|
Теневая экономика в России10. Рынок ценных бумаг. На рынке ценных бумаг криминальный менеджмент проявляется в виде мошенничества, фальсификации документов, недобросовестной котировки ценных бумаг и заключения незаконных сделок с ценными бумагами, использования служебной (конфиденциальной) информации при совершении сделок с ценными бумагами, сокрытия эмиссионного дохода, хищения финансовых средств в крупных и особо крупных размерах. Одним из каналов теневой экономики является практически бесконтрольное приобретение за иностранную валюту по явно заниженным ценам на фондовом рынке резидентами и все чаще нерезидентами ценных бумаг российский предприятий, как правило, через подставные фирмы-посредники ("однодневки") с использованием механизма так называемых депозитарных расписок, что чревато переходом целых, в том числе стратегически важных, отраслей под контроль мафиозных и зарубежных компаний. Отследить процесс оборота теневого капитала и каким-либо образом оценить объемы таких средств с помощью имеющихся механизмов контроля за деятельностью участников рынка ценных бумаг практически не представляется возможным, поскольку отсутствует статистика подобных финансовых правонарушений и судебная практика по делам такого рода. Одной из областей российского финансового рынка, в которой проблема перевода капиталов в тень вызывает наибольшую озабоченность, является сфера вексельного обращения. Существующая система правового регулирования вексельного обращения и сложившаяся в стране практика выпуска и обращения бланковых векселей позволяет, используя векселя, не платить налоги. Расчеты дают основание утверждать, что в результате теневого обращения векселей государство недополучает сумму, равную 50 % номинала каждого векселя без учета НДС, что только в 1996 году составило около 150-170 трлн рублей. 11. Пенсионное обеспечение Другой, не менее опасной для социально-экономического развития страны проблемой является фиксируемая правоохранительными органами тенденция криминализации системы пенсионного обеспечения. Финансовые злоупотребления в этой сфере стали носить массовый характер, прежде всего в виде незаконного обналичивания денежных средств и практически повсеместного ухода негосударственных пенсионных фондов от налогообложения. Просматривается опасность создания новых мощных финансовых пирамид. Для мировой практики - проблема, в общем, не нова, а способы ее разрешения за счет введения специализированного депозитарного обслуживания и создания управляющей компании достаточно хорошо известны. 12. Основные причины ухода предприятий в "теневую экономику" Теневая экономическая деятельность в сфере малого бизнеса разнородна и подход в силу данного обстоятельства должен быть дифференцирован. С одной стороны, бороться с "чистым криминалом" - функция правоохранительных органов. С другой стороны, совершенно очевидна необходимость принятия ряда мер по "легализации" части теневого бизнеса, что позволит в определенной степени стабилизировать как экономику страны, так и частично решить проблему сокращения экономической базы организованной преступности, использующей различные формы малого предпринимательства. Основными причинами ухода малых предприятий в "теневую экономику" являются: жесткий налоговый прессинг, возможность альтернативных расчетов (наличные, бартер и др.), административный характер арендных отношений (неразвитость рынка недвижимости), административно-бюрократические барьеры при регистрации, получении лицензий и т.д. По некоторым оценкам теневая экономика охватывает в малом бизнесе от 30 до 40 % объема продукции, услуг (оборота). Субъекты малого предпринимательства, участвующие в теневой экономике, могут быть разделены на три группы: 8. 1 группа - сугубо криминальные малые предприятия, изначально создаваемые с преступными целями (мошенничество, отмывание денег, незаконная предпринимательская деятельность). Они формируют своеобразный каркас теневой экономики в сфере малого предпринимательства и обладают достаточно мощными ресурсами, силой и влиянием. 9. 2 группа - теневики-хозяйственники, в значительной степени находящиеся в тени, поскольку выход в легальную экономику обернется для них существенной потерей доходов либо закрытием своего дела. Они во многом дополняют каркас, созданный группой 1, однако в перспективе это возможная основа среднего класса. 10. 3 группа - предприниматели без образования юридического лица и наемные работники - своего рода "солдаты" теневой экономики. Значительную часть этой группы составляют лица, для которых нерегистрируемая деятельность является вынужденной. 13. Криминальная деятельность в экономике Особые опасения вызывает криминальная деятельность в экономике. Сегодня имеются все предпосылки для углубления таких процессов, как слияние общеуголовной и экономической преступности, совершенствование организованности и профессионализма лиц, совершающих преступления, использование в преступной деятельности современных технических средств, особенно компьютеров, интеграция организованных преступных групп и служащих органов государственного управления. С 1993 года количество ежегодно выявляемых органами внутренних дел преступлений экономической направленности возросло в полтора раза (с 107 172 в 1993 году до 157 339 в 1996 году) при среднегодовом приросте в 12,5 %. Вместе с тем, учитывая высокую латентность указанных криминальных проявлений (по таким видам, как взяточничество, контрабанда, незаконное предпринимательство и др. она достигает 90 %), их реальные масштабы по оценкам специалистов как минимум в несколько раз выше. Каждое четвертое регистрируемое в экономике преступление относится к категории тяжких, причем наблюдается тенденция постоянного увеличения их доли. За последние годы особо активно преступная деятельность проявляется в ряде сфер. Одной из них является производство и реализация алкогольной продукции. Несмотря на принятые меры, положение в этой сфере не улучшается. Состояние отечественного рынка крепких спиртных напитков характеризуется сокращением объемов собственного производства ликеро- водочных изделий (порядка трети потребляемых крепких спиртных напитков), увеличением доли продукции низкого качества, в том числе фальсифицированной и опасной для потребления, ростом неучтенного и подпольного производства алкоголя и его контрабанды. По имеющимся данным подтверждается вывод о том, что основная доля неучтенного алкоголя производится на предприятиях, имеющих соответствующие лицензии, но отражающих в отчетности только меньшую часть своих объемов производства. Непоказанная или "теневая" часть производства никакими налогами не облагается, расчеты за нее осуществляются наличными деньгами. Указ Президента Российской Федерации от 18.08.96 N 1213 "Об усилении государственного контроля за оборотом алкогольной продукции" предоставил право органам налоговой полиции наряду с органами МВД России, Госналог- службы России, Росалкогольмонополии, Минздрава России, Госкомстандарта России и ВЭС России осуществлять контроль за оборотом и право изъятия алкогольной продукции, находящейся в незаконном обороте, что позволило существенно повлиять на изменение сложившейся ситуации. Прежде всего стало возможным проведение широкомасштабных проверок торговых организаций, изъятие алкогольной продукции, находящейся в незаконном обороте. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 09.08.96 N 946 "О создании постоянно действующих налоговых постов в организациях, производящих спирт этиловый из всех видов сырья" территориальными органами налоговой полиции в настоящее время в Российской Федерации организовано более 300 налоговых постов. За прошедший период налоговыми постами многих регионов проведена инвентаризация производственных и складских средств, определены объемы фактического производства и объемы отгруженного спирта. В целях организации контроля за операциями по производству и обороту спирта организован учет вывоза продукции. Введение налоговых постов на спирто - производящих предприятиях резко сократило количество покупателей спирта, многие из которых не состояли на налоговом учете, использовали поддельные печати существующих структур или использовали фиктивные документы на получение спирта этилового. Массовый контроль за поступлением и реализацией крупных партий алкогольной продукции, создание специальных постов и другие подобные меры носят в большей степени профилактический характер и вынуждают руководителей предприятий отражать в бухгалтерской отчетности сделки, попадающие в поле зрения налоговой полиции. Правонарушения выявляются, как правило, при оперативном сопровождении подобных мероприятий. В целях предотвращения нелегального производства и реализации на территории Российской Федерации алкогольной продукции и обеспечения полноты сбора налогов введен порядок обязательной маркировки алкогольной продукции, производимой на территории Российской Федерации, специальной маркой, подтверждающей легальность ее производства. В то же время на рынке получило обращение большое количество поддельных марок, что сводит на нет усилия по контролю за количеством выпускаемой алкогольной продукции. Действия дельцов теневого бизнеса в сфере оборота алкогольной продукции становятся более изощренными. Согласно имеющейся информации на высоком полиграфическом уровне налажено подпольное изготовление акцизных марок в странах Балтии (Эстония, Литва) и в Финляндии, откуда марки доставляются производителям нелегальной алкогольной продукции в Москве и Санкт-Петербурге. 14. Криминальная деятельность в приватизации. Также весьма сильно криминализированным оказался процесс приватизации. Этому способствовали следующие факторы: 11. поспешность и неподготовленность большинства залоговых и других аукционов; 12. необеспеченность при проведении ряда аукционов необходимой конкурент- ности, в результате чего аукционы превращались в заранее обусловленный передел собственности; 13. занижение стоимости пакетов акций. По некоторым данным большинство экономических преступлений в этой области совершается с участием коррумпированных должностных лиц органов государственной власти и управления. Прежде всего к такого рода экономическим преступлениям относятся: злоупотребление служебным положением и предоставленными полномочиями со стороны должностных лиц, умышленное занижение стоимости приватизируемых объектов, хищение финансовых средств, вырученных от продажи акций, укрытие полученных доходов от государственного налогообложения, должностные подлоги в ходе умышленного искажения фактических результатов, взяточничество в процессе приватизации жилого фонда и др. Имеют место правонарушения и со стороны покупателей акций. Это, прежде всего, невыполнение инвестиционных обязательств, представление фиктивных документов и др. В ходе реализации законодательства Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства РФ по земельной реформе произошло расширение компетенции руководства районного и поселкового звена в вопросах землевладения, права собственности на землю и др. должностные лица в ряде случаев используют эти полномочия в своих корыстных интересах. Основными видами преступлений в вопросах землевладения, землепользования и распоряжения являются злоупотребление служебным положением и дача-получение взятки. К перечню условий и предметов преступных действий по земельным вопросам относятся: 14. получение юридическими и физическими лицами права на выделение земельного участка; 15. получение свидетельства на право собственности на землю, его регистрация; 16. получение права на пожизненно наследуемое владение или бессрочное пользование, аренду и выкуп участков в собственность; 17. расширение границ участков, наделов сверх предельных норм; 18. решение о выделении участков Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству вне компетенции своих ведомств, границ; 19. решение вопроса об изъятии земельного участка в соответствии с законодательством и другие. Все указанные решения, получение соответствующих документов, практические действия должностных лиц районов и поселков сопряжены с возможностью получения взяток как за неправомерное решение, так и за ускорение решения. 15. Страховое дело. Правонарушения затронули и такую сравнительно новую для России сферу деятельности, как страховое дело. К наиболее распространенным нарушениям законодательства здесь относятся осуществление нелицензированной деятельности, неправильное оформление договора страхования, неправильное установление страховых сумм, задержки принятия решения о возможности страховой выплаты. Особо опасными являются такие правонарушения как незаконные выплаты, выплаты по фальшивым свидетельствам, инсценирование страхового случая, завышение страховых сумм, финансовые операции, связанные с ложным банкротством. Особое место в перечне правонарушений на страховом рынке в последнее время приобретают махинации, связанные с деятельностью совместных предприятий или брокерских страховых компаний. По имеющимся данным лишь за текущий год через страховые и брокерские фирмы из России в иностранные банки переведено более 300 млн долларов США. По оценкам экспертов Росстрахнадзора до 90 % общей выручки брокерских и перестраховочных компаний остается за рубежом. 16. Теневая экономика является питательной средой для развития коррупции. Коррупционные процессы широко проникли в среду должностных лиц управленческих структур, формирующих экономическую политику и располагающих возможностью ее корректировки. Нередко важные решения в сфере экономики, в том числе касающиеся вопросов перераспределения собственности, движения капиталов, использования бюджетных средств, выделения крупных кредитов и льгот, лицензирования, инвестирования, готовятся и принимаются в обход установленного порядка. Подобные действия, как правило, подчинены интересам узкого круга лиц, организаций, фирм и т.п., зачастую связанных с криминальными структурами и преследующих корыстные цели. Коррупция тесно связана с организованной преступностью, целенаправленно стимулируется и провоцируется ею. Организованные преступные структуры, используя коррупционные связи, под "крышей" коммерческих организаций "перекачивают" государственное имущество в коммерческие структуры, получая из госбюджета незаконные кредиты и субсидии, занижая реальную стоимость государственной собственности в процессе приватизации, присваивая валютную выручку от реализации за рубежом энергоносителей и других товарно-сырьевых ресурсов. Кроме того, они принуждают должностных лиц осуществлять действия, направленные на предоставление различных необоснованных или незаконных льгот, лоббирование выгодных криминальным структурам политических, законодательных и экономических решений. Все эти действия фактически направлены на стимулирование теневой экономики, поскольку только она может обеспечить финансирование коррумпированных чиновников. Учитывая это, коррупционную связь следует рассматривать как одну из основных форм влияния организованной преступности на органы власти и одновременно как неотъемлемую составляющую теневой экономики. По разным оценкам на подкуп представителей государственного аппарата криминальные и коммерческие структуры тратят от 20 до 50 % своей прибыли. Эти средства также наполняют капиталы теневой экономики. При непосредственном участии коррумпированных госслужащих происходит крупномасштабное нецелевое использование средств из государственного бюджета. Повсеместно наблюдаются факты коррупции, связанные с деятельностью государственных внебюджетных фондов. Растет число коррупционных проявлений в металлургической промышленности (особенно в производстве алюминия), сферах внешнеэкономической деятельности, обращения драгоценных металлов и природных драгоценных камней. Остро стоит проблема коррупции в правоохранительных органах и вооруженных силах. Имеют место многочисленные факты злоупотребления служебным положением, содействие за взятки в прекращении уголовных дел, сращивание с криминальными структурами, противоправное участие в предпринимательской деятельности, в том числе в незаконном оружейном бизнесе и контрабандных сделках. В 1995-1997 годах освобождены от занимаемых должностей ряд ответственных работников Генпрокуратуры, ФСНП, МВД, ГТК, Госналогслужбы, Минздрава, МВЭС, Минсотрудничества, Центробанка, бывших Минздравмедпрома и Роскомдрагмета, некоторых других ведомств. Всего за этот период возбуждены уголовные дела в отношении 1442 коррумпированных лиц, осуждено 474. По признакам коррупции проверялось в 1995 году 1948 лиц, возбуждено 766 уголовных дел, осуждено - 211; в 1996 году проверялось 2291 лицо, возбуждено 767 уголовных дел, осуждено - 263. 17. Статистика. данные о теневой экономике по Госкомстату. По поводу обьема российской теневой экономики ходят легенды. По некоторым оценкам, от 40 до 60% производства товаров и услуг давно ушли "в тень". Госкомстат, однако, не отрицая ни самой болезни, ни ее развития, склонен более сдержанно оценивать ее масштабы. 17.1 Разноголосица мнений По утверждению государственной статистики, доля теневой, или, точнее, скрытой, экономики составила в 1996 году около 22% валового внутреннего продукта (ВВП) страны. И хотя за рубежом такого рода показатели, как правило, не публикуются, по словам замначальника управления национальных счетов и платежного баланса комитета Алексея Пономаренко, речь там может идти о трех, четырех, от силы пяти процентах ВВП. В этом смысле наши авангардные позиции неоспоримы. С другой стороны, в понятие "теневая экономика", по методологии Госкомстата, не входят производство и распространение наркотиков, проституция, контрабанда. Не учитываются преступления против личности и имущества (например, взятки и грабежи), а также национализация и приватизация, поскольку такие акции сказываются лишь на стоимости активов и никак не отражаются на добавленной стоимости и ВВП. В этом, собственно, и состоят самые большие расхождения в оценке теневой экономики Госкомстатом и МВД, "сидящим" на криминале и определяющим "тень" более чем в 60% от ВВП. "У нас с ними просто разный подход", - подчеркивает Пономаренко. В советские времена наша экономика просвечивалась сплошным наблюдением, как прожектором. Все, до последнего болта, учитывалось и попадало в отчет. За умышленное искажение "цифири" можно было угодить в тюрьму. Хотя и тогда существовала и нелегальная (незаконная), и неформальная (не учитываемая официальной статистикой) экономика. Пример последней - личные подсобные сельские хозяйства, ее вес во многом определялся косвенными методами. 17.2 Косвенный счет. С либерализацией торговли ее значение возросло - пересчитать по головам всех торгующих, цены, товар стало попросту невозможно. С 1993 года Госкомстат стал действовать иначе. Подготовленный счетчик, зная на рынке количество торговых мест, обходя их в разные дни, прицениваясь к товарам и визуально определяя обьемы продаж, стал рассчитывать товарооборот и другие показатели торговли. Какие-то отклонения при таком подходе, естественно, неизбежны. Но они куда меньше, полагают в Госкомстате, чем если бы статистик попытался собирать отчеты с торговцев или проигнорировал товарные и продуктовые рынки вовсе. К слову, в отраслевом разрезе удельный вес скрытой экономики особенно велик в торговле, включая внешнюю (63% товарооборота), и в сельском хозяйстве (46% производства). В промышленности, строительстве, транспорте и связи он несколько меньше (в пределах 8 - 11%). Отраслевые данные с досчетом (т.е. увеличением обьемов за счет скрытого сегмента) закладываются в специальную программу для определения ВВП. Так что в тех официальных сводках, которые представляет нам Госкомстат, уже учтен теневой сектор. Кроме того, они регулярно уточняются, пересчитываются - так делается во всем мире. ...Затем дошел черед до индивидуальных услуг - таксистов, юристов, частных детских садов и т.д. Причем оказалось, что и их прямым счетом тоже не всегда возьмешь. Не всякий репетитор, например, расскажет, сколько он берет за урок, а вот ученику скрывать, понятно, нечего. О такси много полезного можно узнать не только в автопарках, но и в ГАИ. Поток "челночников" - это не только количество людей, пересекающих границы, но и валюта. При этом считается, что обьем ввезенных ими товаров равен сумме денег, вывезенных внешними торговцами. А она, в свою очередь, определяется экспериментально, исходя из норм вывоза. 17.3 Источник: Госкомстат РФ Как будто не должно быть загадок с дачами - их обязаны регистрировать в бюро технической инвентаризации. Но, во-первых, как выяснилось, далеко не все владельцы это делают. Во-вторых, хозяева имеют свойство занижать расходы. Так что статистикам волей-неволей приходится соотносить размах официального дачного зодчества с обьемом производства и импорта строительных материалов, их ценами и в итоге корректировать деятельность скромняг-застройщиков. В целом сектора, где производится так называемый досчет на основе косвенных данных, сегодня покрывают почти всю экономику. Велика ли погрешность при расчетах скрытого сектора? Пономаренко считает: около 2%. К этой цифре можно относиться по-разному. Но в Госкомстате обращают внимание вот на что. Помимо производственного метода, валовой продукт, включая его неформальную часть, рассчитывается еще двумя способами - по доходам и расходам, и расхождение в показателях (по 1995 году - 2%) не превышает допустимое. Впрочем, доходы с некоторых пор тоже приходится досчитывать. 