бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Экономическая роль государства в рыночном хозяйстве

образования крупных компаний типа трестов и концернов, а также против

недобросовестной конкуренции. Создан социальный орган – Государственный

комитет РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических

структур. Данному Комитету поручено осуществлять контроль, за тем, чтобы

образование ассоциаций, корпораций, концернов не приводило к монополизации

на рынке. Он имеет право давать разрешению на регистрацию новых крупных

экономических структур и на перерегистрацию уже существующих крупных

организаций.[7,c.97]

На международном уровне конкуренция регулируется специальными

межгосударственными соглашениями, документами Комиссии ООН по

промышленности и торговле, Европейского Экономического Сообщества и других

организаций.

Налоговая и кредитная формы регулирования предусматривают

использование налогов и кредитов в целях воздействия на национальный объем

производства. Изменяя налоговые ставки, льготы, правительство воздействует

на сужение или расширение производства, на инвестиционные решения. Варьируя

условия кредитования, государство влияет на уменьшение или увеличение

объема производства. Продавая ценные бумаги, оно сокращает банковские

резервы, при этом повышаются процентные ставки и соответственно сокращается

производство. Скупая же ценные бумаги, государство увеличивает банковские

резервы, при этом процентные ставки падают и производство расширяется.

Субвенционная форма регулирования предполагает предоставление

государственных субсидий или налоговых льгот отдельным отраслям,

предприятиям (главным образом таким отраслям, как сельское хозяйство,

добывающая промышленность, судостроение, транспорт). Доля субвенции в ВНП

развитых стран составляет 5—10%. Выделяя субсидии, снижая налоговые ставки,

государство тем самым изменяет распределение ресурсов, и субсидируемые

отрасли получают возможность возмещать издержки, которые в противном случае

они не могли бы покрывать по рыночным ценам.

Некоторые западные экономисты считают, что субвенции нарушают действие

рыночного механизма, препятствуют адекватному распределению экономических

ресурсов, тормозят реагирование рынка на изменение запросов и доходов на

стороне спроса и на изменение издержек и количества произведенной продукции

на стороне предложения.

Государственное предпринимательство, как правило, осуществляется в

областях, в которых хозяйствование противоречит природе частных фирм или же

в которых требуются огромные инвестиции и риск. Государственные предприятия

занимают существенные позиции в таких отраслях, как энергетика, черная

металлургия, транспорт, связь. Доля государственного предпринимательства

варьируется в различных странах, но в названных отраслях она довольно

весома, о чем свидетельствуют данные.

7.Распределение государственных функций между тремя ступенями власти:

федеральным правительством, краевым (областным) управлением) и городским

(районным).

Общее распределение полномочий и функций между различными ступенями

государственной власти определено Конституцией Российской Федерации в

ст.ст.71, 72 и 132 соответственно для каждого уровня.

Более детальное разъяснение функций для каждой из ступеней власти

содержится в определяющих их полномочия законодательных актах.

Так федеральное правительство согласно Закона РФ от 22 декабря 1992 г.

N 4174-1 «О Совете Министров – Правительстве Российской Федерации»:

- осуществляет управление экономическими и социально-культурными

процессами, создает условия для свободного предпринимательства на

основе рационального сочетания всех форм собственности,

демонополизации экономики, реализации правового механизма рыночной

экономики;

- способствует осуществлению мер по укреплению денежной и кредитной

системы в Российской Федерации, разрабатывает и осуществляет меры по

проведению единой политики цен, обеспечению гарантий законодательно

установленных размера оплаты труда и уровня социального обеспечения;

- организует разработку и исполнение федерального бюджета Российской

Федерации, а также прогнозов экономического и социального развития

Российской Федерации и важнейших федеральных программ;

- обеспечивает в соответствии с законами Российской Федерации и указами

Президента Российской Федерации нормативное регулирование и

руководство органами исполнительной власти по защите прав

собственности на всей территории Российской Федерации;

- обеспечивает поддержку наименее социально защищенных групп населения,

реализацию социальных гарантий граждан;

- разрабатывает направления государственной социальной политики,

принимает меры к обеспечению социальной и правовой защищенности

граждан, их права на труд, совершенствует систему социального

обеспечения;

- осуществляет руководство в области внешней торговли и других видов

внешнеэкономической деятельности, научно-технического и культурного

сотрудничества.

Органы государственной власти края, области в пределах своих

полномочий определенных Указом Президента РФ от 22 октября 1993 г. N 1723

«Об основных началах организации государственной власти в субъектах

Российской Федерации» осуществляют:

- правовое (законодательное) регулирование;

- рассматривают и утверждает бюджет края, области;

- принимают правовые (законодательные) акты о введении или отмене

налогов, освобождении от их уплаты, об изменении финансовых

обязательств края, области, а также другие правовые акты,

предусматривающие расходы, покрываемые за счет бюджета края, области;

- осуществляют контроль за исполнением принятых ими правовых

(законодательных) актов, исполнением бюджета и распоряжением

(отчуждением) имуществом, относящимся к их собственности.

В ведении муниципальных образований (Федеральный закон от 28 августа

1995 г. N 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в

Российской Федерации») находятся вопросы местного значения, а также

отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы

местного самоуправления. К вопросам местного значения относятся:

- принятие и изменение уставов муниципальных образований, контроль за

их соблюдением;

- владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью;

- местные финансы, формирование, утверждение и исполнение местного

бюджета, установление местных налогов и сборов, решение других

финансовых вопросов местного значения;

- комплексное социально-экономическое развитие муниципального

образования;

- контроль за использованием земель на территории муниципального

образования;

- создание условий для обеспечения населения услугами торговли,

общественного питания и бытового обслуживания;

Ознакомиться с более полным списком функций можно в указанных

законодательных актах, перечисленные же выбраны как наиболее важные и

имеющие отношение к экономике.

8.Основные инструменты государственного регулирования

Прежде всего важно различать две основные формы: прямое вмешательство

через расширение государственной собственности на материальные ресурсы,

законотворчество и управление производственными предприятиями и косвенное

вмешательство с помощью различных мер экономической политики.

Прямое вмешательство государства – это принятие законодательных актов,

призванных упорядочить и развивать отношения между элементами рыночной

системы. Примером государственного регулирования экономики путём издания

законодательных актов может служить положение о кооперации во

Франции.[8,c.53]

Косвенное вмешательство. В зависимости от цели вмешательства, меры

экономической политики могут быть направлены на:

1) стимулирование капиталовложений;

2) обеспечение полной занятости;

3) стимулирование экспорта и импорта товаров, капиталов и рабочей силы;

4) воздействие на общий уровень цен в целях его стабилизации;

5) поддержку устойчивого экономического роста;

6) перераспределение доходов.

Для проведения этих разнообразных мер государство прибегает главным

образом к фискальной и кредитно-денежной политике. Фискальная политика –

это бюджетная политика. Её можно определить как политику, проводимую путём

манипулирования государственными доходами и расходами. Кредитно-денежная

политика – это политика, проводимая путём регулирования денежной массы в

обращении и совершенствовании кредитной сферы. Оба эти направления

государственной политики тесно связаны друг с другом. Однако эта связь в

рыночной и централизованной экономике существенно различается.

Страны с рыночной экономикой постоянно ищут оптимальное сочетание

государственного регулирования и функционирования естественно сложившегося

рыночного механизма.

9.Роль налогов в рыночной экономике

В рыночной экономике налоги выполняют столь важную роль, что можно с

уверенностью сказать: без хорошо налаженной, чётко действующей налоговой

системы, эффективная рыночная экономика невозможна.

В чём же конкретно состоит роль налогов в рыночной экономике, какие

функции они выполняют? Отвечая на эти вопросы, обычно начинают с того, что

налогам принадлежит решающая роль в формировании доходной части

государственного бюджета. Это, конечно, так. Но на первое место следует

поставить функцию, без которой в экономике, базирующейся на товарно-

денежных отношениях, нельзя обойтись. Эта функция налогов – регулирующая.

Рыночная экономика в развитых странах – это регулируемая экономика.

Представить себе эффективно функционирующую рыночную экономику в

современном мире, не регулируемую государством, невозможно. Иное дело – как

она регулируется, какими способами, в каких формах. [9,c.59]

Государственное регулирование осуществляется в двух основных направлениях:

1) Регулирование рыночных, товарно-денежных отношений. Оно состоит

главным образом в определении “правил игры”, т.е. разработка

законов, нормативных актов, определяющих взаимоотношение

действующих на рынке лиц, прежде всего предпринимателей,

работодателей и наёмных рабочих. К ним относятся законы,

постановления, инструкции государственных органов, регулирующие

взаимоотношения товаропроизводителей, продавцов и покупателей,

деятельность банков, а так же бирж труда. Это направление

государственного регулирование рынка непосредственно с налогами не

связано.

2) Регулирование развития народного хозяйства, общественного

производства, когда основным объективным экономическим законом,

действующим в обществе, является закон стоимости. Здесь речь идёт,

главным образом, о финансово-экономических методах воздействия

государства на интересы людей, предпринимателей, с целью

направления их деятельности в нужном, выгодном обществу

направлении.

В условиях рынка сводятся к минимуму методы административного подчинения

предпринимателей, постепенно исчезает само понятие “вышестоящие

организации”, имеющие право управлять деятельностью предприятий с помощью

распоряжений, команд и приказов.[10,c.23]

Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия

налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создаёт

условия для ускоренного развития определённых отраслей и производств,

способствует решению актуальных для общества проблем. Так, в настоящее

время нет, пожалуй, более важной для нас задачи, чем подъём сельского

хозяйства, решении продовольственной проблемы. В связи с этим, в Российской

Федерации освобождены от налога на прибыль колхозы, совхозы и другие

сельскохозяйственные производства.

Другой пример. Хорошо известно, что эффективно функционирующую рыночную

экономику невозможно себе представить без развития малого бизнеса. Без него

трудно создать благоприятную для функционирования товарно-денежных

отношений экономическую среду. Государство должно способствовать развитию

малого бизнеса, поддерживать его путём создания специальных фондов

финансирования малого предприятия, льготного кредитования, льготного

налогообложения.

Другая функция налогов – стимулирующая. С помощью налогов и льгот

государство стимулирует технический процесс, увеличение числа рабочих мест,

капитальные вложения о расширении производства др.

Следующая функция налогов – распределительная, или, перераспределительная.

Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства,

направляемые затем на решение народно-хозяйственных проблем, как

производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых,

комплексных целевых программ – научно-технических, экономических и др.

С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и

предпринимателей, доходов граждан, направляя их на развитие

производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции и

капиталовложения. Перераспределительная функция налоговой системы носит

ярко выраженный социальный характер. Соответствующим образом построенная

налоговая система позволяет придать рыночной экономике социальную

направленность, как это сделано в Германии, Швеции и многих других

странах.[11,c.45]

10. Проблемы и ограничения государственного вмешательства.

Очевидно, что современная рыночная система немыслима без вмешательства

государства. Однако существует грань, за которой происходят деформации

рыночных процессов, падает эффективность производства. Тогда рано или

поздно встает вопрос о разгосударствлении экономики, избавление ее от

чрезмерной государственной активности. Существуют важные ограничения для

регулирования. Например, недопустимы любые действия государства,

разрушающие рыночный механизм (тотальное директивное планирование,

всеохватный административный контроль за ценами и др. ). Это не означает,

что государство снимает с себя ответственность за неконтролируемый рост цен

и должно отказаться от планирования. Рыночная система не исключает

планирования на уровне предприятий, регионов и даже народного хозяйства;

правда, в последнем случае оно обычно является "мягким", ограниченным по

срокам, масштабам и другим параметрам, и выступающим в виде национальных

целевых программ. Также следует отметить, что рынок во многом является

самонастраивающейся системой, и поэтому влиять на него следует только

косвенными, экономическими методами. Однако в ряде случаев, применение

административных методов не только допустимо, но и необходимо. Нельзя

уповать только на экономические либо только на административные меры. С

одной стороны, элементы администрирования несет в себе любой экономический

регулятор. Например, денежное обращение ощутит влияние такого известного

экономического метода, как ставка по кредитам центрального банка не раньше,

чем будет принято административное решение. С другой стороны, в каждом

административном регуляторе есть нечто экономическое в том смысле, что он

косвенно сказывается на поведении участников экономического процесса.

Прибегая, скажем, к прямому контролю за ценами, государство создает для

производителей особый экономический режим, вынуждает их пересматривать

производственные программы, искать новые источники финансирования

инвестиций и т. д. [16,c.40]

Среди методов государственного регулирования не существует совершенно

непригодных и абсолютно неэффективных. Нужны все, и вопрос лишь в том,

чтобы определить для каждого те ситуации, где его применение наиболее

целесообразно. Хозяйственные потери начинаются тогда, когда власти выходят

за границы разумного, отдавая чрезмерное предпочтение либо экономическим,

либо административным методам.

Нельзя забывать и о том, что самими экономическими регуляторами следует

пользоваться предельно осторожно, не ослабляя и не заменяя рыночные

стимулы. Если государство игнорирует это требование, запускает регуляторы,

не думая, как их действие отразится на механизме рынка, последний начинает

давать сбои. Ведь денежная или налоговая политика по силе своего

воздействия на экономику сравнима с централизованным планированием.

Надо иметь в виду, что среди экономических регуляторов нет ни одного

идеального. Любой из них, принося положительный эффект в одной сфере

экономики, непременно дает негативные последствия в других. Здесь ничего

нельзя изменить. Государство, использующее экономические инструменты

регулирования, обязано их контролировать и своевременно останавливать.

Например, государство стремится обуздать инфляцию, ограничивая прирост

денежной массы. С точки зрения борьбы с инфляцией эта мера эффективна,

однако она приводит к удорожанию центрального и банковского кредита. А если

процентные ставки растут, становится все труднее финансировать инвестиции,

начинается торможение экономического развития. Именно так ситуация

развивается в России.

10.1.Дерегулирование и приватизация.

Вмешательство государства в экономику требует довольно крупных расходов.

Они включают в себя как прямые затраты (подготовка законодательных актов и

контроль за их исполнением), так и косвенные (со стороны фирм, которые

должны исполнять государственные инструкции и отчетности). Кроме того,

считается, что государственные регламентации снижают стимул к

нововведениям, к вхождению новых конкурентов в отрасль, так как для этого

требуется разрешение соответствующей комиссии.

По оценкам американских специалистов, государственное воздействие на

экономическую жизнь приводит к падению темпов роста приблизительно на 0,4%

в год (Lipsey R., Steiner P., Purvis D. Economics, N. Y. 1987, P.422).

В силу определенных несовершенств государственное вмешательство иногда

влечет за собой потери. В связи с этим в последние годы обострился вопрос о

дерегулировании экономики и о приватизации. Дерегулирование предполагает

снятие законодательных актов, которые сдерживают вхождение потенциальных

конкурентов на рынок, устанавливают цены на определенные товары и услуги.

Например, в США в 80-е годы дерегулирование затронуло грузовой

автотранспорт, железнодорожный и воздушный виды транспорта. В результате

снизилися цены и улучшилось обслуживание пассажиров. Американскому обществу

дерегулирование грузовых перевозок, воздушного и железнодорожного

транспорта принесло выгоду, оцениваемую соответственно в 39-63 млрд. дол.,

15 млрд. дол. и 9-15 млрд. дол. в год (Economic Report of the President,

Wash., 1989. P. 188). [15,c.93]

Приватизация - продажа государственных предприятий частным лицам или

организациям - направлена на повышение хозяйственной рациональности. Она

вызвана тем, что государственные предприятия оказываются убыточными и

неэффективными. Западные экономисты подчеркивают, что государственный

сектор не дает такого мощного стимула к снижению издержек и получению

мощной прибыли, как это делает частное предпринимательство. Для

предпринимателя - одно из двух: прибыль или убытки. Если частное

предприятие терпит убытки долгое время, то оно закрывается.

Государственному же предприятию оказывается помощь, поэтому оно может не

стремиться к повышению своей рентабельности.[13,c.42]

Это еще раз доказывает, что государственное вмешательство нужно только там,

где оно жизненно необходимо. Во всех остальных случаях рынок более

эффективно решит поставленные экономические задачи.

Государственное регулирование в сельском хозяйстве.

В современной западной экономике сельское хозяйство - одна из важнейших

сфер активного вмешательства. В этой области производства главный принцип

свободного рынка, а именно игра спроса и предложения, оказывается

практически неприменим. Правда, и государственное вмешательство - далеко не

панацея. Например, в Западной Европе правительства традиционно уделяют

большое внимание проблемам аграрного рынка, однако ни производители, ни

потребители не удовлетворены положением дел в аграрном секторе.

Источник проблем в том, что в развитых странах благодаря высокой

производительности труда производство аграрной продукции значительно

превышает потребности населения.

Цели государственного регулирования в сфере сельского хозяйства включают:

а) повышение производительности путем внедрения технического прогресса и

рационализации производства, максимально эффективному использованию всех

производственных факторов, особенно рабочей силы;

б) обеспечение занятости в аграрном секторе и соответствующего уровня жизни

сельского населения;

в) стабилизация рынков сельскохозяйственной продукции;

г) гарантированное снабжение внутреннего рынка;

д) забота о поставках аграрной продукции потребителям по "разумным ценам".

(В. Варга "Роль государства в рыночном хозяйстве"-МЭиМО,1992г., N 11,

стр.139. )

Государством устанавливаются и ежегодно пересматриваются минимальные цены

на важнейшие сельскохозяйственные продукты. Тем самым производители

защищаются от резкого падения цен. В то же время внутренний рынок

ограждается от дешевого импорта и чрезмерных колебаний цен с помощью

системы дополнительных ввозных пошлин. Поэтому в странах ЕС цены на

продукты питания заметно выше цен мирового рынка. Затраты в связи с

проведением аграрной политики несет государственный бюджет.

Функционирование этого механизма можно проиллюстрировать на примере рынка

зерна. Исходным пунктом является ориентировочноя цена, рекомендуемая

государством. Она несколько превышает рыночную цену, чем гарантируются не

только доходы сельских хозяев, но и создаются стимулы к расширению

производства. В результате предложение превышает спрос. Когда рыночная цена

снижается до определенного уровня, предлагаемое сельскими хозяевами зерно

скупается государством по так называемой "интервенционной цене" в

неограниченных количествах. [12,c.87]

Таким образом, хотя каждый производитель должен сам нести риск сбыта, на

деле это правило не действует в отношении производителей многих аграрных

продуктов.

Существуют и механизмы защиты от дешевого импорта и поощрения экспорта. Это

означает, что при ввозе устанавливается ввозная пошлина, приравнивающая

цену продукта к внутренней цене. При вывозе же государство выплачивает

экспортерам разницу между внутренней ценой и ценой мирового рынка.

Надо заметить, что данная политика спровоцировала много проблем. С одной

стороны, накоплены огромные запасы продовольствия, с другой - недовольства

крестьян, считающих, что не обеспечен их прожиточный минимум. В данной

ситуации крупные агропромышленные предприятия получают приличные доходы, в

то время как мелкие производители едва сводят концы с концами.

Таким образом, сельское хозяйство остается слабым местом государственного

регулирования. Однако, по-видимому, положение дел в сельском хозяйстве

останется неизменным.

Заключение

1. Минимально необходимые границы регулирования реального рынка

определяются организацией денежного обращения, производством общественных

товаров и услуг и устранение внешних эффектов. Максимально допустимые

границы вмешательства государства в экономику определяются

перераспределением доходов, обеспечение некоторого уровня занятости,

противодействием монополизму и инфляции, проведением региональной политики.

2. Государство выполняет свои функции, применяя экономические и

административные методы. Они взаимосвязаны и вместе с тем противоположны.

Существуют области, где применение административных методов эффективно и не

противоречит рыночному механизму.

3. В некоторых ситуациях рыночный механизм не может автоматически

обеспечить равновесие из-за внешних эффектов, возникающих в процессах

рыночного производства и потребления. Государство вмешивается в экономику и

обеспечивает псевдорыночное равновесие. Через специальный налог лно

осуществляет перераспределение доходов в пользу тех, кто несёт не учтённый

рынком ущерб. Государство вмешивается в ценообразование, чтобы цена на

товары и услуги учитывала внешние эффекты.

4. Выход государства за ограниченные максимальные границы делает

необходимым разгосударствление экономики. Проблема особа актуальна для

стран переходящих от тотального огосударствления экономики к рынку. Хорошо

зарекомендовали себя такие способы разгосударствления, как приватизация

собственности, либерализация рынков, оздоровление государственного сектора.

Список используемой литературы

В. Варга "Роль государства в рыночном хозяйстве", МЭиМО, N 10-11, 1999.

Заставенко, Райзберг "Государственные программы и рынок", Экономист, N 3,

2001.

Камаев В.Д., “Учебник по основам экономической теории”, М.: “Владос”, 2000

г.

Камаев В.Д., “Экономическая теория. Учебник”, М.: Владос, 1999 г.

Киперман Г.Я., Беляев А.З., “Налогообложение предприятий и граждан в РФ”,

М.: МВЦ, 1998 г.

1. Лившиц А.Я., Никулина И.Н., “Введение в рыночную экономику”, М.: Высшая

школа, 1999 г.

Лившиц "Государство в рыночной экономике", Российский экономический журнал,

N 11-12,2000

И. П. Мерзляков "О становлении рыночной экономики", Финансы, N 1, 1999.

К. Макконнелл, С. Брю "Экономикс", Таллинн, 2000

В. Максимова, А. Шишов "Рыночная экономика. Учебник", Москва, СОМИНТЕК,

1999.

И. П. Мерзляков "О становлении рыночной экономики", Финансы, N 1,2000.

В. Папава "Роль государства в современной экономической системе", Вопросы

Рыночная экономика. Учебник. Том 1, часть 1. Издательство “Соминтек”.

Москва 2001.

Е. Чувилин, В. Дмитриева "Государственное регулирование и контроль цен в

капиталистических странах", Москва, "Финансы и статистика", 2001.

Чепурин М.Н., Киселёва Е.А. “Курс экономической теории”, Киров “АСА”, 2000

г.

Е. Чувилин, В. Дмитриева "Государственное регулирование и контроль цен в

капиталистических странах", Москва, "Финансы и статистика",2000.

С. Холланд "Планирование и смешанная экономика", Вопросы экономики, N 1,

1999.

Страницы: 1, 2


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.