бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Финансовая политика

невмешательство в экономику, представляется необходимым.

Под дискреционной политикой понимается сознательное манипулирование

налогами и правительственными расходами с целью изменения реального объема

национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения

экономического роста.

Основными орудиями дискреционной финансовой политики являются:

— общественные работы и другие программы, связанные с

расходами;

— социальные программы;

— правительственные закупки;

— государственные инвестиции;

— изменение расходов трансфертного или перераспределительного

типа;

— управление налоговым гнетом.

Таким образом, можно найти два главных элемента, составляющих

финансовую политику:

1) Политика в области государственных расходов.

2) Фискальная политика.

Проанализируем первый элемент. К нему можно отнести все программы,

связанные с государственными расходами.

Во-первых, это общественные работы, которые на заре финансовой

политики широко применялись, если экономике угрожала депрессия и как ее

следствие — безработица. Такие программы имели своей целью увеличить

занятость и зачастую являлись весьма поспешными и расточительными. Правда,

есть и положительные примеры: в послевоенной Германии крупные средства

отводились на постройку новых дорог и автомобильных магистралей, что не

только снизило уровень безработицы, но и положительно повлияло на развитие

производства, а также освободило государство от обременительных расходов в

будущем, обеспечив страну на тот момент одной из лучших в мире дорожной

системой.

Однако теперь произошел отход от политики общественных работ, что

объясняется фактором времени. Так, правительство обычно узнает, что

экономика вступила в стадию спада только после того, как последний уже

поразил хозяйство страны. Например, когда страны ОПЕК подняли цены на нефть

только немногие экономисты предвидели всю полноту последствий, которые

данное повышение повлечет за собой. Стабилизационная политика стала

проводится лишь через несколько месяцев после начала спада, когда снижение

деловой активности было заметно уже невооруженным глазом.

Получив достоверную информацию о поразившем страну кризисе,

государственные органы начинают вырабатывать общественные программы, но к

тому времени, когда они будут представлены и начнут реализовываться

потребность в них уже исчезнет, ибо время депрессии станет подходить к

концу.

В общей сложности следует отметить, что общественные работы являются

неэффективным инструментом дискреционной политики.

Вторым инструментом дискреционной финансовой политики являются

государственные программы расходов на социальные нужды. Так, правительство

может воздержаться от выработки дополнительных социальных пособий в периоды

инфляции, чем достигнет снижения уровня потребительского спроса. Во время

же депрессии оно повышает ассигнования на социальные нужды.

Однако недостатком материальной помощи для краткосрочных целей

стабилизации является факт политического порядка, что такие чрезвычайные

программы сложно сократить, когда положение снова улучшится.

Третий из основных рычагов, с помощью которых осуществляется

управление финансами, — правительственные закупки и инвестиции. Увеличение

государственных инвестиций, как и рост частных расходов, стимулирует

развитие промышленности, получающей новые заказы. Данное положение

подтверждается следующим макороэкономическим законом: S + M = C + In + Xn

+ G, то есть сбережения и импорт равняются сумме потребления, инвестиций,

чистого экспорта и государственных закупок. Иначе говоря, рост G или In

приведет к смещению кривой C + In + Xn + G вверх относительно графика

сбережений и импорта, что выразится в увеличении ЧНП.

Наконец перейдем к фискальной политике как второму элементу политики

финансовой. Сущность ее заключается в искусном изменении налогового бремени

в течение всего экономического цикла.

Под налогом, сбором, пошлиной и другими платежами понимается

обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный

фонд, осуществляемый плательщиками порядке и на условиях, определяемых

законодательными актами. Совокупность взимаемых в государстве налогов и

других платежей, а также форм и методов их построения образует налоговую

систему фискальной политики. При этом объекты налогообложения весьма

различны: среди них и доходы, и стоимость определенных товаров, отдельные

виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами,

пользование природными ресурсами, имуществом юридических и физических лиц,

передача имущества, добавленная стоимость продукции, работ и услуг и прочие

объекты, установленные законодательными актами.

Налоги как инструмент фискальной политики бывают двух видов. Первый

вид — налоги на доходы и имущество: подоходный налог с граждан и налог на

прибыль фирм; на социальное страхование, на фонд заработной платы и на

рабочую силу (социальные взносы); поимущественные налоги, в том числе

налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость, налог на

перевод прибыли и капиталов за рубеж. Они взымаются с конкретного

физического или юридического лица, их называют прямыми налогами.

Ко второму виду относятся налоги на товары и услуги; налог с оборота

или налог на добавленную стоимость; акцизы (прямо включаются в цену товаров

и услуг); на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и

другие. Это косвенные налоги, так как они частично или полностью

переносятся на цену товаров или услуг.

Итак, основными налогами в Российской Федерации являются:

1. Индивидуальный подоходный налог, представляющий собой вычет

из годовых доходов налогоплательщика.

2. Налог на прибыль фирм и предприятий. Взымается с чистой

прибыли юридических лиц (валовая выручка за вычетом всех расходов и

убытков).

3. Социальные взносы, то есть выплаты, осуществляемые частично

самими рабочими и частично их работодателями, направляемые в различные

внебюджетные фонды: по безработице, пенсионный и так далее.

4. Поимущественные налоги, то есть налоги на имущество, дарение

и наследство.

5. Налоги на товары и услуги, прежде всего таможенные пошлины и

акцизы, а также НДС.

Исходя из описанной системы налогообложения представляется возможным

выделить такие главные принципы фискальной политики:

а) Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом

возможностей налогоплательщика, то есть его уровня доходов. Поскольку

возможности разных физических и юридических лиц неодинаковы, для них должны

быть установлены дифференцированные налоговые ставки, поэтому налог с

дохода должен быть прогрессивным.

б) Налогообложение должно носить однократный характер, иначе

цена товара, доходящего до потребителя будет неоправданно завышена, что

сделает его неконкурентноспособным, с другой стороны постоянный налоговый

гнет лишит предпринимателя стимулов к проявлению деловой активности. Здесь

примечательна замена налога с оборота подоходным налогом, в результате чего

производитель платит налог только на добавленную им стоимость, а не со всей

выручки от продажи. Однако данные проблемы еще не полностью устранены из

российского законодательства, что подчас приводит к облаганию товара

налогом несколько раз подряд на каждом этапе его производства.

в) Обязательная уплата налогов. Налоговая система не должна

оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа. Система

штрафов и санкций должна быть такой, чтобы неуплата или несвоевременная

уплата налогов были менее выгодными , чем своевременное и честное

выполнение обязательств перед налоговыми органами.

г) Процедура выплаты налогов должна быть простой, понятной и

удобной для налогоплательщиков и экономичной для учреждений, собирающих

налоги.

д) Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к

меняющимся общественно-политическим потребностям.

е) Налоговая система должна обеспечивать эффективное

перераспределение создаваемого ВНП.

Таким образом, фискальная политика, проводимая правительством,

обязана отвечать основным принципам построения налоговой системы

российского государства и регулировать экономические взаимоотношения внутри

федерации. Кроме того, реализация фискальной политики должна учитывать три

важнейшие функции государственного управления налогообложением:

1. Обеспечение финансирования государственных расходов, то есть

прямая функция налогов;

2. Поддержание социального равновесия путем изменения

соотношения между доходами отдельных групп с целью сглаживания неравенства

между ними, недопущения резкого расслоения общества (социальная функция);

3. Государственное антициклическое и противоинфляционное,

секторальное, отраслевое и региональное регулирование экономики (собственно

регулирующая функция).

Раскрывая содержание социальной функции, хотелось бы отметить, что

большинство граждан считают, что они платят слишком высокие налоги, тогда

как другие социальные группы платят слишком низкие, и что государство

расходует недостаточно средств для обеспечения их материального

благосостояния и чересчур много отдает другим.

В связи с этим интересен принцип взимания налогов в зависимости от

способности налогоплательщика, породивший систему прогрессивного

налогообложения: чем выше доход (налоговая база), тем непропорционально

большая часть его изымается в виде налога. Принцип же пропорционального

налогообложения предусматривает одинаковую долю налога в доходах,

независимо от их величины. Регрессивные ставки налога означают ее

уменьшение по мере возрастания налоговой базы (дохода).

Анализируя налоги как средство государственного управления деловой

активностью , важно остановиться на регулирующих их функциях:

— установление и изменение системы налогообложения;

— определение налоговых ставок, их дифференциация;

— предоставление налоговых льгот — освобождение от налогов

части прибылей и капитала с условиями их целевого использования в

соответствии с задачами общей экономической политики правительства.

Важную регулирующую роль играют глобальные изменения ставок налогов.

Так, глобальное понижение налогов ведет к увеличению чистых прибылей,

усилению стимула хозяйственной деятельности, росту капиталовложений,

спроса, занятости, и оживлению хозяйственной конъюнктуры. Увеличение

налогов — обычный способ борьбы с повышенной деловой активностью.

Изменяя налоги на прибыль (прямые налоги), государство может создать

или уменьшить дополнительные стимулы для капиталовложений, а маневрируя

уровнем косвенных налогов — воздействовать на фонд потребления в целом, на

цены товаров и услуг.

Избрав либеральную или протекционистскую внешнеторговую политику,

государство изменяет таможенные пошлины, получая от торговых партнеров либо

встречные уступки, либо ужесточение условий национального экспорта.

Таможенные пошлины — вид косвенных налогов, повышение которых ведет к

удорожанию импорта, а вслед за этим и отечественных товаров, к снижению

внешнеторгового оборота. Понижение или отмена пошлин влекут за собой

обострение конкуренции на внутреннем рынке, замедление роста цен,

активизацию внешней торговли.

Однако дискреционная фискальная политика, как и политика, основанная

на использовании встроенных стабилизаторов, также имеет ряд своих

недостатков. Помимо очевидных политических трудностей, связанных с

длительным обсуждением в Государственной Думе относительно принятия закона

об изменении ставок налогов, существует еще один недостаток: возражение

против временного снижения налогов для борьбы со спадом проистекает из того

политического факта, что в демократическом обществе может быть трудно снова

повысить налоги после преодоления спада.

Подводя итог, хотелось бы особенно отметить, что в любом случае

государство, имея возможность применять все элементы финансовой политики,

обладает мощнейшим инструментом, позволяющим весьма эффективно бороться с

любыми трудностями, которые бы не постигли переходную российскую экономику.

Важно лишь со знанием дела использовать имеющиеся средства, последовательно

и правильно продвигаться по пути укрепления экономики и возрождения России.

II. Проведение финансовой политики в России

1. Современное состояние бюджетной системы и политики Российской Федерации,

проблемы ее реформирования

Основная часть государственныжх доходов и расходов проходит через

государственный бюджет, включающий в себя бюджеты центрального

правительства и местных властей. В зависимости от административно-

территориального устройства той или иной страны (двуцхступенчатого —

центральное правительство и местные органы власти или трехступенчатого, как

в Российской Федерации, — центральное правительство; правительства

республик, краев, областей; местные органы власти) бюджеты соответственно

бывают центральными, республиканскими, краевыми, областными и так далее.

К бюджету тесно примыкают внебюджетные фонды — денежные средства

государства, имеющие целевое назначение и невключенные в федеральный

бюджет. Внебюджетные средства находятся в распоряжении центральных или

местных органов власти и концентрируются в специальных фондах, каждый из

которых предназначен для определенных нужд. Примером может быть пенсионный

фонд РФ. Внебюджетные фонды создаются за счет специальных (целевых)

налогов, займов, субсидий из бюджета.

Государственный бюджет — это годовой план государсвенных расходов и

источников их финансового покрытия. Проект бюджета ежегодно обсуждается и

принимается парламентом Российской Федерации. По завершении финансового

года полномочные представители исполнительной власти отчитываются о своей

деятельности по мобилизации доходов и осуществлению расходов в соответствии

с принятом в предыдущем году законом о бюджете.

Сейчас структура российского бюджета в соответствии с федеральным

законом “О составе и структуре бюджетной классификации Российской

Федерации”, введенном в действие с 1 января 1995 года, выглядит следующим

образом:

I Доходы бюджета

II Расходы бюджета

II.1 Функциональная структура расходов

II.2 Ведомственная структура расходов

II.3 Экономическая структура расходов

III Финансирование бюджета

IV Государственный долг

Планируется, что доходы и расходы бюджета по сравнению с прошедшим

годом в 1995 составят соответственно (в трлн. рублей)[5]:

| |1994 год |1995 год |

| |Утвержденн|в %% к |в %% |Проек|в %% к |в %% к |

| |ый план |общей |к ВВП|т |общей |ВПП |

| | |сумме |(725)| |сумме |(925) |

| | |расходов| | |расходов| |

|Доходы |124.5 |64.0 |17.2 |134.3|65.1 |14.5 |

|Расходы |194.5 |100.0 |26.8 |206.3|100.0 |22.3 |

|Дефицит бюджета |70.0 |36.0 |8.8 |72.0 |34.9 |7.8 |

При этом доходные статьи бюджета включают:

|Наименование |План на |Ожидаемое |Фактически|Проект |В процентах |

|доходов |1994 в |поступлени|поступило |на 1995 |к ВВП |

| |млрд. |е в 1994 |за I | |(проект на |

| |рублей |году |полугодие | |1995) |

| | | |1994 | | |

|Налоговые |97225.0 |56441.1 |18680.2 |103863.1|11.23 |

|доходы (всего) | | | | | |

Из них:

|Прямые налоги | | | | | |

|на прибыль, |22040.0 |15600.0 |6373.3 |25940.0 |2.80 |

|доход, прирост | | | | | |

|капитала | | | | | |

|Налоги на |62414.0 |32728.0 |9769.1 |56691.9 |6.13 |

|товары и услуги| | | | | |

|Налоги на |258.3 |360.6 |99.5 |635.0 |0.07 |

|имущество | | | | | |

|Платежи за | | | | | |

|использование |3551.9 |866.4 |220.4 |2091.8 |0.23 |

|природных | | | | | |

|ресурсов | | | | | |

|Налоги на | | | | | |

|внешнюю | | | | | |

|торговлю и |8590.0 |6454.1 |2050.6 |18070.9 |1.95 |

|внешнеэкономиче| | | | | |

|ские операции | | | | | |

|Прочие налоги, |370.8 |432.0 |167.3 |433.5 |0.05 |

|сборы и пошлины| | | | | |

|Неналоговые |28107.3 |13932.7 |5922.7 |27700.6 |2.99 |

|доходы (всего) | | | | | |

Из них:

|Доходы от | | | | | |

|государственной| | | | | |

|собственности |2909.1 |2063.3 |1614.6 |7450.0 |0.81 |

|или от | | | | | |

|деятельности | | | | | |

|Доходы от | | | | | |

|продажи | | | | | |

|принадлежащего |329.1 |108.0 |48.0 |8730.0 |0.94 |

|государству | | | | | |

|имущества | | | | | |

|Доходы от | | | | | |

|реализакции | | | | | |

|государственных|3481.9 |830.6 |409.4 |3283.0 |0.35 |

|запасов | | | | | |

|Доходы от | | | | | |

|внешнеэкономиче|21387.2 |10930.8 |3850.7 |8237.6 |0.89 |

|ской | | | | | |

|деятельности | | | | | |

|Прочие |938.0 |939.7 |410.4 |1262.9 |0.14 |

|неналоговые | | | | | |

|доходы | | | | | |

|Безвозмездные |200.0 |200.0 |40.0 |273.0 |0.03 |

|перечисления | | | | | |

Важно отметить, что некоторые цифры, указанные в законопроекте и

приведенные в моей работе в качестве наглядного материала, поясняющего

структуру государственного бюджета РФ, могли быть изменены в течение

последующих трех чтений, однако общие закономерности, несомненно, были

сохранены. Теперь мне бы хотелось также схематично обрисовать, расходную

часть, а затем проанализировать проблемы, стоящие перед бюджетной системой

Российской Федерации, выделить ее основные особенности и недостатки.

Итак, в российский бюджет на 1995 год заложена следующая структура

расходов (в млн. рублей)[6]:

|Государственное управление |4175218.4 |

|Международная деятельность |17544274.6 |

|Национальная оборона |45274901.8 |

|Правоохранительная деятельность и обеспечение | |

|безопасности государства |15543439.9 |

|Фундаментальное исследование и содействие | |

|научно-техническому прогрессу |5442401.8 |

|Промышленность, энергетика и строительство |26790548.2 |

|Сельское хозяйство и рыболовство |5538283.2 |

|Охрана окружающей среды и природных ресурсов, | |

|гидрометеология, картография и геодезия |1136511.8 |

|Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика |530263.5 |

|Развитие рыночной инфраструктуры |5746.6 |

|Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций и | |

|после стихийных бедствий |2162533.4 |

|Образование |7894517.6 |

|Культура и искусство |1320845.0 |

|Средства массовой информации |1747253.9 |

|Здравоохранение и физическая культура |4192213.2 |

|Социальная политика |2988486.4 |

|Обслуживание государственного долга |21497120.6 |

|Пополнение государственных запасов и резервов |8140387.4 |

|Прочие расходы |34415049.1 |

Рассмотрим российскую бюджетную (финансовую) политику. Изучая

налоговые поступления, легко заметить, что ожидаемые налоговые доходы

существенно отличаются от планируемых, а именно: планируемые поступления в

1994 году равнялись 97225.0 млрд. рублей, в то время как ожидаемые лишь

56441.1 млрд., то есть было недополучено доходов в размере 40783.9 млрд.

Страницы: 1, 2, 3


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.