтение: так, за первый год реализации плана Западная

Германия получила от США 2,422 млрд. долларов, почти столько же, сколько

Англия и Франция вместе взятые, и почти в три с половиной раза больше, чем

Италия. Все поставки были разделены на три основных вида.

1. Предметы важнейшей экономической необходимости - продукты питания,

топливо, одежда. Средства, вырученные от продажи этих ввозимых товаров,

концентрировались в созданном в ФРГ Кредитном Банке по восстановлению и

использовались исключительно для инвестиций в экономику.

2. Промышленное оборудование - поставки, способствовавшие включению ФРГ в

НТР.

3. Сырье, сельскохозяйственные машины, готовые промышленные изделия,

запасные части. Они ускоряли не только рост производства и занятости, но и

наводнение рынка товарной продукцией.

Все эти меры внутреннего и внешнего порядка сказались на динамике

промышленного производства.

Таблица 1. Рост промышленного производства в % (1936 г. = 100)

+--------------------------------------------------------------------+

| 1953 | 161,5 |

|---------------------------------+----------------------------------|

| 1954 | 181,2 |

|---------------------------------+----------------------------------|

| 1955 | 206,9 |

+--------------------------------------------------------------------+

Таблица 2. Отраслевая структура экономики

+------------------------------------------------------------------------+

| | Доля отраслей в | Доля отраслей в общей |

| | национальном | занятости, % |

| | продукте, % | |

|------------------------------+-----------------+-----------------------|

| Сельское и лесное хозяйство | 5,7 | 13,7 |

|------------------------------+-----------------+-----------------------|

| Энергетика, добывающая и | | |

| обрабатывающая | 54,5 | 47,9 |

| промышленность, | | |

| строительство. | | |

|------------------------------+-----------------+-----------------------|

| Прочие | 39,8 | 38,4 |

+------------------------------------------------------------------------+

Стоит сказать и о том, что сравнительно небольшие военные разрушения

стратегически важных промышленных объектов позволили сохранить

значительные производственные мощности для быстрого наращивания объема

выпускаемой продукции. При этом дальнейшее расширение производства

проводилось с учетом передовых научных технологий, что позволило

значительно повысить интенсификацию труда.

2.4. Спрос

С конца 40-х годов в ФРГ резко возрастает внутренний спрос, что было

связано с широкими восстановительными работами и содержанием оккупационных

сил. Кроме того, значительно увеличивается спрос на потребительские

товары, который не мог быть удовлетворен в годы войны и послевоенной

разрухи, - так называемый «отложенный спрос». К тому же большинство немцев

ожидали начала войны с СССР и запасались продовольствием впрок. В

результате в стране формируется достаточно емкий и устойчивый внутренний

рынок, что позволило быстро возродить целые отрасли промышленности.

2.5. Заниженный курс марки

Заниженный курс немецкой марки способствовал выходу ФРГ на мировой рынок.

Например, автомобиль «Фольксваген» был на треть дешевле европейских

аналогов. Кроме того, так называемый «корейский бум» в начале 50-х годов,

связанный с войной США в Корее, привел к возникновению на внешних рынках

благоприятной конъюнктуры со значительным увеличением иностранных, в

первую очередь американских, заказов. Ускорение в 1957 года процессов

европейской интеграции также облегчило проникновение западноевропейских

товаров на рынок Франции, Италии и стран Бенилюкса. Подобное расширение

внешних рынков сбыта привело к дополнительным доходам, быстрому росту

производства и существенному сокращению безработицы: в 1950 году - на 10%,

в 1956 году - на 4%, в 1961 - 1966 годах - на 0,6 - 0,8 %. Кроме того,

заниженный курс марки являлся своеобразной протекционистской пошлиной для

импортных товаров, которая давала местным производителям значительные

преимущества.

В Западную Германию после войны хлынул многомиллионный приток беженцев,

что обеспечило страну значительными трудовыми резервами, которые особенно

были необходимы во время экономического скачка 50-х годов. В дальнейшем же

количество свободных рабочих рук в германских городах стало увеличиваться

еще и за счет выходцев из деревни - за 1949 - 1962 года сельское хозяйство

покинуло около 1,5 млн. человек.

До 1955 - 1957 годов военные расходы ФРГ были минимальны и ограничивались

лишь финансированием оккупационных сил, что обходилось стране в 2 -2,5

раза дешевле, чем содержание собственной армии. В то же время

«ремилитаризация» Германии с созданием собственной полумиллионной армии со

второй половины 50-х годов позволила в значительной степени компенсировать

угасание бума «Отложенного спроса».

Активная социальная политика государства и соглашение с профсоюзами о

постепенном улучшении условий труда привели к увеличению реальной

зарплаты, которая к 1966 году уже составляла по сравнению с довоенной

145%, к сокращению с 52 до 40 часов рабочей недели, соучастию рабочих в

управлении предприятиями в ряде отраслей. В результате в забастовочном

движении до середины 60-х годов ежегодно принимало участие меньше 10 тысяч

человек.

2.6. Свободная конкуренция

Прежде чем подвести итоги всего выше сказанного, стоит упомянуть и об

отношении Людвига Эрхарда к свободной конкуренции. Эрхард считал это

явление главной составляющей экономического роста. Конкуренция была

названа главной двигательной силой производства.

Развитие рыночного конкурирующего хозяйствования сделало неизбежным такой

шаг, как объявление свободы цен. Провозглашая эту свободу, Л. Эрхард

настаивал на ограничении концентрации, и по его требованию был принят

закон, запрещающий подобное ограничение конкуренции.

Действительно, в период эрхардских реформ в ФРг резко сократилось число

картелей. Если в 1920 году в Германии было 1000 картелей, в 1930 году -

уже 3000, то в ФРГ в 1959 году их насчитывалось всего лишь 58. Эрхард не

опасался за решение социальных проблем реформы. Логика его рассуждений

была следующей: конкуренция повысит производительность труда в

промышленном производстве, последует наводнение рынка товарами, чены

обязательно начнут понижаться, и это обеспечит населению повышение

занятости, рост заработной платы и принесет желаемые социальные

результаты.

Вывод

В следствии предоставления больших свобод для деятельности частных лиц,

поощрения личной инициативы Германия смогла развиваться во всех

направлениях сразу. Кроме того, новый подход правительственной верхушки к

развитию экономики был очень лояльным и поэтому более эффективным. В

период, когда уже все передовые державы придерживались либеральных

взглядов, а не управления посредством принуждения, Германии необходимо

было перестраивать свою политику на тот же лад, чтоб влиться в стан

передовых держав, повысить свой авторитет в глазах мира. Чем и занялось

правительство. И бесспорно, большая роль в проведении экономических реформ

принадлежала Л. Эрхарду. Этот человек отличался передовыми идеями, здравым

смыслом и дальновидностью. Он понимал сущность нового времени,

необходимость сотрудничества с другими странами, а не полную изоляцию от

их влияния.

Глава 3. «Экономическое Чудо»

Деятельность Эрхарда позволила не только дать работу и пропитание

населению, но и поднять его благосостояние на уровень, превышающий лучшие

предвоенные годы. За 1954 - 1956 годы фонд оплаты труда увеличился на 54,1

млрд ДМ до 67,9 млрд ДМ, существенно возросли социальные пособия, размеры

пенсий. Сбережения, которые в конце 1949 года составляли всего 3 млрд ДМ,

достигли в 1965 году 110,7 ДМ. Все это увеличило народный доход на душу

населения. Соответственно повысилась и покупательная способность

населения, изменилось соотношение сил на рынке - его «королем» вместо

продавца, как это было в конце 40-х годов, стал покупатель.

К концу 1950 года в целом уже была восстановлена экономика ФРГ, а 1951 год

стал рекордным по размерам прироста объема промышленной продукции на

18,3%. Прирост промышленного производства в 1953 - 1956 годах составил

39%.

3.1. Государство и производство. Монополизация.

Возродившаяся экономика ФРГ не была точной копией довоенного хозяйства.

Развитие на новой технической основе позволило модернизировать

производство, а также создать ряд новых отраслей, например

электротехническую. Особенностью ФРг в это время было то, что 62% всех

капиталовложений, или 257 млрд марок, до 1957 года составляло

самофинансирование предприятий. Объяснялось это тем, что в 50-е годы

существовал запрет на вывоз капитала. Государственные инвестиции в первую

очередь направлялись на восстановление тяжелой промышленности, которая

рассматривалась правительством как фундамент индустриальной мощи страны.

Было проведено частичное перераспределение доходов - частные предприятия,

кроме угольной, металлургической и электротехнической промышленности,

вносили единовременно в особый фонд часть доходов, которые впоследствии

направлялись в отрасли тяжелой индустрии. К 1957 году ФРГ занимала третье

место в капиталистическом мире по объему промышленного производства после

США и Англии.

С начала 50-х годов процесс создания картельных соглашений становится

открытым. Государство оказывало широкую поддержку возрождению концернов в

металлургической и угольной промышленности, проведя частичную приватизацию

госсектора по заниженным ценам. В 1955 году происходит фактическое

воссоединение «И. Г. Фарбениндустри» с общим капиталом в 2 млрд марок, что

сделало его третьим в мире химическим монополистом. В конце 50-х годов

четыре промышленных гиганта «Фольксваген», «Мерседес», «Опель» и «БМВ»

контролировали до 4/5 производства автомобилей. В результате монополизации

производства к 1958 году 14 компаний ФРГ контролировали 79% акционерного

капитала страны. В 1952 году возрождаются и банковские гиганты - из 30

банков, возникших при разделе «большой тройки», создается 9 региональных

банков, имеющих тесные контакты между собой.

3.2. Проблемы в экономике 50-х - 60-х годов

С конца 50-х годов темпы роста начинают снижаться - за 1960 год прирост

составил 8,8%, за 1964 год - 5,5%. Во многом это было вызвано замедлением

развития тяжелой индустрии и особенно металлургии, которая больше чем в

два раз уступала по темпам прироста химической, электротехнической,

автомобильной и ряду других отраслей экспортной ориентации. Начинается

более активное вмешательство государства в управление экономикой.

Особенностью ФРГ стал акцент не на собственные разработки, а на покупку

иностранных патентов и лицензий. Здесь постепенно начали прослеживаться и

негативные моменты: низкий уровень собственной научно-технической базы

привел к нехватке в ФРГ высококвалифицированных специалистов большинства

профилей, усилил зависимость страны от США, которые продавали ФРГ до 55%

всех патентов, и стран Западной Европы. С середины 60-х годов государство

все больше средств начинает тратить на развитие фундаментальной науки. Во

многом именно благодаря новым научным разработкам производительность труда

в ФРГ за 1950 - 1974 года выросла на 315%.

Значительное внимание правительство уделяло и сельскому хозяйству, которое

удовлетворяло потребности страны лишь на 75 - 80% . Значительная часть

инвестиций шла на интенсификацию производства. Урожайность пшеницы и ржи

на 1945-1965 года увеличилась на 35%; картофеля - на 34%.

Производительность сельскохозяйственного труда за 1950 - 1962 годы в

среднем выросла в 2,2 раза, а ежегодный прирост продукции составил 6,7%

Но существовали и проблемы: 1) высокая себестоимость продукции; 2)

постоянное сокращение доходности из-за расширения ножниц цен; 3) Низкий

уровень концентрации; 4) недостаточная специализация сельского хозяйства в

растениеводстве. В связи с этим правительство принимало меры: 1)

Ограничение импорта продовольствия и субсидии фермерам-экспортерам; 2)

снижались процентные ставки по кредитам, выплачивались 12% дотации на

покупку минеральных удобрений и 23% стоимости дизельного топлива; 3) был

установлен ценовой минимум-максимум для сельского хозяйства; 4)

стимулировалось развитие сельского хозяйства в наиболее отсталых в этом

плане прибрежных и горных областях. Результатом стала миграция сельского

населения в города. Если в 1950 году в сельской местности проживало 23,2%

трудоспособного населения, то в 1961 году - уже 13,5%, а в 1970 - 7,7%.

