бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Технологическая революция 60-х-90-х гг

Технологическая революция 60-х-90-х гг

ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ СФЕРЫ БЫТА И УСЛУГ

УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ СЕРВИСА

КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И

МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине:

Институциональная экономика

Тема:

Технологическая революция 60-х-90-х гг.

Выполнила: Тыртышная М.С.

Студентка группы МЭД-21

Проверил: Сенников Н.Л.

г. Уфа 2002

ПЛАН-СОДЕРЖАНИЕ:

вВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………...3-4

Глава 1. Хозяйственные преобразования 50-х-начала 70-х годов………………. 5-6

Глава 2. Информационная революция…………………………………………..….6-7

ГЛАВА 3. Изменение роли материальных факторов производства………….…....8-11

ГЛАВА 4. Знания и информация как фактор современного хозяйства……….….11-14

ГЛАВА 5. Билл Гейтс: технологическая революция только

начинается………….....14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………...15

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………..….16

Введение.

"Технология не станет ждать, когда к ней будут готовы люди".

Билл Гейтс

В последние десятилетия XX века, на протяжении жизни одного поколения,

произошли необычайно масштабные и глубокие изменения в развитии науки и

техники, оказавшие беспрецедентное влияние на весь характер хозяйственной

жизни. Именно масштаб и глубина их воздействия на экономику позволяют без

преувеличения говорить о подлинной революции. Преобразования, произошедшие

за исследуемый период 60-х - 90-х годов, коснулись самых разных отраслей

материального производства и сферы услуг, сказались на структуре занятости,

отразились в ключевых характеристиках технологических процессов и формах

организации производства. Все вышеперечисленные факторы подтверждают

актуальность выбранной мной темы.

Рассматривая технологическую революцию 60-х - 90-х годов можно проследить

глобальные изменения в информационной, экономической и социальной сферах

развивающегося общества.

Так, основным технологическим прорывам индустриальной эпохи

человечество обязано, по меткому выражению Д.Белла, "талантливым

механикам", прекрасно разбиравшимися в технике, но имевшими слабое

представление о науке и не интересовавшимися теоретическими проблемами

своего времени. "Сэр Генри Бессемер, который открыл конвертерный способ

передела чугуна в сталь, позволяющий снизить количество примесей и

выплавлять более прочный металл, - пишет он, - имел очень малое

представление об исследовании свойств металлов естествоиспытателем Г.Сорби.

А.Белл, один из изобретателей телефона, будучи по профессии преподавателем

ораторского искусства, искал способ передачи по проводам усиленного голоса,

чтобы помочь глухим людям. Т.Эдисон, один из величайших гениев

изобретательства (создавший лампу накаливания, фонограф и кино) был

математически безграмотен, и его мало волновали работы Дж.К.Максвелла,

который вывел уравнения электродинамики в результате теоретического

обобщения электрических и магнитных явлений. Точно так же и Г.Маркони,

изобретатель беспроволочной связи, не был знаком с работами Герца о

радиоволнах"[1]. На современном этапе,

напротив, теоретическое исследование предшествует изобретению; главным

условием новаторства становится углубление соответствующей теоретической

дисциплины и приумножение знаний о свойствах материи. Среди важнейших

направлений фундаментальной науки, определивших возможности современных

технологий, следует назвать физику и математику, биологию и психологию, и

так далее.

В данной работе рассматриваются изменение самой природы хозяйственного

базиса развивающегося общества: "машинные технологии" индустриального

уклада стали уступать место "интеллектуальным технологиям", определяющим

новые подходы к решению не только технических, но также экономических и

социальных задач. Теоретики постиндустриального общества, прежде всего,

относят сюда замену механических взаимодействий электронными технологиями;

миниатюризацию, проникающую во все сферы производства; переход к цифровым

методам хранения и обработки информации, а также производство программного

обеспечения, которое становится даже более важным, нежели создание самой

применяющей его техники2.

Имея в виду снижение роли и значения вещных факторов

производственного процесса, можно говорить о достижении материальным

производством некоторого естественного предела своего развития. Сегодня

настал тот момент, когда основными ресурсами общества становятся не труд и

капитал, а знания и информация.

Эта глобальная трансформация в системе мировых технологий

рассматривается в данной контрольной работе.

Значительная радикализация технических нововведений проявляется не только

в разработке принципиально новых устройств и технологий, но и в их быстром

массовом освоении и распространении. Если, например, для масштабного и

всестороннего применения фотографии понадобилось 112 лет, а для организации

широкого использования телефонной связи - 56 лет, то соответствующие сроки

для радара, телевидения, транзистора и интегральных схем составляют,

соответственно, 15, 12, 5 лет и 3 года. Однако самые яркие примеры дает

развитие информационных технологий, где смена поколений компьютерной

техники и переход к более совершенным решениям происходит со все

возрастающей быстротой; так, на протяжении последних двух десятилетий,

согласно закономерности, названной "законом Мура", быстродействие

микропроцессоров, используемых в персональных компьютерах, удваивается в

среднем каждые восемнадцать месяцев.

Важнейшей характеристикой технологической революции 60-х - 90-х годов

является то, что она затрагивает не частные области общественного

производства или отдельные социальные процессы, но непосредственным образом

порождает новую экономическую и социальную реальность. Разумеется, в первую

очередь, это проявляется в тех отраслях, которые в наибольшей степени

связаны с научно-техническим прогрессом. Этот

процесс зарождения новой экономико-технологической сферы является одной из

главных причин, по которой я рассматриваю данную тему.

Одним из самых актуальных вопросов технологической революции является

локальная сеть Интернет.

На базе использования высоких технологий в последние десятилетия

началось формирование отраслей, специфическим образом сочетающих формы

материального производства и услуг: речь идет о производстве программных

продуктов, развитии средств связи, возникновении целой сети Интернет-услуг.

Сегодня информационные технологии расширяют и трансформируют весь третичный

сектор, образуя в нем новые "точки роста". "Знаниеемкие" отрасли сферы

услуг (включающие в себя здравоохранение, образование, исследовательские

разработки, финансы, страхование и т. п.) обнаруживают самые высокие темпы

роста занятости и валового продукта.

Электронная почта, бесспорно, одно из потрясающих порождений века

Интернета. Неудовлетворенность несовместимыми почтовыми службами вызвала

технологическую революцию , целью которой была взаимная увязка различных

почтовых систем. Электронная почта существует уже почти 30 лет, но лишь в

начале 90-х годов система cc: Mail на базе ЛВС ознаменовала отход от PROFS

и других почтовых систем эры больших ЭВМ и мини-компьютеров. Сейчас едва ли

найдутся профессионалы и пользователи любого уровня, способные представить

жизнь без электронной почты. По оценке аналитиков, ежедневно посылается

почти 10 млрд. сообщений, в число которых входят, правда, и ненужные - так

называемый спам.

До

появления Интернета была сеть ARPAnet. Группа специалистов, созданная под

эгидой Управления перспективных исследовательских программ (ARPA)

Министерства обороны США, построила глобальную сеть из компьютеров,

находящихся на большом расстоянии друг от друга, которые могли обмениваться

информацией по высокоскоростным каналам связи. Затем появился протокол

TCP/IP, разработанный под руководством Винта Серфа из Стэнфорда (см. фото).

Протокол TCP/IP обеспечил обмен данными между различными сетями. К 90 -м

годам эти технологии стали фундаментом World Wide Web, которая обеспечила

новые возможности поиска и совместного использования данных и открыла

дорогу новой экономике.

Цель моей

работы - рассмотреть подобные технологические, информационные и

экономические изменения в период 60-х –90-х годов.

Глава 1. Хозяйственные преобразования 50-х-начала 70-х годов.

Одним из внешних проявлений технологической революции является отмеченное

еще в 60-е и 70-е годы вытеснение человека из сферы непосредственно

материального производства. Соответственно происходит изменение структуры

занятости, в валовом национальном продукте сокращается доля промышленности

и растет доля отраслей третичного сектора. Известно, что индустриальный

уклад воплотился в системе массового производства товаров; приметой же

постиндустриального общества является экспансия сферы, предоставляющей

индивидуализированные услуги и информацию.

В рамках постиндустриальной теории предпринят развернутый анализ изменения

структуры общественного производства в послевоенный период. Его

методологической базой служит предложенная в 40-х годах К.Кларком

трехсекторная модель, согласно которой народное хозяйство подразделяется на

три сферы, к первой из которых относятся добывающие отрасли и сельское

хозяйство, ко второй - отрасли обрабатывающей промышленности и

строительство, а к третьей - производительные и личные услуги.

В довоенный период экономика развитых стран, и в первую очередь США,

характеризовалась относительно равномерным распределением занятых в этих

трех секторах, однако уже в первое послевоенное десятилетие стал

наблюдаться резкий рост занятости в сфере производства услуг и информации.

Это происходило как за счет того, что во всех без исключения отраслях

увеличилось число "белых воротничков" - квалифицированных работников,

непосредственно не связанных с физическим трудом, так и в результате

расширения собственно сферы услуг, численность работников которой в эти

годы превысила 50 процентов общей численности занятых в народном хозяйстве.

Именно это стало причиной того, что постиндустриальное общество

отождествлялось сначала с обществом услуг, а впоследствии - с обществом

знаний.

Касаясь оценки постиндустриального общества как общества, основанного на

услугах, следует отметить, что данная сфера играла и играет важную роль в

любом обществе. Так, до конца XIX века крупнейшей по численности

профессиональной группой в Великобритании оставались домашние слуги. Во

Франции, где их количество накануне Великой французской революции превышало

1,8 млн. человек (притом, что крестьян насчитывалось в то время чуть более

2 млн.), доля занятых в сфере услуг не снизилась и к началу 30-х годов XX

столетия. В США численность занятых в промышленном секторе никогда не

превосходила численности работников сферы услуг, так что американское

общество, как это ни парадоксально, в данном смысле слова никогда не могло

быть названо преимущественно индустриальным.

Разумеется, сама сфера услуг не является однородной. Если в

доиндустриальном обществе преобладали домашние или личные услуги, то в

индустриальном акцент сместился в сторону услуг, игравших вспомогательную

роль по отношению к производству, а также финансовых услуг. В

постиндустриальном обществе, сохраняющем все ранее существовавшие виды

услуг, появляются качественно новые их типы, быстро начинающие доминировать

в структуре профессиональной деятельности. В нынешних условиях как никогда

ранее справедливы слова Д.Белла, который, говоря о третичном секторе,

отмечал: "слово "услуга" не должно вызывать вводящих в заблуждение образов

быстро приготовленной еды и низкооплачиваемых работников; основными

являются финансовые, профессиональные и конструкторские услуги,

здравоохранение, образование и социальная сфера, и лишь на последнем месте

этой шкалы стоят бытовые услуги"3.

--------------------------------------

3 Bell D. The World and the United States in 2013. N.Y., 1987. P. 8.

Исходя из этого, сторонники теории постиндустриализма дополнили выдвинутую

в 40-е годы К.Кларком4 трехсекторную модель общественного производства еще

двумя секторами: четвертичным (quaternary), включающим в себя торговлю,

финансовые услуги, страхование и операции с недвижимостью, и пятеричным

(quinary), к которому отнесены здравоохранение, образование, научные

исследования, индустрия отдыха и сфера государственного управления. Когда

исследователи говорят о постиндустриальном обществе как о социуме,

основанном на производстве и потреблении услуг, они имеют в виду именно эти

сектора; как писал Д.Белл, «первой и простейшей характеристикой

постиндустриального общества является то, что большая часть рабочей силы

уже не занята в сельском хозяйстве и обрабатывающей промышленности, а

сосредоточена в сфере услуг, к которой относятся торговля, финансы,

транспорт, здравоохранение, индустрия развлечений, а также сферы науки,

образования и управления» 5.

Обращая внимание на изменение структуры рабочей силы, на рост занятости в

сфере услуг, теория постиндустриального общества фиксировала и

анализировала на начальном этапе своего развития наиболее заметную в тот

период сторону хозяйственной трансформации. Реалии 70-х и 80-х годов

вызвали необходимость рассмотрения иных, более глубинных и значимых

аспектов современных технологических преобразований.

Глава 2. Информационная революция.

Во второй половине 70-х годов все более явно стало заявлять о себе бурное

развитие информационных технологий, обретение ими качественно новой роли в

производственном процессе. В 80-е годы информационный сектор впервые

обеспечил большую часть создаваемых в экономике развитых стран новых

рабочих мест. Информационные отрасли хозяйства, а также компании,

специализировавшиеся на производстве вычислительной техники и программного

обеспечения, развивались наиболее быстрыми темпами и привлекали неизменное

внимание инвесторов. Резко возрос спрос на программистов, менеджеров,

работников сферы образования; темпы прироста численности этих категорий

персонала нередко превышали 10 процентов в год. В этот же период на

потребительский рынок хлынули товары, определившие его современный облик, -

персональные компьютеры, системы сотовой, спутниковой связи и т.д.

Информационная революция радикальным образом изменяет технологический базис

общественного производства. Только за полтора десятилетия, с 1980 по 1995

год, объем памяти стандартного жесткого компьютерного диска увеличился

более чем в 250 раз, быстродействие персональных компьютеров возросло в

1200 раз. Никогда ранее ни в одной сфере хозяйства на достигалось подобного

прогресса. По некоторым оценкам, совершенствование информационных

технологий происходит в 3-6 раз быстрее, чем технологий использования

энергии, развитие которых на протяжении последних трех десятилетий

находится под пристальным вниманием, как правительств развитых стран, так и

мирового научного сообщества. К сказанному выше следует добавить, что

прогресс в информационной сфере постоянно ускоряется ввиду безграничности

спроса на новые технологические разработки. Как показывает практика, каждая

новая компьютерная система не только все быстрее приходит на смену

предшествующей, но и обеспечивает себе неоспоримый успех на рынке в более

короткие сроки: в 1998 году, через два года после запуска в серийное

производство микропроцессоров Pentium MMX, производимых

--------------------------------------

4 Clark С. The Conditions of Economic Progress. L., 1957.

5 Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество.

компанией "Интел", их продавалось ежемесячно почти в 40 (!) раз больше, чем

процессоров 486 DX через тот же срок после начала их серийного выпуска. К

середине 90-х годов количество компьютеров, приходящихся на 100 человек,

превысило в США 40 единиц6, что подготовило условия для создания всемирной

информационной сети - самой быстрорастущей отрасли современной экономики. В

1997-1999 годах количество пользователей этой сети в США выросло втрое7 и

составляет ныне около 200 на 1000 человек. Уже сегодня можно говорить о

том, что бурное развитие компьютерных технологий создает в западном мире не

только новый технологический уклад, но, скорее, новую социальную

реальность.

Темпы роста доли в валовом национальном продукте США отраслей,

непосредственно связанных с производством и использованием знаний (еще в 50-

е годы они получили название "knowledge industries"), также поражают

воображение. Если в начале 60-х она оценивалась различными исследователями

в пределах от 29,0 до 34,5 процента, то спустя 30 лет составляла уже не

менее 60 процентов8. Соответствующие сдвиги произошли и в структуре

занятости: если в конце 60-х годов, по широко распространенному мнению,

информационные отрасли поглощали несколько более 50 процентов рабочей силы,

то в 80-е годы, по некоторым оценкам, на их долю в США приходилось до 70

процентов общей численности занятых в народном хозяйстве.

Бурная экспансия "знаниеемких" отраслей, начавшаяся в середине 70-х годов,

заставила многих исследователей заговорить о наступлении "информационной

эры", изменяющей структуру общественного производства. Все чаще при

изучении экономических процессов в качестве самостоятельного стал

выделяться "информационный сектор", оценка динамики которого давала

исследователям гораздо более совершенный инструмент анализа, чем простая

констатация расширения сферы услуг. Информационный сектор в его современном

понимании включает в себя передовые отрасли материального производства,

обеспечивающие технологический прогресс, сферу, предлагающую услуги

коммуникации и связи, производство информационных технологий и программного

обеспечения, а также - во все возрастающей мере - различные области

образования. Его значение представляется некоторым экономистам настолько

большим, что в последнее время при анализе структуры народного хозяйства

все чаще предлагается отойти от традиционных подходов и выделять в

общественном производстве отрасли, поставляющие на рынок знаниеемкую

продукцию (knowledge goods), товары широкого потребления (consumption

goods) и услуги (services)9.

Информация и знания, понимаемые не как субстанция, воплощенная в

производственных процессах или в самих средствах производства, а как

непосредственная производительная сила, оказываются важнейшим фактором

современного хозяйства. Отрасли, производящие знания и относимые к

"четвертичному" или "пятеричному" секторам экономики, становятся ныне

первичным ("primary", пользуясь терминологией М.Пората10) сектором,

снабжающим хозяйство наиболее существенным и важным ресурсом.

Имея в виду снижение роли и значения вещных факторов производственного

процесса, можно говорить о достижении материальным производством некоторого

естественного предела своего развития. Сегодня настал тот момент, когда

основными ресурсами общества становятся не труд и капитал, а знания и

информация.

--------------------------------------

6 The Economist. 1998. August 8. P. 88

7 The Economist. 1997. February 15. P. 106; The Economist. 1999. March

27.P. 120.

8 Ayres R. U. Turning Point An End to the Growth Paradigm. L., 1998. P.

80.

9 Galbraith James К. Created Unequal. The Crisis in American Pay. N.Y.,

1998. P. 90-91. 10 Porat

M. U. The Information Economy: Deginition and Measurement. US Dept. of

Commerce. Wash., 1977.

ГЛАВА 3. Изменение роли материальных факторов производства.

Какие же факты хозяйственной жизни наиболее явственно свидетельствуют о

значительном снижении роли и значения материальных факторов

производственного процесса? Обратимся в первую очередь к показателям

занятости.

В начале XIX века в сельском хозяйстве США было занято почти 75 процентов

всей рабочей силы; за полстолетия эта доля сократилась на одну десятую, до

67 процентов, а за следующие 100 лет упала уже в 3,5 раза - до 20

процентов. Но и это было лишь прелюдией: за последние 40 лет доля занятых в

аграрном секторе США уменьшилась еще в восемь раз и составляет сегодня, по

различным подсчетам, от 2,5 до 3 процентов. В результате с 1994 года

статистические органы Соединенных Штатов перестали учитывать долю фермеров

в составе населения из-за ее незначительности11. Подобные процессы

развиваются и в большинстве европейских стран. В Германии с 1960 по 1991

год доля занятых в сельском хозяйстве уменьшилась с 14,0 до 3,4 процента,

во Франции - с 23,2 до 5,8 процента. В добывающих отраслях, доля которых в

валовом национальном продукте стран ЕС не превышает 3 процентов, занятость

сократилась на 12 процентов только за последние 5 лет.

Одновременно произошли не менее радикальные изменения в составе занятых в

промышленности. В 70-е годы в странах Запада впервые было отмечено

абсолютное сокращение занятости в материальном производстве (в Германии - с

1972 года, во Франции - с 1975-го, в США- с конца 70-х12). Если в 1900 году

соотношение американцев, производивших материальные блага и услуги,

оценивалось как 63:37, то девяносто лет спустя - уже как 22:78, причем

изменения значительно ускорились с начала 50-х годов, когда началось

сокращение численности занятых во всех отраслях, которые в той или иной

степени могут быть отнесены к сфере материального производства. В середине

50-х годов на долю сферы услуг приходилось 50 процентов валового

национального продукта США. К концу 90-х годов этот показатель вырос до 73

процентов. В странах ЕС третичный сектор производит сегодня 63 процента

валового национального продукта и обеспечивает работой 62 процента общего

числа занятых, в Японии соответствующие показатели составляют 59 и 56

процентов.

Тенденции, сформировавшиеся на протяжении последних десятилетий,

представляются сегодня необратимыми. Известно, что в 70-е годы в США

сервисный сектор обеспечивал 89 процентов прироста занятости, в 80-е годы

этот показатель достиг 104, а в 90-е - 119 процентов13. При этом эксперты

прогнозируют, что в ближайшие десять лет 25 из 26 создаваемых нетто-рабочих

мест в США придутся на сферу услуг, а общая доля занятых в ней составит к

Страницы: 1, 2


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.