|
Транснациональные корпорациивзаимности, сохраняются в основном в отношении стран — не членов ЕС. В .частности, в большинстве стран ЕС сохраняются требования о том, чтобы согласованная часть продукции, реализуемой дочерним предприятием иностранной компании, производилась в рамках ЕС. Столь же распространенным является требование об организации по истечении определенного срока ресурсоемких производств. Такие ограничения объективно направлены против японских ТНК, придерживающихся стратегии сохранения ключевых позиций на территории собственной страны. Что касается вывоза капитала в форме прямых инвестиций, то к началу 90- х годов в странах ЕС практически не осталось ограничений ни на получение разрешения, ни на осуществление финансирования. Однако профсоюзы (и некоторые журналисты) все еще полагают, что вывоз капитала не способствует перестройке отечественной промышленности и созданию новых рабочих мест. Перемены области международных инвестиций — не только свидетельство тенденции к либерализации международной торговли и других форм международных экономических отношений. Возрождение веры в могущество рыночного механизма регулирования экономики и желание "более активно участвовать в международном разделении труда" связывается, с одной стороны, с провалом социалистических режимов в обеспечении политической свободы своих граждан и создании эффективной экономики, а с другой — с успехами в экономическом развитии и экспортной экспансии ряда новых индустриальных стран Азии.[11] Перемены в политике связаны и с осознанием того факта, что международные инвестиции способствуют интенсивному развитию международного разделения труда и получению от этого выгод, а также интеграции национальных хозяйств в систему мирового хозяйства. Эти перемены отражают признание того, что рост ТНК и развитие кооперации между ними — непременные условия научно-технического прогресса в современных условиях и повышения конкурентоспособности участников такого процесса. Это также и реакция на современные тенденции в движении международных прямых инвестиций и реорганизации ТНК. При примерном равенстве экспортных и импортных потоков капитала они не оказывают дестабилизирующего воздействия на платежные балансы индустриальных стран, а стратегия полицентрических ТНК строится с большим учетом интересов стран, где развертывается их деятельность. Не случайно, что имеющиеся ограничения на иностранные прямые инвестиции в ЕС направлены против ТНК, придерживающихся в отличие от европейских и американских компаний прежней националистической ориентации. Определить различия в позициях американских и японских ТНК, может пример Великобритании. Здесь в 1990 г. 85% продукции американских ТНК, реализуемой на английском рынке, было произведено на предприятиях, размещенных в стране сбыта. Японские ТНК произвели в Великобритании лишь 15% объема реализуемой здесь продукции, а остальное ввезли из Японии. Вместе с тем в книге приводятся свидетельства определенной эволюции японских ТНК в направлении предоставления большей самостоятельности заграничным отделениям, в том числе в разработке новых продуктов. Увеличивается число европейцев и американцев, назначаемых на ключевые посты дочерних предприятий японских ТНК, действующих в соответствующих странах. Особое место в планах ТНК занимает регион Восточной Европы и СНГ. Большинство наблюдателей не сомневаются в колоссальных возможностях этого региона для помещения международных прямых капиталовложений. Однако регион с населением в 400 млн. человек (не считая земель Германии) к концу 1990 г. привлек такой же объем прямых капиталовложений, как Ирландия и Норвегия с населением в 5 млн. человек. Если сравнивать с индустриальными странами с таким же средним доходом на душу населения, как в наиболее развитых из стран Восточной Европы, то последние привлекли в 40 раз меньше иностранных прямых капиталовложений в расчете на душу населения. Если предположить, что основные страны Восточной Европы сумеют повысить вдвое свой жизненный уровень и завершат процесс приватизации к 2000 г., то международные прямые инвестиции в этот регион могут вырасти до 100 млрд. долл., против 2—3 млрд. в 1990 г. Примерно такой же величины к этому сроку могут достигнуть прямые инвестиции ТНК в странах СНГ. Резкая интенсификация потока иностранных капиталовложений в этот регион должна наступить во второй половине 90-х годов. До сих пор мощному притоку международных инвестиций мешали, по его мнению, отсутствие в странах Восточной Европы должной институциональной структуры, недостаток опыта у руководящих кадров местных компаний, низкий уровень предпринимательской и трудовой культуры, ограниченный доступ этих стран на внешние рынки, недостаток организационных возможностей и материальных стимулов. В 1991 г. генеральный директор Европейского парламента Майкл Палмер выдвинул Страсбургский план для Восточной Европы. В плане обосновывалась необходимость оказать помощь Восточной Европе в объеме 16,7 млрд. долл. в год в течение двух ближайших десятилетий для радикальной реконструкции транспортной сети и сети связи, резкого снижения уровня загрязнения окружающей среды, создания эффективной рыночной системы, стабилизации валют и поддержки платежных балансов. Необходимость такой помощи мотивировалась тем, что страны Восточной Европы на два - три поколения отстали от стран Западной Европы по производственной и институциональной инфраструктуре. Страсбургский план должен, как это было сделано в свое время по "плану Маршалла", создать необходимые предпосылки для стимулирования частных инвестиций, включая иностранные прямые капиталовложения. Многое, однако, зависит от политики правительств восточноевропейских стран, от их умения эффективно содействовать перестройке хозяйства и убедить свои народы в необходимости пройти этот путь, несмотря на "дополнительные экономические тяготы". Подводя итоги, можно сказать, что ТНК во все возрастающей степени превращаются в двигатели экономического роста, поскольку они создают наилучшие условия для раскрытия возможностей предпринимательства, развития передовой технологии и роста квалификации рабочей силы. Задача национальных правительств состоит в том, чтобы использовать эти возможности ТНК. Особенности современного этапа глобализации. Характеризуя особенности современного этапа глобализации производства, следует отметить, что на первом этапе (до первой мировой войны) вывоз капитала в форме прямых инвестиций имел главной целью эксплуатацию природных ресурсов на территориях, находившихся под контролем стран - экспортеров капитала. На втором этапе (в третьей четверти XX в.) вывоз капитала в форме прямых инвестиций был направлен на перемещение в другие страны производства тех товаров и услуг, которые завершили фазу быстрого роста в странах - экспортерах капитала. Третий, современный этап характеризуется, не столько желанием ТНК приобрести природные ресурсы или рынки сбыта, сколько их стремлением рационализировать структуры капиталовложений и воспользоваться преимуществами глобальной либо региональной экономической интеграции, приобрести дополнительные технологические, организационные или рыночные возможности, чтобы более эффективно обеспечивать, сохранять и повышать глобальные конкурентные позиции. Еще одна особенность деятельности ТНК в современных условиях - это стремление укрепить свои позиции на наиболее быстро растущих рынках. Именно в свете этой тенденции представляются грандиозными перспективы роста международных прямых инвестиций в странах Восточной Европы и СНГ в ближайшие десятилетия.[12] Россия и ТНК. Проблемы создания ТНК в рамках СНГ. Распад Советского Союза стал одним из главных кризогенных факторов для российской экономики, выступавшей ядром единого народнохозяйственного комплекса СССР. Реинтеграция пост союзного экономического пространства на новых, рыночных, началах есть одна из необходимых мер по приданию России устойчивого антикризисного состояния и обеспечению нормального функционирования ее экономики. Задача кооперации специализированных и технологически увязанных производств и предприятий, оказавшихся в одночасье по разные стороны новых государственных границ возникла сразу после распада СССР. В условиях рыночной экономики эта проблема наилучшим образом решается посредством создания различного рода транснациональных предпринимательских структур. Создание транснациональных корпораций - единственный путь восстановления единого экономического пространства, рационального использования всего созданного совместными усилиями и, наконец, средство совместного выживания. О справедливости данного высказывания свидетельствует совокупность предлагаемых и уже реально задействуемых мер поддержки транснациональных предпринимательских структур, возникающих в ходе акционирования и приватизации пост союзных экономик. Руководители государств и правительств СНГ подписали, в частности, ряд соглашений, нацеленных на содействие образованию и функционированию транснациональных предпринимательских объединений, призванных обеспечить на новых, рыночных, началах рационализацию кооперативных отношений, оптимизацию проходящих через наши страны технологических цепочек. Главное из них - подписанное 15 апреля 1994 г. главами правительств всех государств СНГ “Соглашение о содействии в создании и развитии производственных, коммерческих, кредитно-финансовых, страховых и смешенных транснациональных объединений”[13] Документ имеет пятилетний срок действия и носит откровенно “рамочный” характер. В силу ряда причин заключение “Соглашения” не преследовало цели установления какого-то универсального алгоритма развертывания механизма создания и обеспечения деятельности разнообразных транснациональных структур в различных сферах хозяйствования и областях экономического и научно-технического сотрудничества. Попытка выработки общего инструментария , который удовлетворял бы всех участников “Соглашения”, вряд ли имела шанс на успех прежде всего в силу существенных различий законодательств. Поэтому в настоящее время практика учреждения и функционирования транснациональных структур базируется на законодательстве государств, юридическими лицами которых они являются, с некоторыми оговорками, предусмотренными в межгосударственных договорах. Еще одним препятствием в деятельности по формированию и обеспечению функционирования транснациональных объединений является неурегулированный комплекс общих вопросов экономического развития Содружества (налогообложение, цен, таможенных пошлин, системы расчетов и взаимоотношений банков, вопросы собственности). Исключительно существенными представляются положения “Соглашения”, предусматривающие: а) условие, согласно которому деятельность транснациональных объединений не может противоречить антимонопольному национальному законодательству; б) участие в создании таких объединений в качестве учредителей государственных органов; в)возможность предоставления этим объединениям квот, лицензий, в том числе для реализации межправительственных обязательств по поставкам товаров для государственных нужд, по кооперации и для экспорта на рынки третьих стран; г) сотрудничество в рамках транснациональных объединений, предприятий различных форм собственности; д) выпуск и размещение ими акций и других ценных бумаг, участие в совместных инвестиционных проектах. Документом конституирована совокупность устраивающих все стороны форм транснациональных объединений. Допускается их создание в любых областях деятельности, не запрещенных национальным законодательством, и в различных разновидностях, включая: совместные финансово-промышленные группы; международные хозяйственные объединения; корпорации; холдинговые компании; ассоциации и союзы; совместные предприятия; торгово-посреднические организации типа торговых домов, агентств и международных бирж; совместные коммерческие банки и их объединения; финансовые и страховые компании. Перечисленные объединения могут осуществлять одновременно несколько видов деятельности. Принципиально важны и следующие, установленные «Соглашением», правовые нормативы деятельности транснациональных предпринимательских объединений: 1) транснациональные объединения являются юридическими лицами по законодательству государства места их регистрации; 2) статус филиалов (отделений) и представительств транснациональных объединений определяется в учредительных документах в соответствии с законодательством государства местонахождения филиалов (отделений) и представительств; 3) порядок оценки финансовых, материальных ресурсов и имущества, вносимых учредителями в уставной фонд транснациональных объединений, устанавливается по согласованию между ними; 4) уставной фонд транснациональных объединений формируется при этом на согласованных учредителями условиях путем объединения их финансовых, материальных ресурсов и имущества; 5) условия распределения прибыли и возмещения убытков транснациональных объединений определяются их учредительными документами; 6) взаимоотношения предприятий, входящих в транснациональные объединения, с соответствующим бюджетом государства их местонахождения, определяются законодательством этого государства; 7) инвестиционная деятельность транснациональных объединений, в том числе связанная с привлечением капитала из третьих стран, осуществляется в соответствии с законодательством государства, на территории которого производятся соответствующие вложения, и договорами, заключенными между сторонами, о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности и о взаимной защите инвестиций. Охарактеризованное “Соглашение” положило начало формированию международно-правовой базы учреждения и функционирования транснациональных экономических структур в рамках Содружества. В этой связи можно констатировать следующее.[14] Во-первых, после появления документа заметно усилилось внимание к проблеме интеграции стран Содружества. “Соглашение” переводится в практическую плоскость путем заключения более конкретных межправительственных соглашений (преимущественно - двухсторонних) рамочного характера и оформления на их основе договорных отношений между непосредственными участниками создаваемых транснациональных экономических структур. Однако практическое создание транснациональных объединений идет крайне медленно; принимаемые в этой области межгосударственные решения не реализуются или реализуются крайне плохо. Вопросы создания и функционирования транснациональных объединений нуждаются в дополнительной законодательной и правовой проработке как в рамках органов СНГ, так и на национальных уровнях. Чтобы эффективно перейти от общих рамочных соглашений к практической работе по согласованию конкретных условий создания этих объединений, необходимо более энергичное сближение соответствующих национальных законодательств. Существенное значение в этом плане имели бы разработка странами СНГ совместных проектов приватизации взаимосвязанных производств и развитие перекрестного акционирования смежных предприятий. Ускорение процесса создания российских транснациональных структур сопряжено с инициируемой Россией унификацией соответствующих аспектов хозяйственных законодательств, с преодолением таможенных барьеров и с решением комплекса непростых вопросов, касающихся собственности участников, расчетно-платежных отношений, различий в системах ценообразования и налогообложения (в частности на кооперируемую продукцию), других проблем обеспечения в рамках формирующегося экономического союза условий для эффективного взаимодействия хозяйствующих субъектов пост союзных стран. Продвижение на данных направлениях, вкупе с доведением до логического конца линии по отмене необоснованных ограничений и бюрократических завалов на пути создания транснациональных объединений, а также с применением всего спектра законодательно предусмотренных в их отношении льгот - все это и формирует главные задачи системной государственной поддержки российских транснациональных структур. Исходя из вышесказанного можно утверждать, что только транснационализация процессов интеграции, идущая “снизу” и поддерживаемая “сверху”, способна превратить Содружество в новый динамично развивающейся центр мировой экономики.[15] Иностранные инвестиции в России. Мировой опыт доказал, что прямые инвестиции имеют ряд существенных преимуществ перед другими формами экономического содействия реформам: во- первых, они служат источником капитала для финансирования производства товаров и услуг, обеспечивают трансферт технологии, ноу-хау, передовых методов управления и маркетинга; во-вторых, в отличие от иностранных займов и кредитов не ложатся тяжелым бременем на внешний долг и даже способствуют его погашению; в-третьих, обеспечивают наиболее эффективную интеграцию национальной экономики в мировую. Исходя из этого основными задачами политики России, связанной с привлечением иностранных капиталов, являются: становление эффективно хозяйствующих единиц; стабилизация хозяйственного и финансового положения; подъем отраслей и секторов, важных для жизнеобеспечения страны в целом; ускорение структурной перестройки; формирование конкурентной рыночной среды и эффективная борьба с монополизмом; расширение экспорта и сдерживание импорта.[16] В нынешний переходный период для России наиболее эффективным является использование следующей отраслевой схемы, отражающей роль иностранного капитала в экономике: а) отрасли, приоритетные для привлечения иностранного капитала; б) отрасли, где участия иностранного капитала ограничиваются; в) небольшое число отраслей, закрытых для иностранного капитала по соображениям национальной безопасности, защиты национальных интересов и сохранения достояния, важного для жизнеобеспечения страны. Конкуренция на рынке капиталов имеет сегодня глобальный характер. В тех случаях, когда инвесторы имеют выбор для вложений в страны со схожими природными условиями, географическим положением и человеческим капиталом, они обращают внимание на факторы риска и экономическую мотивацию инвестиций. С этой точки зрения некоторые отрасли (например, алмазная или золотодобывающая) имеют мало конкурентов, тогда как в обрабатывающей промышленности и сфере услуг размеры потенциального рынка, квалификация рабочей силы при относительно низкой ее цене уже не являются достаточно сильными преимуществами. Государственная политика в отношении иностранных инвестиций, какой бы либеральной она не была, оказывается успешной только в том случае, если иностранные инвесторы уверены в последовательности и необратимости системных преобразований, в стабильности страны, приемщика инвестиций. Исходя из нынешних условий инвестирования и финансовых ресурсов России, экономисты предлагают сосредоточиться на следующих мерах стимулирования иностранных инвесторов, которые могут применяться в различных сочетаниях: освобождение вновь создаваемых совместных и иностранных предприятий от отдельных видов налогов и платежей на период от трех до десяти лет после объявления ими прибыли; вычет убытков первых лет финансирования из налоговых платежей после объявления прибыли; снижение ставок налога на прибыль и подоходного налога; уменьшение или отмена налога на добавленную стоимость, а также на прибыль, переводимую за границу; освобождение от налогов предприятий, ориентированных на экспорт; специальные гарантии правительства о сохранении налогового режима по конкретным проектам на срок их окупаемости; меры по защите внутреннего рынка посредством импортных пошлин и налогов в рамках структурной и промышленной политики; сокращение или освобождение от экспортных и/или импортных пошлин на оборудование и материалы, ввозимые иностранными инвесторами; освобождение от квотирования и/или лицензирования экспорта товаров, производимых на предприятиях с иностранными инвестициями или на территории свободных экономических зон; предоставление права ускоренной амортизации; субсидии на проведение НИОКР, строительство и эксплуатацию зданий, покрытие транспортных расходов. Для наиболее важных и эффективных проектов целесообразны стимулы нефинансового характера, которые могут быть связаны: а) С улучшением условий для новых инвесторов - выделение земли, поддержка при сооружении предприятий, предоставление необходимой информации и услуг по изучению российского рынка, подготовке бизнес-плана, выбору удобного местоположения; б) с государственными расходами на развитие инфраструктуры - связи, транспорта, дорог, портов и обеспечением иностранным инвесторам права их льготного использования.[17] Согласно расчетам ученых, для удовлетворения наиболее неотложных инвестиционных потребностей России необходимо примерно 9-10 млрд. долл.; для осуществления задачи технического перевооружения устаревших производств - как минимум 50-60 млрд.; на конверсию оборонных отраслей - 25-30 млрд., в том числе в первые два-три года - 8-12 млрд. долл. В ближайшей перспективе следует ожидать вложений иностранного капитала прежде всего в отрасли, обеспечивающие доступ к использованию природных ресурсов. Возможно также размещение на территории России трудоемких и энергоемких производств иностранных фирм. Характеризуя административный режим, сложившийся в России для иностранных инвесторов, можно отметить излишнюю забюрократизованность принятия решений по поводу инвестиционных проектов, что дезориентирует и отпугивает иностранных инвесторов. Основные барьеры, стоящие на пути иностранных инвестиций в Россию, рассматриваются на примере нефтяной промышленности. Ких числу относятся барьеры: а) юридического характера: отсутствие законодательства о нефти, неэффективное законодательство о недрах, частые изменения налоговых режимов; б) административного характера: нерегламентированная процедура утверждения контрактов и проведения конкурсов, неурегулированность процедуры взаимодействия местной администрации с правительством и госпредприятиями; в) экономического характера: нестабильная налоговая система, жесткое валютное регулирование, трудности открытия счетов за рубежом; г) внешние факторы, связанные с получением кредитов для иностранных и российских предприятий. В России длительные бюрократические процедуры проведения переговоров (один-два года), подписания и утверждения контрактов (еще два-три месяца), согласования и получения лицензии (два-три месяца) столь сложны и запутанны, что можно всерьез говорить о новом типе риска - “бюрократическом |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |