бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Совместные предприятия: проблемы и перспективы

пока нет условий для эффективной работы, существует опасность столкновения

СП с серьезными экономическими проблемами и трудностями.

1.3. ЗОНЫ СОВМЕСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

По данным Министерства экономики на 01.01.1997 г. в Украине

насчитывалось 4117 СП. На 01.01.1997 г. в Донецкой области было

зарегистрировано 81 СП, партнерами, в создании которых принимали

участие страны СНГ.

[pic]

Рисунок 2. Страны ближнего зарубежья - учредители СП

Приоритет в развитии совместного предпринимательства со странами СНГ

отдается России, на ее долю приходится 63 СП. Это неудивительно, так как

с Россией сложились еще исторически тесные экономические связи с

географическим положением, а также вхождением Украины в состав бывшего

СССР. Все это способствует в данное время развитию тесных экономических

связей со странами СНГ.

Но основными партнерами СП являются западноевропейские страны. В

1995 году удельный вес западноевропейских стран в СП составлял 58%. Это

Германия, Финляндия, Австрия, Венгрия, Италия. Удельный вес Американских

фирм составляет 17% , восточно-европейских - 13%.

Приоритет в выборе партнеров по данным статистики - это

промышленно-развитые капиталистические страны, сотрудничество с которыми

позволяет реализовать основные цели и задача СП. Незначительный взаимный

интерес к созданию СП с партнерами восточных стран объясняется

экономическим трудностями, отсутствием современных технологий,

образования, многочисленных дефицитов.

Территориальное размещение СП неравномерно. Иностранные фирмы

проявляют больший интерес к созданию СП в тех районах, где есть

инфраструктура, лучшие бытовые условия для жизни иностранных специалистов.

В этой связи возникла идея создания зон совместного предпринимательства.

Создание этих зон имеет своей целью привлечение иностранного капитала в

те районы, в которых мы заинтересованы.

ЗСП - это территория, где действуют Украинские законы, органы власти

украинского предприятия и учреждения. Люди, работающие на этой территории,

имеют те же права, что и все граждане стран, но на этой территории

создаются более благоприятные условия для иностранного капитала путем

предоставления льгот по налогам, таможенному налогообложению, созданию

производственной и социальной инфраструктуры.

Учитывая сложную финансово-экономическую обстановку в Украине,

необходимо сконцентрировать усилие и средства на формирование 5-6

относительно небольших зон экспортного производства и свободных таможенных

зон на тщательно отобранных территориях, имеющих выгодное экономико-

географическое положение. В Донбассе это могут быть три:

- Донецк с Макеевкой, Ясиноватой и Авдеевкой;

- Мариуполь;

- Краматорск со Славянском, Красным Лиманом, Дружковкой,

Константиновкой и Артемовском.

На долю этих городов приходится 90% экспорта-импорта Донецкой

области.

Главным аргументом в пользу создания свободного предпринимательства

на территории Донецкого региона является ее экономико-географическое

расположение, мощная инфраструктура, что определяет ее как транзитный

узел между Востоком (“ближним зарубежьем”) и Западом, и, наконец,

экспортный потенциал. Прежде всего, новые формы внешнеэкономической

деятельности: прямые связи, совместное предпринимательство.

Совместное предпринимательство нуждается в дальнейшем

совершенствовании и расширении участия в нем иностранного капитала.

Указом Президента Украины в 1992 году в Крыму было провозглашено

создание “Режима открытой экономики”, предусматривающая активизацию на

территории полуострова свободного предпринимательства. При этом Крым

располагает уникальным географическим положением и развитой

инфраструктурой и статусом компаний. “Сиваш” - это одна из СЭЗ

действующих на территории Украины. Их роль в отечественной экономике

значительна. Например, технико-внедренческие СЭЗ могут заявить о себе,

как о новой эффективной форме интеграции науки и производства, о месте

развертывания инновационной деятельности и создания венчурных фирм (СП),

занятых разработкой новых технологий. Они должны представлять собой

территориально сгруппированную совокупность научных лабораторий Крыма и

производственных мощностей, созданных или переданных на льготных

условиях в аренду СП, занятым коммерческим освоением перспективных

научных и технологических нововведений и идей. Такие зоны могут быть

созданы в Симферополе и Севастополе.

Основные требования, выдвигаемые руководством таких СЭЗ к СП

состоят в том, чтобы они вели научные исследования и разработки в области

высокотехнологических производств, а также, чтоб специализация зоны

соответствовала приобретенным направлениям исследований, проводимых в

базовом университете. Поэтому в рамках технико-внедренческие СЭЗ

решаются все виды деятельности, которые прямо или косвенно связаны с

исследованиями и разработками СП.

1.4. УПРАВЛЕНИЕ РИСКОМ В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИНОСТРАННЫМ ПАРТНЕРОМ

У созданных на территории Украины СП имеется определенная

специфика. С одной стороны они работают в условиях экономики переходного

типа, сохранившей многие черты советской экономики, а с другой в

условиях более или менее развитых товарно-денежных отношений. Нельзя с

определенной точностью и заранее предсказать конъюнктуру рынка,

неизвестно количество реальных и потенциальных потребителей и их

потребности, трудно предугадать динамику стоимости ценных бумаг,

недвижимого имущества и т.д. Поэтому риск связан с любым видом

деятельности на СП. Риск связан с чисто человеческими чертами

(персональный риск), с особенностями поведения менеджера в денежных

ситуациях (деловой риск) и взаимодействием менеджеров в управленческой

команде организации (организационный риск).

Персональный риск зависит от того, что разные люди по разному

оценивают деятельность будущих событий. Они склонны судить о возможности

таких событий потом, насколько часто с ними сталкивались, чрезмерно

доверять своим суждениям.

Деловой риск обусловлен влиянием на бизнес изменчивости цен,

спроса, уровня прибыли, действия конкурентов, экономические колебания и

не предвиденные политические события, способные вызывать правовые

изменения. Такой риск присутствует на всех этапах бизнеса.

Организационный риск обусловлен сложностью взаимодействия людей в

управленческой команде и степенью соответствия их персональных и деловых

характеристик к выполняемым обязанностям.

Выделяют три основных источника риска: нехватка времени для принятия

решения, дефицит информации и недостаточная возможность управления

ситуацией.

Разные формы деловой активности порождают различные формы риска и

создают различные ситуации риска. Первой формой является инновационная

деятельность, связанная с введением новых товаров, метод производства,

рынков и источников сырья, а также с реализацией неизвестных или не

используемых ранее возможностей.

Вторая форма использует несбалансированность рынка. Диспропорция в

производстве, транспортировке или продукции нацелены на извлечение

дохода.

Третья форма направлена на получение аренды, источником которой

является монопольное владение сырьем, технологией или информацией, а

также особенности хозяйственного законодательства, в результате чего

возникает монопольное право на ресурсы или производство и продажу

определенного вида продукции.

Все эти формы бизнеса реализуются в условиях риска получения

дохода, выданного влиянием факторов экономического окружения. Негативное

влияние социально-экономической Среды проявляется в нехватке

квалифицированной рабочей силы, колебания цен, проценты за кредит,

стоимости сырья, оборудования и т.п. Отрицательно сказывается

нестабильность хозяйственного законодательства. Влияние технологической

Среды проявляется в виде недостаточного уровня производственных

технологий и нехватки необходимых ресурсов.

В Украине наиболее рискованный инновационный бизнес (колебание цен,

проценты за кредит и т.д.). В силу неразвитой системы страхования и

малочисленности этого бизнеса часть риска трудно переложить на чужие

плечи.

Для бизнеса ориентированного на несбалансированность рынка

негативные факторы социально-экономической и политическо-правовой среды

не страшны. Их влияние помогает ослабить несовершенное законодательство

и возможность подкупа местных властей. Негативный фактор технологической

Среды для этого вида бизнеса оборачивается положительной стороной.

Многочисленные внешнеэкономические запреты и ограничения,

существующие в Украинском Законодательстве, легко обходятся с помощью

взяток или “ухода в тень”. Например, объектом такой монополизации стал

выход на международный рынок. Общая отсталость технологии для этого

бизнеса также не опасна, так как можно получить доступ к передовым

западным технологиям для увлечения монопольной ренты.

Причинами разницы в рисках для предприятий Украины является:

- суррогатный характер новых рыночных институтов и, прежде всего

бирж конъюнктурной службы и рекламы;

- отсутствие реального хозяйственного права, препятствующее

снижению общего уровня риска через развитие конкретных отношений;

- высокий интеллектуальный уровень украинского бизнеса,

способствующий превращению делового риска в криминальный;

- оппортунистическое поведение в частности связанное с отсутствием

культуры конкретных взаимоотношений, отсутствие высокой персональной

ответственности за результаты своей деятельности в целом увеличивают

“моральный риск” любой сделки.

Таким образом, наиболее рискованный бизнес в Украине является

инновационный и, прежде всего в силу недостатков социально-экономической и

политико-правовой среды, а также неразвитостью системы страхования.

Поэтому разработка методики оценки делового риска при создании и

функционировании СП, методов управления рисками СП является весьма

актуальной для народного хозяйства Украины.

В заключении можно сделать вывод, что только тогда, когда создание

СП действительно позволяет привлечь технологию, которую нельзя привлечь

другим путем выйти со своей технологией на мировой рынок с принципиально

новой продукцией или быстро освоить производство продукции,

остродефицитной в стране, следует идти на такую форму сотрудничества, как

создание СП.

2. РАЗВИТИЕ СОВМЕСТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В УКРАИНЕ

2.1. ОТРАСЛЕВАЯ СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВМЕСТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

В Украине регистрация СП началась в МинФине УССР с 01.01.1991 года.

Было подготовлено Государственной комиссией при Кабинете Министров Украины

Республиканское временное Положение, определяющее условия регистрации СП

на территории Украины. Принят Закон “О внешнеэкономической деятельности”.

На первом этапе создания СП большинство из них образовано в сфере

компьютерной техники и переработке вторсырья. Затем - СП с

посредническими функциями, их доля составила 30%.

В целом по данным статистики успех имели 5-10% действующих СП.

Сфера их деятельности - сервис, посреднические услуги, производство

печатной, видео-аудио продукции, сборка компьютеров и производство

программных средств, которые не требуют значительных капиталовложений и

мало зависят от региональных проблем, материально-технического снабжения.

На эти виды продукции и услуг существовал повышенный спрос, была

возможность диктовать цены, быстро окупать затраты, получить

значительные валютные доходы в относительно короткие сроки. СП созданные в

машиностроении, приборостроении, химии и других индустриальных отраслях

были, как правило, убыточными.

Крайне отрицательная деятельность СП отражалась отсутствие у

государства предприятий в тот период самостоятельности и права

распоряжаться собственными ресурсами, что не мешало СП возможности

вступить с ним в фиктивные хозяйственные контакты, что при ненадлежащем

материально-техническом обеспечении и отсутствием гарантийного сбыта

продукции ставит СП в неравные с государственными предприятиями условия.

В 1997 году объем произведенной СП продукции достиг 4334,9 млрд. грн.,

что составляет всего лишь 0.3% от валового общественного продукта и

значительно меньше доли их совокупного уставного фонда в производственных

фондах страны. Это свидетельствует о пока еще весьма низкой отдаче

капитала. Причина такого положения, прежде всего в том, что подавляющее

число СП практически находится в стадии становлении и соответственно рано

судить об их будущей эффективности.

Действующие СП распределялись по отраслям народного хозяйства

следующим образом: промышленность - 428, строительство - 59, торговля и

общественное питание - 103, научно-исследовательские и проектно-

конструкторские организации - 79, другие отрасли - 358. В основной

деятельности промышленных СП было занято 50,9 тысяч человек, объем

произведенной ими продукции - 2.3 млрд. грн. Высокий удельный вес

промышленных СП - факт положительный. Однако, настораживает то, что очень

мало СП создается в приоритетных отраслях промышленности, например,

машиностроении их всего 5% от общего числа СП. В основном

зарегистрированные в нашей стране СП действуют в сфере торговли,

туризма, легкой промышленности (32,5%), а также в области

инженеринговых, НИОКР и консультативно-посреднических услуг (29.9%).

В последнее время произошли существенные изменения и в отношении

сроков первого налогообложения СП. Как известно, ранее все СП

пользовались общей льготой: освобождались от налогов в течение первых двух

лет с момента получения первой объявленной прибыли. Теперь СП должны

уплачивать налог с момента получения или балансовой прибыли, а ни первой

объявленной прибыли, что раньше давало возможность СП не платить налог на

прибыль в течение неопределенного времени.

Однако наиболее важным нововведением является то, что данная льгота

по налогообложению будет распространяться не на все СП, а только на

созданные в сфере материального производства и имеющие долю иностранного

партнера в уставном капитале свыше 30%.. При этом следует иметь в виду,

что выручка, полученная в сфере материального производства, должна

составлять более 50% от всей выручки СП.

Новый порядок определения сроков первого налогообложения призван

стимулировать инвестиции иностранных участников, причем именно в

материальную сферу.

Очень важной льготой для СП с долей иностранного участника свыше

30% является исключением из облагаемой прибыли сумм, направляемых на

осуществление научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и

проведение природоохранных мероприятий. Тем самым для иностранного

капиталовложения в эти мероприятия становится весьма выгодными.

2.2. РОЛЬ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВМЕСТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

В настоящее время значительную роль отводят сотрудничеству с

иностранными государствами, в частности и в такой форме как СП.

По данным статистики на начало 01.01.1997 года в Украине

действовало 4117 СП. В Донецкой области на 01.01.1997 года

зарегистрировано около 300 СП и их филиалов с участием иностранных фирм из

46 стран: от Австралии, Австрии и Бангладеш - до Швеции, Швейцарии и

Японии. По сравнению с 1996 годом в 1997 году число СП возросло в 22

раза, хотя отмечают, что реальную деятельность осуществляли лишь 115 СП.

По данным налоговой администрации Украины в 1997 году работает

свыше 4 тысяч СП с объемом иностранных инвестиций 495 млн. дол. 2/3 этих

денег вложено в непроизводственную сферу - торговлю и посредничество, 1/3

- около 180 млн. дол. - вложено в производство. Структура иностранных

инвестиций в 1997 году складывается из оборудования - 74,12%, других

инвестиций - 25,88%.

В Донецкой области больше всего совместных предприятий создали

бизнесмены Германии - 28, Польши - 27, Болгарии - 18, Китая - 15, Италии -

12, Австрии - 11, Кипра - 10.

Анализируя статистические данные в Донецкой области около 80%

инвестиций попадает в торгово-посредническую сферу, 15% в

производственную и только 5% в сферу сервисных услуг. Объясняется это тем,

что торгово-посредническая отрасль дает доходы намного быстрее, по

сравнению с другими отраслями и является более мобильной.

Иностранные инвестиции в предприятиях Донецкой области в 1997 году

характеризуется следующими данными:

Таблица 1

Иностранные инвестиции в предприятиях Донецкой области

(тысяч единиц в валюте полученных инвестиций)

|Город |Страны |Валюта |Суммы |

| |инвесторы | | |

|г. Донецк |Германия |дол. США |222.2 |

|г. Донецк |Великобритания |дол. США |154.0 |

|г. Донецк |Исландия |дол. США |108.0 |

|г. Донецк |Китай |дол. США |102.0 |

|г. Донецк |Панама |дол. США |48.5 |

|г. Донецк |США |дол. США |533.2 |

|г.Донецк |Италия |дол. США |11.0 |

|г. Донецк |Россия |дол. США |222.0 |

|г. Донецк |Швеция |дол. США |620.0 |

|г. Донецк |Беларусь |укр. грн. |6.125,0 |

|г. Донецк |Австрия |дол. США |11.1 |

|г. Донецк |Турция |дол. США |8.3 |

|г. Донецк |Польша |дол. США |283.4 |

Таким образом, из таблицы видно, что недостаточно большие средства

вкладываются в развитие СП на Украине с иностранными партнерами.

С середины 1992 года был введен Закон Украины “Об иностранных

инвестициях”. Зарубежный инвестор теперь может свободно участвовать в

предприятиях, которые организуются совместно с Украинскими юридическими и

физическими лицами, создавать свои предприятия, их филиалы, приобретать

движимое и недвижимое имущество, транспортные средства. С января 1993 года

зарубежный инвестор приобрел право на использование природных ресурсов на

территории Украины.

Действующий в Украине Закон “О режиме иностранного инвестированная”

открыл некоторые возможности для развития, в частности, угледобывающих

предприятий. Так, шахта “Коммунист” (город Кировское Донецкой области)

вышла из состава ПО “Окрябрьуголь” и корпоратизируется вне графика,

утвержденного Госкомугля Украины.

Впервые в отрасли здесь создано совместное Украинско-Швейцарское

предприятие “Интерком” с уставным фондом в 1 млн. дол. Швейцарская

сторона представлена фирмой “План-Марин”, имеющей филиалы в 6-ти странах

мира.

Иностранные инвестиции помогут приобрести импортную технику, а также

будут способствовать развитию шахты, в частности ее Северного участка, с

которого совместное предприятие начало свою деятельность. Прибыль

предполагается делить пополам с партнерами, хотя, на период становления

предприятия Швейцарцы обещают свою часть отдавать на развитие шахты.

Проблема сбыта тоже решена, так как качество угля отвечает самым строгим

мировым нормативам. Данный пример говорит о том, что если правительство

будет более либерально регламентировать деятельность предприятий, то это

позволит полнее использовать возможности каждого из них.

Предприятия с иностранными инвестициями уплачивают налоги в

соответствии с действующими на территории Украины законами. В тоже время

Закон “О иностранных инвестициях” предусматривает и целый ряд исключений.

Законом к совместным предприятиям с иностранным капиталом относятся

такие, в которых доля иностранного капитала не ниже 20% объявленного

уставного фонда или не менее 100 тыс. дол. США. Именно такие СП в силу

статьи 32 принятого Закона имели до 1995 года существенные налоговые

льготы. Данный Закон открывает украинскую экономику для иностранных

инвесторов, бизнесменов. Он требует комплекса нормативных актов,

расшифровывающих механизм его воплощения. Этот закон получил высокую

оценку иностранных инвесторов, которые намерены вкладывать в экономику

Украины свой капитал, внедрять свои технологии и передавать опыт работы в

условиях рыночных отношений.

Однако для того чтобы привлечь в Украину действительно перспективные,

высококачественные и стабильные инвестиции, необходимо осуществить ряд

радикальных мер.

Во-первых, следует установить экономическую стабильность в стране

путем проведения широкомасштабной приватизации, введения эффективного

налогообложения, валютного режима и режима внешней торговли.

Во-вторых, стабилизировать законодательные акты, регулирующие

предпринимательскую деятельность.

В-третьих, организационно способствовать иностранным инвесторам в

Страницы: 1, 2, 3


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.