|
Трансфертные платежи в республике МолдоваТрансфертные платежи в республике МолдоваОГЛАВЛЕНИЕ 1. ВВЕДЕНИЕ………………………………………… 3 2. ЧТО ТАКОЕ ТРАНСФЕРТ……………………….. 4 3. ЗАКОН О БЮДЖЕТЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ………………….. 5 4. ХАРАКТЕРИСТИКА СЛОЕВ НАСЕЛЕНИЯ…… 14 5. СОВРЕМЕННЫЙ УРОВЕНЬ ЖИЗНИ ПЕНСИ- ОНЕРОВ………………………………………………… 23 6. ОРГАНИЗАЦИОННО-ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ …………………. 33 7. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ ПЕНСИОННОЙ РЕФОР- МЫ……………………………………………………….. 44 8. ТРАНСФЕРТЫ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ НА МАКРОУРОВНЕ…………………………………… 57 9. ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………….. 62 10. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.69 ВВЕДЕНИЕ В данной работе будут рассмотренны современные тенденции развития различных слоев населения Трансфертный платеж - выплата правительством или фирмой домохозяйству или фирме денег ( или передача товаров и услуг), взамен которых плательщик непосре-дственно не получает товары или услуги. Государство производит выплаты, трансферты, не учиты-вающиеся в ВНП, которые просто перераспределяют на-логовые доходы, полученные от всех налогоплательщи-ков, определенным слоям населения в форме пособий по безработице, выплат по социальному страхованию и обеспечению пособий ветеранам ( войны ), пенсий и т.д. Налоговые поступления, необходимые для финансиро-вания государственных закупок и трансфертных плате-жей, составляют приблизительно 1/3 национального продукта Молдовы. В 1991 г. была сформирована новая самостоятельная финансовая структура - Социальный фонд. Социальный фонд, который отделен от бюджета, представляет собой единый орган государственного управления финансами социального страхования, социального обеспечения и со-действия занятости. В его состав входят: целевой фонд пенсий, целевой фонд социального страхования, на- ходящийся в управлении федерации независимых проф-союзов Молдовы, фонд занятости. Одной из главных задач Социального фонда является сбор и аккумулирование средств из всех источников на выплату государственных пенсий. Такими источниками являются работодатели, государство и граждане. Работо-датели в обязательном порядке страхуют за счет затрат на производство своих работников (обязательное страхо-вание распространяется также на самозанятых предпри-нимателей, не образующих юридического лица, фер-меров и т.д.). В последние годы для основной части хо-зяйствующих субъектов, независимо от вида собствен-ности и организационно-правовой формы, установлен та-риф взносов на обязательное страхование в размере 31% от фонда оплаты труда. Для остальных плате-льщиков страховых взносов (общественных объедине-ний; организаций инвалидов и пенсионеров; физических лиц, которые получают доход от осуществления предпри-нимательской деятельности и др.) установлены более низкие тарифы. Бюджет Социального Фонда устанавливается Парламентом РМ каждый год в виде Закона. Закон Республики Молдова № 1424-Х111 от 23 декабря 1997 года О БЮДЖЕТЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ НА 1998 ГОД Ст.1. - Бюджет государственного социального страхова-ния на 1998 год устанавливается следующим образом: доходы - 1369738 тыс.лей расходы -1501849 тыс.лей дефицит-132111 тыс.лей. Ст.2. - В доходы бюджета государственного социального страхования на 1998 год включаются: - взносы на обязательное государственное социальное страхование в сумме 878026 тыс.лей; Ассигнования из государственного бюджета: - в сумме 316420 тыс.лей - для выплаты пособий и адресных компенсаций; - в сумме 100000 тыс.лей - для увеличения пенсий, в том числе 2590 тыс.лей - для увеличения пенсий военнослу-жащим срочной службы и членам их семей; - в сумме 25092 тыс.лей - для выплаты повышений к пенсиям за особые заслуги перед государством; - в сумме 10000 тыс.лей - для выплаты пенсий военнос-лужащим срочной службы и членам их семей; - в сумме 3500 тыс.лей - для выплаты пенсий участникам ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС; - в сумме 700 тыс.лей - для выплаты надбавок к пенсиям репрессированным и впоследствии реабилитированным лицам в соответствии с действующим законодательст-вом; -прочие доходы (регрессные иски, штрафы, пеня) в сумме 36000 тыс.лей. Ст.3. - Расходы бюджета государственного социального страхования на 1998 год включают: фонд пенсий и пособий - 1304331 тыс.лей фонд защиты семей с детьми - 75558 тыс.лей фонд занятости населения - 18000 тыс.лей фонд социального страхования работающих - 98960 тыс.лей резервный фонд - 5000 тыс.лей. Ст.4. - Средства, поступающие в бюджет государствен-ного социального страхования, используются в соотве-тствии с настоящим законом исполнительной дирекцией Социального фонда. Отвлечение средств бюджета госу- дарственного социального страхования на другие цели, не допускается. Ст.5. – Обеспечение работников санаторно-курортным лечением и отдыхом и их детей отдыхом в детских оздо-ровительных учреждениях, содержание детско- юношес-ких спортивных школ осуществляются Всеобщей федера-цией профсоюзов Республики Молдова за счет средств бюджета государственного социального страхования, перечисляемых Социальным фондом, в размере ассиг-нований, предусмотренных в приложениях 2. Порядок приобретения и использования путевок на санаторно-курортное лечение и отдых работников и их детей уста- навливается Социальным Фондом и Всеобщей федера-цией профсоюзов Республики Молдова. Ст.6 - (1) Взимание взносов и контроль за правильнос-тью, полнотой и своевременностью перечисления взно-сов на государственное Социальное страхование осуще-ствляются исполнительной дирекцией Социального фон-да и органами Государственной налоговой службы в со-ответствии с предоставленными им правами. (2) Непредставление в установленные законодательст-вом сроки отчетов, расчетов и других документов, связан-ных с исчислением и внесением взносов на обязательное государственное социальное страхование, а также зани-жение размера взносов влекут ответственность физичес-ких и юридических лиц в соответствии с административ-ным и уголовным законодательством. Ст. 7. - (1) Установить, что выдача финансовыми учреж-дениями средств для выплаты заработной платы осу-ществляется только при одновременном отчислении в соответствующем размере взносов в бюджет государст-венного социального страхования со счетов хозяйствую-щих субъектов. Ст.8. - Тарифы взносов на обязательное государ- ственное социальное страхование на 1998 год устана-вливаются согласно приложению 1. Ст.9. - Свод доходов и расходов бюджета государ- ственного социального страхования на 1998 год пред-ставлен в приложении 2. Ст.15. - Остаточная сумма пенсий одиноких пенсионе-ров, проживающих в домах (пансионатах) для престаре-лых и инвалидов (после выплаты им суммы в размере 10 процентов назначенной месячной пенсии, а репрессиро-ванным и впоследствии реабилитированным лицам - в размере 25 процентов) перечисляется этим домам (пан-сионатам) и используется на содержание пенсионеров (в первоочередном порядке на приобретение продуктов пи-тания и лекарств). Ст.18. - Настоящий закон вступает в силу с 1 января 1998 года.[1] Приложение 1 к Закону о бюджете государственного социального страхования на 1998 год ТАРИФЫ ВЗНОСОВ НА ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ГОСУДАР-СТВЕННОЕ СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ НА 1998 ГОД В следующих размерах: а) для хозяйствующих субъектов независимо от вида собственности и организационно-правовой формы – 31 процент фонда оплаты труда; б) для сельскохозяйственных предприятий независимо от вида собственности и организационно-правовой формы, ственников земли - 1,5 лея за один балло- гектар сельско-хозяйственных пахотных угодий; с) для хозяйствующих субъектов, число инвалидов и пен-сионеров в которых составляет более 50 процентов об-щей штатной численности - 15 процентов фонда оплаты труда (дохода); д) для общественных объединений инвалидов и пенсио-неров, Общества Красного Креста Молдовы, Детского Фонда Республики Молдова,учебно-произ-водственных предприятий Общества слепых и Общества глухих, Республиканского учебно- производственного комбината инвалидов - 4,5 процента фонда оплаты труда; 3. Срок представления расчетов отчислений в бюджет государственного социального страхования: ежеквартально не позднее 20 числа месяца, следующе-го за отчетным кварталом. 5. Обязательные страховые взносы граждан состав- ляют один процент заработной платы (дохода). Приложение 2 СВОД ДОХОДОВ И РАСХОДОВ БЮДЖЕТА ГОСУДАР-СТВЕННОГО СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ НА 1998 ГОД ДОХОДЫ, ВСЕГО 1369738,0 в том числе: - Взносы на обязательное государственное социальное страхование 878026,0 - Ассигнования из государственного бюджета 455712,0 - Прочие доходы (регрессные иски, штрафы, пеня) 36000,0 РАСХОДЫ, ВСЕГО 1501849,0 в том числе: 1. Фонд пенсий и пособий 1304331,0 в том числе: - пенсии по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу пет 929390,0 - социальные пенсии 30078,0 - пенсии военнослужащим срочной службы и членам их семей 12590,0 - повышения к пенсиям за особые заслуги перед государством 25092,0 - ежемесячные и ежеквартальные адресные пособия на газ пенсионерам, семьям с тремя и более детьми, мало-обеспеченным категориям населения 69840,0 - пособия на погребение 14400,0 - компенсации и материальная помощь лицам, пост-радавшим вследствие аварии на Чернобыльской АЭС 3500,0 - расходы на санаторно-курортное лечение пенсионеров 180,0 - ежемесячные адресные компенсации малообеспечен-ным категориям населения в связи с повышением та-рифов на электро, теплоэнергию и газ 188330,0 - расходы на содержание санаториев "Sрегаntа" и "Victoria" 9000,0 2. Фонд защиты семей с детьми 75558,0 в том числе: - пособия взамен алиментов на детей 115,4 - пособия одиноким матерям 3181,9 - пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 пет 27266,4 - ежемесячные компенсации на детей в возрасте от 1,5 до 16 лет включительно (на учащихся школ, гимназий, лицеев - до окончания соответствующего учебного заве-дения) 29955,5 - ежемесячные компенсации детям из многодетных се-мей (трое и более детей) - 10 лей на каждого ребенка 13900,5 - ежемесячные компенсации многодетным семьям на то-пливо, используемое в хозяйстве, - 2,5 лея на каждого ре-бенка начиная с четвертого 1138,3 3. Фонд занятости населения 18000,0 в том числе: - пособия по безработице 8186,0 - расходы на профессиональную подготовку (переподго-товку) безработных . 5354,0 - расходы на создание новых рабочих мест 950,0 4. Фонд социального страхования работающих 98960,0 в том числе: Пособия на социальное страхование 72460,0 в том числе: - по временной нетрудоспособности 57310,0 - по беременности и родам 11850,0 - при рождении ребенка 2050,0 - на погребение 1250,0 - расходы на санаторно-курортное лечение и отдых ра-ботников и их детей, содержание детских оздоровите-льных учреждений, детско-юношеских спор- тивных школ 25000,0 - расходы на изготовление бланков больничных листов 1000,0 5. Резервный фонд 5000,0 ДЕФИЦИТ 132111,0 Приложение 3 Виды компенсаций и адресных пособий, выплата которых осуществляется в 1998 году за счет средств государст-венного бюджета: 1. Ежемесячная компенсация в связи с либерализацией цен неработающим пенсионерам, в том числе инвалидам 1 и II групп - 1 лей. 2. Ежемесячная компенсация на некоторые виды продо-вольственных товаров: а) неработающим пенсионерам, в том числе инвалидам 1 и II групп, в зависимости от размера получаемой пенсии: - до 3,5 минимальной заработной платы б) детям из многодетных (трое и более детей) и непол-ных (без одного родителя) семей, детям в возрасте до 16 лет, находящимся под опекой, учащимся из вышеуказан-ных семей в возрасте до 18 лет - при условии, что сред-немесячный совокупный доход на одного члена семьи не превышает величины минимальной заработной платы - 10 лей на каждого ребенка. 3. Ежемесячное адресное пособие на газ, используемый в целях отопления: а) неработающим пенсионерам, у которых размер полу-чаемой пенсии не превышает трехкратной величины ми-нимальной пенсии по возрасту, - в размере одной мини-мальной заработной платы; б) многодетным семьям (трое и более детей), у которых совокупный среднемесячный доход на одного члена cе-мьи за предыдущий квартал не превышает величины ми-нимальной заработной платы - в размере одной минима- льной заработной платы на семью; в) малообеспеченным и низкооплачиваемым лицам, у которых совокупный среднемесячный доход на одного члена семьи за предыдущий квартал не превышает ве-личины минимальной заработной платы - в размере 0,5 минимальной заработной платы на семью. 5. Ежемесячная компенсация многодетным семьям на плату за топливо, используемое в хозяйстве - 2,5 лея на каждого ребенка начиная с четвертого. 6. Ежемесячное пособие семьям гражданских лиц, погибших при участии в боевых действиях по защите территориальной целостности Республики Молдова - в размере шести минимальных заработных плат и допол-нительно на каждого ребенка начиная со второго - по одной минимальной заработной плате. 7. Компенсации и материальная помощь лицам, постра-давшим вследствие аварии на Чернобыльской АЭС: а) ежегодная компенсация на санаторно-курортную путевку в размере средней стоимости одной путевки; б) единовременная компенсация по установлении инвалидности, в зависимости от группы инвалидности: 1 группа - в размере 30 минимальных заработных плат; II группа - в размере 20 минимальных заработных плат; III группа - в размере 10 минимальных заработных плат; в) единовременная компенсация семьям, потерявшим кормильца вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, - в размере 30 минимальных заработных плат; г) ежегодная материальная помощь на оздоровление участникам ликвидации последствий аварии на Черно-быльской АЭС: - инвалидам 1 и II групп и участникам ликвидации послед-ствий аварии в 1986 - 1987 годах - в размере 3 минималь-ных заработных плат; - инвалидам III группы и участникам ликвидации последствий аварии в 1988 году - в размере 2 ми-нимальных заработных плат. Для того, чтобы понять, что стоит за сухим языком цифр, выяснить являются ли суммы трансфертов, данные в За-коне оптимальными, выполняющими свои функции, необ-ходимо охарактеризовать современное положение полу-чателей трансфертов: пенсионеров, инвалидов, матерей-одиночек и т.д., - саму систему распределения трансфер-тов в Республике Молдова, а также проблемы, которые возникают на макроуровне. В первую очередь необходимо показать степень рассло-ение общества на обеспеченных и малообеспеченных в Республике и дать характеристику признаков эти слои определяющие. Что даст возможность выявить совре-менное экономическое положение населения. Слой крайне бедного (нищего) населения имеет следую-щие характеристики: - проживание в основном в городской местности; из 100 самых бедных людей - 81 горожанин и 19 - сельских жителей; - обитание в самых больших по размеру домашних хозяй-ствах; - типичными домашними хозяйствами являются: в городс-кой местности - домашние хозяйства из 4 человек (30% всех хозяйств), 3 человека (24%), 2 человека (18%); в се-льской местности - домашние хозяйства из 4 человек (47% всех хозяйств), из 5 человек (19%), из 2 человек (12%); - самый низкий удельный вес работающих и наибольшая доля несовершеннолетних; - один из наиболее высоких уровней неработающих по различным причинам и наименьшая доля пенсионеров; - основньм источником совокупных доходов являются денежные доходы; - самая низкая оплата труда работающих (составлявшая) тем не менее, 44% совокупного дохода домашних хо- зяйств – наивысший уровень из всей совокупности; - резко ограниченные возможности натуральных поступ-лений в домашние хозяйства; - невысокий уровень и ненадлежащее качество потребле-ния материальных благ (и в первую очередь, продуктов питания). Слой малообеспеченных (умеренно бедных) имеет следующие отличительные черты; - преимущественно проживающие в городской местности (на 100 малообеспеченных - 58 горожан и 42 - сельских жителя); - обитание в домашних хозяйствах, размер которых неско-лько превышает среднюю по всем домашним хозяйствам величину; - невысокий уровень оплаты труда работающих (в расчете на 1 члена домашних хозяйств менее 36 леев), который составляет приблизительно половину всех денежных доходов населения этого социального слоя; - примерно равное участие в формировании совокупных доходов натуральных поступлений и денежных доходов. Слой относительно обеспеченных обладает следующими параметрами; - превалирование проживающих в сельской местности (из 100 относительно обеспеченных - 32 горожанина и 68 – сельских жителей); - обитание в домашних хозяйствах, размер которых сопоставим со средним размером всей совокупности домашних хозяйств; - приблизительно равная доля работающих и неработаю-щих в общей численности членов домашних хозяйств; - оплата труда работающих обеспечивает формирование неболее 40% объема денежных доходов; - натуральные поступления становятся главным фактором определяющим размер совокупного дохода домашнего хозяйства. Социально-демографический портрет обеспеченного на-селения характеризуется следующими чертами: - проживание в основном в сельской