|
Региональная экономикаобразования Российской Федерации, надежного с точки зрения партнерства, в том числе вложения инвестиций. Общеэкономические выставки, как правило, привлекают не только промышленников, но и политических деятелей, финансистов, управленцев высшего звена государственной власти, от которых в немалой степени зависит принятие решений по общегосударственным и финансовым проблемам. На выставках наиболее полно и комплексно представлена экономика области, продукция, производимая в области, содействие кооперационным и интеграционным процессам на региональном и межрегиональном уровнях. Это в свою очередь способствует более полной занятости населения и в конечном итоге позволяет поднять жизненный уровень населения области. Всего в 1999 году проведено три общеэкономических выставки, причем все в сотрудничестве дирекции ассоциации экономического взаимодействия областей «Черноземье» и администрации Воронежской области и города Воронежа. Первая общеэкономическая выставка «Черноземье - Воронеж - 99» позволила собрать в городе Воронеже представителей различных отраслей промышленности из 24 административных образований России, в том числе всех десяти областей, входящих в ассоциацию «Черноземье». Выставка прошла, по мнению экспонентов и гостей, на высоком уровне и принесла немалую экономическую выгоду всем участникам. Этот факт является существенным подтверждением статуса Воронежа как экономического центра Черноземья России. Первым опытом участия в выездных общеэкономических выставках явилось участие единой экспозиции Воронежских предприятий, организованное администрацией города Воронежа, на Всероссийской промышленно-экономической выставке «Россия на рубеже веков» в Нижнем Новгороде. Регион Поволжья является традиционно привлекательным для экономики нашей области, так как многие промышленные предприятия и отрасли сельского хозяйства взаимно дополняют друг друга. В экспозиции участвовало 14 ведущих предприятий Воронежа (АООТ «Упмаш», АООТ «Графское», ОАО «Воронежсинтезкаучук», Воронежское акционерное самолетостроительное общество, НПО «Энергия», ОАО «Электроприбор», ВНИИС и др.). Получен немалый экономический эффект. Получено 5 дипломов и 8 Благодарственных грамот. Экспозиция Воронежской области на 4-й Всероссийской выставке-ярмарке «Регионы России - 99» формировалась администрацией Воронежской области и отличалась тем, что, во-первых, существовала как часть единой экспозиции ассоциации «Черноземье», а во-вторых, отличалась комплексным подходом к формированию экспозиции. При формировании экспозиции ставилась задача показать в той или иной мере все отрасли экономики области и наиболее значительные ее достижения. Об успехе экспозиции говорит количество 15 полученных дипломов. Основные задачи, ставившиеся в процессе реализации программы общеэкономических выставок, как части областной выставочной программы 1999г., можно считать выполненными. Экспозиции города Воронежа, Воронежской области и отдельных предприятий были отмечены Дипломами и Грамотами на общеэкономических выставках. Предприятиями - участниками получены неплохие экономические показатели участия в общеэкономических выставках. По опросу, проведенному среди участников стенда Воронежской области на выставке «Регионы России - 99», в дальнейшем в подобных выставках намерены принимать участие 80 процентов предприятий. ПРЕДПРИЯТИЯ С ИНОСТРАННЫМИ ИНВЕСТИЦИЯМИ Предприятия с иностранными инвестициями в настоящее время являются наиболее приемлемой формой привлечения иностранного капитала в национальную экономику. Это обеспечивает поступление необходимых капиталовложений в определенную отрасль и на конкретную территорию, позволяет на базе передовой технологии и производственного опыта иностранного инвестора создавать конкурентоспособную высококачественную продукцию с выходом на мировой рынок, повышает занятость трудовых ресурсов. Управлением по ВЭС и инвестициям с 1991 года производится регистрация предприятий, объем иностранных инвестиций, в которые не превышает 100 млн. рублей. Регистрационные сборы за 1999 год, предусмотренные нормативно- правовыми актами и направляемые во внебюджетные фонды администрации области, составили 84,5 тысяч рублей. По состоянию на 1.01.2000 года на территории Воронежской области зарегистрировано 298 предприятия с иностранными инвестициями. Из них ликвидировано и перерегистрировано - 31. В том числе: совместные предприятия - 157, предприятия 100% иностранным капиталом - 35; филиалы иностранных фирм - 51; филиалы предприятий 100% ИИ - 24. Зарегистрированные предприятия по годам: | |1998 |1999 | |кол-во |22 |19 | |зарегистрированных | | | |предприятий | | | Предприятия с иностранным капиталом организованы с фирмами 48 стран. Лидирующие позиции занимают: США - 21 СП ( 9% ), Германия - 17 СП (7%), Турция - 12 СП (5%), Голландия - 11 (5 %), Латвия -7 (3 %), Чехия - 6 (2 %), Украина - 48 (20 %), Беларусь-18 (7 % ). Бесспорным лидером по привлечению инвестиций остается город Воронеж. На его территории зарегистрировано более 90% от общего количества предприятий с иностранными инвестициями . Общая сумма вкладов российских и иностранных участников в формировании уставных капиталов совместных предприятий на территории Воронежской области составила 114080,5 тыс. руб., в том числе зарубежные - 49092,5тыс. руб. (43%). В том числе по годам: | |1998 г. |1999 г. | |Общий уставной | | | |капитал |2047,5 |30131,1 | |Иностранный | | | |капитал |1683,6 |14883,6 | | % иностранных | | | |инвесторов |82 |49 | Сферы деятельности предприятий с иностранными инвестициями: (кол-во) |Виды |1998 г. |1999г. | |Деятельности | | | |Производственная |3 |- | |Производство ТНП |- |1 | |Оказание услуг |8 |8 | |Торговля |11 |10 | |ИТОГО |22 |19 | Основная масса предприятий создается в сфере торговли - 34 %, оказание услуг - 30%, производственная деятельность - 23% . Несмотря на большое число зарегистрированных предприятий на территории Воронежской области, по данным статистического управления число действующих составляет: |1998 год |107 |из 243 | |1999 год |110 |из 265 | Только регистрационные сборы, предусмотренные нормативно-правовыми актами и направляемые во внебюджетные фонды администрации области, за 1999 год составили 84,5 тысяч рублей. Примерами активной деятельности СП являются: На территории Россошанского района продолжает действовать российско- германское СП “ТБР-Интер” по производству пива по немецкой технологии. Экспортные поставки продукции в 1999 году составили 3550 долл. США. Прогноз экспорта на 2000 год - 27 000 долл. США. На базе Таловского и Бобровского районов области для выращивания по интенсивной технологии озимой пшеницы, подсолнечника, сахарной свеклы и др. культур успешно работает совместное российско-французское предприятие «ДРеВО», учредителем которого является французская фирма «Луи Дрейфус Негос С.А.». К «ДреВУ» потянулись и другие районы в 1999 году Бутурлиновский, Калачеевский, Панинский и Семилукские районы «прокатывали» у себя прогрессивную технологию. С первых дней работы предприятия до конца 1999 года зарубежные инвестиции в сельское хозяйство области через это СП составили более 10 млн. долл. США. В г. Нововоронеже успешно продолжает работу российско-германское СП “Рона”- оказание инжиниринговых услуг в поставке оборудования. Основные причины низкой эффективности деятельности СП: СП создаются в основном, как мелкие предприятия с незначительным уставным капиталом; иностранные партнеры стремятся создавать СП в тех отраслях, где не требуется больших капиталовложений; инвестирование создающихся СП производится в основном в виде денежных взносов, редко инвесторы вкладывают в уставной капитал предприятий основные фонды и другое имущество; нарушение производственных, финансовых связей между странами ближнего и дальнего зарубежья; высокие ставки налогов, таможенных пошлин. По данным государственной налоговой инспекции по Воронежской области за 1998 год в бюджеты различных уровней предприятиями с иностранными инвестициями было перечислено налогов в сумме 134236,8 тыс. руб., в том числе: |- федеральный |- 63049,9 | |- областной |- 27007,9 | |- городской |- 6536 | |- районный |- 37643 | В целом роль СП в экономике Воронежской области не стала заметной, их удельный вес в экспорте снизился и составляет 3% (против 5% в 1998 году ), импорт увеличился до 2% ( против 1% в 1998 году ). Несмотря, на первый взгляд, на безрадостное положение в инвестиционной сфере области, потенциал Воронежской области далеко не исчерпан. Удел нашего государства таков, что мы не можем жить в стабильности. Однако представители иностранных инвесторов даже после августовского кризиса, продолжают посещать область и интересоваться инвестиционными проектами. Несмотря на тяжелые экономические условия, на долгий путь нормативных актов на федеральном уровне, сегодня регионы могут и должны сами создавать условия для иностранных инвесторов. ПРИГРАНИЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО Приграничные районы имеют большое значение для государства. Они играют ключевую роль во внешнеэкономических связях и во внешней политике, как мосты добрососедства и сотрудничества. В условиях либерализации внешнеэкономической деятельности значение приграничных территорий как зон контакта с внешним миром резко возросло. Воронежская область расположена в центре европейской части РФ, в 500 км к юго-востоку от Москвы, южная часть области граничит с Луганской областью Украины. В соответствии с Соглашением между Правительством РФ и Правительством Украины, учитывая исторически сложившиеся добрососедские отношения, высокую степень интегрированности экономики государств, признавая необходимость сохранения и развития хозяйственных, культурных и других связей между приграничными областями в 1993 году был создан Совет руководителей приграничных областей Российской Федерации, Украины и Беларуси. В его состав в настоящее время входит 19 приграничных регионов этих республик, в том числе и Воронежская область. Основной целью Совета руководителей является разработка предложений и создание благоприятных условий для развития экономических, культурных и других отношений между приграничными областями. Совет осуществляет свою деятельность в следующих основных направлениях: определяет приоритетные области многостороннего сотрудничества; готовит совместные предложения в вышестоящие органы власти государств об изменении законодательных и нормативных актов с целью улучшения сотрудничества приграничных областей при сохранении общегосударственных интересов; осуществляет меры по укреплению традиционных, дружественных, интернациональных связей и культурного обмена среди населения, а также по регулированию миграционных процессов; содействует предприятиям и организациям в осуществлении внешнеэкономической деятельности, организации прямых взаимных поставок продукции и оказании услуг по межотраслевой кооперации и т.д. Деятельность Совета как негосударственного, неправительственного образования положительно оценивается и поддерживается органами власти трех стран, в т. ч. - их Президентами. Сохраняются взаимные товаропотоки между Россией, странами СНГ, сложившиеся в рамках специализации и кооперации. Доля Воронежского внешнеторгового оборота со странами СНГ в общем, российском товарообороте в 1999 году составила 0,3% (в 1998 году-0,28%). Внешнеторговый оборот с государствами-участниками СНГ в 1999 году составил 79,8 млн. долларов США и по сравнению с 1998 годом снизился на 3,1%, в том числе экспорт составил 24,8 млн. долларов США и снизился на 27,5%, импорт – 55 млн. долларов США и увеличился на 13%. Экономика Воронежской области исторически и традиционно отличалась высокой степенью интеграционных производственных (хозяйственных) связей с Украиной. Еще 5-6 лет тому назад на Украину поставлялось до 15 % промышленной продукции (в валовом исчислении), свыше 12 % сельхозсырья продовольствия, производимых на территории области. Номенклатура видов продукции, товаров и услуг превышала три сотни наименований. Не менее мощные потоки сформировались и в обратном направлении. По линии межобластных и прямых хозяйственных связей предприятий в Воронежскую область осуществлялись поставки продукции металлургической (прокат черных металлов), машиностроительной (автомобили, технологической оборудование, сельхозтехника), химической (удобрения) промышленности, промышленности строительных материалов, товаров народного потребления. При этом общий баланс взаимных поставок в денежном исчислении колебался в пределах 40-60 % в пользу Воронежской области. Кардинальная смена геополитической обстановки в бывшем СССР повлекла за собой изменения в сфере экономических отношений Воронежской области с украинскими партнерами, в силу объективных и субъективных причин эти отношения в настоящее время ослаблены, а в ряде случаев и утрачены. «Пиком» падения хозяйственных связей является 1993 год, когда объем товарооборота, уменьшился по отношению к 1990 году более чем в 25 раз. В этот год из области на Украину вывезено продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления всего на 18,5 млрд. рублей. При этом трансформировался общий баланс ввоза-вывоза. Поставки украинских товаров в область составили 20,8 млрд. рублей. В структуре вывоза наибольший удельный вес занимают: синтетический каучук 65 %, шины для легковых и грузовых автомобилей 14 %, минеральные удобрения - 8 %. В структуре ввоза преобладают прокат черных металлов, каменный уголь, автомобили легковые, сельхозмашины, продовольственные товары. Предпринимаемые на местном уровне организационные меры позволили несколько изменить ситуацию. В 1999 году объем товарооборота увеличен по сравнению с 1996 годом почти в 5 раз, однако сложившегося отрицательного для области сальдо экспорта-импорта с Украиной преодолеть не удалось. Незначительно расширена номенклатура товаров ввоза-вывоза. По-прежнему некоторые промышленные предприятия области не могут выйти из-за современной таможенной политики на традиционные украинские рынки сбыта (например, АООТ «Воронежсельмаш», АО «Воронежупмаш», АО «Воронежрудгормаш» и др.) Среди торговых партнеров Воронежской области из стран СНГ Украина занимает ведущее место (68% товарооборота). В 1999 году внешнеторговый оборот области составил 63,2 млн. долларов США, в том числе - экспорт 16 млн. долларов США, импорт 47,2 млн. долларов США. Основу экспорта составляют: синтетический каучук, шины, продукты неорганической химии, машины и оборудование. Импортируются: черные металлы, машины, оборудование, продукты питания. Барьерность новых границ с особой силой сказывается на низовом уровне, нанося удар не только по экономике, но и по судьбам людей. Поэтому подписание 24 февраля 1999г. Соглашения между Воронежской и Луганской областями и Программы по его реализации в 1999-2000годах трудно переоценить. Несмотря на все трудности переходного периода у обеих областей сохранились определенные производственные связи. В Луганскую область вывозятся: шины, каучук, цемент, мел, запасные части для экскаваторов и локомотивов. Ввозится в нашу область: прокат металлов, трубы, уголь и т.д. Однако, широкомасштабного взаимного сотрудничества между областями не достигнута по причине больших таможенных платежей. Основная задача Соглашения и Программы - создание условий для укрепления дружбы и сотрудничества между регионами, восстановления и развития эффективных связей между субъектами хозяйственной деятельности регионов, общественными организациями. В рамках подписанного Соглашения о сотрудничестве в 1999 году проведены мероприятия по основным направлениям. Промышленность, топливно-энергетический комплекс, строительство Подписано Соглашение между Главным экономическим управлением администрации Воронежской области и Главным управлением экономики и собственности Луганской обладминистрации. В рамках Соглашения проводились консультации в области социально-экономического развития регионов по вопросам экономического и информационного сотрудничества. В марте 1999г. Главным управлением по промышленности, ТЭК, транспорта и связи подготовлены и направлены для согласования с ГУ промышленной политики Луганской обладминистрацией проекты Соглашения и предложения по реализации Программы межрегионального сотрудничества, но до настоящего времени Луганская администрация постоянно переносит сроки подписания. (Начальник управления Басакин Г.М.). За 1999 год значительно расширился список предприятий области участвующих в поставах экспортно-импортной продукции. |NN |Наименование предприятия |Наименование | |пп | |продукции | | |Экспорт | | |1. |АООТ |Каучук бутадиеннитрильный | | |« Воронежсинтезкаучук» |Латекс СКД-1 | |2. |АООТ « ТЯЖЭКС» |Экскаваторы ЭО-5124А | |3. |ОАО |Аппараты отопительные | | |«Борисоглебский КМЗ» |«Хопер» | |4. |ГП ВТРЗ | | | |им. Дзержинского |Бандажи для локомотива | |5. |ЗАО « Стальмост» |Контенеры для дроби | |6. |ОАО Митрофановский |Транспортеры ТСН-3 | | |«Промавторемонт» |Запчасти к с/х технике | |7. |АО «Борхиммаш» |Изделия из алюминия | | |Импорт | | |1. |АООТ «Семилукский огнеупорный |Электромагниты П100М-1 | | |завод» | | |2. |АООТ « ТЯЖЭКС» |Толстолистовой прокат | |3. |ОАО «Борисоглебский КМЗ» |Электромагниты | |4. |ОАО Митрофановский |Пульты управления | | |«Промавторемонт | | |5. |ГПУ ВРТТЗ |Прокат черных металлов | |6. |ГП ВТРЗ им. Дзержинского |Фланцы из цветных металлов | |7. |ОАО « ВАСО» |Аккумуляторы | | | |кадмиево-никелиевые | |8. |ОАО « Воронежпресс» |Оконное стекло | Однако, широкомасштабного взаимного сотрудничества между предприятиями Луганской и Воронежской областями не достигнута по причине таможенных платежей и неадекватного развития промышленного производства. Подготовлены и направлены предложения в управление по вопросам строительства и инвестиций обл. администрации Луганской области (начальник управления Бондаренко А.К.): . по кооперационным связям в области строительства; . по созданию совместных предприятий. Ответов на эти предложения и встречных предложений от представителей Луганской области не поступало. Были направлены приглашения об участии предприятий Луганской области в выставках - ярмарках : «Стройиндустрия-99» -10-12.03.99г.; «Мебель, интерьер, бытовая техника»- 26-28.03.99г.; «Строительство и ремонт- 99»-10-12.11.99г., но представители Луганской области, из-за отсутствия финансирования отказались принять участие. Агропромышленный комплекс Подготовлены и согласованы предложения по реализации Программы регионального сотрудничества. Культура: подготовлен специальный выпуск Воронежского журнала «Подъем» о современной литературе Луганской области; в пгт. Кантемировка проведен вечер, посвященный 100-летию со дня рождения поэта Евгения Плужника; в г. Белгороде проводился фестиваль художественной самодеятельности и традиционного народного творчества Воронежской и Луганской областей; в Воронежской областной библиотеке им. Никитина проведена выставка книг украинских писателей и поэтов; в Луганске состоялись концерты филармонического коллектива г. Воронежа; выпущен первый номер российско-украинской газеты «Славянское братство»; в соответствии с постановлением администрации Воронежской области объявлен конкурс на лучший памятник Т. Шевченко, который будет установлен в г. Россошь. Образование: заключены договора в сфере образования между Кантемировским районом Воронежской области и Марковским районом Луганской области и г. Россошь Воронежской области и Рубежное Луганской области; между областями проводился обмен печатной педагогической продукцией, в газете «Вестник просвещения» публикуются материалы о сотрудничестве между областями; в г. Воронеже проводилась научно-практическая конференция «Содержание образования и образовательных технологий в сельской малочисленной школе. Опыт, проблемы, перспективы». Опыт работы приграничных районов показывает, что многие проблемы образования и воспитания школьников совместными действиями решаются более успешно. Здравоохранение - представлялась взаимная информация: о эпидситуации, эпизоотической ситуации в областях; проводился обмен периодическими журналами и статьями о состоянии здравоохранении в Воронежской и Луганской областях. Южными районами Воронежской области в ограниченном объеме ( в связи с погашением долгов за медикаменты ранее взятые в ГОП «Воронежфармация) проводилась закупка медикаментов, производимых в г. Луганске. Вопросы семьи и молодежи осуществлялся обмен информационно- методической литературой по вопросам реализации государственной политики в отношении семьи, женщин, молодежи. Защита населения от последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Налажены постоянные контакты по обмену информацией: об определении статуса пострадавших; об организациях занимающихся благотворительной деятельностью по социальной защите пострадавших впоследствии Чернобыльской катастрофы. Администрацией области было подписано (первым заместителем главы администрации - председателем Правительства Сысоевым А.М.) распоряжение от 12.04.99г. N 450-р « О проведении Дня памяти жертв Чернобыльской катастрофы (в Луганске-21.04.99г., в Воронеже -26.04.99г.), но из-за отсутствия денежных средств в области мероприятия не были проведены. Физическая культура и спорт В соответствии с Программой межрегионального сотрудничества было запланировано: обмен спортивными делегациями; проведение матчевых встреч на уровне сборных команд по игровым видам спорта; участие спортсменов в открытых первенствах и чемпионатах областей, но из- за ограниченных финансовых возможностей обеих сторон, практически реализовать мероприятия не удалось. В регионе проводится большая работа по улучшению инвестиционного климата, активизации реформ, содействию развития частного сектора в сельском хозяйстве, а также поддержке малого и среднего бизнеса в других сферах экономики. Предоставляются налоговые льготы инвесторам посредством снижения, отмены или отсрочки платежей в областной бюджет. Разрабатывается законодательная база, гарантирующая возвратность вложения. На территории Воронежской области работают 48 предприятий с украинским капиталом. Сумма уставного капитала 752,9 тыс. рублей, в том числе доля украинских партнеров - 565,8 тыс. руб. Основная масса совместных предприятий работает в сфере оказание услуг - 35%,оптовая и розничная торговля- 26%, производственная - 18 %. Перспективы дальнейшего развития и совершенствования приграничного сотрудничества зависят от решения многих назревших проблем. Однако, отсутствие ряда законодательных актов и положений по приграничному сотрудничеству не позволяет в полной мере реализовать требования региональной политики сфере межгосударственных отношений приграничных регионов. Возникает необходимость решения следующих вопросов. Прежде всего, не разработана общегосударственная Концепция приграничного регионального сотрудничества, слаба законодательная и договорно-правовая база. Возрастает актуальность формирования инфраструктуры приграничных территорий. Сотрудничество на данном направлении сдерживается также несоответствием современным требованиям оборудования погранпереходов и таможенных постов. Требует определенных изменений визовая политика. В связи с этим возникает необходимость на республиканском уровне: 1. Ускорить подписание Программы межрегионального и приграничного сотрудничества Российской Федерации и Украины на 1999-2007гг. 2. Определения статуса приграничных территорий, как особых экономических зон. 3. В рамках интеграции стран СНГ законодательно предусмотреть создание совместных свободных экономических зон (СЭЗ). 4. Решения в законодательных и исполнительных органах власти вопроса о резервировании доли средств государственных программ для дополнительного финансирования приграничных территорий, предоставлении налоговых кредитов на капитальные вложения в развитие их инфраструктуры. 5. Приоритетного рассмотрения и принятия законопроектов, определяющих условия приграничного сотрудничества. 6. Законодательного закрепления упрощенного пересечения пограничного, таможенного, иммиграционного и иных видов контроля в отношении граждан, постоянно проживающих на территориях приграничных областей. 7. Создания на базе загранпредставительств совместных торговых палат, бизнес центров и других структур, ориентированных на поддержку межрегионального приграничного сотрудничества. Региональным органам власти (участникам приграничного сотрудничества) необходимо: -совместно с республиканскими органами власти осуществлять постепенный перевод приграничных связей на долгосрочную основу с разработкой соответствующих целевых программ развития инфраструктуры приграничных территорий, сопутствующих коммуникационных связей в приграничной зоне; -способствовать повышению степени интегрированности экономики приграничных территорий, реализации договоренностей в области таможенного, правового и экономического взаимодействия; -в соответствии с республиканским законодательством совершенствовать нормативно-правовую базу, способствующую расширению участия в приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей; -оказывать помощь соотечественникам, проживающим на сопредельных территориях зарубежных государств, в сохранении ими своей культурной, языковой и религиозной самобытности. Решение этих вопросов позволит повысить результативность сотрудничества приграничных областей. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Для реализации стратегии развития ВЭД Воронежской области в 2000 гг. предполагается осуществление следующих мероприятий: Развитие внешнеэкономической деятельности Воронежской области и Программы развития ее экспортного комплекса, ориентированных на формирование оптимального профиля международной специализации региона в структуре мирохозяйственных связей. Ежегодная разработка и принятие Областной Думой одновременно с областным бюджетом региональной программы развития внешнеэкономической деятельности, включающей перечень мер ее стимулирования, в том числе и финансовых. Проведение систематической работы по изучению и анализу структуры внешнеэкономической деятельности, изменению ее эффективности на уровне региона и отдельных предприятий. Активное использование мер экономической дипломатии для создания благоприятных условий внешнеэкономической деятельности предприятий Воронежской области и защиты их интересов за рубежом. Широкое привлечение всех заинтересованных субъектов хозяйственной деятельности к проведению совместных мероприятий по развитию ВЭС Воронежской области. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |