бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Трудовые ресурсы предприятия

Трудовые ресурсы предприятия

реферат на тему

«ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ КАК СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ И ОБЪЕКТ

УПРАВЛЕНИЯ»

ПЛАН:

Введение

1. формирование тРУДОВЫХ РЕСУРСОВ

1.1. Планирование потребности в трудовых ресурсах

1.2. Набор

1.3. Отбор кадров

1.4. Определение заработной платы и льгот.

2. РАЗВИТИЕ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ

2.1. Профессиональная ориентация и адаптация в коллективе

2.2. Подготовка кадров

2.3. Оценка результатов деятельности

2.4. Подготовка руководящих кадров

2.5. Управление продвижением по службе

3. ПОвышение КАЧЕСТВА ТРУДОВОЙ ЖИЗНИ

3.1. Удовлетворение работника своим трудом

3.2.Совершенпствование организации труда

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Без людей нет организации. Без нужных людей ни одна организация не сможет

достичь своих целей и выжить. Несомненно, что трудовые ресурсы, относящиеся

к социально-экономической категории, являютя одним из важнейших аспектов

теории и практики управления.

Конкретная ответственность за общее руководство трудовыми ресурсами в

крупных организациях обычно возложена на профессионально подготовленных

работников отделов кадров, обычно в составе штабных служб. Для того чтобы

такие специалисты могли активно содействовать реализации целей

ораганизации, им нужны не только знания и компетенция в своей конкретной

области, но и осведомленностьность о нуждах руководителей низшего звена.

Вместе с тем, если руководители низшего звена не понимают специфики

управления трудовыми ресурсами, его механизма, возможностей и недостатков,

то они не могут в полной мере воспользоваться услугами специалистов-

кадровиков. Поэтому важно, чтобы все руководители знали и понимали способы

и методы управления людьми.

Управление трудовыми ресурсами включает в себя следующие этапы:

1. Планирование ресурсов: разработка плана удовлетворения будущих

потребностей в людских ресурсах.

2. Набор персонала: создание резерва потенциальных кандидатов по всем

должностям.

3. Отбор: оценка кандидатов на рабочие места и отбор лучших из резерва,

созданного в ходе набора.

4. Определение заработной платы и льгот: разработка структуры заработной

платы и льгот в целях привлечения, найма и сохранения служащих.

5. Профориентация и адаптация: введение нанятых работников в организацию

и ее подразделения, развитие у работников понимания того, что ожидает от

него организация и какой труд в ней получает заслуженную оценку.

6. Обучение: разработка программ для обучения трудовым навыкам,

требующимся для эффективного выполнения работы.

7. Оценка трудовой деятельности: разработка методик оценки трудовой

деятельности и доведения ее до работника.

8. Повышение, понижение, перевод, увольнение: разработка методов

перемещения работников на должности с большей или с меньшей

ответственностью, развития их профессионалького опыта путем перемещения на

другие должности или участки работы, а также процедур прекращения договора

найма.

9. Подготовка руководящих кадров, управление продвижением по службе:

разработка программ, направленных на развитие способностей и повышение

эффективности труда руководящих кадров.

1. формирование тРУДОВЫХ РЕСУРСОВ

1.1. Планирование потребности в трудовых ресурсах

При определении целей своей организации руководство должно также

определить необходимые для их достижения ресурсы. Необходимость в деньгах,

оборудовании и материалах является вполне очевидной. Редко кто из

руководителей упустит эти моменты при планировании. Потребность в людях —

тоже кажется вполне очевидной. К сожалению, зачастую планирование людских

ресурсов ведется ненадлежащим образом или же ему не уделяется того

внимания, которого оно заслуживает.

Планирование людских ресурсов по существу представляет собой применение

процедур планирования для комплектации штатов и персонала. Для удобства

можно считать, что процесс планирования включает в себя три этапа (рис. 1):

1. Оценка наличных ресурсов.

2. Оценка будущих потребностей.

3. Разработка программы удовлетворения будущих потребностей.

Планирование трудовых ресурсов в действующей организации логично начать с

оценки их наличия. Руководство должно определить, сколько человек занято

выполнением каждой операции, требующейся для реализации конкретной цели.

Например, в крупных рекламных агентствах в проведении и подготовке одной

рекламной коммерческой передачи может быть задействовано более ста человек.

Даже в столь простом деле, как обработка багажа на авиалинии, обычно

задействовано много различных работников.

Помимо этого, руководство должно оценить и качество труда своих

работников. Некоторые компании, такие как «Ай Ти энд Ти», «Ар Си Эй», «Ай

Би Эм», «Рокуэлл Интернейшнл», а также Вооруженные Силы США, разработали

систему инвентаризации трудовых навыков или специальностей, которая

предусматривает регистрацию профессиональных навыков служащих с указанием

количества работников, обладающих ими.

|Планирование трудовых ресурсов |

|1. Оценка |( |2. Оценка |( |3. Разработка |

|наличных трудовых| |будущих | |программы по |

|ресурсов | |потребностей | |развитию трудовых |

| | | | |ресурсов |

Рис. 1. Планирование трудовых ресурсов.

Следующим этапом планирования является прогнозирование численности

персонала, необходимого для реализации краткосрочных и перспективных целей.

Так, например, когда компания «Ай Би Эм» приняла решение о выходе на рынок

персональных ЭВМ с тем, чтобы захватить значительную долю этого рынка,

руководству компании пришлось включить в свои планы вопросы найма и

перевода научно-исследовательских кадров с опытом работы в области микро-

ЭВМ, а также коммерческих работников и специалистов по маркетингу, знакомых

с бытовой электроникой. Точно также, если администрация местного

универсального магазина решает организовать в первую неделю января широкую

продажу бельевых товаров, ей необходимо определить, сколько при этом

потребуется дополнительных продавцов для обслуживания возросшего потока

клиентов. Естественно, что при крупных организационных изменениях,

например, при создании нового завода, внедрении новой важной продукции,

оценка будущей потребности в рабочей силе представляет собой сложную и

весьма важную задачу. В этих случаях необходимо оценить внешний рынок труда

и определить имеющуюся на нем рабочую силу. В помощь организациям в деле

прогноза потребности в людских ресурсах наука управления разработла целый

ряд моделей.

Изменения во внешней среде, особенно экономической, могут оказать сильное

влияние на перспективные потребности организации в трудовых ресурсах.

Серьезный экономический спад 1980-1982 гг., например, привел к снижению

численности рабочей силы в различных отраслях промышленности и к

перемещению производственных мощностей в страны тихоокеанского региона, где

стоимость труда значительно ниже.

Определив свои будущие потребности, руководство должно разработать

программу их удовлетворения. Потребности — это цель, программа — средство

ее достижения. Программа должна включать конкретный график и мероприятия по

привлечению, найму, подготовке и продвижению работников, требующихся для

реализации целей организации

Для того чтобы нанять соответствующих работников, руководство должно в

деталях знать, какие задачи они будут выполнять во время работы и каковы

личные и общественные характеристики этих работ. Эти знания получают

посредством анализа содержания работы, который является краеугольным камнем

управления трудовыми ресурсами. Без него трудно реализовать все остальные

функции управления. Всесторонняя оценка всех конторских, оперативных,

технических и административных специальностей создает надежное основание

для принятия будущих решений о найме, отборе, назначении зарплаты, оценке

деятельности и повышении в должности.

Существует несколько методов анализа содержания работы. Один из них

заключается в наблюдении за работником и формальном определении и

регистрации всех выполняемых им задач и действий. Другой метод

предусматривает сбор такой информации посредством собеседования с

работником или его непосредственным начальником. Этот метод может оказаться

менее точным из-за искажений, вносимых восприятием опрашиваемого или

опрашивающего. Третий метод заключается в том, что работника просят

заполнить вопросник или дать описание его работы и требований к ней.

Информация, полученная при анализе содержания работы, является основой для

большинства последующих мероприятий по планированию, набору рабочей силы и

т.п. На ее основе создается должностная инструкция, которая представляет

собой перечень основных обязанностей, требующихся знаний и навыков, а также

прав работника. Она должна разрабатываться по всем должностям и

специальностям организации, например, для секретаря, экспедитора,

управляющего по рекламе и т.д.

1.2. Набор

Набор заключается в создании необходимого резерва кандидатов на все

должности и специальности, из которого организация отбирает наиболее

подходящих для нее работников. Эта работа должна проводиться буквально по

всем специальностям — конторским, производственным, техническим,

административным. Необходимый объем работы по набору в значительной мере

определяется разницей между наличной рабочей силой и будущей потребностью в

ней. При этом учитываются такие факторы, как выход на пенсию, текучесть,

увольнения в связи с истечением срока договора найма, расширение сферы

деятельности организации. Набор обычно ведут из внешних и внутренних

источников.

К средствам внешнего набора относятся: публикация объявлений в газетах и

профессиональных журналах, обращение к агентствам по трудоустройству и к

фирмам, поставляющим руководящие кадры, направление заключивших контракт

людей на специальные курсы при колледжах. Некоторые организации приглашают

местное население подавать в отдел кадров заявления на возможные в будущем

вакансии.

Большинство организаций предпочитают проводить набор в основном внутри

своей организации. Продвижение по службе своих работников обходится

дешевле. Кроме того, это повышает их заинтересованность, улучшает моральный

климат и усиливает привязанность работников к фирме. Согласно теории

ожиданий в отношении мотивации можно полагать, что если работники верят в

существование завися мости их служебного роста от степени эффективности

работы, то они будут заинтересованы в более производительном труде.

Возможным недостатком подхода к решению проблемы исключительно за счет

внутренних резервов является то, что в организацию не приходят новые люди

со свежими взглядами, что может привести к застою.

Популярным методом набора за счет внутренних резервов является рассылка

информации об открывающейся вакансии с приглашением квалифицированных

работников. Некоторые организации практикуют уведомление всех своих

служащих о любой открывающейся вакансии, что дает им возможность подать

заявления до того как будут рассматриваться заявления людей со стороны.

Великолепным методом является и обращение к своим работникам с просьбой

порекомендовать на работу своих друзей и знакомых.

Одна из основных проблем при наборе служащих связана с желанием

нанимающего «выгоднее продать» свою компанию. Он может завысить

положительные моменты или занизить трудности работы в компании. В

результате у потенциального кандидата могут возникнуть необоснованные

ожидания. Исследования показывают, что возникновение такого рода ожиданий

при найме ведет к росту неудовлетворенности трудом и увеличению текучести

кадров. Для решения этой проблемы некоторые из компаний, например, «Тексас

Инструментс», разработали программы под названием «Реалистичное знакомство

с вашей будущей работой», которые дали возможность нанимающемуся увидеть и

положительные, и отрицательные стороны. Внедрение таких программ позволило

в значительной мере избежать разочарования и сократить текучесть кадров.

1.3. Отбор кадров

На этом этапе при управлении планированием кадров руководство отбирает

наиболее подходящих кандидатов из резерва, созданного в ходе набора. В

болшинстве случаев выбирать следует человека, имеющего наилучшую

квалификацию для выполнения фактической работы на занимаемой должности, а

не кандидата, который представляется наиболее подходящим для продвижения по

службе. Объективное решение о выборе, в зависимости от обстоятельств, может

основываться на образовании кандидата, уровне его профессиональных навыков,

опыте предшествующей рабсты, личных качествах. Если должность относится к

разряду таких, где определяющим фактором являются технические знания

(например, научный работник), то наиболее важное значение, видимо, будут

иметь образование и предшествующая научная деятельность. Для руководящих

должностей, особенно более высокого уровня, главное значение имеют навыки

налаживания межрегиональных отношений, а также совместимость кандидата с

вышестоящими начяльниками и с его подчиненными. Эффективный отбор кадров

представляет собой одну из форм предварительного контроля качества

человеческих ресурсов.

К трем наиболее широко применяемым методам сбора информации, требующейся

для принятия решения при отборе, относятся испытания, собеседования и

центры оценки.

Испытания. Поведенческие науки разработали много видов различных

испытаний, которые помогают предсказать, сколь эффективно сможет кандидат

выполнять конкретную работу. Один из видов отборочных испытаний

предусматривает измерение способности выполнення задач, связанных с

предполагаемой работой. В качестве примера можно привести машинопись или

стенографию, демонстрацию умения работать на станке, демонстрацию речевых

способностей путем устных сообщений или письменных работ. Другой вид

испытаний предусматривает оценку психологических характеристик, таких как

уровень интеллекта, заинтересованность, энергичность, откровенность,

уверенность в себе, эмоциональная устойчивость и внимание к деталям. Для

того чтобы такие испытания были бы полезными для отбора кандидатов,

требуется значимая корреляция между высокими оценками, набираемыми в ходе

испытаний, и фактическими показателями работы. Руководство должно дать

оценку своим испытаниям и определить, действительно ли люди, хорошо

справляющиеся с испытаниями, оказываются более эффективными работниками,

чем те, которые набирают меньшее количество баллов.

Бланки заявлений, хотя они и не относятся к истинным средствам

определения способностей или психологических характеристик, тоже успешно

применяются для сравнительной оценки уровня квалификации. Так, например,

конкретные сведения, которые требуется указать в бланке заявления о стаже

предыдущей работы, зарплате, характере образования и оконченном учебном

заведении, хобби и т.д., тоже можно использовать для отбора кандидатов,

если такие биографические данные помогают отличить более эффективных от

менее эффективных служащих, уже работающих в данной организации.

Центры оценки. Центры оценки впервые были созданы во время второй мировой

войны для отбора и оценки агентов для секретной службы — предшественника

ЦРУ. «Ай Ти энд Ти» была первой частной компанией, использовавшей центр для

отбора руководящих кадров и коммерческих работников. Сегодня многие крупные

Фирмы, такие, как «Дженерал Электрик», «Ай Би Эм», используют их в основном

для отбора кандидатов на повышение.

В центрах оценивают способность к выполнению связанных с работой задач

методами моделирования. Один из методов, так называемое упражнение «в

корзине для бумаг», ставит кандидата в роль управляющего гипотетической

компании. В течение трех часов он должен принимать решения — как отвечать

на письма, памятные записки, как реагировать на различную информацию. Он

должен принимать решения, общаться в письменной форме с подчиненными,

наделять полномочиями, проводить совещания, устанавливать приоритеты и т.д.

Другим методом является имитация собрания организации без

председательствующего. Кандидатов оценивают по таким характеристикам, как

умение выступать, настойчивость, навыки личностных отношений. К прочим

методам отборочных центров относятся: устные доклады группе слушателей,

исполнение заданной роли, психологические тесты, тесты по определению

уровня интеллекта, официальные интервью.

Исследования показали, что центры оценки являются отличным средством

прогнозирования рабочих качеств кандидатов. Однако они весьма дороги и

поэтому обычно используются только крупными преуспевающими компаниями.

Собеседования. Собеседования до сих пор являются наиболее широко

применяемым методом отбора кадров. Даже работников неуправленческого

состава редко принимают на работу без хотя бы одного собеседования. Подбор

руководителя высокого ранга может потребовать десятков собеседований,

занимающих несколько месяцев. Вместе с тем, исследования выявили целый ряд

проблем, снижающих эффективность собеседований как инструмента отбора

кадров.

Основа этих проблем имеет эмоциональный и психологический характер. Так,

например, существует тенденция принятия решения о кандидате на основе

первого впечатления, без учета сказанного в остальной части собеседования.

Другая проблема заключается в тенденции оценивать кандидата в сравнении с

лицом, с которым проводилось собеседование непосредственно перед этим. Если

предыдущий собеседник выглядел особенно плохо, то последующий

посредственный кандидат будет выглядеть хорошо или даже очень хорошо. Есть

у проводящих интервью и такая тенденция, как оценка более благоприятно тех

кандидатов, внешний вид, социальное положение и манеры которых в большей

мере напоминают их собственные.

Исследования показывают, что структурированные интервью со

стандартизированными и записанными вопросами и ответами повышают точность

этого метода. Вместе с тем, собеседование следует сконцентрировать на тех

вопросах, которые конкретно относятся к данной работе. Подчеркивая это

положение, Джон и Мэри Майнеры говорят: «Если интервьюер хорошо знает ту

работу, по которой ведется собеседование, и знает, какие люди могут

преуспеть в ней, то он будет более объективен и получаемые результаты будут

лучше».

Некоторые общие рекомендации эффективного проведения собеседования

сводятся к следующему:

1. Установите взаимопонимание с кандидатом и дайте возможность ему

почувствовать себя свободно.

2. В ходе всего собеседования концентрируйте внимание на требованиях к

работе.

3. Не оценивайте по первому впечатлению. Подождите, пока не получите всю

информацию.

4. Подготовьте комплект структурированных вопросов, которые будут

задаваться всем кандидатам. Будьте, вместе с тем, достаточно гибки, чтобы

исследовать другие возникающие вопросы.

1.4. Определение заработной платы и льгот.

Вид и количество вознаграждений, предлагаемых организацией, имеют важное

значение для оценки качества трудовой жизни.

Исследования показывают, что вознаграждения влияют на решения людей о

поступлении на работу, на прогулы, на решения о том, сколько они должны

производить, когда и стоит ли вообще уйти из организации. Многими

исследованиями установлено, что количество прогулов и текучесть кадров

прямым образом связаны с удовлетворенностью получаемым вознаграждением. При

хорошей работе, которая дает чувство удовлетворения, количество прогулов

имеет тенденцию к снижению. Когда же работа неприятна, число прогулов

значительно возрастает.

Термин «заработная плата» относится к денежному вознаграждению,

выплачиваемому организацией работнику за выполненную работу. Она направлена

на вознаграждение служащих за выполненную работу (реализованные услуги) и

на мотивацию достижения желаемого уровня производительности. Организация не

может набрать и удержать рабочую силу, если она не выплачивает

вознаграждение по конкурентоспособным ставкам и не имеет шкалы оплаты,

стимулирующей людей к работе в данном месте.

Разработка структуры заработной платы является обязанностью отделов

кадров или трудовых ресурсов. Структура заработной платы в организации

определяется с помощью анализа обследования уровня заработной платы,

условий на рынке труда, а также производительности и прибыльности

организации. Разработка структуры вознаграждения административно-

управленческого персонала более сложна, поскольку помимо самой зарплаты в

нее часто входят различные льготы, схемы участия в прибылях и оплата

акциями.

Помимо заработной платы организация предоставляет своим работникам

различные дополнительные льготы, которые раньше называли «мелкими

привилегиями» (fringe benefits). Однако, так как эти доплаты составляют

значительную часть пакета вознаграждений, выплачиваемых организацией,

сейчас их называют дополнительными льготами.

Традиционный подход к предоставлению дополнительных льгот заключается в

том, что одинаковые льготы имеют все работники одного уровня. Однако при

этом не учитываются различия между людьми. Исследования показывают, что не

все служащие ценят такие льготы. Воспринимаемая ценность дополнительных

льгот зависит от таких факторов, как возраст, семейное положение, размер

Страницы: 1, 2


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.