бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Сущность, пути и значение приватизации

держать акции нескольких акционерных обществ.

Пожалуй, ни один из рассматриваемых теоретических подходов к

приватизации не вызвал такой ожесточенной полемики, как идея всеобщей

бесплатной раздачи собственности. Наиболее резко против нее выступили

Е.Ясин, Л.Григорьев, С.Алексеев, Т.Попова. Они утверждали, что авторы

предлагаемого способа раздела государственной собственности прежде всего

стремятся осуществить приватизацию ради приватизации, любой ценой провести

"коллективизацию" наоборот. По мнению критиков, сторонники безвозмездной

раздачи сосредоточились на популистски понимаемых принципах социальной

справедливости и технических деталях и меньше всего внимания обратили на

условия достижения основной цели приватизации — повышения эффективности

производства. Острой критике подвергались также аргументы авторов этого

подхода о равных стартовых возможностях, решении проблемы нехватки

финансовых средств населения. При этом в качестве контраргументов

выдвигались недооценка колоссальных технических трудностей, неравномерное

распределение собственности по регионам.

Следует также отметить, что наиболее "устойчивыми" и жизнеспособными

оказались идеи сторонников собственности трудовых коллективов. Так, в

феврале—апреле 1992 г. на страницах периодической печати некоторые

российские экономисты и публицисты декларировали необходимость

безвозмездной передачи основной части собственности трудовым коллективам

как хозяйственным единицам, преимущественно путем создания закрытых

акционерных обществ. Парадоксально, но среди ярых сторонников собственности

трудовых коллективов оказывались и теоретики коммунистического толка, и

многие отечественные ультранеолибералы, тогда как среди противников —

российские демократы и бывшая и современная номенклатурная бюрократия.

2. Приватизация и разгосударствление.

В результате навязывания государственным предприятиям некоммерческих

операций, искусственного ограждения от конкуренции, наличия гарантированной

финансовой поддержки государства эти предприятия зачастую становятся менее

эффективными в технико-экономическом и финансовом отношении, что выражается

в относительно низкой производительности труда, высокой капиталлоемкости,

малой прибыльности, слабой восприимчивости к инновациям, содержании

раздутого управленческого аппарата и в бюрократизме. Поэтому периодически к

государству предъявляются претензии, а высокая доля принадлежащего ему

сектора в экономике приводит к постановке вопроса о разгосударствлении.

Гласная постоянная обязанность государства в смешанной рыночной экономике

– защита свободы личности, собственности и предпринимательства – требует и

ограничения его деятельности, чтобы эту свободу не подавлять.

Развернувшийся в 80-х годах процесс разгосударствления не означает,

однако, что государство покидает рыночную экономику. Уменьшая собственную

предпринимательскую деятельность, оно остается структурным элементом

смешанной экономики, стремясь наилучшим образом приспособиться к рыночным

отношениям, меняя формы своей деятельности.

Современное разгосударствление не равнозначно денационализации, а

последняя не сводится к одной приватизации (переходу предприятий в частные

руки). Разгосударствление – сложный процесс совершенствования экономики

смешанного типа – означает предоставление предприятиям, независимо от формы

собственности, полной экономической свободы и отказ государства от прямого

управления их хозяйственной деятельностью. В связи с этим небезынтересно

отметить, что в западной экономической литературе все негосударственные

формы собственности принято относить к частной собственности.

Первостепенное значение в рыночной экономике имеет то, как предприятие

работает (какова его экономическая эффективность), а не форма

собственности, на основе которой оно функционирует. Поэтому приватизация

как экономический процесс направлена на создание такой модели экономики,

где все формы собственности действуют по единым правилам, привилегии же и

льготы предприятиям определяются коммерческими, а не административными

принципами. В результате разгосударствление становится адекватным

«приватизации», ибо речь идет о единой цели этих двух процессов – о

повышении эффективности функционирования смешанной рыночной экономики, о

лучшем синтезе механизмов рынка и государственного воздействия на

экономику.

Более обстоятельно и наглядно содержание приватизации раскрывается

через формы ее осуществления. Наиболее популярны из них а развитых странах

такие: продажа предприятий непосредственно в частные руки; выкуп акций

предприятия менеджерами; продажа его акций работникам; распространение этих

акций среди населения. Кроме того, практикуются сдача государственного

предприятия в аренду и заключение контракта на управление им.

Переход государственных предприятий в частные руки осуществляется

путем организации аукционов и конкурсов. Аукцион позволяет стать владельцем

предприятия физическому или юридическому лицу, предложившему наибольшую

цену. Он дает возможность приватизировать государственные предприятия в

относительно короткие сроки и с существенной прибылью. В то же время

аукционная торговля ограничивает число вероятных собственников, поскольку

может привлечь только действительно богатых людей. Владелец предприятия,

купленного на аукционе, не ограничен никакими условиями со стороны

государства поэтому волен поступать со своей собственностью так, как ему

захочется (ликвидировать, перепрофилировать), не согласуясь с интересами

общества. Преодолеть этот недостаток аукционной торговли можно с помощью

конкурсов. Конкурсные торги означают продажу государственной собственности

тем или иным лицам в соответствии с требованиями и условиями, выдвинутыми

государством. Но проведение конкурсов увеличивает текущие расходы

(содержание специальных комиссий), снижает доходы (более низкая цена

приватизации) и требует более длительного времени.

Одна из наиболее распространенных форм приватизации – публичная

продажа акций населению, ведущая к предотвращению предприятия в акционерное

общество открытого типа. Продажа, о которой идет речь, ведется по

фиксированной или конкурсной цене. При фиксированной цене возможны

завышение и занижение стоимости имущества; при конкурсной – последнее

получает более точную оценку. Покупка акций мелкими инвесторами

стимулируется широко используемыми льготами: премии «самым быстрым»

покупателям; отсрочка платежей или разрешение оплаты по частям с полной

выплатой дивидендов; установление более низкой цены. Публичная продажа

акций ориентируется на сбережения населения. Ее главное преимущество

состоит в открытости и доступности этой формы для всех желающих.

Приватизация не всегда сопровождалась продажей государственного

имущества. Нередко государственная собственность «разбавлялась» частными

капиталом, образуя смешанные предприятия. Практиковалась также аренда,

когда физические или юридические лица приобретали часть государственного

имущества в пользование на определенный срок и за определенную плату.

Арендатор получает возможность самостоятельно организовывать

производственный процесс, нанимать персонал, осуществлять контроль за

производством, несет финансовую ответственность за хозяйственную

деятельность предприятия. Как правило, аренда использовалась для

малорентабельных предприятий с целью повышения эффективности их работы.

В этих случаях могла применяться и такая форма, как заключение

контракта на управление предприятием. Подписание такого контракта

предоставляет управляющим полный контроль над функционированием предприятия

и все необходимые полномочия для эффективного управления им. Контрактная

система, в отличие от аренды, освобождает управляющих от ответственности за

финансовое состояния предприятия.

Соглашения об аренде и контракты на управление зачастую являются

временными мерами, применяемые для улучшения экономических показателей

государственных предприятий, или переходной ступенью к полной приватизации.

Процесс приватизации, как правило, занимает много лет.

Раскрытие экономического содержания и способов осуществления

современной приватизации позволяет определить ее роль и место в смешанной

рыночной экономике. Рассматриваемый процесс не сводится к передаче

государственной собственности в частные руки; экономическое содержание

современной приватизации шире и глубже. Это совокупность мер,

ограничивающих предпринимательскую деятельность государства, повышающих

эффективность функционирования остающихся государственных предприятий путем

перевода их в рыночные условия, реформирующих систему государственного

регулирования рыночной экономики. В целом приватизация, как уже отмечалось,

направлена на достижение эффективного синтеза механизмов рыночной

экономики, затрагивающий такие ключевые проблемы экономического развития,

как соотношение развития экономики и деятельности государства, плана и

рынка, частной и государственной собственности, конкуренции и монополии.

В отечественной экономике опыт разгосударствления полностью

отсутствовал. Задачи приватизации в России шире, чем в западных странах.

Подавляющее преобладание в нашей стране государственной собственности

делает процесс приватизации необходимым для демонополизации экономики и

стабилизации экономического положения, развития демократического характера

отношений собственности и управления предприятиями, для рациональной

деятельности государственного сектора, повышения эффективности

функционирования предприятий, для стимулирования различных форм

предпринимательства, улучшения состояния государственных финансов и

снижения инфляции. Из этого следует, что в России приватизация выступает

ключевым направлением формирования рыночных отношений.

Говоря об особенностях приватизационного процесса в нашей стране,

следует отметить две его важнейшие черты: во-первых, «ваучерный» характер

осуществления; во-вторых, проведение в условиях зарождения рыночных

отношений, что вызывает необходимость адаптации приватизируемого

предприятия к только еще формирующейся рыночной среде.

«Ваучерный» характер приватизации в России означает, что

государственная собственность передается гражданам бесплатно. В августе

1992 года издан Указ Президента России о внедрении приватизационных чеков –

ваучеров, которые реализуют механизм бесплатной передачи имущества, долей в

акционерных обществах и акций предприятий государственной собственности.

Приватизационные чеки покупались и продавались без ограничений.

Приватизационный чек – государственная, ценная бумага целевого

назначения, имеющая номинальную стоимость в рублях. Это документ на

предъявителя. По истечении срока действия приватизационные чеки считаются

погашенными и изымаются из обращения.

На приватизационные чеки могут приобретаться объекты приватизации, а

также акции специальных инвестиционных фондов. Приватизационные чеки

действуют в качестве средства платежа в процессе приватизации однократно.

Оценочная рыночная стоимость продаваемых в обмен на ваучеры фондов

составила в России примерно 1,5 трлн. руб. (35% от всех приватизируемых по

федеральной программе фондов). И на такую же сумму были выпущены ваучеры.

Каждый ваучер получил номинальную стоимость 10000 руб.

Поскольку приватизация в России связана с введением в оборот

специфичных ценных бумаг – ваучеров, проведение ее предполагает широкое

акционирование предприятий.

В июле 1991 года в России был принят закон о приватизации

государственных и муниципальных предприятий на 1992 – 1994 гг. Все

предприятия, подлежащие приватизации, были разделены на три группы: 1)

мелкие предприятия (до 200 занятых с балансовой стоимостью основных фондов

менее 1 млн. руб.); они подлежат продаже на аукционах (конкурсах); 2)

крупные предприятия (занято более 1000 человек при балансовой стоимости

основных фондов свыше 50 млн. руб.); они приватизируются путем

преобразования в открытые акционерные общества; 3) остальные предприятия,

они могут быть приватизированы любым из установленных способов в

соответствии с требованиями принятой программы.

Акционирование предприятия сопровождается предоставлением льгот: 1)

всем членам трудового коллектива бесплатно передаются именные

привилегированные (неголосующие) акции, составляющие 25% уставного

капитала; продаются простые (голосующие) акции, составляющие 10% уставного

капитала со скидкой 30% от номинальной стоимости и предоставляется

рассрочка до трех лет (первоначальный взнос не менее 15%); 2) всем членам

трудового коллектива, кроме того, предоставляется право приобрести простые

акции, составляющие 51% уставного капитала, но уже без льгот на

приобретение; продажная цена устанавливается Государственным комитетом

имущества; 3) инициативной группе работников предприятия, взявшей на себя

ответственность за выполнение плана приватизации и заключившей с согласия

коллектива договор на срок до одного года, дается после истечения срока

договора право на приобретение 20% простых акций по номинальной стоимости;

на период договора ей предоставляется право голосования по 20% голосующих

акций.

Таким образом, акционерное общество становится основной

организационной формой предприятий в России. Следует заметить, что их

успешному акционированию способствуют развивающиеся финансовые рынки, в

первую очередь фондовые биржи.

С появлением ваучеров как особого типа ценных бумаг связано

функционирование в нашей стране специальных инвестиционных фондов

приватизации (чековых инвестиционных фондов – ЧИФ), не типичных для мировой

практики. Зарубежные инвестиционные фонды – это, как правило, открытые

акционерные общества, которые мобилизуют средства населения путем эмиссии

собственных акций, инвестируют свои средства в ценные бумаги других

организаций и ведут торговли ценными бумагами. Чековый же инвестиционный

фонд может быть только закрытого типа, т. е. он не имеет права выкупать

свои акции у акционеров. Это связано с характером ваучеров как ценных

бумаг. Дело в том, что задача накопления чеков для использования в процессе

приватизации осложняется их распыленностью (владельцами чеков являются все

жители страны) и сроком действия (один год). Поэтому закрытый тип

отечественных чековых инвестиционных фондов позволяет успешнее

централизовать чеки, а самому фонду придает более устойчивый характер.

Важно раскрыть функции чековых инвестиционных фондов, состоящие: а) в

мобилизации ваучеров за счет эмиссии собственных акций; б) в инвестировании

их в ценные бумаги приватизированных предприятий; в) в торговых операциях

(спекуляции) с ваучерами. Следовательно, в задачу чековых инвестиционных

фондов входят аккумулирование чеков населения и обмен их на акции

предприятий. Минимальный размер уставного капитала чековых инвестиционных

фондов составляет 500 тыс. руб.

На начало 1994г. в России действовало около 700 чековых инвестиционных

фондов, причем всего больше их в Москве и Московской области (106), Санкт-

Петербурге (44), Свердловской области (25). На эти три центра приходилось

46% всех чековых инвестиционных фондов.

Переходя к характеристике второй особенности отечественной

приватизации, следует отметить, что последняя существенно отличается от

других стран, где она реализуется в адекватной экономической среде. В

отечественной же экономике рыночные отношения находятся, как известно, в

стадии становления. Поэтому приватизация предполагает адаптацию

приватизируемого предприятия к формирующимся рыночным условиям. При этом

сама по себе она создает рыночную ситуацию лишь на макроуровне за счет

либерализации цен, конкуренции. В то же время она не обеспечивает рыночных

условий на макроуровне. В результате приватизация как процесс формирования

рыночных отношений предполагает реформирование экономики как на микро-, так

и на макроуровне.

Адаптация приватизируемого предприятия к формирующимся в России

рыночным условиям представляет собой сложный процесс, включающий экономико

– правовую, производственную, финансовую и социальную адаптацию. Каждый их

этих компонентов выполняет свою функцию, все они обуславливают друг друга.

Но основой адаптации является производственное и финансовое приспособление,

так как оно определяет всю хозяйственную деятельность предприятий.

В адаптации приватизируемого предприятия на микроуровне решающую роль

играет менеджмент предприятия, ибо умелое управление им позволяет сократить

издержки приватизации, лучше мобилизовать финансовые ресурсы, успешно

осуществлять инвестиционные процессы. На изучение и регулирование

нарождающегося рынка, управление сбытом продукции нацелена назревающая

маркетинговая деятельность предприятия. Привлечение материала по

менеджменту и маркетингу позволит глубже раскрыть приспособление

приватизируемого предприятия к рыночным условиям на микроуровне.

Наибольшую сложность для приватизируемого предприятия представляет

адаптация к рыночным условиям на макроуровне. Это связано с тем, что, во-

первых, без учета внешних факторов предприятию не возможно решить весь

комплекс своих внутренних (производственных, финансовых, социальных)

проблем; во-вторых, формирование рыночных условий на макроуровне не зависит

от самого предприятия, а во многом определяется политикой государства, тем,

какова поддержка им приватизируемого предприятия посредством использования

экономических, финансовых, административных рычагов.

Говоря о направлениях макроэкономической адаптации, нужно отметить:

важной и сложной проблемой является финансовая адаптация приватизируемого

предприятия, поскольку без решения финансовых вопросов неразрешемыми

становятся и вопросы технико-производственные. Взаимодействие

производственных предприятий со специализированными финансовыми институтами

(банками, фондовыми биржами) позволяет приватизированному предприятию

получить надежный источник формирования денежных ресурсов и тем самым –

условия для всесторонней адаптации к формирующейся рыночной среде.

Существенную помощь в раскрытии этого вопроса окажет материал по финансовым

рынкам.

В условиях высокой дебиторской задолженности большенства российских

предприятий затруднено их финансирование за счет прибыли предприятия. А из-

за жесткости условий кредитования не решают в должной мере проблему

финансирования и банковские кредиты. В результате более предпочтительным

источником формирования денежных ресурсов предприятия в современных

условиях становится продажа акций. Следовательно, эффективное использование

рынка ценных бумаг является важнейшим условием общей адаптации

приватизируемого предприятия к формирующимся рыночным отношениям.

Таким образом, всесторонний анализ проблемы приватизации охватывает

ряд важных учебных проблем: государственная собственность и

разгосударствление, менеджмент и маркетинг предприятия, финансовые рынки,

государственное регулирование.

Две важнейшие особенности приватизационного процесса в России

определяют два этапа в его осуществлении. Первый этап закончился в июне

1994 г. Результаты этого периода желательно показать в заключение, отметив,

что важнейшими моментами ваучерной приватизации в России оправданно считать

следующие:

1. Разгосударствление и приватизация заняли ключевое место в процессе

трансформации экономики России, охватившем все основные субъекты

общества: органы государственной власти, управления и контроля;

предприятия и объединения предприятий; коммерческие структуры;

общественные организации; граждан.

2. Впервые была создана и начала работать модель приватизации, позволившая

осуществить передачу в частную собственность имущества десятков тысяч

предприятий. В 1993 г. было приватизировано более 60 тыс. предприятий

сферы торговли, общественного питания и бытового обслуживания, что

составляет около 70% всех приватизированных за этот период предприятий.

3. Центральное место в приватизации государственных предприятий заняли

чековые аукционы, обладающие положительными моментами с точки зрения

инвестирования: открытость, позволяющей привлечь дополнительных

инвесторов; возможностью выбирать тактику инвестирования и тем самым

увеличивать или снижать собственный риск (использованием двух типов

заявок – содержащих и не содержащих ограничения на курс аукциона);

гарантиями на владение акциями выставленного на продажу пакета

предприятий, поскольку результаты аукциона при внесении победителей в

соответствующий протокол имеют законную силу. Следовательно, процедура

чековых аукционов содержит рыночный механизм вступления инвесторов в

права собственности.

С 1 июля 1994 г. в соответствии с Указом, подписанным Президентом

РФ, начинается новый период в приватизационном процессе – так называемый

постваучерный. Это – этап функционирования предприятий в рыночных условиях,

их полная адаптация к рыночной среде. Главные проблемы российских

предприятий в этот период связаны с инвестиционной политикой.

Инвестирование средств в капитал, получение прибыли от его прироста

предполагают инвестиционную привлекательность как собственных, так и

приобретаемых ценных бумаг приватизированных предприятий. Следовательно,

Страницы: 1, 2, 3


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.