бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Безработица

работу. Кроме того, на рынке труда всегда существуют безработные, которые

ищут работу в первый раз (молодежь, женщины, вырастившие детей, и др.).

Такие люди также учитываются при определении уровня фрикционной

безработицы.

Рост фрикционной безработицы может вызывать ряд причин:

. неосведомленность людей о возможности найти работу по своей

специальности и с устраивающим уровнем оплаты в конкретных фирмах;

. факторы, объективно снижающие мобильность рабочей силы. Например,

человек не нашел работу в своем городе, но не может переселиться в

другой город, где такая работа есть, из-за неразвитости рынка жилья или

отсутствия прописки. Такая ситуация характерна для России , что

невыгодно отличает отечественный рынок труда от рынка труда западных

стран;

. особенности национального характера и образа жизни. Фрикционная

безработица выше в тех странах, граждане которых предпочитают жить всю

жизнь в одном и том же населенном пункте, то есть отличаются пониженной

мобильностью. При таком образе жизни (характерном и для многих россиян)

сокращаются перетеки рабочей силы между регионами.

Фрикционная безработица считается неизбежной и в какой-то мере даже

желательной. Почему желательной? Потому что многие рабочие, добровольно

оказавшиеся «между работами», переходят с низкооплачиваемой,

малопродуктивной работы на более высокооплачиваемую и более продуктивную.

Это означает более высокие доходы для рабочих и более рациональное

распределение трудовых ресурсов, а следовательно, и больший реальный объем

национального продукта. Таким образом, фрикционная безработица просто

неизбежна в нормально организованной экономике.

Фрикционная безработица незаметно преходит в другую категорию, которая

называется структурной безработицей. Структурная безработица связана с

изменениями в технологиях, а также с тем, что рынок товаров и услуг

постоянно изменяется: появляются новые товары, которые вытесняют старые, не

пользующиеся спросом. В этой связи предприятия пересматривают структуру

своих ресурсов и, в частности, ресурсов труда. Как правило, внедрение новых

технологий приводит либо к увольнению части рабочей силы, либо к

переобучению персонала.

Понятно, что структура производства не может оставаться неизменной. В

результате научно-технического прогресса, технологических изменений,

меняется и структура спроса на рабочую силу. Потребность в одних видах

профессий сокращается, а другие специальности исчезают вовсе. Зато

появляется спрос на новые профессии, ранее не существовавшие.

Такая безработица уже куда болезненнее для людей, чем фрикционная.

Возникновение структурной безработицы означает, что многим людям придется

осваивать новые профессии, избежать структурной безработицы невозможно. Это

связано с тем, что технический прогресс все время рождает новые товары,

технологии и даже целые отрасли (в настоящее время такие отрасли связаны

как правило с компьютерными технологиями, так появились такие профессии,

как веб-дизайнер, системный администратор и многие другие). В результате

сильно меняется структура спроса на рабочую силу. А люди с ненужными более

в прежнем количестве профессиями оказываются не у дел, пополняя ряды

безработных.

Так, например, вместе с компьютерами из-за рубежа пришло новое «поколение»

программных продуктов, позволяющих общаться с машиной без посредника –

программиста. Чтобы сохранить или получить работу, программистам старой

школы пришлось срочно переучиваться, овладевать новыми языками

программирования и новыми пакетами программ.

Структурная безработица, при всей своей болезненности, также может не

волновать страну, но лишь в том случае, если общее число свободных мест не

уступает числу людей, ищущих работу, хотя и имеющих другие специальности.

Если рабочих мест вообще меньше, то это означает, что в стране возникла

третья, самая неприятная форма безработицы - циклическая. Циклическая

безработица присуща странам, переживающим общий экономический спад. В этом

случае кризисные явления возникают не на отдельных, а практически на всех

товарных рынках. Трудности переживает большинство фирм страны, а потому

массовые увольнения начинаются почти одновременно и повсеместно. В итоге

общее число свободных рабочих мест в стране оказывается меньше числа

безработных. В фазах оживления и подъема появляются новые рабочие места, и

безработица рассасывается. Однако циклическая безработица в условиях

переходной экономики имеет ряд существенных особенностей. В экономике

переходных обществ циклическая безработица фактически превращается в

перманентную безработицу периода постоянного свертывания производства.

Более того, постепенное, временное оживление экономики в гораздо меньшей

степени приводит к рассасыванию безработицы, чем это можно было ожидать.

Причины этого достаточно понятны: модель «шоковой терапии», приводящая к

глобальному спаду, разрешает противоречия экономического роста прежде всего

за счет трудящихся. Постепенно, конечно, создаются формы общественных работ

или другие механизмы парирования наиболее жестких последствий безработицы.

Однако циклическая безработица, связанная с устойчивой тенденцией к спаду

экономики, является главной формой безработицы в переходной экономике.

Фактически такая стабильная безработица может быть названа скорее

застойной, нежели циклической.

Застойная безработица как наиболее типичная форма безработицы переходной

экономики усугубляется тем, что традиции прошлого во многом приводят к

надеждам значительной части работников на возможность решения своих проблем

в будущем за счет поддержки государства, но не за счет собственной

активности.

Еще один из видов безработицы - сезонная безработица, которая порождается

временным характером выполнения тех или иных видов деятельности и

функционирования отраслей хозяйства. К ним относятся сельскохозяйственные

работы, рыболовство, сбор ягод, сплав леса, охота, частично строительство и

некоторые другие виды деятельности. В этом случае отдельные граждане и даже

целые предприятия могут интенсивно работать несколько недель или месяцев в

году, резко сокращая свою деятельность в остальное время. В период

напряженной работы происходит массовый набор кадров, а в период свертывания

работ - массовые увольнения. Этот вид безработицы по отдельным

характеристикам соответствует циклической безработице, по другим -

фрикционной, так как она носит добровольный характер. Прогноз показателей

сезонной безработицы можно определить с большой степенью точности,

поскольку она повторяется из года в год, и, соответственно, есть

возможность подготовиться к решению проблем, вызванных ею.

Следует заметить, что полная занятость отнодь не означает абсолютного

отсутствия безработицы. Экономисты считают фрикционную и структурную

безработицу совершенно неизбежной, следовательно, «полная занятость»

определяется как занятость, составляющая менее 100% рабочей силы. Точнее

говоря, уровень безработицы при полной занятости равен сумме уровней

фрикционной и структурной безработицы. Другими словами уровень безработицы

при полной занятости достигается в том случае, когда циклическая

безработица равна нулю. Уровень безработицы при полной занятости называется

также естественным уровнем безработицы, который возникает, когда количесвто

ищущих работу равно числу свободных рабочих мест.

Естественная безработица имеет два важных аспекта: во-первых, этот термин

не означает, что экономика всегда функционирует при естественном уровне

безработицы и тем самым реализует свой производственный потенциал, а во-

вторых, естественный уровень безработицы не является постоянным,

подвергаясь частому пересмотру вследствие институциональных изменений.

В настоящее время за норму принимается уровень естественной безработицы в

1,5-3%. В то же время для Росси вообще нельзя установить какой-либо

допустимый, приемлемый уровень безработицы и, прежде всего, из-за низкого

уровня жизни населения, когда невозможность трудоустройства или уход с

работы резко снизит доходы.

Незанятость в пределах естественной безработицы обязательно требует части

ресурсов общества на пособия по безработице, организацию бирж труда,

переподготовку, проведение и финансирование общественных работ, разработку

и реализацию программ социальной поддержки различных групп безработных и

т.д. В условиях экономической и политической нестабильности в обществе

политика занятости должна быть направлена на то, чтобы не допустить

массовой безработицы, и одним из главных аспектов этой политики должно

стать формирование эффективного рынка труда.

3. Особенности формирования российского рынка труда

В нашей стране формирование рынка рабочей силы находится на первом этапе,

ведь еще совсем недавно рабочая сила в России не рассматривалась в качестве

товара. При этом миллионы людей вступали и вступают в отношения найма.

Главное отличие нашего рынка труда – это наличие множества

административных, правовых и экономических ограничений, препятствующих

свободной продаже рабочей силы на наиболее выгодных условиях для

работников. К таким ограничениям относят: монополию на многие товары и

услуги, немалый дефицит некоторых товаров, инфляцию, слабую экономическую

мотивацию движения рабочней силы и многие другие. К этому можно добавить

отсутствие рынка жилья, низкий уровень заработной платы, супермонополизацию

роизводства, неразвитость социальной инфраструктуры во многих регионах

страны, острый дефицит бюджета и др. Рынок руда в России в значительной

степени дисбалансирован. Отмечу лишь основные его черты:

> существуют трудоизбыточные регионы и регионы, испытывающие

хроническую нехватку трудовых ресурсов;

> ощущуается острая нехватка рабочих испециалистов в определенных

отраслях экономики, в то же время существует скрытая безработица;

> значительная доля рабочей силы занята в сфере материального

производства;

> высока доля безработных среди лиц с высшим образованием, низкая

трудовая мобильность женщин;

> страна обособлена от мирового рынка рабочей силы.

Для успешного формирования рынка труда политика занятости правительства

должна включать в себя следующие направления:

Во-первых, это создание эффективной рабочей инфраструктуры, включающей

информационные биржы труда, автоматизированные системы сбора и обработки

информации о спросе и предложении рабочих мест и многие другие;

Во-вторых, рынок труда должен быть ориентирован на те сферы труда и

экономических отношений, которые наиболее подвержены изменениям (например,

сфера услуг);

В-третьих, должна быть создана региональная система стимулирования труда

для закрепления кадров и эффективного привлечения их из других регионов;

В-четвертых, создаваемые биржы труда должны ориентироваться на социальную

защиту работников на основе применеия контрактной системы найма.

Таким образом, рынок труда воплощает в себе множество отношений по поводу

формирования спроса на рабочую силу и ее предолжение, реализуемых через

действующую систему воспроизводства, распределения, перераспределения и

трудоустройства работников. Произведенный анализ реального состояния

российского рынка труда, сопоставление его основных характеристик и

тенденций с изложенными представлениями о сущности и слагаемых рыночного

механизма распределения и пререраспределения рабочей силы дают основания

для ряда выводов, которые нельзя не учитывать при выборе модели

современного рынка труда, политики и инструментов его регулирования.

1. Российский рынок труда – с учетом многих его характеристик – не может

быть отнесен к числу развитых и цивилизованных. Отечественный рынок

труда сильно деформирован и функционирует с устойчивым нарушением

таких стихийных регуляторов занятости, как стоимость и цена рабочей

силы, свобода перемещения труда и капитала, конкуренция. Гипертрофия

скрытого рынка труда (скрытой безработицы) в России – отличительная

черта переходного периода, когда ослаблены или даже разрушены старые

организационно-управленческие и институционные структуры, но еще не

созданы новые;

2. В ближайшее время для рынка труда будет характерно превышение

предложения труда над спросом на него. В то же время дальнейший

переход экономики на рыночные отношения будет связан с массовым

высвобождением работников в результате реорганизации и ликвидации

малорентабельных и убыточных предприятий, неэффективных рабочих мест,

структурной перестройки производства и т.л. Поэтому рынок труда на

современном этапе должен формироваться в пределах жесткой системы

внеэкономических ограничителей и амортизаторов, обоснование и учет

которых необходимы для того, чтобы не произошло выхода социальных

потрясений за пределы допустимого. Функции гаранта предельно

допустимых параметров последствий социально-экономического

переустройства общества должно взять на себя государство, используя

для этого всю совокупность правовых, экономических и других средств,

имеющихся в его распоряжении.

3. Российский рынок труда пока не может быть назван и «напряженным».

Усиление разбалансированности спроса и предложения рабочей силы – это

скорее показатель несоответствия качества и пропускной способности

служба занятости оперативному обслуживанию нормального для рыночной

экономики межотраслевого и территориального перелива рабочей силы.

Вместе с тем узость потребительского рынка и товарный дефицит ведут к

формированию нового монополистического рынка, где государственная

монополия заменяется монополией новых хозяйственных субъектов. А

монополистический рынок не может решить проблему занятости населения.

Общая тенденция снижения спроса на рынке труда не может быть

преодолена частно-коммерческими структурами в ближайшее время,

поэтому государство обязано регулировать ситуацию на рынке труда.

Бесспорно, что развитие рынка должно повлечь за собой разработку

системы мер его регулирования в целях ограничения отрицательных

стихийных проявлений.

4. Пути государственного регулирования занятости и снижения безработицы

Формирование механизма регулирования занятости предусматривает специальные

меры, способные контролировать процессы, происходящие в сфере труда, и

осуществлять оперативные и взаимосвязанные действия, позволяющие добиваться

устранения диспропорций между спрсом и предложением рабочей силы, а также

предотваратить обострение проблем занятости. С одной стороны, - это

проведение сбалансированной инвестиционной и налоговой политики,

стимулирующей более полное использование имеющихся рабочих мест, развитие

малых предприятий, направление капитальных вложений как в перспективно

развивающиеся отрасли, так и в отрасли традиционной занятости, введение

системы стимулирования развития предпринимательства малого и среднего

бизнеса, индивидуальной трудовой деятельности. С другой стороны, -

изменение структуры спроса на рабочую силу путем сохранения имеющихся и

создания новых рабочих мест, регулирование предожения и повышение качества

рабочей силы путем ее профподготовки, переподготовки, переквалификации,

перемещения и трудоустройство экономически активных и трудоспособных, а с

третьей – обеспечение социальной защищенности и материальной поддержки

оставшихся без работы. В целях реализации политики занятости в Российской

Федерации разрабатываются и реализуются Программы по формированию новых

рабочих мест как в государственном, так и в негосударственном секторе

экономики, содействия занятости населения, борьбы с безработицей и помощи

безработным. Ведущую роль в регулировании рынка труда занимает служба

занятости. Основными направлениями ее деятельности являются трудоустройство

граждан, квотирование рабочих мест для слабо защищенных категорий граждан,

организация сезонных или общественных работ, профориентация и

профессиональное обучение, выплата пособоий по безработице.

Трудоустройством экономически активных и трудоспособных граждан,

оставшихся без работы занимаются и биржи труда, в чьи функции входит

изучение рынка труда, а также определение, какие специалисты пользуются

спросом в настоящее время и какие изменения в конъюктуре рынка труда

возможны в будущем.

Напрвления государственной политики на рынке труда

При рассмотрении задач регулирования рынка труда на региональном уровне,

следут заметить, что основные направления этого регулирования определены на

общегосударственном, или макроуровне. Во-первых, регулирование рынка труда

и здесь не может не входить в число основных приоритетов всей региональной

политики, но должно осущетвляться, и это понятно, в рамках своей

компетенции при установленном Конституцией Российской Федерации порядке

разграничения полномочий между федеральными и местными органами. Во-вторых,

в регионах субъектами регулиования выступают теперь не высшие, а

муниципальные органы законодательной и исполнительной власти. В-третьих,

поскольку региональный уровень регулирования в иерархии занимает среднее

положение между макро-и микроуровнями, то устанавливаемые ими правила

регулирования не только взаимосвязаны с ними в порядке соподчинения, но

идет противоречивый процесс взаимодействия этих уровней по корректиировке

предпринимаех мер при столкновении интересов. В усилении процессов

регионализации просматривается и другая сторона, нежелательная для развития

рынка труда. В конце 90-х годов одновременно с регионализацией происходит

«размывание» централизованных основ национального рынка и становится

реальным фактом изолированность основ региональных. Ослабляется действие

принципа федерализма в регулировании. Происходит ломка вертикальной связи в

управлении рыночными процессами. Это является своего рода следствием

усиления неравномерности социально-экономического уровня развития регионов.

В случае успешного решения этих проблем политика занятости на российском

рынке труда может постепенно трансформироваться в форму, свойственную

высокоразвитым странам.

Состав элементов регулирования рынка труда на уровне регионов уже, чем на

общегосударственном уровне. Часть названных выше направлений регулирования

осуществляется преимущественно властями федерального уровня: такова в

основном демографическая политика, многие аспекты внешнеэкономической

политики (курс рубля, уровни пошлин, лицензии и квоты). В значительной

степени на федеральном уровне регулируются основные направления финанасово-

кредитной политики. Принципиально по сравнению с федеральным уровнем

регионы могут регулировать доходы, трансфертные платежи и через уровень

жизни – уровень предложения рабочей силы в регионе; могут регулировать

демографическое качество населения (снижение заболеваемости, травматизма,

пьянства и, в конечном счете, смертности трудоспособного населения),

миграционные процессы. На региональном уровне в интересах рынка труда

осуществляются программы жилищного, транспортного и производственного

строительства, государственных (в том числе муниципальных и др.) закупок

продукции предприятий всех форм собственности; целевое предоставление

предприятиям дотаций, кредитов и налоговых льгот (региональные налоги),

направленных на поддержание и развитие производства (и рабочих мест) в

приоритетных отраслях. На региональном уровне во многих случаях более

эффективны, чем на общегосударственном, меры поддержки фермерства,

индивидуального и малого бизнеса. Подобно тому, как на федеральном уровне

проблемы рынка труда должны стать наивысшими приоритетами наравне с

ведущими направлениями реформ, региональное регулирование должно не просто

учитывать интересы рынка труда, а сделать их равными с другими приоритетами

региональной политики.

В число задач данного блока на региональном уровне входят информационное

обеспечение, повышение эффективности трудоустройства, в том числе за счет

развития временных и общественных работ, развитие систем подготовки и

переподготовки рабочей силы, совершенствование социальной поддержки

безработных, самой структуры органов регулирования. Региональный уровень

регулирования рынка труда в отличие от государственного устанавливает

местные специфические особенности.

Несмотря на различное социально-экономическое положение и состояние

региональных рынокв труда сохраняется множество проблем в обеспечении

занятости. К ним относятся:

. недостаточная реформированность трудовой сферы, приведшая к преобладанию

неэффективной занятости, к наличию значительного числа неформально

занятых, к отсутствию экономически обоснованной зависимости доходов

работника от его трудового вклада;

. снижение трудового потенциала квалифицированных кадров за счет сокращения

производства в оборонно-промышленном, аграрном коплексах, сельхоз-

машиностроении и станкостроении, науке и научном обслуживании;

. продолжающееся падение спроса на рабочую силу, дисбаланс между спросом и

предложением рабочей силы на рынке труда области;

. медленное наращивание новых рабочих мест, особенно в производственных

отраслях;

. недостаточность инвестиций в новые технологии усугубляется негибкостью

налоговой системы, серьезными недостатками в механизме ценообразования;

. система государственного, профессионального образования медленно

перестраивается, а у работодателей нет заинтересованности во

внутрифирменном переобучении и повышении квалификации персонала;

. недостаточность рынка жилья и низкие доходы населения ограничивают

мобильность рабочей силы;

. недостаточен конртоль государственных органов за соблюдением отдельными

работодателями норм трудового законодательства о режиме, охране и оплате

труда;

. трудоустройство отдельных социально-демографических групп населения

(инвалидов, матерей-одиночек, лиц пенсионного возраста, граждан,

вернувшихся из мест лишения свободы и т.д.) остается чрезвычайно сложным;

. усиление дифференциации локальных рынков труда.

И в заключение я хочу еще раз подчеркнуть приоритетные направления

регулирования рынка труда. В первую очередь, - это трудоустройство

незанятых граждан, во-вторых, их подготовка или переподготовка к

современным видам деятельности и, в-третьих, материальная поддержка

безработных и нетрудоспособных граждан.

Объективная реальность, таким образом, обязывает пересмотреть не только

основные позиции в регулировании рынка труда, но и найти такие решения,

которые позволили бы привести в действие формы экономической активности в

сфере занятости:

- предпринимательство и самозанятость как высшие формы активности

населения предпочтительнее с точки зрения развитости и регулирования

рынка труда;

- наемный труд, как рыночная категория, касается преобладающей части

населения, которая на сегодня, в основном, и является объектом

регионального регулирования;

- безработица – это промежуточная форма экономической активности,

выражающаяся в активном поиске и готовности работать и требующая от

государственного регулирования самого пристального внимания и

организации.

Заключение

В заключение своего реферата я хотела бы подвести некоторые итоги.

Проблема безработицы является одной из фундаментальных в развитии и

функционировании человеческого общества. Безработица – явление,

свойственное стадии товарного производства. Переход к рынку неизбежно

вызывает значительный рост уровня безработицы, о чем свидетельствует, в

частности, опыт восточноевропейских стран, прошедших или проходящих путь

становления рыночных отношений. Это же подтверждает и практика общественных

преобразований в России.

Безработицу предопределяют различные факторы: научно-технический прогресс

обуславливает сокращение, прежде всего, работников ручного труда;

структурные изменения в экономике вызывают уменьшение числа занятых в

отдельных отраслях производства; повышение производительности труда также

ведет к уменьшению числа занятых; сокращению живого труда способствует

действие закона экономии времени. В условиях обострения экономических

проблем закрываются также некоторые производства, загрязняющие окружающую

среду. Все это объективные факторы, имеющие место во всех странах

независимо от их экономической системы.

Безработица, как свидетельствуют многие социологические и социально-

психологические исследования, имеет исключительно негативные социальные

последствия для общества в целом, отдельных его групп и слоев, для семей,

для каждого человека. Среди всех этих последствий увеличение смертности от

сердечных заболеваний, рост числа самоубийств и убийств, численности

пациентов в психиатрических лечебницах, ухудшение отношений в семье, рост

преступности и т. д, ведь люди остро переживают невостребованность своих

знаний, производственного опыта, переход от одной социальной группы в

другую. В связи с этим исследованиями зафиксированы основные

психологические качества безработного: невысокий уровень социальной

смелости, уступчивость, конформность, пессимистичность и осторожность в

поведении, недоверчивость или скептицизм, стойкое маргинальное

эмоциональное состояние. На мой взгляд, главным в социальной политике

является (т.е. должно быть) упреждение массовой безработицы, что

обеспечивается прежде всего нормальным функционированием общества, его

эволюционным развитием.

Органам службы занятости всех уровней необходимо широкое развертывание

профориентационной работы с молодежью для подготовки ее к трудовой

деятельности в условиях развивающегося рынка труда, ведь именно нам, кому в

будущем придется взять на себя бразды правления государством, и нужно будет

решать проблемы, ставшие неотложными уже на сегодняшний день.

Необходимо расширять сеть учебных центров профессионального обучения,

профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации

высвобождаемых работников и безработных граждан. Государственная программа

уже принята и начала действовать. Но она еще не достаточно сильна, и

нуждается в активной государственной поддержке. Забота государства о

достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости, как важной

социальной гарантии для экономически активного населения, является

важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда, механизм

формирования которого будет постоянно совершенствоваться применительно к

новым условиям развития многоукладной экономики, структурной перестройки

производства, формирования эффективной социальной политики. Таким образом,

комлексный подход к системе занятости, мерам ее регулирования и социальной

защите населения, на мой взгляд, позволит смягчить социальную напряженность

в сфере трудовых отношений.

Список использованной литературы

1. С. Е. Елкин Экономические и социальные последствия безработицы.

Экономический вестник. М., 1997.

2. Гендлер Г., Гильдингерш М. Социальные последствия безработицы. Человек

и труд. 1996.

3. Адамчук В.В., Ромашов О.В., Сорокина М.Е. "Экономика и социология

труда": учебник для вузов по экономическим специальностям. Москва:

ЮНИТИ, 1999.

4. Завельский М.Г. "Экономика и социология труда": курс лекций. Москва:

Палиолит: Логос, 2001.

5. под редакцией профессора Николаевой И.П. "Экономическая теория": учебник

для вузов по экономическим специальностям. Москва: Финстатинформ, 1997

6. И.Д.Мацкуляк «Стратегия занятости: предотвращение безработицы

(политико-экономический аспект)» М.: Экономика, 1990

7. Кэмпбелл Р. Макконнелл, Стенли Л. Брю ЭКОНОМИКС, ПРИНЦИПЫ, ПРОБЛЕМЫ И

ПОЛИТИКА, М.: Республика, 1995

-----------------------

Развитие гибкого рынка труда,

правовое обеспечение

Трудоустройство, подготовка и переподготовка кадров

Социальная поддержка

Государство

на рынке труда

Страницы: 1, 2, 3


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.