17.4 От тени к свету Многие эксперты давно отметили низкий удельный вес оплаты труда в российском ВВП. Что само по себе наводит на мысль о наличии скрытых доходов населения. Но возможность получить конкретные данные появилась лишь в 1996 году, когда балансовым методом был изучен сектор домашних хозяйств. Если предельно упрощенно, через опрос выяснялись доходы и расходы россиян. Причем не только за 1996 год, но и за три предшествующих. Разница сразу же стала зримой, она колебалась во времени, но в отдельные годы достигала 12- 13% ВВП в пользу расходов. Есть все основания утверждать, что значительная часть этого материального айсберга - результат скрытой оплаты труда. Учет такого рода "неучтенки" существенно изменил структуру российского ВВП, приблизив ее к структуре большинства других стран, сделал ее более правдоподобной. Пономаренко не утверждает, что цифры досчета идеально точны, вероятно, можно спорить о методологии расчетов, но МВФ ее признал и с прошлого года регулярно включает данные о российском ВВП в свои публикации. Итак, с 1993 года размер скрытой оплаты труда вырос с 5 до 11% ВВП в 1996-м. Растет и общий обьем теневой экономики. Напомним: в 1995 году она измерялась в 18%. На просьбу дать прогноз, что же нас ждет дальше, в Госкомстате ответили: прогнозы не даем - иначе будет трудно избежать искушения работать "по ориентиру". Но Пономаренко своими наблюдениями поделился. По его мнению, во второй половине минувшего года многое действительно говорило за то, что теневая экономика набирает мощь: хуже собирались налоги, застопорилась официальная заработная плата, увеличивались расходы. Сейчас ситуация чуточку иная: более динамично развивается та экономика, которая является вполне формальной, например автомобилестроение. Впервые за последние годы зафиксирован рост платных услуг, причем не в денежном, а в физическом выражении. Отмеченное увеличение отдачи малых предприятий вряд ли стало бы заметно, если бы продолжалось резкое падение на средних и крупных. Цены в строительстве растут медленнее, чем по экономике в целом, - стало быть, отпадает нужда обращаться к услугам сомнительных фирм или готовых подработать на чем угодно гастарбайтеров. Наконец, грядет Налоговый кодекс, значение которого трудно переоценить. Именно тяжелое налоговое бремя побудило многих производителей товаров и услуг уйти "в тень". Правда, послабления пока небольшие. И потому сохраняется сомнение: если "теневик" не платил, допустим, 48% налогов, захочет ли он выйти на свет и платить 40? 18. Заключение В ближайшее время результаты, достигнутые государством в борьбе с теневым сектором экономики, будут определяющими для выбора пути дальнейшего развития отечественной экономики и общества: либо российская экономика твердо встанет на путь закона, что позволит реализовать огромный потенциал роста, стать эффективной, как в развитых странах, с сильными демократическими традициями и значительными социальными гарантиями, либо ее дальнейшее формирование пойдет по латино - американскому образцу с преобладанием узкогрупповых интересов, недоступных силе закона, обрекающему основные массы населения на нищету. 19. Литература и материалы. 1. © Печатное издание - "Век ХХ и мир", 1994. © Электронная публикация - Русский Журнал, 1997 2. © АО «Редакция газеты «Слово» e-mail: info@slovo.msk.ru 3. Л. Фиглин, кандидат экономических наук “Теневая” занятость 4. Сергей Телешун: "Теневая политика - явление не всегда отрицательное" ("Ведомости", 8.08.97) 5. Меньшиков С. “Советскaя экономикa: кaтaстрофa или кaтaрсис?” -М.: Интер- Версо, 1990 6. “Теневaя экономикa России” -М.: Сегодня, sup1 66, 1996 со ссылкой нa Kaufman E Kaliberda 7. Каценелинбойген А. Советская политика и экономика. Книга третья. Глава «Цветные рынки и советская экономика». Boston, Chalidze Publications, 1988. 8. А. Матвеев. «Эконоимка и жизнь» Январь 1999 № 01 (8747) 9. Пономарев П. "Теневой лик банковской тайны" / "Экономика и жизнь" , № 39, 1996. 10. Ореховский П. "Статистические показатели и теневая экономика" / РЭЖ , № 4, 1996. Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |