бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Совместные предприятия, проблемы развития, недостатки

развития производства. Эффект получает тот, кто может полнее судить о

конкретном состоянии своей экономики и ее возможностях включения в процесс

международных экономических отношений. Хорошо продуманная и экономически

обоснованная государственная стратегия формирования СП есть непременное

условие их быстрого создания и бесперебойного функционирования.

Функционирование же СП – это долгосрочное дело, которое должно обеспечить

повышение эффективности экономики и способствовать ее более активному

включению в систему международных экономических отношений. В связи с такой

перспективой важным экономическим и социальным фактором становится выбор

российским предприятием надежного и выгодного зарубежного партнера.

Российскому предприятию с самого начала надо определить требования, которые

оно хочет удовлетворить с помощью совместной деятельности с иностранной

фирмой. Продумав систему конкретных целей, отечественное предприятие может

предложить зарубежным компаниям обсудить возможность сотрудничества или

проявить инициативу и самому осуществлять подобные связи через торговые

палаты, ярмарки, контрактные биржи и т.д.

Как известно, одна из главных экономических проблем состоит в выяснении

соотношения форм собственности на предприятие и эффективности производства

и связь с этим соотношением социального вопроса. Возникает эта проблема и

на СП, так как трудовые отношения регулируются не местным

законодательством, а условиями контрактов. Но в то же время практика

показывает, что функционирование совместных предприятий не привело к каким-

либо крупным социальным потрясениям.

1.4. Масштабы деятельности совместных предприятий и перспективы их

развития.

Об итогах функционирования СП на территории нашей страны можно судить по

следующим данным:

|Показатели |1992 |1995 |

|Число действующих предприятий (на конец года) |2533 |14550 |

|Численность работников, тыс. чел. |195 |426 |

|Расходы на оплату труда, млрд. руб. |21 |3431 |

|Объем производства продукции, работ, услуг (в |449 |46023 |

|факт. действовавших ценах), млрд. руб. | | |

|Экспорт, млн. долл. |1863 |5758 |

|Импорт, млн. долл. |2037 |3332 |

|Объем реализации продукции на внутреннем рынке, |170 |44317 |

|млрд. руб. | | |

Таким образом, проанализировав итоги деятельности предприятий с

иностранными инвестициями, можно сказать, что эти предприятия уже в 1995

году достигли тех целей, что были поставлены перед ними Российским

Правительством. Очевидно, что они привлекают иностранный капитал в

отечественную экономику, содействуют росту промышленного производства,

расширению внутренней и внешней торговли.

Создание совместных предприятий является довольно сложным делом, которое

требует в отдельных случаях значительных материальных и финансовых затрат,

большой находчивости и немалого административного опыта, выработанного в

процессе участия в международном экономическом сотрудничестве. Очень много

организационных, экономических и юридических трудностей при образовании

совместных предприятий с участием иностранных партнеров. В России это

связано с почти полным отсутствием достаточно длительного опыта в этой

области. Но гораздо большие трудности создают экономические факторы, а не

организационные, последние представляются лишь следствием нынешней

специфической экономической ситуации. В России создают в основном малые и

средние СП. Незавершенность процесса приватизации и отсутствие ее четких

параметров – главная проблема, препятствующая участию крупных предприятий в

создании СП на ее территории.

Еще одним экономическим фактором является устаревшее оборудование и

невысокое качество производимых российскими предприятиями товаров.

Формирование и деятельность СП выявили и некоторые юридические трудности.

В России нет достаточного стимулирования деловой активности совместных

предприятий со стороны государственных органов центрального и местного

подчинения, а в конечном счете юридические проблемы сводятся к слабой

правовой защите инвесторов от коррумпированных чиновников.

Итак, существующие организационные, экономические и юридические трудности

сдерживают рост числа СП на территории России. Несмотря на то, что в

настоящее время в стране насчитывается около 15 тыс. разного рода

совместных и иностранных предприятий, приходится признать, что наша страна

делает лишь первые шаги в развитии этой формы экономического

сотрудничества.

2. Организация создания СП

Сотрудничество в форме совместных предприятий объективно является сложным

видом международной кооперации, что, естественно, порождает ряд проблем уже

с первых шагов создания СП. Успех решения многих проблем будет зависеть от

того, как будет организован этот процесс.

Процесс создания СП можно представить в виде последовательности этапов:

1. Оценка целей создания СП.

2. Оценка адекватности СП как целереализующей системы.

3. Поиск и выбор партнеров.

4. Начало переговоров и подготовка протокола о намерениях.

5. Проведение технико-экономического исследования.

6. Подготовка учредительных документов.

7. Регистрация СП.

Рассмотрим содержание каждого этапа и основные проблемы, возникающие при

их реализации.

Начальный этап – постановка целей, для достижения которых выбирается эти

форма международного сотрудничества. Несмотря на кажущуюся простоту, этап

целеполагания относится к разряду трудных и ответственных этапов разработки

проекта СП. От того, насколько правильно определены цели создания СП, во

многом зависит успех будущей работы.

Трудность этапа постановки целей связана с его слабой

структуризованностью и невозможностью выработки общих рекомендаций. Для

каждого конкретного случая создания СП этот этап является результирующим

большого количества факторов, носит творческий характер и протекает по-

своему. Однако во всех случаях необходимо учитывать общие

народнохозяйственные цели, которые определены нормативными документами.

После того, как сформулированы конкретные цели создания СП, необходимо

убедиться в том, что рассматриваемая форма хозяйствования является

эффективным инструментом их достижения. Необходимость этого этапа

обусловлена тем, что на практике в условиях активной пропаганды

международного сотрудничества у ряда хозяйственных руководителей

складывается впечатление, что создание СП – универсальное средство решения

всех проблем, стоящих перед нашей экономикой. На самом деле совместное

предприятие имеет как преимущества, так и недостатки, а, следовательно, и

определенные границы для эффективного применения.

Итак, лишь убедившись в том, что создание СП является эффективной формой

достижения поставленных целей, можно переходить к следующему этапу,

связанному с поиском и выбором иностранного партнера.

В мировой практике распространено создание СП как бы в продолжение ранее

уже существовавших форм более простых форм сотрудничества. При этом,

естественно, не возникает проблема поиска партнера.

Большинство российских учредителей СП сталкивается с проблемой поиска

иностранного партнера, а в случае, когда поступает несколько предложений, -

и с проблемой выбора наилучшего партнера. Решение указанных проблем может

осуществляться собственными силами либо с помощью организаций-посредников,

специализирующихся в этой области. Возникающие при этом альтернативы

представлены на рис.1

Достаточно простой путь – прибегнуть к услугам организации, оказывающей

услуги по созданию СП. Более сложный – самостоятельное осуществление

поиска, активного или пассивного.

Рис.1. Возможные альтернативы в организации поиска иностранных партнеров

При активном поиске учредитель сам тем или иным образом выходит на

иностранные фирмы, которые являются потенциальными партнерами для создания

СП. Наиболее благоприятная для этого среда – форумы, ярмарки, выставки и

т.п. При пассивном поиске учредитель объявляет о желании создать СП и ждет

предложений от возможных партнеров.

Эффективность активного поиска во многом зависит от возможности получения

информации о зарубежных фирмах, которые могут представлять интерес в

качестве партнера. Количество фирм огромно, и возникает проблема сужения

области поиска по географическому признаку, по стране нахождения, по

отраслевой промышленности и т.д.

Организация пассивного поиска связана с подготовкой информации о

предполагаемом проекте создания СП и выбором способа ее распространения.

Объем передаваемых сведений может колебаться от краткого предложения

заинтересованным фирмам вступить в контакт с учредителем до развернутой

информации по проекту, представленной в специальной форме.

Предложения в краткой форме обычно готовятся для передачи с помощью

средств массовой информации. Развернутая информация по проекту доводится до

конкретных фирм и включает: название проекта, общие сведения о проекте

(организация-учредитель, предмет деятельности, степень проработанности

проекта учредителем, наличие необходимых согласований, место расположения

СП), основные показатели проекта (расчетная мощность предприятия, примерная

производительная программа, сведения о поставках сырья и полуфабрикатов,

потребность в электроснабжении, воде и др.), характеристику внутреннего и

внешнего рынков, предполагаемую структуру сбыта продукции (доля продукции,

поставляемой на внутренний и внешний рынок), какой вклад ожидается от

иностранного партнера (инвестирование денежных средств, передача

технологии, предоставление лицензий), поставка оборудования и т.п.

Если характер проекта позволяет рассчитывать на большой интерес со

стороны иностранных фирм, например, проект совместной добычи полезных

ископаемых, можно организовать тендер, международный торг, проведение

которого даст возможность учредителю создать предприятие на более выгодных

условиях.

Если претендентов на роль партнера в совместном предприятии оказывается

больше, чем необходимо, возникает проблема выбора самых предпочтительных.

Решение этой проблемы целесообразно начать с оценки финансового положения

каждого из претендентов, чтобы иметь дело с фирмами, внушающими доверие.

Для этого необходимо навести справки, используя возможности внешнеторговых

организаций, загранаппарата, банковские каналы.

После того, как произведен выбор иностранного партнера (партнеров) для

создания СП, начинается процесс переговоров и подготовки учредительных

документов, необходимых для регистрации. Поскольку СП представляется собой

союз, основанный на балансе интересов участвующих в нем сторон, то важно в

начальной стадии переговоров выяснить интересы иностранного учредителя СП.

Мировой опыт подсказывает, что более частыми мотивами участия иностранных

инвесторов в создании СП являются:

- долгосрочная гарантия сбыта продукции на внутреннем рынке,

обеспечиваемая местным партнером;

- использование свободных капиталов для увеличения получаемой

прибыли;

- снижение издержек производства и укрепление конкурентных позиций на

внешних рынках;

- установление более тесных связей с местным партнером,

обеспечивающих получение льгот и защищающих от возможных

дискриминационных действий властей;

- благоприятные финансовые аспекты осуществления предпринимательской

деятельности.

Однако, как показывает практика создания СП в нашей стране, не всеми

иностранными предпринимателями движут благовидные мотивы, и вместо баланса

интересов они стремятся к получению односторонней выгоды и достижению

целей, не связанных с предметом деятельности СП. В качестве примеров таких

действий могут быть названы:

- осуществление своего вклада в уставный фонд за счет некачественной,

залежавшейся продукции;

- использование неинформированности партнера для завышения денежной

оценки своего вклада в уставный фонд и т.д.

Важно выявить мотивы иностранной фирмы, противоречащие интересам

российской стороны, на начальной стадии переговоров, с тем, чтобы

предотвратить возможный ущерб в будущем.

Если переговоры между партнерами заканчиваются успешно, то они готовят

протокол о намерениях. Этот документ не имеет юридической силы, однако к

его подписанию надо подходить со всей ответственностью. Форма протокола о

намерениях – произвольная. На практике встречаются как очень короткие

протоколы, в которых лишь констатируется намерение сторон создать

совместное предприятие, так и достаточно развернутые, с указанием

основополагающих моментов создания и деятельности совместного предприятия,

по которым достигнуто согласие сторон. Общий подход к подготовке протокола

о намерениях должен основываться на том, что больше принципиальных

вопросов, которые необходимо решить при создании СП, найдет отражение в

протоколе, тем в дальнейшем потребуется меньше взаимных согласований при

подготовке учредительных документов.

После подписания протокола о намерениях в соответствии с согласованной

организацией работ по разработке проекта СП партнеры приступают к

разработке технико-экономического обоснования и учредительных документов.

Технико-экономическое обоснование, так же, как и протокол о намерениях, не

имеет юридической силы и не накладывает обязательств на учредителей СП.

Параллельно с проведением технико-экономических исследований ведется

работа по подготовке договора (соглашения) о создании СП и устава СП.

Подготовку указанных документов может вести любой из партнеров.

Форма договора и устава произвольна, однако эти документы должны включать

в себя ряд обязательных статей. Вот они:

- предмет и цели деятельности предприятия;

- местонахождение предприятия;

- состав участников (учредителей СП);

- уставный фонд (размер уставного фонда, размер доли каждого

участника, порядок формирования уставного фонда);

- органы управления (состав, компетенция и структура, порядок

принятия решений, круг вопросов, по которым требуется единогласие

участников);

- порядок ликвидации предприятия.

Обязательные статьи учредительных документов могут дополняться

специфическими для данного проекта, важно лишь, чтобы они не противоречили

советскому законодательству.

При подготовке учредительных документов следует исходить из того, что

договор должен отражать основные принципы и положения создания и

деятельности СП, а устав должен их конкретизировать и дополнять, как бы

раскрывая механизм реализации этих принципов;

Подготовка учредительных документов и ТЭО позволяет приступить к

осуществлению заключительного этапа создания СП – его регистрации.

После регистрации СП считается созданным и приобретает статус

юридического лица, учредители получают справку о том, что СП внесено в

реестр совместных предприятий.

Совместные предприятия: проблемы становления и развития

3.1. Правовые основы создания совместных предприятий

Термин "совместное предприятие" соответствует распространенному в

мировом хозяйстве понятию "джойнт венчурс", и его признаки – участие фирм,

расположенных в разных странах, конституирование совместного предприятия

как самостоятельного юридического лица, на паях принадлежащего участникам и

действующего под совместным управлением, создание СП для регулярной, а не

разовой деятельности.

В 1986 году постановлением "О мерах по совершенствованию управления

экономическим и научно-техническим сотрудничеством с социалистическими

странами" были впервые установлены следующие формы хозяйства: а) совместные

предприятия, создаваемые на территории СССР или других стран

социалистического содружества (двух- или многосторонние) на базе общей

социалистической собственности участников; б) международные объединения и

организации, формируемые на принципах сохранения национальной собственности

и осуществления их деятельности на основе плановой организации.

Этим постановлением не разработаны правила образования, функционирования,

но сформулированы основные принципы их деятельности, (существенно

пересмотренные уже через два года): свою деятельность СП осуществляют на

основе разрабатываемых и утверждаемых ими планов; самостоятельно выполняют

экспортно-импортные операции по договорным ценам.

Это был только первый шаг, и такая "конструкция" новой формы хозяйства,

основанная на неразгосударствленной совместной собственности нескольких

стран, на решающей роли централизованного планирования при недостаточной

мере рыночной свободы, выключении из сферы ее развития капиталистических и

развивающихся стран, оказалась не только непривлекательной для

потенциальных партнеров, но и нежизнеспособной.

На втором этапе (с 1987г. по 1991г.) были предприняты меры локального

правового регулирования совместных предприятий как рыночного сектора

хозяйства. Для данного периода перестройки характерны попытки создания

"локальных" рынков без комплексной и глубокой реформы административно-

командной системы (такими же "локальными" рынками стали кооперативы и

НИОКР). Это правовое регулирование нашло отражение в постановлениях Совета

Министров СССР о порядке создания на территории СССР и деятельности СП,

отчасти скорректированном последующими постановлениями правительства и

целым рядом "подзаконных" ведомственных инструкций финансовых, банковских,

таможенных, статистических, других государственных служб.

В постановлениях были сформулированы цели развития этой новой формы

хозяйства: более полное удовлетворение потребностей страны в определенных

видах промышленной продукции, сырьевых и продовольственных товарах;

привлечение в народное хозяйство передовой зарубежной техники и технологии;

использование управленческого опыта, дополнительных материальных и

финансовых ресурсов; развитие экспортной базы и сокращение нерационального

импорта.

Сама постановка государством целей перед рыночным сектором экономики

оправдана и укладывается в концепцию регулируемого рынка. Но эти цели не

должны быть столь общими, а тем более противоречивыми. Как показали первые

итоги деятельности СП, одни из них для так называемого развития экспортной

базы вывозят (в условиях развала внутреннего рынка продовольствия) ценные

пищевые продукты, что противоречит цели удовлетворения потребностей страны

в тех или иных видах продукции, другие СП, построенные на базе новейших

технологий ни малейшим образом не заботятся о распространении передового

технического опыта и т.д. Поставленные цели должны обрести форму

рекомендуемой государством системы приоритетов (как это делается в США) с

обязательными налоговыми льготами и преференциями, иначе в условиях

рыночной экономики они так и останутся благими пожеланиями.

Одно не рыночное, а государственно-правовое предписание деятельности

совместных предприятий, специфическое для бывшего СССР, к сожалению,

сохранилось и в настоящее время в России. Это закрепленное постановлениями

о порядке создания на территории СССР и деятельности совместных предприятий

и рядом нормативных актов требование валютной самоокупаемости СП. Оно

связано с неконвертируемостью советского рубля, отрицательным сальдо

внешнеторгового баланса, инфляцией.

В целом возможности правовой базы СП, действовавшей на втором этапе, были

вскоре исчерпаны. Она обеспечила быстрое, но экстенсивное развитие сети СП,

не дающее весомого вклада в формирование эффективного регулируемого рынка.

Только полная и комплексная реформа хозяйственного права, включающая более

широкую деятельность совместных предприятий, принятие законодательства об

иностранных инвестициях и их защите, которое может создать юридические

предпосылки перехода к рынку, позволило бы снять преграды на пути

эффективного развития.

Другие вопросы создания и деятельности СП должны регулироваться общим

законодательством. В этой связи Закон об иностранных инвестициях в части СП

должен взаимодействовать с Законом об акционерных обществах, банках и

валютных операциях, с таможенным Кодексом. Такая реформа и явилась

содержанием третьего этапа развития нашего законодательства, которая уже

осуществилась в России.

Эффективное развитие совместного предпринимательства сдерживалось слабой

правовой основой. Действовавшие общесоюзные нормативные акты в условиях

новой политической системы, строго говоря, не являлись законами, поскольку

не были приняты законодательной властью. Кроме того, правовые нормы

оказались крайне нестабильными. В то же время выпускаемые министерствами и

ведомствами нормативные акты вводили дополнительные ограничения

деятельности СП в своих экономических интересах, предъявляя к ним

незаконные требования. Наблюдалась тенденция к созданию, помимо

существующих, новых государственных монопольных структур с целью получения

сверхприбыли, и в интересах свободного развития всех новых форм

хозяйствования в число первоочередных законов следовало включить

радикальный закон о борьбе с проявлениями монополизма, принятие которого

должно было сопровождаться и внесением соответствующих поправок в Уголовный

Кодекс. Однако этого не произошло, и внутренние противоречия и зыбкость

правовой основы совместного предпринимательства наряду с политической

нестабильностью отпугивают западных инвесторов от вложения крупных

Страницы: 1, 2, 3


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.