бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Экономические системы и их историческое развитие

нижней части диаграммы. Здесь уже домохозяйства в качестве предъявителей

спроса, а предприятия в роли агентов предложения

Эта упрощенная модель фиксирует продуктивные и ресурсные рынки и

демонстрирует важнейшие потоки «доходы – расходы» и потоки «ресурсы –

продукция», образующие кровеносную систему рыночной экономики.

5.1. ПОЗИТИВНЫЕ И НЕГАТИВНЫЕ СТОРОНЫ РЫНОЧНОГО

МЕХАНИЗМА

В своем воздействии на политическую систему рынок многогранен и

противоречив, выполняет как позитивную, так и негативную роль.

Позитивная роль рыночного механизма. Конкурентный рынок выполняет

распределительную и стимулирующую функции. Он способствует эффективному

распределению ресурсов, направляет их в производство тех товаров и услуг, в

которых общество более всего нуждается. Он стимулирует разработку и

внедрение наиболее эффективных технологий производства, обеспечивая

общество необходимыми товарами, созданными в наибольшем количестве из

имеющихся ресурсов. Тем самым стихийно обеспечивается максимально возможная

экономическая эффективность.

Конкурентный рынок регулирует отраслевую структуру , стимулирует

технический прогресс, обеспечивает ресурсоснабжение.

Через спрос — двигатель рыночной экономики конкурентный рынок

поворачивает производство к потребителю. Создает материальную

заинтересованность всех участников в удовлетворении их потребностей. Рынок

через общественную значимость производства и товаров, реализует ВНП,

освобождает экономику от дефицита товаров и услуг. В целом рынок через

конкурентное ценообразование обеспечивает сбалансированность экономики,

производства и потребления.

Основанные на личной свободе субъектов, конкурентный рынок координирует

экономическую деятельность людей без принуждения, создавая добровольную

состязательность между ними посредством купли-продажи. Таким образом,

механизм «самонастройки» (автоматическое функционирование и корректирование

рыночной экономики с помощью «невидимой руки») и свобода экономического

поведения людей свидетельствует в пользу рыночной системы. Однако

возможности рыночного механизма не безграничны.

Какие же аргументы можно привести против рыночной экономической

системы?

Многие экономисты-критики считают, что рыночная экономика стимулирует

участие своего главного контрольного механизма — конкуренции. Хотя. Как нам

кажется, конкуренция желательна, но она больше всего досаждает

индивидуальному производителю своей безжалостной деятельностью. И в

свободной, индивидуалистической среде рыночного капитализма предприниматели

в погоне за прибылью и в стремлении улучшить свои экономические позиции

пытаются освободиться от ограничительных пут конкуренции.

А также некоторые экономисты считают, что и сам технический прогресс,

который , как известно, рыночная экономика поощряет, способствует упадку

конкуренции.

Т.к. новейшая технология требует, как правило, использования очень

больших количеств реального капитала, крупных рынков; комплексного,

централизованного и строго интегрированного рынка и богатых, надежных

источников сырья. Все эти параметры характерны лишь для небольшого числа

крупных фирм. Т.е. концентрация экономической власти у одной или нескольких

крупных фирм, которой сопровождается упадок конкуренции, позволяет

обладанием этой власти осуществлять меры принуждения, что противоречит

основным тезисам рыночной системы.

На мой взгляд рыночная система порождает неравное распределение дохода,

формирование социальных классов и невозможность удовлетворить потребности

любого человека.

Но по утверждению некоторых экономистов, учитывая теорию вероятности,

можно считать, что равное распределение дохода скорее всего приведет к

максимальному удовлетворению потребителя. Основной аргумент в пользу

неравенства доходов состоит в том, что необходимо сохранить стимулы для

производства продукции и дохода. Я же придерживаюсь обратной точки зрения.

Каждый человек имеет право на достойное существование. Он не в коем случае

не виноват за ошибки своих родителей. И если допустить, что наступит равное

распределение доходов, то не в коем случае нельзя полагать, что это

приведет к максимальному удовлетворению потребностей, ведь человеческие

потребности безграничны как и его сознание и мысль.

Существуют также и некоторые другие аспекты несостоятельности рыночной

системы. Там, где спрос и предложение не отражает точно все выгоды и все

издержки производства, т.е. где существуют внешние выгоды и издержки,

рыночная система не способна обеспечить такое распределение ресурсов, какое

наилучшим образом удовлетворяет потребности общества. Рыночная экономика

учитывает лишь индивидуальные потребности, но существует много потребностей

в таких товарах и услугах, производство которых не может финансироваться

индивидами через посредство рынка. Например, такие товары и услуги, как

автомагистрали, борьба с наводнениями, национальная свобода и т.д. Рыночная

система не способна учитывать общественные или коллективные потребности.

Конкурентная рыночная экономика не гарантирует полной занятости и

стабильного уровня цен.

Поэтому здесь уместно говорить о границах приминимости рыночной

экономики.

5.2. ГАРНИЦЫ ПРИМЕНИМОСТИ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

Есть ли разумные границы рыночной системы, какова ее внутрь «мера»,

должна ли она носить всеохватывающий характер?

Во-первых, на современном этапе рыночная система не может быть

использована в тех сферах, которые непосредственно связана с развитием и

поддержанием человеческих способностей. Их формирование и развитие не

должны быть зависимы от уровня дохода.

Во-вторых, рыночная система не может быть распространена на те сферы

производства, где не существует прямой зависимости между усилиями субъектов

хозяйствования и результатом труда для общества в силу действия лежащих вне

общественных отношений факторов объективного порядка. В этих условиях в

конкурентной борьбе субъекты будут побеждать вне зависимости от

эффективности труда.

В-третьих, рыночная система не может быть использована для

регулирования производства в области, где слишком велик временной разрыв

между деятельностью субъекта и достижением конечных для общества

результатов, а также там, где требуется чересчур большая затрата сил и

средств (которые общество не может себе позволить увеличить на столько,

насколько это необходимо для организации конкуренции).

Наконец, в-четвертых, рыночная система непригодна в сферах, связанных с

защитой общества и государства, поддержанием его безопасности, а также с

созданием для него плана общества некоторых минимальных, признанных

общественно необходимыми его жизнедеятельности.

Можно назвать несколько таких сфер, где в современных условиях

использование рыночной системы может привести к торможению. Они перечислены

ниже.

Фундаментальная наука. Как известно, в фундаментальной науке результат

исследований заранее не может быть известен. Поэтому не существует прямой

связи между усилиями и способностями исследователя и полученными им

результатами, к тому же временной интервал между научным открытием и его

исследованием бывает достаточно емок. Кроме того, полезный для общества

результат конкретного исследования является, как правило, итогом

деятельности многих ученых. Распространение рыночной системы на

фундаментальную науку и недостаточное финансирование фундаментальных

научных исследований в России, с переходом в рыночную экономику, уже сейчас

создали реальную угрозу хронического и непреодалимого в дальнейшем

технологического отставания от развитых стран.

Сельскохозяйственное производство. Недостаточная «технологичность»

сельского хозяйства, связанная с непременным присутствием в

сельскохозяйственном производстве природных факторов, и в то же время его

«базисность» для всей современной экономики привели к тому, что во всех

развитых странах оно выделено по существу за рамки рыночной системы, что

выражается в системе дотаций производителям отдельных видов продукции

(например зерна), обязательства государства по закупке продукции по

минимально гарантированным ценам. Это относится и к США, где основная часть

сельхозугодий расположена в благоприятных климатических условиях.

Следовательно в России, где основная масса земель расположена в зоне

земледелия, а урожайными бывает в среднем лишь один год из трех, полный

переход сельскохозяйственного производства на рыночные регуляторы

(независимо от используемых форм собственности) приведет к полному

разорению сельского хозяйства в первый же неурожайный год, к резкому

сокращению используемых земель со всеми вытекающими последствиями.

Образование. Перевод на рельсы рыночной системы сферы образования

неизбежно приведет (и фактически уже привело в развитых странах) к тому,

что оно будет осуществлять подготовку не тех, кто способен, а тех, кто

богаче, к снижению качества человеческого фактора.

Здравоохранение. Полный переход этой системы на рыночные рельсы

способен вызвать самые разрушительные последствия. Бытовые условия

содержания больных в больницах могут зависеть от уровня их доходов,

качества лечения. Между тем каждый больной, независимо от доходов, должен

иметь возможность получить лечение, соответствующее уровню развития

медицинской науки.

Культура. Эта сфера жизни общества охватывает все поле формирования

творческих способностей человека. Оно даже в зоне рационального мышления

(логики, математики, естественнонаучных знаний) напрямую связано с

гармоническим развитием личности, богатством эмоционально-чувственной

сферы, которая активно формируется искусством, всей сферой культуры.

К сферам, которые, на мой взгляд, должны быть выведены за рамки

рыночной системы хозяйствования, относятся такие: сфера защиты и

социального обеспечения, сфера обороны и государственной безопасности,

значительная часть промышленности, сфера связи и значительная часть

транспортной сферы (что для нашей огромной страны очень важно). Это не

значит, что в этих сферах не могут существовать никаких рыночных отношений,

но рыночная система их тотального регулирования недопустима.

Во всех «цивилизованных» странах давно уже осознана опасность экспансии

рыночной системы в не подходящие для нее сферы жизни общества и найдены

соответствующие меры, ограничивающие действие рыночных механизмов. С

негативными последствиями огульных рыночных преобразований в нашей стране

мы уже столкнулись: снижение эффективности системы здравоохранения,

разрушение фундаментальной науки и «утечка мозгов», ангажированность

основных телеканалов, разгул порнографии и распространение культа силы и

жестокости, снижение объемов сельскохозяйственного производства. Полное

проведение в жизнь идей рыночников-радикалов, нарушение границ «меры» в

формировании рыночного хозяйствования могут привести только к полному

развалу народного хозяйства, отбрасывание его к уровню слаборазвитых стран,

к снижению эффективности самой рыночной системы, к ее полной дискриминации.

6. КОМАНДНО-АДМИНИСТРАТИВНАЯ СИСТЕМА ХОЗЯЙСТВА

Экономической основой анализируемой системы является директивное

(централизованное) планирование. Все и вся определяющий центр материализует

свою политическую волю в виде экономических планов. В экономике

господствует государственная собственность. Абсолютно централизованный

экономический план имеет разбивку директив по регионам, отраслям, отдельным

производителям, включая и сельское хозяйство. Непременным элементом системы

является административная коллективизация сельского хозяйства, имеющая

следствием экспроприацию трудовой частной собственности, насильственное

объединение частных товаропроизводителей в колхозы и совхозы, жестко

контролируемые централизованным государством, полностью монополизированными

экономику и власть. Облеченное в форму обязательной директивы плановое

задание доводится до каждого объекта планирования.

Общую схему взаимодействия государства и экономики в планируемой

системе можно рассмотреть на основании рис. 1.

Рис. 1.

В такой системе хозяйства, как видно из рисунка отсутствует обратная связь

между потребителями и производителями.

Реализация хозяйственных решений в системе, основанная на плановых

директивах, представлена на рис. 2, 3, 4.

[pic]

При определении планового задания на определенный временной период

центр фиксирует объем предложения (S1S1). Одновременно устанавливается цена

Р1, предполагающая точку равновесия Е1 между спросом P1P1и предложением

S1S1 Назначая административную цену, плановые органы исходят из явно

нереальной предпосылки, что спрос в течение времени не изменится, что в

сущности,

равнозначно отсутствию каких-либо изменений в потребностях населения.

[pic]

В том случае, если спрос на запланированную продукцию поднимается до

уровня P2P2, то при фиксированной цене Р1 спрос на продукцию составит ОS2

вместо прежнего ОS1. При неизменном запланированном предложении образуется

дефицит в размере S1S2.

При свободном рыночном ценообразовании изменение спроса до уровня Р2Р2

повлекло бы за собой изменение цен до уровня Р2 и перемещение точки

равновесия в Е1-2, что сделало бы невозможным дефицит.

[pic]

В другом варианте с падением спроса до уровня Р3Р3 спрос составит

величину S3О при цене Р1, а предложение по-прежнему осуществляется в объеме

ОS1 и как результат – излишек S3S1. При рыночных ценах в силу изменения

спроса до уровня Р3Р3 цена понизилась бы до положения Р3, а точка

равновесия между спросом и предложением перешла бы в Е1-3, без

возникновения излишка продукции.

Одновременно нужно сказать о механизме принятия экономических планов в

командно-административной системе. План принимается в высшем форуме

правящей политической партии и в высшем законодательном органе страны, его

освящает сращивание политических, исполнительных и законодательных структур

общества и обладание одним из главных признаков тоталитаризма. После этого

контроль за исполнением плана, принявшего форму закона, может

осуществляться на основе административно-уголовной и партийной

ответственности.

Директивное задание плана сопровождается выделением бесплатных для

производственной единицы ресурсов и фондов заработной платы, определяемых

административным центром страны. Общий центр определяет не только объем

выделяемых ресурсов и фондов заработной платы, но и номенклатуру товаров.

Руководящий центр является безраздельным, т.е. абсолютным собственником

любой продукции, изготовленной на предприятиях Пробная экономическая

практика в отсутствии конкуренции приводит именно к одному результату –

производители могут работать, не взирая на качество продукции.

Производители и оптовые потребители промышленной продукции связаны

экономически и административно друг с другом. Потребители лишены права

выбора, они получают лишь то, что им выделено по воле центра.

В командной системе заработная платане является рычагом эффективного

распределения труда в силу жесткого декретирования ее государством вне

зависимости от качества и количества производимой продукции. Результат –

отсутствие стимула к производительному труду.

Процентная ставка не может служить в командной экономике средством

эффективного распределения инвестиций. В условиях льготного кредитования, о

хронических списывания долгов нерентабельным предприятия говорить не

приходится. Инвестиции осуществлялись исходя из единоличных и

идеологических приоритетов правящего центра.

Ресурсы достаются производителям либо бесплатно (земля), либо по низкой

цене, а следовательно, неизбежно расточительное их использование.

В директивной экономике в принципе не возможно существовать такой

категории, как альтернативные издержки, а следовательно, нет и

разграничения на экономическую и бухгалтерскую прибыль.

В практике неконкурентной системы экономики отсутствует состояние

предельной фирмы, а может нет предприятия, получающего квазиренту или фирмы

– банкрота. В результате убыточности предприятия – на дотации, прибыльные –

переводят средства в бюджет и не существует объективного механизма

определенно эффективно работающих предприятий. Отсутствие стимулирующей

роли прибыли и угрозы банкротства из-за убытков лишает предприятия

необходимости эффективной работы. Основная цель – выполнение плановой

директивы.

Важно отметить, что предприятия, стремятся выполнить плановую

директиву, сталкиваясь с бюджетными ограничениями. Смысл понятия бюджетного

ограничения состоит в том, что сумма денежных доходов предприятия и его

денежных фондов должна быть равна сумме расходов предприятия за

определенный период.

В командной экономике предприятие действует в условиях мощного

бюджетного ограничения. Во-первых, социалистическое предприятие может

переложить часть своих ресурсов на потребителей – ведь в такой системе

господствуют формы–монополии, или, как говорят, поставщик диктует цены. Во-

вторых, предприятия систематически получают налоговые льготы и отсрочки в

уплате налогов. В-третьих, широко практикуется безвозмездная

государственная помощь (дотация, субсидии, списание долгов и т.д.). В-

четвертых, кредиты выдаются и тогда, когда нет никаких гарантий их

возврата. В-пятых, внешние финансовые вложения нередко осуществляется не

для развития производства, а для покрытия возникающих финансовых трудностей

и все это – за счет государственной казны. Использовать заемные средства

при помощи рынка ценных бумаг невозможно вследствие отсутствия такового при

социализме.

В нерыночном хозяйстве происходит административное установление

заработной платы (рис.5).

[pic]

Рыночная заработная плата устанавливается в процессе конкуренции при

соотношении спроса и предложения на рынке труда и равна [pic] при объеме

труда LЕ и точке пересечения Е. В командной экономике государство

устанавливает заработную плату ниже равновесного уровня ([pic]ниже [pic]).

Движение заработной платы к уровню

равновесия [pic]исключительно затруднено.

Каждый индивидуум в каждой системе имеет в соответствии своей

специальностью заработную плату одного уровня по всей стране. Предприятию

диктуются и количество занятых и специализация.

Если материальные стимулы не работают, нужно принуждение к труду.

Важнейшей из мер принуждения в командной системе является идеология.

Продлил существование командно-административной системы, основанной на

внеэкономическом принуждении, и такой фактор, как природный. Неоценимые

рынком бесплатные природные ресурсы фактически отбирались у будущих

поколений для поддержания функционирования системы.

Командно-административная, т.е. социалистическая экономика ввиду

имманетарного присущего ей хронического дефицита не может существовать без

«черного рынка», олицетворяемого теневой экономикой.

Теневая экономика определяется как неконтролируемое обществом

производство, распределение, обмен и потребление товарно-материальных

ценностей и услуг. Она включает в себе все лучшие, нерегламентированные,

отличные от изложенных в нормативных документах и правилах хозяйствования

вида экономической деятельности.

Структура теневой экономики определяется следующим образом:

- криминальная экономика, включающая экономическую и общеуголовную

преступность;

- фиктивная экономика – это официальная экономика, выдающая фиктивные

результаты своей деятельности за реальные;

- неформальная экономика – базируется на личных контактах между

экономическими субъектами, заменяющими официально установленную

организацию экономических взаимосвязей;

- нелегальная вторая экономика – состоит из незарегистрированных и

запрещенных законом видов деятельности.

Основной причиной существования теневой экономики в больших масштабах

является отсутствие частной собственности на средства производства и

существование десятилетиями командно-административных методов управления.

Одним из главных факторов, питающих теневую экономику, является разрыв

между ценами спроса потребления и административными ценами, с которыми

связаны дефицит и государственное распределение товарных ресурсов.

Командная система, устанавливая неверные ставки заработной платы,

должны иметь и фиксированные цены на основные потребительские товары. Цель

подобной экономической политики – подавленная инфляция, которая проявляется

в виде низкого качества товаров, вечном дефиците и в виде очередей.

Результат социалистического ценообразования можно рассматривать,

используя уравнение обмена (уравнение Фишера) MV=PQ.

Если предприятиям невыгодно наращивать объем товарной массы Q в

следствии фиксированных цен, то неизбежен товарный дефицит. Нарастающий

объем денежной массы (М) вследствие устанавливающихся трудностей ее

превращения в товары приводит к ажиотажному спросу – ускорению V, что в

целом давит на цены в сторону их повышения. Государство оставляет цены

фиксированными, что означает развитие и стимулирование подавленной инфляции

в виде дефицита, очередей и т.п.

В отношении с мировым хозяйством в социалистической экономике

господствовал принцип, диктовавший обеспечение независимости стран от

импорта. Экспорт осуществлялся в таких объемах, чтобы можно было

заработанной валютой оплатить импорт. Деление контрагентов осуществлялось

Страницы: 1, 2, 3


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.