местности (из 100 самых обеспеченных людей - 21 горожанин и 79 – сельс-ких жителей); - обитание в небольших семьях (их размер существенно меньше, чем у относительно обеспеченных людей); - типичными семьями являются: в городской местности – семья из 1 человека (40% всех семей), 3 человек (17%), 2 человек (14%); в сельской местности - семья из 2 человек (42% всех семей), из 3 человек (22%), из 1 человека (18%); - самый большой удельный вес работающих и наимень-шая доля несовершеннолетних (кроме городской мест-ности); - один из наиболее высоких уровней оплаты труда работающих (формирующий, однако, всего 11% совокуп-ного дохода); - существенные денежные доходы, полученные от прода-жи сельскохозяйственной продукции (по своим размерах сопоставимые с оплатой труда работающих членов до-машнего хозяйства); - крупные натуральные поступления в домашние хозяйс-тва, которые, наряду со значительными денежными дохо-дами из различных источников, предопределили самые большие совокупные доходы; - высококачественное питание в достаточном объеме (в основном за счет производимых в личном подсобном хозяйстве продуктов питания). РАЗМЕР МИНИМАЛЬНОГО ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО БЮДЖЕТА Размер минимального потребительского бюджета, составив в мае нынешнего года 539,5 лея, практически не изменился за последний месяц. Стоимость продово-льственной и непродовольствен-ной корзины достигла 223,6 и 156,3 лея, увеличившись, соответственно, на 1 и 1,8 лея. Плата за услуги зафиксирована на уровне 94,8 лея, на уплату на-логов и взносов требовалось 15,8 лея были на 2,1 лея больше, чем за предыдущий месяц, непредвиденные расходы остались практически на том же уровне – 49,05 лея. Индекс потребительских цен в мае составил 100,7 процента. Средняя заработная плата по национальной экономике республики равна 247,2 лея. Самыми высокооплачивае-мыми в стране являются работники финансовой сфе---- - НОМИНАЛЬНЫЙ РАЗМЕР ПЕНСИИ - ИПЦ ры, где средняя заработная плата превышает 1012 ле-ев. Самая низкая - у работников сельского хозяйства: в пределах 126,4 лея. Регулирование подоходной дифференциации населения в приемлемых рамках предполагает осуществление мер, которые поддержали бы наиболее уязвимые социальные группы. При неокрепших пока государственных структу-рах эта задача крайне непростая. Тем не менее страте-гия государственного регулирования социального рассло-ения должна четко следовать логике более справед-ливого распределения бремени кризиса между социаль-ными группами и декларировать цели и методы ее осу-ществления. В этой связи государственное регулирование подоходной дифференциации с целью ее уменьшения осуществляет-ся на основе проведения комплекса мер по увеличению доходов малообеспеченных групп населения в рамках системы их социальной защиты, с одной стороны, и пере-распределения высоких и сверхвысоких доходов состоя-тельных семей - с другой. При этом, как свидетельствует мировая практика и опыт нашей Республики, наиболее сильное влияние на снижение подоходной дифферен-циации оказывают меры по повышению доходов мало-обеспеченных групп населения. В условиях крайне ограниченных финансовых ресурсов повышение доходов малообеспеченных групп населения Республики предполагается осуществить по двум основ-ным направлениям, ориентированным на принципиально различные категории населения: трудоспособных и не-трудоспособных (полностью илк частично), а также вре-менно не работающих. Действующая ныне государствен- ная система социальной защиты нацелена в основном на поддержку пенсионеров, инвалидов, многодетных семей, других категорий населения, которые в силу различных причин не получают трудовых доходов. Однако сегодня бедность значительно "помолодела", переместилась в трудоспособные возрасты и потому социальной поддерж-кой должно быть охвачено все малообеспеченное насе- ление, включая и трудоспособную его часть. Для трудоспособного населения предстоит создать наи-более благоприятные и разнообразные условия для тру-довой и деловой активности. Учитывая тот факт, что в перспективе, как и ныне, основным источником средств существования для большинства трудоспособного насе-ления останется наемный труд, главными направлениями системы его социальной защиты являются |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |