бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Валютное регулирование и валютный контроль в РФ в период с 1987 по 1996 год

Валютное регулирование и валютный контроль в РФ в период с 1987 по 1996 год

Российский Университет Дружбы Народов

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

БАКАЛАВРА

" ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В

ПЕРИОД С 1987 ПО 1996 ГОД"

Студент: Солодякова С.С.

Страна: Россия

Научный руководитель: доцент Белов В.А.

Заведующий кафедрой: канд. юрид.

наук,

доцент Зеленцов А.Б.

Москва 1997

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

............................................................................

........................................ 3

I. Этапы валютного регулирования

............................................. 4-8

1. Валютная монополия государства

.............................................. 4-6

2. Становление валютных отношений в условиях рынка .... 7-8

II. Законодательство о валютном регулировании ..... 9-29

1. Понятие валюты и валютных ценностей

.............................. 9-16

2. Классификация валют

.................................................................... 17-20

3. Развитие внутреннего валютного рынка ............................

21-29

III. Валютный контроль

...................................................................... 30-

42

1. Органы, осуществляющие валютный контроль ............. 32-33

2. Развитие валютного контроля на современном этапе 34-38

3. Новое в валютном регулировании

........................................ 39-42

Заключение

............................................................................

............................ 43-45

Приложение 1

............................................................................

...................... 46-47

Приложение 2

............................................................................

....................... 48-50

Приложение 3

............................................................................

........................... 51

Приложение 4

............................................................................

.......................... 52

Библиография

............................................................................

..................... 53-54

Введение

Динамичный процесс формирования и развития валютного рынка в России

невозможен без твердой законодательной базы, регламентирующей в целом

поведение участников валютного рынка.

В течение многих десятилетий валютная политика СССР была

непопулярным объектом научных исследований, так как в форме абсолютной

государственной монополии она практически не имела характеристик

настоящей политики. Внешнеэкономические связи были традиционно окружены

пеленой секретности, что помогало прятать их хроническую неэффективность и

многочисленные провалы. Для простых советских граждан иностранная валюта

представляла собой нечто запретное и опасное. И только в последние годы

наметились позитивные перемены в этой области. Глава 1 настоящей работы,

посвященная этапам валютного регулирования, раскрывает понятие и значение

государственной валютной монополии, существовавшей в СССР, а также

показывает стадии процесса становления новых валютных отношений в

Российской Федерации.

Глава П работы посвящена законодательству о валютном регулировании. В

ней дается анализ Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и

валютном контроле" как основы российского валютного законодательства. В

частности, раскрывается понятие валюты и валютных ценностей, приводится

классификация существующих в мире валют, рассматриваются важнейшие черты

современного российского валютного рынка.

Наконец, внимание уделяется и вопросам валютного контроля, основной

целью которого является защита экономики Российской Федерации от резких

колебаний денежно-кредитной системы и уменьшения валютных резервов,

вызываемых движением капитала, а также обеспечение национальной ( в том

числе экономической ) безопасности страны.

Также в главе Ш рассматриваются новые положения валютного

законодательства, принятые в последние 1-2 года.

I.1. Валютное регулирование в Российской Федерации прошло в своем развитии

несколько этапов, которые можно обозначить следующим образом:

Первый этап:

1917-22 года - период валютного администрирования, включая

конфискации и реквизиции ("валютный военный коммунизм");

1923-27 года - период валютного регулирования;

1927-87 года - административная валютная политика государства

(государственная валютная монополия);

Второй этап:

1987-91 года - период становления валютных отношений в условиях

рынка.

Третий этап:

Март 1991-октябрь 1992 года - действие Закона СССР "О валютном

регулировании".

Четвертый этап:

С октября 1992 года - действие Закона Российской Федерации "О

валютном регулировании и валютном контроле"

Первый этап валютного регулирования, начавшийся с момента образования

РСФСР (а затем СССР), характеризовался полной централизацией валютных

доходов государством, от имени которого на мировых рынках выступали его

представители в лице государственных внешнеторговых объединений.

Среди первых мероприятий Советской власти была национализация

Государственного банка России, а несколько позднее и всех остальных

банковских и кредитных учреждений с объявлением банковского дела

государственной монополией. Отличительной особенностью становления валютно-

кредитной системы советской России, а затем СССР, являлось, в частности,

введение государственной валютной монополии как основополагающего принципа

организации международных валютно-кредитных отношений стран, относившихся к

социалистическому лагерю.

Государственная валютная монополия означала исключительное право

государства в лице уполномоченных им органов на совершение операций с

иностранной валютой и другими валютными ценностями, на управление валютными

ресурсами страны, находящимися как в ее пределах, так и за границей. Такая

валютная политика сводилась, главным образом, к перераспределению валютной

выручки и привлеченных иностранных кредитов внутри страны в соответствии с

валютным планом, к переговорам о кредитах и финансовых условиях торговых

сделок, управлению официальными золото-валютными резервами и надзору за

жестко ограниченными валютными операциями физических лиц (у предприятий

таких операций вообще не могло быть). Абсолютно все обязаны были держать

валюту на счетах в Банке внешнеэкономической деятельности СССР

(Внешэкономбанке СССР) - пресловутый принцип концентрации резервов и

"единства валютной кассы". Все важнейшие решения принимались Советом

Министров СССР, и отдельные министерства и ведомства имели ограниченную

свободу действий в данной области даже по техническим и самым мелким

вопросам. Все, что специально не разрешалось, было, как правило, запрещено.

Являясь составной частью государственной монополии на банковское

дело, то есть сосредоточения в руках государства всех кредитных, расчетных

и других банковских операций, связанных с процессом материального

производства и обращения, а также организации и регулирования денежного

обращения, валютная монополия выполняла ряд специфических функций:

1. Основная функция валютной монополии - планирование платежного

оборота с зарубежными государствами путем разработки и контроля за

исполнением платежного баланса (сводного валютного плана) и валютных планов

отдельных министерств и ведомств. Как неотъемлемый элемент единой системы

народохозяйственного планирования, валютное планирование составляло одну из

важнейших задач социалистического государства на всем протяжении его

существования.

2. Другая функция валютной монополии заключалась в накоплении золото-

валютных резервов и обеспечении их сохранности. Практика создания и

регулирования золото-валютных резервов складывалась с учетом внутренних

условий развития экономики страны в целом и ее отдельных отраслей, а также

с учетом влияния ряда внешних факторов экономического и политического

характера, потребностей в валютных ресурсах для покрытия импорта товаров и

услуг, размеров текущих и потенциальных поступлений по экспорту, наличия

дополнительных источников получения иностранной валюты (в частности,

кредитных) и условий доступа к ним, положения на валютных рынках, рынках

золота и других драгоценных металлов и так далее.

3. Третья функция государственной валютной монополии состояла в

централизованном проведении и регулировании всех международных расчетов,

валютных и кредитных операций в соответствии с государственными планами.

Проведение в конечном счете всех этих операций через банковские учреждения

создавало предпосылки для осуществления единой валютно-кредитной политики,

для координации деятельности в валютно- кредитной сфере различных

министерств и ведомств, участвующих в развитии внешнеэкономических связей.

4. Четвертая функция валютной монополии - обеспечение надежной защиты

экономики страны, в том числе валютно-кредитной системы, от воздействия

неприемлемых в тот период рыночных отношений, а также от постоянных попыток

монополистических кругов использовать валютно-кредитные инструменты для

подрыва основ социалистического хозяйства.

Все эти функции на протяжении всего периода существования советского

государства и валютно-кредитной монополии, несмотря на все внешние факторы

и субъективные трудности, строго и четко осуществлялись на практике,

защищая сложившуюся и действующую в тот момент экономическую систему и

полностью ей соответствуя.

Валютная монополия приводила к тому, что использование валютных

доходов и обслуживание международных расчетов страны осуществлялось одним

банком-монополистом - Внешторгбанком (позднее Внешэкономбанком). Верховный

Совет СССР утверждал народохозяйственные планы страны, в которых

устанавливались также источники и объемы валютных поступлений, накопления

золото-валютных резервов, направление и суммы расходов. Государство в лице

Госплана , Минфина , Госбанка СССР определяло потребности регионов и

отраслей, а министерства, ведомства, предприятия и местные органы власти

расходовали выделенные им валютные средства в пределах установленных им

лимитов.

Фактически валютное регулирование осуществлялось в форме прямого

государственного администрирования, "командования", что проявлялось в

установлении жесткого курса рубля к иностранным валютам, ограничении числа

участников внешнеэкономической деятельности, монопольного положения одного

банка в валютной сфере.

До начала проведения реформ валютная монополия государства (как и

монополия внешней торговли) была одной из самых популярных догм, так как с

ее помощью якобы укреплялась эффективность внешних связей страны, экономика

защищалась от неблагоприятных воздействий извне. Советский ученый

И.П.Айзенберг по этому поводу писал: "Государственная валютная монополия

защищает и обеспечивает самостоятельность и независимость валюты

социалистических стран, ограждает ее курс, покупательную способность и

внутренние цены на товары от влияния стихийных колебаний товарных цен и

валют капиталистических государств" *. Примерно то же самое писалось в

Финансово-кредитном словаре 1984 года издания, рассматривающем "планово-

регулирующую" и "защитную" функции монополии **.

Валютная монополия государства не является неотъемлемой

характеристикой социалистической экономики и была "изобретена" в недрах

сталинской административной системы в 30-х годах (Приложение 1)*** . В этот

период власти почти не уделяли внимания проблемам валютного регулирования,

действуя главным образом административными мерами. Любимой формой валютной

политики были конфискации, которые в чуть измененной форме применялись к

предприятиям до 1987 года. Так в декабре 1921 года были введены реквизиции

и конфискации, поставившие валютные ценности, по выражению Д.А.Лоевецкого,

"почти в одинаковые условия с оружием и взрывчатыми веществами" ****.

Вместе с тем, в начале 20-х годов правительство страны действовало

достаточно гибко и быстро, и уже 15 февраля 1923 года вышел декрет, который

современники охарактеризовали "хартией валютных вольностей". Так, этот

декрет давал самые широкие права по проведению валютных операций и

одновременно санкционировал изъятие иностранной валюты из внутренного

обращения. Это наглядно демонстрирует тот факт, что валютная политика

понималась как неразрывная часть экономической политики. Упор в тот период

делался на валютное регулирование, на "овладение" валютным рынком, а термин

"валютная монополия" просто отсутствовал.

Уже к концу 20-х годов от "валютных вольностей" не осталось и следа,

а вся валюта сосредоточилась в руках государства. После сворачивания НЭПа

валютная и в целом внешнеэкономическая сфера были надолго отделены от

предприятий и населения, что привело к известным результатам. Окончательно

валютная монополия оформилась в 1930-37 годах (Приложение 2)*****.

И только в 1987 году правительство предоставило предприятиям более

или менее реальные права оставлять себе часть валютной выручки от экспорта

и только в 1988 году появились первые признаки того, что власти готовы

ликвидировать государственную валютную монополию.

----------------------------------------------------------------------------

---------------------------------------------

* Айзенберг И.П. "Валютная политика СССР".- М.: Соцэкгиз, 1962.

** Финансово-кредитный словарь, т.1.- М.: Финансы и статистика,

1984.

*** См. с.46-47.

****Юровский Л.Н. "Денежная политика Советской власти (1917-27 года).-

М, 1920.

***** См. с.48-50.

I.2. На втором этапе развития валютного регулирования, начавшегося в 1987

году, практически все участники хозяйственной деятельности получили право

самостоятельно выступать на внешнем рынке. Предприятия, учреждения,

организации, наряду с государством, стали получать в свое распоряжение

иностранную валюту от участия во внешнеэкономической деятельности. В это же

время началась широкомасштабная реформа банковской системы, выразившаяся, в

частности, в создании большого числа независимых от государства

коммерческих банков, имевших право открывать и вести валютные счета

клиентов и проводить валютные международные расчеты.

Отражением своеобразия этого этапа являлось отсутствие специального

органа валютного регулирования (существовавшая при Совете Министров СССР

Государственная внешнеэкономическая комиссия выполняла и другие функции).

Кроме того, источником валютного регулирования являлись решения Совета

Министров СССР и нормативные акты министерств и ведомств. Все это

настоятельно требовало разработки специального законодательства по вопросам

регулирования валютных отношений.

Третий этап развития валютного регулирования в стране начался с

принятия в марте 1991 года Закона СССР "О валютном регулировании", который

впервые ввел в юридическую практику такие важные понятия как "валютные

ценности", "валюта СССР", "иностранная валюта", "резиденты", "нерезиденты",

"валютные операции" и многие другие. По Закону основным органом валютного

регулирования стал Государственный банк СССР, что принято в мировой

практике. Государственный банк СССР разработал письмо от 24 мая 1991

года № 352 "Основные положения о регулировании валютных операций на

территории СССР", в котором подробным образом были урегулированы важнейшие

стороны валютных отношений участников валютных операций. В этот период

ускоренное развитие получает валютный рынок. Только в течение двух лет

(начало 1991 года - начало 1993 года) Центральный банк Российской Федерации

выдал лицензии на организацию и проведение операций по купле-продаже

иностранной валюты шести специализированным межбанковским валютным биржам:

Московской , Санкт-Петербургской, Уральской региональной, Сибирской,

Азиатско-Тихоокеанской и Ростовской. В дальнейшем межбанковский и биржевой

валютный рынок развивался еще более бурными темпами и стал важнейшим и

самым ликвидным сегментом финансового рынка страны.

Развал Союза ССР и провозглашение суверенитета Российской Федерации

поставил задачу скорейшей разработки и принятия собственного валютного

законодательства. 9 октября 1992 года после повторного рассмотрения в

Верховном Совете был принят Закон Российской Федерации "О валютном

регулировании и валютном контроле". С принятием этого Закона начался новый

этап валютного регулирования в Российской Федерации.

Назначение данного Закона, как следовало из его названия, состояло в

том, чтобы определить основные правовые параметры валютного регулирования и

контроля на территории России. Сохраняя преемственность с аналогичным

союзным Законом, российский Закон не являлся копией союзного документа и

воспроизводил лишь те юридические нормы, которые согласуются с

суверенитетом Российской Федерации и отвечают требованиям эффективного

управления валютно-финансовой сферой в условиях реформ. С учетом

накопленного опыта в новом Законе значительно изменена структура, уточнены

и развиты основные понятия валютного регулирования, впервые дано понятие

"валюта Российской Федерации", введена новая статья "Защита валюты

Российской Федерации" (ст.2), с важнейшим положением о том, что расчеты

между резидентами осуществляются в валюте Российской Федерации без

ограничений.

Значительно изменился в новом Законе раздел о валютном контроле

(раздел III Закона), органами которого назывался Центральный банк

Российской Федерации, ставший преемником Государственного банка СССР как

орган валютного контроля, и Правительство Российской Федерации. Также

впервые в юридический оборот введен институт "агентов валютного контроля".

Центральный банк приступил к подготовке и изданию нормативных актов по

отдельным направлениям валютного регулирования и валютного контроля.

Итак, с принятием Закона Российской Федерации "О валютном

регулировании и валютном контроле" в 1992 году было положено начало

развитию собственного валютного законодательства суверенной России.

Завершая данную главу, хотелось бы подчеркнуть, что до 1989-90 годов,

"при старом порядке", валютный режим затрагивал непосредственно лишь узкий

круг лиц и организаций, в основном советских граждан, выезжающих за рубеж

(и командирующие их организации), и приезжающих в СССР иностранцев (а также

оплачивающие их расходы фирмы , ведомства и так далее). Во внешней

торговле, в условиях ее государственной монополии, все разницы, возникавшие

за счет различного уровня внутренних и внешнеторговых цен (при данном

валютном курсе) поглощались государственным бюджетом, вследствие чего

производители экспортной продукции и потребители импортных товаров могли

совершенно не интересоваться курсом рубля. Теперь эта система ушла в

прошлое вместе со всеобъемлющей государственной собственностью, Госпланом и

валютной монополией государства. "Значительная свобода цен, либерализация

внешней торговли для предприятий с различной формой собственности,

увеличение движения физических лиц через границы и другие факторы в рамках

происходящих изменений системы делают курс рубля одним из важнейших

экономических параметров. Он складывается в условиях значительных размеров

фактической внутренней конвертируемости *, то есть свободы обмена рублей

на иностранную валюту на внутреннем валютном рынке по меняющемуся курсу.

Это в общем соответствует принципам рыночной экономики".**

Вместе с тем, думается, что надежды, возлагаемые на либерализацию

внешнеэкономической деятельности, в полной мере не оправдались.

Дерегулирование внешнеэкономических отношений на рубеже 1980-90 годов было

преждевременным, в частности потому, что оно разрушило одну из основных

возможностей концентрации финансовых ресурсов в целях проведения

структурной перестройки экономики. Сейчас Россия оказалась в противоречивой

ситуации: с одной стороны - развал финансов и спад экономики в целом, а с

другой - либерализация международных валютно-финансовых отношений и

принятые на себя обязательства перед Международным валютным фондом.

Однако возврат к государственной монополии внешней торговли и

валютной монополии был бы еще большей ошибкой. Сейчас требуется на иных,

рыночных, принципах проводить внешнеэкономическую и валютную политику

государства.

----------------------------------------------------------------------------

---------------------------------------------

* Подробнее о внутренней конвертируемости см. с.19.

** Аникин А. "Валютный курс рубля и экономические интересы России" //

Мировая экономика и международные отношения. 1995. № 5.

II.1. Валютное законодательство представляет собой "совокупность правовых

норм, регулирующих порядок и принципы осуществления валютных операций в

Российской Федерации, сделок с валютными ценностями между организациями и

гражданами Российской Федерации и организациями и гражданами другой страны,

порядок ввоза, вывоза, перевода и пересылки из-за границы и за границу

национальной и иностранной валюты и иных валютных ценностей, а также

полномочия и функции органов валютного регулирования и валютного контроля и

ответственность за нарушение валютного законодательства".*

Источниками валютного законодательства Российской Федерации являются:

Конституция Российской Федерации, Закон Российской Федерации "О валютном

регулировании и валютном контроле"; другие федеральные Законы; подзаконные

акты, издаваемые Президентом и Правительством Российской Федерации;

Инструкции и письма Центрального банка и Государственного таможенного

комитета; международные договоры и соглашения Российской Федерации,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.