бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Хозяйственный механизм и межхозяйственные связи СПК Ингалинский

Хозяйственный механизм и межхозяйственные связи СПК Ингалинский

Содержание

1. Теоретические основы хозяйственного (рыночного) механизма, его

организационного регламентирования, производственно-экономических связей в

нем. 3

1.1 Сущность механизма хозяйствования, его основные звенья, экономическая

роль. 3

1.2. Организационный механизм, система межотраслевых хозяйственных связей.

6

2. Межхозяйственные связи СПК «Ингалинский» с другими предприятиями АПК.

Результаты их взаимодействия. 18

Список использованной литературы 30

1. Теоретические основы хозяйственного (рыночного) механизма, его

организационного регламентирования, производственно-экономических связей в

нем.

1.1 Сущность механизма хозяйствования, его основные звенья, экономическая

роль.

Хозяйственный механизм – это совокупность приемов, методов,

экономических рычагов, стимулов, регламентирующих развитие экономики.

Экономическая роль хозяйственного механизма заключается в ускорении темпов

экономического развития и повышение экономической эффективности.

Рыночный механизм – это хозяйственный механизм, но с более активной

совокупностью и действиями экономического механизма, т.е. экономических

рычагов в рыночной экономике.

Хозяйственный (рыночный) механизм включает в себя 4 основные группы

звеньев:

1) правовое и законодательное регулирование;

2) организационные звенья регулирования (планирование, система

межотраслевых, производственно-экономических связей в деятельности

предприятия, система управления развития предприятия, отрасли и т. д.)

3) экономический механизм (долговременные экономические нормативы,

используемые в планировании; цены и тарифы на услуги; надбавки, субсидии,

санкции; налоги и льготы, кредитование и страхование; бюджетные

ассигнования и т. п.);

4) социальная защита (защита человека в условиях сменной работы, льготы

пенсионерам, неприкосновенность собственности, компенсационный механизм,

защита от роста цен – индексация, гарантии эффективной деятельности по

производству продукции) [7]

Для того, чтобы более точно раскрыть сущность хозяйственного механизма,

необходимо подробнее рассмотреть отдельные составляющие его звеньев.

Предприятие любой организационно-правовой формы должно осуществлять

свою деятельность в рамках действующего законодательства РФ, которое

включает большую совокупность различных нормативно-правовых актов и

затрагивает все аспекты производственно-экономической деятельности

предприятий, разрабатывается и действует на общегосударственном уровне.

После вступления в законную силу Гражданского кодекса РФ экономическим

субъектам представилась возможность широкого выбора организационной формы.

Главный вопрос при проведении аграрных реформ заключается в праве

собственности на землю. Земельная реформа России началась в 1990 году,

когда были приняты ряд законов и постановлений правительства. Это прежде

всего законы «О земельной реформе», «О плате за землю», «О крестьянском

(фермерском) хозяйстве», «Земельный кодекс РФ». [12]

Вопросы государственного регулирования деятельности агропромышленного

комплекса (АПК) всегда были в центре внимания российских органов власти –

как центральной, так и на местах. С переходом к рыночной экономике, как

водится, произошел полный пересмотр принципов, методов и форм

государственного вмешательства в АПК. Почему-то на государственном уровне

было решено, что для создания условий развития предпринимательской

деятельности в сельском хозяйстве достаточно выполнить два основных

мероприятия – объявить, что теперь земля принадлежит крестьянам, и

полностью отказаться от государственного вмешательства в агросектор. Второе

мероприятие было выполнено сразу и полностью, с первым же возникли проблемы

– право свободного распоряжения землей до сих пор законодательно не

предусмотрено. [10]

По истечении шести лет очередных коренных преобразований в АПК для

властей стало наконец очевидным, что без государственной поддержки сельское

хозяйство ни в одной стране мира существовать не может. Результатом этого

стало утверждение Федерального закона от 14 июля 1997 г. №100-ФЗ «О

государственном регулировании агропромышленного производства». Этим Законом

были установлены правовые основы экономического воздействия государства на

агропромышленное производство (АПП). В соответствии со статьей 1 Закона о

государственным регулированием АПП признается экономическое воздействие

государства на производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной

продукции, а также на производственно-техническое обслуживание и

материально-техническое обеспечение предприятий АПК. [11]

В аспекте правового и законодательного обеспечения механизма

хозяйствования особое место занимают законы о финансировании и

кредитовании, инвестициях и налогообложении (существующий налоговый кодекс)

и другие.

Правовое и законодательное обеспечение необходимо в процессе

функционирования экономического механизма хозяйствования, который

представляет собой совокупность экономических рычагов, воздействующих на

развитие экономики положительно или отрицательно в зависимости от степени

его совершенства.

Экономический механизм, рычаги которого перечислены в начале главы (в

вопросе сущность и состав рыночного механизма), активно используется в

практике развития любой формы организации производства, его обслуживания,

начиная с планирования, прогнозирования и завершая распределением доходов.

В процессе развития экономики любого формирования на ряду с

экономическими рычагами используются и рычаги социальной защиты

предприятий, работников отрасли, населения.

В частности, в проблеме безработицы элементом социальной защиты

является пособие по безработице; в условиях быстрых темпов инфляции

используются индексы по увеличению заработной платы, пособий, пенсий и

другие элементы социальной защиты.

Особое место в развитие экономики предприятия, отрасли занимает

организационный механизм. Его основными звеньями являются: планирование,

межотраслевые связи, системы управления, информация и др.

1.2. Организационный механизм, система межотраслевых хозяйственных связей.

Предприятие включает в себя ряд подсистем: производственная,

финансовая, управляющая, информационная, транспортная и другие. Оно

выполняет различные функции: планирование, производство, снабжение

производства сырьем и финансовыми ресурсами, сбыт, обеспечение безопасных

условий труда сотрудников. [13]

Первой стадией экономической деятельности в любом предприятии является

планирование. Успех предприятия будет только тогда, когда оно будет иметь

план своих предпринимательских действий. В планах предусматривается

наиболее рациональное использование земли, правильная расстановка людей для

их производительной работы, подбор наиболее эффективной техники и условий

ее хорошего использования, распределение производственной продукции,

денежной выручки, выделение средств на капитальные вложения, на

материальное поощрение работников и другие вопросы деятельности

предприятия. Научно-обоснованные планы находятся в основе решения важных

производственно-экономических вопросов, касающихся снабжения хозяйства

различными ресурсами для обеспечения нормальной деятельности, сбыта готовой

продукции, товаров и услуг. Для хозяйствующих субъектов, действующих в

конкурентном рыночном окружении, эти функции имеют первостепенную важность.

[14]

При переходе к рыночной экономике усилился дефицит материальных и

технических ресурсов. Возникают новые формы обеспечения

сельскохозяйственных предприятий. Все более остро стоит вопрос о полном и

своевременном обеспечении сельского хозяйства топливом , минеральными

удобрениями, ядохимикатами, электроэнергией и другими средствами

производства. Разрыв хозяйственных связей особенно отрицательно проявился

при обеспечении материально-техническими ресурсами аграрного сектора России

в последние 3-5 лет развития рыночных отношений. Это связано с тем, что

многие предприятия по выпуску сельскохозяйственных машин и оборудования

после распада СССР оказались на территории бывших республик, а

следовательно реализуют свою продукцию за валюту или в порядке бартерного

обмена на важные стратегические ресурсы (нефть, газ, лес, металл). При этом

именно от рационального обеспечения сельскохозяйственными ресурсами и их

эффективного использования во многом зависит уровень производства основных

видов продукции и эффективная деятельность предприятия в целом. [11].

Организацию материально-технического обеспечения (МТО)

сельскохозяйственных предприятий осуществляют российское акционерное

общество «Росагроснаб» и его органы на местах: в областях, краях и

автономных республиках - региональные агроснабы и их филиалы; в

административных районах – районные агроснабы, их товарные базы, магазины

мелкооптовой и розничной торговли. В работе они взаимодействуют с

Министерством сельского хозяйства и продовольствия РФ.

Первичным звеном системы Росагроснаба является райагроснаб – районное

предприятие по МТО и магазины. Кроме того, сельскохозяйственные предприятия

могут вступать в прямые связи с заводами-поставщиками средств производства,

их дилерами, с другими посредниками, приобретать необходимые товары на

аукционах, ярмарках, в разных магазинах. В каждом конкретном случае

требуются обоснованный выбор каналов приобретения средств производства.

Основные мероприятия организации МТО включают: определение потребности

хозяйств в средствах производства, составление и предоставление

обоснованных заявок на них, доведение заявок до вышестоящих организаций и

заводов - изготовителей и поставщиков материально-технических ресурсов,

заключение договоров поставки (купли-продажи) средств производства,

успешное их выполнение.

Каждое предприятие рассчитывает реальную потребность в завозе

материальных ресурсов как разницу между общей потребностью в определенном

виде материала и суммой собственных внутренних источников и покрытия.

Взаимоотношения сельскохозяйственных предприятий и агроснабов

складываются на основе ежегодно заключаемых договоров поставки, купли-

продажи. Договор представляет собой документ, определяющий права и

обязанности сторон по реализации материально-технических средств. В них

указывают: наименование и марку поставляемых средств производства; качество

и сортность материалов; цены; условия оплаты в денежной или натуральной

форме; платежные и почтовые реквизиты покупателя; сроки поставок; штрафные

санкции за нарушение договора; поощрительные меры, стимулирующие защиту

собственных интересов и интересов партнера.

Договор поставки может быть заключен непосредственно между хозяйствами

и предприятиями-поставщиками, их дилерами.

В условиях отсутствия денежных средств у сельскохозяйственных

предприятий и трудностей с реализацией сельскохозяйственной продукции

приоритетными в деятельности предприятия являются бартерные операции, при

которых общество предоставляет предприятиям АПК машины, оборудование,

запасные части и стройматериалы в обмен на сельскохозяйственную продукцию.

[9]

Во многих предприятиях внедряется система предоставления средств

производства в кредит под будущий урожай зерновых и технических культур. В

основных положениях договора поставок под будущий урожай предусмотрено

производить авансовую поставку сельскохозяйственной техники, запасных

частей в объеме от 50 до 100 % стоимости будущих поставок

сельскохозяйственной продукции. [16]

Все более широкое распространение получают такие организационные формы

МТО сельскохозяйственных предприятий,, как лизинг, дилерские фирмы, оптовые

рынки, машинно-технологические станции (МТС, пункты проката техники и

другие.

Лизинг рассматривается прежде всего как аренда техники и других средств

производства инвестиционного назначения и более широкого как форма

экономических отношений, предоставляющая собой совокупность финансово-

кредитных, торговых, арендных и других операций. В основе лизинга лежат

купля-продажа и аренда средств производства. Обязательными участниками

лизинговой операции являются предприятие-изготовитель техники, лизинговая

компания - лизингодатель, сельскохозяйственное предприятие –

лизингополучатель. Для финансирования лизинговых операций компании

пользуются средствами из специального созданного лизингового фонда за счет

госбюджета при Министерстве сельского хозяйства и продовольствия РФ,

кредитами банков и местных финансовых органов, поэтому лизинг является

одной из форм государственной поддержки сельскохозяйственных предприятий в

приобретении необходимой техники и других средств производства.

В комплексе мероприятий по улучшению обеспечения сельскохозяйственных

предприятий и АПК в целом промышленной продукцией важное значение имеет

создание системы оптовых рынков материально-технологических ресурсов, а

также рынков разнообразных услуг, видов работ в области снабжения, ремонта

и технического обслуживания, энергетики, транспорта и связи при

соответствующем регулировании со стороны государства.

Оптовый рынок – это организационная форма взаимодействия всех

участников рынка: потребителей и изготовителей средств производства,

агроснаба, других сервисных служб, органов управления АПК, банков,

страховых компаний и др. Они формируют взаимовыгодные производственно-

экономические отношения в процессе товарного обращения. [9]

Для сельскохозяйственного предприятия и крестьянских (фермерских)

хозяйств, имеющих слабую материально-техническую базу, большое значение

может иметь развитие сети материально-технологических станций различных

форм собственности.

Материально-технологическая станция (МТС) – это самостоятельное в

оперативно-хозяйственном и юридическом отношении предприятие, цель которого

- выполнение механизированных сельскохозяйственных работ, требующих

применения сложной и дорогостоящей техники, высокой квалификации и

специальных знаний работников. Для этого в МТС концентрируются необходимые

техника, оборудование, кадры механизаторов. При этом МТС могут оказывать

хозяйствам наряду с выполнением механизированных сельскохозяйственных работ

и другие виды услуг: аренда и прокат машин, их ремонт, переработка и сбыт

сельскохозяйственной продукции, транспортировка грузов, дорожное

строительство, телефонизация и др.

МТС и самостоятельные пункты проката техники (действующие в аналогичном

порядке) можно рассматривать как инструменты компенсации дефицита

материально-технического потенциала сельскохозяйственного производства,

формы государственной поддержки сельскохозяйственных предприятий и

фермерских хозяйств. [6]

Таким образом, организационные формы и каналы МТО сельскохозяйственных

предприятий разнообразны. Поэтому в каждом конкретном случае требуется

обоснованный подход к выбору подходящих вариантов с учетом их положительных

сторон и недостатков.

Важное значение в эффективности функционирования агропромышленного

производства имеют его инфраструктурные звенья, которые обслуживают процесс

обращения сельскохозяйственной продукции и обеспечивают соединение

процессов производства и потребления.

Соединение процессов производства, хранение, товарной доработки и

промышленной переработки продукции в рамках одного сельскохозяйственного

предприятия не всегда возможно по финансовым обстоятельствам, а нередко

вовсе нецелесообразно по организационным причинам.

Традиционно хранилища сельскохозяйственной продукции строились

преимущественно большой емкости и располагались, как правило, в местах

потребления. Между тем отечественный и мировой опыт показывает, что лучшей

сохранность продукции, сокращению и количественных и качественных потерь

при транспортировке и хранении способствует максимальное приближение баз

хранения к местам производства. Создавая материально-техническую базу

хранения продукции непосредственно на сельскохозяйственных предприятиях,

нужно учитывать особенности хранения продукции, предназначенной для

производственного использования и реализации. Для сохранения продукции,

предназначенной для реализации, повышения ее качества и получения на этой

основе большей выручки сельскохозяйственные предприятия проводят своими

силами и средствами ее товарную обработку. При этом значительная часть

продукции подвергается не только товарной доработке, но и промышленной

переработке.

Н практике сложились два варианта организации переработки

сельскохозяйственного сырья в готовую продукцию, которые используются как

крупными сельскохозяйственными предприятиями, так и крестьянскими

(фермерскими) хозяйствами и хозяйствами населения. Первый вариант –

сельскохозяйственные товаропроизводители поставляют сырье на

перерабатывающее предприятие на давальческих началах и получают от них

обусловленную договором долю готовой продукции.

Второй вариант – товаропроизводитель пытается самостоятельно или путем

кооперации с другими предприятиями построить небольшой и сравнительно

недорогой цех по переработке сырья и выйти с готовой продукцией на рынок.

Экономическая эффективность переработки определяется сопоставлением

выручки от реализации переработанной продукции с выручкой, которая могла бы

быть получена от реализации свежей продукции. Вместе с тем должно быть

обеспечено наиболее полное и эффективное использование уже существующих

производственных мощностей, приняты меры к увеличению объема и удешевлению

переработки сырья на действующих перерабатывающих предприятиях,

действующих, как правило, в форме закрытых акционерных обществ, в открытые

акционерные общества, в числе акционеров которых будут производители

сельскохозяйственной продукции. [9]

Важнейшей частью предпринимательской деятельности сельскохозяйственных

предприятий различных организационно-правовых форм должны стать поиск и

выбор наиболее эффективных каналов реализации продукции. Суть в том, чтобы

не только произвести нужные потребителю продукты, но и выгодно их продать,

а взамен приобрести необходимые средства производства и материальные

ресурсы.[4]

Каналы реализации подразделяются на прямые и косвенные. Прямые каналы

предполагают перемещение товара непосредственно от производителя к

потребителю, минуя независимый посредников. Косвенные каналы связи с

использованием независимых посредников, в качестве которых могут выступать

государственные организации потребительская кооперация, торговые и

промышленные предприятия. [3]

Основными каналами реализации сельскохозяйственной продукции в рыночных

условиях являются: продажа государству в федеральный и региональный фонды и

свободная реализация по усмотрению предприятия.

Заказы на закупку и поставку продукции для государственных нужд

формируются и реализуются на предприятиях путем заключения государственных

контрактов. Предметом договорных отношений являются условия поставки, ее

объем, ассортимент, параметры качества, сроки поставки, экономические

нормативы, стимулы (система цен, обеспечение гарантированного сбыта

продукции и т. п.), санкции.

К числу перспективных каналов реализации сельскохозяйственной продукции

относятся местные оптовые рынки, в том числе оптовые ярмарки, аукционы,

выставки-продажи.

Крупным каналом реализации сельскохозяйственной продукции остается на

обозримую перспективу взаимная поставка продукции сельскохозяйственными

предприятиями на договорной основе . [9] В договорах на поставку продукции

указываются поставщики и покупатели, показатели по изделиям, цены, скидки,

накидки, порядок расчетов и др. реквизиты. В международной практике принято

дополнительно указывать непреодолимые обстоятельства (форс-мажор),

поручительство, гарантии исполнения обязательств, порядок возмещения

убытков, оговорку о трудностях, арбитраж и др. сведения. При установлении

отпускных цен указывается франко, т.е. за чей счет производится оплата

расходов по доставке продукции от поставщиков до покупателя. Франко-станция

назначения означает, что расходы несет поставщик и они включаются в

отпускную цену. Франко-станция отправления означает, что поставщик

оплачивает расходы только до погрузки готовой продукции в вагоны, а

остальные расходы оплачивает покупатель. [15]

В случае реализации продукции посредством комиссионной торговли через

потребительскую кооперацию заключается договор комиссии.

Необходимо отметить, что 100-процентное выполнение договорных

обязательств является одним из важнейших оценочных показателей деятельности

предприятия. Невыполнение договорных обязательств по причине ухудшения

качества продукции, низкого уровня организации производства, квалификации

рабочих приводит к невыполнению плана по производству и реализации

продукции и отрицательно сказывается на всех показателях деятельности

предприятия. [5]

Широкое распространение получила реализация продукции по прямым

хозяйственным договорам предприятиям торговли и общественного питания

(реализация продукции усложняется из-за взаимодействия

сельскохозяйственного предприятия одновременно с большим количеством

покупателей).

Достаточно крупным каналом сбыта сельскохозяйственной продукции

Страницы: 1, 2


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.