бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Система социальной защиты в условиях рынка

Система социальной защиты в условиях рынка

ТЕМА: " Система социальной защиты в условиях рынка"

Содержание:

Введение.

Глава 1.Сущность социальных проблем в рыночной экономике.

1.1.Причины появления социальных проблем.

2. Задачи государства в рыночной экономике по решению вопросов

социальной защиты населения

Глава 2.Система социальной защиты населения в условиях рынка.

2.1. Государственная система социальной защиты.

Глава 3. Организация социальной защиты в современной России.

3.1.Социальная защита в Советский период.

3.2. Система социальной защиты в современной России и их решение.

Заключение.

Список литературы.

Идеи Экономистов… имеют гораздо

Большее

значение, чем принято думать.

В

действительности только они и

правят

миром.

Джон Мейнард Кейнс

ВВЕДЕНИЕ.

Всякая наука имеет свой объект познания. Это в полной мере

относится и к экономической науке. Характерная особенность последней

состоит в том, что она является одной из древнейших наук. Истоки

экономической науки уходят в глубь веков, туда, где зарождалась колыбель

мировой цивилизации - в страны Древнего Востока V-III вв. до н.э. Позднее

экономическая мысль получили развитие в Древней Греции и Древнем Риме.

Аристотель ввел термин "экономия" (от греческого Oikonomia- управление

домашним хозяйством), от которого и произошло более позднее - " экономика".

В раннее средневековье христианство объявило простой труд святым делом,

стал утверждаться важнейший принцип: кто не трудится, тот не ест.

Как наука экономика возникла в XVI-XVII вв. Ее первым

теоретическим направлением стал меркантилизм, который субстанцию богатства

общества и личности видел в деньгах, а деньги сводил к золоту.

В XVII в. появилось новое название экономической науки - политическая

экономия, которое просуществовало более трех веков. Новое направление этой

науке дали физиократы, которые утверждали, что источником богатства

является не обмен, а земледельческий труд. Основоположником классической

политической экономии явился шотландский экономист Адам Смит (1723-1790),

выпустивший в 1776 году свою знаменитую книгу " Исследование о природе и

причинах богатства народов". Его учение заложило основы теории стоимости

и рыночной экономики в целом. Дальнейшее развитие учение А.Смита получило в

работах немецкого философа и экономиста Карла Маркса (1818- 1883),

создавшего теорию научного социализма в своем многотомном сочинении

"Капитал".

Современная экономическая наука в наши дни получила более

распространенное название - экономическая теория, а в англо- американской

литературе-

"Экономик с". Термин "экономик с" впервые ввел английский экономист Альфред

Маршал(1842- 1924) в своей книге "Принципы Экономикс".

В овременной экономической науке, взятой в ее

концептуальном теоретическом аспекте, наблюдается синтез старой

классической школы и трех новых направлений:

1. Кейнсианское направление, названное в честь его основателя английского

экономиста Джона Мейнарда Кейнса (1883- 1946).

2. Неоклассическое направление.

3. Институционально-социологический подход к решению проблем хозяйственной

жизни.

Современная экономическая теория изучает поведение как

хозяйствующих субъектов на всех уровнях экономической системы в процессах

производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и

услуг в целях удовлетворения человеческих потребностей при ограниченных

ресурсах семьи, фирмы и общества в целом.

Технический прогресс, быстрые увеличения производственных

мощностей и жизненого уровня, одного из самых высоких в мире, являются

стртегическими направлениями динамического развития экономики. Однако этот

долговременный экономический рост не был равномерным, а прерывался

периодами экономической нестабильности.

Глава 1.Сущность социальных проблем в рыночной экономике.

Научный и технический прогресс впервые начали сближаться в 16-18 веках,

когда мануфактурное производство , нужды мореплавания и торговли

потребовали теоретического и эксперементального решения практических задач.

Более конкретные формы это сближение приняло, начиная с конца 18 века,

всвязи с развитием машинного производства , что было обусловлено

изобретением Д. Уаттом. парового двигателя. Наука и техника начали взаимно

стимулировать друг друга , активно влияя на все стороны жизни общества,

радикально преобразуя не только материальную , но и духовную жизнь людей.

Двадцатый век человечество встретило с новыми видами транспорта :

самолетами, автомобилями, огромнейшими параходами и все более быстрыми

паровозами; трамвай и телефон были в диковинку лишь жителям отдаленной

глубинки. Метро, электричество, радио и кино прочно вошли в быт передовых

стран. Но в то же время в колониях сохранялась ужасающая нищета и

отсталость, да впрочем, в метрополиях все было далеко не так благополучно.

Всвязи с развитием техники и транспорта мир познал что такое безработица и

кризис перепроизводства , засилье только что появившихся монополий. К тому

же, ряд государств ( к примеру Германия ) не успели к разделу колоний , и

начало крупномасштабных войн было лишь вопросом времени . Научно-

технический прогресс встает на службу военно-промышленному комплексу.

Создаются все более разрушительные виды вооружений, которые сначала были

опробованы в локальных конфликтах ( таких как русско-японская война ) , а

затем применены во время Первой Мировой Войны .

Первая Мировая произвела огромный переворот в общественном сознании.

Всеобщий оптимизм начала хх века под влиянием ужасов войны, понижения

уровня жизни, тяжести повседневного труда, стояния в очередях, холода и

голода сменился на тяжелый пессимизм. Рост преступности, числа самоубийств,

падение значения духовных ценностей - все это было свойственно не только

Германии, проигравшей войну, но и странам-победительницам .

Массовое рабочее движение, вызванное требованием перемен после войны

и революцией в России, привело к небывалой до этого демократизации.

Однако вскоре мир постигла очередная беда: Великая Депрессия .

Неправильная экономическая политика приводит многие страны мира сначала к

биржевому , а затем к банковскому краху. По глубине и продолжительности

этот кризис не имел себе равных : в США за 4 года производство сократилось

на треть, а каждый четвертый стал безработным . Все это привело к

очередному всплеску пессимизма и разочарования. Демократическая волна

уступила место тоталитаризму и росту государственного вмешательства.

Фашистские режимы, установившиеся в Германии и Италии, увеличив число

военных заказов, избавили свои страны от безработицы, чем завоевали

огромную популярность в народе. Униженная Германия увидела в Гитлере

лидера, способного поднять страну с колен. Окрепший Советский Союз также

начал активную милитаризацию и был готов ликвидировать унизительные

последствия Брестского мира. Таким образом, очередной глобальный конфликт

был неизбежен.

Вторая Мировая Война была самой разрушительной в истории человечества.

В 1939-1945 годах погибло по разным оценкам от 55 до 75 миллионов

человек, то есть в 5-7 раз больше, чем в Первую мировую. Ее последствия

еще долго будут влиять на жизнь последующих поколений, но, как это не

пародоксально, именно с первых неуклюжих реактивных самолетов, снарядов ФАУ-

1 и первой атомной бомбы, сброшенной на Хиросиму , именно с изобретения

разрушительного оружия началась новая прогрессивная эра в развитии

человечества.

1.1.Причины появления социальных проблем.

Демографическая статистика дает возможность оценить качество

трудового потенциала ко второму десятилетию XXI века. Ведь люди которые

будут жить в то время уже родились, их здоровье, интеллектуальный

потенциал, в принципе, сложились. Нельзя оставлять проблему демографии за

"закрытыми дверьми". От того, какое решение будет сейчас принято для нее,

зависит состояние нашего общества, и как следствие этого, состояние нашей

экономики в будущем. На данном этапе мы "пожинаем плоды" прошлых

"ответственных" решений. И поэтому не стоит сейчас допускать ошибок. К

примеру, говоря о трудовом и интеллектуальном потенциале нашего

государства, можно сказать, что в стране сформировались каналы утечки умов,

что, кстати, абсолютно не отслеживается статистически. Отслеживается лишь

этническая эмиграция (около 100 тыс. человек в год). Не отслеживается поток

трудовой (контрактной) эмиграции. По оценкам, в нем где-то одна треть

специалистов высшей и высочайшей квалификации из сферы науки. Этот поток

почти в три раза больше, чем канал этнической эмиграции. Это прямая угроза

интеллектуальной и экономической безопасности России.

Каков социально-экономический ущерб от утечки умов прежде всего из

науки? По оценкам специалистов, - это несколько десятков миллиардов

долларов в год, включая затраты на образование и упущенную выгоду. По иным

оценкам до 50 млрд. долларов в год.

2. Задачи государства в рыночной экономике по решению вопросов социальной

защиты населения

Для обеспечения защиты населения государство должно, прежде всего, в

законодательном порядке установить основные социальные гарантии, механизмы

их реализации, и функции предоставления социальной поддержки.

Анализ мирового опыта позволяет вычленить четыре институциональные формы

социальной защиты населения. Государственная социальная помощь лицам,

которые в силу нетрудоспособности, отсутствия работы, источников дохода не

в состоянии самостоятельно материально обеспечить свое существование.

Финансовыми источниками данного института защиты являются государственный,

региональные и муниципальные бюджеты, формируемые за счет общей налоговой

системы. Определяющая характеристика данного института защиты социально-

алиментарные недоговорные отношения государства с уязвимыми категориями

населения (инвалидами; гражданами, не имеющими необходимого страхового

стажа для получения пенсий и пособий по обязательному социальному

страхованию). Выплаты в рамках этой системы осуществляются после проверки

нуждаемости и призваны обеспечить минимальный доход, размеры которого

сопоставимы с уровнем, определяющим черту бедности. Обязательное (по

закону) социальное страхование утраты дохода (заработной платы) из-за

потери трудоспосо6ности (болезни, несчастного случая, старости) или места

работы. Финансовые источники – страховые взносы работодателей, работников

(иногда государства), организованные на принципах и с помощью механизмов

обязательного социального страхования. Определяющие характеристики

социально-страховых отношений: замещение утраченной заработной платы (это

означает, что пособия увязаны с предыдущими заработками и взносами, т.е.

предполагается наличие страхового стажа), солидарность и

самоответственность страхователей и застрахованных. Добровольное личное

(коллективное) страхование работников (от несчастных случаев, медицинское и

пенсионное обеспечение). Финансовые источники – страховые взносы самих

работников (иногда в их пользу – работодателей), организованные на

принципах и с помощью механизмов личного страхования. Определяющие

характеристики - наличие страхового договора самоответственность граждан.

Корпоративные системы социальной защиты работников, организуемые

работодателями (медицинская и оздоровительная помощь, оплата жилищных,

транспортных, учебных и культурных услуг, фирменные пенсионные выплаты).

Финансовые источники – средства предприятий. Среди названных институтов

социальной защиты базовым (по объему финансовых средств, массовости охвата

разнообразию и качеству услуг) является обязательное социальное страхование

(пенсионное и медицинское, от несчастных случаев на производстве и в связи

с безработицей). В развитых странах эти виды социального страхования

поглощают, как правило, 60-70% всех затрат на цели социальной защиты и

составляют примерно 15-25% ВВП в России же на долю государственных

внебюджетных социальных фондов приходится около 45% затрат на цели

социальной защиты и 7,3% ВВП.[1] Мировой опыт подтверждает, что система

социального страхования - один из основных институтов социальной защиты в

условиях рыночной экономики, призванный обеспечить реализацию

конституционного права граждан на материальное обеспечение в старости, в

случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности (или

отсутствия таковой от рождения), потери кормильца безработицы. Размеры

получаемых средств регулируются законами и зависят от продолжительности

страхового (трудового) стажа величины заработной платы (которая служит

базой для начисления страховых взносов), степени утраты трудоспособности. В

отличие от социальной помощи, когда нуждающийся человек получает пособия за

счет общественных средств (фактически за счет других лиц), финансовыми

источниками выплат и услуг по программам социального страхования являются

специализированные фонды, формируемые при непосредственном участии самих

застрахованных. Исходя из источников финансирования, социальное обеспечение

можно разделить на социальное страхование и социальную помощь.

Страхование, помощь и попечительство представляют собой в каждом отдельном

случае некоторую комбинацию из социальных услуг и денежных трансфертов.

Характерной чертой принципа страхования является финансирование

предоставляемой помощи за счет взносов и тесная взаимозависимость между

взносами и объемом социальных услуг. Размер выплат в этом случае

ориентируется на объем индивидуальных взносов, т.е. на предварительный

вклад застрахованного. Тем самым принцип страхования в наибольшей степени

соответствует рыночным принципам справедливости, вознаграждения согласно

личному вкладу и личной ответственности. Это ограничивает возможности

системы в регулировании доходов, хотя и снижает последствия социального

риска. Социальный риск-это риск внезапного возникновения в обществе

обстоятельств, наносящих существенный ущерб многим лицам одновременно.

Современная реакция на риски - страхование, суть которого в объединении

рисков. Существует два основных вида страхования:

Осуществляется частными компаниями (добровольное);

Осуществляется государством (принудительное);

Для развитых стран общепринятым является обязательное страхование,

обеспечивающее выплаты на случай безработицы, нетрудоспособности,

наступления старосты. Но и на этих направлениях государство берет на себя

не все, а только те участки, на которых частное страхование не срабатывает.

Но страхование не может перекрыть все варианты социальных бедствий. В

общем, страхование должно дополняться социальной помощью. Между социальной

помощью и общественным страхованием:

То и другое предполагает перераспределение доходов

То и другое связано со сложившимися в обществе представлениями о

справедливости.

То и другое имеют поля пересечения.

Но также имеются и отличия, одно дело, когда нуждающийся получает

помощь за счет других лиц, и совсем другое дело, когда для него осязаема

зависимость размеров помощи в зависимости его вклада в общественный фонд.

Во втором случае стимулируется индивидуальное накопление, а в первом -

иждивенчество. Поэтому там, где страхование и социальная помощь

пересекаются, предпочтение надо отдавать страхованию. Принцип социальной

помощи предполагает финансирование из бюджета. При определении размеров

выплат возможны четыре альтернативных подход:

- помощь всем покупателям выплачивается в одинаковом размере;

- помощь ориентирована на индивидуальную обеспеченность;

- размер помощи может быть ориентирован на величину прежней

заработной платы или же на величину страховых взносов получателя;

- величина помощи зависит от потребностей получателя.

Одинаковый размер помощи для всех получателей - наиболее простой в

организационном отношении вариант. Этот способ оказывается, однако

непригодным, если речь идет о возмещении утраченного заработка, т.к. размер

потери дохода сильно колеблется у различных получателей. Кроме того,

одинаковая помощь может понизить мотивацию к труду. В пользу учета

индивидуальной обеспеченности при установлении величины социальной помощи

говорит и то, что таким способом эффективно используются средства

соцобеспечения и исключаются случаи необоснованных переплат. Ввиду

финансирования из бюджета все системы социального обеспечения, в основе

которых лежит этот принцип, в высокой степени зависят от финансового

положения государства. Все три принципа организации социальной

обеспеченности занимают в странах с рыночной экономикой свое определенное

место. Система социальной обеспеченности способна действовать с

максимальной отдачей только при взаимодействии страхования, помощи и

попечительства. Характерной чертой попечительства является финансирование

за счет налогов. Однако если значительная часть системы социального

обеспечения построена по принципу попечительства, то это может приводить к

перегрузке государственных финансов.

Существенное значение имеет вопрос величины утраченного дохода и

социальной помощи. Основных критериев здесь два:

- социальные гарантии должны обеспечивать минимально достаточный

уровень жизни;

- социальные пособия не должны отвлекать людей от труда и

культивировать иждивенческие отношения;

Первый критерий определяет минимальную, а второй - максимальную границу

социальных пособий.

К примеру, в России пособие по безработице может выплачиваться в

пределах 12 месяцев (3 мес. - 75%, след. 4 мес. - 60%, в дальнейшем - 45%),

по истечении года - минимальная заработная плата. 1

В сегодняшних условиях такая система порождает антистимулы: выгоднее

не работать, чем работать.

Проблема антистимулов весьма остра при оказании социальной помощи. Задача

такой помощи состоит в поднятии уровня доходов малообеспеченных и неимущих

до минимально приемлемого уровня. В данном же случае происходит

поддержание минимальных доходов на определенном уровне.

Если минимальное пособие достаточно велико, то оно может решить проблему

бедности отдельных лиц. Однако это не означает решения проблем семейной

бедности. Поэтому, в социальной помощи необходимо выделить семейные

пособия, пособия по малообеспеченности и социальное обслуживание.

В настоящее время в России ответственность за социальную защиту в случае

крайней малообеспеченности несут местные власти, т.к. они могут лучше

определить масштабы потребности в социальной помощи. Для этого Госкомстатом

ежемесячно определяется стоимость потребительской корзины в целях расчета

базового денежного пособия.

Необходимо развивать социальное обслуживание незащищенных слоев населения.

Для непосредственной организации социальной помощи важны местные социальные

программы, которые очень различаются по областям и даже по районам в

пределах одной области. Вместе с тем, все большее значение приобретает

вопрос о создании единой системы социальной защиты, соединяющей интересы

государства, работодателей и граждан. В данной системе форм преобладает

участие государства и работодателей.

Глава 2.Система социальной защиты населения в условиях рынка.

Основными принципами проведения социальной защиты в условиях рынка

являются:

1) защита уровня жизни путем введения разных форм компенсации при

повышении цен и проведение индексации;

2) обеспечение помощи самым бедным семьям;

3) выдача помощи на случай безработицы;

4) обеспечение политики социального страхования, установление минимальной

заработной платы;

5) развитие образования, охрана здоровья, окружающей среды в основном за

счет государства;

6) проведение активной политики, направленной на обеспечение

квалификации.

Следуя статье 25 Декларации прав человека, современное правовое государство

должно гарантировать право на такой уровень жизни, который учитывает

обеспечение людей едой, одеждой, жилищем, медицинским обслуживанием,

которое необходимо для поддержания здоровья, и права на социальное

обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства,

старости или других способов к существованию при независимых от человека

обстоятельствах.

2.1. Государственная система социальной защиты.

Чем тяжелее ситуация в той или иной стране тем больше и громче звучат в

ней призывы к социальной защите населения. О такой защите настоятельно

просят её требуют от правительства. Сложность положения при таких условиях

заключена в том, что, если в стране наблюдается экономический спад,

снижается производство, уменьшается создаваемый национальный продукт, то

возможности правительства выделять дополнительные средства для социальной

защиты населения крайне ограничены. Нагрузка на государственный бюджет

возрастает, правительство вынуждено прибегать к увеличению налогов, в связи

с чем снижаются доходы работающих.. А это порождает новые социальные

напряжения.

Чтобы исправит такое положение недостаточно желания людей получить

социальную защиту от невзгод ухудшающейся жизни, также как недостаточно

Страницы: 1, 2, 3


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.