бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Социальная политика и сферный подход к решению вопросов в муниципальном образовании

методов их достижения..

Плановая экономика провозглашала целью – обеспечение каждой семьи

отдельным жильем. Однако существовало противоречие: гарантированное жилье

было связано с длительным ожиданием и скромными качественными показателями.

Нерегулируемая рыночная экономика отвергает обязательства государства перед

гражданином по предоставлению жилья, но дает возможность приобретения на

рыночных условиях, в такие сроки и такого качества, какие может себе

позволит потребитель. Противоречие этой модели жилищной политики

заключается в том, что большинство населения имеет доходы, абсолютно не

позволяющие удовлетворить жилищные потребности на рыночной основе. Следует

заметить, что большинство типов социальных государств проводят жилищную

политику, обеспечивающую предоставление своим малообеспеченным гражданам

дешевого муниципального жилья.

Помимо сферного подхода, структуру социальной политики можно

выстроить на основе ее ориентации на социально-демографические группы

населения:

. социальная политика в отношении детей и подростков;

. социальная политика в отношении молодежи;

. социальная политика в отношении женщин;

. социальная политика в отношении пожилых людей;

и других.

С одной стороны, такой подход позволяет рассматривать в данных подвидах

социальной политики нечто особенное по отношению к обществу, то, что

объединяет данный социальный объект и отличает его от других. С другой

стороны он позволяет сосредоточить в едином содержательном блоке все

проблемы, касающиеся данной демографической группы, и наметить пути их

разрешения, независимо от того к деятельности какого ведомства они

относятся.

Для Питкярантского района характерен именно сферный тип социальной

политики с элементами демографического типа.

1.2. Современный подход к решению вопросов социальной политики в городе

и районе.

Местное самоуправление в системе государственных и муниципальных

органов призвано обеспечивать комплексное решение вопросов обслуживания

населения, способствовать достижению тем самым в обществе политической и

социальной стабильности[8].

Именно на этом уровне в наибольшей степени возможно привлечение

усилий негосударственных организаций и объединений со сходными проблемами.

При неблагоприятных обстоятельствах активизация социального потенциала

самопомощи и взаимопомощи позволяет осуществлять социальную политику.

Для города Питкяранта и Питкярантского района вполне применим так

называемый сферный подход к решению социальных проблем (его характеристика

была дана выше автором), а так же элементы демографического подхода, т.е.

ориентации на социально-демографические группы населения. (приложение 1).

Это четко прослеживается и в программах, которые принимались в городе и

районе (приложение 2,3).

(приложение 1). Это четко прослеживается и в программах, которые

принимались в городе и районе (приложение 2,3).

Если мы станем анализировать развитие социальной сферы в городе и

районе, то можно с уверенностью говорить о том, что наибольшее внимание

этой сфере было уделено именно в последнее десятилетие, а жесткий контроль

осуществлялся в последние несколько лет. Об этом говорят и решения

депутатского корпуса и решения властей. Есть и первые результаты подобной

работы. Поэтому автор принял решение дать характеристику последним

результатам социальной работы, основываясь на тех материалах и документах,

которые он приводит в качестве дополнительного материала.

Мы видим, что в 1998-2000 годах XX века были приняты наиболее

важные программы, которые практически охватывают все сферы социально-

бытовой жизни города и района. Здесь и программа «Культура 2000-2002гг.

(приложение 2), районная целевая программа «молодежь г.Питкяранта и

Питкярантского района 2001-2003гг. (приложение 3), целый ряд других

программ.

В технологии любой социальной политики выделяются две части:

разработка и реализация. В основе разработки социальной политики на любом

уровне управления лежат два ведущих принципа: 1 - обоснованность, т.е.

расчетное обеспечение целей, направлений, задач и мероприятий необходимыми

ресурсами[9] и 2-реалистичность, т.е. ориентация социальной политики не на

все социальные проблемы одновременно, а на практическое решение наиболее

значимых из них в определенном объеме на заданный период времени. Затем

«включается» механизм ее реализации, где основными являются два принципа: 1

- конкретизация социальной политики и 2 - результативность.

В обоих случаях по мнению автора властям и разработчикам программ

удалось избежать крайностей и добиться принятия таких программ, которые

реалистичны и учитывают создавшееся финансово-экономическое положение не

только города и района, но и Карелии в целом Удалось избежать «чрезмерного

оптимизма и больших желаний»[10], естественно нереальных.

Автор в последней главе проанализирует ход и выполнение одной из

программ где обоснует вышеизложенное утверждение.

Автор работы далее на примере развития социальной сферы в 2000 году

попытается не только доказать наличие именно сферного подхода в проведении

социальной политики, но и доказать результативность подобного подхода.

В 2000 году в сфере здравоохранения был произведен капитальный

ремонт пищеблока центральной районной больницы; выполнен текущий ремонт

кровель хирургического и инфекционного корпусов, детской консультации.

Для приобретения новой медицинской техники из бюджета города

направлено около миллиона рублей, привлекались и средства фонда

медицинского страхования. Увеличены средства для питания больных и

приобретения медикаментов, расширен их перечень, увеличился контингент

получателей медпрепаратов на льготных условиях.

Свыше 300 тыс. руб. выделено для бесплатного питания детей первого

года жизни.

К работе приступили молодые специалисты – «5 врачей и 4 медицинские

сестры. Свыше 30 медицинских специалистов прошли курсы повышения

квалификации».

Значительное внимание было уделено сфере образования.

В школах обучается 3819 учащихся. Основное общее образование

получили 446 школьников, полное среднее – 300 человек. Продолжили обучение

в 10 классе 289 человек, в учреждениях среднего профессионального

образования – 152 человека, в высшие учебные заведения «поступили 90

человек[11]», на работу поступили 32 выпускника школ. «Среди выпускников 10

серебряных медалистов: 4 человека в п. Салми, 1 человек в п. Ляскеля, 3

человека в ПСШ №1, 1 человек в ПСШ №2, 1 человек в школе «Исток»[12]. Более

30 человек оставили школу, не учатся и не работают.

В новом учебном году в первые классы школ пришли 273 выпускника

дошкольных учреждений. Общая численность детей в ДОЦ составляет 1016

человек, из них в городе 670 человек.

Обеспеченность кадрами учителей составляет 95%. Не хватает учителей

иностранного языка, истории, физики, математики. На условиях целевого

обучения в ВУЗах по направлению обучается 7 человек.

Во всех типах оздоровительных и трудовых лагерей отдохнуло 1700

детей. На эти цели из различных источников было направлено 614 тыс.

рублей[13]. Была оказана помощь 15 сиротам и детям оставшимся без попечения

родителей. Для 11 человек из них было оформлено опекунство, трое определены

в детские дома, один – усыновлен.

Капитальный ремонт кровель был произведен в школах д. Ряймяля, п.

Импилахти (там же отремонтирован спортзал), отремонтированы теплотрассы к

ДОЦ «Ромашка» и к детскому дому №2. Всего на эти цели было затрачено 1316

тыс. рублей.

В ПУ-20 обучается 340 юношей и девушек по специальностям:

«автомеханик», «электромонтер», «продавец», «контролер-кассир».

Дополнительное профобразование в вечернее время в училище получают 120

учащихся.

Так же не была оставлена без внимания сфера культуры.

«В городе и районе насчитывается 44 учреждения культуры, в которых

работает 210 человек (из них 125 специалистов). Возобновлена такая форма

работы, как «День поселка». Число участников клубных формирований

составляет 2182 человека. В самодеятельных творческих кружках занимаются

1251 человек. Для проведения ремонтных работ в культурных учреждениях было

использовано 500 тыс. рублей бюджетных ассигнований[14]».

Физическая культура и спорт.

На территории самоуправления существует 41 спортивное сооружение.

Все они требуют ремонта, но пока удается поддерживать их в рабочем

состоянии. Отряд спортивных работников вполне достаточен – 50 человек.

Удалось отремонтировать кровли спортзалов городского Дома культуры,

школ д. Ряймяля и п. Импилахти. Сделан ремонт трибун и забора на городском

стадионе. Покрашены бортики хоккейного корта по ул. Привокзальной в городе.

Начат ремонт стадиона в п. Харлу.

Помощь малоимущим гражданам.

В районе проживает 7912 пенсионеров (1707 – работающих). Выплата

пенсий в месяц составляет 8 млн. рублей, но задержек с их выплатой нет.

Улучшилось и обеспечение детскими пособиями. В соответствии с

республиканской программой «Адресная помощь» ежемесячно социальную помощь

получают 45 человек на сумму 59867 руб. (ухаживающие за инвалидами с

детства, 1 группы и лицами старше 80 лет; семьи погибших военнослужащих,

беременные женщины и др.)[15].

На учете состоит 3215 детей проживающих в семьях с доходом ниже

прожиточного уровня.

Большую работу по оказанию социальной помощи осуществляет Центр

социального обслуживания населения.

Профилактика подростковой преступности также находилась под жестким

контролем всех ветвей власти.

В районе осуществляется планомерная работа по этой проблеме:

существует Межведомственная программа по профилактике безнадзорности и

правонарушений несовершеннолетних; проводятся различные совещания,

заседания комиссий, круглые столы, проверки охраны прав детей,

анализируются причины преступлений и эффективность предпринимаемых мер.

Организуются месячники по профилактике наркомании. В городе создаются

дополнительные рабочие места для трудоустройства подростков ( в летний

период – 50 рабочих мест).

С сентября 1999г. на самоуправляющейся территории реализуется

проект «Защита детства». Открыт психолого-медико-социального сопровождения

Центр для поддержки нуждающихся в помощи детей.

Выводы:

Результативность подобного подхода хорошо прослеживается за

достаточно большой период времени. Поэтому автор дипломной работы в

следующей главе проанализировал положение социальной сферы района с 1988г.

по 2001г.

Таким образом, мы попытались доказать, что на территории

муниципального образования прослеживается именно сферный подход к решению

многих социальных задач, тем самым не распыляя средства и получая

достаточную отдачу, что вполне удовлетворяет (в той степени на сколько это

возможно) как население, так собственно и власти города.

ГЛАВА II.

Социальные сферы города Питкяранта и Питкярантского района с 1988-2000 г.г.

II глава моей дипломной работы с 1988-2000гг. затрагивает более

подробно развитие социальной сферы города в период наибольшей сложности для

местного образования, и не только Питкяранты, это период 1988-2000гг.

Именно тогда потребовалась концентрация всех ресурсов, дабы сохранить

наработанное в социальной сфере в годы Советской власти.

Я позволила себе смелость не вдаваться в детали развития социальной

сферы муниципального образования за период 1944-1988гг. Почему? Дело в том,

что этот период времени, как Вы знаете, был наиболее благополучным, заложил

основы той социальной политики, что проводится сейчас. Впрочем, это ясно

вытекает из текста дипломной работы. Вторая глава разбита на отдельные

пункты и анализирует весь спектр социальной сферы.

2.1. Основные сферы приложения социальной политики.

Для сферы социально-трудовых отношений в городе и районе очевидно

сохранение «старых» промышленных предприятий, которые составляют

соответствующую инфраструктуру города и района. В первую очередь это АО «ЦЗ

Питкяранта», ООО «Северо-ладожский бумажный комбинат Ляскеля», ЗАО

«Ладожский лесопильный завод», ОАО «Ладенсо», ГУП «Питкярантское

карьероуправление» и ГУП «Карьероуправление МОСАВТОДОР». Среди строительных

предприятий к числу главных отнесем ЗАО «Питкярантское СМУ» и фирму

«Контракт». Именно здесь сосредоточено основное количество работающего

населения города и района. Важнейшей стороной деятельности местных властей

является работа по привлечению новых инвесторов, помощь в создании новых

предприятий, а значит и новых рабочих мест. За протекший срок «2000-2001

г.г. на территории района зарегистрировано 9 предприятий

недропользователей, а всего на территории выдано 33 лицензии на

недропользование»[16].

Активная деятельность муниципальных властей в данной сфере

позволила открыть 6 новых предприятий с числом работников 150 человек, а в

перспективе планируется увеличить численность работающих в этой сфере до

200 человек[17].

В сфере легкой промышленности необходимо отметить ЗАО «Фирма ААА».

Еще в 2000 году оно относилось к малым предприятиям. «За 10 месяцев

текущего года произведено продукции на 67 миллионов рублей, численность

работающих составляет 250 человек[18]». Все это как результат деятельности

Администрации местного самоуправления, так и депутатского корпуса

муниципального образования, принявших соответствующие документы,

позволившие этим фирмам открыть и развить производство, создать новые

рабочие места.

Безусловно в этой сфере преобладают торговые или простейшие

сервисные предприятия. Но это скорее не исключение, а общее правило,

характерное для всей страны и «таких небольших территориальных образований

как наш район. В городе и районе в данной сфере деятельности занято

несколько тысяч человек, работающих в 178 предприятиях торговли»

(Приложение 8).

В малом предпринимательстве занято около 7% от всех занятых в

экономике города и района. Местные власти выделяют различные ресурсы малым

предприятиям (например лесосырьевые), помогают в получении малых кредитов.

Помимо вышеуказанного местные власти проводят скоординированную

политику с соответствующими структурами республики и федерации.

Квотирование рабочих мест, устройство на работу, трудоустройство подростков

в летнее время и другие мероприятия в этой сфере.

2.2. Сфера образования.

За период с 1999 года по 2001 год в системе образования города и

района сохранилась сеть учреждений образования. В информации отдела

образования указано, что данная инфраструктура состоит из «8 средних школ 2

основных школ, 2 национальных школ, 1 дневной общеобразовательной сменной

школы, 11 дошкольных учреждений и 4 учреждений дополнительного

образования». Помимо этого в городе работает профессиональное училище № 20

и филиал автотехникума.

Кроме этого в районе прошла реорганизация в двух детских домах –

теперь в городе существует один детский дом, где содержится 60 ребят.

Совершенно новое учреждение было создано в 1999 году. Им стал Центр

психолого-медико-социального сопровождения (ЦПМС). В этом центре ежедневно

находятся 15 детей из социально неблагополучных, малообеспеченных семей и

детей-инвалидов, различные консультации получили дети, педагоги, родители –

всего более 1000 человек. Такова работа Центра только в 1999 году[19].

Более детально об этом центре будет сказано в разделе, где речь пойдет о

различных услугах населению.

Местные власти, депутаты городского совета достаточно много

внимания уделяют сфере образования. Так в филиале Петрозаводского техникума

получают образование более 100 студентов (сам филиал был открыт после

активной работы Администрации местного самоуправления и ее отделов,

отвечающих за социальную сферу). Они получают образование бухгалтеров и

автомехаников. Складывается система непрерывного образования в городе и

районе.

По инициативе депутатов, соответствующих служб Администрации

местного самоуправления в апреле 2000 года была утверждена «Программа

координации и развития образования города Питкяранта и Питкярантского

района на 2000 – 2002 год». Программа охватывает различные направления

сферы образования от развития дошкольного образования до материально-

технического обеспечения учебно-воспитательного процесса.[20] На реализацию

программы заложено около 1 миллиона рублей бюджетных средств[21].

Координацию работы образовательных учреждений проводят

соответствующие структуры Администрации местного самоуправления:

заместитель главы АМСУ по социальным вопросам, которому, согласно статье 15

Устава Администрации местного самоуправления определено, что он

«осуществляет руководство и контроль за работой учреждений

образования[22]», городского отдела образования и постоянной комиссии

городского совета по вопросам социальной политики.

2.3. Сфера охраны здоровья.

Инфраструктура данной сферы в городе и районе претерпевает

серьезные изменения, отнюдь не в лучшую сторону связанные с ухудшением

экономической ситуации в стране. Впрочем это претерпевают почти все

территории Российской Федерации.

В городе Питкяранта и Питкярантском районе инфраструктура различных

медицинских учреждений представлена детально и широко. Имеется Центральная

районная больница, поликлиника, фельдшерско-аккушерские пункты есть во всех

населенных пунктах района. Помимо ЦРБ имеется больница в поселке Ляскеля,

Центральная районная аптека у которой есть шесть филиалов в городе и районе

и магазин «Оптика» Кроме того в поселение годы в городе было открыто три

частных аптеки.

Согласно справке, предоставленной ЦРБ за период с 1998 года по 2001

год «постоянно ведется ремонт сооружений ЦРБ, амбулаторий. Автопарк

пополнился 4 санитарными автомашинами, грузовой автомашиной, 2 автомашинами

для организации лечебной работы». «Удается приобрети и медицинское

оборудование, приобретена стоматологическая установка, аппарат УЗИ,

рентгеновский аппарат, 2 операционных стола, оборудование для палаты ИТАР и

так далее[23]».

Добавим, что в системе здравоохранения работают квалифицированные

специалисты и система, несмотря на все сложности, считается одной из лучших

в республике.

Автор также обращает внимание, что местные власти (исполнительные и

законодательные) приняли и утвердили программы «Здоровье», «Охраны здоровья

населения и развития учреждений здравоохранения города и района». Эти

программы постоянно находятся на контроле, осуществляется ежеквартальный

отчет об их исполнении.

2.4. Сфера социоэкологической политики и жилищная сфера.

Как мы уже писали выше сфера социоэкологической политики направлена

на создание благоприятной экологической ситуации. С учетом промышленности,

которая действует в нашем районе, а это Целлюлозно-бумажный завода,

горнорудная промышленность, вопросы экологии крайне важны. На «ЦЗ

Питкяранта» действуют мощные очистные сооружения в строительстве которых

принимали участие не только завод, но и предприятия города. Как следствие –

признание акватории Ладожского озера у нашего города одной из самых чистых

в Карелии. Все разрешающие документы на открытие того или иного предприятия

проходят экологическую экспертизу. Для обеспечения санитарного состояния в

пунктах района разработаны «Правила благоустройства и обеспечения

санитарного состояния города Питкяранта и Питкярантского района». В

настоящее время эти правила находятся на обсуждении депутатов городского

совета, соответствующих служб, их принятие вопрос времени. Сами правила

охватывают запретительные и разрешительные меры, определяют ответственных

за те или иные нарушения, органы контроля и так далее[24]. Однако по мнению

автора рычаги воздействия Администрации местного самоуправления на данную

сферу еще недостаточны и требуют дальнейшего развития и закрепления в

нормативных документах.

Если анализировать жилищную сферу, инфраструктура города

сформировалась в 1950-1970 годы. В годы реформ, особенно в

«постперестроичный период» строительство муниципального жилья резко

сократилось, а затем и вовсе было прекращено. Лишь большими усилиями в 1998-

2001 годах удалось на уровне республики изыскать возможность для окончания

строительства 18 квартирного жилого дома а поселке Ляскеля, ряда социальных

объектов. За этот период «введено в эксплуатацию 54 дома, общей площадью

4100 м2. Это основной показатель по вводу жилья в районе[25]». Здесь речь

идет об индивидуальном строительстве и безусловно проб лемму не решает.

Однако за эти годы «оформлено и выдано 73 пакета документов на

идивидуальное жилищное строительство. В городе и районе около 50 тысяч м2

жилой площади находится в ветхом состоянии, которую необходимо

ремонтировать. Это еще одна проблема для администрации, так как на

капитальные ремонты средств в бюджете не хватает[26]». Такова эта

безрадостная констатация фактов. В городе и районе достаточно большее

количество людей нуждается в жилье. Вот данные жилищной комиссии. «По

состоянию на 01.11.2001 года состоит на учете 605 семей, в том числе в

льготном списке – 149 семей. За прошедший период 25 семей получили

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.