|
Воспроизводство основных фондовМалые предприятия в первый год эксплуатации были вправе списывать дополнительно как амортизационные отчисления до 50% первоначальной стоимости основных средств со сроком службы свыше трех лет, а также на общих основаниях осуществлять их ускоренную амортизацию. При прекращении деятельности малого предприятия до истечения одного года сумма дополнительно начисленного износа подлежала восстановлению за счет увеличения балансовой прибыли. Амортизационные отчисления, осуществленные ускоренным методом, использовались предприятиями по целевому назначению. В случае их нецелевого использования дополнительная сумма амортизации, которая соответствовала расчету по ускоренному методу, включалась в налогооблагаемую базу и подлежала налогообложению в соответствии с действующим законодательством. В отношении нематериальных активов амортизационные отчисления производятся равными долями в течение срока их существования. Если срок использования нематериального актива установить невозможно, то период его амортизации устанавливается в десять лет. Амортизация начисляется ежемесячно по вновь принятым на учет основным средствам, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем поступления. По выбывшим объектам начисление амортизации прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем их выбытия из эксплуатации. Для создания благоприятных экономических условий и стимулирования активного обновления основных фондов государство использует механизм их периодической переоценки. Последняя переоценка основных средств производилась по состоянию на 1 января 1996 г.. В результате дооценки их балансовая стоимость приведена в соответствие с действовавшими ценами и условиями воспроизводства на конец 1995 г.. Переоценивались все основные средства, находящиеся на балансе предприятий, как действующие, так и находящиеся на консервации, в резерве, в запасе, незавершенном строительстве. Переоценивались также основные фонды, подготовленные к списанию ввиду их физического или морального износа, но не оформленные в установленном порядке актами на списание. Результаты переоценки отражены на счете 87 «Добавочный капитал». В соответствии с постановлением Правительства РФ от 7 декабря 1996 г. № 1442 «О переоценке основных фондов в 1997 году» предусмотрено осуществить в течение 1997 г. новую переоценку основных средств по состоянию на 1 января 1997 г., чтобы привести их балансовую стоимость применительно к современным ценам и условиям воспроизводства. Переоценке подлежат все виды основных фондов, как действующие, так и находящиеся на консервации, в резерве, объекты незавершенного строительства, а также оборудование, предназначенное для установки. Результаты переоценки основных фондов по состоянию на 1 января 1997 г. не учитываются при исчислении налога на имущество в 1996—1997 гг., а также амортизационных отчислений на полное восстановление основных средств в 1997 г. Амортизационные отчисления являются объектом финансового планирования, т.е. включаются в доходный раздел финансового плана (баланса доходов и расходов) предприятия. Для определения суммы этих отчислений можно пользоваться методами прямого и аналитического расчета. При использовании прямого метода расчета сумма амортизационных отчислений (А) устанавливается по формуле: n A = ( СБi * Нi , i=1 100 где СБi — балансовая стоимость i-го объекта (или их группы), тыс. руб; Нi — норма амортизации по объекту i-го вида, %; n — количество объектов (или их групп), по которым начисляется амортизация (г = 1,2, 3, ...,n). При использовании аналитического метода вначале исчисляется средняя стоимость амортизируемых основных средств на планируемый год (Сос) по формуле: Сос = СБ + В * К _ В1 * К1 , 12 12 где СБ — балансовая стоимость основных средств предприятия на начало расчетного периода; В — стоимость вводимых в эксплуатацию основных средств в планируемом периоде; B1 — стоимость выбывающих из эксплуатации основных средств в планируемом периоде; К — число полных месяцев функционирования основных средств в планируемом периоде (если основные средства вводятся в I квартале, то берется 10,5 мес.; во II — 7,5; в III — 4,5; в IV квартале — 1,5 мес.); К1 — число месяцев, остающихся до конца года после выбытия основных средств (если основные средства выбывают в I квартале, то берется 10,5 мес.; во II — 7,5; в III — 4,5; в IV квартале — 1,5 мес.). Средняя стоимость амортизируемых основных средств в планируемом году умножается на среднюю фактическую норму амортизации (Нф), которая сложилась по отчету предприятия за прошедший год: А= Сос * Нф . 100 Полученная расчетным путем сумма амортизации включается в финансовый план предприятия на предстоящий год. Аналитический метод расчета (в отличие от метода прямого счета) более прост в использовании, но дает менее точный результат, так как расчет ведется не по каждому инвентарному объекту (или группе однородных объектов), а по всем основным средствам предприятия. В соответствии со среднесрочной программой правительства на 1997—2000 гг. "Структурная перестройка и экономический рост" основным источником инвестиционных ресурсов должны выступить средства предприятий (амортизационные отчисления и прибыль), которые должны обеспечить около 60% всех вложений. Однако анализ финансового потенциала предприятий говорит о значительных сложностях в изыскании ресурсов инвестирования на микроуровне. Возможности использования амортизационных отчислений как источника инвестирования в течение периода экономического реформирования существенно изменялись. В результате либерализации цен и последующего кризиса сбыта товаров произошло обесценение амортизационных фондов предприятий, вызвавшее резкое падение доли амортизационных отчислений в структуре затрат на производство продукции. В целом по промышленности в 1993 г. удельный вес амортизации в структуре затрат составил 0,9% против 12,2% в 1989 г.. Предпринятые меры по индексации амортизации, переоценке основного капитала, введению новых норм амортизации привели к возрастанию объемов амортизационных средств (до 15,2% ВВП в 1997г.), однако сохранение ограничений спроса существенно затрудняет их участие в хозяйственном обороте, а условия экономической деятельности, характеризующиеся острым недостатком собственных средств, — использование их на инвестиционные нужды. По оценкам, лишь 25-30%* амортизационных отчислений идет на инвестиционные цели, в то время как большая часть покрывает нехватку оборотных средств. При недостаточности собственных источников финансирования капитальных вложений предприятие вправе привлекать заемные финансовые средства. Необходимость в кредитовании капитальных вложений вытекает из часто возникающего у предприятий дефицита собственных средств, что обусловлено несоответствием имеющихся финансовых ресурсов с потребностями в них на расширенное воспроизводство основного капитала. В данном случае возникают кредитные отношения между заемщиком и заимодавцем (банком), возникающие в связи с движением денег на условиях возвратности и возмездности выраженной в форме ссудного процента. Объектами банковского кредитования капиталовложений предприятий всех форм собственности являются затраты по: • строительству, расширению и реконструкции объектов производственного и _____________________________________________________________________ * Финансы 1998 №9 непроизводственного назначения; • приобретению движимого и недвижимого имущества (построек, оборудования и т.д.); • образованию новых предприятий с участием иностранных инвесторов; • созданию научно-технической продукции, интеллектуальных ценностей и других объектов собственности; • осуществлению природоохранных мероприятий. Порядок предоставления, оформления и погашения долгосрочных кредитов (на срок свыше одного года) регулируется правилами банков и кредитными договорами с заемщиками. Основой кредитных отношений является кредитный договор, предусматривающий следующие условия: • объем выдаваемой ссуды; • сроки и порядок ее использования; • процентные ставки и другие выплаты по кредиту; • обязанности и экономическая ответственность сторон; • формы обеспечения обязательств (залог имущества, поручительство и др.); • перечень документов, представляемых банку для оформления кредита. При установлении сроков и периодичности погашения долгосрочного кредита банк принимает во внимание: • окупаемость затрат за счет чистой прибыли заемщика; • платежеспособность предприятия; • уровень кредитного риска; • возможности ускорения оборачиваемости кредитных ресурсов. Для получения долгосрочной ссуды заемщик представляет банку документы, характеризующие его платежеспособность: • бухгалтерский баланс на последнюю отчетную дату; • отчет о прибылях и убытках; • технико-экономические обоснования и расчеты к ним, подтверждающие эффективность и окупаемость затрат по кредитуемым мероприятиям и проектам. Суммы полученных кредитов в рублях зачисляются на расчетный счет или специальные счета в банках, а также на валютный счет (при получении кредита в иностранной валюте). За счет долгосрочного кредита оплачиваются строительно-монтажные работы, поставки оборудования, проектной продукции и других ресурсов для строительства. Возврат заемных средств по вновь начинаемым стройкам и объектам начинается после ввода их в эксплуатацию в сроки, установленные договорами. По объектам, строящимся на действующих предприятиях, возврат кредитов начинается до ввода в действие этих объектов. Проценты за пользование кредитными ресурсами начисляются с даты их предоставления в соответствии с заключенными договорами между предприятиями и банками. Погашение процентов за пользование заемными средствами осуществляется: 1) по вновь начинаемым стройкам и объектам — после сдачи их в эксплуатацию в сроки, определенные кредитными договорами; 2) по объектам, сооружаемым на действующих предприятиях — ежемесячно с момента получения этих средств. Учет операций по предоставленным заемным средствам ведется предприятием на счете 92 «Долгосрочные кредиты банков». Кредиты банков, не оплаченные в срок, учитываются отдельно. По кредиту данного счета отражаются суммы полученных ссуд, а по дебету — их погашение. Банк осуществляет наблюдение за ходом выполнения кредитуемых мероприятий. При не выполнении заемщиком своих обязательств банк вправе применять экономические санкции, предусмотренные кредитным договором. Несмотря на преимущества долгосрочный кредит не получил широкого распространения в народном хозяйстве России из-за общей экономической нестабильности, высоких темпов инфляции и значительных процентных ставок, превышающих уровень доходности многих предприятий. Доля долгосрочного кредита в общем объеме источников финансирования капиталовложений снизилась с 11,1% в 1992 г. до 2,8% в 1994 г*.. Мировой практикой накоплен большой опыт по использованию ценных бумаг по привлечению временно свободных денежных средств предприятий и граждан для инвестирования в производство. В РФ ценные бумаги включают: акции, облигации, векселя, казначейские обязательства государства, сберегательные сертификаты и др. Выпуск ценных бумаг в современных условиях должен способствовать мобилизации рассосредоточенных средств предприятий для осуществления крупных инвестиций, смягчить последствия сокращения объемов бюджетного и ликвидации ведомственного финансирования. Экономической основой становления рынка ценных бумаг служат также средства населения, не обеспеченные товаром. Из-за высокой ставки банковского процента, финансирование инвестиционных программ предприятий становятся эмиссия ценных бумаг. Ценные бумаги представляют собой документы, подтверждающие право собственности владельца на имущество или денежную сумму, которые не могут быть реализованы или переданы другому лицу без предъявления соответствующего документа. Ценные бумаги дают право их владельцам на получение дохода в виде дивидента, а также возможность передачи денежных и иных прав , вытекающих из этих документов , другим лицам. В финансовой практике к ценным бумагам относятся лишь те, которые могут быть объектом купли-продажи, а также источником получения регулярного или разового дохода. Рынок ценных бумаг выступает как результат развития товарного, кредитного и денежного рынков и должен стать индикатором экономического положения страны. Однако в ближайшее время трудно ожидать формирование полноценного рынка ценных бумаг из-за нестабильной экономической ситуации в России, незакрепленности в законодательных актах. Одним из способов капитальных вложений является привлечение иностранного капитала. Иностранные инвестиции способствуют развитию международных экономических связей и внедрение передовых научно-технических достижений, но они не могут полностью компенсировать недостаток отечественных инвестиций. Активизация иностранных инвесторов возможна только после активизации национальных инвесторов и предоставлением иностранным инвесторам благоприятного режима инвестирования. Основной формой участия иностранного капитала в виде прямых инвестиций продолжает оставаться создание на территории России совместных предприятий. Однако объемы привлекаемых инвестиций ____________________________________________________________________ * Экономист 1995 №5 невелики. Основными проблемами в процессе их развития являются: определение доли российских инвесторов в уставном капитале создаваемых предприятий и соответственно в распределении прибыли, а также действительная рыночная оценка зданий, сооружений, оборудования и земли, вкладываемых в качестве российской части уставных капиталов коммерческих организаций с иностранными инвестициями. Также приток иностранных инвестиций сдерживают факторы: -неуверенность иностранных инвесторов в конкретных прямых или портфельных инвестициях, отсутствие соответствующих гарантий для каждой точечной инвестиции; - высокий банковский процент, установившийся в России на кредитном рынке. В 1997г. общий объем иностранных инвестиций в народное хозяйство равнялся 21,8 млрд. долл. плюс 19,2 трлн. руб., из них прямые инвестиции составили 9,95 млрд. долл. плюс 15,7 трлн. руб*. . Анализ отраслевой структуры иностранных инвестиций в производственный сектор показал, что они направляются главным образом в топливно-энергетические и сырьевые отрасли, что закрепляет неэффективную структуру российской экономики и усложняет ее реформирование. В данный связи необходимо усилить систему мер по переориентации потоков иностранных инвестиций, включающую, в частности, налоговые льготы, стимулирующие капитализацию прибыли и реинвестирование доходов, привлечение инвестиционных кредитов, развитие компенсационных соглашений, договоров о разделе продукции и т.д. Важную роль в инвестиционной кругу играют государственные капитальные вложения. В современных условиях внесены принципиальные изменения в порядок предоставления средств на централизованные и нецентрализованные капитальные вложения. За счет централизованных капиталовложений осуществляются: развитие межотраслевых и межрегиональных производств; строительство новых предприятий и решение других особо важных задач в соответствии с перечнем предприятий и объектов, включенных в программу экономического и социального развития Российской Федерации. Ввод в действие производственных мощностей и объектов социальной сферы за счет централизованных капиталовложений разрешается инвесторам в форме государственного заказа, поскольку в них заинтересованы центральные органы власти. Суммы ассигнований на выполнение федеральных целевых программ предусматриваются ежегодно в соответствующих бюджетах и в государственной инвестиционной программе в объемах централизованных капитальных вложений. Государственные централизованные капитальные вложения (инвестиции), направленные на создание и воспроизводство основных фондов и финансируемые из федерального бюджета, могут быть предоставлены инвесторам на безвозвратной и возвратной основе. Приоритетные направления, для которых необходима государственная поддержка в реализации инвестиционных проектов за счет средств федерального бюджета, определяются Министерством экономики РФ и Министерством финансов РФ с участием других федеральных органов исполнительной власти. Формирование в соответствии с государственной инвестиционной программой перечня строек и объектов для федеральных государственных нужд, подлежащих финансированию с привлечением средств _____________________________________________________________________ * Российский экономический журнал 1998 №3 федерального бюджета, выделяемых на безвозвратной и возвратной основе, осуществляется следующим порядком: 1) Минэкономики РФ устанавливает и сообщает госзаказчикам в сроки, определяемые Правительством РФ, предварительные объемы государственных централизованных капиталовложений на предстоящий период; 2) госзаказчики представляют Минэкономики РФ свои предложения по инвестиционным проектам, разработанные на основе предварительных объемов государственных централизованных капиталовложений. Для обоснования указанных предложений представляются перечни строек и объектов с соответствующими технико-экономическими показателями на весь период строительства с разбивкой по годам. Включение в указанный перечень вновь начинаемых строек и объектов разрешается при условии, если переходящие стройки и объекты, на которых создаются аналогичные мощности, обеспечены достаточными объемами капитальных вложений; 3) Минэкономики РФ и Минфин РФ с участием других заинтересованных министерств и ведомств рассматривают предоставленные госзаказчиками предложения по вновь начинаемым стройкам и объектам и принимают решение о включении их в перечень строек и объектов для федеральных государственных нужд. Отбор строек и объектов для включения в перечень производится на конкурсной основе; 4) принятые Минэкономики РФ решения о включении вновь начинаемых строек и объектов в соответствующий перечень являются основанием, в соответствии с которым госзаказчики определяют заказчиков (застройщиков) по строительству данных объектов и организуют проведение подрядных торгов. Минэкономики и Минфин РФ на основании информации госзаказчиков о результатах подрядных торгов и заключенных на их основе государственных контрактов (договоров подряда) уточняют объемы капитальных вложений, размеры и источники их финансирования по каждой вновь начинаемой стройке, включенной в перечень, на весь период строительства с распределением по годам. Включение вновь начинаемых строек и объектов в перечень строек и объектов для федеральных государственных нужд является государственной гарантией непрерывности их финансирования до окончания строительства в установленные сроки. По переходящим стройкам с учетом хода строительства и степени готовности объектов и пусковых комплексов при необходимости вносятся корректировки в объем ы капитальных вложений. За счет нецентрализованных капиталовложений, финансируемых за счет собственных средств предприятий через коммерческие банки, осуществляются: а) техническое перевооружение и реконструкция действующих предприятий; б) расширение существующих производств; в) строительство объектов социального и природоохранного назначения на действующих предприятиях. Объемы и направления расходования таких источников предприятия определяют самостоятельно в пределах имеющихся материальных и финансовых ресурсов. Для выполнения указанных работ предприятия-заказчики привлекают специализированные подрядные организации (фирмы). Взаимоотношения между заказчиками и подрядчиками строятся на обычной коммерческой основе с соблюдением прав и обязательств, вытекающих из договора подряда (контракта). Заказчики вправе осуществлять строительно-монтажные работы собственными силами (хозяйственным способом). Финансирование государственных централизованных капиталовложений в настоящее время затруднено из-за незащищенности расходов бюджета на инвестиционные цели. Финансирование этих расходов до последнего времени осуществлялось по остаточному принципу, следствием чего стали нарастающая из года в год кредиторская задолженность в инвестиционной сфере и постоянное сокращение объема реально осуществляемых инвестиций в производство. В 1997г. государственные инвестиции были профинансированы в размере 8,3 трлн. руб. или на 59,8% уточненного лимита с учетом секвестра. Нетерпимость такого положения особенно усиливается тем, что Правительство не смогло обеспечить своевременное финансирование даже быстроокупаемых инвестиционных проектов, где доля государства составляет всего 20%, а мобилизуемые инвестором средства, включая собственные, - 80%. В результате предприниматели, поверившие государству и занявшие в связи с этим в коммерческих банках 60% вложенных средств, попали в тяжелое финансовое положение: за 11 месяцев 1996 г. государственные инвестиции профинансированы на 34,4% от годового лимита, а конкурсные высокоэффективные проекты - вообще только на 5,2%*. Все это дестабилизирует рынок капитальных вложений и лишает народное хозяйство импульса для возобновления экономического роста, а значит и для решения обострившихся социальных проблем. В настоящее время одним из перспективных направлений инвестирования является лизинг. Лизинг — это комплекс определенных экономических отношений, связанных с передачей имущества во временное пользование на основе его приобретения и последующей сдачи в долгосрочную аренду. По договору финансовой аренды (договору лизинга) арендодатель (лизингодатель) обязуется приобрести в собственность указанное арендатором (лизингополучателем) имущество у определенного им продавца (поставщика) и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и пользование для производственно-коммерческой деятельности. Договором лизинга может быть предусмотрено, что выбор продавца и приобретаемого имущества осуществляется лизингодателем. Предметом договора финансовой аренды может быть любое движимое и недвижимое имущество, используемое для предпринимательской деятельности, за исключением земельных участков и других природных объектов. Лизингодатель, приобретая имущество для лизингополучателя, обязан уведомить продавца, что данное имущество предназначено для передачи его в аренду определенному юридическому лицу. Имущество, которое является предметом договора лизинга, передается продавцом непосредственно лизингополучателю (если иные условия договором не предусмотрены). |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |