бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Фискальная политика государства

Фискальная политика государства

Содержание.

1. Понятие фискальной политики стр. 2

2. Налоги стр. 3-15

3. Государственные расходы стр. 15-35

I. Фискальная (бюджетно-налоговая) политика — это система регулирования

экономики посредством изменений государственных расходов и налогов. Налоги

и государственные расходы являются основными инструментами фискальной

политики. Фискальная политика может как благотворно, так и достаточно

болезненно воздействовать на стабильность национальной экономики.

Экономическая наука выделяет следующие типы фискальной политики:

это это

инструменты

инструменты

|Обществен|Изменение |Манипулиро|

|ные |трансфертных |вание |

|работы |платежей |налоговыми|

| | |ставками |

II. Налоги.

Государство признано вносить в экономику стабилизирующее воздействие,

обеспечивая наилучшие условия для экономического роста. Для выполнения

задач оно должно располагать необходимыми ресурсами. Частично они могут

быть найдены за счет ценных источников, например доходов государственных

предприятий. Однако в рыночной экономике основной производственной единицей

является не государственное, а частное предприятие. Поэтому для

формирования государственных ресурсов правительство изымает часть доходов

предприятий и граждан. Изъятый доход, меняя собственника, превращается в

налог.

Налоги — обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемые

государством.

В современных условиях налоги выполняют две основные функции:

фискальную и экономическую.

Фискальная функция - основная, характерная для всех государств. С её

помощью создаются государственные денежные фонды и материальные условия для

функционирования государства.

Экономическая функция означает, что налоги как активный участник

перераспределительных отношений оказывают серьезное влияние на

воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя

накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос

населения. Расширение налогового метода в мобилизации для государства

национального дохода вызывает постоянное соприкосновение государства с

участниками производства, что обеспечивает ему реальные возможности влиять

на экономику, на все стадии воспроизводственного процесса.

Современная налоговая система включает различные виды налогов. Основную

их группу составляют прямые и косвенные налоги.

Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество.

Косвенные налоги — это налоги на товары и услуги, оплачиваемые в цене

товара или включенные в тариф. Владелец товара или услуг при их реализации

получает налоговые суммы, которые перечисляет государству. В данном случае

связь между плательщиком и государством опосредована через объект

обложения.

В современных условиях в связи с расширением социальных функций

государства широкое распространение получили взносы в фонд социального

страхования. Они по своей сущности являются целевыми налогами, поскольку

имеют определенное назначение.

В зависимости от органа, который взимает налог и распоряжается его

суммой, различают государственные и местные налоги. Государственные налоги

взимаются центральным правительством на основании государственного

законодательства и направляются в государственный бюджет. К ним относятся

подоходный налог, налог на прибыль корпораций, таможенные пошлины и т. п.

Местные налоги взимаются местными органами власти на соответствующей

территории и поступают в местный бюджет. Местные власти взимают

преимущественно индивидуальные акцизы и поимущественный налог.

Налоги по их использованию подразделяются на общие, они поступают в

единую кассу государства, и специальные (целевые) (например, налог на

продажу бензина, топлива, смазочных масел в США направляется в дорожный

фонд).

В зависимости от характера взимания налоговых ставок налоги

подразделяются на: пропорциональные, прогрессивные и регрессивные.

Пропорциональный налог это налог, ставка которого одинакова для всех

облагаемых сумм. Налог, средняя ставка которого повышается по мере роста

суммы, называется прогрессивным. Регрессивный налог предполагает уменьшение

процента изъятия из суммы по мере ее роста.

К последнему виду налогов относятся, как правило, косвенные налоги.

Соотношение различных видов налогов на различных ступенях развития

общества менялось. В ХIХ -начале XX веков главную роль играли косвенные

налоги, после Второй мировой войны ведущую роль стали играть прямые налоги.

Для современной налоговой системы характерен рост взносов в фонд

социального страхования, который по темпам роста опережает как прямые, так

и косвенные налоги.

Можно выделить три ступени развития взглядов на роль налогов в

реализации государственных интересов:

. на начальных этапах рыночной экономики налоги рассматривались

исключительно в фискальных интересах как средство пополнения

государственной казны;

. затем пришли к выводу о необходимости ввести ограничения в фискальную

функцию налогообложения. Таким ограничением стало требование не подрывать

воспроизводительный процесс в микроэкономике;

. для настоящего времени стало характерным стремление все в большей

использовать налоги для корректировки хозяйственных пропорций в обществе.

Классификация налогов

|Прямые налоги |Косвенные налоги |Взнос|

| | |ы в |

| | |фонд |

| | |социа|

| | |льног|

| | |о |

| | |страх|

| | |овани|

| | |я |

|Реальные |Личные |Акцизы |Фискальные |Таможенные |Взнос|

|налоги |налоги | |монопольные |пошлины |ы |

| | | |налоги | |наёмн|

| | | | | |ого |

| | | | | |труда|

| | | | | | |

| | | | | |Взнос|

| | | | | |ы |

| | | | | |предп|

| | | | | |рияти|

| | | | | |й |

|поземельный |подоходный |индивидуальные|на соль |по | |

|подомовой |налог с |: |на табак |происхождению:| |

|промысловый |населения |на пиво, на |на спички | | |

|на ценные |налог на |сахар, на |на спирт |экспортные, | |

|бумаги |прибыль |бензин |и т.д. |импортные, | |

| |корпораций |и т. д. | |транзитные | |

| |налог на |Универсальный | |по целям: | |

| |сверхприбыль|(налог с | |фискальные, | |

| | |оборота): | |протекционные,| |

| |налог на |Однократный, | | | |

| |доходы от |многократный | |сверхпротекцио| |

| |добычи нефти|Налог на | |нные, | |

| | |добавленную | |антидемпинговы| |

| |налог на |стоимость | |е, | |

| |доходы от | | |преференциальн| |

| |денежных | | |ые | |

| |капиталов | | |по ставкам: | |

| |налог с | | |специфические,| |

| |наследства и| | | | |

| |дарений | | |адвалерные, | |

| |поимуществен| | |смешанные | |

| |ный налог | | | | |

В России крайнее направление первого подхода к налогообложению было

характерно для эпохи Петра I, когда налоговая политика была направлена

исключительно для финансирования военных действий. Налоги как из худого

решета, посыпались на головы русских плательщиков, приведя к оскудению

крестьянских хозяйств, сокращению населения страны и уменьшению

собираемости налогов.

Экономика требовала более мудрой налоговой политики, которая бы не

подрывала условий воспроизводства. Примером ориентации на такие минимальные

требования можно назвать налоговую политику советского периода, начиная с

30-х гг. Тогда действующим предприятиям оставлялись доходы, обеспечивающие

лишь простое воспроизводство, оставшаяся часть доходов уходила государству.

С середины 60-х гг. стали предприниматься робкие попытки оставить

предприятиям часть дохода для обеспечения расширенного воспроизводства за

счет собственных источников.

В развитых странах это направление налоговой политики получило более

широкое развитие. Считается, что налоги не должны гасить стремление

производителя наращивать выпуск продукции. Это позволит ему нащупать и

рассчитать зону положительного эффекта масштаба производства, при котором

возможно получать наибольшую прибыль на вложенный капитал. В этом случае

возрастают не только доходы предпринимателя, но и государства, казна

которого пополнится дополнительными ресурсами, ибо возросшие доходы

позволяют увеличить сумму собираемых налогов.

Следующая ступень развития концепции налогообложения связана с

пониманием того, что манипуляция налоговыми ставками, увязка налогов с

использованием ресурсов превращает их в мощный регулятор хозяйственных

пропорций. Например, введение платы за ресурсы (землю, чистую воду и др.)

способствует экономии ресурсов в хозяйственной деятельности. Плата за землю

обычно ведет к увеличению высоты производственных зданий. Снижение

налоговых ставок или введение режима ускоренной амортизации стимулирует

рост производства. Ужесточение же налоговых ставок его тормозит.

Во второй половине XX в. налоги активно используются как регулятор

общего равновесия рыночного хозяйства. В частности, такое использование

налогов предусматривается в многочисленных антициклических программах. Эти

программы отводят различную роль налогам как регуляторам экономики, что

зависит от концепции, которой руководствуется правительство.

По Keйнcy, no время спада налоги снижаются для стимулирования

производства. Во время подъема, наоборот, - налоги возрастают, что

позволяет затормозить рост инвестиций, предупредив перегрев экономики

нарастающими диспропорциями. Рост налоговых поступлении во время подъема

позволит выплатить, государственную задолженность, которая образовалась в

депрессивный период для финансирования государственных расходов.

По теории монетаристов и концепции экономики предложение о снижении

налогов становится значительным стимулом эффективного производства. М.

Фридмен - идеолог монетарной школы - рекомендует снижать налоговое бремя,

когда экономический кризис пройдет свою низшую точку и оставит на рынке

только эффективных производителей, разорив остальных. В этом случае более

низкие ставки налогов для сильных производителей предоставят им большие

возможности для инвестирования и позволят стране перейти на более высокую

ступень эффективности производства.

Теория предложения рекомендует поддерживать режим конкуренции, облегчая

налоговое бремя, вплоть до применения налоговых каникул для милого бизнеса,

или для тех, кто осуществляет выпуск товаров, в наибольшей степени

отвечающих интересам общества.

Принципы налогообложения проявляются в способах взимания налогов.

Таких принципов достаточно много:

. принцип выгоды;

. принцип пожертвования;

. прогрессивность ставок налогообложения доходов;

. равенство налогов на доходы предприятий разной формы собственности;

. сочетание устойчивости налоговой системы с ее гибкостью;

. определение уровня налоговых ставок, не подрывающих воспроизводственного

процесса;

. исключение возможностей переложения налогового бремени;

. простота и ясность системы и процедуры налогообложения.

Принцип выгоды предполагает увязку налога с используемым ресурсом.

Например, тот, кто использует чистую питьевую воду в технических целях,

должен платит налог за нее.

Принцип пожертвования исходит из того, что за использование благ,

предоставляемых государством отдельным гражданам или предприятиям, платят

все, в том числе те, кому эти блага не достаются. Таковым является налог на

фонд заработной платы, отчисляемый в пенсионный фонд.

Современное налогообложение доходов опирается на использование

прогрессивных ставок. Ставки возрастают по мере увеличения доходов.

Прогрессивное налогообложение учитывает разные возможности социальных слоев

населения в финансировании государственных расходов.

Принцип равенства. Равенство налогов на доходы предприятий разной

формы собственности обеспечивает равные стартовые условия для их развития.

В таком случае конкуренция должна реально отразить заложенные в налогах

условия для эффективного хозяйствования.

В командно-административной системе, которая не учитывала законы

рынка, налоговые привилегии всегда сопровождали государственное и

коллективное хозяйствование. Частное хозяйство, по существу, было

«задушено» налогами.

Среди принципов налогообложения обычно называют гибкость и

адаптивность его к меняющимся общественно-политическим потребностям. Однако

в этой гибкости следует соблюдать меру, не подрывая устойчивость

действующего налогообложения. Если ставки налогов постоянно меняются, как в

современной России, да еще и задним числом, бизнес теряет ориентиры,

необходимые для выработки долгосрочной стратегии. Инвестиционная

деятельность обрастает дополнительными рисками, что укрепляет стремление

бизнеса ограничиваться исключительно спекулятивными операциями.

Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей

налогоплательщика, величины получаемых им доходов. Нарушение этого принципа

подрывает действия рынка, уменьшает количество налогоплательщиков,

уменьшает предложение товаров. У потребителей чрезмерная тяжесть

налогообложения уменьшает спрос, что ведет к сокращению емкости рынка и тем

самым угнетающе действует на стимулы производства.

Очень сложен для выполнения принцип исключения двойного и

многократного налогообложения. Необходимость соблюдения этого принципа

осознается всеми государствами, но редко кому удается полностью ему

следовать. Например, налогообложение акционерных компаний обычно строится

на двойном налогообложении. Налогом облагаются нераспределенная прибыль

компании и дивиденды ее членов. Такая система действует в странах

Бенилюкса, США, Швеции, Швейцарии, России. Решением исключения

многократного налогообложения используемого сырья является введения налога

на добавленную стоимость. При использовании этого налога надбавка к цене

сырья, возникающая при прохождении продукта по производственной цепочке,

облагается налогом всего один раз. Налоге облагаются только те результаты

деятельности, которые добавляются к полученному из вне полуфабрикату.

В налогообложении важно соблюсти принцип, исключающий возможность

переложения налогового бремени. В странах с развитой рыночной экономикой

налог на прибыль считается не самым лучшим налогом, так как предприниматель

обычно пытается включить этот налог в цену в целях компенсации удорожания

издержек. В результате налоговое бремя перекладывается на покупателя.

Именно он оплачивает налог, а предприниматель выступает, по существу,

собирателем этого налога.

Система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, удобными и

понятными для всех субъектов налогообложения. В странах развитого рынка

основным налогом является личный подоходный налог или налог на физических

лиц. В США доля налога на прибыль составляет в системе федеральных налогов

всего лишь 10 %, в то время как налог на личный доход приближается к его

половине. В России же доля подоходного налога с физических лиц составляет

чуть более 3 % в общем объеме всех платежей. Такая структура

налогообложения в России объясняется ее корнями, которые десятилетиями

питали общество государственного социализма, организованного на принципах

хозяйствования, противоречащих рынку. В результате налоговая система в

России становится источником хозяйственных деформаций. Это проявляется по

следующим направлениям:

. государство сталкивается со слабой собираемостью налогов, поскольку

бизнес имеет множество способов укрыть налоги;

. налогообложение провоцирует инфляционные процессы, так как

предприниматели стремятся переложить налог на отпускные цены;

. возможность переложения налогов на плечи покупателей усиливает социальную

дифференциацию общества, поляризацию величин реальных доходов граждан,

что обостряет социальную напряженность.

В дальнейшем по мере роста доходов населения Россия должна сместить

акценты налогообложения, увеличив налоги на доходы физических лиц, смягчая

налогообложение бизнеса.

Тяжесть налогообложения. Кривая Лаффера.

Тяжесть налогового бремени измеряется величиной налоговых изъятий,

отнесённых к валовому внутреннему продукту.

На неё оказывают влияние следующие условия:

. величина полученных доходов;

. традиции, сложившиеся в стране;

. фазы промышленного цикла.

Чем выше доходы, тем больше доля налоговых отчислений. Развитие

экономики умножает доходы. Это ведет к увеличению доли налоговых изъятий.

Причиной указанной зависимости является использование прогрессивной шкалы

налогообложения.

История XX в. четко прослеживает тенденцию роста налоговых изъятий в

странах рыночной экономики. Так, до первой мировой войны налоговые

отчисления составляли в среднем 10 % ВВП. В середине века эта планка

поднялась до 20 %. В 90-х гг. в развитых государствах с уровнем ВВП на душу

населения в 15-28 тыс. дол. доля налоговых изъятий и тяжесть налогового

бремени колеблется от 30 до 50 % ВВП. В России этот уровень превышается, в

то время как в странах с уровнем развития, соответствующим российскому (ВВП

на душу населения около 5 тыс. дол.), тяжесть налогового бремени не

превышает 30%.

Традиции экономической политики оказывают существенное влияние на

уровень налогового бремени. В странах социально ориентированной экономики

(шведская модель) этот уровень составляет около 50% ВВП. В странах,

развивающихся на монетарных принципах, - около 30 % ВВП. Более высокий

уровень налогов стал платой за социальную стабильность общества. Поскольку

налоги перекладываются на покупателя (включаются в отпускные цены), то в

этих странах отмечается и более высокий уровень цен.

Тяжесть налогообложения зависит от циклических колебаний. Она может

быть ниже во время кризиса и выше при более благоприятной конъюнктуре.

Зависимость налоговых поступлений от величины налоговой ставки была

описана А. Лаффером. Графическое изображение указанной зависимости получило

название кривой А. Лаффера.

Согласно кривой А. Лаффера, увеличение налоговых ставок приводит к

росту налоговых поступлений лишь до определенных пределов (точка М).

Дальнейшее увеличение налоговой ставки приведет к чрезмерности налогового

бремени. Оно ведет к уходу многих производителен с рынка из-за банкротств и

к уклонению от налогов. Результатом указанных действий становится

нежелательное уменьшение налоговых поступлений в казну.

Россия сегодня по налоговым поступлениям явно находится не в

оптимальной позиции, превышающей точку М. В результате запланированная

величина налоговых поступлении, превышающая 50 % ВВП, оказалась нереальной.

Фактически государство не может получить и 30-35% ВВП, что повлечет за

собой задержку выплаты заработной платы работникам бюджетных организаций,

усилению напряженности с ростом неплатежей предприятий друг другу.

Кривая Лаффера показывает, что при определенных условиях снижение

налоговых ставок может создать стимулы для бизнеса, способствовать

образованию дополнительных сбережении и тем самым содействовать

инвестиционному процессу. Уменьшение банкротств должно способствовать

расширению налогооблагаемой базы, так как количество налогоплательщиков при

этом должно возрасти.

Однако не следует думать, что снижение ставки налогов должно сразу же

дать эффект роста валового национального продукта. Последний происходит

только при расширении инвестиционного процесса, особенно, когда появляется

спрос на основной капитал. Спрос же на него варьируется в течение цикла, а

в стадии депрессии может вовсе исчезнуть. Это значит, что результаты

снижения ставок налогов в депрессивной ситуации могут проявиться лишь через

Страницы: 1, 2


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.