|
Экономика АргентиныЭкономика АргентиныI. Особенности развития экономики Аргентины Аргентина – одна из крупнейших, потенциально самых богатых латиноамериканских стран, которая по размерам валового внутреннего продукта на одного жителя, степени урбанизации, грамотности населения, уровню квалификации рабочей силы, стандартам питания принадлежит к числу латиноамериканских лидеров. В последние годы все больший интерес во многих странах вызывает экономическая политика, проводимая правительством Аргентины, ее опыт по проведению обширной программы приватизации, обузданию инфляции, достижению стабильности в валютно-фииансовой сфере, постепенному уменьшению протекционистских барьеров, поддержанию постоянного паритета аргентинского песо. В результате осуществления начатых реформ экономика Аргентины – впервые с 70-х годов – восстановила свой динамизм и развивается весьма стабильно. 1.1. Экономический потенциал. Аргентина располагает весьма разнообразными природными ресурсами, в том числе минеральными и энергетическими, которые до сих пор освоены в незначительной степени. Для экономической деятельности характерен крайне высокий уровень территориальной концентрации, прежде всего в прибрежной зоне Пампы. Особенно велик аграрный потенциал, который до сих пор остается основной специализацией страны в международном разделении труда. В последнюю четверть века заметно возрос потенциал промышленности. Ускорилось создание энергетики, металлургии, химических и нефтехимических производств, машиностроения. Удельный вес этих отраслей в валовом промышленном продукте страны превышает 50%. На всю же промышленность приходится в настоящее время около 30% ВВП. Заметно выросли производительность труда и концентрация производства, достигнуто самообеспечение многими видами оборудования, главным образом низкой и средней степени сложности, а также полуфабрикатами и топливом. Начали складываться отдельные наиболее современные промышленные отрасли, определяющие сегодня важнейшие направления научно-технического прогресса (электроника, информатика, атомная промышленность). Заметный импульс получило развитие промышленности во внутренних районах (хотя еще рано говорить о серьезных переменах в ее исторически сложившейся территориальной структуре). Весьма существенные успехи достигнуты в промышленном экспорте, в том числе за счет нетрадиционных изделий. Возможности развития энергетики, горнодобывающей промышленности и в целом минерально-топливной базы значительны, и в обозримом будущем, по крайне мере с макроэкономической точки зрения, ресурсный фактор вероятно не будет лимитировать экономический рост. Запасы полезных ископаемых в Аргентине не так велики, как разнообразны. В стране есть месторождения нефти и природного газа, угля и урана, руд черных, цветных и легирующих металлов, а также серы, графита, барита и т.д. Вместе с тем геологическая изученность территории в целом низка. Можно сказать, что одна из основных проблем развития данной группы отраслей заключается не в отсутствии отдельных видов сырья (хотя до сих пор ощущается нехватка бокситов, коксующихся углей, минералов, пригодных для производства калийных удобрений), а в его крайне неблагоприятном размещении – преимущественно в окраинных районах. Сложность освоения сырьевой базы ограничивает потенциал металлургии, во всяком случае отдельных ее спектров. Характерной чертой отрасли остается наличие довольно многочисленных и сравнительно небольших предприятий, ориентирующихся на импорт промежуточных продуктов (металлолома, кокса, меди) и сосредоточенных, как правило, в прибрежном районе, вдали от местных источников металлургического сырья. В то же время в последние два десятилетия накоплен немалый технологический опыт, снизилась капиталоемкость отрасли (речь прежде всего идет о предприятиях по прямому восстановлению железа из руды), проводится модернизация действующих предприятий и созданы некоторые новые направления (например, производство первичного алюминия). Эти сдвиги дают основание ожидать в перспективе частичного оздоровления отраслевой структуры и уменьшения производственных диспропорций, достижения в целом самообеспечения черными и некоторыми цветными металлами. К числу перспективных групп производств относится химическая и особенно нефтехимическая промышленность, для развития которой в стране имеются благоприятные предпосылки: наличие разнообразного химического сырья, самообеспечение в последнее десятилетие нефтью и открытие крупных месторождений природного газа, сравнительно разветвленная сеть трубопроводов, создание при участии государства ряда нефтехимических центров (полюсов) по производству базовых углеводородов ("Петрокимика Хенераль Москони", "Петрокимика Вайя-бланка", "Петрокимика Рио-Терсеро" и некоторые другие). Скорее всего в предстоящие 10-20 лет усилится тенденция к самообеспечению важнейшими химическими и нефтехимическими продуктами, а отчасти и к расширению их экспорта. Это объясняется как ресурсными факторами, так и необходимостью сократить импортные расходы и наличием повышенного спроса на целый ряд химикатов (прежде всего со стороны агропромышленного комплекса). Одновременно реализация этой тенденции закладывает основу для более интенсивного развития таких современных производств, как тонкая химия, биотехнология, фармацевтика. Потенциальные экспортные возможности отрасли значительны, однако их претворение в жизнь требует более глубокой переработки исходного углеводородного сырья и увеличения на этой основе поставок различных нефтехимических продуктов, прежде всего в рамках интеграционных процессов стран Южного конуса. Комплекс машиностроительных отраслей выпускает весьма разнообразную продукцию. Значительного уровня развития достигло производство сельскохозяйственных машин, оборудования для легкой и пищевой промышленности, многих товаров бытового назначения. Одной из наиболее весомых, стержневых отраслей остается автомобилестроение, которое отличается разветвленностыо производственных, организационных и территориальных связей. В 70-ые годы автомобилестроение вышло на первое место среди отраслей обрабатывающей промышленности по объему производства, потеснив пищевую промышленность. Предприятия отрасли были созданы при активном участии иностранного капитала и выпускают автомобили (в основном легковые) европейских и американских марок. В настоящее время отрасль переживает серьезные трудности в связи с узостью внутреннего рынка (об этом свидетельствует исчезновение в последнее десятилетие ряда автомобильных компаний и закрытие заводов-терминалов). Делаются попытки оздоровить ситуацию за счет развития интеграционных связей с Бразилией (пример этому – создание совместной автомобильной компании "Аутолатина", действующей на рынках обеих стран). В то же время отдельные современные подразделения машиностроения (электроника, станкостроение, производство промышленных роботов и автоматизированных линий и т.д.) представлены недостаточно. Со сравнительно слабым развитием ряда названных ключевых производств связаны в конечном счете многие трудности и проблемы современного аргентинского машиностроения: слабость внутри- и межотраслевых связей, невысокая конкурентоспособность, зависимость от импорта машин и оборудования. Несомненно, что для расширения выпуска и экспорта машиностроительной продукции, предназначенной для сложившихся, нуждающихся в технической перестройке секторов экономики (например, сельского хозяйства, пищевой индустрии, энергетики, транспорта), имеются немалые резервы, в том числе определенная технологическая база, опыт, кадры. Но это потребует глубокой качественной и весьма капиталоемкой перестройки машиностроительной отрасли. Этот факт не отрицает возможности увеличения уже в ближайшей перспективе выпуска и экспорта отдельных классов относительно сложной машиностроительной продукции, в том числе металлообрабатывающих станков с ЧПУ, персональных компьютеров и периферийных устройств, ядерного оборудования. Значительное развитие получили отрасли, базирующиеся на переработке сельскохозяйственного сырья, и прежде всего пищевая промышленность. Эти традиционные отрасли до сих пор во многом определяют "лицо" страны, ее специализацию в мировом хозяйстве. В настоящее время их развитие серьезно ограничивается трудностями сбыта их продукции и необходимостью модернизации и технического переоснащения производственной базы. Однако, оценивая перспективы, следует подчеркнуть, что финансовые и технологические потребности этой группы отраслей (на единицу конечной продукции) относительно невелики и, что особенно важно, в стране имеется мощная и крайне разнообразная сырьевая база для наращивания их производственных мощностей. Аргентина обладает исключительно благоприятными общими предпосылками для развития сельского хозяйства, в том числе одной из плодороднейших и крупнейших по размерам черноземных областей в мире, относительно низкой плотностью населения, чрезвычайно разнообразными природными и климатическими условиями на протянувшейся на тысячи километров с севера на юг территории. Традиционно сельское хозяйство занимает ключевые позиции в экономике. Здесь занято около 12% экономически активного населения. Аграрный сектор обеспечивает почти 17% ВВП и порядка 70% экспортных поступлений (включая экспорт промышленных изделий, базирующихся на несложной переработке сельскохозяйственной продукции: мясо, сахар, растительные масла, кожа, шерсть и т.д.). Именно аграрная продукция до сих пор определяет место Аргентины в международном разделении труда. Возможности вывоза аграрной продукции, включая ее непосредственные производные, ограничиваются, по крайней мере в ближайшее десятилетие, преимущественно внешними факторами. Среди них – протекционистские барьеры в отношении ряда продуктов на традиционных рынках сбыта, медленное увеличение платежеспособного спроса в развивающихся странах, растущая конкуренция между США и ЕЭС, ухудшающая условия сбыта зерновых и некоторых других товаров. Сказывается и удаленность Аргентины от основных потребителей ее сельскохозяйственной продукции. Необходимо тем не менее подчеркнуть, что качество этой продукции сравнительно высоко, а себестоимость низка. Надо также указать, что на мировом рынке постоянно увеличивается спрос на экологически чистую продукцию, для производства которой в Аргентине есть необходимые условия и предпосылки. Все это в целом, по-видимому, главное для оценки экспортного потенциала на длительную перспективу. Учитывая, что в условиях относительно низкой освоенности минерально- сырьевой базы, отставания научно-технических разработок, сохраняющейся зависимости от импорта сырья, промежуточных продуктов и технологии, аграрному сектору, по-видимому, будет принадлежать центральная роль практически в любой долговременной программе или стратегии хозяйственного развития. В этом плане весьма существенно, что расширение аграрного производства связано с гораздо меньшими относительными затратами по сравнению, например, с энергетикой или обрабатывающей промышленностью. Кроме того, в данном контексте представляется немаловажным и специализация этой отрасли на выпуске базовых пищевых продуктов (зерна и мяса), спрос на которые будет расти. Подчеркнем, наконец, что незначительно используются возможности ряда пока еще нетрадиционных для экспорта страны, но характерных для ее региональных экономик направлений сельскохозяйственного производства. Это, в частности, выращивание фруктов в умеренной зоне в северной Патагонии, винограда и овощей, цитрусовых и табака – в провинциях Запада и Северо- Запада, чая – на Северо-Востоке. Крайне низка и степень освоенности рыбных богатств, как пресноводных, так и морских. В целом резервы наращивания аграрной продукции значительны. Напомним, что территория страны составляет 2,8 млн. кв. км, из них только 13% – возделываемые земли. Данный тип угодий, как и в предыдущие годы, скорее всего будет расширяться за счет введения в оборот новых земель, проведения землеустроительных и мелиорационных работ, сокращения пастбищ. Кроме того, применение сельскохозяйственной техники, удобрений, средств защиты растений остается низким. Несомненно, что даже незначительное повышение технификации и химизации сельского хозяйства приведет к повышению урожайности и существенно скажется на масштабах производства. Характерной особенностью аргентинской экономики является исторически сложившаяся высокая степень территориальной концентрации населения и хозяйственной деятельности в Пампе, и в особенности в ее прибрежной зоне. В настоящее время на территории всего лишь трех провинций – Буэнос-Айрес (вместе со столицей), Санта-Фе и Кордова – проживает почти 70% населения, причем половина этого количества жителей приходится на столицу и ее пригороды, т.н. Большой Буэнос-Айрес. Пампа, как и раньше, остается главным сельскохозяйственным районом страны. На долю трех вышеназванных провинций приходится более 80% площади обрабатываемых земель, и они дают более 2/3 стоимости сельскохозяйственной продукции, главным образом мясо и зерновые. В Пампе сосредоточен и основной промышленный потенциал страны, причем в промышленности отмечается особенно сильная территориальная концентрация производства. Огромная территория за пределами Пампы заметно отстает по уровню своего хозяйственного развития, хотя здесь и сосредоточены основные сырьевые, топливные и энергетические ресурсы страны. Для внутренних районов (пожалуй, за исключением Патагонии) характерна преимущественно аграрная специализация. Сельское хозяйство здесь базируется на таких технических культурах, как хлопок, сахарный тростник, чай, табак, а также на виноградарстве и плодоводстве (ареалы возделывания этих культур в силу природных факторов лежат за пределами Пампы); Патагония является районом специализированного овцеводства. В отличие от промышленности побережья, характеризующейся разносторонней отраслевой структурой, промышленность внутренних районов имеет ограниченный круг отраслей. Заметная роль здесь принадлежит горнодобывающей промышленности. В структуре же обрабатывающей промышленности наблюдается преобладание отраслей по первичной переработке сырья, поставляемого сельским хозяйством, лесной и горнодобывающей промышленностью. Внутренние районы располагают значительными природными ресурсами, которые могли бы послужить хорошей базой для ускорения хозяйственного развития страны. В этой связи стоит несколько подробнее остановиться на аргентинской Патагонии, чья обширная и богатая территория остается еще практически неосвоенной (занимая по площади около 30% территории страны, Патагония насчитывает лишь 3% ее населения). Освоение природных богатств Патагонии требует значительных капиталовложений. Но в силу целого ряда причин природного и экономического характера – довольно суровые климатические условия, общая хозяйственная неразвитость, малочисленность населения, нехватка рабочей силы, узость регионального рынка, значительная удаленность от главных хозяйственных центров страны и слабая обеспеченность инфраструктурой – налаживание здесь хозяйственной деятельности оказывается не только малопривлекательным, но часто просто непосильным для частных предпринимателей. В целях содействия хозяйственному развитию Патагонии аргентинским правительством предпринимаются специальные меры, направленные на создание в этом районе более льготных условий в целях стимулирования предпринимательской деятельности. Поддержка хозяйственного развития Патагонии становится одним из важнейших направлений региональной политики государства. В 80-е годы у аргентинского руководства даже появились планы переноса столицы страны в Патагонию, в г.Вьедма – административный центр провинции Рио-Негро. Усиление внимания к этому району объясняется в первую очередь экономическими соображениями. Дальнейшее наращивание промышленного производства, сосредоточенного в подавляющей своей части в прибрежной зоне, практически лишенной собственных источников сырья, топлива и энергии, настоятельно требует подъема экономики внутренних районов страны, располагающих значительными природными богатствами. В Патагонии отмечается благоприятное сочетание источников минерального сырья и топлива, энергии, водных и лесных ресурсов. Несмотря на крайне слабую разведанность и освоенность территории этого района, на него приходится половина продукции горнодобывающей промышленности страны. Особенно велика роль этого района в снабжении страны топливом – нефтью и природным газом. Здесь же имеются месторождения угля. Провинции Патагонии богаты и рудными ископаемыми (прежде всего железной руды), имеются значительные запасы горнохимического сырья и сырья для производства строительных материалов. Значительным, но пока еще малоиспользуемым богатством Патагонии являются гидроэнергетические ресурсы, и здесь уже осуществляется ряд крупных гидропроектов (например, комплекс "Эль Чокон-серрос Колорадос", ГЭС "Футалеуфу" и др.). Предгорные районы Патагонии располагают значительными лесными ресурсами. Ее прибрежные воды богаты рыбой. Многообещающие перспективы связаны с развитием самых различных видов туризма. Освоение огромного природного потенциала страны и вовлечение в оборот новых источников сырья и топлива, хозяйственный подъем внутренних районов, преодоление исторически сложившихся региональных диспропорций и гипертрофированной концентрации производства в прибрежной зоне, а также углубление интеграционных процессов в Южном конусе теснейшим образом связаны с совершенствованием транспортной системы. По протяженности железных дорог Аргентина занимает первое место в Латинской Америке. Но эта сеть, сформировавшаяся преимущественно в прошлом столетии, отличается низким уровнем технического оснащения и электрификации, разноколейностью, сосредоточена главным образом в зоне Пампы. В результате основная часть грузоперевозок в настоящее время осуществляется относительно более дорогим автомобильным транспортом. В области морского транспорта узким местом остается портовое хозяйство. Основные порты страны (Буэнос-Айрес, Ла-Плата, Росарио, Байя-Бланка), расположенные на побережье Пампы, не справляются с возросшими грузопотоками и сталкиваются с серьезными трудностями в обслуживании современных крупнотоннажных судов. Несомненно, что приоритетным направлением в сфере транспорта остается модернизация железных дорог и портового хозяйства. Не менее важно, в том числе и в плане выхода на рынки соседних стран и расширения экспорта нефти и природного газа (например, в Бразилию), строительство новых трубопроводов. Стабильное обеспечение энергетических потребностей страны требует также завершения кольцевания региональных энергосистем и формирования единой сети высоковольтных линий электропередач. Более полная реализация экономического потенциала страны (как и повышение эффективности национального производства в целом) немыслимо без известного изменения исторически сложившейся конфигурации транспортной сети и преодоления недостатков, присущих ярко выраженной радиальной схеме транспортных магистралей, "завязанных" на столицу. Анализируя экономику Аргентины, необходимо коротко охарактеризовать один из важнейших ее компонентов – трудовые ресурсы. По региональным меркам эти ресурсы значительны, причем многие их качественные параметры весьма высоки. В стране насчитывается более полумиллиона лиц с высшим образованием; действует разветвленная система ВУЗов; неграмотность не превышает 5%. По охвату населения начальным и средним обучением страна лидирует в регионе, приближаясь в ряде случаев к уровню отдельных западноевропейских государств. Таким образом, речь идет о сложившейся системе образования, которая, несмотря на многие ее недостатки, в целом может служить основой кадрового обеспечения экономического роста, и прежде всего национальных НИР. Аргентинское руководство отдает себе отчет, что эта отрасль в условиях технологической перестройки, происходящей в мировой экономике, носит стратегический характер, и без ее самостоятельного развития невозможно создание многих современных стержневых производств. В последние два десятилетия углубилась тенденция к расширению национальных НИР. Достигнуты несомненные успехи на некоторых исследовательских направлениях. Так, Аргентина первой в Латинской Америке построила экспериментальный атомный реактор, в 1974 г. ввела первую в регионе АЭС, в настоящее время осуществляет поставку исследовательских реакторов за границу. Хотя по научно-техническому потенциалу Аргентина выделяется в регионе, она уступает в этом отношении промышленно развитым странам. Абсолютные размеры затрат на НИР, как и их удельный вес в ВВП, находятся на невысоком уровне, составляя в последние годы порядка 0,5%. Ассигнования, которые государство в условиях длительной политической нестабильности и огромной внешней задолженности в состоянии было выделить для этой сферы, невелики. Существенным недостатком является смещение центра тяжести в сторону фундаментальных, общетеоретических работ, тогда как удельный вес ученых и инженеров, занимающихся прикладной инженерно-технической и Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |