бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Финансовое оздоровление

преодоления промышленного кризиса. Недостаточное внимание органов

государственной власти к проведению активной макроэкономической политики, в

частности отсутствие единой промышленной политики, не позволило максимально

реализовать потенциал экономической реформы и наладить эффективное

функционирование рыночного механизма.

Реформирование экономики России началось и продолжается на фоне глубокого

кризиса всех ее сфер и отраслей. Низкая эффективность производства,

неконкурентоспособная продукция, отсутствие действенных стимулов

предпринимательской активности, крупные структурные диспропорции,

неразвитая инфраструктура, негативные последствия либерализации цен, кризис

сбыта и потеря управляемости экономики — это только некоторые из причин,

обостривших проблему платежеспособности предприятий и поставивших на

повестку дня вопрос о предпосылках массового банкротства предприятий.

Банкротства производств, выпускающих продукцию с высокими издержками или

товары, не пользующиеся спросом, в большинстве случаев могут привести к

оздоровлению производства, прогрессивному изменению его структуры, подъему

экономики в целом.

Причины неплатежеспособности предприятий. Эффективное преодоление кризиса

предприятий необходимо начинать с анализа причин его возникновения. Среди

причин неплатежеспособности предприятий выделяют внутренние и внешние.

В Российской Федерации к внутренним причинам можно отнести:

неэффективное управление;

неразвитость маркетинговых, финансовых служб;

недостаточное планирование;

неудачу проникновения на ключевые рынки;

недостаточное обновление продукции;

ограниченные источники стратегических или дефицитных материалов;

низкие стимулы для сохранения ценных кадров;

нехватку управленческих информационных систем;

отсутствие своевременной внутренней отчетности;

недостаточную капитализацию доходов;

избыточный долг.

Среди внешних можно выделить следующие причины:

неразвитое законодательство;

нестабильная политическая ситуация;

отраслевые условия;

общие экономические условия;

проблемы с трудовыми ресурсами;

иностранная конкуренция;

изменение вкусов потребителей;

сокращающийся рынок;

разрыв экономических связей после распада СССР.

Вывод предприятия из кризиса возможен только при полном искоренении причин

неплатежеспособности, иначе через некоторое время предприятие снова станет

неплатежеспособным.

Таким образом, арбитражный управляющий в своей работе не должен

ограничиваться только удовлетворением требований кредиторов. Его главной

целью должно быть оздоровление бизнеса в целом.

Этапы проведения процедуры наблюдения. В настоящее время процесс внешнего

управления регулируется Федеральным законом от 8 января 1998 г. № 6-ФЗ «О

несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон «О несостоятельности

(банкротстве»)), в котором предусмотрены четыре процедуры банкротства для

юридического лица: наблюдение, внешнее управление, конкурсное производство

и мировое соглашение.

С момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника

банкротом с целью обеспечения сохранности имущества и проведения

финансового анализа вводится процедура наблюдения, в рамках которой

необходимо осуществить последовательно следующие этапы.

Первый этап. Проведение инвентаризации всего имеющегося у предприятия

имущества.

Директор предприятия должен издать приказ о проведении инвентаризации, в

которое указываются состав комиссии и время проведения инвентаризации.

Особенностью проведения инвентаризация при арбитражном управлении является

необходимость создания такого количества комиссий при котором становится

возможным проведение всей инвентаризации в течение двух-трех дней. Такие

короткие сроки обусловлены одно из целей наблюдения - обеспечить

сохранность имущества должника.

Выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия имущества с

данными бухгалтерского учета регулируются в соответствии с Положением по

ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской

Федерации утвержденными Приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. №34н, в

следующем порядке:

основные средства, материальные ценности, денежные средства и другое

имущество, оказавшееся в излишке, подлежат оприходованию и зачислению

соответственно на финансовые результаты с последующим установлением

причин возникновения излишка и виновных лиц;

убыль ценностей в пределах норм, утвержденных в установленном

законодательством порядке, списывается по распоряжению руководителя

предприятия на издержки производства и обращения;

недостачи материальных ценностей, денежных средств и другого имущества, а

также порча сверх норм естественной убыли относятся на виновных лиц. В

тех случаях, когда виновники не установлены или во взыскании с виновных

лиц отказано судом, убытки от недостач и порчи также списываются на

издержки производства и обращения.

Второй этап. Составление реестра кредиторов. Согласно Закону «О

несостоятельности (банкротстве)» в пятидневный срок со дня получения

определения арбитражного суда о принятии заявления кредитора, т. е. о

введении процедуры наблюдения, должник в лице временного управляющего

обязан разослать уведомление о введении процедуры наблюдения всем

кредиторам, выявленным по данным бухгалтерского учета, с предложением о

предъявлении своих требований к должнику.

Для целей участия в первом собрании кредиторов их требования принимаются

арбитражным управляющим в течение одного месяца со дня получения кредитором

уведомления с введении процедуры наблюдения. К ним должны прилагаться

документы, подтверждающие данные требования.

Возражения по требованиям кредиторов могут быть представлены должником в

арбитражный суд и кредитору в недельный срок с момента их получения.

Заседание арбитражного суда по проверке обоснованности возражений должника

проводится в срок не позднее одного месяца до установленного срока

рассмотрения дела о банкротстве.

Третий этап. Составление реестра дебиторов. После завершения первичной

работы с кредиторами подобной процедуре подвергаются и дебиторы.

Выявленным по результатам инвентаризации дебиторам направляются письма с

требованиями о погашении долга. В зависимости от полученных ответов

начинается разработка схем реструктуризации дебиторской задолженности.

Четвертый этап. Проведение финансово-экономического анализа предприятия.

Анализ проводится с целью определения достаточности принадлежащего должнику

имущества для покрытия судебных расходов, расходов на выплату

вознаграждения арбитражному управляющему, а также возможности или

невозможности восстановления платежеспособности должника.

Основными элементами финансово-экономического анализа являются:

анализ бухгалтерской отчетности;

горизонтальный анализ;

вертикальный анализ;

трендовый анализ;

расчет финансовых показателей;

экономический анализ.

Анализ бухгалтерской отчетности представляет собой изучение абсолютных

показателей, представленных в ней.

В процессе анализа определяются состав имущества предприятия, его

финансовые вложения, источники формирования собственного капитала,

оцениваются связи с поставщиками и покупателями, определяются размер и

источники заемных средств, оцениваются объем выручки от реализации и размер

прибыли. При этом следует сравнить показатели отчетности с плановыми

(сметными) и установить причины их несоответствия.

Горизонтальный анализ состоит в сравнении показателей бухгалтерской

отчетности с показателями предыдущих периодов.

Наиболее распространенными методами горизонтального анализа являются:

простое сравнение статей отчетности и анализ их резких изменений;

анализ изменений статей отчетности в сравнении с изменениями других

статей. При этом особое внимание следует уделять случаям, когда изменение

одного показателя по экономической природе не соответствует изменению

другого показателя.

Вертикальный анализ проводится в целях выявления удельного веса отдельных

статей отчетности в общем итоговом показателе и последующего сравнения

результата с данными предыдущего периода.

Трендовый анализ основан на расчете относительных показателей отчетности за

ряд лет от уровня базисного года.

Расчет финансовых показателей основан на традиционных методах анализа

финансово-хозяйственной деятельности предприятия, которые базируются на

довольно большом количестве показателей, производных от структуры активов и

пассивов баланса.

При проведении анализа следует учитывать различные факторы, такие, как

эффективность применяемых методов планирования, достоверность бухгалтерской

отчетности, использование различных методов учета (учетной политики),

уровень диверсификации деятельности других предприятий, статичность

используемых коэффициентов.

Экономический анализ необходим для получения реальной картины о возможных

перспективах развития предприятия. В ходе его проведения оцениваются

наличие и годность основных фондов для дальнейшего производства, наличие

товарно-материальных запасов, энергетических ресурсов и трудовых кадров,

развитость маркетинговых и финансовых служб, эффективность управления и т.

п.

Пятый этап. Разработка плана финансового оздоровления предприятия. По

окончании процедуры наблюдения арбитражный управляющий представляет в

арбитражный суд отчет о своей деятельности, сведения о финансовом состоянии

должника и предложения о возможности или невозможности восстановления

платежеспособности должника.

Разработка моделей восстановления платежеспособности предприятия-должника.

Если по результатам процедуры наблюдения арбитражным управляющим была

выявлена возможность восстановления платежеспособности должника, то

вводится процедура внешнего управления.

С момента введения внешнего управления устанавливается мораторий на

удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и

обязательным платежам должника. На сумму этих требований начисляются

проценты в порядке и размере, которые предусмотрены в ст. 395 ГК РФ.

Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. № 6/8

«О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского

кодекса РФ» разъясняет, что в настоящее время в отношениях между

организациями и гражданами РФ подлежат уплате проценты в размере единой

учетной ставки Центрального банка РФ по кредитным ресурсам, предоставляемым

коммерческим банкам (ставка рефинансирования).

Предусмотренные проценты подлежат уплате только на соответствующую сумму

денежных обязательств и не должны начисляться на проценты за пользование

чужими денежными средствами.

При арбитражном управлении термин «восстановить платежеспособность

предприятия» означает удовлетворение на данный момент требований

кредиторов, обязательства перед которыми не были исполнены должником в

течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения.

В статье 85 Закона «О несостоятельности (банкротстве)» предусмотрены

следующие меры по восстановлению платежеспособности предприятий:

перепрофилирование производства;

закрытие нерентабельных производств;

ликвидация дебиторской задолженности;

проведение реструктуризации активов предприятия;

исполнение обязательств должника собственником имущества должника -

унитарного предприятия или третьим лицом (третьими лицами);

продажа предприятия (бизнеса) должника;

иные способы восстановления платежеспособности должника.

Кроме того, восстановлением платежеспособности предприятия при арбитражном

управлении считается также заключение мирового соглашения.

Рассмотрим подробнее некоторые модели восстановления платежеспособности

промышленных предприятий при арбитражном управлении.

Перепрофилирование производства. Процесс реструктуризации предприятия можно

определить как обеспечение более эффективного использования

производственных ресурсов.

Реструктуризация производственной деятельности включает:

анализ структуры издержек производства;

выявление резервов снижения издержек производства;

диверсификацию производственной деятельности;

внедрение прогрессивных технологий, средств механизации и автоматизации

производств;

вывод нерентабельных производств, исключение устаревших технологий,

снятие с производства неконкурентоспособных изделий;

совершенствование организационной структуры.

Управление дебиторской задолженностью. Система управления дебиторской

задолженностью требует постоянного контроля по ряду параметров. К ним

относятся:

время обращения средств, вложенных в дебиторскую задолженность;

дебиторов по разным признакам;

схемы расчетов с покупателями и возможность их унификации;

схема контроля за исполнением дебиторами своих обязательств, схема

контроля и принципы резервирования сомнительных долгов;

система принятия мер к недобросовестным или неисполнительным покупателям

и др.

Процедуры принятия решений в отношении многих из упомянутых параметров

носят в основном неформализованный характер и нарабатываются по мере

становления предприятия.

При реструктуризации дебиторской задолженности используются следующие

схемы: продажа долгов (переуступка прав требования, факторинг), проведение

взаимозачетов, взыскание в судебном порядке (через исполнительное

производства, через процедуру банкротства).

Исполнение обязательств должника собственником имущества должника —

унитарного предприятия или третьим лицом. Собственник имущества должника

-унитарного предприятия вправе в любое время до окончания внешнего

управления осуществить одновременное удовлетворение требований всех

конкурсных кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов.

Исполнение обязательств должника третьим лицом (третьими лицами)

допускается при условии, если такое исполнение одновременно погашает

требования всех конкурсных кредиторов в соответствии с реестром требований.

Реструктуризация активов предприятия. Эта мера восстановления

платежеспособности включает следующие элементы:

консервацию, продажу или сдачу в аренду производственных мощностей;

продажу объектов незавершенного строительства;

продажу излишнего оборудования, материалов, комплектующих изделий и

готовой продукции, находящейся на складе. Эти невостребованные объекты

необходимо продавать даже в том случае, если их продажная цена ниже их

балансовой стоимости, так как при арбитражном управлении главная цель -

поиск необходимых денежных средств;

передачу местным администрациям или продажа другим заинтересованным лицам

объектов соцкультбыта;

списание (консервация) мобилизационных мощностей;

передачу местным администрациям, выделение в отдельное юридическое лицо

или продажа другим заинтересованным' лицам объектов энергоснабжения.

После проведения инвентаризации и оценки имущества должника с помощью

независимого эксперта-оценщика внешний управляющий вправе приступить к

продаже имущества должника, которая проводится, как правило, на открытых

торгах, если иное не предусмотрено планом внешнего управления.

Разработка и внедрение различных моделей восстановления платежеспособности

промышленных предприятий при арбитражном управлении являются творческой

задачей арбитражного управляющего, решения которого должны основываться на

изучении истории предприятия и перспектив его развития с использованием

теоретических и практических знаний в области антикризисного управления.

Распространенной ошибкой действующих арбитражных управляющих является то,

что они строго следуют букве закона, т. е. только удовлетворяют требования

кредиторов, но не искореняют истинные причины неплатежеспособности

предприятия-должника.

Если рассмотреть изложенную выше схему реструктуризации, то можно сказать,

что арбитражные управляющие, как правило, останавливаются на оперативной

реструктуризации. Хотя, по нашему мнению, немаловажную роль при внешнем

управлении играет стратегическая реструктуризация, так как без устранения

действительных причин неплатежеспособности предприятия применение любого

метода даст только краткосрочный результат - удовлетворение существующих

требований кредиторов. В долгосрочной же перспективе предприятие неизбежно

попадет в кризис.

Поэтому при разработке моделей восстановления платежеспособности должника

арбитражный управляющий должен искоренять причины неплатежеспособности,

учитывая как краткосрочные, так и долгосрочные цели развития предприятия.

2.2. План финансового оздоровления.

Бизнес-план повышения конкурентных преимуществ и финансового оздоровления

предприятия.

Цель разработки процедур повышения конкурентных преимуществ и финансового

оздоровления предприятия.

Задачи бизнес-плана:

сформулировать долговременные и краткосрочные цели предприятия;

определить конкретные направления деятельности предприятия;

спланировать хозяйственную деятельность предприятия на ближайший и

отдаленный периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями

получения необходимых финансовых ресурсов;

выбрать состав и определить показатели объема продаж товаров и услуг,

предлагаемых предприятием потребителям;

оценить производственные и торговые издержки по их созданию и реализации;

разработать комплекс процедур изменения маркетинговой политики

предприятия для прироста выручки за счет поиска новых рынков сбыта

продукции (услуг), создания дистрибьюторской сети и агрессивной рекламы

конкурентных преимуществах продукции предприятия;

разработать мероприятия по снижению издержек производства, сокращению

дебиторской задолженности;

провести инвентаризацию имущества и продажу свободных активов,

технологического оборудования и незавершенного строительства;

определить направления совершенствования системы организации и оплаты

труда, ориентированные на снижение издержек и повышение уровня продаж

продукции и услуг центров самостоятельной деятельности предприятия.

Предприятие завод им.Лихачева (АМО ЗИЛ) находится в сложном финансовом

состоянии.

Диагностика причин возникновения кризисной ситуации показала, что ее

основной причиной является недостаток финансовых ресурсов на покрытие

текущих затрат предприятия.

Вместе с тем завод им.Лихачева (АМО ЗИЛ) выпускает конкурентоспособную

продукцию, пользующуюся спросом у покупателей. У предприятия существуют

возможности расширения объема производства: загрузка его персонала и

оборудования далеки от максимально возможной. Однако расширение

производства сдерживается отсутствием оборотных средств.

Анализ ситуации показал также, что ряд затрат предприятия может быть

значительно сокращен.

Кроме того, дополнительные преимущества могут быть получены за счет:

совершенствования маркетинговой политики завод им. Лихачева (АМО ЗИЛ);

более активной работы с предприятиями - потребителями продукции с целью

взыскания просроченной кредиторской задолженности;

осуществления реструктуризации фискальной задолженности перед бюджетами

различных уровней.

Вместе с тем, было выявлено, что для финансирования мероприятий по

финансовому оздоровлению недостаточно собственных средств завода. Поэтому

было принято решение обратиться в правительство г. Москвы с просьбой об

оказании временной финансовой поддержки - предоставлении льготного

банковского кредита.

Московский комитет по делам о несостоятельности (банкротстве), принимающий

решения о выделении подобных кредитов, потребовал от завода предоставить

план финансового оздоровления (бизнес-план), обосновывающий ходатайство

предприятия.

Содержание бизнес-плана повышения конкурентных преимуществ и финансового

оздоровления предприятия. В целях повышения конкурентных преимуществ и

финансового оздоровления неплатежеспособных предприятий подготовлена

типовая форма и методика разработки плана финансового оздоровления

предприятия-должника, установленная распоряжением ФУДН № 98-р от 05.12.94.

План финансового оздоровления включает следующие разделы:

Общая характеристика предприятия.

1. Краткие сведения по плану финансового оздоровления.

2. Анализ финансового состояния предприятия.

3. Мероприятия по восстановлению платежеспособности и поддержке эффективной

хозяйственной деятельности.

4. Рынок и конкуренция.

5. Деятельность в сфере маркетинга предприятия.

6. План производства.

7. Финансовый план.

В работе подробно расматривается пункты 2,3,4.

Краткие сведения по плану финансового оздоровления.

В состав кратких сведений по плану финансового оздоровления включаются:

срок реализации плана;

общая сумма средств, необходимых предприятию; требуемая государственная

помощь;

финансовый результат реализации плана (погашения просроченной

задолженности, восстановление платежеспособности и т. п.);

наименование и реквизиты агента правительства, через которого

предполагается осуществлять государственную финансовую поддержку

предприятия. В этом разделе должна бить представлена достаточная

информация для понимания того, как и в каких целях организовывалось

предприятие, как оно развивалось.

В случае налаживания совершенно нового для данного предприятия вида бизнеса

акцент при предоставлении информации следует изменить. В центр внимания в

этом случае выдвигаются факторы, приведшие к необходимости появления нового

вида продукции. В схематичной форме указываются пути реализации новых

потребностей.

Пример: В сжатом виде план финансового оздоровления завод им. Лихачева

содержит следующие сведения:

1. Срок реализации плана: 1998 -1999 гг.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.