бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Свободные экономические зоны

целям:

— росту доходов страны в свободно конвертируемой валюте, расширению

экспорта готовой продукции, рационализации импорта;

— росту притока иностранного производительного капитала;

— стимулированию технического развития, изменению структуры производства,

ускорению инновационных и внедренческих процессов;

. сокращению безработицы;

— подготовке квалифицированных специалистов.

Практика функционирования свободных экономических соперничества

между ними за привлечение иностранного капитала привели к

унификации условий , на которых в зону приглашаются инвесторы .

Каждому типу зон соответствует свой стандартный набор базовых льгот

и стимулов , которые дополняются специальными формами поощрений .

Последние направлены либо на решение конкретных задач (например ,

ускоренное создание транспортной инфраструктуры), либо на

стимулирование отдельных видов деятельности (переработка местного

сырья на экспорт , банковские услуги и т. п.) , либо на

привлечение в зону инвесторов определенного типа (мелкий или

крупный бизнес) .

§ 2. Метод привлечения инвестиций

Рассмотрим методы привлечения инвестиций на примере СЭЗ Китая .

В настоящее время совершает переход не только к рыночной

экономике, но и к положению мировой сверхдержавы . Китай – самый

большой получатель прямых иностранных капиталовложений среди

развивающихся стран и второй в мире - после Соединенных штатов.

В ходе реформ , создателем которых является Дэн Сяопин , Китаю

постепенно удалось осуществить плавный переход от стратегии

несбалансированного к стратегии сбалансированного роста .

Реформа началась в деревне . Индустриализация ее предполагала

создание поселково-волостных промышленных предприятий (ПВП) . Каждое

вновь созданное ПВП на 2-3 года освобождалось от налогов , а за

высококачественную либо экспортную продукцию удостаивается налоговых

льгот . В начале 80-х годов экономические преобразования начали

проводиться и в городе , в сфере промышленного производства .

Промышленные предприятия наделялись широкими правами самостоятельной

хозяйственной деятельности .

Составной частью экономических реформ Китая стала ’’политика

открытости’’ (кайфан) . Эта политика привлечения иностранного

капитала в китайскую экономику в виде займов , прямых инвестиций ,

организации совместных предприятий с зарубежными партнерами и

привлечение капиталов через специальные экономические зоны .

Последние стали создаваться в конце 70-х годов в приморских

регионах Китая .

Первая такая зона была организована в 1979 г. в деревушке

Шэньчжень . Не прошло и десяти лет , как Шэньчжень превратилась в

современный город с населением в два миллиона человек , вобравшего

в себя многочисленные новейшие предприятия с участием иностранного

капитала . Около двух тысяч из них были совместными китайско-

иностранными , а 354 – полностью владел зарубежный капитал . Это

заводы и фабрики , туристические агенства .

Для улучшение инвестиционных условий создан центр услуг

зарубежным инвесторам и центр содействия инвестициям , которые

представляют комплексные услуги отечественным и зарубежным инвесторам

, включая рассмотрение проектов , консультации по законодательству .

Первыми инвесторами СЭЗ “Шэньчжень” были предприниматели

Гонконга , Тайваня , Южной Кореи и Японии . В начале 1999 года в

зоне насчитывалось 13 тысяч предприятий различных инвесторов из 60

стран мира . Их капиталовложения превышают 10 млрд. долларов. Вслед

за “Шэньчженем” были созданы и другие специальные экономические

зоны .

Важным стимулом для притока капитала в СЭЗ является намного

более низкая , чем в целом по Китаю , ставка налогообложения ,

равная 15 % прибыли . Сняты налоги на экспорт и его лицензирование

. Способствует притоку иностранных капиталов в зону и свободный

валютный режим .

Первыми СЭЗ Китая были сделаны первые шаги к открытости

экономики этой страны . Однако реформатор Дэн Сяонин разработал

концепцию многоступенчатой открытости , суть которой в максимальном

использовании конкретных условий и ресурсов различных регионов

страны . В результате на втором плане был создан еще один тип

специальных экономических зон – приморские открытые зоны . Территория

этих зон относится к сельскохозяйственным районам , и создание там

льготного инвестиционного режима говорит о том , что власти Китая

переносят политику “открытых дверей” из городских районов в

сельские . Следует заметить , что капитал направляется не только но

развитие сельского хозяйства , но и на развитие туризма и сферы

услуг .

Чтобы привлечь инвестиционный капитал в зону комплексного

назначения на острове Хайнань , была разработана и представлена в

пользу инвесторов целая система скидок :

- при аренде горных и неосвоенных участков (5-10 %) ;

- при осуществлении высокотехнологических проектов (5-10 %) ;

- при строительстве транспортной инфраструктуры , угольных шахт ,

электростанций , водохранилищ , учреждений образования и культуры

(10-15 %) ;

- при осуществлении сельскохозяйственных проектов и аренде горных

и неосвоенных участков (10-15 %) ;

- инвесторам китайской диаспоры предоставляются дополнительные

льготы .

В поощрении и привлечении отечественных и зарубежных инвесторов

местные организации на уровне провинций , городов , уездов и

Комитета по управлению зоны вырабатывают , помимо правительственных ,

дополнительные льготы . Рассмотрим эти льготы на примере китайского

города Харбина , где предприятия в зоне освоения новых высоких

технологий уже с даты аккредитации полностью освобождаются от

подоходного налога на 3 года , а затем в последующие 3 года

платят половину налога (по тарифу 7,5 %) . После истечения

указанного шестилетнего срока , т. е. с седьмого года , платят

подоходный налог полностью (по тарифу 15 %) . А предприятия , более

половины валовой продукции которых идет на экспорт , оплачивают

налог по тарифу 10 % (после получения утверждения местного

налогового бюро) .

СЭЗ и открытость экономики обеспечивают в Китай постоянный

приток иностранных инвестиций . К концу первого полугодия 1998 года

в стране зарегистрировано 91166 новых совместных предприятий с

общим объемом инвестиций 28,9 млрд. долл. , на начало 1999 года

общий объем иностранных инвестиций составил 770,8 млрд. долларов

[4. С.150].

Глава 3. Свободные экономические зоны в Республике Беларусь. СЭЗ

“Могилев”.

В Республике Беларусь практика СЭЗ началась со второй половины

90-х годов.

Создание свободных экономических зон рассматривается в нашей республике

как важное звено в реализации принципов открытой экономики государства.

Их функционирование связывается с либерализацией и активизацией

внешнеэкономической деятельности.

Законодательными основами для создания СЭЗ явились:

• Указ Президента Республики Беларусь от 20 марта 1996 г. № 114 «О

свобо- дных экономических зонах на территории Республики Беларусь» .

Этим же Указом была создана первая СЭЗ «Брест»;

• Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23

октября 1997 № 1415 «О концепции организации свободных (специальных)

экономических зон на территории Республики Беларусь», в котором были

конкретизированы принципы, цели и задачи, вопросы обоснованности создания

СЭЗ на белорусской земле;

• Закон Республики Беларусь «О свободных экономических зонах» от 7

декабря 1998 г.

Создание свободных экономических зон в Республике Беларусь

определяется:

• необходимостью перестройки структуры производства в целях

интеграции экономики государства в систему мирового хозяйства Беларуси

в центре Европы , что вызывает интерес зарубежных инвесторов при

освоении рынка СНГ;

• особенностями экономики страны (высокий потенциал обрабатывающей

промышленности и квалификации трудовых ресурсов , что делает возможной

ориентацию производства на экспорт ; недостаточность природных

ресурсов).

Цели и задачи создания СЭЗ в Республике Беларусь:

• увеличение притока иностранных инвестиций, улучшение инвестиционно-

го климата и привлечение стратегических инвесторов;

• обеспечение дополнительных благоприятных условий для привлечения но-

вых и высоких технологий, передового зарубежного опыта;

• содействие международной интеграции и сотрудничеству;

• стимулирование экспорта и импортозамещающих производств;

• создание новых рабочих мест, повышение загрузки имеющихся производ-

ственных мощностей;

• развитие и расширение сферы работ и услуг;

• развитие инфраструктуры территорий , эффективное использование

име-ющихся;

• получение практических результатов функционирования СЭЗ в целях даль-

нейшего их использования для проведения реформ в республике .

С апреля 2002 г. в Беларуси действуют уже 6 свободных экономических

зон в Бресте, Минске, Гомеле, Витебске, Могилеве, Гродно

Все шесть свободные экономические зоны Республики Беларусь

являются комплексными , что проявляется в выполнении производственной

, экспортной и таможенной функций . Вместе с тем для СЭЗ “Брест”

определены специфические функции: туристическо-рекреационные ,

страховые , банковские и иные виды деятельности .

Каждая из белорусских СЭЗ имеет отличительные черты. Брестская

свобод-ная экономическая зона была образована на чистой территории, при

отсутствии привлекательных стартовых условий для резидентов. Повышенный

интерес к СЭЗ "Брест" проявляют преимущественно представители малого и

среднего бизнеса (зарубежного и отечественного). При этом превалируют

проекты в та-ких отраслях, как торговля, строительные материалы,

лекарственные средства и деревообрабатывающая промышленность [5. С.21].

Минская свободная экономическая зона более обеспечена с позиций

развития инфраструктуры, коммуникаций, большого количества пока не

задействованных производственных площадей. Важнейшая задача ее

функционирования - создание и развитие экспорто-ориентированных

производств, основанных на новых и высоких технологиях.

Гомельская свободная экономическая зона, образованная на базе

научно-производственного объединения "Ратон", основывается на

высокотехнологическом производстве. Отличительной чертой ее

функционирования является привлечение инвестиций в инновационную сферу.

Реализация этого проекта позволит привлечь инвестиции в наукоемкие и

высокотехнологические отрасли .

СЭЗ “Брест” – была создана Указом Президента № 114 в марте

1996 г. Указом предусматривалось обеспечение благоприятных условий

для экономического развития регионов Республики Беларусь ,

привлечение зарубежных инвестиций , создание новых рабочих мест ,

ускорение научно-технического прогресса , развитие торгово-

экономического сотрудничество с другими государствами .

Основные направления деятельности предприятий зоны в разрезе

областей промышленности – это лесная и деревообрабатывающая

промышленность, машиностроение и металлообработка, промышленность

строительных материалов, пищевая, мукомольно-крупяная и комбикормовая

отрасли, прочие промышленные производства. Производственная

деятельность зоны связана также с оказанием транспортных и

строительных услуг, производством продукции сельского хозяйства ,

торгово-закупочной деятельностью . Расширение видов деятельности СЭЗ

обусловлено комплексным характером ее функций - промышленной,

свободной таможенной, банковской, страховой, туристско-рекреационой.

На начало 1999 г. статус резидента свободной экономической

зоны “Брест” получили 45 субъектов хозяйствования , в том числе 12

иностранных фирм и 9 совместных предприятий.

Объем заявленных инвестиций составил: 1063 тыс. немецких марок

, 900 тыс. долларов США, 2,4млрд. белорусских рублей. Из

зарубежных инвесторов лидируют инвесторы Германии (60 % от

заявленных инвестиций) , Италия – 18 %, Польша – 3 %, Чехия – 2 %.

Основной удельный вес занимают инвестиции в развитие

транспортных услуг (36 % от общего объема), производство мебели и

изделий из древесины (18 %) , в изготовление лекарственных средств

(16 %), остальные – это выпуск товаров народного потребления и

сельскохозяйственной продукции , а также строительства , маркетинговые

и другие виды услуг.

Число занятых на данных предприятиях превышает 700 человек.

Резиденты СЭЗ “Брест” производят :

ПКФ “Никор” ООО – пиломатериалы ,столярные изделия;

ИП “АГ – МАР –БЕЛ2” – корпусную мебель ;

ИП “Леспром” – пиломатериалы ;

ИП “Кондор” – водно-дисперсионные краски;

СП “Дельфа-Буг” все для окон : карнизы , шторы , жалюзи ;

СП “Белорусская кофейная компания” – шоколад горький , молочный,

десертный .

Находясь на белорусско-польской границе , Брест всегда испытывал

воздействие “польского фактора” (имеется в виду экономические и

технические условия транзита через территорию Польши , пропускная

способность пограничных станций и переходов и т. п.). В связи с

созданием СЭЗ “Брест” польский фактор приобретает новое значение.

Речь идет о возможной заинтересованности польского бизнеса в

свободной зоне. Потенциальной ее конкуренции (или взаимодействии) с

беспошлинной зоной в Тереспле . Несомненно, существуют предпосылки

для сотрудничества и взаимодействия Брестского и Тереспольского

узлов и , соответственно, зон .

Свободная экономическая зона “Минск” определена как

производственная , экспортная и свободная таможенная зона . Она

занимает площадь размером 13,9 кв. км., или 6 % территории Минска.

Прединвестиционный этап развития СЭЗ “Минск” можно

охарактеризовать следующим образом. По состоянию на 1.01.2000 г. В

качестве резидентов свободной экономической зоны “Минск”

зарегистрировано 17 предприятий , в том числе 12 – с иностранными

капиталом. Девять предприятий-резидентов СЭЗ получило данный статус в

1998 г. , 4 объекта – в первом полугодии 1999 г., 4 – в третьем

квартале 1999 г. По итогам 1999 г. объем произведенной продукции

(работ , услуг) составил 2559,7 млрд. руб. против 173,9 млрд. руб. по

итогом 1998 г. Лидерами по выпуску продукции выступили СП

“Унибокс” (производство кроненпробки) и ООО “Унимод” (производство

ведущих мостов).

Основные отрасли специализации промышленного производства СЭЗ

“Минск” – лесная, деревообрабатывающая и целюлозно-бумажная

промышленность, пищевая , машиностроение и металлообработка,

промышленность строительных материалов , полиграфическая.

На пяти из 17 предприятий-резидентов СЭЗ “Минск” выпуск

продукции основан на исключительном использовании местного сырья.

Среднесписочная численность работников СЭЗ увеличилась с момента

ее создания на 675 человек – со 127 в 1998 г. до 802 по итогам

1999 г. На 1.01.2000 г. на территории свободной экономической зоны

“Минск” создано 237 новых рабочих мест.

В числе зарубежных инвесторов СЭЗ – фирмы из Англии, Италии,

Чехии, России, Литвы.

Площадь СЭЗ “Гомель-Ратон” составляет 4300 га. Несмотря на то,

что Указ Президента Республики Беларусь и Положение о свободной

экономической зоне “Гомель-Ратон” были приняты в 1998 г., активная

регистрация резидентов СЭЗ на основании конкурсной основы началась

по существу в 1999 г.

По состоянию на 1.01.2000 г. в СЭЗ “Гомель-Ратон” в качестве

резиден-тов зарегистрировано 23 предприятия , в том числе 13 – с

иностранными инвестициями Это составляет 8 % от общего числа

функционирующих предприятий с иностранными инвестициями,

зарегистрированными в Го-мельской области. Из 23 предприятий-

резидентов в 1998 г. зарегистриро-ваны 17, в 1999 г. – 6 субъектов

хозяйствования.

Основные виды деятельности СЭЗ достаточно разнообразны :

продукция общепризнанного назначения, потребительские товары,

производство швейных машин, мебели, торгового оборудования,

радиотелефонных средств, эмалированных проводов, программной

продукции, основанной на новых и высоких технологиях. В качестве

основных направлений использования производимой продукции

предусматривается ее экспорт и импортозамещение. В частности, при

производстве эмалированных проводов, кабеля будет направлено на

импортозамещение 95 % выпускаемой продукции; торгового оборудования ,

офисной и бытовой мебели (импортозамещение – 100 %, экспорт – 70 %),

при обработке драгоценных камней и драгоценных металлов – 70 % на

экспорт.

В составе СЭЗ “Гомель-Ратон” предусматривается создание так

называемых функциональных субзон: свободной международной торговли,

свободной финансовой и трастово-управленческой деятельности,

приграничной торговли, технопарка (технополиса), экологической.

Рассмотрим итоги работы СЭЗ Республики Беларусь за период 1996-2001

гг., что позволит сделать некоторые выводы о реализации целей и задач,

поставлен-ных при их создании (в анализ не включены СЭЗ “Могилев” и

“Гродно-инвест”, созданные Указами Президиума Республики Беларусь

соответственно от 31.01 2002 г. № 66 и от 16.04 2002 г № 208).

Согласно отчетов «1-СЭЗ», представляемых резидентами свободных

экономических зон количество резидентов СЭЗ к 1.01 2002 г. достигло 207, из

них предпринимательскую деятельность осуществляли 186. Следует отметить что

в последние годы наметилась тенденция увеличения удельного веса. Реаль-

но работающих предприятий. Так, если в 1999 г. их доля составляла 83,9%, а

в 2000 г. - 85,2%, то в 2001 г. достигла 89,9%, что, несомненно,

свидетельствует об улучшении качественного состава резидентов СЭЗ.

.

Рис. 1. Распределение резидентов по свободным экономическим зонам

Республики

Беларусь (по состоянию на конец 2001 г.)

Из 186 работающих предприятий 131 - с иностранными инвестициями. Увели-

чивается роль промышленных предприятий. Их доля в 2001 г. возросла на 4,7%

по сравнению с предыдущим годом и достигла 86,6 % от общего количества ра-

ботающих резидентов СЭЗ. Наибольшее количество резидентов зон

специализируется на производстве пищевых продуктов (25), мебели (19),

химических продуктов (16), резиновых изделий и пластмасс (15), машин

и оборудования (14), изделий из древесины; на деревообработке(12).

Распределение резидентов по свободным экономическим зонам Республики

Беларусь и по составу участников представлено на рис. 1, 2. Из

приведенных диаграмм следует, что около половины всех резидентов СЭЗ

приходится на СЭЗ “Брест”, а численность резидентов СЭЗ с участием

иностранных инвес-торов растет более динамично, чем остальных.

На 1.01 2002 г. общая сумма сформированного уставного капитала

предпри-ятий-резидентов, созданных белорусскими собственниками , составила

13,2 млрд. руб., или 95,7 % от заявленного. Причем 10,6 млрд.

руб. принадлежат крупным отечественным конверсионным предприятиям

СЭЗ “Гомель-Ратон”. В СЭЗ “Брест” доля уставного фонда таких

предприятий составляет 0,3 млрд. руб.

Что касается предприятий с иностранными инвестициями , то сумма

заявленного ими уставного капитала достигла 36,1 млн. долларов США ,

а

сформированного – 28,5 млн. (78,9 %) . Всего в СЭЗ привлечено с момента

их

образования 40,6 млн. долларов из 25 стран мира . Самые крупные

денежные взносы (свыше 800 млн. руб.) в уставные фонды принадлежат

Великобритании и Германии.

[pic]

Замечание: черным цветом показана динамика за 2001 г., серым – за 2000

г.

Рис. 2. Распределение резидентов СЭЗ по составу участников за 2000 и 2001

гг

Число рабочих мест на конец 2001 г. достигло 13 511 и увеличилось по

сравнению с1999 г. практически в 2 раза. При этом если в 2000 г. в

свободных экономических зонах было создано 1099 рабочих мест, то в 2001 г.

эта цифра выросла до 3921, из них совместными предприятиями создано 1710

рабочих мест, предприятиями со 100%-м иностранным капиталом - 1274,

предприятиями без иностранных инвестиций - 937. Основная масса работающих

занята в промышленности, причем их удельный вес в общей численности

Страницы: 1, 2, 3


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.