бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Экономические потребности общества

выносится на рынок и удовлетворяется благодаря покупке и потреблению

товаров и услуг. Часть потребностей населения по разным причинам остается

неудовлетворенной. В качестве таких причин выступает недостаточный уровень

развития производительных сил, нехватка отдельных товаров или услуг,

недостаточный уровень доходов потребителей и т. д.

По мере роста общественного производства, совершенствования

производственных отношений все большая часть неудовлетворенных потребностей

удовлетворяется. Но вместе с тем появляются все новые неудовлетворенные

конкретные потребности.

По степени рациональности потребности разделяют на разумные и

иррациональные.

Разумные (рациональные) потребности – потребности, соответствующие

научным представлении о потреблении благ и услуг, необходимых для

поддержания здорового образа жизни человека, всестороннего гармоничного

развития личности. Они определяются уровнем производительных сил и

формируются в соответствии с законом возрастающих потребностей с учетом

особенностей его действия в конкретных условиях общественного

воспроизводства. Разумные потребности в питании складываются еще и на

основе знаний и достижений естественных наук: физиологии, биологии,

медицины – и формируются наукой о питании.

Иначе говоря, разумные потребности – это общественно полезные

потребности. Их удовлетворения обеспечивает раскрытие физических, духовных

и творческих способностей человека.

Разумные потребности – категория, трудно поддающаяся количественному

выражению. Тем не менее размеры конкретных материальных потребностей можно

условно определить с помощью рациональных норм и нормативов.

Однако все эти рациональные нормы и нормативы (за исключением,

пожалуй, рациональных норм потребления продуктов питания, которые строятся

на основе относительно точных данных науки о питании) носят весьма

приблизительные и условный характер. Но за неимением ничего лучшего они все

же используются сейчас для определения границ разумных потребностей в

отдельных товарах, а так же для расчетов степени удовлетворения этих

потребностей (хотя и носят в значительной мере условный характер).

Иррациональные потребности – потребности, выходящие за рамки разумных,

принимающие гипертрофированные, иногда извращенные формы.

Отдельные подобные потребности могут складываться у довольно широкого

круга людей. Наибольшее распространение такой иррационализм получил по

отношению к питанию. С этим связанно ожирение, нарушение обмена веществ в

организме и появляющиеся по причине этого болезни. Сюда относятся и

наркотики, относящиеся к «черному рынку». Легальная же продажа водки и

сигарет приносит большие доходы и с экономической точки зрения не приносит

вреда.

Любая личная потребность имеет общественный характер. Причем для

статистики можно подсчитать, например, сколько стирального порошка в

среднем расходуется регионом за год. В тоже время государство, заботясь о

здоровье общества, может начать рекламу витаминизированных напитков, и в

результате покупатель предпочтет именно этот вид напитка. Поэтому личные

потребности по-другому называются потребности населения.

Теория предельной полезности.

При разработке теории предельной полезности представители австрийской

школы использовали различные определения стоимости полезностью вещи

(потребительной стоимостью), которые развивали ещё Тюрго, Кондильяк,

Германн, Сэй, и в особенности так называемые законы Госсена,

сформулированные немецким профессором в середине 19 в. Согласно этим

законам, в ходе «постепенного насыщения потребностей» полезность вещи якобы

падает с увеличением запасов благ. Чем больше запасы, тем ниже полезность,

а, следовательно, и ценность каждой следующей единицы блага. Герман Госсен

(1810-18580) рассматривал полезность как субъективную категорию,

потребление – как единственный объект исследований. Заслуживающий внимания,

и подменял экономику психофизиологией. Именно он в работе «Развитие законов

общественного обмена и вытекающих отсюда правил общественной торговли»

(1854) создал первый вариант экономико-математической теории полезности. Но

у Госсена полезность последнего блага в запасе называлась не предельной, а

«ценностью последнего атома».

К. Менгер первым изложил теорию предельной полезности и предпринял

попытку показать зависимость полезности от редкости предметов потребления.

Он утверждал, что истинным исходным пунктом исследования являются

человеческие потребности. Эти потребности Менгер определял как

разновидность неудовлетворённых желаний или неприятных ощущений, которые

проистекают из нарушения своеобразного физиологического равновесия[1].

Далее он утверждал, что при ограниченности ресурсов перед индивидом

возникает проблема, как наилучшим образом распределить свои средства для

удовлетворения потребностей. Для ответа на этот вопрос он построил схему, в

которой римскими цифрами обозначал потребности человека в различных

предметах от I до X в зависимости от их значения для благополучия субъекта,

от насущной к наименее важной. Арабские цифры должны в этой таблице

показывать, как хозяйствующий субъект расценивает первую, вторую и т. д.

единицы блага, удовлетворяющего ту или иную потребность.

Таблица Менгера

|I |II |III |IV |V |VI |VII |VIII |IX |X |

|10 | | | | | | | | | |

|9 |9 | | | | | | | | |

|8 |8 |8 | | | | | | | |

|7 |7 |7 |7 | | | | | | |

|6 |6 |6 |6 |6 | | | | | |

|5 |5 |5 |5 |5 |5 | | | | |

|4 |4 |4 |4 |4 |4 |4 | | | |

|3 |3 |3 |3 |3 |3 |3 |3 | | |

|2 |2 |2 |2 |2 |2 |2 |2 |2 | |

|1 |1 |1 |1 |1 |1 |1 |1 |1 |1 |

|0 |0 |0 |0 |0 |0 |0 |0 |0 |0 |

Менгер, поясняя свою таблицу, сравнивал потребности I и V. Потребность I

– в зерне, самая важная потребность. Потребность V – в напитках. Если

человек имеет запас зерна в 3 мешка, то предельная полезность зерна по

схеме будет равна 8 единицам, а предельная полезность вина при наличии трёх

бутылей у этого человека будет равна 4 единицам. Если человек имеет 5

мешков зерна, то его (зерна) предельная полезность будет оцениваться ниже –

в 6 единиц, а пятая бутыль будет иметь предельную (или наименее важную)

полезность 2 единицы. Чтобы объяснить, как сама предельная полезность

влияет на установление цен, Менгер рассматривал рынок с фиксированным

предложением товара. Сама постановка вопроса о влиянии спроса на цены

товаров вполне правомерна. Его решение интересовало экономистов не только

во времена Менгера. И по сей день идут дискуссии о степени воздействия

спроса на ценообразование и методах исчисления этого воздействия.

К. Менгер при решении проблем цены (которой он подменил стоимость)

опирался на метод робинзонады и исследовал поведение индивида, поступки

которого подчинены поиску наибольшей выгоды, или рациональной психологии.

Предложение товаров на рынке он объявил неизменным, считая, что в этих

условиях ценность того или иного блага будет зависеть от спроса, а

изменение последнего – от предельной полезности этих благ.

Среди основателей австрийской школы Менгер был первым, кто

сформулировал принцип снижающейся полезности. Согласно этому принципу,

стоимость однородного блага определяется той наименьшей полезностью,

которой обладает последняя единица запаса. В своей таблице Менгер

абстрагировался от того факта, что субъективная оценка одного и того же

товара разными людьми различна. Так, очевидно, что субъективная оценка

хлеба предпринимателя и пролетария различна, однако они платят одинаковую

цену за равное количество хлеба. Далее Менгер, ставя ценность благ в

зависимость от редкости, приходил к выводу, что она определяется размерами

предложения. При увеличении или уменьшении количества благ изменяется

степень удовлетворения потребности и соответственно ценность этих благ. Он

считал, что ценность одинаковых благ определяется стоимостью наименее

важной единицы или последней в запасе. К. Менгер, формулируя принцип

предельной полезности, подчёркивал, что его теория посвящена рассмотрению

отношения между благами и людьми, в которой важную роль вопрос о том, какое

место внутри общей иерархии занимает данная вещь. Этот принцип

разрабатывался для анализа индивидуального потребления в натуральном

хозяйстве. Однако Менгер использовал его и для исследования товарного

производства, так как, по его же словам, он в анализе всех экономических

процессов придерживался чисто атомистического подхода, который выявляет

определяющую роль субъективных факторов. При решении проблемы стоимости он

трактовал капиталистическое производство всего лишь как совокупность

индивидов, воли которых сталкиваются в борьбе за выгоду на общественной

арене. Но как подтверждает Селигмен, «суждения Менгера по этому важному

вопросу временами носили туманный характер… Менгер не смог выяснить и того,

как индивидуум станет распоряжаться принадлежащими ему благами, для того

чтобы достигнуть максимального удовлетворения своих потребностей».

Стоимость любого товара на рынке зависит нашей потребности в этом

товаре. Потому что предложение зависит от спроса, а спрос это одна из

граней потребностей населения.

ГЛАВА II

Формирование и развитие общественных потребностей

Понятие «формирование потребностей» населения в теории и практике

рассматривается в двух аспектах: во-первых, как объективный процесс их

развития, во-вторых, как определенный вид деятельности общества и

государства.

В первом значении оно характеризует объективный процесс движения

потребностей, определяемый законом их возвышения; во втором – выступает как

вид целенаправленного воздействия общества и государства на воспитание

гармонично развитой личности.

При анализе формирования потребностей как объективного процесса важно

правильно выявить определяющие его факторы.

Факторы формирования потребностей – условия и обстоятельства, под

влиянием которых складываются и развиваются потребности населения.

Эти факторы подразделяют на объективные и субъективные.

К объективным факторам относятся те, которые действуют независимо от

воли и сознания людей и являются внешними по отношению к самому человеку

как носителю или субъекту потребностей. К ним относятся социально-

экономические и культурно-бытовые условия жизни населения в данной стране,

от которых непосредственно зависят степень развитости потребности и

возможности их удовлетворения; уровень развития производительных сил и

производственных отношений, определяющий условия жизни населения; уровень

общественного производства и научно-технического прогресса; интенсивность

его проникновения в сфере личного потребления; природно-климатические

условия; половозрастной состав населения, численность семей, их состав и т.

п.

Субъективные факторы зависят от самого индивида, психофизиологических

особенностей личности. Это мнения, предпочтения и вкусы человека, его

наклонности, привычки и т. п. Однако, как известно из социологии, и они

формируются в определенной социальной среде, которая существенно на них

влияет.

Процесс формирования и развития личных потребностей характеризуются

определенными закономерностями. Различают общие закономерности

формирования и развития потребностей и специфические.

Общие закономерности формирования потребностей присущи любому

общественному строю и проявляются на всех этапах развития человеческого

общества, например рост общих размеров потребностей, качественное их

возвышение и совершенствования.

Специфические характеризуют отдельные стороны развития личных

потребностей, в том числе те, которые присущи определенным общественно-

экономическим формациям.

Средства формирования потребностей рычаги с помощью которых

государство и общество целенаправленно воздействует на процессы развития

потребностей. К ним относятся: воспитательно-пропагандистская деятельность,

рекламные мероприятия, имеющие цель возбудить и сформировать потребность в

конкретном товаре и услуге. Использование различных методов воздействия на

потребителя предполагает знание мотивов его поведения, вкусов предпочтений.

Специфика современного спроса такова, что экономически не выгодно выпускать

товар, рассчитанный на универсальный уровень требований. Целесообразно

создание таких изделий, которые отвечали бы специфическим требованиям

определенного контингента потребителей в зависимости от демографических

характеристик, условий проживания, климатических и бытовых особенностей.

Например нет смысла строить салон модной одежды в городских трущобах, или

продавать кондиционеры на Калыме или на Аляске.

Можно достаточно эффективно использовать дифференцированный подход к

изучению, удовлетворению и формированию спроса различных категорий

потребителей на основе так называемой сегментации рынка, которая

рассматривает рынок не как однородную массу, а как сумму сегментов

(секторов), в каждом из которых проявляется особый характер спроса.

Сегментация рынка предполагает проведение работ по типологии потребителей,

т. е. выявлению важнейших типов потребителей и их специфических требований

в зависимости от демографических, социально-экономических, психологических

и других различий. Например, исследования в области формирования спроса

населения на одежду свидетельствует о наличии двух основных возрастных

групп, предъявляющих различные требования к современной одежде. Так первая

группа – молодежная – предъявляет повышенные требования к эстетическим

параметрам, внешнему виду предметов одежды, ее соответствию моде и т. п.

Вторая группа люди старших возрастов – предпочтение отдает удобству одежды,

применяемым материалам. В данном случае стоит позаботиться и о дизайне

магазина, возрасте, поле и внешним данным продавца. То есть необходимо

просчитать все исходя из потребностей той части общества с которой имеет

дело магазин, салон или отрасль.

Некоторые виды потребностей в каком либо обществе формируются годами.

Они передаются из поколения в поколение и укореняются в подсознании членов

общества. На это влияет множество факторов, в том числе и общественное

устройство, какие-то природные ресурсы, идеология. Имеют место традиции и

обычаи. Все это относится к неценовым факторам изменения спроса.

Уже не раз я применял слово «спрос» вместо слова «потребности».

Близость этих понятий очевидна: предположим потребность прошла стадии

зарождения и терпит стадию расцвета, тогда спрос на объект этой

потребности, т. е. благо, будет возрастать. Но понятие «потребность»

гораздо шире и разнообразнее.

Методы формирования потребностей – конкретные способы использования

отдельных средств для активного целенаправленного воздействия на

потребности населения.

Различают экономические, социально-психологические и организационные

средства и методы формирования потребностей.

К экономическим средствам формирования потребностей относятся те,

которые связанны с хозяйственной деятельностью общества, отдельных

предприятий и отраслей, а так же индивидов как носителей потребностей.

Основным из этих средств являются: производство товаров, особенно новых,

которое вызывает к жизни и формирует потребности в них; прогрессивные

изменения так называемой инфраструктуры потребления (например газификация и

электрификация быта, развитие автомобильных дорог, компьютерных сетей, и

прочих путей сообщения которые связывают жителей разных районов, и упрощают

передачу информации. Это влияет как на самих потребителей, так и на их

образ жизни в целом.

К социально-психологическим средствам формирования потребностей

относятся те, с помощью которых оказывается воздействие на сознание

потребителей. С помощью этих средств можно стимулировать развитие одних

потребностей, ограничивать социально-бесперспективные, нерациональные

потребности .

Это в основном реклама, средства пропаганды и агитации, применяемые

печатью, радио, телевидением, средствами интернета, а также

промышленностью, торговлей, учреждениями культуры, здравоохранения

образования и т. д.

Организационные средства связанны с самой организацией процесса. К ним

относятся выставки-продажи, различного рода просмотры товаров, выставки

товаров-новинок, демонстрация моделей одежды.

Организационные средства используются в тесном взаимодействии с

социально-психологическими.

Существуют множество методов и факторов формирования потребностей.

Деловым людям начинающим деятельность, направленную на работу с обществом,

необходимо подробно изучить объективные факторы формирования потребностей

этого общества, иначе они могут стать жертвами своих же недочетов.

Производство и потребности общества.

Категория деятельности выражает собой качественно специфический тип

активности живых систем, характеризующийся прежде всего таким признаком,

как продуктивность, она носит продуктивный характер. В этом её специфика и

коренное отличие от живых систем биологического уровня. «Существенное

отличие человеческого общества от общества животных состоит в том, - писал

Ф. Энгельс, - что животное в лучшем случае собирают, тогда как люди

производят. Уже одно это – единственное, но фундаментальное – различие

делает невозможным перенесение, без соответствующих оговорок, законов

животных обществ на человеческое общество»[2].

Деятельность человека, как и активность живого существа, предметна, т.

е. и активность и деятельность направлены на овладение предметом

потребности. Но если в первом случае предмет потребности – природная вещь в

ее, так сказать, природно-готовом, естественном виде, то во втором случае

предмет потребности – продукт, произведенный человеком из вещества природы

и по законам природы. Для удовлетворения своих потребностей человек

трудится и тем самым, отмечал К. Маркс, он опосредует, регулирует и

контролирует обмен веществ между собой и природой, т. е. приводя в движение

свои естественные силы (руки, ноги, голову, пальцы), человек оказывается

способным присвоить вещество природы в форме, пригодной для его собственной

жизни[3]. Такое изменение характера человеческой активности ведет к тому,

что удовлетворение потребностей происходит непосредственно, т. е.

деятельность человека направлена не на непосредственное овладение предметом

потребности (как это имеет место у животных), а ан овладение средством

труда, с помощью которого в последующей деятельности природный предмет

(предмет труда) преобразуется, приспосабливается к потребностям, становясь

продуктом труда. Это изменение характера связующего звена – замена

биологической активности преобразовательной деятельностью – и определяет

качественно новое соотношение между существенно важными факторами

воспроизводства человека – его деятельностью, ее результатами и

потребностями.

Удовлетворение потребностей зависит не просто от наличия в природной

среде тех или иных предметов, способных стать предметом потребностей, а

главным образом – от характера и уровня развития труда, то есть

практической преобразовательной деятельности способной преобразовать

предмет в продукт труда для удовлетворения потребностей.

При анализе категории деятельности мы отмечали, что человеческая

деятельность направлена на удовлетворение потребностей людей, что система

деятельности общества в конечном счете служит удовлетворению системы

социальных потребностей.

Прежде всего еще раз отметим, что природа человеческих потребностей,

характер их формирования и роль в жизнедеятельности человека всегда были

объектом пристального внимания как обществоведов – философов, социологов,

экономистов, психологов – всех, кто исследует многообразные общественные

явления, так и ряда представителей естественных наук – тех из них, которые

изучают объекты живой природы, источники и особенности их активности,

функционирования и самовоспроизводства.

Современное состояние ряда наук и практической деятельности в странах

обуславливает возможность и необходимость все более глубокого и

всестороннего исследования этих детерминант человеческой деятельности

Во-первых, задача анализа сути и закономерностей формирования

потребностей общества обуславливается его специфической сущностью,

вырождающейся в основном законе функционирования общества, требующем

непосредственной подчиненности всей системы деятельности общества его

действительным, общественно-необходимым потребностям.

Во-вторых, накоплен большой эмпирический и теоретический материал в

ряде наук – биологии, психологии, экономике, этике, эстетике, социологии –

позволяющий сделать определенный шаг вперед в теоретической разработке

проблемы потребностей человека, которая и осуществляется в трех основных

направлениях. Это:

А) исследование методологических и социологических аспектов

взаимосвязи системы потребностей и системы деятельности общества;

Б) анализ понятийной стороны проблемы потребностей человека,

рассмотрение взаимосвязи категории потребности с другими категориями той

или другой науки;

В) конкретно-социологический анализ всего реального богатства

взаимосвязей между разного рода и вида потребностями человека и

соответствующими видами деятельности, в частности, предпринимаются

энергичные исследования этических и эстетических потребностей социальных

субъектов.

Многоплановый характер исследований потребностей человека предъявляет

«повышенный спрос» на разработку методологического аспекта этой проблемы,

на анализ её а рамках общесоциологической теории, как категории

исторического материализма, понятийное содержание которой и могло бы

служить методологической основой конкретных или частно-научных

исследований. Мы и остановимся прежде всего на этом аспекте проблемы

потребности, рассмотрев предварительно в самом общем сущностном плане

состояние исследований этой проблемы в некоторых фундаментальных науках,

поскольку, с одной стороны они дают определенный материал для обобщения, а

с другой – в них «просвечивает» в той или иной мере методологическая

позиция.

В современных биологических и физиологических исследованиях

потребности живого организма рассматриваются как объективное явление, как

нужда, как недостаток тех или иных элементов, жизненно необходимых для

воспроизводства и развития живого организма. Последний рассматривается как

саморегулирующаяся система, которая сохраняется в своем качестве лишь при

непрерывного поступления в него, усвоения им определенных элементов материи

и при обеспечении объективно необходимых требований организма, чтобы,

говоря словами профессора Н. А. Бернштейна, организм, как определенная

устойчивая организация сохранила «свою системную тождественность сама с

собой».

Дефицит тех или иных элементов и условий, сказывающийся на

устойчивости, стабильности функционирования данной биологической системы,

обуславливает возникновение и характер требований запросов данной системы и

способов их удовлетворения, т. е. возникновение специфических потребностей.

Необходимо определить сущность потребностей на «физиологическом

уровне», иначе понимание этого сложного вопроса будет лишь поверхностным.

П. В. Симонов – один из активных исследователей в этой области – пишет:

«Возникновение фундаментальных потребностей живых существ связано с

первоначальными сдвигами внутреннего химизма. Полагают, что сдвиг в

интромедиарном обмене (цикле трикарбоновых кислот) представляет начальное

звено голодного состояния высших млекопитающих. Нарушение водно-солевого

баланса возбуждает специализированные клетки подбугорной (гипоталамической)

области мозга. Возбуждение этого центра ведет к сокращению мышц верхней

части глотки и пищевода. Сокращаясь, мышцы раздражают чувствительные

окончания, что приводит к ощущению жажды. Гормональные сдвиги в организме

ведут к возбуждению половых органов, к повышению чувствительности

специализированных (эрогенных) рецепторных зон. Так потребность в пище,

воде, удовлетворении полового инстинкта, начавшись с химических перестроек,

получает отражение в возбужденном состоянии определенных отделов

центральной нервной системы».

Следовательно, возникновение потребностей при индивидуальном и видовом

развитии живого организма связывается с его функционированием, со всем

комплексом процессов его жизнедеятельности. То есть потребности связаны с

объективной сущностью организма, сформированной в процессе эволюции, и

выражают внутреннюю необходимость изменения таких состояний организма,

удовлетворение которых объективно неизбежно для нормальной

жизнедеятельности последнего. Биологические потребности являются,

следовательно, результатом непрерывно идущих в организме естественных

процессов самообновления и самовоспроизводства, а потому они и

рассматриваются как объективный детерминирующий фактор биологической

активности.

Человек отличается от животного тем, что он обдуманно производит, а не

собирает. В процессе социализации человека обществом в него закладываются

способы производства, и формируются его высшие потребности.

Закон взаимосвязи производства и потребностей общества

Проанализировав деятельность и потребности как социологическую категорию,

следует проанализировать закон и механизм взаимосвязи этих двух понятий.

Общеизвестно, что при исследовании процесса общественного развития К.

Маркс и Ф. Энгельс исходили из того что исходными предпосылками

человеческой истории являются реальные люди с их потребностями и их

деятельностью, что уже с самого начала обнаруживается материальная связь

людей между собой, которая обусловлена способом производства и

потребностями и так же стара, как сами люди, связь которая принимает все

новые формы и представляет собой историю1.

Мысль о том, что вся система человеческой деятельности, основанная, на

определенном способе производства, возникает и развивается как средство

удовлетворение потребностей человека (общества), многократно подчеркивалась

классиками марксистской мысли вслед за домарксистскими экономистами и

социологами. Но если буржуазные экономисты и социологи все дело сводил к

биологически или субъективно истолкованным потребностям, то К. Маркс и Ф

Энгельс показали, что сами человечески потребности и их развитие

определяются в конечном счете основой жизнедеятельности общества –

материальной деятельностью, а это в корне изменило понимание сути, роли и

характера развития потребностей человеческого общества. Потребности не как

нечто от века данное, а как исторически возникающее и объективно

обусловленные природой социального организма явления, которые развиваются

«вместе со средствами их удовлетворения и в непосредственной зависимости от

развития последних»1.

К Маркс сказал, что производственная деятельность в системе

«производство – потребности» играет определяющую роль, поскольку

человеческое общество, как действующий субъект для воспроизводства себя в

качестве материального объекта должно приспособить материальные предметы

природы к своим потребностям, то есть в данном случае материальная

деятельность и потребности как противоречивые моменты целостного жизненного

процесса человека играют в его воспроизводстве неодинаковую роль.

Материальная деятельность выступает ведущей стороной в этом противоречивом

взаимодействии, так как она исходный пункт реализации потребностей, а

потому и является господствующим моментом2.

Подчеркивая определяющую роль производственной, материальной

деятельности в формировании и развитии потребностей человека, К. Маркс и Ф.

Энгельс одновременно отмечали фундаментальной значение человеческих

потребностей в движении исторического процесса. Они показали, что

удовлетворяемые и развиваемые посредствам производства, как и вновь

формируемые в процессе труда, потребности людей опять ведут к деятельности,

способной их удовлетворить.

Диалектическая взаимосвязь деятельности и потребностей общества –

коренной источник как их обоюдного развития так и всего общественного

прогресса, она является абсолютным и вечным условием существования и

развития общества. То есть их взаимосвязь носит характер общеэкономического

закона. Человеческое общество, наряду с другими законами, в своем

функционировании и развитии регулируется таким важнейшим законом, как

законом подчиненности всей системы деятельности системе потребностей

общества, требующим подчинения всей совокупной деятельности общества

удовлетворению его общественно необходимых, объективно назревших,

действительных потребностей общества, возникших в ходе деятельностного

бытия общества. Поэтому абсолютная цель деятельности того или иного

общества – это удовлетворение его потребностей.

Заключение

Существенность системы потребностей в том, что человек или общество в

целом обладает набором потребностей, каждая из которых требует своего

удовлетворения. Этот казалось бы простой тезис приобретают серьезную

окраску если проанализировать современное время и историю. То чего мы

достигли в любой области, пусть ценой мировых войн, мировых кризисов в

конечном счете является следствием из простого желания или чувства

нехватки, или сдвигами внутреннего химизма. Параллельно лежит закон

возрастающих потребностей. В основе данного закона лежат потребности

конкретного человека, а они характеризуют потребности всего общества. И в

то же время этот закон является движущей силой экономического роста, в силу

того, что человеку требуется всегда больше чем он достиг.

Любая личная потребность имеет общественный характер, поэтому личные

потребности по-другому называются потребности населения.

Стоимость любого товара на рынке зависит от нашей потребности в этом

товаре. Потому что предложение зависит от спроса, а спрос это одна из

граней потребностей населения.

Существуют множество методов и факторов формирования потребностей.

Деловым людям начинающим деятельность, направленную на работу с обществом,

необходимо подробно изучить объективные факторы формирования потребностей

этого общества, иначе они могут стать жертвами своих же недочетов.

Человек отличается от животного тем, что он обдуманно производит, а не

собирает. В процессе социализации человека обществом в него закладываются

способы производства, и формируются его высшие потребности.

Диалектическая взаимосвязь деятельности и потребностей общества –

коренной источник как их обоюдного развития так и всего общественного

прогресса, она является абсолютным и вечным условием существования и

развития общества. То есть их взаимосвязь носит характер общеэкономического

закона. Человеческое общество, наряду с другими законами, в своем

функционировании и развитии регулируется таким важнейшим законом, как

законом подчиненности всей системы деятельности системе потребностей

общества, требующим подчинения всей совокупной деятельности общества

удовлетворению его общественно необходимых, объективно назревших,

действительных потребностей общества, возникших в ходе деятельностного

бытия общества. Поэтому абсолютная цель деятельности того или иного

общества – это удовлетворение его потребностей.

Потребности общества генетически и исторически – первопричина

человеческой деятельности, но вместе с тем они являются и результатом этой

деятельности.

Деятельность это способ существования общества. Так же как и движение

это способ существования материи например. Каждый из нас подчиняется закону

потребностей сам и не понимая этого, потому что наши потребности строят

настоящее и будущее. Потребности создали и историю. Это звучит слишком

резко, но это истина. Чтобы понять это достаточно задуматься о причинах

своих действий, я уже не говорю о первичных потребностях, я имею ввиду

высшие потребности, потому что богатый предприниматель оказывается может

жить и на миллионную долю своих доходов. Но нет же, он зарабатывает все

большие суммы денег. Это та же деятельность, первопричиной которой являются

потребности, которые в данном случае вступают на еще более высокий уровень

– азарт, гонка, как в спорте.

Создается впечатление, что абсолютно все зависит от наших

потребностей. Это так. Человек эволюционировал и стал «хозяином мира»

благодаря своим потребностям.

Литература

1. Баранова Л. Я., А. И. Левин, «Потребности. Доходы. Потребление».

Москва: «ЭКОНОМИКА», 1988.

2. Ермишин П. Г. «Основы экономической теории». Курс лекций.

http://www.referat.ru/up/08/.

3. Камаев В. Д., «Экономическая теория». Москва: «ВЛАДОС», 1999.

4. Маргулис А. В., «Диалектика деятельности и потребностей общества».

Белгород. 1972.

5. Маркс К. и Энгельс Ф. Собрание сочинений.

6. Марченко Т. А. «Потребность как социальное явление». Москва, 1990.

7. Менгер К. Основания политической экономии. Одесса 1903.

8. Руткевич М.Н., «Общественные потребности, система образования».

Москва, 1981.

9. Соловьев Б. А. «Потребности. Рынок. Спрос». Москва, 1982.

10. Чепурин «Основы экономической теории». Изд-е 4-е. Москва, 1999.

-----------------------

[1] См.: Менгер К. Основания политической экономии. Одесса, 1903.

[2] К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 34, стр. 137

[3] См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 23, стр. 188

1 См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 3, стр. 28-29

1 См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 23 стр. 520.

2 Там же, т. 3 стр. 26, 27

Страницы: 1, 2


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.