бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Экономическая эффективность инвестиций и капитальных вложений

например, в США накопленный объем прямых иностранных инвестиций,

составляющий в начале 70-х гг. около 30 млрд. долл., возрос к началу 90-х

гг. более чем в 10 раз, общий же объем иностранных активов в экономике

страны превысил к этому времени 1,5 трлн. долл. При наличии в США развитой

системы законодательного регулирования инвестиционной деятельности такой

мощный приток иностранного капитала в значительной мере способствовал

дальнейшему подъему ее экономики на основе развития конкурентоспособного

экспортного потенциала.

В последние годы активизируют деятельность по привлечению иностранных

инвестиций в экономику Республики Беларусь и Российская Федерация, Украина

и Польша. При этом динамика иностранных инвестиций в эти страны по годам

неравномерна, что отражено в Таблице 2.1.

Таблица 2.1

Прямые иностранные инвестиции, млн. долл. США

|Украина |- |- |159 |267 |350 |600 |700 |

|Россия |- |- |637 |2017 |2479 |3800 |1500 |

|Польша |378 |1715 |1875 |3659 |4498 |3000 |4000 |

Неравномерность привлечения иностранных инвестиций в экономику оказывает

влияние на динамические характеристики состояния макроэкономических

показателей. Например, изменение валового внутреннего продукта на душу

населения, объем иностранных инвестиций на душу населения, структура

иностранных инвестиций страны и т. д. Динамика изменения валового

внутреннего продукта на душу населения, рассчитанная в долларах США по

таким странам, как Беларусь, Украина, Россия и Польша (табл. 2.2),

показывает, что наиболее высокие темпы изменения валового внутреннего

продукта на душу населения наблюдались в 2000 г. -180,9% от уровня 1994 г.

Таблица 2.2

Динамика изменения валового внутреннего продукта на душу населения,

млн. долл. США

|Украина |1761 |1337,8|996,5 |932,3 |846,7 |637,4 |663,1 |

|Россия |2856,8|2586,9|2162,5|2373,1|2931,4|2960,8|2816,7|

|Польша |2153,7|2200 |2363,5|3061,7|3474,4|3704,5|3897,1|

В Беларуси данный показатель, по сравнению с анализируемыми странами

достаточно высок: темп изменения валового внутреннего продукта на душу

населения в 2000 г. составил 172,4% от уровня 1994 г. Эта тенденция

повлияла на изменения доли иностранного капитала в валовом внутреннем

продукте, сложившиеся в 2000 г. (табл. 2.3).

Таблица 2.3

Величина иностранного капитала и валового внутреннего продукта в 2000 г.,

млн. долл. США

|Страна |Величи|Валово|

| |на |й |

| |иностр|внутре|

| |анного|нний |

| |капита|продук|

| |ла |т |

|Беларусь |1550 |25693,|

| | |5 |

|Украина |12700 |33753,|

| | |7 |

|Россия |158500|414051|

|Польша |31700 |150819|

В соответствии с данными таблицы доля иностранного капитала в валовом

внутреннем продукте в 2000 г. в Республике Беларусь составила всего лишь

6%, в то время как в России и на Украине - 38%, а в Польше - 21%.

Анализ структуры уже привлеченных иностранных инвестиций в Республику

Беларусь показывает их весьма узкую отраслевую направленность. Так,

наибольшая доля привлекаемых инвестиций приходится на отрасли

промышленности (70,5%), а в отрасли сельского хозяйства - 0,4% (табл. 2.4).

Таблица 2.4

Распределение прямых иностранных инвестиций по отраслям экономики

Республики Беларусь по состоянию на 1.07.2000 г.

| Отрасль |Величина,|

|экономики |% |

|Транспорт |4,1 |

|Связь |3,2 |

|Строительство |1,2 |

|Торговля |13,5 |

|Сельское |0,4 |

|хозяйство | |

|Промышленность |70,5 |

|Остальные |7,1 |

Данная ситуация в целом отражает, что в Республике Беларусь начался

процесс формирования материально-технической базы для активизации

обновления основного капитала в отраслях экономики (табл. 2.5).

Таблица 2.5

Структура инвестиций в основной капитал по отраслям экономики за

период 1985-2000 гг. (в % к итогу).

|Годы |Всего |В том числе по отраслям экономики |

|Прямые инвестиции, всего |72,6 |189,7 |105,2 |

|В том числе страны СНГ |53,4 |125,4 |39 |

|За границу, всего |0 |-2,1 |-2,4 |

|В том числе в страны СНГ |0 |-0,7 |-0,8 |

|Во внутреннюю экономику, |72,6 |191,8 |107,6 |

|всего | | | |

|В том числе в страны СНГ |53,4 |126,1 |39,8 |

|Портфельные инвестиции, |-14,5 |-42,8 |13,9 |

|всего | | | |

|В том числе в страны СНГ |-14,5 |-42,8 |13,9 |

|Активы (нерезиденты), всего |-17,7 |-80,3 |26,8 |

|В том числе в страны СНГ |-17,7 |-80,3 |26,8 |

|Обязательства (резиденты), |3,2 |37,5 |-12,9 |

|всего | | | |

|В том числе в страны СНГ |3,2 |37,5 |-12,9 |

|Другие инвестиции, всего |401,4 |431,1 |496,9 |

|В том числе в страны СНГ |229,7 |366,8 |374,4 |

Анализируя данные таблицы, наблюдается тенденция роста как прямых, так и

портфельных инвестиций. Это немаловажно для развития национальной экономики

Республики Беларусь, поскольку в целом происходит увеличение международных

потоков портфельных инвестиций и усиление диверсификации их по двум

основным направлениям: происходит перераспределение капиталов, как между

странами, так и между отраслями. Межотраслевое перераспределение в мировом

масштабе выражается в росте портфельных инвестиций, прежде всего в

высокотехнологичные производства и такие отрасли, как телекоммуникации,

разработка программного обеспечения, услуги Интернета. Приток же в страну

прямых инвестиций и селективный выбор их направлений по приоритетным

отраслям экономики способен обеспечить создание новых наукоемких

производств, сокращение безработицы, укрепление конкурентоспособности

предприятий, отраслей и страны в целом. Анализ складывающихся тенденций в

экономике указывает на углубление интеграции материального и

нематериального производств, поскольку высокие технологии во все большей

степени распространяются в сфере услуг, а материальная сфера, в свою

очередь, является крупнейшим потребителем специализированных услуг.

Происходит расширение масштабов новых договорных отношений между субъектами

хозяйствования, осуществляемых в электронной форме, без посредства бумажных

носителей (банковские услуги, факторинг, лизинг, инвестиционные контракты и

т. д.), формируются новые стратегии объединений предприятий. Структурные

характеристики стран, инвестирующих Республику Беларусь представлены в

табл. 7.

Таблица 2.7

Структурная характеристика основных стран-инвесторов Республики Беларусь

по состоянию на 1.07.2000 г.

|Страны |Доля в общем объеме |

| |иностранных инвестиций |

|Нидерланды |25,6 |

|Германия |21,7 |

|США |16,8 |

|Польша |5,8 |

|Кипр |3,7 |

|Ирландия |2,8 |

|Швейцария |2,6 |

|Австрия |2,3 |

3. Защита иностранных инвестиций.

Процесс инвестирования связан с определенными рисками для зарубежных

предпринимателей, причем помимо коммерческих существуют так называемые

некоммерческие риски, которые обусловлены политической, экономической и

правовой нестабильностью в стране. Существуют такие понятия как

неопределённость и риск. Под неопределенностью понимается неполнота или

неточность информации обусловленной реализацией проекта. Неопределенность

характеризуется понятием риска. Риск - возможность потери предпринимателем

его средств или активов.

При расчете эффективности проекта принято учитывать следующие виды

неопределенностей и рисков:

1. Риск, связанный с нестабильностью экономического законодательства и

текущей экономической ситуацией, а также условий инвестирования и

использования прибыли.

2. Внешнеэкономический риск (возможность закрытия границ или введения

ограничений на торговлю).

3. Нестабильность политической ситуации, неблагоприятные социально-

политические изменения в стране или регионе.

4. Возможность изменения валютных курсов цен и рыночной конъюнктуры.

5. Неопределенность природно-климатических условий, возможность

стихийных бедствий.

6. Производственно-технологический риск (аварии, отказы оборудования,

технологический брак).

В этой связи очень важным моментом является система гарантий,

предоставляемых иностранным инвесторам. Закон об иностранных инвестициях

предусматривает в ст. 34-37 гарантии, содержание которых сводится к

следующему:

• Недискриминационный режим иностранных инвестиций. Правовой режим

иностранных инвестиций на территории Республики Беларусь, условия

деятельности иностранных инвесторов и создаваемых с их участием предприятий

не могут быть менее благоприятными, чем соответствующий режим для имущества

и имущественных прав, а также условия для инвестиционной деятельности

юридических и физических лиц Республики Беларусь, кроме случаев,

предусмотренных Законом.

По сути, Закон предоставляет иностранным инвесторам национальный

режим, хотя и с некоторыми ограничениями и рядом преференций. Надо сказать,

что закрепленный в Законе принцип национального режима является в странах с

рыночной экономикой основным по отношению к иностранным инвесторам,

причем данный принцип закреплен в целом ряде международных соглашений, в

частности, таких как «Руководящие принципы для международных инвестиций»

(1972 г.), «Кодекс либерализации движения капитала» (1961 г.), «Декларация

о международных капиталовложениях и многонациональных предприятиях» (1976

г.).

Инвестиционный Кодекс, принятый Парламентом Республики Беларусь,

также, как и Закон, устанавливает национальный режим для иностранных

инвесторов, указывая на то, что государство гарантирует равенство прав,

предоставляемых инвесторам и защиту инвестиций, независимо от форм

собственности инвестора, организационно-правовой формы и страны регистрации

юридического лица-инвестора и гражданства (подданства) физического лица

инвестора.

Вместе с тем следует заметить, что в нашей стране еще нет

соответствующих условий для реализации данного режима. Как и в других

странах с переходной экономикой, в Беларуси существуют как минимум три

фактора, которые требуют введение для иностранных инвестиций определенных

исключений из национального режима.

Во-первых, национальный режим осуществления хозяйственной

деятельности в Беларуси во многом непривлекателен для иностранных

инвесторов, а иногда и противоречит их интересам. Иностранный инвестор

зачастую не может согласиться с потерями, связанными с применением к нему

национального режима.

Во-вторых, имеются серьезные различия между национальным режимом

Беларуси и режимами развитых стран, экспортирующих капитал. Многие

зарубежные предприниматели, несмотря на преференции и гарантии, не рискуют

вкладывать деньги в отечественную экономику. Сильный налоговый пресс,

большой удельный вес государственной собственности, нестабильное

законодательство, слабая предпринимательская инфраструктура, негативное

отношение в обществе к предпринимателям - вот только некоторые из факторов,

отрицательно характеризующих национальный режим ведения хозяйственной

деятельности. Все это означает, что в такой ситуации определенная часть

иностранных инвестиций в национальную экономику будет просто упущена.

В-третьих, интересы привлечения иностранного капитала

обуславливают особые льготы и гарантии для инвесторов, хотя с

общетеоретической точки зрения национальный режим является самым

оптимальным общим правовым режимом, который можно представить в связи с

осуществлением инвестирования.

Следует отметить, что по вопросу выбора оптимального режима

иностранных инвестиций высказываются подчас самые полярные точки зрения.

Некоторые специалисты отдают предпочтение преференциальному режиму,

поскольку предоставление такого режима вполне оправдано в связи с тем, что

инвестирование осуществляется в особо социально значимую и более

рискованную сферу производства материальных и духовных благ.

«Преференциальный режим», с их точки зрения, позволяет, например,

компенсировать дополнительные расходы инвесторов, которые не возникают у

других видов субъектов экономических отношений. Подобный режим является

стимулирующим для привлечения инвестиций в национальную экономику.

Другие — исходят в своих суждениях из концепции регулирования

иностранных инвестиций в рамках законодательства о конкуренции.

Соглашаясь в целом с позицией последних, следует отметить, что

реализация концепции, которую они предлагают, по нашему мнению, является

отдаленной перспективой, поскольку идея привлечения иностранных инвестиций

на основе законодательства о конкуренции может быть претворена в жизнь

только в условиях сложившейся рыночной экономики. В условиях нестабильной

правовой базы и в отсутствии определенных гарантий иностранные инвесторы

вряд ли решатся на сколько-нибудь крупные вложения в экономику страны-

реципиента.

• Гарантии от изменения законодательства. В случае если акты

законодательства Беларуси, принятые после регистрации предприятия с

иностранными инвестициями, ухудшают положение и условия иностранных

инвесторов и создаваемых с их участием предприятий (т. е. на них

возлагается дополнительные либо увеличенные по сравнению с ранее

существовавшими обязанности или они ограничиваются либо лишаются имевшихся

прав), то к инвесторам, предприятию с иностранными инвестициями и (или)

иностранным инвестициям в течение пяти лет применяется законодательство,

действовавшее на день регистрации предприятия с иностранными инвестициями.

Вместе с тем данные требования не распространяются на изменение

законодательства республики в области обеспечения обороноспособности,

экологической безопасности и охраны здоровья населения.

• Гарантии от принудительных отчуждений. Иностранные инвестиции не могут

быть национализированы, реквизированы, изъяты, захвачены, принудительно

куплены либо взяты или подвергнуты другим действиям, эквивалентным по

последствиям и ведущим к лишению иностранного инвестора его права

собственности либо контроля или существенного преимущества его инвестиций,

кроме как по приговору или решению суда, а также по мотивам общественной

безопасности, при соблюдении определенных законом условий и порядка, со

своевременным и полным компенсированием стоимости отчужденного имущества.

Отечественный законодатель предусматривает, что убытки, причиненные

иностранному инвестору либо предприятию с иностранными инвестициями в

результате принудительного отчуждения, возмещаются органом, принявшим

решение о принудительном отчуждении. Однако в Законе не указано, какие

органы вправе принимать подобные решения. Не определено также, что

представляет собой изъятие, захват, принудительный выкуп. В законе не дано

толкование национализации и реквизиции. Причем, если в ст. 243 Гражданского

кодекса дано понятие реквизиции, то о национализации законодатель

умалчивает, поскольку ст. 245 такого же кодекса «Национализация» всего лишь

отсылает к специальному закону о порядке и условиях национализации.

Вместе с тем проблемы национализации собственности существенным образом

влияют на инвестиционный климат. Акты национализации и огосударствления

частной собственности как национальной, так и иностранной, после 1917 года

без какой бы то ни было компенсации, с точки зрения международного права

считаются неправомерными. Отрадно, международно-правовая практика Беларуси

(в подписанных и ратифицированных инвестиционных договорах) пошла по пути

признания правомерности актов законной национализации только при условии

выплаты компенсации за национализированное имущество. Представляется

необходимым закрепить в Законе положение, в соответствии с которым

национализация будет рассматриваться, как исключительная мера и решение о

ней будет приниматься только парламентом страны, что также будет являться

определенной гарантией для иностранных инвесторов.

• Гарантии компенсации при возмещении убытков от незаконных действий

государственных органов и их должностных лиц. Убытки, понесенные

иностранным инвестором в результате исполнения им акта, решения, указания

государственных органов или их должностных лиц, нарушивших права инвестора,

предприятия, а также убытки, полученные в результате ненадлежащего

исполнения такими органами или их должностными лицами в отношении инвестора

либо предприятия обязанностей, предусмотренных законодательством Республики

Беларусь, подлежат компенсации этими органами по решению суда. Компенсация

должна быть своевременной, адекватной и эффективной.

К сожалению, законодатель не установил конкретного срока, в течение

которого должна быть выплачена компенсация, указав лишь, что она должна

выплачиваться без задержки. Таким образом, есть основания усомниться в

эффективности вышеназванной гарантии.

• Гарантии по использованию доходов от инвестиционной деятельности. После

уплаты налогов и сборов иностранным инвесторам в отношении принадлежащих им

доходов, полученных от использования их инвестиций, гарантируются следующие

направления использования доходов:

• использование их на цели инвестирования и реинвестирования, а

также на покупку товаров на территории Республики Беларусь;

• использование их на покупку другой валюты на внутреннем рынке

Республики Беларусь;

• беспрепятственный перевод доходов в валюте в страну

происхождения инвестиций или в любую другую страну.

Данным гарантиям придается большое значение практически во всех

соглашениях о поощрении и взаимной защите инвестиций. Гарантия перевода

капиталов и прибылей связана с повседневной инвестиционной деятельностью и

составляет основу таких соглашений.

• Страхование имущества. Одним из традиционных, достаточно эффективных

способов защиты имущественных прав физических и юридических лиц является

страхование. Возможность застраховать свои вложенные средства является для

инвестора гарантией того, что в случае их потери он получит хотя бы

частичное возмещение потерь в виде страхового возмещения. Подавляющее

большинство законов зарубежных стран об иностранных инвестициях содержат

правило, в соответствии с которым инвесторам представляется возможность

самим определять, стоит ли им воспользоваться страховой защитой своих

имущественных интересов. Белорусский Закон не является в этом смысле

исключением. В соответствии со ст.37 Закона страхование имущества и рисков

предприятия с иностранными инвестициями осуществляется по его усмотрению в

любых организациях, осуществляющих страховые функции на законных

основаниях, если законодательством Республики Беларусь не предусмотрено

обязательное страхование. Однако специальный закон «О страховании» в

значительной степени элиминирует возможности защиты иностранных инвесторов

путем страхования, как ни парадоксально это звучит. Дело в том, что по

смыслу ст. 7 вышеназванного закона, иностранные юридические и физические

лица, инвестирующие свой капитал в экономику Республики Беларусь, имеют

право застраховать свой имущественный интерес только у страховщиков

Республики Беларусь. Такое положение, как правило, не соответствует

интересам иностранных инвесторов, так как они предпочли бы страховать свои

интересы в известных им страховых организациях, т. е. у себя в стране или в

страховых компаниях, чья надежность не вызывает у них сомнения. Кроме того,

в ситуации, когда для Беларуси является характерным отсутствие мощных

частных страховых компаний, способных страховать крупные инвестиционные

проекты, институциональные инвесторы не решаются вкладывать значительные

средства в экономику республики, в том числе и по этой причине.

Вместе с тем, в деле страхования иностранных инвестиций нашим

государством сделан целый ряд позитивных шагов. В частности, для реализации

защиты инвестиций в рамках системы страхования «Национальная программа

привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь» констатировала

необходимость обеспечить максимально возможное взаимодействие страховых

обществ с крупными зарубежными перестраховщиками. Предлагалось также решать

проблему страхования путем организации страховых пулов, создания института

страховых брокеров, что позволило бы в короткие сроки максимально

использовать имеющийся страховой капитал, распределить риски между

страховыми организациями республики (данные предложения были реализованы в

целом ряде нормативных актов, регулирующих вопросы страхования). Наконец, в

Страницы: 1, 2, 3


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.