|
Экономическая эффективность инвестиций и капитальных вложенийнапример, в США накопленный объем прямых иностранных инвестиций, составляющий в начале 70-х гг. около 30 млрд. долл., возрос к началу 90-х гг. более чем в 10 раз, общий же объем иностранных активов в экономике страны превысил к этому времени 1,5 трлн. долл. При наличии в США развитой системы законодательного регулирования инвестиционной деятельности такой мощный приток иностранного капитала в значительной мере способствовал дальнейшему подъему ее экономики на основе развития конкурентоспособного экспортного потенциала. В последние годы активизируют деятельность по привлечению иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь и Российская Федерация, Украина и Польша. При этом динамика иностранных инвестиций в эти страны по годам неравномерна, что отражено в Таблице 2.1. Таблица 2.1 Прямые иностранные инвестиции, млн. долл. США |Украина |- |- |159 |267 |350 |600 |700 | |Россия |- |- |637 |2017 |2479 |3800 |1500 | |Польша |378 |1715 |1875 |3659 |4498 |3000 |4000 | Неравномерность привлечения иностранных инвестиций в экономику оказывает влияние на динамические характеристики состояния макроэкономических показателей. Например, изменение валового внутреннего продукта на душу населения, объем иностранных инвестиций на душу населения, структура иностранных инвестиций страны и т. д. Динамика изменения валового внутреннего продукта на душу населения, рассчитанная в долларах США по таким странам, как Беларусь, Украина, Россия и Польша (табл. 2.2), показывает, что наиболее высокие темпы изменения валового внутреннего продукта на душу населения наблюдались в 2000 г. -180,9% от уровня 1994 г. Таблица 2.2 Динамика изменения валового внутреннего продукта на душу населения, млн. долл. США |Украина |1761 |1337,8|996,5 |932,3 |846,7 |637,4 |663,1 | |Россия |2856,8|2586,9|2162,5|2373,1|2931,4|2960,8|2816,7| |Польша |2153,7|2200 |2363,5|3061,7|3474,4|3704,5|3897,1| В Беларуси данный показатель, по сравнению с анализируемыми странами достаточно высок: темп изменения валового внутреннего продукта на душу населения в 2000 г. составил 172,4% от уровня 1994 г. Эта тенденция повлияла на изменения доли иностранного капитала в валовом внутреннем продукте, сложившиеся в 2000 г. (табл. 2.3). Таблица 2.3 Величина иностранного капитала и валового внутреннего продукта в 2000 г., млн. долл. США |Страна |Величи|Валово| | |на |й | | |иностр|внутре| | |анного|нний | | |капита|продук| | |ла |т | |Беларусь |1550 |25693,| | | |5 | |Украина |12700 |33753,| | | |7 | |Россия |158500|414051| |Польша |31700 |150819| В соответствии с данными таблицы доля иностранного капитала в валовом внутреннем продукте в 2000 г. в Республике Беларусь составила всего лишь 6%, в то время как в России и на Украине - 38%, а в Польше - 21%. Анализ структуры уже привлеченных иностранных инвестиций в Республику Беларусь показывает их весьма узкую отраслевую направленность. Так, наибольшая доля привлекаемых инвестиций приходится на отрасли промышленности (70,5%), а в отрасли сельского хозяйства - 0,4% (табл. 2.4). Таблица 2.4 Распределение прямых иностранных инвестиций по отраслям экономики Республики Беларусь по состоянию на 1.07.2000 г. | Отрасль |Величина,| |экономики |% | |Транспорт |4,1 | |Связь |3,2 | |Строительство |1,2 | |Торговля |13,5 | |Сельское |0,4 | |хозяйство | | |Промышленность |70,5 | |Остальные |7,1 | Данная ситуация в целом отражает, что в Республике Беларусь начался процесс формирования материально-технической базы для активизации обновления основного капитала в отраслях экономики (табл. 2.5). Таблица 2.5 Структура инвестиций в основной капитал по отраслям экономики за период 1985-2000 гг. (в % к итогу). |Годы |Всего |В том числе по отраслям экономики | |Прямые инвестиции, всего |72,6 |189,7 |105,2 | |В том числе страны СНГ |53,4 |125,4 |39 | |За границу, всего |0 |-2,1 |-2,4 | |В том числе в страны СНГ |0 |-0,7 |-0,8 | |Во внутреннюю экономику, |72,6 |191,8 |107,6 | |всего | | | | |В том числе в страны СНГ |53,4 |126,1 |39,8 | |Портфельные инвестиции, |-14,5 |-42,8 |13,9 | |всего | | | | |В том числе в страны СНГ |-14,5 |-42,8 |13,9 | |Активы (нерезиденты), всего |-17,7 |-80,3 |26,8 | |В том числе в страны СНГ |-17,7 |-80,3 |26,8 | |Обязательства (резиденты), |3,2 |37,5 |-12,9 | |всего | | | | |В том числе в страны СНГ |3,2 |37,5 |-12,9 | |Другие инвестиции, всего |401,4 |431,1 |496,9 | |В том числе в страны СНГ |229,7 |366,8 |374,4 | Анализируя данные таблицы, наблюдается тенденция роста как прямых, так и портфельных инвестиций. Это немаловажно для развития национальной экономики Республики Беларусь, поскольку в целом происходит увеличение международных потоков портфельных инвестиций и усиление диверсификации их по двум основным направлениям: происходит перераспределение капиталов, как между странами, так и между отраслями. Межотраслевое перераспределение в мировом масштабе выражается в росте портфельных инвестиций, прежде всего в высокотехнологичные производства и такие отрасли, как телекоммуникации, разработка программного обеспечения, услуги Интернета. Приток же в страну прямых инвестиций и селективный выбор их направлений по приоритетным отраслям экономики способен обеспечить создание новых наукоемких производств, сокращение безработицы, укрепление конкурентоспособности предприятий, отраслей и страны в целом. Анализ складывающихся тенденций в экономике указывает на углубление интеграции материального и нематериального производств, поскольку высокие технологии во все большей степени распространяются в сфере услуг, а материальная сфера, в свою очередь, является крупнейшим потребителем специализированных услуг. Происходит расширение масштабов новых договорных отношений между субъектами хозяйствования, осуществляемых в электронной форме, без посредства бумажных носителей (банковские услуги, факторинг, лизинг, инвестиционные контракты и т. д.), формируются новые стратегии объединений предприятий. Структурные характеристики стран, инвестирующих Республику Беларусь представлены в табл. 7. Таблица 2.7 Структурная характеристика основных стран-инвесторов Республики Беларусь по состоянию на 1.07.2000 г. |Страны |Доля в общем объеме | | |иностранных инвестиций | |Нидерланды |25,6 | |Германия |21,7 | |США |16,8 | |Польша |5,8 | |Кипр |3,7 | |Ирландия |2,8 | |Швейцария |2,6 | |Австрия |2,3 | 3. Защита иностранных инвестиций. Процесс инвестирования связан с определенными рисками для зарубежных предпринимателей, причем помимо коммерческих существуют так называемые некоммерческие риски, которые обусловлены политической, экономической и правовой нестабильностью в стране. Существуют такие понятия как неопределённость и риск. Под неопределенностью понимается неполнота или неточность информации обусловленной реализацией проекта. Неопределенность характеризуется понятием риска. Риск - возможность потери предпринимателем его средств или активов. При расчете эффективности проекта принято учитывать следующие виды неопределенностей и рисков: 1. Риск, связанный с нестабильностью экономического законодательства и текущей экономической ситуацией, а также условий инвестирования и использования прибыли. 2. Внешнеэкономический риск (возможность закрытия границ или введения ограничений на торговлю). 3. Нестабильность политической ситуации, неблагоприятные социально- политические изменения в стране или регионе. 4. Возможность изменения валютных курсов цен и рыночной конъюнктуры. 5. Неопределенность природно-климатических условий, возможность стихийных бедствий. 6. Производственно-технологический риск (аварии, отказы оборудования, технологический брак). В этой связи очень важным моментом является система гарантий, предоставляемых иностранным инвесторам. Закон об иностранных инвестициях предусматривает в ст. 34-37 гарантии, содержание которых сводится к следующему: • Недискриминационный режим иностранных инвестиций. Правовой режим иностранных инвестиций на территории Республики Беларусь, условия деятельности иностранных инвесторов и создаваемых с их участием предприятий не могут быть менее благоприятными, чем соответствующий режим для имущества и имущественных прав, а также условия для инвестиционной деятельности юридических и физических лиц Республики Беларусь, кроме случаев, предусмотренных Законом. По сути, Закон предоставляет иностранным инвесторам национальный режим, хотя и с некоторыми ограничениями и рядом преференций. Надо сказать, что закрепленный в Законе принцип национального режима является в странах с рыночной экономикой основным по отношению к иностранным инвесторам, причем данный принцип закреплен в целом ряде международных соглашений, в частности, таких как «Руководящие принципы для международных инвестиций» (1972 г.), «Кодекс либерализации движения капитала» (1961 г.), «Декларация о международных капиталовложениях и многонациональных предприятиях» (1976 г.). Инвестиционный Кодекс, принятый Парламентом Республики Беларусь, также, как и Закон, устанавливает национальный режим для иностранных инвесторов, указывая на то, что государство гарантирует равенство прав, предоставляемых инвесторам и защиту инвестиций, независимо от форм собственности инвестора, организационно-правовой формы и страны регистрации юридического лица-инвестора и гражданства (подданства) физического лица инвестора. Вместе с тем следует заметить, что в нашей стране еще нет соответствующих условий для реализации данного режима. Как и в других странах с переходной экономикой, в Беларуси существуют как минимум три фактора, которые требуют введение для иностранных инвестиций определенных исключений из национального режима. Во-первых, национальный режим осуществления хозяйственной деятельности в Беларуси во многом непривлекателен для иностранных инвесторов, а иногда и противоречит их интересам. Иностранный инвестор зачастую не может согласиться с потерями, связанными с применением к нему национального режима. Во-вторых, имеются серьезные различия между национальным режимом Беларуси и режимами развитых стран, экспортирующих капитал. Многие зарубежные предприниматели, несмотря на преференции и гарантии, не рискуют вкладывать деньги в отечественную экономику. Сильный налоговый пресс, большой удельный вес государственной собственности, нестабильное законодательство, слабая предпринимательская инфраструктура, негативное отношение в обществе к предпринимателям - вот только некоторые из факторов, отрицательно характеризующих национальный режим ведения хозяйственной деятельности. Все это означает, что в такой ситуации определенная часть иностранных инвестиций в национальную экономику будет просто упущена. В-третьих, интересы привлечения иностранного капитала обуславливают особые льготы и гарантии для инвесторов, хотя с общетеоретической точки зрения национальный режим является самым оптимальным общим правовым режимом, который можно представить в связи с осуществлением инвестирования. Следует отметить, что по вопросу выбора оптимального режима иностранных инвестиций высказываются подчас самые полярные точки зрения. Некоторые специалисты отдают предпочтение преференциальному режиму, поскольку предоставление такого режима вполне оправдано в связи с тем, что инвестирование осуществляется в особо социально значимую и более рискованную сферу производства материальных и духовных благ. «Преференциальный режим», с их точки зрения, позволяет, например, компенсировать дополнительные расходы инвесторов, которые не возникают у других видов субъектов экономических отношений. Подобный режим является стимулирующим для привлечения инвестиций в национальную экономику. Другие — исходят в своих суждениях из концепции регулирования иностранных инвестиций в рамках законодательства о конкуренции. Соглашаясь в целом с позицией последних, следует отметить, что реализация концепции, которую они предлагают, по нашему мнению, является отдаленной перспективой, поскольку идея привлечения иностранных инвестиций на основе законодательства о конкуренции может быть претворена в жизнь только в условиях сложившейся рыночной экономики. В условиях нестабильной правовой базы и в отсутствии определенных гарантий иностранные инвесторы вряд ли решатся на сколько-нибудь крупные вложения в экономику страны- реципиента. • Гарантии от изменения законодательства. В случае если акты законодательства Беларуси, принятые после регистрации предприятия с иностранными инвестициями, ухудшают положение и условия иностранных инвесторов и создаваемых с их участием предприятий (т. е. на них возлагается дополнительные либо увеличенные по сравнению с ранее существовавшими обязанности или они ограничиваются либо лишаются имевшихся прав), то к инвесторам, предприятию с иностранными инвестициями и (или) иностранным инвестициям в течение пяти лет применяется законодательство, действовавшее на день регистрации предприятия с иностранными инвестициями. Вместе с тем данные требования не распространяются на изменение законодательства республики в области обеспечения обороноспособности, экологической безопасности и охраны здоровья населения. • Гарантии от принудительных отчуждений. Иностранные инвестиции не могут быть национализированы, реквизированы, изъяты, захвачены, принудительно куплены либо взяты или подвергнуты другим действиям, эквивалентным по последствиям и ведущим к лишению иностранного инвестора его права собственности либо контроля или существенного преимущества его инвестиций, кроме как по приговору или решению суда, а также по мотивам общественной безопасности, при соблюдении определенных законом условий и порядка, со своевременным и полным компенсированием стоимости отчужденного имущества. Отечественный законодатель предусматривает, что убытки, причиненные иностранному инвестору либо предприятию с иностранными инвестициями в результате принудительного отчуждения, возмещаются органом, принявшим решение о принудительном отчуждении. Однако в Законе не указано, какие органы вправе принимать подобные решения. Не определено также, что представляет собой изъятие, захват, принудительный выкуп. В законе не дано толкование национализации и реквизиции. Причем, если в ст. 243 Гражданского кодекса дано понятие реквизиции, то о национализации законодатель умалчивает, поскольку ст. 245 такого же кодекса «Национализация» всего лишь отсылает к специальному закону о порядке и условиях национализации. Вместе с тем проблемы национализации собственности существенным образом влияют на инвестиционный климат. Акты национализации и огосударствления частной собственности как национальной, так и иностранной, после 1917 года без какой бы то ни было компенсации, с точки зрения международного права считаются неправомерными. Отрадно, международно-правовая практика Беларуси (в подписанных и ратифицированных инвестиционных договорах) пошла по пути признания правомерности актов законной национализации только при условии выплаты компенсации за национализированное имущество. Представляется необходимым закрепить в Законе положение, в соответствии с которым национализация будет рассматриваться, как исключительная мера и решение о ней будет приниматься только парламентом страны, что также будет являться определенной гарантией для иностранных инвесторов. • Гарантии компенсации при возмещении убытков от незаконных действий государственных органов и их должностных лиц. Убытки, понесенные иностранным инвестором в результате исполнения им акта, решения, указания государственных органов или их должностных лиц, нарушивших права инвестора, предприятия, а также убытки, полученные в результате ненадлежащего исполнения такими органами или их должностными лицами в отношении инвестора либо предприятия обязанностей, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, подлежат компенсации этими органами по решению суда. Компенсация должна быть своевременной, адекватной и эффективной. К сожалению, законодатель не установил конкретного срока, в течение которого должна быть выплачена компенсация, указав лишь, что она должна выплачиваться без задержки. Таким образом, есть основания усомниться в эффективности вышеназванной гарантии. • Гарантии по использованию доходов от инвестиционной деятельности. После уплаты налогов и сборов иностранным инвесторам в отношении принадлежащих им доходов, полученных от использования их инвестиций, гарантируются следующие направления использования доходов: • использование их на цели инвестирования и реинвестирования, а также на покупку товаров на территории Республики Беларусь; • использование их на покупку другой валюты на внутреннем рынке Республики Беларусь; • беспрепятственный перевод доходов в валюте в страну происхождения инвестиций или в любую другую страну. Данным гарантиям придается большое значение практически во всех соглашениях о поощрении и взаимной защите инвестиций. Гарантия перевода капиталов и прибылей связана с повседневной инвестиционной деятельностью и составляет основу таких соглашений. • Страхование имущества. Одним из традиционных, достаточно эффективных способов защиты имущественных прав физических и юридических лиц является страхование. Возможность застраховать свои вложенные средства является для инвестора гарантией того, что в случае их потери он получит хотя бы частичное возмещение потерь в виде страхового возмещения. Подавляющее большинство законов зарубежных стран об иностранных инвестициях содержат правило, в соответствии с которым инвесторам представляется возможность самим определять, стоит ли им воспользоваться страховой защитой своих имущественных интересов. Белорусский Закон не является в этом смысле исключением. В соответствии со ст.37 Закона страхование имущества и рисков предприятия с иностранными инвестициями осуществляется по его усмотрению в любых организациях, осуществляющих страховые функции на законных основаниях, если законодательством Республики Беларусь не предусмотрено обязательное страхование. Однако специальный закон «О страховании» в значительной степени элиминирует возможности защиты иностранных инвесторов путем страхования, как ни парадоксально это звучит. Дело в том, что по смыслу ст. 7 вышеназванного закона, иностранные юридические и физические лица, инвестирующие свой капитал в экономику Республики Беларусь, имеют право застраховать свой имущественный интерес только у страховщиков Республики Беларусь. Такое положение, как правило, не соответствует интересам иностранных инвесторов, так как они предпочли бы страховать свои интересы в известных им страховых организациях, т. е. у себя в стране или в страховых компаниях, чья надежность не вызывает у них сомнения. Кроме того, в ситуации, когда для Беларуси является характерным отсутствие мощных частных страховых компаний, способных страховать крупные инвестиционные проекты, институциональные инвесторы не решаются вкладывать значительные средства в экономику республики, в том числе и по этой причине. Вместе с тем, в деле страхования иностранных инвестиций нашим государством сделан целый ряд позитивных шагов. В частности, для реализации защиты инвестиций в рамках системы страхования «Национальная программа привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь» констатировала необходимость обеспечить максимально возможное взаимодействие страховых обществ с крупными зарубежными перестраховщиками. Предлагалось также решать проблему страхования путем организации страховых пулов, создания института страховых брокеров, что позволило бы в короткие сроки максимально использовать имеющийся страховой капитал, распределить риски между страховыми организациями республики (данные предложения были реализованы в целом ряде нормативных актов, регулирующих вопросы страхования). Наконец, в |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |