бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Фискальная политика, методы реализации в рыночной экономике

государственной казны;

. затем пришли к выводу о необходимости ввести ограничения в фискальную

функцию налогообложения. Таким ограничением стало требование не подрывать

воспроизводительный процесс в микроэкономике;

. для настоящего времени стало характерным стремление все в большей

использовать налоги для корректировки хозяйственных пропорций в обществе.

2.3. Классификация налогов.

|Прямые налоги |Косвенные налоги |Взнос|

| | |ы в |

| | |фонд |

| | |социа|

| | |льног|

| | |о |

| | |страх|

| | |овани|

| | |я |

|Реальные |Личные |Акцизы |Фискальные |Таможенные |Взнос|

|налоги |налоги | |монопольные |пошлины |ы |

| | | |налоги | |наёмн|

| | | | | |ого |

| | | | | |труда|

| | | | | | |

| | | | | |Взнос|

| | | | | |ы |

| | | | | |предп|

| | | | | |рияти|

| | | | | |й |

|поземельны|подоходный |индивидуаль|на соль |по | |

|й |налог с |ные: |на табак |происхождени| |

|подомовой |населения |на пиво, на|на спички |ю: | |

|промысловы|налог на |сахар, на |на спирт |экспортные, | |

|й |прибыль |бензин |и т.д. |импортные, | |

|на ценные |корпораций |и т. д. | |транзитные | |

|бумаги |налог на |Универсальн| |по целям: | |

| |сверх-прибыл|ый (налог с| |фискальные, | |

| |ь |оборота): | |протекционны| |

| |налог на |Однократный| |е, | |

| |доходы от |, | |сверхпротекц| |

| |добычи нефти|многократны| |ионные, | |

| | |й | |антидемпинго| |

| |налог на |Налог на | |вые, | |

| |доходы от |добавленную| |преференциал| |

| |денежных |стоимость | |ьные | |

| |капиталов | | |по ставкам: | |

| |налог с | | |специфически| |

| |наследства и| | |е, | |

| |дарений | | |адвалерные, | |

| |поимуществен| | |смешанные | |

| |ный налог | | | | |

2.4. Развитие концепции налогообложения.

В России крайнее направление первого подхода к налогообложению было

характерно для эпохи Петра I, когда налоговая политика была направлена

исключительно для финансирования военных действий. Налоги как из худого

решета, посыпались на головы русских плательщиков, приведя к оскудению

крестьянских хозяйств, сокращению населения страны и уменьшению

собираемости налогов.

Экономика требовала более мудрой налоговой политики, которая бы не

подрывала условий воспроизводства. Примером ориентации на такие минимальные

требования можно назвать налоговую политику советского периода, начиная с

30-х гг. Тогда действующим предприятиям оставлялись доходы, обеспечивающие

лишь простое воспроизводство, оставшаяся часть доходов уходила государству.

С середины 60-х гг. стали предприниматься робкие попытки оставить

предприятиям часть дохода для обеспечения расширенного воспроизводства за

счет собственных источников.

В развитых странах это направление налоговой политики получило более

широкое развитие. Считается, что налоги не должны гасить стремление

производителя наращивать выпуск продукции. Это позволит ему нащупать и

рассчитать зону положительного эффекта масштаба производства, при котором

возможно получать наибольшую прибыль на вложенный капитал. В этом случае

возрастают не только доходы предпринимателя, но и государства, казна

которого пополнится дополнительными ресурсами, ибо возросшие доходы

позволяют увеличить сумму собираемых налогов.

Следующая ступень развития концепции налогообложения связана с

пониманием того, что манипуляция налоговыми ставками, увязка налогов с

использованием ресурсов превращает их в мощный регулятор хозяйственных

пропорций. Например, введение платы за ресурсы (землю, чистую воду и др.)

способствует экономии ресурсов в хозяйственной деятельности. Плата за землю

обычно ведет к увеличению высоты производственных зданий. Снижение

налоговых ставок или введение режима ускоренной амортизации стимулирует

рост производства. Ужесточение же налоговых ставок его тормозит.

Во второй половине XX в. налоги активно используются как регулятор

общего равновесия рыночного хозяйства. В частности, такое использование

налогов предусматривается в многочисленных антициклических программах. Эти

программы отводят различную роль налогам как регуляторам экономики, что

зависит от концепции, которой руководствуется правительство.

По Keйнcy, вo время спада налоги снижаются для стимулирования

производства. Во время подъема, наоборот, - налоги возрастают, что

позволяет затормозить рост инвестиций, предупредив перегрев экономики

нарастающими диспропорциями. Рост налоговых поступлении во время подъема

позволит выплатить, государственную задолженность, которая образовалась в

депрессивный период для финансирования государственных расходов.

По теории монетаристов и концепции экономики предложение о снижении

налогов становится значительным стимулом эффективного производства. М.

Фридмен - идеолог монетарной школы - рекомендует снижать налоговое бремя,

когда экономический кризис пройдет свою низшую точку и оставит на рынке

только эффективных производителей, разорив остальных. В этом случае более

низкие ставки налогов для сильных производителей предоставят им большие

возможности для инвестирования и позволят стране перейти на более высокую

ступень эффективности производства.

Теория предложения рекомендует поддерживать режим конкуренции, облегчая

налоговое бремя, вплоть до применения налоговых каникул для малого бизнеса,

или для тех, кто осуществляет выпуск товаров, в наибольшей степени

отвечающих интересам общества.

2.5. Принципы налогообложения.

Принципы налогообложения проявляются в способах взимания налогов.

Таких принципов достаточно много:

. принцип выгоды;

. принцип пожертвования;

. прогрессивность ставок налогообложения доходов;

. равенство налогов на доходы предприятий разной формы собственности;

. сочетание устойчивости налоговой системы с ее гибкостью;

. определение уровня налоговых ставок, не подрывающих воспроизводственного

процесса;

. исключение возможностей переложения налогового бремени;

. простота и ясность системы и процедуры налогообложения.

Принцип выгоды предполагает увязку налога с используемым ресурсом.

Например, тот, кто использует чистую питьевую воду в технических целях,

должен платить налог за нее.

Принцип пожертвования исходит из того, что за использование благ,

предоставляемых государством отдельным гражданам или предприятиям, платят

все, в том числе те, кому эти блага не достаются. Таковым является налог на

фонд заработной платы, отчисляемый в пенсионный фонд.

Современное налогообложение доходов опирается на использование

прогрессивных ставок. Ставки возрастают по мере увеличения доходов.

Прогрессивное налогообложение учитывает разные возможности социальных слоев

населения в финансировании государственных расходов.

Принцип равенства. Равенство налогов на доходы предприятий разной

формы собственности обеспечивает равные стартовые условия для их развития.

В таком случае конкуренция должна реально отразить заложенные в налогах

условия для эффективного хозяйствования.

В командно-административной системе, которая не учитывала законы

рынка, налоговые привилегии всегда сопровождали государственное и

коллективное хозяйствование. Частное хозяйство, по существу, было

«задушено» налогами.

Среди принципов налогообложения обычно называют гибкость и

адаптивность его к меняющимся общественно-политическим потребностям. Однако

в этой гибкости следует соблюдать меру, не подрывая устойчивость

действующего налогообложения. Если ставки налогов постоянно меняются, как в

современной России, да еще и задним числом, бизнес теряет ориентиры,

необходимые для выработки долгосрочной стратегии. Инвестиционная

деятельность обрастает дополнительными рисками, что укрепляет стремление

бизнеса ограничиваться исключительно спекулятивными операциями.

Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей

налогоплательщика, величины получаемых им доходов. Нарушение этого принципа

подрывает действия рынка, уменьшает количество налогоплательщиков,

уменьшает предложение товаров. У потребителей чрезмерная тяжесть

налогообложения уменьшает спрос, что ведет к сокращению емкости рынка и тем

самым угнетающе действует на стимулы производства.

Очень сложен для выполнения принцип исключения двойного и

многократного налогообложения. Необходимость соблюдения этого принципа

осознается всеми государствами, но редко кому удается полностью ему

следовать. Например, налогообложение акционерных компаний обычно строится

на двойном налогообложении. Налогом облагаются нераспределенная прибыль

компании и дивиденды ее членов. Такая система действует в странах

Бенилюкса, США, Швеции, Швейцарии, России. Решением исключения

многократного налогообложения используемого сырья является введение налога

на добавленную стоимость. При использовании этого налога надбавка к цене

сырья, возникающая при прохождении продукта по производственной цепочке,

облагается налогом всего один раз. Налогом облагаются только те результаты

деятельности, которые добавляются к полученному из вне полуфабрикату.

В налогообложении важно соблюсти принцип, исключающий возможность

переложения налогового бремени. В странах с развитой рыночной экономикой

налог на прибыль считается не самым лучшим налогом, так как предприниматель

обычно пытается включить этот налог в цену в целях компенсации удорожания

издержек. В результате налоговое бремя перекладывается на покупателя.

Именно он оплачивает налог, а предприниматель выступает, по существу,

собирателем этого налога.

2.6. Система выплаты налогов.

Система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, удобными и

понятными для всех субъектов налогообложения. В странах развитого рынка

основным налогом является личный подоходный налог или налог на физических

лиц. В США доля налога на прибыль составляет в системе федеральных налогов

всего лишь 10 %, в то время как налог на личный доход приближается к его

половине. В России же доля подоходного налога с физических лиц составляет

чуть более 3 % в общем объеме всех платежей. Такая структура

налогообложения в России объясняется ее корнями, которые десятилетиями

питали общество государственного социализма, организованного на принципах

хозяйствования, противоречащих рынку. В результате налоговая система в

России становится источником хозяйственных деформаций. Это проявляется по

следующим направлениям:

. государство сталкивается со слабой собираемостью налогов, поскольку

бизнес имеет множество способов укрыть налоги;

. налогообложение провоцирует инфляционные процессы, так как

предприниматели стремятся переложить налог на отпускные цены;

. возможность переложения налогов на плечи покупателей усиливает социальную

дифференциацию общества, поляризацию величин реальных доходов граждан,

что обостряет социальную напряженность.

В дальнейшем, по мере роста доходов населения, Россия должна сместить

акценты налогообложения, увеличив налоги на доходы физических лиц, смягчая

налогообложение бизнеса.

2.7. Тяжесть налогообложения. Кривая Лаффера.

Тяжесть налогового бремени измеряется величиной налоговых изъятий,

отнесённых к валовому внутреннему продукту.

На неё оказывают влияние следующие условия:

. величина полученных доходов;

. традиции, сложившиеся в стране;

. фазы промышленного цикла.

Чем выше доходы, тем больше доля налоговых отчислений. Развитие

экономики умножает доходы. Это ведет к увеличению доли налоговых изъятий.

Причиной указанной зависимости является использование прогрессивной шкалы

налогообложения.

История XX в. четко прослеживает тенденцию роста налоговых изъятий в

странах рыночной экономики. Так, до первой мировой войны налоговые

отчисления составляли в среднем 10 % ВВП. В середине века эта планка

поднялась до 20 %. В 90-х гг. в развитых государствах с уровнем ВВП на душу

населения в 15-28 тыс. дол. доля налоговых изъятий и тяжесть налогового

бремени колеблется от 30 до 50 % ВВП. В России этот уровень превышается, в

то время как в странах с уровнем развития, соответствующим российскому (ВВП

на душу населения около 5 тыс. дол.), тяжесть налогового бремени не

превышает 30%.

Традиции экономической политики оказывают существенное влияние на

уровень налогового бремени. В странах социально ориентированной экономики

(шведская модель) этот уровень составляет около 50% ВВП. В странах,

развивающихся на монетарных принципах, - около 30 % ВВП. Более высокий

уровень налогов стал платой за социальную стабильность общества. Поскольку

налоги перекладываются на покупателя (включаются в отпускные цены), то в

этих странах отмечается и более высокий уровень цен.

Тяжесть налогообложения зависит от циклических колебаний. Она может

быть ниже во время кризиса и выше при более благоприятной конъюнктуре.

Зависимость налоговых поступлений от величины налоговой ставки была

описана А. Лаффером. Графическое изображение указанной зависимости получило

название кривой А. Лаффера (рисунок 3).

Рисунок 3

Согласно кривой А. Лаффера, увеличение налоговых ставок приводит к

росту налоговых поступлений лишь до определенных пределов (точка М).

Дальнейшее увеличение налоговой ставки приведет к чрезмерности налогового

бремени. Оно ведет к уходу многих производителен с рынка из-за банкротств и

к уклонению от налогов. Результатом указанных действий становится

нежелательное уменьшение налоговых поступлений в казну.

Россия сегодня по налоговым поступлениям явно находится не в

оптимальной позиции, превышающей точку М. В результате запланированная

величина налоговых поступлении, превышающая 50 % ВВП, оказалась нереальной.

Фактически государство не может получить и 30-35% ВВП, что повлечет за

собой задержку выплаты заработной платы работникам бюджетных организаций,

усилению напряженности с ростом неплатежей предприятий друг другу.

Кривая Лаффера показывает, что при определенных условиях снижение

налоговых ставок может создать стимулы для бизнеса, способствовать

образованию дополнительных сбережений и тем самым содействовать

инвестиционному процессу. Уменьшение банкротств должно способствовать

расширению налогооблагаемой базы, так как количество налогоплательщиков при

этом должно возрасти.

Однако не следует думать, что снижение ставки налогов должно сразу же

дать эффект роста валового национального продукта. Последний происходит

только при расширении инвестиционного процесса, особенно, когда появляется

спрос на основной капитал. Спрос же на него варьируется в течение цикла, а

в стадии депрессии может вовсе исчезнуть. Это значит, что результаты

снижения ставок налогов в депрессивной ситуации могут проявиться лишь через

годы.

3. Государственные расходы.

Наряду с налогами важнейшим инструментом воздействия государства на

развитие экономики являются государственные расходы. Через систему расходов

происходит перераспределение значительной части национального дохода,

осуществляется реализация экономической и социальной политики государства.

Все расходы можно подразделить на следующие группы:

— военные;

— экономические;

— на социальные цели;

. на внешнеэкономическую и внешнеполитическую деятельность;

. на содержание аппарата управления.

3.1. Государственные расходы и совокупный спрос.

Прежде чем перейти к рассмотрению этого вопроса, нужно остановиться на

ряде ограничений.

- Во-первых, нужно брать в расчет государственные закупки по импорту и

экспортные поставки.

- Во-вторых, нужно исходить из того, что государственные расходы не

оказывают воздействия на потребление и инвестиции.

- В-третьих, налоги рассмотрим, как налоги на доход населения.

Исходя из данных ограничений влияния фискальной политики на совокупный

спрос, предположим, что налоги равны нулю. По оси Х отложим величину ВНП,

по оси Y - совокупные расходы, которые состоят из расходов населения,

предприятий и государства на приобретение материальных благ и услуг

(рисунок 4). Состояние, при котором вся величина ВНП будет потреблена

населением, предприятиями и государством, т. е. будет равна их расходам,

можно графически изобразить в виде прямой линии, идущей к оси Х под углом

45°. В любой точке этой прямой совокупные расходы равны ВНП в этой точке.

Теперь введем график потребления СС. Точка А показывает то состояние, когда

расходы населения равны его потреблению. В результате закупок предприятий

спрос на рынке увеличивается на величину инвестиций C+I. Теперь совокупные

расходы будут равны потреблению населения и инвестициям предприятий. В

точке В достигается такое состояние, когда на весь произведенный ВНП в

объеме ОВ - будет предъявлен спрос населения и предприятий. Введение

государственных расходов, которые оказывают воздействие, подобное

потребительским расходам и инвестициям, вызовет перемещение точки

макроэкономического равновесия вверх по линии 45°. Государственные расходы

увеличивают величину совокупных расходов на рынке и стимулируют рост

совокупного спроса, а, следовательно, стимулируют производство ВНП. В

результате государственных закупок спрос увеличивается на величину

государственных расходов под эти закупки. Теперь совокупные расходы будут

равны потреблению населения, инвестициям предприятий и государственным

расходам и будут представлены графически в виде прямой C+I+G. Расстояние

между C+I+G и С+I показывает величину государственных расходов на товары и

услуги. Таким образом, государственные расходы оказывают точно такое же

влияние на совокупный спрос, что и потребительские расходы и инвестиции.

Точка Е показывает равновесный уровень ВНП, при котором общие расходы равны

объему производства. Исходя из данных рассуждений можно записать, что

BHП=C+I+G, где С - потребительский расход населения, I - инвестиции

предприятия, G - государственные расходы на закупку товаров и услуг.

Фискальная политика воздействует, прежде всего, на совокупный спрос. Рост

правительственных расходов повышает совокупный спрос, стимулирует выпуск

продукции.

Рисунок 4 - Влияние государственных расходов на совокупный спрос.

3.2. Воздействие фискальной политики на уровень ВНП.

Но более высокий уровень ВНП увеличивает процентную ставку на фондовых

рынках, которая, снижая действенность фискальной политики, снижает уровень

инвестиционных расходов. Фискальная политика, таким образом, воздействует

на товарные рынки, сдвигая кривую IS, которая демонстрирует равновесие на

товарных рынках. При неизменной ставке процента более высокий уровень

государственных расходов будет увеличивать уровень совокупного спроса.

Покрывая рост спроса, выпуск продукта должен увеличиваться. Это отражается

сдвигом IS в положении IS' (рисунок 5). Экспансионистская фискальная

политика сдвигает кривую IS вверх вправо, она увеличивает равновесный

доход, но растет и равновесная ставка процента.

Если экономика первоначально находилась в равновесии в точке Е, то мы

движемся (при постоянной ставке процента) к точке Е". В точке Е" рынок

товаров находится в равновесии, плановые расходы равны выпуску продукции.

Но на фондовом рынке нет равновесия. Доход увеличивается и, следовательно,

спрос на деньги становится выше. При ставке процента io спрос на деньги

превышает предложение денег. Этот избыток спроса на реальные денежные

балансы увеличивает ставку процента. Но когда ставка процента растет,

частные расходы сокращаются. Фирмы снижают планируемые инвестиции и, таким

образом, совокупный спрос понижается. Регулирование завершается в точке Е',

где и товарный, и денежный рынки находятся в равновесии - это новая точка

равновесия. Сравнивая положение в точке Е' с первоначальным равновесным

положением Е видно, что рост государственных расходов увеличивает и доход,

и ставку процента.

Рисунок 5- Воздействие фискальной политики на уровень ВНП

3.3. Мультипликатор государственных расходов.

Итак, государственные расходы оказывают непосредственное влияние на

Страницы: 1, 2, 3


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.