3.3. Внешнеэкономическая деятельность. Экспорт товаров.

Важным фактором развития ФРГ являлась ее внешнеэкономическая деятельность.

В 1949 году были подписаны Петерсбергские соглашения, по которым ФРГ

обязалась вступить в Европейский Совет. За 1949-1951 года ФРГ подписала

выгодные для себя соглашения об экономическом сотрудничестве с США и рядом

европейских стран. В 1951 - 1952 годы было создано «Европейское

объединение угля и стали», куда кроме ФРГ вошли Франция, Италия, Бельгия,

Голландия и Люксембург. По Парижскому соглашению 1954 года

предусматривалось окончание оккупационного режима. С 1 января 1958 года

ФРГ стала полноправным членом ЕЭС.

Результатом явилось быстрое наращивание экспорта. Уже с 1952 года экспорт

превышал объем импорта. Главными экспортными товарами были автомобили,

суда, изделия точной механики и оптики, металлорежущие станки и др. В 1961

году ФРГ вывезла товаров на сумму в 47,9 млрд марок.

Вывоз капитала из Западной Германии с середины 60-х годов рассматривался

властями как средство «для выпуска пара», необходимое для недопущения его

чрезмерной концентрации внутри страны. Ведущими экспортерами капитала

являлись электротехнические и химические концерны «Сименс», «Бош» и

«БАСФ».

Значительными были и иностранные инвестиции в Западную Германию. К 1965

году иностранным компаниям принадлежало до 10 % основного капитала ФРГ (60

млрд марок).

Вывод

«Экономическое чудо» было заключено в невероятно быстрых темпах

восстановления экономики, в быстром решении всевозможных проблем,

связанных со снабжением населения продовольствием, привлечением

иностранных инвестиций, предоставлением свобод трудоспособному населению,

разрешение создания промышленных объединений, что способствовало

наращиванию производительной мощи. Германия невероятно быстро укрепила

свои позиции на мировом рынке, предоставляя огромное количество

производимой продукции высокого качества на экспорт. Лояльное отношение к

этой стране других держав очень сильно повлияло на быстрое развитие и

наращивание оборотов.

Заключение

В 50 - 60-е годы в ФРГ произошел качественный скачок в экономическом

развитии. Именно он способствовал выходу этой страны на ведущие роли в

мире, что и позволило германским экономистам назвать этот период

«золотым». В эти годы на базе возрождения промышленности Западная Германия

вновь обрела статус промышленно-экспортной державы, экспорт стал быстро

возрастать. С 1951 года торговый баланс страны уже постоянно сводился с

превышением.

Свободная рыночная экономика окончательно оздоровила денежную систему, и в

1958 году была восстановлена конвертируемость немецкой марки. Пошло

ускорение накопление средств, и в 1963 году ФРГ выплатила большую часть

долга, образовавшегося в связи с действием плана Маршалла.

На таком уровне ФРГ не только смогла принять участие в европейской

экономической интеграции, но и становилась ведущей силой этого

знаменательного процесса второй половины 20-го века.

К всему сказанному выше стоит добавить, что министр финансов ФРГ того

времени, Людвиг Эрхард, был необычайно умным и дальновидным человеком.

Велик его вклад в «экономическое чудо» ФРГ.

Список литературы

1. История России. Учебник для вузов. Под редакцией А. Н. Сахарова. М.

2003.

2. Бобович И. М. История экономики

3. История экономики. Под редакцией О. Д. Кузнецовой.

4. История мировой экономики.

5. Конотопов М. В., Сметанин С. И. История Экономики

6. Экономическая История зарубежных стран.

11


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.