|
Экономические реформы современной РоссииЭкономические реформы современной РоссииСОДЕРЖАНИЕ: Введение 3 Причины неудачи реформирования России 4 Ключевая проблема: деньги 5 Суть переходного процесса в пореформенной экономике России 7 Образ мыслей правящей элиты как причина краха реформ 10 Последствия государственного банкротства для Запада 12 Культурно-ландшафтные особенности российской экономики 15 Многоукладность экономики 17 Особенности догоняющего развития 18 Российский кризис в русле мирового экономического кризиса 20 Бюджет непроизводительных затрат как необходимое условие устойчивого экономического роста 24 Моральный аспект: социальные расходы в идеологии реформирования России 25 Заключение 26 Список использованной литературы: 28 Введение В проделанной мною работе я попыталась провести анализ реформ проводимых в России в период с начала 90-х годов и по окончании 1999 года, т.е. в так называемый «срок правления первого Президента России». Анализ проводимых реформ я решила провести всесторонне, рассмотрев не только экономический эффект реформирования, но и моральный аспект проведенных преобразований, а также дать оценку степени влияния образа мышления реформаторов на тот курс реформ, который был избран и претворен в жизнь. Также я постаралась оценить последствия проведенных реформ, сравнить избранную в качестве приоритетных ориентиров создания процветающего государства англо-американскую модель экономики с иными, существующими в мире, например – японской, высказать свое суждение о достоинствах той или иной модели. Аналогичным образом, я на протяжении всей своей работы высказывала свое, абсолютно субъективное мнение, о степени достижения намеченной цели экономических программ и преобразований, путях их реализации, результатах, основываясь на почерпнутых мною данных из печатных изданий, изученных в процессе подготовки работы. С большим сожалением, ознакомившись со всеми фактами, заметками в периодической печати, докладами о результатах проведенных реформ, оценками экономистов периода реформирования России командой Б.Н.Ельцина, я пришла к выводу и решила начать свою работу с того утверждения, что реформы, направленные на увеличение благосостояния граждан Российской Федерации, создания развитой экономической модели государства, интеграции Российской экономики в мировой рынок оказались недостаточными для достижения поставленных целей. Проще говоря, реформы были неудачными. Конечно, с определенной долей уверенности можно утверждать, что какая-то часть реформ все-таки оказала свое положительное воздействие, но в общей массе, в процентном соотношении, итоги экономических преобразований весьма плачевны. Поэтому особое внимание я посвятила влиянию реформ на социальную сферу экономики и этому посвящена отдельная глава моей работы «Моральный аспект: социальные расходы в идеологии реформирования России». В заключение, не без удовлетворения могу отметить, что в последнее время наметились положительные сдвиги в реформировании российской экономики, результатом чего мы становимся с вами сегодня. Но серьезной информации в печати, исключая разве что сообщения СМИ, на данный момент крайне недостаточно, поэтому современные положительные тенденции в российской экономике не нашли отражения в моей работе. Однако я надеюсь, что в ближайшее время работа, посвященная возрождению сильной экономической державы, все-таки увидит свет. Причины неудачи реформирования России Главной причиной, по моему мнению, является неверно избранный изначально курс реформ. Самое важное: некомпетентность руководства страны, иначе мне не объяснить того факта, что в области денежного обращения изначально создана неэффективная система денежного обращения, порождающая денежный дефицит и перманентный коллапс экономики и бюджета. Ориентация на открытость экономики в условиях догоняющего развития никогда еще не способствовала экономическому подъему. Попытки копирования англосаксонского варианта налоговой системы привели к неадекватности этой системы русской экономике и практическому господству теневой экономики. Грамотно организовав функционирование фондового и даже товарного рынка, правительство не сумело выстроить эффективный механизм государственно- монополистического регулирования и вынуждено теперь "бороться с естественными монополиями" (нынешними олигархами). Проведя передел собственности не в пользу среднего класса, а в пользу вновь созданного класса крупной буржуазии, оно заложило неизбежную неэффективность и бесконтрольность управления этой собственностью. Не проводя сознательной структурной и инвестиционной политики, правительство породило ситуацию, когда спад пришелся, прежде всего, на отрасли, производящие предметы потребления, и посадило страну на невозможную зависимость потребительского рынка от импорта. Не организовав конверсию военно-промышленного комплекса, правительство лишило страну возможности производить высокотехнологические потребительские товары и оставило ее с грузом устаревших производственных мощностей. Ключевая проблема: деньги Всех претензий экономистов к правительству совершенно недостаточно, чтобы объяснить глубину кризиса, в котором находится Россия, все дальше засасываясь с каждым годом в пучину. Даже при наличии всех недостатков выбранного курса жить можно было бы в несколько раз лучше, по крайней мере, лишь чуть хуже, чем в 80-е годы. Главной причиной краха пореформенной экономики России является отсутствие денег. Это отсутствие порождено специфической ментальностью правящей элиты и созданной в рамках этой ментальности денежной системой. Денежная масса (наличная+безналичная) в России очень мала. Количество рублей в обращении около 17% официального размера ВВП и 9% реального (взятого с учетом теневого сектора экономики). Но ведь в развитых странах эта цифра составляет порядка 90%, в СССР была больше 60%, и даже в странах Латинской Америки дотягивает уже до 55%. Только в самых нищих странах денежная масса 8-15% ВВП. Эту планку в 9% нельзя преодолеть. Стоит немного добавить денег - тут же все съедает инфляция. Следовательно, эти 9% и составляют размер эффективно обращаемой российской финансовой системой денежной массы. Размер эффективно обращаемой в экономике денежной массы всегда определяет основные параметры экономики. Чем более дифференцирована денежная система, чем больше в ней специфических кругов, тем ее эффективность больше, тем больше в стране денег. И тем более высокие сферы экономики могут существовать, тем выше уровень жизни или скорость роста (в зависимости от того, насколько дифференцированность денежной массы превышает уровень развития экономики). Если же денежная система менее развита, чем экономика, которую она обслуживает, то экономика начинает к ней адаптироваться, избавляясь от высокоразвитых сфер, сводясь к простейшим формам и коллапсируя до уровня, который эта денежная масса может обслуживать. Именно созданная в 1991-92 годах неэффективная система денежного обращения и является причиной эволюции нашей экономики в этом направлении. Внешне это выглядит как перманентный кризис. По сути, это - переходный процесс. Превращение России из технологически развитой страны в страну "третьего мира" с соответствующим уровнем производства и жизни. Суть переходного процесса в пореформенной экономике России На первом этапе переходного процесса (1992-94 годы) шла адаптация денежной массы к новой системе денежного обращения. В результате опережающей эмиссию гиперинфляции она сократилась с 65% ВВП до 9% то есть в семь-восемь раз. На втором этапе, параллельно с первым (1992-1996 годы) шла адаптация национального производства к новому объему эффективно обращаемой денежной массы. Фактически имел место сброс "высоких сфер" индустрии и формирование структуры, характерной для индустрии стран третьего мира. Производство сократилось за этот срок в шесть, а не в расчетные десять раз за счет спонтанного возникновения компенсаторного механизма эмиссии предприятиями псевдоденег (т.н. неплатежей), объем которых превышает рублевую массу почти втрое, но характер обращения не позволяет осуществлять полноценные расчеты. На третьем этапе (1993-2003 годы) идет адаптация национального богатства к новому объему производственных возможностей. Поскольку при новом уровне производства амортизировать оставшийся с советских времен объем национального богатства невозможно, он должен сократиться примерно в пять раз. Основной спад пришелся на производственные основные фонды, но и износ жилого фонда превышает сегодня 50%. В ближайшей перспективе выход из строя 50% жилого фонда произойдет в виде скачка - за год-два - в форме аварий. За прошедшие с начала реформ годы уровень жизни упал в четыре раза, уровень доходов населения в неизменных ценах - тоже в четыре раза, объем материального производства - в шесть раз. При этом формально исчисляемый ВВП, правда, упал только в два с половиной раза, но это лукавство: изменилась методика его исчисления. Две трети его составляют сегодня услуги, цены на которые выросли не в 10-12 тысяч раз, как на товары, а в 100-150 тысяч раз. Если считать ВВП в сопоставимых ценах, он уменьшился не в два с половиной, а в те самые четыре раза, что и уровень жизни. Сумма потерь, которую можно оценить как объем недопроизведенного за семь лет ВВП, достигает примерно 4 триллиона долларов. Объем национального богатства (основные фонды, имущество населения) сократился в результате невозмещенного износа с примерно 5,4 триллионов долларов до 2,6 триллионов долларов, то есть более чем вдвое. Столь же катастрофически сократился размер бюджетных доходов и ассигнований. До начала реформ и перестроек союзная часть государственного бюджета (аналог нынешнего федерального бюджета) составляла в СССР 220 миллиардов рублей, две трети из которых (около 150 миллиардов) осваивалось на территории РФ. Если воспользоваться официальной оценкой инфляции, тогдашний рубль равен примерно 16 сегодняшним новым. Следовательно, эквивалент этой суммы составляет 2 триллиона 400 миллиардов новых рублей. Федеральный же бюджет будет исполнен в этом году по доходам и расходам в сумме не более 240 миллиардов. Разница - в десять (!) раз. В 1986 году только на науку СССР выделил 14 миллиардов или 224 миллиарда нынешних рублей. 140 из них было освоено российской наукой. На здравоохранение было направлено 17,6 миллиарда или 282 миллиарда в нынешних ценах. Половина этой суммы пришлась на РСФСР. 30 миллиардов (480 новыми) пошло только на образование, половина из них - в России. Расходы на социальные нужды сократились в 10-20 раз, на развитие экономики - в сотни раз, на оборону - в десять раз, на содержание госаппарата выросли в полтора раза, на содержание правоохранительных органов выросли в два с половиной раза. Если расходы на управление и внутренние силовые структуры составляли в бюджете СССР только 2%, то сегодня они составляют треть реальных расходов. Средняя пенсия составила в1986 году 81,2 рубля или 1300 нынешних. Средняя зарплата по РФ составила 207,8 рубля или 3325 нынешних. Сегодня официально средняя зарплата 800 рублей, а пенсия - 400. Если же учесть объем невыплаченных пенсий и зарплат (теперь уже всем ясно, что государство не в состоянии их выплатить), то реальная зарплата будет около 600 рублей, а пенсия - около 300. Советский Союз оставил России 80 миллиардов долларов внешних долгов. Сегодняшние долги России переваливают за 200 миллиардов. При тогдашнем уровне доходов СССР легко обслуживал свой долг. Долг РФ стал сегодня непосильной ношей, его обслуживание требует трети бюджета. Несколько последних лет правительство сводило концы с концами засчет грандиозных объемов заимствований на внутреннем рынке, изымая таким образом деньги из инвестиционных средств, оставляя экономику без источников не только инвестиций, но и амортизации капитала. Инструментом этих изъятий из национального ссудного фонда была пирамида ГКО. Объем рынка ГКО достиг 380 миллиардов рублей, что превышает в полтора раза федеральные налоговые поступления. Чем кончаются пирамиды, знает любой грамотный человек. Как только приток новых средств перестает превышать объем предъявляемых к оплате обязательств, пирамида перестает действовать под любым предлогом. Государство в этих условиях все больше ослабевает и вынуждено опираться исключительно на полицейские силы. Для их оплаты оно давно отказалось от поддержания обороноспособности и возмещения износа основных фондов. В ближайшие годы придется отказаться и от содержания социальной сферы даже в размере одной десятой необходимых ассигнований. Без денег не может выжить не только экономика, но и государство. Кто давно постиг эту истину и положил в основу своего государства эффективную систему денежного обращения, те давно процветают и потому считают себя элитой человечества. Остальные 85% живут в нищете. В том числе и нынешняя Россия. Образ мыслей правящей элиты как причина краха реформ Причина экономического коллапса находится за пределами собственно экономики. Она - в образе мыслей правящей элиты и гражданского общества в целом. Во-первых, у элиты полностью отсутствует представление о том, что такое деньги. Считая деньги чем-то постоянным и твердым, они не допускают даже мысли, что их количество зависит от организации обращения. Поэтому количество денег для них - данность. Они приспосабливают под эту данность свою экономическую политику - как на уровне фирмы, так и государства. Не они управляют денежной системой, а она косвенно управляет их поведением. Во-вторых, элита абсолютно уверена, что деньги "зарабатываются". И на уровне отдельного человека, и на уровне фирмы, и на уровне государства. Деньги могут прийти только если что-то продать или занять, то есть откуда- то извне. Вот и распродают, занимают, залезают в кабалу, а поток поступлений все меньше и меньше. Грамотный экономист знает, что заработать можно только прожиточный минимум. Сам минимум, конечно, разный. Для наемного работника он зависит от силы профсоюзов и общего состояния экономики, для фирмы - от издержек и ее положения на рынке (монопольное или конкурентное). Для государства это - минимум для поддержания стабильного уровня выкачиваемых из контролируемой страны доходов. Никогда тебе не переплатят. Исключения типа высокой ренты для стран ОПЕК в 70-е годы были связаны с тем, что они не зарабатывали продажей нефти, а вели активную и согласованную антизападную политику. Правда, Запад переиграл и их, сведя, в конце концов, энергопотребление к естественному уровню и оставив экспортеров энергоносителей с носом. На самом деле много денег не у того, кто их зарабатывает, а у того, кто их делает. На него и работает, в конечном счете, тот, кто зарабатывает. Зарабатывает свой минимум. В-третьих, российская элита слишком сосредоточена на контроле за потоками денежных средств как таковом. При этом полностью отсутствует забота о том, чтобы денег было больше. Главное - контролировать те, что есть. Чтобы не вылезли неконтролируемые источники и потоки. Очевидно, сам образ мыслей нынешней элиты не позволяет ей играть конструктивную роль для страны и государства. Однако в обществе нет и серьезной альтернативы ей. На самом деле ментальность элиты очень близка к ментальности гражданского общества и потому поддерживается им на всех голосованиях. Общество протестует не против элиты, а против невыносимых условий жизни, созданных ее правлением. И точно также как элита неспособна управлять государством, общество неспособно ее сменить. Совпадение менталитета обеспечивает пассивную поддержку режима обществом, но полностью лишает его активной поддержки. Вечные перетасовки одной и той же кадровой колоды, изгнание и возвращение премьеров, вице-премьеров и министров демонстрируют его агонию. Окончательное оформление государственного банкротства означает в перспективе смену режима. Смена режима означает не столько смену государства, как в 1991 и 1993 годах, сколько смену или чистку правящей элиты, что и происходит на данный момент. Рано или поздно, после чехарды разорительных экспериментов сформируется и придет к власти та элита, которая будет способна не зарабатывать, а делать деньги, осознавать национальные интересы, эффективно управлять рыночным и монопольным секторами экономики, создать на этой базе стабильное и современное государство. Тогда ситуация стабилизируется, а Россия постепенно (или быстро) займет свое место в числе развитых стран. Последствия государственного банкротства для Запада Интеграция России в мировое капиталистическое хозяйство, как можно более полная и скорая, была одним из основных требований западных партнеров к российскому демократическому режиму. Предполагалось, что сам факт интеграции приведет к построению в России цивилизованных рыночных отношений. При этом под "цивилизованной" понималась не японская, не корейская, не тайванская, и даже не французская, а исключительно англо- американская модель экономики. Откуда взялось странное убеждение, что подобная модель возникает путем интеграции плановой экономики в мировое капиталистическое хозяйство, остается загадкой. На самом деле сама эта модель имеет другое происхождение и другую историю. Но поскольку реформаторы и их заказчики институциональной историей экономики не интересовались, то и приняли вышеназванное убеждение за аксиому. В действительности история успешных модернизаций показывает, что никогда на этапе догоняющего развития полной интеграции в мировую экономику не допускалось. Типичны примеры Германии в конце прошлого века, Японии в середине нынешнего, сегодняшней Кореи и Тайваня. Например, Япония в годы "японского чуда" проводила последовательно протекционистскую политику, каждый факт перевода капитала за границу требовал лицензии, каждый факт покупки иностранцами японского предприятия означал преодоление множества препон. Только к концу 70-х Япония пошла на постепенную либерализацию финансового рынка, так и не завершенную до сих пор, на постепенную отмену протекционистских пошлин, тоже еще далеко не завершенную. Корея же подступилась к этим процессам только в середине 90-х. Совершенно очевидно, что если бы в России хотели построить современную экономику, следовало идти по этому пути. Прежде всего, надо было защитить рынок, осуществить структурную перестройку экономики, и только потом идти на постепенную либерализацию торговли и финансовых рынков. Пообещав своим западным партнерам быстрый и абсолютный успех своей политики, реформаторы получили кредиты и вместо структурной перестройки экономики осуществили ее простую и почти полную либерализацию. То есть вписали в мировой рынок и сделали его неотъемлемой частью. А дальше произошло то, что и должно было произойти. Усилиями команды постоянно меняющихся правительств российская экономика пришла к глубокому развалу. А поскольку она уже была частью мирового капиталистического хозяйства, то это хозяйство неожиданно получило в качестве своей части некую раковую опухоль, периодически испускающую метастазы. С каждым очередным этапом кризиса режима экономика совершает очередной обвальный скачок. Каждый раз этот обвал все больнее сказывается на мировых рынках. А реформаторы всё на эти мировые рынки и валят. Оказывается, кризис - не их рук дело, а плата за интеграцию в мировой рынок, который кризисам подвержен. На самом деле, конечно, Россия сегодня является детонатором кризисных процессов на всех мировых рынках. Конечно, больнее всего каждый очередной обвал бьет по Германии, да и остальной Европе тоже. Но США и Япония тоже чувствуют на себе эти сейсмические толчки. Тот грандиозный обвал мировых рынков, который может последовать за скорым коллапсом российской экономики, будет вполне естественной расплатой за все происходившее в последнее десятилетие. В случае если правительство России окажется в ситуации невыплаты внешнего долга, вполне неизбежно возникновение ситуации конфронтации. Далее возможны два варианта, выбор которых будет на стороне Запада. Во-первых, Запад может избрать позицию непримиримой конфронтации, начать давление на Россию санкциями, экономической и политической изоляцией. Это очень больно ударит по тем слоям населения, которые ориентированы на сотрудничество с Западом и усилит позиции антизападных сил. Правительство окажется перед неизбежностью проведения политики протекционизма и жесткого регулирования по японскому образцу. Для запада в этих условиях возвращение кредитов невозможно в принципе. Следовательно, неизбежен обвал финансовых рынков и общий структурный кризис финансовой системы и экономики. Одновременное усиление России и подъем ее экономики снимет с повестки дня вопрос о долгах и Запад вынужден будет открыть новой мощной России возможность для постепенной интеграции в мировые рынки. Теперь эта интеграция станет ресурсом стабилизации всего мирового хозяйства. Во-вторых, Запад может избрать позицию конструктивного сотрудничества и начать поиски компромисса. В этих условиях все будет зависеть от позиции нового правительства, которое пришло на смену ельцинскому. Россия может занять конструктивную позицию в отношении долгов Западу. Здесь просматривается очевидный компромисс. Культурно-ландшафтные особенности российской экономики Одной из важнейших причин неспособности нынешней российской элиты Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |