|
Валютное регулирование и валютный контроль в РФ в период с 1987 по 1996 годИнструкцией № 19 предусматривается ответственность как экспортера за несвоевременное предоставление необходимой документации или фальсификацию приводимых документов и сведений, так и банка за ненадлежащее выполнение данной инструкции. Действие инструкции № 19 имеет некоторые ограничения, так как она не распространяется на экспорт работ и услуг, а также на сделки, предусматривающие вывоз товаров с российской таможенной территории, если расчеты осуществляются в соответствии с законодательством России в ее валюте и если не предусмотрено проведение расчетов в денежной форме, как, например, при бартерной сделке. Наряду с "невозвратом" валютной выручки по экспортным контрактам отток валютных ресурсов происходит зачастую в форме авансовых платежей под импортные контракты без последующей поставки товаров и услуг. Некоторое сдерживающее действие оказывал введенный порядок, когда условием платежа при осуществленнии международных расчетов по импортным контрактам являлось обязательное представление российскими предприятиями в уполномоченный банк товарораспорядительных документов, подтверждающих отправку товаров в Россию. Более радикальными мерами должны стать требования, предъявляемые к импортерам, которые изложены в письме Центрального банка Российской Федерации "О введении в действие порядка осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары" от 15 ноября 1995 года № 208 и в совместной инструкции Центрального банка России № 30 и Государственного таможенного комитета Российской Федерации № 01-20/10538 "О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары" от 26 июля 1995 года. Инструкция введена в действие с 1 января 1996 года. Механизм контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары, так же как и валютный контроль за поступлением валютной выручки от экспорта товаров, делает важным звеном валютного контроля коммерческие банки и усиливает роль Центрального банка России. Базовым документом валютного контроля является паспорт импортной сделки, который оформляется импортером в банке импортера и содержит основные условия внешнеторгового контракта. По каждому заключенному импортером контракту оформляется один паспорт импортной сделки, подписываемый одним уполномоченным банком, где открыт валютный текущий счет импортера. Паспорт импортной сделки оформляется в двух экземплярах. С представлением в банк импортера паспорта импортной сделки импортер принимает на себя ответственность перед органами и агентами валютного контроля за полное соответствие сведений, приведенных в паспорте импортной сделки, условиям контракта, а также за поступление в Россию товаров в полном объеме и в сроки, не превышающие 180 календарных дней между днем оплаты импортируемого товара и датой таможенного оформления. При невозможности поставки товаров импортер обязан возвратить в установленные контрактом сроки на указанный в паспорте импортной сделки текущий валютный счет импортера суммы предоплаты, которая ранее переведена иностранной стороне. Сделки на срок, превышающий 180 дней между днем оплаты импортируемого товара и датой его таможенного оформления, могут осуществляться только при наличии лицензии Банка России на осуществление валютных операций, связанных с движением капитала. Банк импортера имеет основание для отказа в подписании паспорта импортной сделки в следующих случаях: - если он оформлен с нарушениями установленных требований; - если в контракте имеются условия, предусматривающие оплату импортируемых товаров со счетов лиц, не являющихся импортерами по данному контракту; - если в контракте имеются условия, предусматривающие оплату импортируемых товаров в наличной форме при отсутствии разрешения (лицензии) Банка России на указанные операции; - если в контракте отсутствуют конкретные сроки поступления товаров на таможенную территорию Российской Федерации или отгрузки товаров в Российскую Федерацию; - если в контракте отсутствуют конкретные сроки возврата денежных средств в иностранной валюте, переведенных в оплату импортируемых товаров, на счет импортера в банке импортера при непоставке товаров в случае, если контракт предусматривает оплату товара до его ввоза на территорию Российской Федерации; - если в контракте и/или дополнениях к нему отсутствуют какие-либо сведения, необходимые для составления паспорта импортной сделки в установленном порядке; - если контракт, представленный в банк импортера, составлен на иностранном языке, которым не владеют ответственные лица банка импортера, и при этом отсутствует заверенный перевод контракта на русский язык. В случае, если условиями контракта предусмотрена предоплата в размере, превышающем предельную сумму, разрешенную Банком России без гарантии валютного контроля, банк импортера должен, принимая решение по вопросу подписания паспорта импортной сделки, решить вопрос о выдаче гарантии валютного контроля. Банк импортера, выдавший гарантию валютного контроля, несет перед государством в лице органов валютного контроля солидарную с импортером финансовую ответственность в пределах обязательств, вытекающих из текста гарантии валютного контроля. Указанная гарантия направляется банком импортера в территориальное учреждение Банка России не позднее третьего рабочего дня со дня перевода суммы предоплаты за импортируемые товары. Важным звеном валютного контроля при осуществлении импортного контракта является таможенное оформление товаров. Импортер заблаговременно до предоставления импортируемых товаров к таможенному оформлению получает в банке ксерокопии с оригинала паспорта импортной сделки, подписанные ответственным лицом банка и скрепленные его печатью. Одновременно с подачей грузовой таможенной декларации импортер представляет в таможенный орган ксерокопию паспорта импортной сделки, заверенную банком, которая затем хранится в делах таможни и служит основанием для оформления таможенных документов. После завершения таможенного оформления товаров, ввозимых на российскую территорию, ксерокопия грузовой таможенной декларации, заверенная на таможне, передается импортеру, который в течение месяца представляет ее банк импортера, где она хранится в соответствующем досье. Банк импортера не позднее десяти дней с даты платежа за импортируемые товары или даты зачисления средств в иностранной валюте, поступивших на текущий валютный счет импортера в качестве возврата ранее произведенной им предоплаты, составляет карточку платежа и направляет ее в Государственный таможенный комитет Российской Федерации. После завершения таможенного оформления товаров, ввезенных на территорию России, Государственный таможенный комитет на основании грузовой таможенной декларации составляет учетную карточку импортируемых товаров, которая вносится в реестр. Импортер на основе имеющихся в его распоряжении транспортных и расчетных документов отбирает из полученных от своего банка карточек платежа относящиеся к данной учетной карточке и на их основе составляет свой вариант заполнения карточек платежа для отправки к Государственный таможенный комитет России с данной учетной карточкой. Банк импортера, проверив правильность отнесения импортером произведенных платежей к конкретным отгрузкам по учетной карточке, а также сверив фактические даты платежа с датами, указанными импортером, используя представленный импортером вариант заполнения учетной карточки и имеющиеся в досье грузовую таможенную декларацию или коммерческие документы, заполняет соответствующие данной учетной карточке карточки платежа и одновременно с учетной карточкой не позднее контрольного срока направляет их в Государственный таможенный комитет России. Инструкцией Центрального банка Российской Федерации № 30 установлена ответственность импортера. Так, если импортер не представил в определенные инструкцией сроки ксерокопии грузовой таможенной декларации, то банк импортера приостанавливает операции со средствами импортера, находящимися на его счетах, на сумму, соответствующую стоимости ввезенной партии товаров. Территориальное учреждение банка России может принять решение о наложении на импортера штрафа в размере 20 тысяч рублей за каждый день просрочки, но не свыше стоимости ввезенной партии товаров. Принимая во внимание, что ненадлежащее исполнение уполномоченным банком своих обязанностей, обозначенных в инструкции, приведет к снижению уровня контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары, банк импортера также несет ответственность в виде штрафа за несвоевременную отправку в Банк России и Государственный таможенный комитет России каждого из документов валютного контроля. Размер штрафа составляет 200 тысяч рублей за каждый день просрочки отправки данного документа сверх установленного срока, но не более 0,1 % от размера минимального уставного капитала. На банк может быть наложен штраф в размере 200 тысяч рублей за каждый неучтенный или учтенный с нарушением факт поступления или отправки документов валютного контроля, а за отсутствие учета или ненадлежащий учет в карточках платежа, подлежащих отсылке в ГТК России или направлению в досье, банк несет ответственность в виде штрафа в сумме,эквивалентной 5% суммы в иностранной валюте, которая не была учтена или учтена ненадлежащим образом, по курсу Банка России на дату взыскания. Валютный контроль в России нацелен не только на то, чтобы с помощью эффективной системы единого валютно-таможенного контроля приостановить утечку экспортной выручки и сделать обоснованными платежи в иностранной валюте за импортируемые товары, но и защитить экономику от вливания в нее "грязных" денег из других стран, в которых определенные слои предпринимателей стремятся использовать финансовую систему России для отмывания доходов, полученных преступным путем. В то же время факты торговли наркотиками в нашей стране и совершение других корыстных преступлений трудно отрицать, а значит, существуют доходы, которые их владельцы хотели бы легализовать, то есть налицо проблема отмывания "грязных" денег. В российском законодательстве пока нет специальных законодательных актов, непосредственно направленных на борьбу с отмыванием денег, поэтому большой интерес в данной области может представить опыт стран, давно столкнувшихся с этим явлением. III.3. Что касается нововведений, появившихся в валютном законодательстве России в 1995 - 1996 годах, то хотелось бы отметить в этой связи следующее. В общем контексте реализации подходов к либерализации текущих валютных операций важное значение отводится принятому решению Президента Российской Федерации о введении с 1 июня до конца 1996 года "скользящего" обменного курса рубля, вместо ранее действовавшего валютного коридора. В соответствии с данным решением совместным заявлением Правительства и Центрального банка Российской Федерации от 16 мая 1996 года на период с 1 июля по 31 декабря 1996 года была установлена граница изменений официального обменного курса рубля на межбанковском и биржевом валютных рынках. Эта граница предусматривала интервал изменения от 5000 и 5600 рублей за доллар США на 1 июня до 5500 и 6100 рублей за доллар на 31 декабря 1996 года. Так называемый "скользящий", или "наклонный", обменный курс привязывается к уровню текущей инфляции. В основу привязки положен прогноз валютного курса, сделанный Центробанком России до конца 1996 года. На базе данного прогноза ежедневно составляется таблица расчетов центрального значения обменного курса. В целях исключения спекулятивных операций с иностранной валютой в связи с принятым курсовым механизмом Центральный банк России ужесточил позицию по отношению к ведущим банкам при проведении ими операций по купле- продаже иностранной валюты на межбанковском валютном рынке. В соответствии с принятой им Инструкцией ( май 1996 года ) "О порядке отчетности по конверсионным операциям уполномоченных банков Российской Федерации, являющихся ведущими операторами межбанковского валютного рынка" эти банки обязаны ежедневно представлять отчет об объемах операций с иностранными валютами по всем видам сделок. Положительным применительно к банкам в новой ситуации следует признать автоматическое получение последними разрешения на открытие валютной позиции, которое они приобретают одновременно с получением валютной лицензии.* В связи с переходом к установлению официального обменного курса рубля и с целью правильного исчисления таможенных платежей Государственный таможенный комитет Российской Федерации издал Указания от 21 мая 1996 года № 01-14/525 "О порядке доведения курсов иностранных валют к рублю". В них приведены меры, необходимые для обеспечения своевременного доведения котировок до таможенных органов. Обобщение опыта организации порядка проведения валютных операций в переходный период к рыночной экономике вызвало необходимость корректировки некоторых из этих видов операций. В соответствии с решением Совета директоров Банка России ( протокол от 1 марта 1996 года № 11 ) было принято "Положение об изменении порядка проведения в Российской Федерации некоторых видов валютных операций" (утверждено приказом Центрального банка России от 24 апреля 1996 года № 02-94 ). Данное "Положение..." разработано на основании пункта 2 статьи 6, пункта 2 статьи 9 Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле", пункта 10 статьи 14 Федерального Закона "О центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и распространяется на некоторые виды валютных операций, по которым не требуется разрешения Банка России. ---------------------------------------------------------------------------- --------------------------------------------- * Инструкция Банка России "Об установлении лимитов открытой валютной позициии и контроле за их соблюдением уполномоченными банками Российской Федерации" от 22 мая 1996 года № 41. В перечень таких валютных операций включены переводы иностранной валюты федеральными органами исполнительной власти и другими резидентами с их валютных счетов, открытых в уполномоченных банках России, в оплату вступительных и членских взносов Российской Федерации в пользу международных организаций, членами которых она является, в счет оплаты страховых взносов страховщикам-нерезидентам независимо от страхуемого интереса. Принципиально новым в регулировнии валютных операций является пункт 1.10 Положения, предусматривающий "возможность приобретения резидентами от нерезидентов платежных документов, выраженных в иностранной валюте при экспорте, импорте товаров ( работ, услуг ) в случае отсутствия отсрочки ( рассрочки ) платежа на срок свыше 180 дней".* Препятствием к введению в действие указанных норм является отсутствие четкого порядка по пресечению незаконной утечки валюты за границу при проведении экспортно-импортных операций. Имеет место и несогласованность в действующей нормативной базе, в соответствии с которой данные операции рассматриваются как валютные операции, относящиеся к движению капитала, а следовательно, и нуждаются в получении лицензии Банка России. Что касается валютного контроля, то хотелось бы отметить,что в конце 1995 года функции валютного и экспортного контроля, помимо Центрального банка, осуществлялись Государственным таможенным комитетом, Министерством финансов, Госналогслужбой, Госкомимуществом, Департаментом налоговой полиции, Министерством иностранных дел Российской Федерации ( в части координации действий по пресечению отмывания преступных денег ), судебными, правоохранительными органами и Министерством Российской Федерации по сотрудничеству со странами-участниками СНГ. Координирующим органом деятельности указанных министерств и ведомств в данной сфере внешнеэкономической деятельности является Федеральная служба России по валютному и экспертному контролю ( ФСВК ), образованная, как указывалось выше, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24 сентября 1993 года № 1444. Множественность различных органов, для большинства из которых данная задача не является определяющей, не могла не сказаться на уровне их решений по реализации мер Правительства России в области пресечения "бегства капитала", хотя в ней и достигнуты некоторые положительные итоги. Центральный банк России оценивает вывоз валюты из страны за рубеж за последние годы в сумме 50 миллиардов долларов США.** В преобладающей своей основе эта сумма сокрытой выручки относится к операциям по импорту, учитывая, что в этом направлении валютный контроль недостаточно отработан по сравнению с контролем за экспортными операциями. В системе мер усиления валютного контроля важное значение отводится Инструкции Центрального банка России от 27 февраля 1995 года № 27 "О порядке организации работы обменных пунктов на территории Российской Федерации, совершения и учета валютно-обменных операций уполномоченными банками". Впервые, пожалуй, в данном документе ответственности банков, а также резидентов и нерезидентов посвящен самостоятельный раздел за нарушения требований настоящей Инструкции. ---------------------------------------------------------------------------- --------------------------------------------- * Положение Банка России "Об изменении порядка проведения в Российской Федерации некоторых видов валютных операций" от 24 апреля 1996 года № 02-94. ** Из интервью с руководителем ФСВК О. Павловым // Экономика и жизнь. 1995. №49. Со стороны Главных территориальных управлений Банка России при выявлении органами и агентами валютного контроля нарушений банками требований этой Инструкции к ним применяются следующие меры: - "отказ в регистрации заявленных банками обменных пунктов; - направление в их адрес предписаний об устранении в определенный срок выявленных впервые нарушений в обменных пунктах; - аннулирование свидетельства о регистрации обменного пункта; - постановка перед Банком России вопроса о приостановлении лицензии уполномоченного банка на проведение валютных операций в части предоставленного ему права на совершение валютно-обменных операций, либо вообще лишение права на проведение им валютных операций".* С выходом Постановления Правительства России № 206 от 28 февраля 1996 года "О мерах по усилению и развитию валютного контроля в Российской Федерации" право принимать решение о предоставлении юридическим лицам Российской Федерации рассрочки до шести месяцев по уплате ими штрафов за нарушение валютного законодательства предоставлено Федеральной службе по валютному и экспортному контролю. На укрепление валютной стабилизации положительное влияние оказала также заключенное 20 марта 1996 года между Госналогслужбой России и ФСВК Соглашение о сотрудничестве в целях осуществления взаимодействия по контролю за соблюдением порядка зачисления валютной выручки на счета в уполномоченные банки. Эти Соглашением предусматривается также контроль по выявлению сокрытых доходов в иностранной валюте, предотвращению легализации доходов от незаконной деятельности в России. Действующее законодательство, вытекающее из содержания Закона "О валютном регулировании и валютном контроле", определяет полное и своевременное предоставление резидентами и нерезидентами органам валютного контроля всей информации о валютных операциях. Согласно пункту 2 "г" статьи 13 раздела 3 данного Закона, они обязаны "вести учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая их сохранность не менее пяти лет". ---------------------------------------------------------------------------- --------------------------------------------- * Инструкция Банка России "О порядке организации работы обменных пунктов на территории Российской Федерации, совершения и учета валютно- обменных операций уполномоченными банками" от 27 февраля 1995 года № 27. Наиболее распространенными нарушениями в области валютных операций является незачисление или неполное зачисление валютной выручки участниками внешнеэкономической деятельности на счета в уполномоченные банки. Уголовный кодекс Российской Федерации, введенный в действие с 1 января 1997 года, предусматривает ( статья 193 ), что невозвращение в крупном размере из-за границы руководителем организации средств в иностранной валюте, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк Российской Федерации наказывается лишением свободы на срок до 3 лет.* С 1 июля 1996 года в систему валютного контроля введен институт уполномоченных экспертных организаций, решение о котором принято Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 1995 года № 1267 "О введении единой системы обязательной экспертной оценки количества, качества и цены экспортируемых товаров" Ее функция - экспертная оценка количества, качества и цены экспортируемых товаров. При недополучении валютной выручки по установленному перечню товаров, прежде всего составляющих основу российского экспорта ( нефть, газ ), данная процедура является обязательной. После ее проведения таможенные органы пропускают товары через границу, не требуя сертификата установленного образца, подтверждающего физические и стоимостные параметры грузы. Таким образом, меры валютного контроля, предпринятые в последнее время с учетом сбалансированности интересов всех участников валютных операций, будут способствовать упорядочению внешнеэкономической деятельности и более стабильному формированию доходной части государственного бюджета. В целом же новшества, введенные в валютное законодательство в последнее время лишь дополняют и конкретизируют положения ранее принятых нормативных актов. ---------------------------------------------------------------------------- --------------------------------------------- * По данной статье деяние признается совершенным в крупном размере, если сумма невозвращенных средств в иностранной валюте превышает 10 000 минимальных размеров оплаты труда. Заключение Подводя итог вышесказанному, можно сделать несколько общих выводов. Во-первых, деятельность в сфере валютных отношений в России осуществляется в целом на правовой основе. С принятием в 1992 году Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" наше |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |