|
«Утечка умов» как основная проблема международной миграции. (реферат)«Утечка умов» как основная проблема международной миграции. (реферат)Министерство Российской Федерации по связи и информатизации Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики Кафедра экономической теории «Утечка умов» как основная проблема международной миграции Выполнила: студентка группы Э-32 Дементьянова Анна Проверила: Федорова Е. В. Новосибирск, 2004 Содержание Глава 1. Интеллектуальная миграция в мире Миграция населения Миграция населения в широком значении слова - любое территориальное перемещение, совершающееся между разными населёнными пунктами одной или нескольких административно-территориальных единиц независимо от продолжительности, регулярности и целевой направленности. Межстрановая миграция населения и трудовых ресурсов возникает при наличии значительного контраста в уровнях экономического и социального развития и темпах естественного демографического прироста стран, принимающих и отдающих рабочую силу. Географическими центрами иммиграции являются наиболее развитые страны, такие, как США, Канада, Австралия, большинство западноевропейских стран, а также страны с высокими доходами от продажи нефти и бурным экономическим ростом (Саудовская Аравия, Бахрейн, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты и т.д.). Внешняя трудовая миграция относится к одному из видов международной миграции населения, который характеризуется перемещением рабочей силы страны на временную работу с последующим возвращением на родину. Мировой опыт свидетельствует, что трудовая миграция обеспечивает несомненные преимущества как принимающим рабочую силу странам, так и поставляющим ее. Но она способна породить и острые социально-экономические проблемы. Процессы трудовой миграции способствуют смягчению условий безработицы, появлению для страны - экспортера рабочей силы дополнительного источника валютного дохода в форме поступлений от эмигрантов, а также приобретению ими знаний и опыта. По возвращении домой они, как правило, пополняют ряды среднего класса, вкладывая заработанные средства в собственное дело, создавая дополнительные рабочие места. Эмиграция уменьшает давление на рынок труда страны-экспортера, сокращая безработицу. Трудовые мигранты, заботясь о благополучии своих семей, как правило, пересылают значительную часть заработанных денег на родину, обеспечивая поступление сюда валюты. Странам-импортерам миграция дает возможность использовать образовательный потенциал квалифицированных иностранных работников без затрат на подготовку. Стоимость человеческого капитала специалистов, иммигрировавших в США за 1961 — 1972 гг. составляла 25 млрд. долл.. Привлечение малообразованной, неквалифицированной рабочей силы создает для местного населения возможность заниматься более интеллектуальным трудом. К отрицательным последствиям трудовой миграции следует отнести тенденцию роста потребления заработанных за границей средств, желание скрыть полученные доходы, «утечка умов», иногда и понижение квалификации работающих мигрантов и т.п. Миграция обычно сопровождается усилением безработицы в странах-импортерах рабочей силы, осложнением жилищных проблем, понижением уровня оплаты труда (иммигранты готовы работать за низкую зарплату). В районах массового проживания иностранцев нередко ухудшается криминогенная обстановка. В последнее время увеличивается нелегальная трудовая миграция; незаконные иммигранты стараются как можно дольше оставаться в принимающей стране после окончания действия их трудовых договоров, вовлекаясь в теневую экономику (включая торговлю оружием и наркотиками). Социальная защита иностранных рабочих, несмотря на принятую МОТ Конвенцию о защите трудящихся-мигрантов, оставляет желать много лучшего. Правда, надо иметь в виду, что удельный вес иммигрантов в общей численности занятых невелик. Интеллектуальная собственность Что бы некий объект по закону считался результатом творческой деятельности и попадал под защиту исключительного права, ему должна быть свойственна или новизна решения или оригинальность формы. Объединяющее название результатов творческой деятельности в этом случае - объекты интеллектуальной собственности (сокращенно ОИС). Характерная черта ОИС - возможность фиксации на материальном носителе и распространения в неограниченном количестве копий. Интеллектуальная собственность имеет важное значение и для страны. Что бы страна нормально развивалась, а тем более была экономически развитой страной, государство заинтересовано в поддержке и развитии своего интеллектуального потенциала, оно должно контролировать рынок интеллектуального труда и не допустить выезд за границу высококвалифицированных рабочих, специалистов, изобретателей, учителей, медиков, профессоров и др. («утечка умов»). «Погоня за умами» стала одним из определяющих факторов экономического процветания в условиях современной международной конкуренции. Безусловное лидерство в этой области принадлежит США, которые за последние два с лишним десятилетия привлекли из развивающихся стран 250.000 высоко квалифицированных специалистов, из Западной Европы - порядка 20.000 человек лишь за 1968-1978 годы. Активно привлекают иностранных специалистов и сами западноевропейские страны. (Данные из Экономической теории РЭА им. Плеханова). Интеллектуальная миграция В 30-годах прошлого века США получили монопольную возможность отбора учёных - беженцев из фашистской Германии, появилась своеобразная миграция населения в результате переманивания высококвалифицированных специалистов, т.н. интеллектуальная миграция или ”утечка мозгов”. Существуют различные трактовки понятия “интеллектуальная миграция”. Так, ее расширенное понимание включает миграцию не только научно-технических специалистов, но и творческой интеллигенции, а наиболее широкая трактовка подразумевает весь комплекс миграционных потоков квалифицированных кадров, более одного года работающих за рубежом. Проблемы, связанные с интеллектуальной миграцией, обычно рассматриваются с точки зрения их влияния на страну иммиграции, на страну эмиграции и на мировое сообщество в целом. Особенностями интеллектуальной миграции по сравнению с другими видами миграции является исключительная роль, которую в этом процессе играют профессиональный и этнический факторы. Миграция специалистов обусловлена теми же факторами, что и неквалифицированной рабочей силы. В первую очередь надо отметить различный уровень экономического и социального развития стран. Ученые и специалисты покидают свою страну в пользу другой, если находят там более высокое материальное вознаграждение, неограниченные возможности для творчества и саморазвития, лучшее лабораторное оборудование, более комфортные бытовые условия, больше гражданских прав и демократических свобод. При эмиграции квалифицированных рабочих и инженерно-технического персонала, ученых и специалистов страна-донор оказывается в большом проигрыше. Она теряет все капитальные затраты, вложенные в подготовку этих кадров. Отечественный рынок теряет самые «соки» рабочей силы, интеллектуальную элиту, творческий потенциал которой служил первоосновой и залогом развития экономики в условиях НТР. Таким образом, страна-донор ухудшает свое сегодняшнее положение, теряет перспективы развития в будущем. Соответственно все потери страны-донора оборачиваются выигрышем для другой страны. По самым скромным подсчетам, экономия США лишь в сфере образования и научной деятельности составила за последнюю четверть века более 15 млрд. долларов. Прибыль, получаемая от использования иностранных специалистов, в Канаде в 7 раз, а в Великобритании в 3 раза выше суммы, выделяемой в качестве помощи развивающимся странам [9] . Развитые индустриальные страны привлекают иностранных специалистов в количестве, намного превышающем реальные потребности. Тем самым создается конкуренция не только между местными и вновь прибывшими работниками, но и среди самих иммигрантов. Все это способствует снижению оплаты труда и повышению интенсивности труда иностранных специалистов. Кроме того, оставшаяся невостребованной часть ученых и специалистов вообще не используется в соответствии с их профессией. Многие мигранты — артисты, врачи, ученые — не могут устроиться по специальности и работают таксистами, сторожами, официантами. Печальный опыт ряда соотечественников тем не менее не служит фактором, сдерживающим дальнейшую эмиграцию, в частности из стран Восточной Европы и бывшего СССР. Как ни прискорбно это констатировать, но даже неквалифицированная работа не по специальности в чужой стране часто оплачивается выше, чем труд физика-ядерщика, врача, инженера, профессора у себя на родине. Поэтому поток квалифицированных работников из бывшего Советского Союза не сокращается, а напротив, имеет тенденцию увеличиваться в связи со снятием ограничений на выезд и по мере обострения социально-экономических противоречий внутри страны. Интеллектуальная миграция и мировой рынок труда В современном мире значительный размах приобрела межгосударственная интеллектуальная миграция. Между странами перемещаются значительные контингенты трудовых ресурсов высокой и высшей квалификации самых различных специальностей и профессий: артисты, спортсмены, художники, композиторы, писатели, но, пожалуй, самым емким, самым структурно дифференцированным и играющим наибольшую роль в развитии мирового научно-технического процесса является сегмент интеллектуальной межгосударственной миграции, охватывающий научные кадры и во много формирующий международный и внутригосударственные рынки научного труда. Одной из характерных закономерностей современной межгосударственной миграции научных кадров является значительное и постоянное увеличение ее масштабов, вовлечение в мировой миграционный оборот кадрового потенциала науки большинства стран мира. Включение с конца 1980-х годов ученых стран Восточной Европы и бывшего СССР в мировой рынок интеллектуального труда позволяет говорить о том, что межгосударственная миграции научных кадров приобрела, по существу, глобальный характер. Заметно возрастает активность стран третьего мира в привлечении ученых, которые, в отличии, например от США и Германии, предъявляют спрос на научные кадры не только высшей, но и средней квалификации. Большой спрос на ученых, в первую очередь на профессорско-преподавательский состав, существует в Китае. Не скрывают своего интереса к ученым из стран Восточной Европы и СНГ Иран и Ирак, заинтересованные в первую очередь в притоке специалистов в области ядерных, химических, биологических технологий и технологий “двойного “ назначения и готовые им платить даже больше, чем в США. Существует спрос на специалистов, прежде всего по адаптации новых и новейших технологий, в Индии, Пакистане, Арабских эмиратах, ряде других стран. На мировом рынке научных кадров существует противоречивая тенденция. С одной стороны, развивающиеся страны, способные обеспечить высокой уровень доходов, привлекают высококвалифицированных специалистов из развитых стран - ученых, преподавателей, врачей. К этой группе стран можно отнести Арабские эмираты, некоторые страны Юго-Восточной Азии, Ливию, некоторые другие. С другой стороны, аналогичный, в принципе, по квалификационному уровню и профессиональному составу миграционный поток направляется из развивающихся стран в развитые страны. В этом заключается одна из особенностей современного международного рынка труда высококвалифицированной рабочей силы. Изучение мирового опыта показывает, что спрос на специалистов высшей квалификации по регионам и странам достаточно ограничен и миграция носит избирательный характер. Количественные показатели масштабов интеллектуальной миграции не дают в полной мере оценить реальное положение дел, когда речь идет о миграции работников интеллектуального творческого труда. Лишь немногие из сотен тысяч людей, занимающихся исследованиями и разработками, становятся специалистами высокого и высшего уровня. Между тем, мировой рынок высококвалифицированного интеллектуального труда предъявляет спрос прежде всего на элитных ученых, уже добившихся значительных результатов, и перспективную талантливую молодежь - предэлиту, которая представляет собой интеллектуальный “задел” для будущих научных достижений. Научные работники средней квалификации практически не имеют реальных шансов устроиться на Западе по специальности. Спрос на мировом рынке научных кадров избирателен не только по уровню квалификации, но и по дисциплинарной структуре. Наибольшим спросом пользуются специалисты в тех научных дисциплинах, которые определяют основные тенденции развития современной науки и технологии - физика, математика, вычислительная техника, биология, химия, медицина, космические исследования. Соответственно реагирует на такой спрос и структура эмиграции. Так, количество выезжающих из России на Запад математиков составляет сегодня 25% к ежегодному выпуску этих специалистов элитарными факультетами [12]. Из-за постоянного притока высококвалифицированных кадров в страны с развитой экономикой положительно сказывается на безопасности принимающих стран. Поэтому в данных странах были приняты специальные законы и другие нормативные акты, стимулирующие приток интеллектуальных мигрантов из-за рубежа. В то же время страны-доноры многое теряют: тормозится развитие науки, военной промышленности, снижается уровень безопасности и экономические показатели. Таким образом, страна-донор ухудшает свое сегодняшнее положение, теряет перспективы развития в будущем. Соответственно все потери страны-донора оборачиваются выигрышем для другой страны. По самым скромным подсчетам, экономия США лишь в сфере образования и научной деятельности составила за последнюю четверть века более 15 млрд. долларов. Прибыль, получаемая от использования иностранных специалистов, в Канаде в 7 раз, а в Великобритании в 3 раза выше суммы, выделяемой в качестве помощи развивающимся странам. Уменьшение потерь от оттока интеллектуальных мигрантов в странах-донорах возможно лишь частично при реализации специального комплекса мероприятий миграционной политики. Глава 2. Проблема «утечки умов» в Российской Федерации В бывшем СССР проблемы внешней миграции фактически не существовало: эмиграция была под запретом для всех граждан, за исключением евреев и армян. До середины 1980-х годов из страны ежегодно уезжало не более 3 тыс. чел. С началом перестройки и ослаблением ограничений на выезд из СССР поток эмигрантов резко усилился. Только за 1987-90 гг. из страны выехало около 1 млн. человек. Максимальный отток людей за границу пришелся на 1990г., когда он составил 103,6 тыс. чел.[8]. Более пятой части всех эмигрантов составляют научные работники, врачи и преподаватели. «Утечка умов», обогащая человеческий капитал развитых стран, негативно отражается на экономическом состоянии России, обостряет и без того сложную демографическую ситуацию в стране. Ни для кого не секрет, что Россия - самая богатая страна. Наша страна богата лесами, природными ископаемыми. Но так же в нашей стране огромное количество "Кулибиных" и "Поповых", с их изобретениями и разработками. Речь идет о том, что Россия - генетически самая умная страна на планете, можете гордиться этим. Но есть, к сожалению, и хорошие, и плохие цифры. 70% изобретений были сделаны или нашими учеными, или выходцами из России, живущими теперь за границей. По данным статистики: за последние 5 лет более 30.000 ученых уехали из России. Речь идет не об аспирантах, а о людях, ученых мужах, в головах которых родились сотни изобретений. Стоит подробнее рассмотреть изучаемую проблему в масштабах нашей страны. Последствия постсоветской эмиграции научных работников За период с 1990 по 1998 год произошло обвальное сокращение численности научных работников. За это время наука потеряла более миллиона человек или 54% своего кадрового состава (рис. 1), причем особенно быстро сокращалась численность ученых наиболее продуктивных возрастов. Еще большие потери наблюдаются среди персонала, обслуживающего науку (рис. 2). Рисунок 1 Рисунок 2 0x08 graphic 0x08 graphic Это сокращение обусловлено тремя процессами: переходом людей в другую сферу занятости, отъездом ученых за рубеж и естественной убылью научных работников старших поколений. Реальное соотношение этих частей можно оценить лишь приблизительно, поскольку систематизированных статистических данных не существует. По данным Центра исследований и статистики науки с 1989 по 2000 год из России на постоянное место жительство за рубеж выехали более 20 тысяч работающих в сфере науки и научного обслуживания [8]. Еще около 30 тысяч человек работают за границей по контрактам. Часть из них также не собирается возвращаться в Россию, где пока оплата труда ученого несопоставима с той, какую может предложить зарубежный работодатель. Как правило, уезжают наиболее продуктивно работающие и талантливые ученые. В советский период миграция носила плановый характер. В страны «третьего мира» на контрактной основе направлялись врачи, инженеры, преподаватели и другие специалисты. Теперь наибольшим спросом пользуются ученые и специалисты в области прикладных исследований. При этом особая заинтересованность проявляется в отношении ученых-естественников, специалистов военно-промышленного комплекса и технологий двойного назначения. Весьма заинтересованы в импорте российского интеллектуального потенциала Южная Корея, КНДР, Бразилия, Аргентина, Мексика, ряд арабских стран [8]. К концу 90-х годов в процессе международной интеллектуальной миграции появились новые черты и особенности. Во-первых, на смену «утечки мозгов» пришла их миграция. Хотя США остаются общепризнанным центром притяжения для профессионалов, в то же время квалифицированные специалисты едут на временную работу в некоторые развивающиеся страны. Во-вторых, движение квалифицированных специалистов происходит не только «к капиталу», но и «одновременно с капиталом или вслед за ним». Этот процесс тесно связан с деятельностью международных корпораций, имеющих сеть филиалов по всему миру. В-третьих, миграция профессионалов часто принимает форму охоты, переманивая ведущих специалистов из различных сфер науки, управления, изобретательства. В-четвертых, миграция профессионалов связана с интеграцией системы высшего образования. Это предполагает продолжение обучения студентов во многих регионах мира. Закончив курс обучения, выпускники часто остаются на длительный период для работы в этой стране, а иногда навсегда связывают с ней свою жизнь. Ежегодные прямые потери России в результате «утечки умов» можно оценить не менее, чем в 3 млрд. долл., а суммарные с учетом упущенной выгоды - в 50-60 млрд. долларов. Другими словами, страна каждый год теряет сумму, эквивалентную 1/3 всей своей внешней задолжности. Параллельно «утечке умов» в 90-е годы появилось и новое для России явление - бизнес-миграция. Это явление представляет эмиграцию предпринимателей, стимулируемую отсутствием политической и экономической стабильности России, засилием криминалитета, стремлением реализовать накопленный потенциал в более благоприятной обстановке. Причины эмиграции Работников научной сферы толкают на эмиграцию те же причины, что и других людей. Если не принимать во внимание криминальные элементы, легализующие наворованные в России деньги, то основными причинами отъезда за рубеж являются, по-видимому, глубочайший экономический кризис, нестабильность политической ситуации в России. Неуверенность в завтрашнем дне для себя и своих детей, невостребованность способностей и талантов, невозможность реализовать свой потенциал в условиях сегодняшней России - такова мотивация современной миграции. Основная причина отъезда ученых из России - крайне низкая материальная оценка труда, не соответствующая ни его качеству, ни его общественной значимости. На эту причину, как основную, указали почти 90 % опрошенной студенческой молодежи (Табл. 1) [8]. Таблица 1. Факторы привлекательности научной деятельности для студенческой молодежи +------------------------------------------------------------------------+ | Наименование факторов | % | |-----------------------------------------------------------------+------| | Увеличение заработной платы в научной сфере | 92,5 | |-----------------------------------------------------------------+------| | Наличие современной материально-технической базы (приборов, | 47,5 | | оборудования, материалов и т.д.) | | |-----------------------------------------------------------------+------| | Возможность профессионального роста, успешной профессиональной | 41,3 | | карьеры | | |-----------------------------------------------------------------+------| | Условия для полноценной реализации профессиональных амбиций | 38,7 | |-----------------------------------------------------------------+------| | Возможность международных профессиональных контактов, | 32,5 | | зарубежные командировки и т.п. | | |-----------------------------------------------------------------+------| | Повышение престижа науки и престижности научной деятельности | 31,2 | |-----------------------------------------------------------------+------| | Помощь в решении жилищного вопроса | 30,8 | |-----------------------------------------------------------------+------| | Возможность долгосрочной и стабильной занятости | 21,5 | |-----------------------------------------------------------------+------| | Возможность избежать призыва в армию | 18,5 | |-----------------------------------------------------------------+------| | Возможность свободного рабочего графика | 15,2 | |-----------------------------------------------------------------+------| | Доступность современных информационных и коммуникационных | 14,8 | | возможностей (Интернет) | | |-----------------------------------------------------------------+------| | Возможность работать в Москве, Санкт-Петербурге или другом | 6,7 | | определенном городе | | +------------------------------------------------------------------------+ Из таблицы 1 можно заключить, что основной причиной эмиграции научных кадров за пределы Российской Федерации является недооценка важности деятельности людей в научной сфере. Научные кадры получают низкую заработную плату, во много раз меньшую, чем оплата того же труда в других развитых странах. В науку в нашей стране вкладывается не так много средств. Тех денег, что выделяются, не хватает ни на достойную оплату труда, ни на современное оборудование, ни, тем более, на удовлетворение некоторых других первостепенных потребностей научных работников, таких, как достойное жилье, повышение квалификации и удобства в профессиональной деятельности, повышающие интерес и энтузиазм. Оклады работников научной сферы, особенно молодых сотрудников, находятся ниже официально установленного прожиточного минимума в стране. Оклад профессора лишь немногим больше величины прожиточного минимума (рис. 4) [8]. Рисунок 4 По расчетам специалистов десять - двенадцать тыс. руб. (350 - 400 долларов) в месяц - это тот минимальный размер оплаты труда, который может удержать в российской науке молодого ученого, не ставящего перед собой цель во что бы то ни стало уехать за границу. В настоящее время молодежь почти не ставит перед собой цель уехать за границу, молодежь предпочитает работать в своей стране, вопрос лишь в востребованности ее знаний и адекватной оценке исследовательского труда, в возможности решения жилищной проблемы, в возможности работать на новейшем оборудовании. Основные проблемы и пути решения Во избежания миграции молодых специалистов необходимо разработать устойчивую систему сохранения, подготовки и сопровождения кадров. Необходимо сохранить или увеличить долю ресурсов на поддержку научной среды, требуемой для генерации знаний. Причем, наряду с приоритетной поддержкой фундаментальных исследований должно быть широкое поле для инновационной деятельности, участия бизнеса, различных предприятий. Создавать и поддерживать эту систему наряду с Центром должны и регионы. В настоящее время средний возраст исследователей составляет 49 лет, в том числе кандидатов наук - 53 года, докторов наук - 61 год (рис. 6, 7, табл. 2). Между тем, выдающиеся открытия совершаются, чаще всего, в возрасте 25 - 40 лет. Возникла реальная опасность утраты преемственности поколений [8]. Таблица 2. возрастной состав научных кадров России +------------------------------------------------------------------------+ | | До 29 | 30 - 39 | 40 - 49 | 50 - 59 | 60 - | 70 лет и | | | лет | лет | лет | лет | 69 лет | старше | |------+---------+---------+-----------+----------+--------+-------------| | 1994 | 9 % | 24 % | 32 % | 26 % | 8 % | 1 % | |------+---------+---------+-----------+----------+--------+-------------| | 2000 | 10 % | 16 % | 26 % | 27 % | 18 % | 3 % | |------+---------+---------+-----------+----------+--------+-------------| | 2010 | 8 % | 17 % | 13 % | 20 % | 27 % | 15 % | +------------------------------------------------------------------------+ Рисунок 6 Рисунок 7 0x08 graphic В этой ситуации особое значение приобретает разработка комплекса мер по расширенному воспроизводству, сопровождению и поддержке кадров научно-технологического комплекса, поднятию престижа профессии ученого. Эти меры должны быть адресованы всем возрастным категориям исследователей, включая их достойное пенсионное обеспечение. Но острие внимания, конечно же, должно быть нацелено на молодых. Очень хорошо, что в стране в последние годы складывается система, стимулирующая приток молодежи в науку. Это, в частности, гранты Президента Российской Федерации для поддержки молодых ученых - кандидатов наук и их научных руководителей, докторов наук, ведущих научных школ России… Это программа РФФИ "Молодые ученые, аспиранты, студенты" … Это федеральные целевые программы интеграции науки и высшего образования, в рамках которых создано 154 учебно-научных центра в 40 регионах России, сформировано 788 филиалов вузовских кафедр в 364 научных учреждениях. Однако, при всей значимости перечисленного, этих мер явно недостаточно. Назрела необходимость объединить усилия Минпромнауки, Минобразования, РАН и отраслевых академий, имеющих государственный статус, МГУ, Санкт-Петербургского и других ведущих университетов, заинтересованных министерств и ведомств с тем, чтобы изменить ситуацию с кадровым обеспечением российской науки. Немалая роль должна быть отведена и координации усилий всех регионов страны. Особые поручения Президента, безусловно, помогли бы создать такую систему. Система образования - вот та область, где начинается воспроизводство научного потенциала. В стране есть хороший опыт организации всей цепочки: школа, вуз, производство, хороший опыт отбора в вуз талантливой молодежи путем проведения олимпиад, творческих конкурсов, организации молодежных научных школ, конференций, создания школ-интернатов для одаренных старшеклассников. Эту работу надо расширять, тем более что увеличивающееся социальное расслоение российского общества существенно сужает стартовые возможности молодежи, особенно из сельской местности, маленьких городов. Возникает проблема доступности качественного образования для талантливой молодежи. Обеспечение доступности образования носит комплексный характер, наряду с системой олимпиад во всех регионах по отбору талантливой молодежи в качестве одной из важных мер могла бы стать система беспроцентного кредитования молодых людей для получения высшего образования, с определением перечня банков, способных обеспечивать и контролировать этот процесс. Причем договоры должны были бы быть трехстронними: студент, работодатель, университет с определением соответствующих прав и обязанностей. В эти рамки могли бы быть включены и система целевого набора, и система государственного заказа, в том числе и для оборонных отраслей. Молодой специалист мог бы вернуть, в той или иной форме, взятый кредит, через 7 - 10 лет или проработать несколько лет по необходимой для страны профессии, например, учителем сельской школы. Таким способом можно было бы эффективно решить проблему кадрового обеспечения для социально значимых сфер, в том числе здравоохранения. Важно, чтобы при этом решалась и проблема получения жилья, например, через ипотеку. Докладчик подчеркнул необходимость создания действенной системы приобретения, покупки жилья. Причем такой, в которой были бы заинтересованы регионы, бизнес и различные фирмы, предприятия. Программа регулирования «интеллектуальной миграции» Основные мероприятия программы представляется реализовать в 3 этапа : На первом этапе в качестве центральных выделяются задачи введения стихийного процесса «интеллектуальной миграции» в цивилизованные рамки. Необходимо добиться того, чтобы эта миграция осуществлялась для общества в наиболее приемлемых формах (временный отъезд на контрактной основе, прекращение нелегальной эмиграции и т. п.). Вместе с тем уже на этом этапе необходимо принять экстренные меры для сохранения научной элиты России, для создания оптимальных условий творчества наиболее одаренной части научных кадров. На этом этапе большое значение имеет совершенствование законодательства. Создание нормативно-законодательной базы, регулирующей процессы внешней трудовой миграции, предполагает разработку законопроектов о въезде и выезде российских граждан в трудовых целях, о правовом положении иностранцев, в том числе научных кадров, на территории России, о социальной защите мигрирующих граждан. Следует ввести положение, регулирующее деятельность государственных органов, коммерческих и предпринимательских структур, учреждений, представительств страны за рубежом, занимающихся трудоустройством российских граждан. Необходимо добиваться, что бы за границей определялся порядок лицензирования привлечения иностранной рабочей силы— на основе предложений органов исполнительной власти регионов, входящих в состав Российской Федерации, был разработан типовой трудовой контакт между российской и иностранной сторонами. Второй этап осуществления государственной программы связан с обретением отечественной наукой новой парадигмы в условиях перехода общества к современным рыночным отношениям. На этом этапе должна происходить существенная перестройка структуры научных исследований при изменении источников их финансирования. Заказчиками разработок ученых наряду с государством, роль которого постепенно будет уменьшаться, становятся негосударственные структуры, акционерные общества, негосударственные фонды. Трансформация науки в этом направлении создает благоприятные условия для взаимовыгодного сотрудничества с зарубежными научными центрами и фирмами, производящих наукоемкую продукцию, что позволит стабилизировать научные разработки и затем обеспечит их рост. Третий этап - перспективный этап регулирования «интеллектуальной миграции» начнется тогда, когда Россия преодолев трудности переходного общества, сформирует эффективно функционирующее гражданское общество, динамичную рыночную экономику, предъявляющей высокий спрос на научные идеи. Этот этап должен открыть реальные возможности для широкого возвращения ученых-эмигрантов на Родину, а так же для привлечения иностранных ученых для работы в российских научных центрах (что было традиционным для отечественной науки до революции). Предложенный организационно-экономический механизм позволит эффективно управлять процессом «утечки умов» на всех уровнях и в национальных интересах России. Таким образом, основными причинами «утечки умов» В России являются недостаточное финансирование науки и недостаточно большое внимание к специалистам. Это неизменно ведет к упадку отечественной науки, старению кадров. Молодые специалисты предпочитают уезжать за границу, главным образом в Германию, Израиль, США. Как правило, уезжают программисты, химики, электронщики, механики, физики-теоретики, специалисты по физике твердого тела, молекулярной биологии, прикладной механике, представители перспективных направлений медицинской науки [6]. Однако, современное правительство ощущает угрозу «одурения» нашего государства и упадок науки, принимаются необходимые меры по улучшению жизни научных сотрудников. Только дыра в этой сфере настолько велика, что за один год или даже за несколько лет решить все проблемы в этой области жизни нашего государства невозможно. С другой стороны, можно отметить, что временная легальная трудовая миграция (в том числе и интеллектуальная) может быть целесообразной, выгодной для государства и общества при условии, что она не угрожает национальной безопасности России. Заключение «Утечка умов», или интеллектуальная миграция, является серьезной проблемой мирового масштаба. Главным образом эта проблема касается стран с менее устойчивой экономикой. Государства не в состоянии удовлетворять в достаточной степени все потребности населения, а население не желает мириться с отсутствием достаточного внимания. Из этого вытекает желание уехать в другое место, в другую страну, где труд более высоко оплачивается, где в большей степени ценится умственная работа. Это выгодно для принимающих стран, так как они зачастую имеют возможность выбирать более подходящие кадры, более высококвалифицированные и достойные. Принимающие страны за счет мигрантов поднимают еще выше уровень экономики, безопасности и престижа на мировой арене. Яркий пример - это США, являющиеся несомненным лидером в мировых отношениях. Эта страна является самым большим магнитом для интеллектуальной миграции, для специалистов разных областей из разных стран. Для стран, теряющих своих интеллектуалов, явление «утечки умов» проявляется с худшей стороны. Если миграция является временной, то может приносить пользу стране-донору в форме дополнительного капитала. Но по большей части миграция осуществляется на длительные сроки, на весь период жизни. Из-за этого страна теряет часть своего интеллекта, теряет возможность эффективных разработок, подъема экономики и безопасности. Очень остро стоит проблема интеллектуальной миграции и в нашей стране. Здесь в недостаточной степени ценится труд научных работников. Ученые, профессора, преподаватели, специалисты других областей считают, что их деятельность заслуживает более трепетного внимания и уважения. В сравнении с заработной платой специалистов в других странах не нужно быть экспертом, чтоб понять, что в России материальное вознаграждении за вклад в подъем престижа науки и других сфер недостаточно велико и даже неадекватно, смешно. Проблема «Утечки умов» заслуживает огромного внимания во всем мире и в нашей стране. Необходимы все новые и новые меры по предотвращению высыхания интеллектуального потенциала отдельных стран. Список литературы 1. Ревинской И. А. Межденародная экономика и мировые рынки. Новосибирск 1998 2. Международные экономические отношения. Под редакцией В. Е. Рыбалкина. М. 2001 3. А. Киреев. Международная экономика. М. 2001 4. М. В. Облаухова. Мировая экономика. Новосибирск 1999 5. Е. Ф. Авдокушин. Международные экономические отношения. М. 1999 6. К. А. Семенов. Международные экономические отношения. М. 2003 7. Г. П. Овчинников. Международная экономика. СПб. 2000 8. Доклад ректора МГУ В. А. Садовничего на заседании Совета при Президенте РФ от 9.02.2003 9. Видапина В.И. Бакалавр экономики: Хрестоматия. Т. 2. М., 2001. 10. Угикалов И., Валюков В. Утечка умов и рынок научных кадров // Российский экономический журнал, № 5, 1993. 11. Ушкалов И., Воронков В. “Утечка мозгов” и интеллектуальная безопасность России // доклад на семинаре ”Интеллектуальная эмиграция и безопасность России” 4 марта 1999. Программа авторов Угикалова И. и Валюкова В. 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |