|
Транснациональные корпорацииразвивающиеся страны приходился всего 1% ежегодного вывоза прямых инвестиций, а к 1990 г. эта доля увеличилась до 5%. Начиная с середины 20 в. основная часть международных прямых инвестиций направлялась в развитые страны. Особенно притягательными в этом отношении были США и Западная Европа. За последние годы значение регионов как импортеров капитала в форме прямых инвестиций еще более возросло. В 1990 г. международные прямые инвестиции, вложенные в развитые страны, достигли 1329 млрд. долл., или 81% мирового итога, против 73 млдр. в 1967 г., когда они составили 69% итога. В том числе доля Западной Европы как импортера прямых инвестиций еще более возросла до 44% (726 млрд. долл. в 1990 г.), против 30% в 1967 г. Доля США как импортера в мировом итоге возросла за те же годы с 10 до 25%, а сумма накоплений прямых иностранных инвестиций достигла в 1990 г. 397 млрд. долл. По состоянию на 31 марта 1991 г. на долю США и ЕС пришлось 60% кумулятивной суммы прямых инвестиций за рубежом японских ТНК, против 35% десятью годами раньше. Особое значение японские ТНК придают в последние годы приобретению действующих предприятий в США и Западной Европе. Доля Европы в японских ассигнованиях на эти цели повысилась до 25% в первой половине 1990 г., против 13% в 1986 г., а доля США снизилась соответственно с 62 до 54%. В целом для всех ТНК в последние годы является типичным расходование 80% международных прямых инвестиций для покупки действующих предприятий или для слияния с ними. Соответственно только 20% международных прямых инвестиций идет на создание новых предприятий. Прямые инвестиции в США корпораций, базирующихся в странах ЕС, достигли в 1990 г. 338 млрд. долл., увеличившись более чем в 3 раза по сравнению с 1982 г., при этом примерно 1/3 пришлась на долю английских ТНК. В 1990 г. капиталовложения фирм ЕС в США на 25% превышали капиталовложения американских компаний в ЕС. В 1972 г. соотношение было 3:1 в пользу США. ЕС выдвинулся на первое место в планах американских ТНК. По данным министерства торговли США, иностранные отделения американских ТНК предполагали вложить половину своих инвестиций в основные фонды в странах ЕС в 1991 и 1992 гг., тогда как в 1985 г. доля этого региона составляла около 39%, в 1972 г. — 24 и в 1957 г. - 8% (с. 183). Продажи отделений американских корпораций в ЕС составили 456 млрд. долл. в 1988 г., против 184 млрд. в 1977 г., а отделений европейских компаний в США - 398 млрд. долл. в 1988 г., против 99 млрд. в 1977 г.[10] Характерной особенностью ситуации в области международных инвестиций в последние годы для Западной Европы и США является выравнивание их позиций как экспортеров и импортеров прямых инвестиций. В 1990 г. накопления стран Западной Европы как экспортеров примерно на 13% превышали кумулятивную сумму международных прямых инвестиций в этом регионе, тогда как в 1967 г. экспортные накопления превышали импортные в 1,5 раза. Экспортные накопления прямых инвестиций США в 1990 г. всего на 7% превышали сумму ввезенного капитала, тогда как в 1967 г. превышение было почти десятикратным, Япония на несколько десятилетий отстает от США по соотношению экспорта и импорта прямых инвестиций. Ее экспортные накопления в 1990 г. в 20 раз превышали импортные. 6.2 Изменение отношения правительств к транснациональным корпорациям. От конфронтации к кооперации — такова сейчас эволюционная политика большинства стран мира, и прежде всего индустриальных, в отношении ТНК. Решающие перемены в странах ЕС произошли в конце 80-х — начале 90-х годов. В числе перемен — переход от разрешительной к регистрационной системе регулирования импорта капитала. Были отменены или существенно сокращены отраслевые ограничения на покупку предприятий иностранным капиталом, аннулированы или ослаблены все валютные ограничения, связанные с вывозом капитала. Произошла также либерализация правил использования местных ресурсов. Остающиеся ограничения, снятие которых возможно на условиях взаимности, сохраняются в основном в отношении стран — не членов ЕС. В .частности, в большинстве стран ЕС сохраняются требования о том, чтобы согласованная часть продукции, реализуемой дочерним предприятием иностранной компании, производилась в рамках ЕС. Столь же распространенным является требование об организации по истечении определенного срока ресурсоемких производств. Такие ограничения объективно направлены против японских ТНК, придерживающихся стратегии сохранения ключевых позиций на территории собственной страны. Что касается вывоза капитала в форме прямых инвестиций, то к началу 90- х годов в странах ЕС практически не осталось ограничений ни на получение разрешения, ни на осуществление финансирования. Однако профсоюзы (и некоторые журналисты) все еще полагают, что вывоз капитала не способствует перестройке отечественной промышленности и созданию новых рабочих мест. Перемены области международных инвестиций — не только свидетельство тенденции к либерализации международной торговли и других форм международных экономических отношений. Возрождение веры в могущество рыночного механизма регулирования экономики и желание "более активно участвовать в международном разделении труда" связывается, с одной стороны, с провалом социалистических режимов в обеспечении политической свободы своих граждан и создании эффективной экономики, а с другой — с успехами в экономическом развитии и экспортной экспансии ряда новых индустриальных стран Азии.[11] Перемены в политике связаны и с осознанием того факта, что международные инвестиции способствуют интенсивному развитию международного разделения труда и получению от этого выгод, а также интеграции национальных хозяйств в систему мирового хозяйства. Эти перемены отражают признание того, что рост ТНК и развитие кооперации между ними — непременные условия научно-технического прогресса в современных условиях и повышения конкурентоспособности участников такого процесса. Это также и реакция на современные тенденции в движении международных прямых инвестиций и реорганизации ТНК. При примерном равенстве экспортных и импортных потоков капитала они не оказывают дестабилизирующего воздействия на платежные балансы индустриальных стран, а стратегия полицентрических ТНК строится с большим учетом интересов стран, где развертывается их деятельность. Не случайно, что имеющиеся ограничения на иностранные прямые инвестиции в ЕС направлены против ТНК, придерживающихся в отличие от европейских и американских компаний прежней националистической ориентации. Определить различия в позициях американских и японских ТНК, может пример Великобритании. Здесь в 1990 г. 85% продукции американских ТНК, реализуемой на английском рынке, было произведено на предприятиях, размещенных в стране сбыта. Японские ТНК произвели в Великобритании лишь 15% объема реализуемой здесь продукции, а остальное ввезли из Японии. Вместе с тем в книге приводятся свидетельства определенной эволюции японских ТНК в направлении предоставления большей самостоятельности заграничным отделениям, в том числе в разработке новых продуктов. Увеличивается число европейцев и американцев, назначаемых на ключевые посты дочерних предприятий японских ТНК, действующих в соответствующих странах. Особое место в планах ТНК занимает регион Восточной Европы и СНГ. Большинство наблюдателей не сомневаются в колоссальных возможностях этого региона для помещения международных прямых капиталовложений. Однако регион с населением в 400 млн. человек (не считая земель Германии) к концу 1990 г. привлек такой же объем прямых капиталовложений, как Ирландия и Норвегия с населением в 5 млн. человек. Если сравнивать с индустриальными странами с таким же средним доходом на душу населения, как в наиболее развитых из стран Восточной Европы, то последние привлекли в 40 раз меньше иностранных прямых капиталовложений в расчете на душу населения. Если предположить, что основные страны Восточной Европы сумеют повысить вдвое свой жизненный уровень и завершат процесс приватизации к 2000 г., то международные прямые инвестиции в этот регион могут вырасти до 100 млрд. долл., против 2—3 млрд. в 1990 г. Примерно такой же величины к этому сроку могут достигнуть прямые инвестиции ТНК в странах СНГ. Резкая интенсификация потока иностранных капиталовложений в этот регион должна наступить во второй половине 90-х годов. До сих пор мощному притоку международных инвестиций мешали, по его мнению, отсутствие в странах Восточной Европы должной институциональной структуры, недостаток опыта у руководящих кадров местных компаний, низкий уровень предпринимательской и трудовой культуры, ограниченный доступ этих стран на внешние рынки, недостаток организационных возможностей и материальных стимулов. В 1991 г. генеральный директор Европейского парламента Майкл Палмер выдвинул Страсбургский план для Восточной Европы. В плане обосновывалась необходимость оказать помощь Восточной Европе в объеме 16,7 млрд. долл. в год в течение двух ближайших десятилетий для радикальной реконструкции транспортной сети и сети связи, резкого снижения уровня загрязнения окружающей среды, создания эффективной рыночной системы, стабилизации валют и поддержки платежных балансов. Необходимость такой помощи мотивировалась тем, что страны Восточной Европы на два - три поколения отстали от стран Западной Европы по производственной и институциональной инфраструктуре. Страсбургский план должен, как это было сделано в свое время по "плану Маршалла", создать необходимые предпосылки для стимулирования частных инвестиций, включая иностранные прямые капиталовложения. Многое, однако, зависит от политики правительств восточноевропейских стран, от их умения эффективно содействовать перестройке хозяйства и убедить свои народы в необходимости пройти этот путь, несмотря на "дополнительные экономические тяготы". Подводя итоги, можно сказать, что ТНК во все возрастающей степени превращаются в двигатели экономического роста, поскольку они создают наилучшие условия для раскрытия возможностей предпринимательства, развития передовой технологии и роста квалификации рабочей силы. Задача национальных правительств состоит в том, чтобы использовать эти возможности ТНК. 6.3 Особенности современного этапа глобализации. Характеризуя особенности современного этапа глобализации производства, следует отметить, что на первом этапе (до первой мировой войны) вывоз капитала в форме прямых инвестиций имел главной целью эксплуатацию природных ресурсов на территориях, находившихся под контролем стран - экспортеров капитала. На втором этапе (в третьей четверти XX в.) вывоз капитала в форме прямых инвестиций был направлен на перемещение в другие страны производства тех товаров и услуг, которые завершили фазу быстрого роста в странах - экспортерах капитала. Третий, современный этап характеризуется, не столько желанием ТНК приобрести природные ресурсы или рынки сбыта, сколько их стремлением рационализировать структуры капиталовложений и воспользоваться преимуществами глобальной либо региональной экономической интеграции, приобрести дополнительные технологические, организационные или рыночные возможности, чтобы более эффективно обеспечивать, сохранять и повышать глобальные конкурентные позиции. Еще одна особенность деятельности ТНК в современных условиях - это стремление укрепить свои позиции на наиболее быстро растущих рынках. Именно в свете этой тенденции представляются грандиозными перспективы роста международных прямых инвестиций в странах Восточной Европы и СНГ в ближайшие десятилетия.[12] 7. Россия и ТНК. 7.1 Проблемы создания ТНК в рамках СНГ. Распад Советского Союза стал одним из главных кризогенных факторов для российской экономики, выступавшей ядром единого народнохозяйственного комплекса СССР. Реинтеграция пост союзного экономического пространства на новых, рыночных, началах есть одна из необходимых мер по приданию России устойчивого антикризисного состояния и обеспечению нормального функционирования ее экономики. Задача кооперации специализированных и технологически увязанных производств и предприятий, оказавшихся в одночасье по разные стороны новых государственных границ возникла сразу после распада СССР. В условиях рыночной экономики эта проблема наилучшим образом решается посредством создания различного рода транснациональных предпринимательских структур. Создание транснациональных корпораций - единственный путь восстановления единого экономического пространства, рационального использования всего созданного совместными усилиями и, наконец, средство совместного выживания. О справедливости данного высказывания свидетельствует совокупность предлагаемых и уже реально задействуемых мер поддержки транснациональных предпринимательских структур, возникающих в ходе акционирования и приватизации пост союзных экономик. Руководители государств и правительств СНГ подписали, в частности, ряд соглашений, нацеленных на содействие образованию и функционированию транснациональных предпринимательских объединений, призванных обеспечить на новых, рыночных, началах рационализацию кооперативных отношений, оптимизацию проходящих через наши страны технологических цепочек. Главное из них - подписанное 15 апреля 1994 г. главами правительств всех государств СНГ “Соглашение о содействии в создании и развитии производственных, коммерческих, кредитно-финансовых, страховых и смешенных транснациональных объединений”[13] Документ имеет пятилетний срок действия и носит откровенно “рамочный” характер. В силу ряда причин заключение “Соглашения” не преследовало цели установления какого-то универсального алгоритма развертывания механизма создания и обеспечения деятельности разнообразных транснациональных структур в различных сферах хозяйствования и областях экономического и научно-технического сотрудничества. Попытка выработки общего инструментария , который удовлетворял бы всех участников “Соглашения”, вряд ли имела шанс на успех прежде всего в силу существенных различий законодательств. Поэтому в настоящее время практика учреждения и функционирования транснациональных структур базируется на законодательстве государств, юридическими лицами которых они являются, с некоторыми оговорками, предусмотренными в межгосударственных договорах. Еще одним препятствием в деятельности по формированию и обеспечению функционирования транснациональных объединений является неурегулированный комплекс общих вопросов экономического развития Содружества (налогообложение, цен, таможенных пошлин, системы расчетов и взаимоотношений банков, вопросы собственности). Исключительно существенными представляются положения “Соглашения”, предусматривающие: а) условие, согласно которому деятельность транснациональных объединений не может противоречить антимонопольному национальному законодательству; б) участие в создании таких объединений в качестве учредителей государственных органов; в)возможность предоставления этим объединениям квот, лицензий, в том числе для реализации межправительственных обязательств по поставкам товаров для государственных нужд, по кооперации и для экспорта на рынки третьих стран; г) сотрудничество в рамках транснациональных объединений, предприятий различных форм собственности; д) выпуск и размещение ими акций и других ценных бумаг, участие в совместных инвестиционных проектах. Документом конституирована совокупность устраивающих все стороны форм транснациональных объединений. Допускается их создание в любых областях деятельности, не запрещенных национальным законодательством, и в различных разновидностях, включая: совместные финансово-промышленные группы; международные хозяйственные объединения; корпорации; холдинговые компании; ассоциации и союзы; совместные предприятия; торгово-посреднические организации типа торговых домов, агентств и международных бирж; совместные коммерческие банки и их объединения; финансовые и страховые компании. Перечисленные объединения могут осуществлять одновременно несколько видов деятельности. Принципиально важны и следующие, установленные «Соглашением», правовые нормативы деятельности транснациональных предпринимательских объединений: 1) транснациональные объединения являются юридическими лицами по законодательству государства места их регистрации; 2) статус филиалов (отделений) и представительств транснациональных объединений определяется в учредительных документах в соответствии с законодательством государства местонахождения филиалов (отделений) и представительств; 3) порядок оценки финансовых, материальных ресурсов и имущества, вносимых учредителями в уставной фонд транснациональных объединений, устанавливается по согласованию между ними; 4) уставной фонд транснациональных объединений формируется при этом на согласованных учредителями условиях путем объединения их финансовых, материальных ресурсов и имущества; 5) условия распределения прибыли и возмещения убытков транснациональных объединений определяются их учредительными документами; 6) взаимоотношения предприятий, входящих в транснациональные объединения, с соответствующим бюджетом государства их местонахождения, определяются законодательством этого государства; 7) инвестиционная деятельность транснациональных объединений, в том числе связанная с привлечением капитала из третьих стран, осуществляется в соответствии с законодательством государства, на территории которого производятся соответствующие вложения, и договорами, заключенными между сторонами, о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности и о взаимной защите инвестиций. Охарактеризованное “Соглашение” положило начало формированию международно-правовой базы учреждения и функционирования транснациональных экономических структур в рамках Содружества. В этой связи можно констатировать следующее.[14] Во-первых, после появления документа заметно усилилось внимание к проблеме интеграции стран Содружества. “Соглашение” переводится в практическую плоскость путем заключения более конкретных межправительственных соглашений (преимущественно - двухсторонних) рамочного характера и оформления на их основе договорных отношений между непосредственными участниками создаваемых транснациональных экономических структур. Однако практическое создание транснациональных объединений идет крайне медленно; принимаемые в этой области межгосударственные решения не реализуются или реализуются крайне плохо. Вопросы создания и функционирования транснациональных объединений нуждаются в дополнительной законодательной и правовой проработке как в рамках органов СНГ, так и на национальных уровнях. Чтобы эффективно перейти от общих рамочных соглашений к практической работе по согласованию конкретных условий создания этих объединений, необходимо более энергичное сближение соответствующих национальных законодательств. Существенное значение в этом плане имели бы разработка странами СНГ совместных проектов приватизации взаимосвязанных производств и развитие перекрестного акционирования смежных предприятий. Ускорение процесса создания российских транснациональных структур сопряжено с инициируемой Россией унификацией соответствующих аспектов хозяйственных законодательств, с преодолением таможенных барьеров и с решением комплекса непростых вопросов, касающихся собственности участников, расчетно-платежных отношений, различий в системах ценообразования и налогообложения (в частности на кооперируемую продукцию), других проблем обеспечения в рамках формирующегося экономического союза условий для эффективного взаимодействия хозяйствующих субъектов пост союзных стран. Продвижение на данных направлениях, вкупе с доведением до логического конца линии по отмене необоснованных ограничений и бюрократических завалов на пути создания транснациональных объединений, а также с применением всего спектра законодательно предусмотренных в их отношении льгот - все это и формирует главные задачи системной государственной поддержки российских транснациональных структур. Исходя из вышесказанного можно утверждать, что только транснационализация процессов интеграции, идущая “снизу” и поддерживаемая “сверху”, способна превратить Содружество в новый динамично развивающейся центр мировой экономики.[15] 7.2 Иностранные инвестиции в России. Мировой опыт доказал, что прямые инвестиции имеют ряд существенных преимуществ перед другими формами экономического содействия реформам: во- первых, они служат источником капитала для финансирования производства товаров и услуг, обеспечивают трансферт технологии, ноу-хау, передовых методов управления и маркетинга; во-вторых, в отличие от иностранных займов и кредитов не ложатся тяжелым бременем на внешний долг и даже способствуют его погашению; в-третьих, обеспечивают наиболее эффективную интеграцию национальной экономики в мировую. Исходя из этого основными задачами политики России, связанной с привлечением иностранных капиталов, являются: становление эффективно хозяйствующих единиц; стабилизация хозяйственного и финансового положения; подъем отраслей и секторов, важных для |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |